Научная статья на тему 'Инвентаризация зелёных насаждений и оценка их состояния на территории средней общеобразовательной начальной школы - детского сада № 165 г. Красноярска'

Инвентаризация зелёных насаждений и оценка их состояния на территории средней общеобразовательной начальной школы - детского сада № 165 г. Красноярска Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
444
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ДЕРЕВЬЯ / КУСТАРНИКИ / ЦВЕТНИКИ / INVENTORY / LANDSCAPED AREAS / TREES / SHRUBS / FLOWER BEDS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Шенмайер Н.А., Логинова Е.В.

Приведены результаты инвентаризации зеленых насаждений территории средней общеобразовательной начальной школы-детского сада № 165 г. Красноярска. Дана количественная и качественная оценка состояния зеленых насаждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Шенмайер Н.А., Логинова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVENTORY OF GREEN SPACES AND THEIR ASSESSMENT ON-SITE SECONDARY PRIMARY SCHOOL - KINDERGARTEN № 165 OF KRASNOYARSK

The results of inventory of green plantings-site secondary primary school-kindergarten № 165 of krasnoyarsk. Quantitative and qualitative assessment of the condition of green plantings.

Текст научной работы на тему «Инвентаризация зелёных насаждений и оценка их состояния на территории средней общеобразовательной начальной школы - детского сада № 165 г. Красноярска»

УДК: 630

Шенмайер Н. А.

к. с.-х. н., доцент,

ФГБОУ ВО «Сибирский Государственный Технологический Университет»

Логинова Е. В.

студент,

ФГБОУ ВО «Сибирский Государственный Технологический Университет»

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕЛЁНЫХ НАСАЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ИХ СОСТОЯНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ — ДЕТСКОГО САДА № 165 Г. КРАСНОЯРСКА

Приведены результаты инвентаризации зеленых насаждений территории средней общеобразовательной начальной школы-детского сада № 165 г. Красноярска. Дана количественная и качественная оценка состояния зеленых насаждений.

Ключевые слова: инвентаризация, зеленые насаждения, деревья, кустарники, цветники.

Agris subject categories: A01, F02, F62

N. A. Shenmaier

Ph.D. (Agricultural sciences), Associate Professor, Krasnoyarsk, Russia siberian state technological university

E. V. Loginova

Student

Krasnoyarsk, Russia siberian state technological university

THE INVENTORY OF GREEN SPACES AND THEIR ASSESSMENT ON-SITE SECONDARY PRIMARY SCHOOL — KINDERGARTEN № 165 OF KRASNOYARSK

The results of inventory of green plantings-site secondary primary school-kindergarten № 165 of krasnoyarsk. Quantitative and qualitative assessment of the condition of green plantings.

Key words: inventory, landscaped areas, trees, shrubs, flower beds.

Agris subject categories: A01, F02, F62

Правильно организованные зеленые насаждения улучшают микроклимат участка, служат живым наглядным пособием для знакомства детей с родной природой и свойствами отдельных растений, помогают воспитывать у них эстетическое чувство, любовь к природе. В связи с этим при озеленении территорий детских садов, лагерей, школ необходимо использовать по возможности наиболее разнообразный породный и видовой состав растений.

Зеленые насаждения на территориях детских учреждений имеют и большое оздоровительное значение. Их организуют с учетом длительного пребывания детей на воздухе. Территории детских участков должны быть максимально озеленены и изолированы от прилегающих к ним улиц путем создания пограничных древесно-кустарниковых полос [1].

Объектом исследования являлась начальная школа-детский сад № 165, которая располагается по улице проспект Газеты Красноярский Рабочий 165 «б» в Свердловском

районе города Красноярска. Общая площадь исследуемого участка начальной школы-детского сада и прилегающей к ней территории составляет 1,6 га.

Инвентаризация зеленых насаждений проводилась по методике В.С. Теодоронского [2]. Насаждения на территории учреждения и прилегающей к нему территории представлены в виде рядовых посадок деревьев и кустарников; групповых посадок; одиночных экземпляров деревьев; живых изгородей кустарников. Породный состав зеленых насаждений на территории изучаемого объекта представлен в таблице 1.

При инвентаризации зеленых насаждений установлено, что породный состав участка формируют шесть семейств, девять родов и видов. Наибольшее количественное распространение получили представители семейства Rosaceae, Salicaceae, Oleaceae, Aceraceae, Ulmaceae. Доминирующими породами среди деревьев являются тополь бальзамический (Populus balsamifera) — 44 %; клен ясенелистный (Acer negundo) — 22 %, вяз приземистый (Ulmus pumila) — 14 %; среди кустарников — спирея японская (Spiraea japonica) — 92 %. Исследования показали, что в составе насаждений территории начальной школы-детского сада встречаются как представители местной флоры, так и интродуценты флоры Дальнего Востока, Европы, Северной Америки и являются доминирующими породами в насаждениях.

Таблица 1 — П "Тородный состав насаждений

Семейство Род Вид Количество экземпляров

Деревья

Ильмовые (Ulmaceae) Вяз (Ulmus) Вяз приземистый (Ulmus pumila) 11

Сосновые (Pinaceae) Ель (Picea) Ель сибирская (Picea obovata) 5

Ивовые (Salicaceae) Тополь (Populus) Тополь бальзамический (Populus balsamifera) 35

Клёновые (Aceraceae) Клён (Acer) Клён ясенелистный (Acer negundo) 17

Липовые (Tiliaceae) Липа (Tilia) Липа мелколистная (Tilia cordata) 8

Розоцветные (Rosaceae) Черемуха (Padus) Черемуха Мака (Padus maackii) 1

Розоцветные (Rosaceae) Яблоня (Malus) Яблоня сибирская-(Malus sibirica) 2

Итого 79

Кустарники

Маслинные (Oleaceae) Сирень (Syringa) Сирень венгерская (Syringa josikaea) 33

Розоцветные (Rosaceae) Таволга (Spiraea) Спирея японская (Spiraea japonica) 394

Итого 427

Всего 506

Состояние насаждений оценивается как «хорошее» и составляет 53 % от общего количества экземпляров, «удовлетворительное» — 33 %, «неудовлетворительное» — 14 %. Оценка жизненного состояния насаждений показала, что доминирующие породы клен ясенелистный и сирень венгерская относится к категории «без признаков ослабления». К

категории «ослабленные» отнесены насаждения яблони сибирской, вяза приземистого, так как имеются признаки заболеваний листьев и повреждений вредителями. Таким образом, к удалению на объекте предлагаются следующие виды растений: тополь бальзамический — 3 шт., яблоня сибирская — 2 шт., черемуха Маака — 1 шт. и сирень венгерская — 9 шт.

Цветники на территории объекта исследования выполнены в регулярном стиле и располагаются в непосредственной близости к зданию начальной школы — детского сада и имеют четкие геометрические формы: квадрат, треугольник, прямоугольник и полукруг. Ассортимент декоративных травянистых растений представлен однолетними растениями и весьма скуден. Использованы в основном виды: тагетес отклоненный, тонколистый и прямостоячий, цинерария морская, петуния садовая, касмея и алиссум морской. В ходе проведения инвентаризации цветников выявлено нарушение законов композиционного построения. Эстетическое состояние цветников имеет неудовлетворительную оценку. Все цветники нуждаются в уходе или ремонте.

Таким образом, на территории начальной школы — детского сада зеленые насаждения занимают 6911,5 м2 или 43,2 % из них 41 % газоны, деревья, кустарники и 2,2 % — цветники. Здания и сооружения занимают площадь 1364 м2 или 8,5 %, площадки различного назначения, дороги и аллеи — 7724,5 м2 или 48,3 %. Для эффективного функционирования зеленых насаждений на данной категории объектов их площадь должна составлять 65-70 % от общей площади объекта, поэтому возникает необходимость в выборочной реконструкция существующих насаждений.

Литература

1. Холявко В.С., Глоба-Михайленко ДА. Дендрология и основы зеленого строительства. — Москва: Высшая школа, 1980 — 248 с.

2. Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест. Градостроительные основы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.С. Теодоронский, Г.П. Жеребцова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.