Научная статья на тему 'Инвентаризация выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от объектов инфраструктуры объектов специализированного назначения'

Инвентаризация выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от объектов инфраструктуры объектов специализированного назначения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
225
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дорохина М.В., Звягинцева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвентаризация выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от объектов инфраструктуры объектов специализированного назначения»

системы управления экологической безопасностью, мы предлагаем следующую последовательность при формировании модели управления экологической безопасности:

- постановка задач и изучение информации к поставленным задачам для окончательной формулировки задач исследования;

- разработка моделей в описательной, математической или других формах представления;

- выбор критериев эффективности или критериев принятия решений для рационализации исследуемых систем управления экологической безопасностью;

- разработка методов и средств для решения поставленных задач, в том числе разработка вычислительных алгоритмов и программ для реализации их с помощью вычислительной техники;

- экспериментальные исследования теоретических разработок, включая проверку их в производственных условиях;

- разработка рекомендаций и нормативно-технической документации для практического использования предложенных и исследованных методов и средств, а также оптимизационных моделей систем управления экологической безопасностью.

Список использованной литературы

1. Шмандш В.М. Еколопчна безпека [Текст]: тдручник / В.М. Шмандш, В.Ю. Некос. - Х.: ХНУ iм. В.Н. Каразша, 2008. - 436 с.

2. Шмандий В.М. Теоретические и практические основы управления техногенной безопасностью на региональном уровне [Текст] / В.М. Шмандий // Захист довкшля вщ антропогенного навантаження. - Вип. 4(6). - Кременчук, 2001.- С. 95-100.

3. Вамболь С.А. Системный подход к управлению экологической безопасностью, использующий многофазные дисперсные структуры [Текст] / С.А. Вамболь, А.В. Метелев // Пожаротушение, проблемы, технологии, инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. - С. 347-351.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЪЕКТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

М.В. Дорохина, студентка, А.В. Звягинцева, доцент, к.т.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Особую опасность для экологического состояния представляет военная деятельность современных государств. Повседневная деятельность как вооруженных сил в целом, так и воинской части, военного объекта в частности

оказывает на окружающую среду негативное воздействие различными антропогенными экологическими факторами. Это, прежде всего радиационное, световое, тепловое, химическое, шумовое, электромагнитное загрязнение окружающей среды, загрязнение бытовыми и хозяйственными отходами, нерациональное и с нарушением технологий использование природных ресурсов. Поэтому сейчас, когда жизненная необходимость сохранения окружающей среды неизмеримо возрастает, небывалую остроту приобретает особая проблема военной теории и практики - проблема экологическая [1, 2].

Летно-испытательный комплекс № 3 Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова находится в городе Ахтубинске Астраханской области. Является подразделением Федерального государственного унитарного предприятия Российской самолетостроительной корпорации «МИГ», которая находится в городе Москве. Предприятие готовой продукции не производит, занимается испытанием и доводкой авиационной техники, расположено на трех производственных площадках:

Гараж - 1 площадка.

Ангар (АЛ-1) - 2 площадка.

Причал теплохода - 3 площадка.

При работе дизеля-генератора в атмосферу выделяются: оксид углерода, керосин, оксид азота, оксид серы, сажа, формальдегид, бензапирен. Дизель -генератор используется для запуска авиационных двигателей.

При гоночных испытаниях авиационных двигателей в атмосферу выделяются: оксид углерода, керосин, оксид азота, оксид серы, сажа.

Для подзарядки аккумуляторов используется зарядное устройство, при работе зарядного устройства от электролита в атмосферу выделяются пары серной кислоты.

Третья площадка - стоянка прогулочного теплохода. От работы двигателя при швартовке теплохода «Каскад» в атмосферу выбрасываются: оксид углерода, керосин, оксид азота, оксид серы, сажа. Количество загрязняющих веществ выделяющихся в атмосферу от объектов инфраструктуры приведено в таблице 1.

На распределение и концентрацию выделяемых вредных веществ в атмосферу влияют климатические факторы. Проведён анализ влияния следующих факторов: скорость ветра, темп воздуха, влажность воздуха и влияния осадков. Средняя годовая скорость ветра равна 4,8 м/сек. Осадки и высокие температуры способствуют интенсивному разложению токсичных веществ. Результаты показаны в таблице 2.

Для каждого источника загрязнения мы рассчитываем максимальный выброс вредных веществ выделяемых в атмосферу [3].

Результаты показали, что наибольшее содержание имеет оксид азота из всех выбрасываемых вредных веществ на данной установке. А на втором месте -угарный газ. В результате проведенной инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии выявлено 11 источников. Всего выбрасывается в атмосферу - 1,648 т/г загрязняющих веществ, в том числе жидких и газообразных - 1,597435 т/г.

Таблица 1

Количество загрязняющих веществ выделяющихся в атмосферу

Загрязняющее вещество Кол-во загрязняющих веществ, отходящих от Выбрасывается без очистки Всего выброшено в

Наименование источников выделения Всего атмосферу

Загрязняющего вещества т/год

Всего: 1,647 1,647 1,647

из них

Твердые: 0,05 0,05 0,05

Оксид железа (III) Бе203 0,02126 0,02126 0,02126

Углерод черный (Сажа) 0,0152478 0,015248 0,015248

Пыль абразивная 0,01388 0,01388 0,01388

Жидкие и газообразные: 1,597 1,597 1,597

Оксид азота (IV) N02 0,249669 0,249669 0,249669

Оксид азота (II) N0 0,0406009 0,040601 0,040601

Серная кислота (Н2804) 0,0000287 2.87Е-05 2.87Е-05

Оксид серы (IV) Б02 0,046527 0,046527 0,046527

Оксид углерода (II) 1,051396 1,051396 1,051396

Бензин 0,089868 0,089868 0,089868

Керосин 0,116045 0,116045 0,116045

Формальдегид 0,0033 0,0033 0,0033

Таблица 2

Суммарные нормативы выбросов загрязняющих веществ в целом по предприятию (Расчёты проведены с использованием программы УПРЗА ЭКОЛОГ)

№ Наименование вещества ПДВ т/г ПДВ г/с

п/п

1 Оксид азота (IV) NO2 0,0198 1,8066

2 Оксид азота (II) NO 0,0032 0,29356

3 Углерод черный (Сажа) 0,0011 0,0124

4 Оксид серы (IV) SO2 0,0024 0,46874

5 Оксид углерода (II) 0,7468 4,18336

6 Бензин 0,0899 0,0341

7 Керосин 0,0084 0,76479

8 Пыль абразивная 0,01388 0,00315

9 Оксид железа (III) Fe2O3 0,02126 0,00494

10 Формальдегид 0,0033 0,002

Мероприятия для снижения риска загрязнения природной среды:

- следить за выполнением правил эксплуатации и поддерживать в исправном состоянии технические устройства, обеспечивающие очистку, обезвреживание и обеззараживание вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух;

- следить за соблюдением мер безопасности и предотвращать утечку агрессивных жидкостей, моющих растворов, лаков и красителей на пунктах

обслуживания аккумуляторных батарей, технического обслуживания и ремонта техники;

- создание и бесперебойную эксплуатацию установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ, содержащихся в отходящих газах технологических и вентиляционных систем.

Список использованной литературы

1. Алисов А.С. Курс климатологии. Ч.1. Общая климатология. Уч. пособ. для ун-тов и гидрометеорологических ин-тов. - Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1954. - 321 с.

2. Зверев А.С. Синоптическая метеорология. Л.: Гидрометиздат, 1948. -

696 с.

3. Норавлянский Г.Я. Содержание авиационно-климатического описания и методика их составления. ЛКВВИА им. Можайского. Гидрометеоиздат, 1968 -268 с.

ВОЗМОЖНЫЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ПЫЛЕГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ ПРИ МАССОВЫХ ВЗРЫВАХ НА КАРЬЕРАХ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

А.Ю. Завьялова' студентка, А.В. Звягинцева, доцент, к.т.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

ОАО «Михайловский ГОК» - одно из трех действующих горнорудных предприятий бассейна КМА. Профилем работ комбината является добыча и переработка богатых руд (производство аглоруды и доменной руды), добыча неокисленных железистых кварцитов и их обогащение, окускование концентрата и окатышей. Запасы руды месторождения составляют свыше 11 млрд.т.

Технологический процесс Михайловского ГОКа включает следующие основные стадии:

- горные работы;

- производство аглоруды и доменной руды;

- производство концентрата;

- производство окатышей.

В процессе разработки месторождения полезного ископаемого в атмосферу карьера от ряда источников выделяются пыль и ядовитые газы. Интенсивность их выделения зависит от свойств и состояния горной породы, погодных условий, техники и технологии разработки, эффективности применения способов подавления пыли и вредных газов.

Одним из интенсивных неорганизованных источников вредных выбросов в атмосферу является массовый взрыв. Однако в настоящее время известные способы пылегазоподавления практически не применяются из-за своей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.