Научная статья на тему 'Инвентаризация сетевого оборудования в процессах эксплуатации телекоммуникационной компании'

Инвентаризация сетевого оборудования в процессах эксплуатации телекоммуникационной компании Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1434
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвентаризация сетевого оборудования в процессах эксплуатации телекоммуникационной компании»

УДК 004.272.3 Тактаров Р.Н.

Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (Пензенский филиал), Пенза, Россия

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ПРОЦЕССАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ

Введение

Сегодня перед различными телекоммуникационными компаниями стоит задача не просто учёта и хранения информации о состоянии сетевых устройств, но задача выхода на более качественный уровень проведения инвентаризации сетевого оборудования. При этом, предъявляются повышенные требования к работе информационных систем, обеспечивающие учет и инвентаризацию этого оборудования - систем инвентаризации (СИ).

Системы инвентаризации являются одним из компонентов Системы эксплуатационной поддержки и используется для автоматизации процессов управления сетью и сетевым оборудованием. СИ востребованы на предприятиях с большим количеством производственных и эксплуатационных операций. Среди них -операторы связи, поставщики коммунальных услуг, компании топливно-энергетического комплекса и электроэнергетики и др.

Высокий уровень ручного труда в рутинных операциях существующих бизнес-процессов, изменение социальных ожиданий и маркетинговой ситуации, острая конкуренция в отрасли телекоммуникаций, изменение законодательства и снижение доходности от традиционных услуг связи влияют на конкурентоспособность оператора связи и требуют от него оптимизации жизненного цикла разработки и внедрения новых услуг, повышение уровня доступности предоставляемых услуг, а также скорости подключения к интересующим услугам [1] . Также, от оператора связи требуется создание однородной информационно -телекоммуникационной инфраструктуры, которая отличается высокой степенью автоматизации, гибкостью настройки и конфигурирования, масштабируемостью и высокой эффективностью функционирования. Без точной и корректной информации о состоянии сетевых ресурсов, автоматизация эксплуатации бизнеспроцессов будет затруднена, так как на основе некорректной информации будут приниматься ошибочные решения, ведущие к трудно прогнозируемым затратам.

Неправительственная организация Форум сетевого управления (TeleManagement Forum, TMF) разрабатывает систему взглядов на проблемы управления телекоммуникациями по принципу «сверху-вниз» (от

управления сетью связи в целом до настроек конкретного сетевого элемента), используя современные информационные технологии и модели бизнес-процессов для разработки рекомендаций операторам связи по использованию сетевого управления для решения эксплуатационных и бизнес задач. Основные положения TMF рассматриваются в рамках документа eTOM (enhanced Telecom Operations Map), который в настоящее время является частью МСЭ-Т М.3050 [2,3,4]. В фокусе документа eTOM являются бизнес-

процессы, используемые операторами связи, связи между этими процессами, идентификация необходимых интерфейсов и использование информации пользователя, услуги, ресурса, поставщика/партнера многими процессами.

Далее перечислены понятия, необходимые для понимания задач управления, которые изложены в TMF:

Пользователь/Клиент — объект, использующий услуги, предоставляемые провайдером.

Провайдер — компания, основной бизнес которого состоит в предоставлении телекоммуникационных услуг/услуг электросвязи.

Оператор — организация или компания, которая использует телекоммуникационную инфраструктуру. Оператор также может быть провайдером.

Услуга — разрабатывается для продажи внутри продуктов.

Ресурс — физические и логические компоненты, используемые при создании услуги. Ресурсы включают элементы сети, программное обеспечение, информационные системы и технологические компоненты.

Поставщик/партнер — компания или организация, предоставляющая свои услуги или продающая това-ры/продукты оператору связи.

Процесс — описывает систематизированное последовательно множество функциональных действий (функций), которые завершаются выходными данными или определенным результатом.

Информационная модель Telecommunication Management Network (TMN) введена МСЭ-Т и означает «Сеть управления электросвязью» (МСЭ-Т М.3010). Информационная модель управления в рамках TMN строится с использованием объектно-ориентированного подхода и построением диаграмм с помощью языка UML. Принципы построения обеспечивает реализацию задач по управлению, контролю и эксплуатации разнородного телекоммуникационного оборудования и средств связи, изготовленные различными производителями. Технически TMN представляет собой распространенную или централизованную вычислитель -ную систему, которая состоит из серверов, рабочих станций и персональных компьютеров, которые связаны между собой с помощью сетевого оборудования. Объектом управления сети TMN являются сетевые ресурсы (логические и физические), которые физически представляют собой сетевые элементы и аппаратуру, на определенные свойства которых можно осуществлять управляющее воздействие. Можно заключить [5], что по перечню объектов управления TMN и система технического учёта (ТУ) совпадают. В информационной модели TMN для достижения целей и решения задач ТУ принципиально важным является как максимально полный и достаточно детализированный состав объектов управления, так и внутренняя логика системы ТУ, которая не позволяет внести некорректные сведения.

Можно сделать вывод о том, что информационная модель TMF является коммерчески направленной и отражает моменты, связанные с поставщиками оборудования и услугами связи, со сведениями о потребителях и заказчиках услуг, с пропуском трафика и т. д., а модель TMN прежде всего ориентирована на физические ресурсы [2]. Данные модели также описывают классы объектов управления с описанием параметров данных классов. Однако такая стандартизация описания объектов на уровне международной организации не обеспечивает гибкости описания разнообразного телекоммуникационного оборудования. Необходима методика и СИ, которая, с одной стороны позволила бы гибко описать объекты управления с той детализацией и параметрами, которые необходимы конкретному оператору связи, а с другой, чтобы доступ к системе ТУ и объектам управления из системы ТУ были унифицированы.

Основная часть

Функциональным назначением информационной системы по инвентаризации сетевого оборудования (системы ТУ) являются: сбор, обработка, хранение и предоставление информации об устройствах на информационно-телекоммуникационной сети. Отличительной особенностью данного типа систем инвентаризации является то, что доступ к объекту инвентаризации осуществляется по протоколам сетевой модели OSI. Т.е. объект управления должен являться частью информационно телекоммуникационной се-

ти. Инвентаризация сетевого оборудования понимается не как прием бухгалтерского учета, при котором проверяется фактическое наличие имущества организации на определенную дату, а как средство для обеспечения процессов эксплуатации информационно-коммуникационной сети информацией об используемом сетевом оборудовании. Пользователями системы технического учёта являются подразделения технической эксплуатации и управления услугами оператора связи. Пользователи системы получают доступ к функциям и сведениям системы в соответствии с делегированными администратором СИ правами .

Рассмотрим основные процессы технической эксплуатации одной из крупных телекоммуникационных компании России (ТОП-20 на 2013 год, по рейтингу CNews), которые состоят из процессов «монтаж», «ремонт», «апгрейд»(перенос), «модернизация» и «обследование».

Рассмотрим процесс «монтаж», который описывает подключение нового клиента (точки клиента). Процесс монтажа состоит из нескольких основных этапов:

Инициация монтажа после продажи Услуги Клиенту.

Анализ инженерно-технического решения, выделение сетевых ресурсов, определение необходимости выезда.

Подготовка к выезду, административное согласование доступа на объект, предварительная настройка оборудования (предактивация).

Выезд на объект, монтаж, активация тестовой услуги.

Демонстрация тестовой Услуги, подписание технического и коммерческого Актов.

Полная активация услуги.

Внесение данных о монтаже в систему биллинга и систему технического учета.

В данном процессе работа с системой технического учета производится на этапах активации услуги (настройки оборудования, системы биллинга и пр.) и внесения данных о монтаже после выполнения работ. В данном процессе, работа с системой технического учета производится во время (или по окончанию) выполнения настройки сетевого оборудования. Один инженер может выполнять одновременно несколько монтажей (быть включенным в несколько процессов «монтаж» или других), и, в большинстве случаев, работа по заполнению системы технического учета является рутинной задачей (внесение однотипной информации), поэтому возрастает вероятность внесения ошибочных сведений, а также это приводит к увеличению времени выполнения монтажа. Фактор времени достаточно важен, поскольку выполнение монтажа осуществляется двумя отделами эксплуатации (в обычном случае), поэтому, пока ведется работа по заполнению системы технического учета, другой отдел(-ы) могут простаивать. Также, в компании могут быть установлены нормативы по времени выполнения большинства процессов эксплуатации. Достоверность вносимых сведений в данном процессе также является очень важным моментом, поскольку, от качества и полноты этих сведений будет зависеть скорость решения возможных проблем, возникших после выполнения монтажа (процесс «ремонт»), а также в случае изменения схемы подключения оборудования и изменения настроек оборудования (процессы «апгрейд» и «модернизация»). Несоответствие фактически установленного сетевого оборудования и данных в системе ТУ могут внести путаницу в работу отделов эксплуатации, что может привести к не прогнозируемым трудовым и материальным затратам (дополнительный выезд монтажников, получения допусков к объектам, анализ фактической схемы включения сетевого оборудования и т. д.).

Процесс «апгрейд»(перенос точки) состоит из следующих этапов:

Инициация Upgrade/Переноса.

Выполнение заявки на Upgrade/Перенос.

Демонтаж Услуги по старому адресу.

Монтаж Услуги по новому адресу.

Т. к. важность системы ТУ в процессе «монтаж» уже описана, то далее рассмотрим процесс «демонтаж».

Процесс «демонтаж» услуги производится в следующие этапы:

Выяснение списка оборудования и сетевых ресурсов закрепленных за Клиентом.

Процесс удаления сетевых настроек клиентского оборудования. Удаление настроек в биллинге.

Согласование списка оборудования под демонтаж. Выезд на объект Клиента для демонтажа оборудования .

Первые два пункта процесса «демонтаж» сопровождаются работой с системой технического учета (изменение/расформирование технической схемы подключения точки клиента). И, также как и с процессом «монтаж», достоверность данных и оперативность доступа к этим данным имеют большое значение, поскольку от этого зависит скорость и качество выполнения текущих и последующих работ, особенно, в случае демонтажа части оборудования.

В процессе «обследование» для подключения точки клиента или для изменения параметров существующего подключения, состояние технического учета имеет важную роль. Особенно когда нужно оперативно и максимально точно оценить состояние инфраструктуры доступа (загруженность конкретного сектора базовой станции, состояние существующего оборудования на «последней миле», нали-чие/отсутствие портов на коммутаторе и др.) и транспортной инфраструктуры для оценки готовности предоставить услугу с заявленным уровнем качества, необходим оперативный доступ к системе технического учета с возможностью оценки сетевых ресурсов.

Для процесса «ремонт» критически стоит вопрос наличия оперативного доступа к системе технического учета и достоверным сведениям о технической схеме включения. От этого зависит скорость и качество решения возникшей проблемы (снижение качества параметров услуги/отсутствие услуги), следовательно, компетенция сотрудников и репутация оператора связи, удовлетворенность клиентом предоставленной ему услугой и влияние отсутствия/деградации предоставляемых услуг связи на бизнес процессы клиента. В настоящее время уровень предоставляемого клиентского сервиса надлежащего качества является конкурентным преимуществом в отрасли связи, поскольку почти в каждом регионе России (особенно в развитых странах мира), присутствует по несколько операторов связи, которые предоставляют практически одни и те же услуги, иногда одного качества. Поэтому, одним из определяющих факторов, наряду с маркетинговой стратегией оператора связи и предоставляемым качеством связи, является уровень клиентского сервиса. Особенно это важно для юридических лиц, поскольку доступность и скорость восстановления сервиса часто определяет доходы бизнеса клиента.

Процесс «модернизация» обеспечивает изменение технической схемы включения, с целью обеспечения оптимальных характеристик систем передачи услуг электросвязи в связи с внешними обстоятельствами. По важности влияния системы ТУ этот процесс сопоставим с процессом «монтаж».

Как видно из краткого описания основных процессов отдела эксплуатации оператора связи, система технического учета сетевого оборудования является важным элементом в деятельности оператора связи. На основании описания процессов эксплуатации можно сделать вывод, что скорость и простота доступа к системе ТУ, автоматизация вносимых сведений в систему ТУ и доступ к достоверным сведениям об инфраструктуре сети, являются важными требованиями к системе ТУ. Автоматизация вышеописанных процессов неизбежна, в силу того, что требования клиентов к предоставляемым сервисам постоянно увеличиваются, что ведет к усложнению и разрастанию телекоммуникационной инфраструктуры, которая пополняется разнообразным и мультивендорным оборудованием. Для управления такой достаточно сложной разрастающейся инфраструктурой, система ТУ должна обладать простым управлением. Скорость и простота доступа к системе не должны зависеть от используемой операционной системы и устройства доступа пользователя системы ТУ, поэтому важным моментом является обеспечение кросс-платформенности СИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Гургенидзе. Сравнительный анализ платформ автоматизированных систем технического учета сетевых ресурсов операторского класса. //Журнал Billing World, 2009

2. ITU-T Recommendation M.3050.1 enhanced Telecom Operations Map (eTOM) - The business process framework. - 2007.

3. ITU-T Recommendation M.3050.2 enhanced Telecom Operations Map (eTOM) - Process decompositions and descriptions. - 2007.

4. ITU-T Recommendation M.3050.3 enhanced Telecom Operations Map (eTOM) - Representative process flows. - 2007.

5. А.Ю. Гребешков. Управление и технический учет ресурсов в телекоммуникациях. - М.: ИРИАС,

2008. - 326с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.