Научная статья на тему 'Инвентаризация парниковых газов – углеродная политика – конкурентоспособность'

Инвентаризация парниковых газов – углеродная политика – конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY EFFICIENCY / COMPETITIVENESS / ENERGY SAVING / ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / УГЛЕРОДНАЯ ПОЛИТИКА / УГЛЕРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УГЛЕРОДОЕМКОСТЬ / CARBON POLICY / CARBON MANAGEMENT / ENERGY MANAGEMENT / CARBON INTENSITY / GREENHOUSE GASES / INVENTORY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Языков Сергей Алексеевич, Ануфриев Валерий Павлович

в данной работе представлен анализ инвентаризации эмиссии парниковых газов в Свердловской области, определены тренды эмиссии (актуальность подчеркивается тем, что обстановка в свердловской области может совпадать как с другими промышленными регионами, так и с Россией в целом). Определён ключевой эмиссэр в промышленности. Авторами проанализирована текущая обстановка в России по низкоуглеродному развитию и выявлена связь с конкурентоспособностью как страны, так и отдельных хозяйствующих в ней субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the paper analyzes the inventory control of the emission of greenhouse gases in the Sverdlovsk Region, and defines the emission trends. The relevance of such analysis is emphasized by the fact that the situation in the Sverdlovsk Region may be the same as in other industrial regions or in Russia in general. The paper determines the key emitting industrial facilities. The authors analyzed the current situation with low-carbon development in Russia, and revealed its relation to the competitiveness of both of the country and of the specific economic entities.

Текст научной работы на тему «Инвентаризация парниковых газов – углеродная политика – конкурентоспособность»

Экономика

УДК 33

РС!: 10.21661/Г-81156 С.А. Языков, В.П. Ануфриев

Инвентаризация парниковых газов -углеродная политика - конкурентоспособность

Аннотация

В данной работе представлен анализ инвентаризации эмиссии парниковых газов в Свердловской области, определены тренды эмиссии (актуальность подчеркивается тем, что обстановка в Свердловской области может совпадать как с другими промышленными регионами, так и с Россией в целом). Определён ключевой эмиссэр в промышленности. Авторами проанализирована текущая обстановка в России по низкоуглеродному развитию и выявлена связь с конкурентоспособностью как страны, так и отдельных хозяйствующих в ней субъектов.

I Ключевые слова: инвентаризация парниковых газов, углеродная политика, углеродный менеджмент, энергоменеджмент, энергосбережение, энергоэффективность, углеродоемкость, конкурентоспособность.

S.A. Yazykov, V.P. Anufriev

Greenhouse gases' inventory control - carbon policy - competitiveness

Abstract

The paper analyzes the inventory control of the emission of greenhouse gases in the Sverdlovsk Region, and defines the emission trends. The relevance of such analysis is emphasized by the fact that the situation in the Sverdlovsk Region may be the same as in other industrial regions or in Russia in general. The paper determines the key emitting industrial facilities. The authors analyzed the current situation with low-carbon development in Russia, and revealed its relation to the competitiveness of both of the country and of the specific economic entities.

I Keywords: greenhouse gases, inventory control, carbon policy, carbon management, energy management, energy saving, energy efficiency, carbon intensity, competitiveness.

2016 год должен стать для России знаменательным в сфере борьбы с изменением климата.

В сентябре прошлого года в Нью-Йорке при активном участии России была утверждена повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В декабре прошлого года Климатическая конференция ООН в Париже, в которой принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин, одобрила Парижское соглашение к рамочной конвенции ООН об изменении климата. Россия вместе с подавляющим большинством государств мира подписала этот многосторонний договор [1].

Если разобрать текущую ситуацию детальнее, еще в 2013 году Указом Президента РФ №752 «о сокращении выбросов парниковых газов (ПГ)» были установлены такие приоритетные цели как сокращение эмиссии ПГ на 25% от базового 1990 на период

до 2020,а также создание системы регулирования выбросов ПГ.

На Парижской конференции в конце 2015 Президент РФ высказал необходимость на период после 2020 года снизить эмиссию ПГ на 30%.

На основании анализа работ, проведенных Уральским центром энергосбережения и экологии (УЦЭЭ) по Свердловской области, был составлен ретроспективный отчет эмиссии парниковых газов (ПГ), на основе которого определены прогнозные значения этих выбросов. Сводная информация по эмиссии ПГ была составлена по отчетам УЦЭЭ за 2001, 2006 и 2010 годы.

Объявленные обязательства, 70% после 2020г, спроецируем на полученные данные, становится понятно -при прогнозном тренде без программы энергоэфектив-ного (низкоуглеродного) развития, обязательства могут быть не выполнены (рис. 1).

Есошткз

Рис. 1. Эмиссия парниковых газов в Свердловской области, сопоставленная с уровнем обязательств, обозначенных Президентом России

Тренд показывает рост эмиссий парниковых газов на 0,67% в год, а учитывая динамику экономического развития Свердловской области, уже сейчас это создает предпосылки для дальнейшего интенсивного роста выбросов ПГ [2].

Что касается ситуации в России в целом, сектор промышленные процессы и использование продукции показывает пусть не большой, но стабильный прирост эмиссии ПГ.

Для примера в 2013 г. сектор «промышленные процессы» показал рост по выбросам ПГ на 1,84%, объем выбросов составил 72,8% от уровня выброса ПГ в 1990 г. [3].

Россия последовательно проводит политику снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и повышения энергоэффективности экономики, а также устанавливает ориентиры для перехода на низкоуглеродный путь развития национальной экономики.

План действий Правительства РФ: 2015-2016 гг создать систему мониторинга, отчетности и верификации на предприятиях и в регионах; с 2016 г представлять ежегодную отчетность о выбросах ПГ обязаны все промышленные и энергетические предприятия с выбросом более 150 тыс. т. СО2-экв, а с 2017 г. более 50 тыс. т. СО2-экв [4].

Все это стимулируется так же тем, что принятые в Нью-Йорке и Париже документы задают вектор развития мира на среднесрочную перспективу с учетом экономических, социальных и экологических факторов. Их реализация призвана содействовать повороту к эффективной, ресурсосберегающей и экологически безопасной экономике. Эта тенденция уже находит отражение в многосторонних договоренностях и в национальных законодательствах, в том числе путем введения соответствующих производственных, природоохранных и иных стандартов [1].

Ключевой момент в том, что это сильнее всего касается крупного энергоемкого промышленного бизнеса, который в большей степени после энергетики влияет на эмиссию ПГ и прочие экологические аспекты. Ниже представлены схемы наглядно это демонстрируют (см. рис. 2). Данные получены из источника [3].

Схемы (рис. 2) наглядно демонстрируют, что потенциал в снижении эмиссии в большей степени лежит за промышленными предприятиями, а именно предприятиями металлургии.

К слову, уже сейчас понятно, что предприятия должны будут на ряду с основными видами управленческой деятельности, с не меньшей ответственностью относится к энерго-, экологическому и углеродному менеджменту.

Одним из важнейших этапов на пути к «Зеленой экономике» и низкоуглеродному развитию, является этап формирования системы мониторинга и отчетности.

На этом этапе необходимо сформировать нормативно-правовую, методическую и институциональную базу для внедрения и функционирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации с вовлечением в нее крупнейших организаций в ключевых секторах экономики, а также разработать методические рекомендации по осуществлению инвентаризации антропогенных выбросов из источников парниковых газов в субъектах Российской Федерации с их апробацией в пилотных регионах [4].

Кроме дополнительной нагрузки на энергоемкие металлургические компании, открываются дополнительные возможности: привлечение инвестиций для внедрения инноваций, создание новых рабочих мест.

Те страны, которые сумеют этим воспользоваться, получат солидные конкурентные преимущества, эффективные инструменты для продвижения своих политических, экономических и культурных приоритетов. По прогнозу специализированной организации Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), глобальный рынок низкоуглеродных и энергетически эффективных технологий вырастет к 2020 г. почти в три раза - до 2,2 трлн долл. США. По оценкам ряда экспертов, совокупный объем инвестиций на цели сокращения выбросов парниковых газов за период с 2010 по 2020 гг. составит 10 трлн долл. США. Очевидно, что российским компаниям придется адаптироваться к новым стандартам и нормам производства, учитывать эти факторы в своих бизнес-стратегиях. Способность к такой адаптации - это залог эффективного решения задачи повышения конкурентоспособности отечественной экономики в новых условиях, что будет отвечать задаче выполнения Россией наших международных обязательств, которые мы приняли, максимально отразив наши интересы в международных договорах, о которых мы сегодня ведем речь [1].

1п1егасйуе Бс1епсе | 4 • 2016 133

Экономика

Углеродоемкость важнейший фактор конкурентоспособности продукции при ограничении на выброс ПГ. Этот показатель у продукции российских предприятий в 3-4 раза выше, чем в странах ЕС [5], что снижает конкурентоспособность на международных рынках.

Предусмотрительные компании выполняют инвентаризацию ПГ на добровольной основе: ПАО «Газпром», ООО «ЕвразХолдинг», Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат.

Очевидно, что Российским компаниям придется адаптироваться к новым стандартам и нормам производства, учитывать эти факторы в своих бизнес стратегиях. Способность к такой адаптации - это залог эффективного решения задачи повышения конкурентоспособности [1].

Большинству компаний предстоит принять эколо-го-климатические изменения, тем более что будет про-

1.

исходить ужесточение правовых норм и их обяжут делать это в обязательном порядке. Эмиссия ПГ один из индикаторов оценки ущерба наносимого окружающей среде. В будущем за превышение нормы выбросов ПГ планируется начислять штрафные санкции.

Для сокращения выбросов производству необходимо: энергосбережение, энергоэффективность, снижение углеродоемкости. Это позволит разработать низкоуглеродную политику компании.

Разобраться в этом могут помочь независимые эксперты, компаниям стоит обратить больше внимания на аутсорсинговые технологии. Современный бизнес должен действовать на опережение, не стоит ждать момента, когда проблемы заставят его совершенствоваться и изменятся. Бизнес должен быть открыт для инноваций и готов к принятию современных тенденций. От этого зависит его развитие и конкурентоспособность.

31*

4 (

\51fc

и Черная и цветная металлургия Химическая промышленность Целлюлозно-бумажная промышленность Пищевая промышленность Другие видлы промышленности

^Суммарный выброс парниковых газов от г Выбросы от сжигания топлива на тран-сектора «Энергетика» без «Сжигание стпорте

топлива»

Выбросы от сжигания топлива в энергетической промышленности

тВыбросы от сжигания топлива в других отрослях экономики

_ Выбросы от сжигания топлива промыш- -,Выбросы °т сжигания тошшвл не учтен-

ленном производстве и строительстве

1.

ные ранее

Выброс в остальных секторах (без учета землепользования и лесного хозяйства)

Производство минеральных атериалов (2.А)

Химическая промышленность (2.В)

Металлургия (2.С)

1

Использование раствлрите-лей и неэнергетических продуктов из топлива (2.D) Электронная промышленность (2.Е)

Использование фторированных заменителей ОрВ (2^)

а Производство и использование других : продуктов (2^) '■ " ■

Рис. 2. 1. Выбросы ПГ от сектора «Энергетика» с учетом сжигания топлива. 2. Доля выбросов ПГ от промышленных процессов по данным на 2013 г.

Econimics

Литература

1. Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на открытии заседания Делового совета при Министре иностранных дел Российской Федерации. - М., 2016.

2. Ануфриев В.П. Эмиссия парниковых газов и энергопотребление промышленностью Свердловской области / В.П. Ануфриев, С.А. Языков, А.А. Панченко // Эффективное и качественное снабжение и использование электроэнергии: Сб. докл. 5-й междунар. науч.-практ. конф. в рамках специализир. форума «Expo Build Russia». -2016.

3. Национальный доклад «О кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990-2013 гг.». - М., 2015.

4. Сафонов Г.В. Климатическая политика России и отчетность о выбросах парниковых газов на уровне субъектов РФ. -НИУ Высшая школа экономики, 2015.

5. Юлкин М.А. Снижение выбросов парниковых газов в промышленности России: проблемы и решения. - М., 2012.

Interactive science | 4 • 2016 135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.