Научная статья на тему 'Инвентаризация как предшествующий этап при формировании бухгалтерской отчетности предприятия'

Инвентаризация как предшествующий этап при формировании бухгалтерской отчетности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВ / ПАССИВ / ОБОРОТ / БАЛАНС / ОТЧЕТНОСТЬ / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ASSET / TURNOVER / BALANCE SHEET / REPORTING / ANALYSIS / EVALUATION / INVENTORY / LIABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцева Е.Д., Федорченко Т.А., Нор М.В.

В статье приведена краткая характеристика процесса формирования бухгалтерского баланса организации. Приводится раскрытие информации об активе и пассиве. Раскрыта информация о процессе проведения инвентаризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрявцева Е.Д., Федорченко Т.А., Нор М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTORY AS PREDSHEDSTVUYUSCHY STAGE IN DEFINING OTCHTENOSTI FINANCIAL ORGANIZATIONS

The article gives a brief description of the formation of the balance sheet of the organization. Provides disclosure of assets and liabilities.Disclosure of information on the process of inventory.

Текст научной работы на тему «Инвентаризация как предшествующий этап при формировании бухгалтерской отчетности предприятия»

Проблемы экономики и менеджмента

Е.Д. Кудрявцева

студент,

направление подготовки «Экономика», Филиал ФГБОУВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находка

Т.А. Федорченко

студент,

направление подготовки «Экономика», Филиал ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находка

М.В. Нор

студент,

направление подготовки «Экономика», Филиал ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находка

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ПРЕДШЕДСТВУЮЩИЙ ЭТАП ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье приведена краткая характеристика процесса формирования бухгалтерского баланса организации. Приводится раскрытие информации об активе и пассиве. Раскрыта информация о процессе проведения инвентаризации.

Ключевые слова: актив, пассив, оборот, баланс, отчетность, анализ, оценка, инвентаризация.

E.D. Kudryvceva, Vladivostok State University of Economics and Service in Nakhodka T.A. Fedorchenko, Vladivostok State University of Economics and Service in Nakhodka M.V. Nor, Vladivostok State University of Economics and Service in Nakhodka

INVENTORY AS PREDSHEDSTVUYUSCHY STAGE IN DEFINING OTCHTENOSTI FINANCIAL ORGANIZATIONS

Abstract. The article gives a brief description of the formation of the balance sheet of the organization. Provides disclosure of assets and liabilities.Disclosure of information on the process of inventory.

Keywords: asset, liability, turnover, balance sheet, reporting, analysis, evaluation, inventory.

Финансовое положение организации зачастую определяется наличием ресурсов, структурой источников данных ресурсов, уровнем ликвидности и платежеспособности, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации процесс проведения инвентаризации является неотъемлемой частью перед формированием заключительного годового баланса, который отразит имущественное положение организации, а также формирования отчета о финансовых результатах, который отразит финансовое положение организации.

Процесс инвентаризации заключается в проверке и сличении наличного имущества и обязательств с тем, что отражено документально в проверяемой организации.

В соответствии с законодательными нормами в области бухгалтерского учета инвентаризация проводится в ряд этапов:

- подготовительный, на котором формируется приказ о проведении инвентари-

№ 6 (46) - 2015

55

Проблемы экономики и менеджмента

зации и сама инвентаризационная комиссия;

- фактический процесс проведения инвентаризации, то есть непосредственно сама проверка наличия имущества;

- заключительный, то есть этап формирования документации, а именно: акт о проведении инвентаризации, сличительные ведомости и описи.

Необходимо помнить о том, что отсутствие одного из членов комиссии приведёт к признанию инвентаризации недействительной, это относится и к неправильному оформлению документации по результатам инвентаризации.

Именно после проведения инвентаризации, бухгалтер может формировать годовую отчётность, которая в свою очередь ляжет в основу анализа финансового положения организации.

Бухгалтерский баланс в данном случае является первоисточником для анализа финансового потенциала, так как по данным бухгалтерского баланса можно оценить положение предприятия на рынке.

Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, представляющая собой группу однородных по своему содержанию отдельных видов имущества или источников его формирования, объединенных одним наименованием и показанных в балансе одной суммой. Балансовые статьи объединяются в группы, группы - в разделы. Объединение балансовых статей в группы и разделы осуществляется в соответствии с их экономическим содержанием. Отдельные статьи баланса отражают наличие конкретных видов имущества и источников их финансирования, а объединение статей в группы и подгруппы отражает, во что вложены средства организации и как они используются.

В балансе запрещается производить зачет между различными статьями в активе и в пассиве, между статьями в части прибыли и убытка, исключение составляют случаи, при которых такого рода зачет допустим положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными на законодательном уровне. Все статьи бухгалтерского баланса, который составляется за отчетный период, должны быть подтверждены результатом проведённой инвентаризации в части активов и обязательств.

Все записи бухгалтерского учета, которые производились в процессе реформации баланса, фиксируются датой 31 декабря и являются последними проводками в отчетном году.

Капитал является одним из ключевых понятий в экономической науке вообще и в теории финансов в частности. Ковалев В.В. [1] выделяет три основных подхода к формулированию капитала: экономический, бухгалтерский и учетно-аналитический.

В рамках подхода экономического сумма капитала будет формироваться как итоговая сумма бухгалтерского баланса в активе.

В рамках подхода бухгалтерского капитал трактуется как интерес собственников хозяйствующего субъекта во всех активах, т.е. определение «капитал» в данном случае будет являться синонимом определению «чистые активы», а его сумма будет формироваться как разность между суммой активов предприятия и величиной его обязательств, то есть будет исчисляться как итог раздела III баланса«Капитал и резервы».

56

№ 6 (46) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

В рекомендуемом Минфином России виде баланса отдельной позицией необходимо показывать стоимость строительства, которое не завершено в той сумме затрат, по факту которые понесены инвестором.

Все статьи второго раздела актива, в отличие от первого раздела, достаточно динамичны, то есть множество из них, чаще всего, используются в течение года и сразу в полном объёме способны перенести стоимость на конечный готовый продукт.

Во втором разделе баланса выделяют четыре характерные группы активов:

- запас;

- задолженность дебиторская;

- финансовые вложения краткосрочного характера;

- денежные средства.

Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретаемым ценностям выделяется отдельной статьей в активе баланса. Экономическая значимость данного выделения заключается в том, что вся сумма НДС в части приобретения ценностей, который был использован, может быть в полном объеме возмещена из бюджета, т. е. представляет собой некий аналог дебиторской задолженности.

Статьи пассива сгруппированы по степени срочности их оплаты в три раздела:

- капиталы и резервы;

- обязательства долгосрочного характера;

- обязательства краткосрочного характера.

В третьем разделе баланса - «Капитал и резервы» приводятся данные об источниках средств, условно называемых собственными.

Добавочный капитал обычно выделяют отдельным подразделом баланса, несмотря на то, что по своей экономической сути добавочный капитал является дополнением уставного капитала и сформирован в части дооценки основных фондов, эмиссионных доходов, положительных курсовых разниц в части вклада в уставный капитала в иностранных валютах [2].

Относительно резервного капитала, необходимо сказать следующее, данный вид капитала может быть организован на предприятии как в обязательном, так и в инициативном порядке, в зависимости от сферы и специфики деятельности.

Еще один элемент собственного капитала, который имеет значимость на каждом предприятии - нераспределённая прибыль. Значимый показатель пассива баланса, при формировании которого обращают внимание прежде всего инвесторы и акционеры.

Если годовой баланс составляется после проведения собрания акционеров, то в данной статье будут приведены только суммы чистой прибыли, оставшиеся как нераспределенная прибыль; иная часть будет представлена в неявном виде в других балансовых статьях.

В четвертом разделе баланса «Долгосрочные обязательства» приводятся данные о долгосрочных заемных средствах, которые предоставлены хозяйствующему субъекту:

- в пользование на время;

- лицами, не являющимися собственниками;

№ 6 (46) - 2015

57

Проблемы экономики и менеджмента

- чаще всего на платной основе.

При этом по строке «Заемные средства» нужно показать не только саму сумму кредитов и займов, но и проценты, которые по ним должна заплатить организация, так это дает более реальную картину задолженности предприятия кредиторам. При заполнении четвертого раздела необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/2008, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [3].

В пятом разделе баланса «Краткосрочные обязательства» отражаются суммы кредиторской задолженности, которые организация должна погасить в течение 12 месяцев после отчетной даты. В настоящее время нет обобщающей системы идентификации проблем формирования и содержания бухгалтерской отчетности Российской Федерации. Поиск путей по совершенствованию бухгалтерской отчетности предполагается начинать с четкого и полного определения и классификации существующих проблем, который, к сожалению, нельзя представить исчерпывающим.

Нормативные документы регулируют состав, порядок, формы и сроки формирования бухгалтерской отчетности, определяют требования к ней, не выделяя функции или задачи. Поэтому на задачи бухгалтерской отчетности можно проецировать задачи бухгалтерского учета, закрепленные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».

Во второй группе проблем по таблице первым этапом раскрываются проблемы, возникающие из экономической сути бухгалтерской отчетности, которые можно сгруппировать с точки зрения пользователей экономической информации. Как правило, на данном этапе не происходит выполнение задач информационных. В данной классификации выделены следующие основные проблемы:

- недоверие пользователя к предоставленной информации;

- несоответствие стандартам международного уровня;

- ориентированность отчётности в большей степени на фискальные органы;

- невозможность удовлетворить потребности пользователей и др.

По этим данным возможно оценивать проблемы, с которыми сталкивается бухгалтер в ходе реформирования отчетности предприятия.

Информацию, содержащуюся в отчетности, на настоящий момент времени нельзя определить как существенную для абсолютно всех пользователей, она не дает достоверной информации, необходимой для принятия решений, и ориентирована только на фискальные органы.

Большой спектр проблем составляет применение МСФО российскими предприятиями. До настоящего времени происходит изменение текстов международных стандартов. Российские организации, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, обязаны составлять отчетность и в соответствии с национальными, что приводит к увеличению расходов. У отдельных специалистов вызывают сомнения такие важные критерии, как информативность и универсальность МСФО. Эти вопросы обсуждают в своих работах В.Г. Гетьман, Н.Г. Сапожникова, С. А. Николаева и др. Отдельно можно выделить проблемы:

58

№ 6 (46) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

- субъективизм составителей;

- искажение отчетности вуалированием и фальсификацией показателей;

- условность отдельных данных.

Все вышеперечисленные проблемы являются следствием креативного учета, который может стать как отрицательной стороной учета, так и положительной.

Творческий подход к ситуации является креативностью в деятельности бухгалтера, который помогает в решении ситуаций, не рассматриваемых на законодательном уровне и при отсутствии иных методов для отражения в учете той или иной хозяйственной операции, он позволяет достоверно оценивать ситуацию в бизнесе. Исходя из этого, без креативного подхода к формированию учета в организации бухгалтер станет несостоятельным в своей профессии. В тоже время, проявляя креативность в учете возможно представление показателей отчетности в искаженном виде с целью представления результатов деятельности организации с более выгодной для нее стороны.

В итоге происходит манипулирование прибылью, оценками активов, созданием скрытых резервов, созданием забалансовых источников финансирования. Решение некоторых из указанных проблем практически невозможно, и они будут сопутствовать отчетности неизменно, пока она составляется. Научные сотрудники и практики бухгалтерского учета работают над решением этих и других проблем. Отраженная в статье классификация может дополняться и расширяться как по признакам классификации, так и по их содержанию. И как отметил Я.В. Соколов в работе «Основы теории бухгалтерского учета»: «...Проблема отчетности продолжает оставаться в центре внимания всех, кто занят и счетоводством, и счетоведением» [5].

Список литературы:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н (в ред. приказа № 186н от 24.12.2010) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc; base=LAW;n=111058 (дата обращения: 4.06.2015).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (в ред. приказа № 164 от 18.12.2012) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/

online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142566 (дата обращения: 4.06.2015).

3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организа-

ции» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (в ред. приказа № 142 от 08.11.2010) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/

cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107971 (дата обращения: 4.06.2015).

4. Богатая И.Н. Стратегический учет собственности предприятия. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 320 с.

5. Ковалев В.В. Анализ баланса, или как понимать баланс: учеб.-практич. пособие / Валерий Викторович Ковалев, Виталий Валерьевич Ковалев. М.: Проспект, 2013. 448 с.

6. Соколов В .Я. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2013. 496 с.: ил.

№ 6 (46) - 2015

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.