Научная статья на тему 'Инвентаризации лесных охотничьих угодий Сибири'

Инвентаризации лесных охотничьих угодий Сибири Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
343
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTORY OF FOREST HUNTING GROUNDS IN SIBERIA

It was worked out a system of inventory and estimation of forest hunting grounds that takes into account geographic features of their location, consortive relations of animals with plant formations, succession dynamics and conditions of economic activities. Information is taken from materials on forest husbandry improvement, numerical topographic maps and data of remote probing. Data processing is carried out by GIS technologies.

Текст научной работы на тему «Инвентаризации лесных охотничьих угодий Сибири»

Si

(S.

$

£*

a

J

1

с

£

I

§.

t

2

§.

2

к

iS

^1

S'

£

ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЛЕСНЫХ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ СИБИРИ

А.С.Шишикин1, В.И.Канзай2, Н.И.Путинцев2

1Институт леса им. В.Н.Сукачева СО РАН, г. Красноярск, е-mail: vsokolov@forest.academ.ru 2ГПБЗ «Убсунурская котловина», г. Кызыл

В процессе проведения исследований в различных регионах Сибири разработана оригинальная система инвентаризации охотничьих угодий с использованием современных технических возможностей дистанционного зондирования, программного обеспечения и понимания экосистемных процессов, проходящих в лесах. Предлагаемая методология включает три уровня классификаций: районирование, зонирование, типология охотугодий. Все предложенные классификационные схемы апробированы при решении практических задач по оценке продуктивности охотничьих угодий в режиме охотпользования, охраны и техногенного нарушения.

Тематическое районирование и выделение производственно-территориальных комплексов широко использовались в организации природопользования в 70-80-х годах ХХ века и были достаточно хорошо разработаны (Ска-лон, 1957; Сыроечковский, 1967; Линей-цев, 1971; Стахровский, 1973). Следует отметить, что регионы Сибири и большая часть административных районов выделены по бассейновому принципу.

Охотхозяйственные районы выделяются по четырем критериям: ландшафту (рельефу), типу растительности, ведущим отраслям природопользования и форме ведения охотничьего хозяйства. Первые два показателя по двум вариантам конкретизируют природные условия обитания промысловых видов, определяя их ареалы в зависимости от пригодности местообитаний. Третий -оценивает формы хозяйственного воздействия на среду обитания и самих животных, а также экономические особенности регионов. Последний показатель выделяет направления охотхозяй-ственной деятельности с указанием форм использования животных ресурсов, основные источники дохода, список добываемых промысловых видов и продуктивность охотугодий. Апробация охотхозяйственного районирования проведена в Красноярском крае, для которого характерно широтное строение и Республике Тыва с высотно-поясным секторным делением.

Зонирование по режиму хозяйствования проводится по организации охот-пользования внутри хозяйства или административного района. Зонирование режима охотпользования - менее разработанная и наиболее сложная процедура, поскольку необходимо учитывать весь комплекс природных и антропогенных факторов. В основу зонирования положены особенности распространения диких животных и распределение населения людей. По типу

Таблица 1

Характеристика классификации охотугодий

Иерархия охотугодий Признак растительности Зоологическая характеристика Масштаб генерализации

Категория Тип растительности (природные зоны) Ареал, пути миграций 1:5000000

Группа классов Высотный пояс, подзона Ландшафтные зоокомплексы 1:25000000

Класс Формация Консортивная продуктивность 1:500000

Группа типов Сукцессионный ряд Биотопическая динамика численности 1:200000

Тип Сукцессионная стадия Стациальная емкость, плотность населения вида 1:50000

освоения животными территории и их функциональному назначению выделяются три стации: временные (проходные), постоянные и переживания критических ситуаций или сезона. Временные биотопы выделяются для мигрирующих видов по коридорам переходов и наиболее регулярны у копытных. В этих биотопах в течение короткого времени может наблюдаться наибольшее скопление животных. Стации постоянного обитания близки к понятию свойственного биотопа, где плотность населения определяется факторами динамики численности популяции. Стации переживания соответствуют оптимальному биотопу и термину «рефугий». Эти участки являются ключевыми для сохранения вида на территории и обычно имеют незначительные колебания численности и половозрастного состава.

На функциональную биотопическую структуру животных накладывается хозяйственная деятельность. Для зоны промышленного освоения характерна высокая плотность населения и соответственно сильная промысловая нагрузка. В результате наиболее ценные охотничьи виды с низким потенциалом размножения не могут обитать в этой зоне. Это требует выделения охраняемых участков для поддержания численности и воспроизводственного потенциала добываемых видов. Удаленные территории с низкой транспортной доступностью испытывают только промысловую нагрузку в основном на пушные виды. В Сибири много территорий с проживанием коренного населения, которое ведет традиционное природопользование. Для сохранения этнической экономики необходимо ограничить внешнее воздействие на природные ресурсы и выделение зоны традиционного пользования. В результате сочетания биологической и социальной составляющих определяются зоны, отличающиеся по режиму охотпользования.

Для организации охотпользования необходимо выделить территориальные, хозяйственные единицы, размер и конфигурация которых зависят от способов добычи диких животных, а также исторически сложившихся отношений. В выделении промысловых участков накоплен наибольший опыт и традиции (Данилов и др. 1966; Дерягин и др., 1974; Линейцев, Рассолов, 2001).

В однородной равнинной тайге чаще для хозяйственного деления используется квартальная сеть, поскольку это единственная система организации лесоуправления, выделенная в натуре, и которая служит основой для передачи лесного фонда в аренду для охотпользования. В горных условиях наиболее приемлем бассейновый принцип хозяйственного деления территории. Этому способствует наибольшая продуктивность речных долин или водоразделов на юге Сибири, организация промысловых маршрутов, а также надежность естественных ориентиров. Для заболоченной местности также применимо бассейновое деление, поскольку обширные водораздельные, низкопродуктивные и летом непроходимые болота создают естественные препятствия для освоения, как и гольцы в горной местности. Традиционно в Западной Сибири родовые угодья хантов и манси распределены по рекам с названиями семейных кланов.

Не вдаваясь в детали истории типологии охотничьих угодий, следует отметить два основных направления: по объекту охоты (Скалон, Красный, 1970) и по условиям обитания (Данилов, 1966; Кузякин, 1979). Очевидно, что первое направление соответствовало ведению охоты на уровне собирательства. Второе предполагает выявление функциональных связей охотничьих видов со средой обитания, что позволяет моделировать население животных и разрабатывать систему хозяйственных мероприятий, направленных на повышение продуктивности и комплексное использование территории.

В основе предлагаемого метода определения охотничьих ресурсов положена динамическая классификация, которая разрабатывалась для простран-

ственной и временной оценки условий обитания животных (Шишикин, Владимирова, 1999). С помощью ее оцениваются условия обитания наземных позвоночных при организации ООПТ и охотничьих хозяйств, а также моделируется состояние территорий с техногенными нарушениями. Выделение однородных по формационному составу и сукцессионному циклу контуров позволяет создать основу для непрерывного охотоустройства и прогноза состояния охотничьих угодий.

Разработанная типология лесных угодий включает пять уровней генерализации: категория, группа классов, класс, группа типов, тип (табл. 1). Первые два уровня принципиально не отличаются от общепринятых, остальные имеют собственные признаки.

Класс охотугодий объединяет формации (породы) в масштабе обитания популяции и определяет видовой набор промысловых животных, формирующийся на основе консортивных связей с главными породами (сосняки -глухарь; кедрачи - соболь, белка; осинники - копытные и т. п.). Могут выделяться смешанные классы угодий: свет-лохвойно-лиственные и темнохвойнолиственные в разнотравных и крупнотравных типах леса.

Группа типов охотугодий отражает особенности напочвенного покрова (лишайниковая, ягодная, мшистая, травянистая). Она определяет особенности формирования леса после гибели в результате пожара, вспышки шелкопряда или вырубки. Каждой группе соответствует свой восстановительный цикл с динамикой породного состава и продолжительностью стадий формирования. Эти данные необходимы для прогнозирования состояния охотуго-дий и служат основой непрерывного охотоустройства. Кроме того, характеристика напочвенного покрова позволяет оценить его кормовые ресурсы. Масштаб этого уровня чаще используется при оценке сезонного распределения животных.

Тип угодий (М 1:25000-50000) оценивает сукцессионную (возрастную) стадию развития леса и подразделяется на четыре типа охотугодий: открытый (гари, вырубки, ветровал, редины), кормовой древесно-веточный (молодняк), защитный (жердняк) и комплексный (средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные). Этот уровень генерализации охотугодий позволяет определить экологическую емкость угодий в пределах индивидуального участка обитания вида и сравнить ее с современной плотностью населения, что служит основой для нормирования добычи. Продолжительность существования типов угодий в пределах одного ландшафтного или геоморфологического контура различна и зависит от лесорастительных условий. Для геоморфологических поверхностей, не испытывающих воздействия пожара или вырубок (болото, долина), выделяется только один тип - комплексный.

Нелесные участки (водоемы, скалы,

кустарники, поляны, болота и т. п.) вводятся в типологию на уровень генерализации в соответствии с размером их контура и также классифицируются по ведущему экологическому признаку. Например, водоемы могут быть: рыбные и безрыбные; с осоково-камышевым берегом и голым (пляжным); проточные и замкнутые. Болота: древесные, кустарниковые, клюквенные, вахтовые, озер-ково-мочажинные, грядово-мочажинные и т. д.

В некоторых случаях возникает необходимость выделения подтипа охотугодий, который оценивает захламленность или характеризует подлесочный ярус. Захламленность подразделяется на 2 класса: средняя и сильная (ветровал с покрытием более 60%). Подлесочный ярус также подразделяется на 2 группы: густой (более 4 тыс. шт./га, или 60% покрытия) и средний.

Основными критериями разделения угодий по видовым бонитетам являются их кормовые и защитные свойства. Опыт применения в Сибири разработанной для европейской части шкалы продуктивности охотугодий выявил ее непригодность. Так, в Забайкалье (Ингодинский лесхоз) по плотности зверей все биотопы изюбря вошли в 4 и 5 классы, несмотря на высокую продуктивность в регионе. Введение еще более дробной десятибалльной шкалы, универсальной для всей России, тоже необоснованно (Линейцев, Рассолов, 2001). При практическом применении в охотоустройстве возникают сложности в определении классов, их градации по производительности и создаются предпосылки к субъективной оценке. Поскольку охотоустроителю необходимо будет знать весь спектр биотопов, например, соболя от Камчатки до Урала, чтобы объективно определить класс бонитета в конкретном хозяйстве относительно всей России. Нами рекомендуется использовать 4-балльную шкалу. К первому классу относятся лучшие угодья (оптимальный биотоп), где вид размножается и обитает весь год с высокой плотностью. Второй класс - сезонно осваиваемые стации в течение 2-6 месяцев. Третий - проходные угодья с присутствием менее 1 месяца, где невозможно размножение. Четвертый -угодья, не пригодные для обитания.

Для количественной оценки продуктивности охотугодий применяется шкала плотности населения промысловых видов. С помощью этой шкалы учитываются региональные особенности условий обитания животных и они разрабатываются для каждого охотхозяйственного района, как принято в практике лесоустройства пользоваться местными лесотаксационными таблицами. Различия между показателями плотности по классам бонитета обычно принимаются 2-кратные. При наличии контрастных биотопов, что свойственно для заболоченной территории Западной Сибири, различие между бонитетами может быть выше.

Таким образом, для каждого конкретного ландшафта или хозяйства в соответствии с охотхозяйственным районированием разрабатывается зонирование режимов охотпользования, типологическая схема и бонитировочная таблица охотугодий со шкалой плотности, которые позволяют с учетом региональных особенностей экологии животных и уровнем хозяйственного освоения с высокой точностью провести оценку охотничьих ресурсов. Предлагаемая система трехуровневой корректировки оценки продуктивности охотугодий позволяет наиболее точно учитывать региональные особенности обитания животных, упрощает и повышает объективность расчетов современной емкости угодий и их прогноза. В основе предложенной методики используются материалы лесоустройства и цифрового дистанционного зондирования, что позволяет унифицировать и конвертировать полученные данные в зависимости от поставленных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дерягин В.Н., Нагрецкий Л.П., Стахровский Е.В. 1974. Организация производства в охотничьих хозяйствах. - М.: Лесн. пром-ть. 168 с.

Сыроечковский, Е.Е. 1967. Биолого-хозяйственное районирование Енисейского Севера как географическая основа для размещения и организации северного хозяйства // Проблемы Севера/АН СССР. - М.: Наука. Вып. 11. Промысловая фауна Крайнего Севера и её использование. С. 38-62.

Линейцев С.Н. 1971. Организация территории при охотоустройстве // Охота и охотничье хозяйство. № 6. С.

Стахровский Е.В. 1973. Районирование и основы ведения охотничьего хозяйства Восточной Сибири: Дис. ... канд. биол. наук. - Киров. 247 с.

Линейцев С.Н., Рассолов А.Г. 2001. Оптимизация охотхозяйственного природопользования таежной зоны Сибири. - Абакан: ООО «Кооп. «Журналист». 88 с.

Данилов Д.Н., Русанов Я.С., Рыковский А.С. и др. 1966. Основы охотоустройства. - М.: Лесн. пром-ть. 329 с.

Скалон В.Н. 1957. Организация охотничьего хозяйства Сибири. - Иркутск: Кн. изд-во. 180 с.

Скалон В.Н., Красный Н.М. 1970. Охотничьи угодья, их классификация и оценка//Вопросы производственного охотоведения Сибири и Дальнего Востока. - Иркутск: ИСХИ. С. 207-214.

Кузякин В.А. 1979. Охотничья таксация. - М.: Лесн. пром-ть. 198 с.

Шишикин А.С., Владимирова Г.А. 1999. Устройство комплексных лесоохотничьих хозяйств//Учебное пособие. - Красноярск: Сиб-ГТУ. 96 с.

Международная научно-практическая конференция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.