Научная статья на тему 'Инвазия Oestrus ovis у собаки в Великобритании'

Инвазия Oestrus ovis у собаки в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
147
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — J. Mcgarry, F. Penrose, C. Collins

В марте 2011 г. из носовой полости собаки, содержащейся на овцеводческой ферме Котсволдс, Великобри тания, во время очень бурного и травматичного эпизода чихания выпала зрелая живая личинка овечьего овода, паразитирующего в носовой полости (Oestrus ovis), третьей стадии. Предыдущей осенью собака была заражена ли чинками первой стадии, отложенными взрослой самкой овода развитие личинок продолжалось на протяжении зимы и весны при незначительных клинических призна ках, возможно, стертых изза иммунотерапии другого за болевания. Паразит был идентифицирован по пупарию, стадии «кокона», в который превратилась личинка в тече ние нескольких дней после выпадения из носовой полос ти, в Ливерпульской ветеринарной школе. Насколько известно авторам, это первое описание заражения соба ки в Великобритании носовым оводом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвазия Oestrus ovis у собаки в Великобритании»

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Инвазия Oestrus ovis у собаки в Великобритании

В марте 2011 г. из носовой полости собаки, содержащейся на овцеводческой ферме Котсволдс, Великобритания, во время очень бурного и травматичного эпизода чихания выпала зрелая живая личинка овечьего овода, паразитирующего в носовой полости (Oestrus ovis), третьей стадии. Предыдущей осенью собака была заражена личинками первой стадии, отложенными взрослой самкой овода; развитие личинок продолжалось на протяжении зимы и весны при незначительных клинических признаках, возможно, стертых из-за иммунотерапии другого заболевания. Паразит был идентифицирован по пупарию, стадии «кокона», в который превратилась личинка в течение нескольких дней после выпадения из носовой полости, в Ливерпульской ветеринарной школе. Насколько известно авторам, это первое описание заражения собаки в Великобритании носовым оводом.

J. McGarry, F. Penrose and C. Collins*

Journal of Small Animal Practice (2011)

DOI: 10.1111/j.1748-5827.2011.01158.x Принято: 23 октября 2011

Ветеринарная школа, Ливерпульский Университет, Ливерпуль L69 7ZJ

* Ветеринарная практика Stow, Maugersbury Road, Stow-on-the-Wold, Глостершир GL54 1HH

Ранее ареал обитания паразитического насекомого Oestrus ovis был ограничен более теплыми палеарк-тическими регионами, однако на протяжении столетий оно распространилось во все регионы мира, где разводят овец. Необычной особенностью личинок является их развитие в придаточных пазухах и носовых ходах овец и коз, поэтому их обозначают общим термином «носовые оводы». В Великобритании этот паразит эндемичен на территории южной Англии и Уэльса, южнее 52° долготы, от полуострова Ллейн до Уоша на востоке. По-видимому, эти пределы определяют самую северную границу распространения, хотя после перемещений животных или особенно жарких лет встречаются единичные случаи севернее [2, 4]. Имеются сведения о том, что O. ovis привлекают не только овцы и козы, но и другие домашние животные. Webb and Grillo [13] описали случай вымывания многочисленных личинок первой стадии из носовых ходов кошки в Новом Южном Уэльсе, Австралия, кроме того, описано несколько случаев у собак [6-8]. У собак возможно развитие личинок до зрелой третьей стадии, вопреки распространенному мнению, что личинки неспособны претерпевать последовательные линьки и расти в организме

необычного хозяина [14]. Возможно, данная работа -первое описание инвазии О. ov^s у собаки в Великобритании. Паразит был идентифицирован при исследовании пупария, в который превратилась зрелая живая личинка после выхода из носовой полости собаки.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Этот случай произошел с 11-летним глен-оф-има-ал-терьером, содержащимся на овцеводческой ферме в Котстволдсе. 9 марта 2011 г. собака начала сильно чихать; это продолжалось около пяти минут, и собака постоянно ударялась носом об пол, рискуя получить травму Такое поведение заставило владельца взять собаку, прочно удерживая ее голову; при этом из носа, извиваясь, выпала личинка, упавшая на пол кухни. Чихание немедленно прекратилось. Клиническое обследование собаки неделю спустя показало усиленный дыхательный шум в верхних дыхательных путях, однако в остальном состояние было без особенностей. Биохимический анализ показал повышение активности щелочной фосфатазы в плазме [1897 Ед/л (23-212)] и гамма-глутамилтрансферазы [9 Ед/л (0-7)]. Результаты клинического анализа крови и анализа мочи были в норме. При эндоскопии носовой полости не было обнаружено других паразитов; присутствовал легкий ринит, рентгеновский снимок носовой полости не показал отклонений. Выпавшая из носа личинка была отправлена в ветеринарную школу Ливерпульского университета, где ее идентифицировали как пу-парий О. ov^s (рис. 1), длиной примерно 20 мм и шириной 10 мм. Пупарий - стадия, на которой кутикула гибкой личинки третьей стадии затвердевает и темнеет, что является начальным этапом развития взрослого насекомого. На протяжении всей жизни собака страдала от периодического дерматита, а на протяжении последних четырех лет - от ринита различной выраженности; по-видимому, оба явления имели аллергическую природу, в связи с этим собака получала 0,25 мг/кг преднизолона раз в сутки и инъекционные иммунологические препараты. Собака никогда не вывозилась в другие регионы и прожила всю жизнь на овечьей ферме в Котсволдсе.

ОБСУЖДЕНИЕ

Развитие О. ovis в организме овцы или козы начинается с того момента, когда взрослая самка овода в полете впрыскивает до 25 живых личинок первой стадии в ноздри животного. Личинки первой стадии длиной 1,3-3,5 мм заползают в носовую полость, где прикрепляются к слизистой оболочке для питания. Они мигрируют в лобные, верхнечелюстные или нёбные пазухи через решетчатую кость, линяют и достигают

ВВЕДЕНИЕ

lcm

Рис. 1. Пупарий Oestrus ovis

второй (длиной 4-12 мм), а затем и третьей стадии. Летом при чихании животных личинки третьей стадии попадают в почву пастбища, где в течение нескольких дней превращаются в пупарии. Обычно лишь немногие личинки в организме одного животного достигают полного развития. Личинки, откладываемые взрослыми насекомыми осенью, остаются в носовых раковинах в виде покоящейся первой стадии до следующей весны, а затем продолжают свое развитие [2, 3, 12]. Таким образом, вероятно, что в настоящем случае собака могла заразиться в течение осени 2010 г., а линька и развитие личинки до второй и третьей стадии произошли в ранние месяцы 2011 г. Собака проявляла беспокойство при выходе зрелой личинки, что можно объяснить физически ограниченным пространством, в котором она развивалась. Носовая полость всех видов животных содержит сильно изогнутые носовые раковины, увеличивающие поверхность для теплообмена, фильтрации воздуха от инородных тел и обоняния. Носовые раковины собаки имеют очень извитую форму, в гораздо большей степени, чем у овец, и воздушное пространство между ними гораздо ограниченнее. Такая анатомическая особенность объясняет сложность избавления собаки от зрелой личинки. Насколько известно авторам, это первый описанный случай инвазии O. ovis собаки в Великобритании, и это явление очевидно редкое. У собаки были эпизоды очень сильного чихания, но лишь незначительный ринит, вероятно, в результате длительной иммунотерапии; однако описаны случаи с более тяжелыми последствиями. В работе Lujan and others [8] описаны серозные истечения и воспаление слизистой оболочки носа у собаки, прогрессировавшее до появления слизистых истечений и частых односторонних носовых кровотечений; при вскрытии были обнаружены три личинки O. Ovis третьей стадии, послужившие причиной диффузного геморрагического ринита. Большинство видов семейства Oestridae, например виды рода Hypoderma (подкожные оводы - паразиты крупного рогатого скота) и рода Gasterophilus (паразиты лошадей), характеризуются высокой специфичностью по отношению к хозяину, однако O. ovis может иметь несколько более широкий спектр хозяев и, как

известно, способен откладывать личинки не только в носовую полость, но и в глаза. Инвазия паразитами данного вида у человека подробно описана в литературе. Она возникает при впрыскивании личинок в глаз, что вызывает болезненный миаз; возможно также развитие личинок в носовой или ротовой полости [10, 11]. Такие случаи «выстреливания» личинок в человека относительно часты в странах Северной Африки и Среднего Востока; например, в некоторых частях Ливии ежегодная частота таких случаев составляет 10 на 100 тыс. [1], и личинки могут развиться даже до третьей стадии [5].

В связи с изменениями климата прогнозируется рост числа случаев заражения скота личинками подкожных оводов, например Lucilia sericata, а также более агрессивным и инвазивным видом Wohlfahrtia magnifica в разных частях Европы в течение следующих нескольких десятилетий [9]. Представляется вероятным, что распространение и численность O. ovis может также увеличиться в последующее годы с соответствующим риском инвазии необычных хозяев (животных и человека) в непосредственной близости от овец.

Литература

1. Angulo-Valadez C.E., Scholl P.J., Cepeda-Palacios R., Jacquiet P. & Dorchies P. Nasal bots. A fascinating world! // Veterinary Parasitology, 2010, 174, 19-25.

2. Bates P. The sheep nasal botfly (Oestrus ovis): a forgotten parasite // Proceedings of the Sheep Veterinary Society, 1997, 21, 47-52.

3. Bates P.G. Sheep nasal bot fly and differential diagnosis of bluetongue // Veterinary Record, 2007, 160, 671.

4. Bates P.G. & Willmington J. The distribution and seasonality of the sheep nasal botfly (Oestrus ovis L) in Great Britain. 20th International Conference of the World Association for the Advancement of Veterinary Parasitology. Christchurch, New Zealand, October 16 to 20, 2005.

5. Beristain X., Alkorta M., Egana L., Lacasta A. & Cilla G. Nasopharyngeal myasis by third stage larvae of Oestrus ovis // Enfermedades Infecciosas Microbiologica Clin-ica, 2001, 19, 86-87.

6. Heath A.C.G. & Johnson C. Nasal myiasis in a dog due to Oestrus ovis (Diptera: Oestridae) // New Zealand Veterinary Journal, 2001, 49, 164.

7. Lucientes J., Ferrer-Dufol M., Andres M.J., Peribanez M.A., Gracia-Salinas M.J. & Castillo J.A. Canine myiasis by sheep botfly // Journal of Medical Entomology, 1997, 34, 242-243.

8. Lujan L., Vaquez J., Lucientes J., Panero J.A. & Varea R. Nasal myiasis due to Oestrus ovis infestation in a dog // The Veterinary Record, 1998, 142, 282-283.

9. Rose H. & Wall R. Modelling the impact of climate change on spatial patterns of disease risk: sheep blowfly strike by Lucilia sericata in Great Britain // International Journal for Parasitology, 2011, 41, 739-746.

10. Service M.W. Medical Entomology for Students. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2008.

11. Smillie I., Gubbi P.K.S. & Cocks H.C. Nasal and ophthalmomyiasis: case report // The Journal of Laryngology & Otology, 2010, 124, 934.

12. Wall R. & Shearer D. Veterinary Ectoparasites, Biology, Pathology & Control. 2nd edn. Oxford, UK: Blackwell science Ltd, 2001.

13. Webb S.M. & Grillo V.L. Nasal myiasis in a cat caused by larvae of the nasal bot fly, Oestrus ovis // Australian Veterinary Journal, 2010, 88, 455-457.

14. Zumpt F. Myiasis in Man and Animals in the Old World. A Textbook for Physicians, Veterinarians and Zoologists. London, UK: Butterworths, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.