Научная статья на тему 'Инвариантные практические задания для работы с мультимедийными презентациями в основной школе'

Инвариантные практические задания для работы с мультимедийными презентациями в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / TRAINING TO COMPUTER SCIENCE / TRAINING TECHNIQUE / SECONDARY SCHOOL / MULTIMEDIA PRESENTATION / PRACTICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Л.И., Левченко И.В., Павлова А.Е.

В статье приводятся примеры практических заданий по созданию и редактированию мультимедийных презентаций для учащихся основной школы. Задания носят инвариантный характер и не зависят от конкретных программных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова Л.И., Левченко И.В., Павлова А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVARIANT PRACTICAL TASKS FOR WORK WITH MULTIMEDIA PRESENTATIONS AT SECONDARY SCHOOL

In article gives examples of practical tasks on creation and editing of multimedia presentation for pupils of the secondary school. Tasks have invariant character and don’t depend on concrete software.

Текст научной работы на тему «Инвариантные практические задания для работы с мультимедийными презентациями в основной школе»

ИНВАРИАНТНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Л.И. Карташова1, И.В. Левченко1, А.Е. Павлова2

1 Кафедра информатики и прикладной математики

2 Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

В статье приводятся примеры практических заданий по созданию и редактированию мультимедийных презентаций для учащихся основной школы. Задания носят инвариантный характер и не зависят от конкретных программных средств.

Ключевые слова: обучение информатике, методика обучения, основная школа, мультимедийная презентация, практические задания.

Содержание обучения общеобразовательному курсу информатике в основной школе необходимо разрабатывать инвариантно относительно программного и материально-технического оснащения образовательного процесса [1]. Это касается всего содержания курса информатики, в том числе и содержательно-методической линии «информационные технологии». Поэтому при изучении информационных технологий особое внимание следует уделять не конкретным версиям компьютерных программ, которые стремительно меняются, а научным основам информационных технологий и информационным процессам, которые лежат в основе этих технологий. Необходимо выделить инвариантное содержание обучения информационным технологиям, определить последовательность изучения вопросов в рамках данной темы, подобрать задания инвариантные относительно программных средств [2]. В данной статье описаны инвариантные практические задания для работы с мультимедийными презентациями.

К овладению практическими умениями по созданию и редактированию мультимедийных презентаций целесообразно приступить после изучения технологий работы с графическими изображениями и текстовыми документами [3; 4]. Это позволит обобщить и систематизировать ранее сформированные умения учащихся, а также применить их при работе с мультимедийными технологиями.

Прежде чем приступить к непосредственному созданию компьютерных мультимедийных презентаций, необходимо мотивировать учащихся для такой работы, попросив привести примеры использования различных документов, одновременно содержащих несколько видов информации (числовую, текстовую, графическую, анимационную, видеоинформацию и звук), для докладов, обучения, рекламы, защиты проектов и т.п. Кроме того, обсудив с учащимися различное аппаратное и программное обеспечение для работы с мультимедийной информацией, в качестве домашнего задания предлагаем привести примеры про-

граммных средств для подготовки мультимедийных материалов и дать их краткое описание, представив результаты работы в виде схемы или таблицы.

Первые практические задания по работе с программой по созданию компьютерных презентаций должны быть связаны с изучением различных способов запуска на исполнение прикладной программы и изучением элементов ее пользовательского интерфейса. Для этого учащимся можно предложить заполнить пробелы в схематичном изображении элементов окна программы и окна документа. Такое заполнение можно предусмотреть на уроке во время объяснения материала или при выполнении домашней работы.

Начать работу в программе по созданию компьютерных презентаций целесообразно с отработки основных действий с мультимедийными документами: открытие уже существующего документа, создание нового документа, сохранение документа; с выполнения действий над слайдами в разработанных презентациях: создание слайда, удаление слайда, перемещение слайда и др. Перед выполнением действий с мультимедийными документами необходимо обратить внимание учащихся, что эти действия такие же, как и при работе с другими типами документов.

В качестве практического задания, целью которого является закрепление умений учащихся открывать, сохранять и закрывать мультимедийные документы, а также выполнять основные операции со слайдами (создавать, удалять, перемещать, копировать, изменять порядок предъявления), целесообразно предложить следующее задание:

1. Открыть в программе для работы с презентациями (например, в MS Power Point) мультимедийный документ, расположенный в указанной папке, например, «Мои документы / Задание № 1».

2. Работая в режиме слайдов, следует скопировать первый слайд и выполнить с ним следующие действия:

a) вставить после десятого слайда;

b) вставить после последнего слайда;

c) переместить первый слайд так, чтобы он занял пятую позицию (т.е. поставить его после четвертого слайда).

3. Создать новые слайды перед первым, четвертым и десятым слайдами.

4. Удалить второй, седьмой и девятый слайды.

5. Сохранить полученный мультимедийный файл в указанной папке, например, «Мои документы / MS Power Point / Результат».

6. Добавить к исходному имени файла фамилию учащегося, выполнявшего задание.

После того, как учащиеся научились открывать и сохранять мультимедийные документы, а также выполнять основные действия со слайдами, следует предложить задания по вводу, форматированию и размещению текста на слайдах, выбору нужной разметки слайда. Для этого целесообразно предусмотреть создание тематической презентации (например, по теме «Устройство компьютера»), состоящей из нескольких слайдов с различными типами макетов, содержащей различные параметры текста. Типы макета и характеристики вводимого текста можно представить в виде таблицы (таблица).

Таблица

Типы макета и характеристики текста слайдов

Тип макета Характеристика текста Титульный слайд Заголовок и текст

Заголовок Содержание текста Устройство компьютера Определение понятия «компьютер»

Параметры форматирования Размер: 48. Начертание: полужирный. Цвет: черный Размер: 46. Начертание: курсив. Цвет: черный

Подзаголовок Содержание текста Ученик 8 «А» класса Иванов Павел —

Параметры форматирования Размер: 30. Выравнивание: по правому краю. Цвет: серый 80%

Текст слайда Содержание текста Многофункциональное, программно-управляемое устройство...

Параметры форматирования — Размер: 36. Выравнивание: по левому краю. Цвет: темно-синий

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся найти дополнительную информацию относительно основных требований к тексту: минимальный размер, размещение текста на слайде, требования к длине фраз и их формулировкам, правила оформления и выравнивания текста.

Аналогичные практические задания можно предложить для изучения возможности работы с фоном слайдов (выбор заливки, типа заливки; использование текстуры или узора; применение выбранных параметров для одного или для всех слайдов), включая домашнее задание на нахождение дополнительной информации о требованиях к цветовому оформлению презентаций, к сочетанию цветов, используемых на слайдах.

Для закрепления знаний и умений учащихся по созданию презентации, работе с фоном слайда целесообразно предложить учащимся добавить еще несколько слайдов к уже ранее созданной презентации, обсудить содержание этих слайдов, их макеты, а затем оформить презентацию согласно правилам сочетания цветов с использованием различных видов заливки фона. Основные требования к фону слайдов можно представить в таблице, где будет указан номер слайда и способ заливки (например, один цвет, два цвета, прозрачность, тип штриховки; текстура; узор).

Затем следует отработать возможности использования шаблонов оформления слайдов и вставки готовых рисунков с учетом существующих требований: тематическая обоснованность иллюстраций, стилевое единство дизайна всей презентации, обоснованность применяемого дизайна, единство стиля включаемых в презентацию рисунков. Для этого предлагаем учащимся добавить несколько слайдов к уже ранее созданной презентации, обсудить содержание этих слайдов и их макеты, а затем заново оформить презентацию, используя шаблоны оформления, добавляя рисунки и картинки с учетом требований к оформлению презентаций.

В заключение предлагаем выполнить практические задания по настройке анимации к одному или всем слайдам презентации (звуковое сопровождение, смена слайда по щелчку или по истечении определенного времени с использованием различных эффектов), а также применению анимации как к слайдам при смене одного слайда другим, так и к объектам, расположенным на слайдах, настроив правильно порядок появления этих объектов при демонстрации презентации.

Таким образом, в статье были приведены идеи заданий для организации практических работ с компьютерными мультимедийными презентациями. За счет того, что многие работы носят творческий характер, а также благодаря возможности сочетать задания между собой и тем самым увеличивать сложность и трудность работы, происходит влияние на развитие познавательной мотивации учащихся [5]. Описанные задания отражают инвариантный подход к реализации технологии работы с мультимедийными документами, так как не зависят от конкретных версий компьютерных программ. Приведенные задания могут быть использованы при изучении любых редакторов мультимедийных документов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Левченко И.В. Формирование инвариантного содержания школьного курса информатики как элемента фундаментальной методической подготовки учителей информатики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2009. № 3. С. 61—64.

[2] Левченко И.В. Методические особенности обучения информационным технологиям учащихся основной школы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2012. № 1. С. 23—28.

[3] Карташова Л.И., Левченко И.В., Павлова А.Е. Инвариантные практические задания по информатике для работы с текстовыми документами в основной школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2014. № 1. С. 46—50.

[4] Карташова Л.И., Левченко И.В., Павлова А.Е. Инвариантные практические задания по информатике для работы с графическими изображениями в основной школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2014. № 2. С. 24—28.

[5] Карташова Л.И. Этапы формирования и развития познавательных интересов учащихся с использованием информационных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2009. № 3. С. 55—60.

LITERATURA

[1] Levchenko I.V. Formirovanie invariantnogo soderzhanija shkol'nogo kursa informatiki kak jelementa fundamental'noj metodicheskoj podgotovki uchitelej informatiki // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». 2009. № 3. S. 61—64.

[2] Levchenko I.V. Metodicheskie osobennosti obuchenija informacionnym tehnologijam uchashhihsja osnovnoj shkoly // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». 2012. № 1. S. 23—28.

[3] Kartashova L.I., Levchenko I.V., PavlovaA.E. Invariantnye prakticheskie zadanija po informatike dlja raboty s tekstovymi dokumentami v osnovnoj shkole // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». 2014. № 1. S. 46—50.

[4] Kartashova L.I., Levchenko I.V., Pavlova A.E. Invariantnye prakticheskie zadanija po informatike dlja raboty s graficheskimi izobrazhenijami v osnovnoj shkole // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». 2014. № 2. S. 24—28.

[5] Kartashova L.I. Jetapy formirovanija i razvitija poznavatel'nyh interesov uchashhihsja s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija». 2009. № 3. S. 55—60.

INVARIANT PRACTICAL TASKS FOR WORK WITH MULTIMEDIA PRESENTATIONS AT SECONDARY SCHOOL

L.I. Kartashova1, I.V. Levchenko1, A.E. Pavlova2

1 Computer Science and Applied Mathematics Chair 2 Informatization of education Chair Moscow City Pedagogical University 2-j Sel'skohozjajstvennyjproezd, 4, Moscow, Russia, 129226

In article gives examples of practical tasks on creation and editing of multimedia presentation for pupils of the secondary school. Tasks have invariant character and don't depend on concrete software.

Key words: training to computer science, a training technique, secondary school, multimedia presentation, practical tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.