ществом. Т. 10. - СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1914. - С. 710-711.
12. Меркулов А.В. Братья Лугинины, пионеры кредитной кооперации и первый кредитный кооператив в России. - М.: Издание Всероссийского Центрального Союза Потребительных Обществ, 1918.
13. Войтюк Т. В. Семья Лугининых // Ветлужс-кая сторона. Историко-краеведческий сборник. -Кострома, 1995.
14. Зайцева Е.А., Любина Г.И. В.Ф. Лугинин. 1834-1911. - М.: Изд-во МГУ, 2012.
УДК 141
Васильев Алексей Александрович
Приволжский филиал Российской академии правосудия (г. Нижний Новгород)
ИНТУИЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ)
Статья посвящена такому явлению, как интуиция. Практически каждый день в процессе взаимодействия друг с другом и с социальными институтами мы вступаем в правоотношения. Статья имеет целью показать наличие интуиции в этих взаимодействиях.
Ключевые слова: интуиция, интуитивное право, правоотношения.
Современное информационное общество характеризуется быстрым ростом объема информации и возрастающей сложностью социальных процессов, происходящих в обществе. Возникает проблема выбора и использования путей и способов принятия решений в различных областях жизнедеятельности человека. Социально значимые решения требуют оптимизации процесса принятия решений путем использования всех возможностей, которыми располагает человек [4, с. 4]. Одной из таких возможностей является интуиция.
Феномен интуиции с античности занимает умы философов, издревле отмечались проявления интуиции. Философы и ученые пытались и пытаются понять механизм интуиции, выявить закономерности, дают разные определения этого явления. Понятие «интуиция» в отечественной философии традиционно определяется как момент непосредственного усмотрения (созерцания) истины без предварительного логического обоснования. Однако это не означает, что интуиция возникает на голом месте, ей предшествует интеллектуальная деятельность. Архимед, Ньютон, Менделеев, Броун и др. получили интуитивное озарение тех вопросов, которыми они были озадачены в тот момент.
Интуиция пронизывает все сферы жизни общества. По мнению Я.А. Пономарева, интуиция является мостом из «психического» в «социальное» [6, с. 17]. Как писал А.С. Кармин, «общество есть не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни» [2]. Одним таким условием, и условием весьма существенным, является право, то есть юридические законы и иные нормативно-правовые акты, установленные государством. Правотворчеству, как и любому другому творчеству, присуща интуиция. Интуиция в правотворческой и правоприменительной деятельности,
или по-другому юридическая интуиция, так или иначе затрагивает и общественное бытие, и общественное сознание.
Р.М. Грановская пишет, что в юриспруденции от судьи требуется знать не только «букву», но и «дух» закона. Он должен выносить приговор не только в соответствии с заранее предписанным количеством доказательств, но и согласно «внутреннему убеждению», поскольку в законе наряду с однозначной «буквой» присутствует и интуитивный «дух» [1]. В своем труде «Интуиция и искусственный интеллект» Р.М. Грановская рассматривает интуицию как следствие некоего скачка, разрыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок.
Когда, работая над задачей, человек получает решение и не может объяснить его с помощью осознаваемых логических шагов (реализуемых как экстра- или интерполяция), он поражается непредсказуемости результата и невозможности понять и объяснить способ его получения. Тогда он говорит: «это интуиция» [1].
А.С. Кармин и Е.П. Хайкин разделяют интуицию на концептуальную, которая формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов, и эйдетическую - строящую новые наглядные образы на основе имевшихся ранее понятий [3].
Другой исследователь феномена интуиции, Е.Л. Фейнберг, в своей работе «Две культуры. Интуиция и логика в науке и искусстве» различает интуицию как прямое усмотрение (созерцание) истины, не допускающее ни логического обоснования, ни логического опровержения («интуиция-суждение») и интуицию как вспомогательный элемент -угадывание, предвосхищение истины, которое допускает последующее «опосредование» - логическое или опытное установление (или опровержение) истинности этого интуитивного высказывания
© Васильев А.А., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012
165
(Е.Л. Фейнберг называет её эвристической интуицией или «интуицией-догадкой») [7, с. 13].
Интуиция-суждение Е.Л. Фейнберга соответствует эйдетической интуиции А. С. Кармина и Е.П. Хайкина, а интуиция-догадка - концептуальной интуиции. Интуиция-суждение не допускает ни логического обоснования, ни логического опровержения, следовательно, не создает нового понятия. Интуиция-суждение созерцает имеющиеся понятия и на их основе, так же как и в эйдетической интуиции, создает новые образы. В свою очередь интуиция-догадка, так же как и концептуальная интуиция, способна создать новое понятие.
Е.Л. Фейнберг заявляет, что роль интуитивного суждения в области социальных отношений исключительно велика. Не случайно, например, корень самого слова «суждение» тот же, что в словах «суд», «судья». Принято говорить, что суд решает дело, руководствуясь строго доказательными доводами. Его задача - найти неоспоримые свидетельства, вообще данные, исключающие произвол в решении. И этот идеал, конечно, обязательная цель. Но даже в этом идеале заложен фундаментальный и неизбежный элемент, определяющий исход дела и сводящийся к чисто интуитивному суждению. Этот элемент - оценка убедительности, достаточности доказательств, обосновывающих решение [7, с. 68].
Интуиция в судебном процессе имеет место, однако юридические отношения судом не ограничиваются и интуиция в юридических отношениях проявляет себя не только у судей. Все мы являемся частью такой социальной системы, как государство. Государство в целях обеспечения надлежащего функционирования заботится о сохранении и поддержании правопорядка и устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами. Многие общественные отношения урегулированы нормами позитивного права, однако не все граждане знакомы с данными нормами, что не мешает им вступать в те или иные общественные отношения. Вот в этих случаях проявляет себя интуиция, или, как писал Л.И. Петражицкий, «интуитивное право». Во многих сферах социальной жизни интуитивное право играет более важную и существенную роль, чем позитивное право. Основой социального «правопорядка» и действительным рычагом социально-правовой жизни является в существе дела не позитивное, а интуитивное право. Данное обстоятельство связано с тем, что, вступая в отношения, связанные с соблюдением чужих прав либо с использованием своих прав, большинство людей руководствуется своим интуитивным правом, указаниями своей интуитивно-правовой совести.
Говоря об интуитивном праве, Л.И. Петражиц-кий полагал, что право как одно из явлений бытия принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Относительно инту-
итивного права он отмечал, что оно «имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый характер; его содержание (состав соответствующих диспозиций) определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и сношениями и прочее» [5, с. 383]. Таким образом, интуитивное право присуще каждому человеку, но в отличие от позитивного права оно не является одинаковым для всех, напротив, оно разнообразно: «по содержанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, интуитивных прав столько, сколько индивидов» [5, с. 383]. При этом допускается схожесть интуитивного права у разных индивидов, например у членов одной семьи, представителей одной и той же профессии, национальности, культуры и тому подобное, но здесь имеется не полная схожесть интуитивного права, а схожа лишь та часть интуитивного права, которая формируется под влиянием семьи, профессии, национальности, культуры.
Одновременное существование и действие интуитивного и позитивного права становится возможным только лишь при условии наличия согласия между ними «в общих и основных чертах», в случае перехода разногласия за установленные пределы происходит неизбежное крушение позитивного права, то есть позитивное право поставлено в некую зависимость от интуитивного права. Между позитивным и интуитивным правом существуют разные частные разногласия, и «они даже по природе вещей неизбежны» [5, с. 392]. Позитивное право не может полностью совпадать с интуитивным правом. Это связано с тем, что интуитивное право носит индивидуальный характер и у разных классов и групп людей оно разное. Если позитивное право будет сориентировано на удовлетворение интуитивно-правовых требований одной группы, то интуитивно-правовые требования других будут оставаться без удовлетворения. Интуитивное право постоянно развивается и непрерывно меняет свое содержание, развитие «позитивного права по самой природе этого права подвержено задержкам и разным иным отступлениям от непрерывно-постепенного развития» [5, с. 393]. В связи с этим позитивное право неизбежно в разных своих частях отстает от «развития интуитивного права и вообще расходится с ним по содержанию, вследствие специфических различий процессов развития» [5, с. 393]. Данное основание Л.И. Пет-ражицкий называет историческим или эволюционным конфликтом. Кроме того, позитивное право согласно своей природе и социальной унификаци-онной функции расходится с интуитивным правом по степени приспособляемости к конкретным обстоятельствам, оно должно устанавливать резкие границы, точно определенные объемы в области
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012
объектов и релевантных фактов, игнорировать не поддающиеся контролю факты и прочее.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод об отношении, возникающем между интуитивным и позитивным правом по содержанию. По содержанию между интуитивным и позитивным правом существует минимальный и максимальный пределы согласия либо разногласия. Соответственно для большего уважения и поддержки существующего социального строя и позитивного права степень согласия между интуитивным и позитивным правом должна быть высокой, при низкой степени согласия будет наблюдаться недовольство существующим строем и позитивным правом; чем ниже степень согласия, тем жестче будет проявляться недовольство. Для того чтобы степень соответствия была высокой, интуитивное право должно учитываться на стадии создания норм позитивного права, на стадии правотворчества.
Говоря о правотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативно-правовых актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: выявление потребности в правовом регулировании тех или иных правообразующих общественных отношений, направление и характер регулирования, подготовка нормативного акта. В процессе выявления потребности правового регулирования тех или иных правоотношений проявляет себя интуитивное право, а точнее, несоответствие, которое вызывается тем, что то или иное правоотношение имеет место в социальном бытии, но не имеет должного закрепления и регулирования нормами позитивного права. Регулирование происходит исключительно нормами интуитивного права, а так как оно носит индивидуальный характер и отношение у разных индивидов к одному и тому же правоотношению разное, то и надлежащего регулирования не происходит. В данном случае мы можем говорить о некой бытовой эйдетической интуиции (интуиции суждения), так как у обывателя зачастую нет юридических знаний. Вместе с тем при отсутствии четких юридических знаний у каждого человека имеются свои представления и свои бытовые понятия относительно того или иного социального явления. Именно на этих понятиях строится бытовая эйдетическая интуиция, создавая многообразие интуитивных образов. Вот эта неспособ-
ность интуитивного права к единообразному регулированию правоотношений заставляет законодателя начать разработку норм позитивного права. Другими словами, имеющиеся наглядные образы побуждают субъект правотворческой деятельности создавать новое понятие, то есть здесь мы уже имеем дело с концептуальной интуицией.
Итак, интуиция в социальных отношениях проявляет себя через интуитивное право. Так или иначе, но мы ежедневно вступаем в различные правоотношения при совершении покупки, при оплате проезда и прочее. Большинство людей, вступая в правоотношения, руководствуется не нормой права, а указаниями своей интуитивно-правовой совести. Профессионалы, занятые в создании норм права и осуществления правосудия, тоже подвержены проявлениям интуиции. Правотворец может лишь интуитивно догадаться о конечном результате своей деятельности, интуитивно предвидеть некий идеальный образ еще не созданной нормы.
Библиографический список
1. Грановская P.M. Интуиция и искусственный интеллект. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1991 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ddong. narod. ru/gran/index. htm.
2. Кармин А.С. Общество в свете системного подхода // В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители». Вып. 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/ texts/karmin/kagan_0 4.html.
3. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М., 1971. - 48 с.
4. Переверзева Н.Ю. Роль интуиции в принятии социально значимых решений: социально-философский аспект: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2007. - 180 с.
5. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - Серия «Мир культуры, истории и философии». - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 608 с.
6. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. - М.: Политиздат, 1967. - 256 с.
7. ФейнбергЕ.Л. Две культуры. Интуиция и логика в науке и искусстве. - Фрязино: Век, 2004. -288 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2012
167