Научная статья на тему 'ИНТУИЦИЯ-СУЖДЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ-ДОГАДКА В КОСМОЛОГИЧЕСКОМ ТРАКТАТЕ Э. ПО "ЭВРИКА"'

ИНТУИЦИЯ-СУЖДЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ-ДОГАДКА В КОСМОЛОГИЧЕСКОМ ТРАКТАТЕ Э. ПО "ЭВРИКА" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДГАР ПО / EDGAR POE / РОМАНТИЗМ / ROMANTICISM / "ЭВРИКА" / "EUREKA" / КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ / COSMOLOGICAL TREATISE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ЛИТЕРАТУРЫ / INTERACTION OF SCIENCE AND LITERATURE / ИНТУИЦИЯ / INTUITION / ПОЗНАНИЕ / COGNITION / ИНДУКТИВИЗМ БЭКОНА / BACON'S INDUCTIVISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлова Марина Николаевна

Рассматривается проблема интуиции в научно-философском трактате Э. По «Эврика». На идейно-тематическом уровне интуиция позволяет Э. По сформулировать оригинальную космологическую теорию; обсуждение роли интуиции в познании обусловливает эстетическое своеобразие произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTUITIVE PROPOSITION AND INTUITIVE INSIGHT IN E. POE’S COSMOLOGICAL TREATISE "EUREKA"

The article explores the problem of intuition in E. Poe’s «Eureka», a philosophical and scientific treatise. In terms of content intuition enables Poe to formulate an original cosmological theory whereas the discussion of the role of intuition in cognition adds to the aesthetic peculiarity of the work.

Текст научной работы на тему «ИНТУИЦИЯ-СУЖДЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ-ДОГАДКА В КОСМОЛОГИЧЕСКОМ ТРАКТАТЕ Э. ПО "ЭВРИКА"»

принцип действия андреиды. К слову сказать, андреида Вилье — это не искусственный разум, писатель вообще не обращает внимание на рассудочность своей машины, речь идет исключительно о душе нового создания.

Однако более глубокий анализ произведения и творчества писателя в целом позволяет нам высказать иное предположение. Обращение к мистике в конце столь удачного проекта необходимо Вилье для того, чтобы вновь подчеркнуть несовершенство человеческой мысли.

Особенностью научной фантастики Вилье является то, что писатель изначально протестует против всемогущества Науки и Прогресса (то к чему отчасти приходит и Ж. Верн) .

Роман «Будущая Ева» может показаться современному образованному читателю устаревшим, а порой и смешным, с точки зрения устройства искусственного человека, но проблемы, которые затрагивает автор, не утратили свою актуальность и в наши дни (особенно это касается вопроса ответственности ученого за судьбу своего изобретения). «Показательна судьба хорошей научно-фантастической книги. Обветшала "научная" конструкция — развалилась, обратилась в прах. Не устаревают — мысль и художественный образ. То, ради чего и громоздилась в конечном счете вся эта "фантастика"» [3, с. 53].

Библиографический список

1. Верн Ж. Собрание сочинений : в 50 т. М. : Дайджест, 1992. Т. 1. 367 с.

2. Вилье де Лиль-Адан О. Избранное. Л. : Худ. лит., 1978. 368 с.

3. Лем С. Фантастика и футурология. М. : АСТ : Ермак, 2004. Кн. 2. 668 с.

4. Розанова А. А. Социальная и научная фантастика в классической французской литературе XVI—XIX вв. Киев : Выща шк., 1974. 150 с.

5. Сирано де Бержерак С. Иной свет, или Государства и Империи Луны. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. 248 с.

6. Человек науки : сб. ст. М. : Наука, 1974. 392 с.

ББК 83.3(7)01

М. Н. Павлова

ИНТУИЦИЯ-СУЖДЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ-ДОГАДКА В КОСМОЛОГИЧЕСКОМ ТРАКТАТЕ Э. ПО «ЭВРИКА»

На протяжении всей жизни Эдгару По была свойственна увлеченность астрономией и математикой. Плодом этого многолетнего интереса стал его философско-космологический трактат «Эврика» («Eureka», 1848), в котором писатель излагает свои воззрения на происхождение и развитие Вселенной.

Э. По следующим образом оценивает масштабность своего замысла в письме к другу Джорджу Эвелету от 29 февраля 1848 года: «Если Вы когда-

*

Несмотря на то что Ж. Верн и О. Вилье де Лиль-Адан творили практически в один и тот же период, их пути никогда не пересекались. Может создаться впечатление, что они даже не слышали друг о друге. Тем не менее французский исследователь М. Море, сравнивая романы «Замок в Карпатах» с «Будущей Евой» и «Братья Кип» с «Клер Ленуар», находит много общего в их сюжетных линиях (см.: [1, с. 354]). © Павлова М. Н., 2011

либо интересовались подобными темами, Вы поймете новизну и значимость моих взглядов. То, что я написал, со временем перевернет все представления в области физики и метафизики» [7, p. 362].

Ряд современников По высоко оценили «Эврику», но, тем не менее, изложенные в ней идеи остались практически не понятыми: они были слишком оригинальны для науки XIX столетия, и вскоре произведение было забыто. После смерти По «Эврику» долгое время игнорировали как продукт нездорового сознания, поскольку в 1848 году у По обнаружились симптомы церебральной гиперемии [8, p. 766].

Лишь в XX веке «Эврика» привлекла внимание исследователей, и в настоящее время ее признают одним из наиболее значительных произведений Э. По (см.: [1, 2]). В смелых научных гипотезах Э. По усматривают многочисленные сходства с астрономическими теориями XX века.

Так, Брюс Тварог, профессор физики и астрономии из Канзасского университета, ознакомившись в 2004 году с текстом «Эврики», утверждает, что По был чрезвычайно хорошо осведомлен о состоянии астрономического знания в 1848 году, был в курсе последних открытий, понимал сложные научные теории и умел грамотно их изложить (см.: [6, p. xxi]). Ряд фрагментов «Эврики» приобрели особенно широкую известность в качестве гениальных интуитивных прозрений По. Например, представление об исходной «первочастице», из которой путем иррадиации образовалась Вселенная, созвучно современной теории Большого Взрыва. Утверждение о том, что «материя существует только в форме Притяжения и Отталкивания — иными словами... Притяжение и Отталкивание — это и есть Материя» [6, p. 102], соответствует современному представлению о единстве материи и энергии, выражаемому уравнением Эйнштейна E = mc2.

Однако интерес представляет не только непосредственное соотнесение космологических идей По с современными научными теориями, но и еще не предпринимавшееся сопоставление «Эврики» с современными представлениями о научном методе, существующими в философии науки.

Рассуждения о научном методе в «Эврике» сконцентрированы в начале произведения, содержащем своеобразный «текст в тексте». Это фрагменты из вымышленного послания, датированного 2848 годом и якобы найденного в вымышленном Mare Tenebrarum («Море Тьмы/Невежества»). Вымышленное послание написано в традициях просветительской сатиры: житель Земли из 2848 года отзывается об американских ученых XIX века как о «фанатиках», находящихся в состоянии «умственного рабства» и «невежественного извращения» [6, p. 14].

Критика По направлена прежде всего против господствующего в науке XIX века индуктивизма Ф. Бэкона — метода, вызывавшего резкое неприятие По. Приведем ряд примеров из «Эврики»: «На протяжении многих столетий так сильно было увлечение, особенно Бэконом (sic! — М. П), что любому мышлению — законно так именуемому — был, по сути, положен конец. Ни один человек не смел высказать истину, которая зародилась лишь у него внутри, в душе» [6, p. 10]; «.коренной порок бэконизма — самый прискорбный источник ошибок — заключался в стремлении отдавать власть и право выносить суждения примитивным сенсуалистам, этим ничтожествам, микроскопическим ученым мужам, откапывающим мелкие факт ы, в основном из области естественной истории, — факты, которыми они мелочно торговали на большой дороге; их ценность зависела, как они полагали, лишь от факт а

ради самого факт а, вне зависимости от их пригодности или непригодности для открытия тех конечных и единственно имеющих право на существование фактов, которые именуются Законами» [6, р. 11]. Несмотря на обилие эмоционально-окрашенных уничижительных наименований ученых-последователей Бэкона, критика По справедлива по существу. Согласно теории Бэкона, научное познание начинается с тщательного сбора фактических данных. Затем производится их постепенное обобщение в виде «Таблиц Сущности и Присутствия», ведущее в конечном итоге, по замыслу философа, к открытию Высшего закона природы. Бэкон построил «пирамиду наук», которая имела следующие уровни: Данные естественной и опытной истории ^ Физика ^ Метафизика ^ Высший закон природы [3, с. 64]. Эмпиризм Бэкона как метод научного познания, даже при верной интерпретации его принципов, признается современными философами в корне несостоятельным, поскольку в его рамках «становится невозможным научное открытие в собственном смысле» [3, с. 79]. (Ср. у По: «Любому мышлению — законно так именуемому — был, по сути, положен конец» [6, р. 10].) Современный философ В. А. Светлов пишет: «Полное выполнение рецептов (Бэкона. — М. П) означало бы полное исключение концептуальной и интерпретирующей активности ума, что сделало бы научный прогресс действительно невозможным» [3, с. 78]. Слова По удивительно созвучны выводу философа конца XX — начала XXI века: «Эти древние идеи обратили исследование в ползание; а мне вряд ли нужно сообщать Вам, что ползание, среди прочих способов передвижения — очень полезная вещь, в своем роде; но если черепаха твердо держится на ногах, стоит ли на этом основании подрезать крылья орлам?» [6, р. 10] В Америке XIX века метод Бэкона, несостоятельный сам по себе, был значительно искажен: «наукой» признавался лишь первый уровень бэконовской пирамиды, на котором производится сбор фактов естественной истории и «запрещается что-либо придумывать или измышлять» [3, с. 73]. Помимо этого, в Америке эмпиризм Бэкона в его приземленном понимании был сопряжен с культом «полезного знания» и философией утилитаризма и, как следствие, агрессивно навязывался американским научным сообществом. Все эти процессы были подмечены По с чрезвычайной проницательностью: «На лице земном... не существовало более несносных фанатиков и тиранов, нежели эти личности, внезапно вознесенные бэконовской философией на ту должность, для которой они совершенно не годятся — эти персоны, перенесенные из судомоен в гостиные Науки, из чуланов — на кафедры. Их вера, их священное писание и их проповеди сводились к одному-единственному слову — "факт "» [6, р. 11].

Не приводя конкретных имен, По в «Эврике» сетует на участь тех мыслителей, которые пытались противостоять засилью бэконовской философии. «С теми же, кто смел тревожить их факты, упорядочить или применить их, ученики Бекона фс! — М. П) обращались абсолютно безжалостно. Любые попытки обобщения немедленно встречали словами: "теоретический", "теория", "теоретик" — одним словом, любая мысль воспринималась ими как личное оскорбление. Развивая Естествознание и искореняя Метафизику, Математику и Логику, многие из этих философов бэконовской породы оказались однобокими, ограниченными инвалидами мысли.» [6, р. 11—12]. Иными словами, если чьи-либо научные рассуждения отходили от общепринятой методологии, «тогда ученые не рассматривали их далее, но, объявляя мыслителя глупцом и, словно клеймо, давая ему прозвище "теоретик", впредь не желали иметь дела ни с ним, ни с его истинами» [6, р. 11].

Эти утверждения По не вымысел и не преувеличение. За эмоционально окрашенной критикой можно увидеть точно схваченную писателем картину американской науки, о чем свидетельствуют труды историков [5].

Э. По, для которого сфера абстрактно-интеллектуального, смелые теории и гипотезы сами по себе представляли объект эстетизации, в корне не приемлет плоский описательный эмпиризм Бэкона, что служит для романтика точкой полемического отталкивания в его дальнейших рассуждениях.

Идеалом ученого, в противоположность индуктивистам, для По выступает немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571—1630), который открыл законы небесной механики, сделав это, как известно, во многом интуитивно. Современный физик и философ Е. Л. Фейнберг оценивает открытие Кеплера следующим образом: «Фантазия и решительность подлинного гения побудили его в корне, в основе поменять модель, а не подправлять ее небольшими модификациями... Невозможно понять, как он все же решился совершить грандиозный психологический скачок.» [4, с. 258].

Единственным способом, с помощью которого можно совершить какое-либо открытие, Э. По, в полном соответствии с философией романтизма, провозглашает интуицию, или воображение. Однако существенно то, что в рассуждениях По присутствует не только творческая, или художественная, интуиция, но и научная. Не исключено, что эти идеи предвосхитили научно-философские теории XX века в большей степени, чем сама космология По.

Термин «интуиция» имеет множество определений. Е. Л. Фейнберг предлагает следующую классификацию интуиции: «интуиция-суждение» и «интуиция-догадка». Первую из них он определяет как «прямое усмотрение истины, не допускающее ни логического обоснования, ни логического опровержения» [4, с. 13]. «Интуиция-догадка», известная также как «эвристическая интуиция», — это «угадывание, предвосхищение истины, которое допускает последующее "опосредствование" — логическое или опытное установление (или опровержение) истинности этого интуитивистского высказывания» [4, с. 13]. Фундаментальную роль в научном открытии имеет «интуиция-суждение», не требующая обязательных доказательств, тогда как «интуиция-догадка», потенциально сводимая к дискурсии, выступает вспомогательным элементом. В процессе познания оба вида интуиции взаимодействуют.

В «Эврике» По использует оба вида интуиции. Следующее определение, схожее с формулировкой Е. Л. Фейнберга (которая соответствует «интуиции-догадке»), дважды встречается в тексте «Эврики» и выделено курсивом: интуиция — это «не что иное, как убеждение, возникающее из тех индуктивных и дедуктивных суждений, ход которых настолько неуловим, что ускользает от нашего сознания и разума и не поддается нашей способности выражения» [6, p. 22]. В таком понимании интуитивный процесс впоследствии сводится к дискурсии, «раскладываясь» на индукцию и дедукцию. Однако в действительности при построении своей космологической теории По прибегает не столько к догадке, сколько к «интуиции-суждению», поскольку писатель принимает за свои исходные посылки ряд недоказуемых положений, утверждая, что безгранично уверен в них, поскольку непосредственно постиг их душой в некоем озарении. При помощи двух неологизмов (unthought-like thoughts, soul-reveries) По описывает их как «мысли, не похожие на мысли; мечтания души, а не заключения или даже соображения разума» (unthought-like thoughts — soul-reveries rather than conclusions or even considerations of the intellect) [6, p. 33]. Так, на первой же странице «Эврики» По формулирует

положение, ставшее отправной точкой для его последующих рассуждений: «Вначале позвольте мне сформулировать не теорему, которую я надеюсь доказать. но ведущую мысль, которую на протяжении этого сочинения я буду постоянно пытаться внушить. Мое общее положение таково: В Исходном Единстве Первого Существа заключается Вторичная Причина Всего Сущего, равно как и Зерно Неизбежного Уничтожения» [6, р. 7]). В этой «ведущей мысли», сформулированной при помощи «интуиции-суждения», прослеживается сходство с современными космологическими концепциями точки сингулярности, Большого взрыва, гравитационного коллапса и пульсирующей Вселенной.

Во вставном фрагменте (вымышленном послании), рассуждая об ограничениях науки, связанных с методом Бэкона, По утверждает следующее: «...вы можете легко понять, как столь нелепые ограничения. сдерживали развитие истинной Науки, которая делает свои наиболее значимые продвижения — как покажет весь ход Истории — скачками, с виду интуитивными» [6, р. 10]). Именно в этом месте По оказался как нигде более прав с точки зрения философии науки. Для подтверждения его точки зрения потребовалось столетие, а не тысячелетие, как предполагал писатель.

Романтики были одними из первых, кто еще в конце XVШ — начале XIX века подняли проблему антагонизма науки и искусства, интуиции и логики [4, с. 265]. В «Эврике» Э. По, по сути, подробно обсуждает проблему, которая со всей остротой встала перед профессиональными учеными лишь на рубеже XIX—XX веков. В это время в сфере точных наук развернулся спор между логицистами, во главе с немецким математиком Давидом Гильбертом (1862—1943), и интуитивистами, наиболее известный представитель которых — французский математик Анри Пуанкаре (1854—1912) [4, с. 56]. Суть спора состояла в следующем. В XIX и XX веках математиками-логицистами «были приложены героические усилия с целью очистить научную систему от излишних интуитивных элементов» [4, с. 61]. Логицистика господствовала в математике. Тем не менее сравнительно немногочисленные интуитивисты настаивали на том, что полное исключение интуитивных элементов из математики невозможно. Конец этому противостоянию был положен в 1934 году, когда австрийский математик Курт Гёдель (1906—1978) сформулировал и доказал две теоремы о неполноте формальных систем, известных под общим названием «теорема Гёделя о неполноте», что окончательно укрепило позиции так называемого математического интуиционизма: произошло сведение классической логики к интуиционистской. Теорема Гёделя гласит, что в любой непротиворечивой формальной системе, содержащей минимум арифметики, найдется формально неразрешимое суждение, в отношении которого нельзя утверждать ни что оно ложно, ни что оно истинно. Доказательство теоремы Гёделя породило своего рода «кризис» в математике, поскольку оказалось, что даже эта наиболее строгая наука неизбежно включает элементы интуиции. Итак, Э. По оказался полностью прав, утверждая в середине XIX века, что история покажет неизбежность использования интуиции в научном познании.

Обсуждение темы интуиции составляет наиболее экспрессивные, стилистически своеобразные фрагменты «Эврики»; это привносит в трактат По философский и художественно-эссеистический смыслы, которые дополняют его собственно научное содержание и делают его многослойным, синтетиче-

ским произведением, где научное познание и сама интеллектуальная сфера становятся предметом эмоциональной рефлексии и эстетизации.

Библиографический список

1. Осипова Э. Ф. Загадки Эдгара По : исследования и комментарии. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. 171 с.

2. Павлова М. Н. Поэма-трактат «Эврика» Эдгара По как объект междисциплинарного изучения // Материалы XXXIII Междунар. конф. ОИКС. М. : Изд-во МГУ, 2008. С. 61—68.

3. Светлов В. А. История научного метода. М. : Академ. проект, 2008. 700 с.

4. Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино : Век-2, 2004. 288 с.

5. Daniels G. H. American Science in the Age of Jackson. N. Y. ; L. : Columbia University Press, 1968. 282 p.

6. Poe E. A. Eureka / eds S. Levine, S. F. Levine. Urbana ; Chicago : University of Illinois Press, 2004. 191 p.

7. The Letters of Edgar Allan Poe : in 2 vols / ed. by J. W. Ostrom. Cambridge : Harvard University Press, 1948. Vol. 2. 664 p.

8. Thomas D., Jackson D. K. The Poe Log : a Documentary Life of Edgar Allan Poe, 1809—1849. Boston : Thorndike Press, 1987. 919 p.

ББК 83.3(2=Рус)5-01

П. М. Тамаев

ПРИРОДНЫЙ МИР НА СТРАНИЦАХ ОХОТНИЧЬИХ КНИГ С. Т. АКСАКОВА

И, кажется, опять я дома в Божьем мире, Когда лишь заберусь на бережок ручья, Закину удочки, сижу в траве высокой.

А. Н. Майков. Рыбная ловля

Художественный мир прозы С. Т. Аксакова представляется, на первый взгляд, простым, ясным, обыкновенным, доступным. Действительно, что может быть таинственного в ужении рыбы, охоте, в неторопливой жизни степных помещиков, обитателей обширных русских провинций, непонятной, иногда непостижимой здравому смыслу страсти к охоте? Духовно близкие писателю люди (Н. В. Гоголь, А. С. Хомяков, И. С. Тургенев, А. Н. Майков), конечно же, приветствовали появление охотничьих книг и в то же время пытались постигнуть тот переворот, который случился в его судьбе, в его творческой жизни. Современники стремились понять некоторую странность, загадку: как на шестом десятке лет Аксаков сделался великим художником? Они были убеждены, что уже первые опыты в форме записок охотника мгновенно изменили его художественную деятельность после «долгих и бесплод-

© Тамаев П. М., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.