Научная статья на тему 'Интуитивный аспект познания феномена случайности-закономерности'

Интуитивный аспект познания феномена случайности-закономерности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ПОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ЧУВСТВЕННОЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ / INTUITION / COGNITION / THINKING / SENSORY / RATIONAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козина Ольга Валерьевна

В статье рассматриваются феномен интуиции, его историческое развитие и роль в современном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTUITIVE ASPECT OF COGNITION OF CHANCE-REGULARITY PHENOMENON

The article considers the phenomenon of intuition, its historical development and role in modern society.

Текст научной работы на тему «Интуитивный аспект познания феномена случайности-закономерности»

УДК 008

СЕМАНТИКА ПОНЯТИЙ ДУАЛЬНОСТИ «СЛУЧАЙНОСТЬ-ЗАКОНОМЕРНОСТЬ»

В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

© Ольга Валерьевна КОЗИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры философии, e-mail: kreles@mail.ru

В статье представлены понятия феномена случайности-закономерности, которые наиболее характерны для русской традиционной культуры: объясняется их значение, различия и взаимосвязь.

Ключевые слова: случайность; случай; закономерность; удача; судьба; авось; риск(и); русская традиционная культура.

Рассматриваемая нами проблема не может быть раскрыта в полной мере без подробного знакомства с основными терминами данного исследования. В рамках данной работы будут рассматриваться следующие понятия: случайность (случай), закономер-

ность, удача, судьба, авось, риск.

В большинстве источников термин «случайность» трактуется как непредвиденное, неожиданное обстоятельство или явление, а также отсутствие причинной обусловленности, закономерности чего-либо. В Философском словаре понятие случайности рассматривается совместно с необходимостью следующим образом: «... философские категории, выражающие объективные связи реального мира; необходимость - тип связи явлений, определяемый их внутренней основой -структурой и закономерностями; случайность - тип связи, определяемый внешними для данного явления причинами» [1].

На данном примере мы видим, что термины случайность и закономерность определяются как противоположные и несовместимые между собой.

Само слово «случай» греческого происхождения и обозначает «наступление непредвиденного, никем не предполагаемого события и особенно его не предусмотренное заранее совпадение с другими событиями. То, что часто изображается как случай, вообще говоря, есть цепь непознанных или недостаточно хорошо познанных причин и следствий. Но т. к. каждое живое существо, наделенное сознанием, в принципе обладает возможностью вмешиваться в причинную связь и изменять или управлять событиями в соответствии с целью и поскольку намерения другого человека в принципе являются непо-

знаваемыми, то результаты целеполагающей спонтанности другого действуют на человека как случаи, которые порождены им, хотя мыслима и такая позиция, с точки зрения которой не имеется никаких случайностей» [2, с. 418]. Если говорить о роли случайностей в жизни русского человека, то следует упомянуть о том, что одна из особенностей нашего менталитета заключается в том, что мы в любой ситуации безоговорочно уповаем именно на случайность, а если быть точнее, на случай, причем обязательно счастливый.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля случайность рассматривается в контексте понятия случай: «Случай - быть или не быть, приключение, происшествие, притча, дело, что сталось, случилось, сбылось; обстоятельство, встреча; все нежданное, непредвиденное, внезапное, нечаянное. Случай - случайное или удобное, спопутное к чему-либо время, пора, обстоятельство; нечаянное совпадение, либо встреча чего-нибудь. Случай или случайность -безотчетное и беспричинное начало, в которое веруют отвергающие провиденье. Все на свете случай, все случайность. Случайность -нечаянность, нежданный случай» [3].

Согласно этому определению, можно выстроить формулу: СЛУЧАЙНОСТЬ =

СЛУЧАЙ (счастливый) = УДАЧА.

В русской ментальности случай (случайность) выступает как характеро-формирую-щий фактор. Русский человек привык жить в обстановке, изобилующей случайностями, и эта привычка постепенно переросла в закономерность.

По словам римского императора и философа Марка Аврелия, «либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствует по-

рядок и закономерность». Закономерность -это, прежде всего, необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Различают закономерность социальную и культурную, хотя, в общем, это деление является весьма символическим [4].

Большинство литературных источников утверждают, что случайности в принципе не существует как таковой. Все, что происходит с человеком, предопределено его мыслями и поступками. «Удачный случай может не вернуться», - говорили древние. Русский человек понимал это и благодаря своей молниеносной реакции никогда этот случай не упускал.

В слоговом проторусском языке каждое из слов представляло собой многосистемное понятие, которое позволяло выяснить, как именно каждое из них вплеталось в нормативный пласт жизни [5].

Как и все понятия, затрагиваемые нами в данной работе, термин случайности-закономерности очень хорошо представлен в русском народном творчестве, особенно в сказках. В них художественно выстроенная цепочка случайностей приводит героя к закономерной положительной развязке, тем самым, в очередной раз доказывая то, что ничего в жизни происходит не просто так.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: взаимосвязь таких понятий как случайность и закономерность очевидна, несмотря на то, что встречаются источники, в которых термины рассматриваются как антонимы. Мы можем утверждать, что феномен случайности-закономерности присутствует в современном социуме и является неотъемлемой частью повседневной культуры каждого человека.

В продолжение данной темы, необходимо отметить, что в традиционной русской культуре существует множество понятий, тождественных понятиям «закономерность» и «случайность», наиболее распространенными из которых являются понятия «судьба» и «удача».

В мифологии, в философских системах, в обыденном сознании судьба - это предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое оказывает влия-

ние на бытие человека, народа и т. д. В античной мифологии судьба выступала как слепая, безличная справедливость (Мойры -древнегреческие богини, «прядущие» и отмеряющие «нить судьбы» каждого человека), как удача и случайность (богиня Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум - рок). В конце XIX в. понятие судьба получило распространение в философии жизни. Вместе с тем в обыденной речи оно часто означает участь, долю, жизненный путь, стечение обстоятельств.

Немецкий философ А. Шопенгауэр говорил о видимой преднамеренности судьбы индивида. Ф. Шеллинг видел в истории откровение абсолюта (т. е. предопределенности), развертывающегося в трех периодах: в течение первого периода судьба властвует как совершенно слепая сила; в течение второго периода абсолют обнаруживается в виде природы и слепая сила природы становится ее истинным законом; в третий период бытие, в котором то, что прежде существовало как судьба и природа, раскрывается в качестве провидения [2, с. 442]. Ф. Ницше проповедовал любовь к судьбе («amor fati»). Многие современные мыслители в своих теориях умаляют власть судьбы, но не исключают ее из области человеческих переживаний. Поток реально происходящего часто кажется человеку «роковым, ибо он чувствует, что он сам, против его желаний и воли, ни в чем не повинный, включен в этот поток. И эта ощущаемая им включенность - простое свидетельство реальности происходящего в нас самих, которое неотвратимо, шаг за шагом, руководит нами в нашей жизни» (Н. Гартман).

Что касается русского человека, то для него судьба всегда была доминирующим объяснением всего, что случалось или не случалось в этой жизни. Нельзя упускать из вида то, что чаще всего судьба имела некий пессимистический смысл. Объясняется подобный взгляд, прежде всего, господством христианства. Вера внушала людям то, что каждый уже при рождении полон греха, и поэтому должен смиренно переносить все лишения, которые приносят ему жизнь, судьба, только уповая на прощение бога. В русском языке слово «судьба» чаще всего употребляется как доля, горькая долюшка. «Видать доля у тебя такая», - можно не раз увидеть это изречение в народном фолькло-

ре, который изобилует различными плачами и причитаниями. Не реже встречается здесь и своеобразная обреченность: «то бишь от судьбы не уйдешь, не спрячешься». Сам термин «судьба» в своей основе содержит слово «суд». Это обусловлено особенностью характера русского народа. Считается, что русские, в согласии со своим мировоззрением, всегда обо всем «судят», рассуждают, но не осуждают, дают осмысленную оценку ситуации, а не впадают в панику.

Древние греки говорили: «Fatum est sevies causavum» (судьба - это ряд причин или, другими словами, серия случайностей-закономерностей). Она есть у каждого человека, и творится им самим. Каждый член социума начинает вспоминать и говорить о судьбе в минуту трудности и отчаяния, и это не просто попытка пожалеть себя. Именно в этот момент, во внутреннем диалоге с самим собой, человек решает: бороться ли ему со сложившимися трудностями или оставить все как есть.

Таким образом, судьба - это не предопределенные заранее каждому человеку несчастья и лишения. Это, прежде всего, те действия (поступки, мысли), которые он совершает ежедневно. Именно они так или иначе влияют на ход жизни общества и являются его судьбой.

Понятие удачи, в отличие от судьбы, наполнено исключительно положительным, позитивным смыслом и трактуется как «успех, поспешенье в чем-либо, счастье, талант, желанный случай, исход дела. На удачу, наудачу - на авось, на счастье, на отвагу, наобум. Счастие, судьба. И моя удача нелегка. Удачник(-ница), таланник - кому счастье служит, везет, все удается. Удачность (-ливость) - везение. Удаться, удаваться -сделаться, статься, случиться по желанью, посчастливиться кому. Удатный, удатливый, удалый, удалой - храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, толковый, которому в отваге всегда удача. Удачный или удачливый - кто удался, что удалось по желанию, счастливый, успешный; но удачное дело может быть и случайное, наудачу, на авось, а удатное требует сметки» [3]. Удача - это всегда счастье, везение, фортуна, фарт, талант, нужный исход дела, успех, либо творческая находка, счастливое стечение обстоятельств.

Таким образом, видно, что в культуре русского народа случайное (удача, авось) тесно переплетается с закономерным, предначертанным (судьба) и является обычным условием жизни каждого члена общества.

Однако существует в русской традиционной культуре понятие, присущее только ей. Таким понятием является «авось». Это слово напрямую связано с феноменом случайности-закономерности «Авось - может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды: Авось Бог поможет. Авось - вся наша надежда. Авоська - будущий желанный случай, счастье, удача, отвага; кто делает все на авось. Авосьный случай -пришедший на авось. Авоськать - пускаться на удачу, безрассудно надеяться; часто приговаривать авось» [3].

Многие считают полагание на авось отрицательной чертой русского национального характера, связывая его с непрактичностью, безответственностью и вечной ленью. Но, если посмотреть глубже, все окажется совсем не так. Используя «Разгадку русской азбуки» Ю.П. Минина мы провели слоговый анализ понятия «авось».

«А - самый простой звук, его первым рефлекторно издает только что родившийся ребенок. А...а...а! - кричит человек, попавший в безнадежное положение. Функционально букву «А» можно назвать «Зов» или «Зов изначальный». «Аз» можно объяснить как зов к земле, призыв, как зондирование окружающего пространства, как «крик души», как призывание добра, включая мысленное призывание, сосредоточенность внимания...

В - «Веди». «Вед» - корневая часть слов «ведение», «поведение». «В» обозначает, как и «Б», знания, но уже не созерцательнопознавательного плана, а действенного. Ведение дает возможность вести по жизни себя и других, создавая варианты программ поведения...

О - «Он». В религиозных текстах часто обозначает Бог, а по смыслу, О - это завершенность, объединение.

С - «Слово». Происхождение его очевидно «с - лов - о», «слово не воробей.». В проторусском рисуночном письме эта буква обозначалась изображением сокола. Очевидно его стимулирующее значение, особенно «твердое слово». Вначале было слово - гово-

рит Библия. Кто же ловец? Человек. Поймает «червь» достаточное количество слов (буки и веди), станет достаточно сознающим и сознательным - войдет в состав людей.

Ь - «ерь» - мягкий знак. Расшифровка: «есть - радение мягкое». Мягкий знак не только смягчает звучание предыдущей буквы, но и смысл ее. Ь - мягко, гибко, а значит и более прочно» [6].

Опираясь на вышесказанное, можно сделать следующий вывод: авось - это не просто полагание на судьбу или счастливый случай, а прежде всего, установка, призыв добра, Божьей помощи, некое объединение с высшими силами при помощи слова (зова, знаний), сулящее исключительно положительный исход дела.

В нашем исследовании нельзя не затронуть такое понятие, как риск. С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» трактует риск как возможную опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход [7].

Необходимыми для риска являются:

- неопределенность;

- опасность;

- случайность.

Восприятие риска зависит от человеческих предубеждений или склонностей. Человек может быть готов к каким-то решениям интеллектуально, но не дорасти до них лич-ностно, а значит, и справиться с ситуацией. Жизнь русского народа всегда была сопряжена с риском. Освоение новых территорий, многочисленные войны требовали рискованного поведения, и даже главные герои сказок постоянно рискуют. Как результат регулярных рисков, в характере человека развивались и закреплялись такие качества, как смекалка, ловкость, удаль, смелость, отвага и др. Он в любое время был готов к совершению подвига и физически, и духовно.

Риск, прежде всего, подразумевает под собой возможность опасности; действие наудачу в расчете на благополучный исход. Риск требует знаний, опыта, интуиции, осмотрительности, которые, в конечном счете, сам вырабатывает в человеке.

Феномен риска тесно взаимосвязан с понятием, ощущением внутренней свободы, которое так же всегда присутствовало в сознании русского человека. Он мог быть пора-

бощен телесно, но не духовно. Желание свободы являлось для народа своеобразным вектором, ведущим к развитию и борьбе с различного рода угнетениями.

В современном мире ощущение внутренней свободы в наибольшей степени присуще людям, профессионально связанным с риском. Прежде всего, это объясняется их пониманием того, что жизнь одна, и прожить ее надо не в постоянном страхе, ссорах, рутинных проблемах, а в комфортном для самого себя и для окружающих состоянии. Тогда и не возникнет мыслей о трагичности судьбы и бренности бытия. Другими словами - любите жизнь, и она ответит вам тем же.

Подводя итог, можно отметить, феномен случайности-закономерности присутствовал в русской традиционной культуре всегда. Его проявления прочно вошли в повседневный уклад каждого человека и не воспринимаются как что-то особенное и требующее повышенного интереса. Понятия удачи, судьбы, полагания на авось, риска прочно вошли в ментальность человека и стали неотъемлемой частью «нормального» поведения. Однако это не совсем верно. Все вышеперечисленное имеет далеко не обыденный смысл и обладает огромным влиянием на ход событий. Случайности-закономерности - это, прежде всего, подсказка, умело прочитав и поняв которую, человек может добиться в жизни очень многого.

1. иКЬ: http://mirslovarei.com/fil (дата обращения: 15.09.2011).

2. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. М., 2004.

4. иКЬ: http://www.glossary.ru (дата обращения:

15.09.2011).

5. Ромах О.В. Понятие «культура» в пространстве проторусского языка. Генезис и морфология культуры. Тамбов, 2006.

6. Минин Ю.П. Разгадка русской азбуки. М., 2001.

7. иКЬ: http://www.ozhegov.ru (дата обращения:

15.09.2011).

Поступила в редакцию 3.10.2011 г.

UDC 008

SEMANTICS OF NOTIONS OF DUALITY “CHANCE-REGULARITY” IN TRADITIONAL CULTURE Olga Valeryevna KOZINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student of Culturology Department, e-mail: kreles@mail.ru

The article presents the notions of the phenomenon chance-regularity, which are specific for Russian traditional culture: their meaning, differences and interconnection are explained.

Key words: occasion; chance; regularity; luck; fate; avos; risk(s); Russian traditional culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.