Научная статья на тему 'Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях'

Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2514
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / Прогностические способности / интуитивное мышление / "надсознательное" / прогнозирование / деятельность в особых условиях / поленезависимость / "superconsciousness" / thinking / Predictive abilities / intuitive thinking / Forecasting / activities carried out in special conditions / difficult conditions / field independency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забегалина Светлана Викторовна

В статье рассматриваются особенности интуитивного мышления и прогностических способностей, установленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях. Изучены физиологические механизмы, основные характеристики, детерминанты развития и методы их диагностики. В частности, выявлена связь между внутренним локусом контроля и прогностическими способностями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забегалина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author considers the basic features of the intuitive thinking and predictive abilities of professionals working in special conditions. Physiological mechanisms, the basic characteristics, determinants of development and methods of their diagnostics are also considered. In particular, the correlation between the internal locus of the control and predictive abilities of the person is revealed

Текст научной работы на тему «Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях»

Психологические

аспекты

профессиональной

подготовки

ИНТУИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

С. В. Забегалина

В статье рассматриваются особенности интуитивного мышления и прогностических способностей, установленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях. Изучены физиологические механизмы, основные характеристики, детерминанты развития и методы их диагностики. В частности, выявлена связь между внутренним локусом контроля и прогностическими способностями личности.

Ключевые слова: мышление, прогностические способности, интуитивное мышление, «надсознательное», прогнозирование, деятельность в особых условиях, поленезависимость.

Рассматривая физиологические основы интуитивного мышления, нужно сказать, что в настоящее время наука предполагает, что физиологической основой мышления в целом служат зоны коры головного мозга, обеспечивающие гностические (познавательные) функции, начиная от тех, которые составляют основу для элементарных психических процессов, например ощущений, и заканчивая более сложными [1]. Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Не вызывает сомнения, что важную роль в мыслительной деятельности, так как она является целенаправленной, играют лобные доли мозга, участвуют в обеспечении мыслительного процесса также речевые центры коры головного мозга, так как мышление человека по своей сути носит вербальный характер.

Согласно Э. Голдбергу, ученику А. Р. Лурии, внутри лобных долей накапливаются воспоминания, предписывающие знание эффективных путей подхода к жизненным ситуациям и оптимальных образов действий в определенных категориях таких ситуаций. В итоге те, кто владеют накопленным предписывающим знанием, в трудных ситуациях имеют дело не с каждым актом сложного управляющего принятия решения с нуля, что может стать непреодолимой задачей, особенно при лимите времени, а с «распознаванием образов». Префрон-тальная зона коры головного мозга содержит в определенном смысле репрезентации будущих действий, которые еще только должны возникнуть. Таким образом, лобные доли являются важной частью нейронного механизма «мудрости и опыта», и ценны своей предписывающей силой [2]. Физиологическую основу интуитив-

ного мышления выявить еще более сложно, чем определить ее относительно мышления вообще, и на современном этапе развития психологической науки чаще мы имеем дело с гипотезами, а не научно доказанными фактами.

Опираясь на общепринятые в научной литературе определения понятий, используемых в статье, конкретизируем их (значение и смысл) с позиции автора статьи:

Прогностические способности - способности, позволяющие с высокой долей вероятности предположить развитие ситуации, изменение среды, поведение личности и группы и т. д.

Способности интуитивного мышления - способности находить верное решение проблемы, задачи с помощью «свернутого» мышления, протекающего вне контроля сознания, со скрытыми от него операциями и промежуточными шагами.

Надсознательное - особая форма творческой интеллектуально-мотивационной активности, регулирующая поведение личности [3, с. 83], область работы интуиции.

Прогнозирование - процесс и метод в науке и практике, применяемый для построения сценариев возможного будущего, результатом является прогноз различной достоверности.

Деятельность в особых условиях - деятельность, требующая специальной подготовки, протекающая в затрудненных условиях, зачастую при лимите времени, средств решения задач и высокой ответственности за принятое решение и результат.

Поленезависимость - преимущественная ориентация субъекта на внутренние эталоны упорядочения внешних впечатлений в условиях, когда ему навязываются неадекватные формы ориентации во внешнем мире, охватывает широкий круг явлений от устойчивости и адекватности восприятия до автономии личности в условиях суггестивного влияния [4]. Поленезависимость -ориентация субъекта на внешние параметры, неспособность преодолевать сложившиеся схемы, стереотипы, необособленность отдельных раздражителей от их фона.

С точки зрения Р. М. Грановской [5], механизм интуиции связан с накоплением и обработкой информации в одном полушарии до момента, когда будет превзойден некоторый порог, и со скачком - передачей подготовленного в этом полушарии полуфабриката решения в другое полушарие - для реализации, завершения или осознания. Ключевой момент в развитии интуиции - не только уяснение специфики обработки информации каждым полушарием, но и овладение способами их развития и стимуляции. При переходе интуиции в сферу

сознания субъект ощущает определенный эмоциональный фон (приятный, угнетающий и др.), содержание которого от него скрыто. В результате целенаправленного поиска смысла эмоционального фона интуиция, т. е. интуитивное знание, решение появляется в сфере сознания. Иногда субъект усилием воли снимает возникающий эмоциональный фон. В результате этого процесс перехода может затухать, т. е. повернуть обратно в подсознательное или «надсознательное», если использовать терминологию М. Г. Ярошевского [6] и Ю. Б. Гиппенрейтер [7].

Интуитивное мышление протекает не в сознании, а вне его. И открытым остается вопрос о том, к какой сфере следует отнести процесс интуитивного мышления - бессознательного, неосознаваемого, подсознания или же надсознания? Вопрос тем более сложный, что разграничение этих понятий до сих пор в психологической науке не завершено, а деление на уровни целостной человеческой личности также варьирует в зависимости от теоретической базы исследования, от направления в психологии.

Мышление непосредственно связано с деятельностью и обусловливает, в конечном счете, ее успешность и эффективность. Любая профессиональная деятельность, связанная с повышенной напряженностью, предъявляет особые требования к мышлению. Кроме развитого дискурсивного мышления, обладающего такими особенностями, как оперативность, широта, глубина, смелость, оригинальность, обоснованность, логичность, критичность, объективность и т. д., рассматриваемыми в качестве необходимых для юридических специальностей, существует свернутое или интуитивное мышление.

Интуиция развивается постепенно, с началом приобретения непосредственного опыта и представляет собой «... неосознанный продукт или, иначе, незамеченное свойство вещи, явления при подробном анализе оказывается “подсказанным” из другой ситуации, явления, ранее пережитого или изученного в подробностях» [8, с. 81]. В связи с этим следует подчеркнуть роль практического опыта и наглядности материала (примеров, конкретных случаев, иллюстрирующих теоретические положения). Чаще всего человек «не осознает эту подсказку, решение задачи для него кажется неожиданным» [9, с. 81].

Однако закономерно поставить вопрос об индивидуальных особенностях развития интуиции, а, следовательно, ее детерминантах. Интуитивное мышление, согласно В. Л. Васильеву, играет большую роль в непосредственной работе специалистов МВД: с помощью интуиции «... можно очертить район поиска, сконцентрировать творческое мышление. Здесь оказывается и неосознанное решение проблемной ситуации, и признаки элементов, из которых строится ее решение. И именно эти, первоначально не осознаваемые признаки элементов проблемной ситуации направляют процесс решения по правильному пути, а “неожиданное” для следователя нахождение правильного пути - “озарение” является внешним проявлением, интеллектуальной интуицией» [10, с. 81].

Заметим, любой специалист, деятельность которого характеризуется высокой степенью напряженности и непредсказуемости при решении профессиональных

задач, например при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в условиях угрозы или осуществления военных действий, противодействия терроризму, использует интуицию.

Интуитивное знание основывается на полученных ранее знаниях, опыте и таким образом опирается на данные памяти. Интуитивное получение искомого возможно только в том случае, если мышление человека подготовлено к этому. Интуиция имеет индивидуальные особенности, точно так же, как и само мышление отличается по глубине проникновения в суть явления, новизне результата, содержанию и т. д.

Развитая интуиция основывается и на перцептивных особенностях (среди них - полезависимость или поле-независимость). Вероятно, интуиция связана с умением получать информацию различных модальностей, через различные каналы (визуальный, аудиальный, кинестетический), с общей чувствительностью человека к надпо-роговым импульсам. Эти стимулы среды не осознаются человеком, но, тем не менее, оказывают воздействие на его перцептивную систему. Автором получены данные о связи прогностических способностей и локуса контроля личности на уровне значимой корреляции.

Прогностические способности человека как бы объединяют его способности к обработке информации, принятию решения на сознательном и надсознательном уровнях. На уровне надсознания осуществляется интуитивное мышление, когда мыслительные операции протекают вне контроля сознания, как бы в свернутом виде, именно поэтому характеристика надсознательных процессов в настоящее время возможна только на уровне гипотез. На уровне сознания проходят основные операции мышления, связанные с обработкой полученной информации.

Л. А. Регуш [11], оценивая способности к прогнозированию, обосновывает их в своей методике как совокупность шести качеств мышления: глубина, аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность. Однако при таком подходе есть опасность свести прогнозирование к дискурсивному мышлению, а прогностические способности - к особенностям (развитости) такого типа мышления.

Прогнозирование в реальных ситуациях часто связано с наличием жестких объективных условий, лимитом времени, высокой ответственностью за принятое и реализованное решение. Дискурсивное мышление в таком случае оказывается «медленным», что приводит к неудачам. И здесь логично предположить, что прогностические способности связаны не только с дискурсивным мышлением и его качественными характеристиками, но и с интуитивным. Развитое интуитивное мышление имеет существенные преимущества для деятельности в особых условиях, хотя и во многом зависит от индивидуального опыта, апперцепции.

В этом плане интересно исследование нейропсихолога Э. Голдберга. Он отметил следующие три закономерности изменения мышления с приходом «мудрости»: легкость проникновения в суть явления, феномен «всплывания» ассоциаций, предполагающих эффективное решение проблемы, и чувство контроля [12, с. 22-

23]. Данные качества характерны для интуитивного мышления, и таким образом подтверждается связь интуиции с апперцепцией. Легкость распознавания образов действительности, о которой говорит Э. Голдберг, также характерна для интуитивного и прогностического мышления.

Проблема комплексного прогнозирования развития личности в ходе образовательного процесса широко освещена в работах Н. И. Калакова [13]. Остаются в центре внимания вопросы прогностических способностей и прогностического потенциала представителей различных сфер профессиональной деятельности, соотношение потенциального и актуального в достижении профессионализма, например, применительно к специалистам, осуществляющим свою деятельность в особых условиях, при повышенной напряженности, лимите времени, соревновании и т. д. [14; 15].

В ходе эмпирического исследования нами были использованы методики, предложенные для диагностики прогностических качеств Л. А. Регуш [16]: опросник Маркса для оценки яркости-четкости представления (по методу саморанжирования); методика «Ведущий орган чувств», предложенная польскими психологами в переводе Ефремцевой; методика «Пластичность - ригидность мышления» А. С. Лачинса; методика «Профиль мышления»; методика Л. А. Регуш «Способность к прогнозированию». Кроме того, с целью получения более точных данных о качествах прогностической личности были введены дополнительные методики: опросник уровня субъективного контроля (УСК), предназначенный для диагностики интернальности - экстернальности, разработанный на основе шкалы локуса контроля Дж. Ротте-ра (Locus of control scale) и адаптированный на русскоязычной выборке Е. Ф. Бажиным с соавторами (Е. А. Го-лынкина, А. М. Эткинд) [17]; была применена также методика самооценки, модифицированный автором вариант методики Дембо-Рубинштейн. Использование шка-лового метода самооценки при профессиональном самоопределении и обучении было обосновано Е. А. Климовым [18, с. 56]. В. А. Сонин [19] предлагает использовать для самооценки следующие качества: здоровье, ум, доброта, честность, общительность, смелость, принципиальность, привлекательность, счастье. При использовании методики Дембо-Рубинштейн рекомендуется вводить одну шкалу в качестве контрольной. Учитывая, что исследование проводилось на специальностях, где здоровье является обязательным условием и дает практически равнозначные показатели, мы применяли в качестве контрольной шкалу «Привлекательность». Оценка собственной привлекательности говорит об общей степени уверенности в себе и поэтому может служить контрольной шкалой, что и подтвердилось в ходе пилотажного исследования.

По результатам исследования нескольких студенческих групп, обучающихся по специальностям «юриспруденция», «защита в чрезвычайных ситуациях», «пожарная безопасность», были получены следующие данные:

У студентов-юристов, многие из которых уже работают в правоохранительных структурах, достаточно хорошая яркость-четкость представлений (от 4,125 до 5 баллов из 5 возможных); ведущий канал получения инфор-

мации (визуальный, аудиальный, кинестетический) не выделен, часто он смешанный; преобладают пластичное мышление (93%) и высокие прогностические способности (64%), поленезависимость встречается редко (7%), высокие показатели чаще выявляются по образному типу мышления, чем по предметному, символическому или знаковому. Самооценка наиболее стабильна по шкалам «Ум», «Внешние данные» (студенты предъявляют высокие требования к физической подготовке), «Способности к преодолению трудностей».

Значимые корреляционные связи, при уровне значимости р < 0,05, прогностических способностей (оцененные по методике Л. А. Регуш) с какими-либо характеристиками познавательных процессов (по опроснику Маркса для оценки яркости-четкости представления по методу саморанжирования, по методикам «Ведущий орган чувств», «Пластичность - ригидность мышления» А. С. Лачинса, «Профиль мышления») не выявлены. При этом шкала самооценки прогностических способностей значимо коррелирует со следующими шкалами самооценки: «Характер» (0,575), «Внешние данные» (0,876), «Способности к преодолению трудностей» (0,791). В итоге мы можем сделать вывод, что прогностические способности у студентов-юристов, измеряемые по методике Л. А. Регуш, не связаны с практическим, символическим, знаковым и образным типами мышления, пластичностью-ригидностью мышления и особенностями восприятия, переработки информации, а также креативностью, измеряемой по методике «Профиль мышления».

У студентов специальностей «Защита в чрезвычайных ситуациях» (ЗЧС), «Пожарная безопасность» (ПБ) средний балл оценки яркости-четкости представлений составляет ~4,5. Это означает, что способность представить необходимую ситуацию по описанию является достаточно важной для представителей всех трех изучаемых специальностей и, вероятно, для всех специальностей, связанных с профессиональной деятельностью в особых условиях.

При получении информации у студентов специальностей «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Пожарная безопасность» меньше опора на визуальный канал, при такой же ориентированности на аудиальный и несколько выше - на кинестетический канал. Это связано с особенностями профессиональной деятельности, так как спасательные работы зачастую проводятся в условиях плохой видимости, невозможности полного визуального осмотра объекта. Преобладание кинестетического канала было выявлено у студентов данных специальностей с 1 по 5 курс, а также у работающих специалистов по результатам выборочного исследования, выше показатели пластичности мышления (минимум, максимум, средний балл, в процентном отношении, по анализу частот отдельных показателей), например на факультетах ЗЧС и ПБ ригидное мышление выявлено у 2,44% из них, у студентов-юристов - у 7,14%. Однако для выяснения значимости различий требуется дополнительное изучение, с расширенной выборкой юристов, возможно применение дополнительных методик.

Прогностические способности (оцененные по методике Л. А. Регуш) у студентов ЗЧС и ПБ в основном

ниже, чем у студентов-юристов, - 8,5% их имеют низкие показатели, 50,0% - средние показатели и у —41,0% респондентов отмечены высокие прогностические способности. Можно объяснить это и тем, что специалисты-спасатели и пожарные в своей деятельности направлены на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а не на их анализ, но такие различия могут быть вызваны и спецификой оценки прогностических способностей на современном этапе развития психодиагностики или недочетом интуитивного мышления, задействованного в особых условиях. Например, при оценке умственных способностей значимую роль играет ограничение тестовых заданий по времени. Логично предположить, что и прогностические способности, связанные с мышлением, нужно оценивать с учетом фактора времени выполнения задания и степени успешности. Кроме того, остается открытым в плане эмпирической проверки вопрос о корреляции прогностического мышления и интеллекта, а также о различиях в структуре прогностических способностей специалистов различных сфер деятельности, в связи с чем возникает потребность дифференцировать оценку прогностических способностей по этому критерию.

В качестве методики, объединяющей успешность выполнения когнитивных задач и фактор времени, был использован тест включенных фигур Готшильда, измерялся параметр «полезависимость - поленезависи-мость» (ПЗ - ПНЗ) [20].

В понятиях «полезависимость» и «поленезависи-мость» отражаются индивидуальные различия в способности когнитивной дифференциации, которая в сфере мышления проявляется как преобладание анализа или синтеза, а в сфере восприятия - как зависимость - независимость от перцептивного поля. Полезависимость означает недостаточную дифференциацию частей в образе восприятия. Поленезависимости соответствует способность воспринимать целое как структуру, выделять искомые стимулы из контекста. Интересно, что поленезависимые люди легче выделяют существенные черты и переносят знания и навыки на новые ситуации. Полезависимые, наоборот, ждут полного «повтора» ситуации, для того чтобы применить знания и навыки.

Поленезависимость связана с невербальным интеллектом, пространственным мышлением, гибкостью информационных процессов, а, следовательно, с более высокой обучаемостью. Предполагается, что она позволяет прогнозировать поведение людей, начиная с оценки положения тела в пространстве и заканчивая выбором профессии. Однако экспериментальных данных, подтверждающих точку зрения о генерализованности параметров полезависимости - поленезависимости автору статьи найти не удалось.

Наиболее значимо коррелирует с прогностическими способностями уровень субъективного контроля, замеряемый по методике УСК. Так, коэффициент корреляции интернальности в области достижений и прогностических способностей (СП) составил 0,75. Интересно отметить, что субъективный локус контроля помогает прогнозировать ситуацию и поведение людей из-за более внимательной и взвешенной перцептивной оцен-

ки среды. Таким образом, интернальность действительно связана со способностью прогнозировать и интуитивным мышлением.

Практическое значение проведенного нами исследования заключается в попытке рассмотреть характеристики и методы диагностики интуитивных и прогностических способностей мышления, значимых в деятельности в особых условиях и способных трансформироваться, совершенствоваться в ходе профессиональной подготовки к такой деятельности. В частности, безусловно значимым для развития и совершенствования интуитивного мышления и прогностических способностей в ходе профессиональной подготовки к деятельности в особых условиях оказался уровень локуса субъективного контроля.

Три аспекта контроля: контроль поведенческий, связанный с направлением действий, контроль когнитивный, отражающий объективность-субъективность интерпретации событий, и контроль решительности, определяющий процедуру выбора способа действий, - расширяют спектр использования интернальности-экстерналь-ности при решении рассматриваемой нами проблемы. При моделировании психолого-педагогического воздействия в ходе профессиональной подготовки представляется возможность корректировать данные аспекты ло-куса контроля, изменять его уровень и, таким образом, оказывать воздействие на интуитивное мышление и прогностические способности. В итоге деятельность в особых условиях сотрудников правоохранительных органов с интернальным локусом контроля ожидается более успешной, чем с экстернальным. Следовательно, мы можем предположить, что делинквентная личность, имеющая, согласно А. А. Реану [21], чаще низкий уровень субъективного уровня контроля, будет иметь в этом случае и невысокий прогностический потенциал, что может быть только позитивным фактором в юридическом аспекте, в частности, для раскрытия преступлений.

1. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. Я. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д, 1998. 512 с.

2. Голдберг Э. Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия» / пер. с англ. Л. Афанасьевой. М., 2007. 384 с.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. 528 с.

4. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. Я. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп.

5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 2-е изд. Л., 1988. 560 с.

6. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. Я. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций : учебное пособие для вузов. М., 2002. 336 с.

8. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997. 656 с.

9. Там же.

10. Там же.

11. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003. 352 с.

12. Голдберг Э. Указ. соч.

13. Калаков Н. И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России : монография : в 2 т. Москва-Ульяновск, 2004. 372 с.

14. Бабушкин Г. Д. Вероятностное прогнозирование в экстремальных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4(39). С. 49-52.

15. Бабушкин Г.Д., Караваев А. Ф., Харитонов А. Н. Потенциальное и актуальное в достижении профессионализма // Там же. 1996. № 1. С. 5-7.

16. Регуш Л. А. Указ. соч.

17. Бажин Е. В., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 152-162.

18. Климов Е. А. Психология профессионала. Москва-Во-ронеж, 1996. 400 с.

19. Сонин В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 272 с.

20. иЯЕ: http://azps.rU/tests/2/gotsh.html (дата обращения: 27.02.2009).

21. Реан А. А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 2. С. 52-56.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

Н. Е. Серебровская

В статье рассматриваются проблемы конфликтологической подготовки будущих специалистов по управлению в системе высшего профессионального образования. Представлена трехуровневая модель подготовки специалис-тов-менеджеров, позволяющая решить задачи по обучению грамотного и компетентного руководителя, способного конструктивно управлять конфликтами в современной организации.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая подготовка, специалист-менеджер, профессиональная деятельность, образовательная практика.

Знания по конфликтологии необходимы специалистам любого профиля, но особое место они занимают в профессиональной подготовке менеджера. Конфликт как трудная ситуация социального взаимодействия требует от профессионального управленца проявления спектра особых личностных качеств, практических навыков и умений для его успешного разрешения. Неразрешенный конфликт негативно влияет на социально-психологический климат организации, на результаты ее деятельности и, в конечном счете, на ее конкурентоспособность.

Конфликтогенность любой профессиональной среды носит объективный характер, что подтверждается философско-социологическим (Т. Парсонс, Э. Дюрк-гейм, К. Левин, А. Г. Здравомыслов) и психологическим (З. Фрейд, К. Хорни, Н. Гришина, А. Я. Анцупов) направлениями изучения конфликта [1-5]. Конфликт рассматривается не только как сложное социально-психологическое явление, источник противоречий, но и детерминанта социального развития и изменения социальных систем (В. П. Шейнов, Л. Козер, Д. Скотт) [6].

Современному менеджеру необходимо не только грамотно и эффективно реализовывать управленческие задачи в условиях конфликтогенности организационной среды, но и преобразовывать эту среду с целью предупреждения деструктивных конфликтов в организации. Все это наряду с умением эффективно преодолевать собственные личностные кризисы является показателями высокого профессионализма управленца.

Профессиональная деятельность специалистов в области управления непосредственно связана с организационными конфликтами. И здесь необходимы не только знания, раскрывающие механизмы развития и закономерности протекания таких конфликтов, но и практическое владение различными методами урегулирования конфликтов в организациях, технологиями конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Менеджер должен быть готов находиться в эпицентре конфликта и управлять им. Наиболее сложным при этом является определение собственных возможностей в трудной ситуации организационного конфликта.

Человек, вовлеченный в конфликт, чаще всего теряет способность анализировать конфликт и себя в нем со стороны. Специалист-менеджер не имеет такой возможности, тем более что конфликт - это область применения его профессиональных способностей и компетенций.

Чтобы реконструировать сложную социальную реальность, менеджеру необходимы специальные знания, практические навыки и умения по разрешению конфликтов разного рода, готовность изменить поведение, отойти от стереотипов, не относиться к оппоненту в конфликте как к «врагу», требуется также психологическая готовность к личностному изменению.

Образовательный процесс в вузе может быть рассмотрен как первый этап в получении специальных конфликтологических знаний, умений и навыков.

Сегодня очевидна потребность в специальной конфликтологической подготовке будущих менеджеров. Основной проблемой, стоящей перед вузовской и послевузовской системой образования, является установление методологических предпосылок такой подготовки специалистов по управлению и разработки на их основе ее соответствующего содержания.

С нашей точки зрения, конфликтологическую подготовку менеджеров в вузовской системе образования необходимо вести на трех уровнях: теоретическом; теоретико-прикладном; практическом.

Теоретический уровень включает теоретическое акмеологическое знание, представляет собой теоретический модуль управления конфликтами. На данном уровне приобретаются общегуманитарные, междисциплинарные знания, формируются мировоззренческие ориентации, жизненные ценности, усваиваются нравственные нормы и принципы, которыми руководствуются в профессиональной деятельности.

Таким образом, теоретический уровень конфликтологической подготовки менеджера в вузовской системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.