Научная статья на тему 'Интуитивная живопись как метод арт-терапевтической работы психолога'

Интуитивная живопись как метод арт-терапевтической работы психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ИНТУИТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / КРЕАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МЫШЛЕНИЯ / INTUITION / INTUITIVE PAINTING / VISUAL IMAGE / THINKING CREATIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономаренко И. Л., Кадышева Л. Б.

Создание интуитивных художественных образов рассматривается как процесс преобразования неясных эмоционально окрашенных импульсов в рациональный целостный образ, пригодный для дальнейшей рефлексии. Специфика арт-метода интуитивной живописи предполагает наличие установки на создание визуальных образов, спонтанно формирующихся в специально организованной художественной среде. Необходимость выражать эстетическое отношение к объекту своего творчества позволяет обойти внутренние защиты. В статье описаны компоненты творческой деятельности, специфические для занятий интуитивной живописью. Определена роль психолога и художника в рамках арт-терапевтической сессии. Структура занятия по интуитивной живописи рассмотрена на примере одной арт-терапевтической сессии. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между интуитивными и креативными компонентами творческой деятельности. Характер установленных зависимостей позволяет корректно планировать терапевтическое занятие, исходя из когнитивных особенностей клиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTUITIVE PAINTING AS A METHOD OF PSYCHOLOGIST’S ART-THERAPEUTIC WORK

Creating intuitive artistic images is considered as a process of transforming indistinct emotionally coloured impulses into a rational gestalt image adapted to further reflection. The specific of intuitive painting as an art-method suggests a motivation for creating visual images that are spontaneously formed in a specially arranged artistic environment. The necessity to express an aesthetic attitude to an object of one’s own creativity allows bypassing internal psychic defenses and highlighting new coping strategies. The process of creating intuitive artistic images is characterized by the interaction of sensations, perception, emotions, memory, divergent thinking and intuition. The dominance of a beyond-logic constituent amplifies an emotional state and enriches an aesthetic experience. The components of art activity as applied to intuitive painting are described in the paper. The motivational component displays itself in intuition when mastering new means of a painting activity. The intuitive component is expressed in the frequency, intensity and subjective significance of guesses and insights when interpreting the products of a painting activity. The creative component is expressed in a skill to freely operate associations, symbols and abstractions. The cognitive component shows itself in an active use of an informational environment for the search of new ideas, images and painting techniques. The affective component is expressed in recognizing (denoting) and communicating positive and negative emotions with a help of painting means. The operational component includes an aesthetic attitude to reality and a motivation to an artistic image developing. When all components are expressed and commensurable one to another enough, then in the process of an art-therapeutic session a client creates an intuitive non-semantic object on a canvas that he/she, on his/her own, denotes, interprets and completes as a gestalt image. The role of a psychologist in this case is to facilitate such ‘recognition’. The role of a trainer-painter comes to technical support of a conception realization. A psychological consultation after such class then will be directed to comprehending objectified psychological defenses and life strategies. A programme of one class on the intuitive painting is offered that consists of arranging a special art surrounding furthering the understanding of own emotional-sensuous world. An aesthetic perception of art subjects in the process of creating artistic images contributes in developing the ability to visualize thoughts and feelings. Verbalization (denotation) of created by clients art-objects suggests hypotheticity and variability of training participants thinking, which leads to more free interpretation of a life situation and to an active life position. The qualitative analysis of empirical results revealed the dominance in the test sample of such indices as intensity and accuracy of intuition, and logical and paradigmatic associations. There are few indices of accuracy and intentionality of intuition represented in the test sample. The indices of intuition temporal direction and thinking originality are distributed as close to the norm. The results of an empirical study of interrelation between intuitive and creative components of thinking in art activity are presented in the paper. A positive correlation of intuition voluntariness and a manifestation degree of peripheral logical associations is distinguished. There is such layer of a useful experience that is not available for a voluntary request. An intuitive guess is possible when putting a mind to the peripheral details. On the other hand, a fear to look illogical and inconsistent in own reasoning blocks an intuitive channel, so that a search for non-trivial decisions becomes impossible. A search for peripheral associations during the classes on intuitive painting is an indefeasible element of therapeutic process. The corresponding skill forming is instrumental in developing intuition voluntariness. Intentionality is considered as the significance of mental efforts in intuition activation for an individual. This feature has even more salient correlations with the scales of associative experiment. The significance of the process and result of intuitive search urges the search for non-trivial decisions even when solving simple tasks. Thus, high intentionality on the classes on intuitive painting allows producing courageous and original ideas for creative self-expression, and their implementation supports an increase of intuition individual significance.

Текст научной работы на тему «Интуитивная живопись как метод арт-терапевтической работы психолога»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 2. С. 105-114.

УДК 159.98

ИНТУИТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК МЕТОД АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

Пономаренко И. Л.1, Кадышева Л. Б.2

12Гуманитарно-педагогический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный

университет», Севастополь, Россия

E-mail: psychologist@bk.ru1

Создание интуитивных художественных образов рассматривается как процесс преобразования неясных эмоционально окрашенных импульсов в рациональный целостный образ, пригодный для дальнейшей рефлексии. Специфика арт-метода интуитивной живописи предполагает наличие установки на создание визуальных образов, спонтанно формирующихся в специально организованной художественной среде. Необходимость выражать эстетическое отношение к объекту своего творчества позволяет обойти внутренние защиты. В статье описаны компоненты творческой деятельности, специфические для занятий интуитивной живописью. Определена роль психолога и художника в рамках арт-терапевтической сессии. Структура занятия по интуитивной живописи рассмотрена на примере одной арт-терапевтической сессии. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между интуитивными и креативными компонентами творческой деятельности. Характер установленных зависимостей позволяет корректно планировать терапевтическое занятие, исходя из когнитивных особенностей клиента.

Ключевые слова: интуиция, интуитивная живопись, визуальный образ, креативный компонент мышления.

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек во многих сферах своей жизнедеятельности стремится к креативным решениям и индивидуальным уникальным способам самоосуществления. Способность изображать красками окружающую действительность и, в особенности, создавать визуальные образы своих чувств, настроений, целей обладает мощнейшей преобразующей личность силой. Метод интуитивной живописи не требует от клиента психолога специальных художественных навыков, но предполагает определенное чутье, проницательность, направленную на себя. Создавая интуитивный образ, мы преобразовываем с помощью художественных средств неясный эмоционально окрашенный импульс в рациональный целостный образ, пригодный для дальнейшей рефлексии. Необходимость выразить эстетическое отношение к объекту своего творчества позволяет обойти внутренние защиты и высветить свежие совладающие стратегии.

Теоретические основы и практика художественно-творческого развития и самовыражения личности представлены в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как К. Ауэр (прикладная цветопсихология), Л. С. Выготский (искусство как общественная техника чувства), К. Изард (катексис в эстетической деятельности), Т. С. Комарова (художественно-эстетическое воспитание),

105

Б. Т. Лихачев (концепция эстетического воспитания), Р. Николс (генетические и средовые факторы креативности), Л. П. Печко (эстетический объект), Л. Г. Савенкова (развивающая художественная среда).

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Анализ научно-исследовательских работ показал, что процесс создания интуитивных художественных образов характеризуется взаимодействием ощущений, восприятия, эмоций, памяти, дивергентного мышления, интуиции. Преобладание внелогической составляющей усиливает эмоциональное состояние, обогащает эстетический опыт [1-3].

Рассмотрим компоненты творческой деятельности, выделенные Т. П. Скворцовой [4], и экстраполируем их на интуитивную живопись как арт-терапевтический метод.

Как уже отмечалось, для занятий интуитивной живописью специальная художественная подготовка не требуется, поэтому особую значимость здесь приобретает особый настрой и желание погрузиться в эстетическую среду. Мотивационный компонент проявляется в инициативе при освоении новых для себя способов художественной деятельности, в надситуативной активности и повышенной сензитивности к неопределенным ситуациям.

Интуитивный компонент выражается в частоте, интенсивности и субъективной значимости догадок и инсайтов при интерпретации продуктов изобразительной деятельности.

Креативный компонент проявляется при использовании обстановки, предметов и обстоятельств необычным образом; выражается в готовности работать в непривычном контексте, свободно оперировать ассоциациями, символами и абстракциями.

Когнитивный компонент проявляется в активном использовании инфосреды, в том числе сети Интернет, для поиска новых идей, образов, изобразительных приемов.

Аффективный компонент выражается в узнавании (назывании) и передаче положительных и отрицательных эмоций с помощью изобразительных средств; в решительности, проявляемой при выдвижении идей художественной деятельности.

Операционный компонент включает в себя эстетическое отношение к действительности, любование красотой явлений, установку на развитие художественного образа, его логического завершения и глубины проработки деталей.

Интуитивная живопись способствует гармоничному самовыражению личности в изобразительной деятельности. Если все рассмотренные компоненты достаточно выражены и соизмеримы друг с другом (нет заметных перекосов в сторону одного-двух компонентов в ущерб другим), то во время арт-терапевтической сессии клиент создаёт на холсте интуитивный несемантический объект, который самостоятельно называет, интерпретирует и дополняет до целостного изображения. Роль психолога в этом случае заключается в фасилитации такого «узнавания». Роль тренера-художника сводится к технической поддержке реализации замысла.

106

Психологическая консультация после занятия тогда будет направлена на осмысление опредмеченных психологических защит и жизненных стратегий.

Разумеется, достаточно часто компоненты художественной деятельности участника тренинга выражены неравномерно. Например, слабость аффективного компонента приводит к нерешительности на начальном этапе выдвижения идей будущей работы. С другой стороны, чрезмерная выраженность операционного компонента приводит к излишней центрации на художественной ценности создаваемого изображения. В этом случае клиент готов отказаться от технически сложно выполнимой задачи или, напротив, прячет суть работы за скрупулёзно прорабатываемыми деталями. Тогда спектр задач психолога и тренера-художника расширяется. Требуется особая художественная среда, способная гармонизировать процесс творческого самовыражения личности. Особенности этой среды определяются как выраженностью описанных компонентов художественной деятельности, так и особенностями их взаимовлияний.

Цель статьи состоит в рассмотрении характера взаимосвязи между интуитивным и креативным компонентом творческой деятельности, причем интуиция интересует нас, в первую очередь, как установка, как эмпатический канал, а креативность - как сформированная способность, что определило выбор методов исследования.

Выборка и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в 2019 году. В исследовании принимали участие студенты-психологи очной, очно-заочной и заочной формы обучения (77 человек, возраст: от 19 до 34 лет). Все участники исследования имели опыт Арт-терапевтических сессий, в том числе по интуитивной живописи.

Представления о собственной интуиции изучались с помощью опросника И. В. Васильевой, П. Е. Григорьева [5]. К основным шкалам опросника относятся такие характеристики интуиции, как сила, точность, произвольность, интенциональность и временная направленность. Сила интуиции рассматривается как частота и выраженность проявлений интуиции. Точность интуиции отражает степень детализированности информации, полученной интуитивным путем. Произвольность интуиции - способность легко идентифицировать ситуации дефицита информации, необходимой для принятия решения. Интенциональность интуиции - направленность на продуцирование догадок, значимость ментальных усилий по активизации интуиции. Временная направленность выражается в упреждающем характере реагирования на события.

Креативность изучалась с помощью теста Э. Торренса «Завершение картинок» в адаптации А. Н. Воронина [5]. Адаптация акцентирована на выявление невербальной креативности. Модификация содержит 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных, и позволяет оценивать два показателя креативности: оригинальность и уникальность, которые устанавливаются в соответствие с атласом типичных рисунков. Индивидуальные ассоциативные стратегии изучались с помощью прямого ассоциативного эксперимента, который проводился в письменной форме без ограничений на слово-реакцию (свободный вариант) [6]. Каждая пара слов

107

«стимул-реакция» сравнивается по критериям смысловой близости и частеречной принадлежности. Наличие содержательных связей определяет ассоциацию как логическую, которая, в свою очередь, может быть центральной или периферической (связь сильная содержательная или потенциальная несущественная). По критерию частеречной принадлежности ассоциация может быть парадигматической (стимул и реакция относятся к одной части речи) или синтагматической (реакция является словом, которое синтаксически может следовать за словом-стимулом в предложении).

Рассмотрим результаты диагностики представлений испытуемых о собственной интуиции (опросник И. В. Васильевой, П. Е. Григорьева). Высокий уровень силы, точности и произвольности интуиции выявлен у 81%, 74% и 4% испытуемых соответственно. Исходя из содержания указанных шкал, для большинства испытуемых характерны такие проявления интуиции, как высокая частота, выраженность, детализированность информации, полученной интуитивным путем. В то же время, лишь некоторым из них легко идентифицировать ситуации дефицита информации, необходимой для принятия решения. Высокий уровень интенциональности выявлен не был, поэтому можно говорить о практическом отсутствии направленности респондентов на продуцирование ситуаций интуитивного поиска. Обобщив выше сказанное, отметим, что особенности обучения психологов предполагают многообразие заданий, требующих интуитивных решений. Таким образом, студенты воспринимают интуицию как профессиональную компетенцию и демонстрируют ответственное отношение, если ситуация маркирована как интуитивная извне, однако в автономном режиме выявлять и, тем более, продуцировать ситуации интуитивного поиска они не склонны.

Рассмотрим результаты диагностики невербальной креативности с помощью теста «Завершение картинок» Э. Торренса (адаптация А. Н. Воронина). В таблицу 1 заносилось абсолютное количество испытуемых (строка 3) и в процентах к объёму выборки (строка 4) для каждого диапазона оригинальности (строка 2). В первой строке таблицы 1 указан процент людей, чья уникальность превышает указанный диапазон (согласно данным стандартизации методики).

Таблица 1

Результаты диагностики оригинальности невербального мышления

1 1% 20% 40% 60% 80% 99%

2 0,95 и более [0,76; 0,95) [0,67; 0,76) [0,58; 0,67) [0,48; 0,58) менее 0,48

3 0 28 16 14 19 0

4 0% 36% 21% 18% 25% 0%

Как мы видим, значительная часть испытуемых (36%) демонстрируют высокий индекс оригинальности невербального мышления. Модификация методики, так же как и оригинальный вариант Э. Торренса, построена по принципу тестов-заданий. Обсуждаемый результат, таким образом, показывает не только способность, но и готовность продуцировать «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых,

108

типичных ответов, однако сама неопределенная ситуация здесь задана извне, поэтому соотнесение показателя оригинальности и особенностей интуитивных качеств (произвольности и интенциональности), описанных выше, требует дальнейшего осмысления.

Рассмотрим ту группу испытуемых, которые имеют показатели оригинальности в диапазоне 0,48-0,58 (25%, 14 испытуемых). Этот показатель сам по себе считается низким, однако в сочетании с другими шкалами может обобщаться по-разному. В частности, никто из этих респондентов не сдал работу незавершенной, то есть было дополнено 100% изображений. Здесь речь идёт о показателе беглости, который обычно анализируется при предъявлении полного варианта теста Э. Торренса и рассчитывается следующим образом: из общего числа рисунков вычитается количество рисунков, повторяющихся полностью (без существенных вариаций), и число рисунков, не релевантных инструкции (выполненных не из предоставленных деталей, а в стороне от них). Кроме того, две трети испытуемых этой группы имеют тестовый показатель индекса уникальности выше 1 (2 и 3), а, согласно автору модификации, этот показатель имеет решающее значение при обобщенной характеристике креативности невербального мышления. Таким образом, действительно низкие показатели имеют лишь несколько человек, выборка в целом характеризуется высоким и средним уровнем креативности.

Анализ прямого ассоциативного эксперимента осуществлялся по критериям смысла и формы. Исследователи ассоциативного мышления полагают, что прямые логические реакции должны преобладать над периферическими ассоциациями (не менее 65%). Этому критерию удовлетворяют результаты 72% испытуемых. Рост доли периферических ассоциативных реакций (центральных реакций незначительно больше; одинаковое количество центральных и периферических реакций; периферические реакции преобладают) говорит о скачкообразности мышления и трактуется как нежелательная характеристика, однако всё же к ассоциативному эксперименту не следует относиться, как к стандартизированной методике. Периферические логические реакции могут быть связаны с характеристиками интуиции, интересующими нас в контексте обсуждаемого метода.

По критерию формы для взрослых носителей русского языка должно быть характерно заметное (не менее 70%) преобладание парадигматических ассоциаций над синтагматическими реакциями, и для 68% испытуемых выборки исследования выполняется это соотношение. В этом случае говорят о сформированности аналитических операций и соответствующей направленности мышления. С точки зрения создания интуитивных художественных образов высокая аналитичность мышления может выступать серьезным препятствием, как на этапе создания первичного несемантического объекта, так и в процессе его развития и опредмечивания. Исследователи ассоциативного метода полагают, что преобладание синтагматических реакций может рассматриваться и как индивидуально-психологическая особенность (тип художника).

Специфика арт-метода интуитивной живописи предполагает наличие установки на создание визуальных образов, спонтанно формирующихся в специально организованной художественной среде. Существенным для эффективности метода

109

как терапевтического является степень и характер взаимосвязи между интуитивными и креативными компонентами мышления и деятельности. Качественный анализ результатов эмпирического исследования, состоящего из самооценочной методики изучения интуиции, теста невербальной креативности и прямого ассоциативного эксперимента, показал преобладание в выборке исследования таких показателей, как сила и точность интуиции, центральные логические и парадигматические ассоциации. Мало представлены в выборке исследования показатели точности и интенциональности интуиции. Показатели временной направленности интуиции и оригинальности мышления имеют распределение, близкое к нормальному. Для установления связи между шкалами самооценочной методики и показателями креативности использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. Достоверные прямые и обратные не тесные корреляционные связи представлены в таблице 2 (*коэффициент выше критического значения для доверительной вероятности 0,95, **коэффициент выше критического значения для доверительной вероятности 0,99).

Таблица 2

Корреляция между самооценкой интуиции и креативностью

Самооценка интуиции Прямой ассоциативный эксперимент Тест Э. Торренса

Логические центральные ассоциации Логические периферические ассоциации Индекс оригинальности

Произвольность 0,270* -0,236*

Интенциональность -0,311** 0,377**

Обсудим положительную корреляционную связь произвольности интуиции со степенью выраженности периферических логических ассоциаций и отрицательную связь этого же параметра с показателем оригинальности. Как уже отмечалось, под произвольностью интуиции авторы самооценочной методики понимают способность легко идентифицировать ситуации дефицита информации, необходимой для принятия решения. Положительная корреляция с периферическими ассоциациями логична и ожидаема. Существует такой пласт полезного опыта, который не доступен для произвольного запроса. Интуитивная догадка возможна при обращении к неочевидным второстепенным деталям ситуации. С другой стороны, страх выглядеть нелогичным и непоследовательным в своих рассуждениях блокирует интуитивный канал, и поиск нетривиальных решений становится невозможным. Поиск периферических ассоциаций на занятиях по интуитивной живописи является неотъемлемым элементом терапевтического процесса. Формирование соответствующего навыка способствует развитию произвольности интуиции.

Чтобы дать оценку психологическому значению отрицательной корреляции между произвольностью интуиции и оригинальности, необходимо ещё раз обратиться к конструкции методик. Тест Э. Торренса и его модификации относятся к рисуночным конститутивным тестам. Эстетическое удовольствие от процесса рисования, создание самобытного, раскрывающего личность автора изображения

110

может выступать как самостоятельная ценность. Участнику арт-тренинга может быть достаточно создания оригинальной работы, которой он пополнит свою личную эстетическую среду. И чем больше на это ориентирован клиент, тем меньше он склонен учиться управлять своими психологическими состояниями, в том числе и интуицией. Отрицательная корреляция не настолько тесная, чтобы рассматривать установленную связь как однозначную закономерность, вместе с тем в процессе тренинга надо учитывать такую возможность.

Интенциональность рассматривалась нами как значимость для индивида ментальных усилий по активизации интуиции. Эта характеристика, диагностированная с помощью самооценочной методики, имеет еще более выраженные корреляции со шкалами ассоциативного эксперимента. Значимость процесса и результата интуитивного поиска побуждает к поиску нетривиальных решений даже при решении несложных задач. На занятиях интуитивной живописью высокая интенциональность позволяет продуцировать смелые и оригинальные идеи для творческого самовыражения, а успешное их воплощение способствует повышению индивидуальной значимости интуиции.

Обобщенный концепт арт-терапевтического тренинга состоит в организации специфической художественной среды, способствующей пониманию собственного эмоционально-чувственного мира. Эстетическое восприятие предметов искусства в процессе создания интуитивных художественных образов способствует развитию способности к визуализации мыслей и чувств. Вербализация (называние) самостоятельно созданных арт-объектов предполагает гипотетичность и вариативность мышления участника тренинга, что приводит к более свободной трактовке собственной жизненной ситуации и формированию активной жизненной позиции.

Занятия по интуитивной живописи проводятся в микрогруппах в художественной мастерской. Каждое занятие удовлетворяет принципам системности, целостности и целесообразности, однако состав группы может меняться, поэтому очень важным является этап выбора и объявления темы предстоящей встречи (таблица 3). Одно занятие длится около 4 часов. Руководителями группы являются психолог, прошедший подготовку в области арт-терапии, и художник, прошедший подготовку в области интуитивной живописи. Примерная программа одной встречи тренинга представлена в Таблице 3.

Таблица 3

Программа арт-тренинга по интуитивной живописи

Содержание и цель занятия Упражнения

Приветствие (20 мин.)

- создание благоприятных условий для работы; - ознакомление участников с основными принципами и правилами работы группы. Упражнения на выбор (1-2) 1.Упражнение «Имя и движение» 2.Упражнение «Визитка» 3.Упражнение «Снежный ком»

Шерринг (10 мин.)

- обсуждение настроения, состояния, запроса на занятие; 1. Упражнение «С чем я пришел и чего я жду»

111

- закрепление активного стиля общения с группой и ведущими. 2. Упражнение «Все в моих руках»

Основной блок психологических упражнений (60 мин.)

Восстановление баланса между рациональным и творческим - работа с психологическими открытками, ассоциативными метафорическими картами. Упражнения на выбор (2-3) 1. Упражнение «Цвета и чувства» 2. Упражнение «Символы моей души» 3. Упражнение «Концентрация на цвете» 4. Упражнение «Визуализация цвета»

Живопись (120 мин.)

- смешивание красок, рождение образа; - в случае сопротивления или других трудностей предлагаются изображения-катализаторы (цветовые пятна, пейзажи, фотографии, рождественские открытки и т.п.); - раскрытие ресурсного потенциала (рифмование, создание сказочного сюжета); - выбор названия картины; - написание картины. Примерная тематика изобразительного блока: - «Четыре стихии»; - «Краски моей души»; - «Колыбельная для меня»; - «Формула свободы».

Подведение итогов (30 мин.)

ВЫВОДЫ

1. Процесс создания интуитивных художественных образов характеризуется, прежде всего, взаимодействием дивергентного мышления и интуиции. Выявлена положительная корреляционная связь между произвольностью интуиции и степенью выраженности периферических логических ассоциаций. Поиск периферических ассоциаций на занятиях по интуитивной живописи является неотъемлемым элементом терапевтического процесса. Формирование соответствующего навыка способствует развитию произвольности интуиции.

2. Участник арт-тренинга по интуитивной живописи может быть ориентирован на создание оригинальной художественной работы, формирующей его личную эстетическую среду. Фасилитировать иные задачи, особенно при знакомстве с методом, не эффективно. Мотивация к формированию способности управлять своими психологическими состояниями, в том числе и интуицией, формируется поэтапно.

3. Интенциональность интуиции (значимость ментальных усилий по активизации интуиции) тесно связана с характеристиками ассоциативного мышления, следовательно, личностная значимость процесса и результата интуитивного поиска побуждает к поиску нетривиальных решений даже при решении несложных задач. Таким образом, применение метода интуитивной живописи будет эффективным не только в качестве терапевтической техники, но и для формирования творческого подхода к профессиональной деятельности в разных сферах. В этом состоит перспектива настоящего исследования.

112

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. -414 с.

2. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-метод. пособие / Т. А. Барышева. - СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1999. - 140 с.

3. Савенкова Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства: монография [Текст] / Л. Г. Савенкова. - М.: МАГМУ - РАНХиГС, 2014. - 160 с.

4. Скворцова Т. П. К вопросу разработки педагогической диагностики художественной одаренности обучающихся / Т. П. Скворцова // Педагогика искусства. - 2019. - № 2. - С. 133-140.

5. Васильева И. В. Опросник параметров интуиции в структуре саморегуляции деятельности: псхометрическая проверка / И. В. Васильева, П. Е. Григорьев // Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (5-6 октября 2017 г., Омск). - Омск: Изд-во ОГУ, 2017. - С. 17-20.

6. Воронин А. Н. Диагностика невербальной креативности: краткий вариант теста Э. Торренса / А. Н. Воронин // Методы психологической диагностики; отв. ред. А. Н. Юсупов. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - С. 5-39.

7. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: Учебное пособие / Т. В. Попова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 72 с.

INTUITIVE PAINTING AS A METHOD OF PSYCHOLOGIST'S ART-

THERAPEUTIC WORK

Ponomarenko I. L.1, Kadysheva L. B.2

12Institute of Humanities and Pedagogics of the Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation, E-mail: psychologist@bk.ru1

Creating intuitive artistic images is considered as a process of transforming indistinct emotionally coloured impulses into a rational gestalt image adapted to further reflection. The specific of intuitive painting as an art-method suggests a motivation for creating visual images that are spontaneously formed in a specially arranged artistic environment. The necessity to express an aesthetic attitude to an object of one's own creativity allows bypassing internal psychic defenses and highlighting new coping strategies. The process of creating intuitive artistic images is characterized by the interaction of sensations, perception, emotions, memory, divergent thinking and intuition. The dominance of a beyond-logic constituent amplifies an emotional state and enriches an aesthetic experience. The components of art activity as applied to intuitive painting are described in the paper. The motivational component displays itself in intuition when mastering new means of a painting activity. The intuitive component is expressed in the frequency, intensity and subjective significance of guesses and insights when interpreting the products of a painting activity. The creative component is expressed in a skill to freely operate associations, symbols and abstractions. The cognitive component shows itself in an active use of an informational environment for the search of new ideas, images and painting techniques. The affective component is expressed in recognizing (denoting) and communicating positive and negative emotions with a help of painting means. The operational component includes an aesthetic attitude to reality and a motivation to an artistic image developing. When all components are expressed and commensurable one to another enough, then in the process of an art-therapeutic session a client creates an

113

intuitive non-semantic object on a canvas that he/she, on his/her own, denotes, interprets and completes as a gestalt image. The role of a psychologist in this case is to facilitate such 'recognition'. The role of a trainer-painter comes to technical support of a conception realization. A psychological consultation after such class then will be directed to comprehending objectified psychological defenses and life strategies. A programme of one class on the intuitive painting is offered that consists of arranging a special art surrounding furthering the understanding of own emotional-sensuous world. An aesthetic perception of art subjects in the process of creating artistic images contributes in developing the ability to visualize thoughts and feelings. Verbalization (denotation) of created by clients art-objects suggests hypotheticity and variability of training participants thinking, which leads to more free interpretation of a life situation and to an active life position. The qualitative analysis of empirical results revealed the dominance in the test sample of such indices as intensity and accuracy of intuition, and logical and paradigmatic associations. There are few indices of accuracy and intentionality of intuition represented in the test sample. The indices of intuition temporal direction and thinking originality are distributed as close to the norm. The results of an empirical study of interrelation between intuitive and creative components of thinking in art activity are presented in the paper. A positive correlation of intuition voluntariness and a manifestation degree of peripheral logical associations is distinguished. There is such layer of a useful experience that is not available for a voluntary request. An intuitive guess is possible when putting a mind to the peripheral details. On the other hand, a fear to look illogical and inconsistent in own reasoning blocks an intuitive channel, so that a search for non-trivial decisions becomes impossible. A search for peripheral associations during the classes on intuitive painting is an indefeasible element of therapeutic process. The corresponding skill forming is instrumental in developing intuition voluntariness. Intentionality is considered as the significance of mental efforts in intuition activation for an individual. This feature has even more salient correlations with the scales of associative experiment. The significance of the process and result of intuitive search urges the search for non-trivial decisions even when solving simple tasks. Thus, high intentionality on the classes on intuitive painting allows producing courageous and original ideas for creative self-expression, and their implementation supports an increase of intuition individual significance.

Keywords: intuition, intuitive painting, visual image, thinking creative component.

References

1. Vygotsky L. S., Psychology of art, 414 p. (Urait, Moscow, 2020).

2. Barysheva T.A., Diagnostics of aesthetic development of the personality, Educational and methodical manual, 140 p. (Saint Petersburg, 1999).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Savenkova L.G., Educating a person in a space of world and culture: integration in the pedagogy of art, 160 p. (Moskow, 2014).

4. Skvortsova T.P., On the issue of developing pedagogical diagnostics of artistic talent of students, Pedagogy of art, 2, 133 (2019).

5. Vasilyeva I.V., Questionnaire of intuition parameters in the structure of self-regulation of activity: psychometric verification, Materials of the scientific conference, P. 17 (Omsk, 2017).

6. Voronin A.N., Diagnostics of nonverbal creativity: E. Torrens' short- test, Methods of psychological diagnostics, P. 5 (Moskow, 1994).

7. Popova T.V., Associative experiment in psychology, manual, 72 p. (Moskow, 2011).

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.