УДК К 591.525:595.7:632.92
Интродукция насекомых-фитофагов амброзии полыннолистной: поиск продолжается
Л.П.ЕСИПЕНКО, заведующий лабораторией Всероссийского НИИ биологической защиты растений e-mail: [email protected]
В Краснодарском крае распространены такие карантинные сорняки, как амброзия полыннолистная, трехраздельная и многолетняя, горчак ползучий, паслен трехцветковый, виды повилики и др. Наибольший вред наносит амброзия полыннолистная Ambrosia artemisiifolia L. На Кубани она была обнаружена в 1914 г и теперь распространена во всех городах и районах края на площади свыше 4,6 млн га. Сильная засоренность отмечена и в Ставропольском крае, Ростовской области, ряде республик Северного Кавказа, а также на Украине и в других сопредельных с Россией республиках [2].
Первые разработки биологического метода подавления амброзии полыннолистной, начатые О.В. Ковалевым, завершились отбором комплекса специфических фитофагов (насекомых, клещей, грибов), поражающих этот сорняк во всех стадиях развития. Наиболее эффективные фитофаги этого комплекса были интродуцированы на территорию Ставропольского и Краснодарского краев в период 1967-1979 гг Все отобранные виды были протестированы с использованием «центробежного метода испытания» на возможность перехода к питанию на 80 видах других кормовых растений из 46 родов и 18 семейств, произрастающих на территории бывшего Советского Союза [5].
Для создания комплекса естественных врагов амброзии полыннолистной были отобраны четыре вида насекомых. В 1969 г. был про-
веден выпуск на Северном Кавказе амброзиевой совки Tarachidia can-defacta НиЬп. ^ер1с1ор1ега, ЫосШи с1ае). Первые годы численность этого вида была очень низкой из-за высокой смертности личинок от хищников, и он был признан малоперспективным для борьбы [8]. Начиная с 2000 г,численность амброзиевой совки стала увеличиваться. Она была отмечена на Украине в Луганской и Донецкой областях, впервые обнаружена в северной части Ростовской области. Единичные экземпляры бабочек совки встречались на высоте 600-1800 м над уровнем моря в горной системе Кавказа. И уже с 2004 г. в Краснодарском крае она стала существенно подавлять амброзию полыннолистную во второй половине лета. В настоящее время во ВНИИБЗР разрабатывается метод массового разведения этого перспективного вида на искусственных средах с последующим выпуском на всходы сорняка [1, 9, 10].
В 1970 г. была проведена интродукция мухи Euaresta bella Loew Р1р1ега, ТерИгШс1ае), личинки которой питаются семенами амброзии, в 1978 г. - жука Brachytarsus tomen-tosus (Бау) ^о!еор1ега, АпШпЫСае), питающегося пыльцой амброзии. Но эти эксперименты не были доведены до конца [6].
В 1978 г. в окрестностях Ставрополя проведен выпуск 1500 особей листоеда Zygogramma suturalis (Р) (Со!еор1ега, СИгувотеПСае). Через год фитофаг увеличил свой ареал до 1 га, в 1980 г. - 4, 1981 г. - 200, 1982 г. - 600, 1983 г. - 5500, 1984 г. -20000, 1986 г. - 300000 га. Расширение территории, занятой Z. suturalis, происходило только при достижении его критической плотности,
обеспечивающей уничтожение амброзии. Этот период можно охарактеризовать как время «экологического взрыва». Позднее, в 1985 г. былаобнаружена«уединенная популяционная волна» (УПВ) насекомых, распространяющаяся с постоянной скоростью, уничтожая на своем пути амброзию [7]. Такой эффект достигался за счет сверхвысокой плотности популяции жука. В настоящее время плотность листоеда недостаточна для возникновения УПВ [10].
В настоящее время важным фактором, ограничивающим рост популяции амброзиевого листоеда в весенний период, является хищный клоп Perillus bioculatus (F.) (Hemi-ptera, Pentatomidae), интродуциро-ванный в 1960-1970-х гг. в Краснодарский край для биологического подавления колорадского жука. Итоги акклиматизации были признаны неудачными, а дальнейшая история хищного клопа неизвестна. Однако в сентябре 2007 г. случайно был обнаружен один экземпляр хищника (самец) на территории ВНИИБЗР В мае 2008 г. при обследовании зарослей амброзии полыннолистной, оставленной на поле в качестве резервата Z. suturalis, были обнаружены многочисленные личинки хищного клеща P. bioculatus (от 20 до 30 экз/м2), активно питающиеся личинками гербифага [4].
Клопы выходят из мест зимовки ранней весной, до появления перезимовавших особей колорадского жука, и устремляются на поиски пищи. Одновременно выходит из мест зимовки амброзиевый листоед, относящийся к той же трибе Dory-phorini, что и Leptinotarsa decem-lineata Say. Поэтому периллюс в весенний период перешел на питание листоедом до появления колорадского жука, что закономерно в естественных условиях обитания [4].
Опыт биологической борьбы с амброзией имеется не только на юге страны. На Дальнем Востоке успешные рекогносцировочные экспериментальные выпуски амброзиевого листоеда впервые были проведены в 1982-1983 гг Перезимовка в новых
условиях послужила основой для дальнейшей работы с этим биологическим агентом. Первый выпуск крупных партий амброзиевого листоеда (280 тыс. особей) был осуществлен 4-5 августа 1985 г. на нескольких сильно заросших амброзией участках Черниговского (с. Дмитриевка) и Спасского (с. Дубовское) районов Приморского края. В 1986 г дополнительно завезены 154 тыс. живых жуков [3].
Дальнейшая работа проводилась с перезимовавшими особями. Активность подавления сорнякалистоедом была низкой из-за его невысокой численности, обусловленной прежде всего неблагоприятными природно-климатическими условиями зимовки.
На протяжении 4 лет листоед находился в фазе натурализации, устанавливалось равновесие со средой путем индивидуальных адаптаций в пределах нормы реакции организма. Перезимовавшие особи стали основателями новой популяции.
Условия Приморского края являются критическими для листоеда, который испытывает здесь мощный стресс со стороны природной среды. Экологическая пластичность амброзиевого листоеда позволила ему адаптироваться к новым условиям и расселиться на площади 4,5 га в период с 1986 по 1988 г. Дальнейшая работа по изучению акклиматизации листоеда на российском Дальнем Востоке была прекращена. Считалось, что акклиматизация амброзиевоголистоеда в Приморском крае прошла неудачно. Проведенные в 2006 г. экспедиционные работы в Приморье выявили, что листоед не только акклиматизировался в новой для него среде, но и расширяет свой ареал в крае. Он распространился в Даль-нереченском, Ачуевском, Анученс-ком и в Уссурийском районах. Средняя плотность популяции составляла 5-6 жуков/м2, в некоторых местах достигала 60. Следует отметить его способность концентрироваться на куртинах амброзии, создавая предпосылки к образованию УПВ,
которую наблюдали в 1985 г. в Ставропольском крае [3].
Проделанная работа является первым этапом разработки биологического метода уничтожения амброзии полыннолистной в России и пока нельзя сделать окончательные выводы по эффективности интродуциро-ванных фитофагов в Россию, несмотря на ряд негативных результатов.
В настоящее время нами ведется работа по оценке эффективности биологических средств истребления амброзии. Особое место в исследованиях будетуделено вопросам стабилизации функциональных параметров экосистем. Для этой цели планируется интродукция Epible-ma strenuana Wal. (Lepidoptera: Tor-tricidae) и Ophraella communa LeSage (Coleoptera: Chrysomelidae) на территорию Юга России.
Работа выполняется при частичной поддержке ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., проект «Новый подход к согласованному биологическому контролю амброзии полыннолистной и колорадского жука: полевые исследования, математическое моделирование и практические рекомендации» (шифр: 20121.1120001001033, соглашение № 8044).
ЛИТЕРАТУРА
1. Есипенко Л.П., Агасьева И.С. Метод сезонной колонизации абмрозиевой совки Tarachidia candefasta Hubn. (Noctu-idae, Lepidoptera) в биологическом подавлении амброзии полыннолистной Ambrosia artemisiifolia L. ( Asteraceae) в агроландшафтах Северного Кавказа. В кн. Вклад фундаментальных исследований в развитие современной инновационной экономики Краснодарского края. - Краснодар, 2008, с. 51-52.
2. ЕсипенкоЛ.П. История борьбы с адвентивной сорной растительностью в России биологическим методом и перспективы его использования в подавлении амброзии полыннолистной (Ambrosia artemisiifolia L. (Asteraceae)) Наука Кубани. - Краснодар, 2009, № 3, с. 4-9.
3. Есипенко Л.П. Популяционная структура амброзиевого листоеда Zygogram-ma suturalis (F.) (Coleoptera: Chrysomeli-dae) на Северном Кавказе и в Приморском крае // Информационный бюллетень ВПРС МОББ, № 42, 2011, с. 77-80.
4. Исмаилов В.Я., Есипенко Л.П., Агасьева И.С., Степанов Д.В., Подольская Л.В. Хищный клоп Perillus biocula-tus F. (Hemiptera, Pentatomidae): результаты акклиматизации и новые перспективы. Материалы 5-й международной научно-практической конференции «Биологическая защита растений - основа стабилизации агроэкосистем» - Краснодар, 2008, вып. 5, с. 114-116.
5. Ковалев О.В. Фитофаги амброзии (Ambrosia L.) в Северной Америке и их использование в биологической борьбе с этим сорняком в СССР // Зоологический журнал, 1971, т. 50, вып. 2, с. 99-209.
6. Ковалев О.В., Вечерин В.В. Описание нового волнового процесса в популяциях на примере интродукции и расселения абмрозиевого листоеда Zygo-gramma suturalis F. (Coleoptera, Chrysomelidae) // Энтомол. обозрен., 1986, т. 65, вып. 1, с. 21-38.
8. Ковалев О.В., Самусь В.И. Биология совки Tarachidia candefasta Hubn. и перспективы борьбы с амброзией полыннолистной // Сельскохозяйственная биология, 1972, т. VII, № 2, с. 281-284.
9. Матишов Г.Г., Есипенко Л.П., Ильина Л.П., Агасьева И.С. Биологические способы борьбы с амброзией в антропогенных фитоценозах юга России и др. -Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2011, 144 с.
10. РезникС.Я. Интродукция амброзиевого листоеда Zygogramma suturalis (Coleoptera, Chrysomelidae) как модель инвазионного процесса. В кн. Биологические инвазии в водных и наземных экосистемах - М.: КМК, 2004, с. 340-346.
Аннотация. Подведены итоги развития биологического метода борьбы с амброзией полыннолистной на юге России с использованием интродуцирован-ных насекомых-фитофагов из Канады и США. Показаны положительные и отрицательные стороны интродуцированных гербифагов.
Ключевые слова. Амброзия полыннолистная, насекомые-фитофаги, интродукция, биологический контроль.
Abstract. Some results of the development of biological control of ragweed in the territory of the south of Russia with the use of phytophagous insects introduced from Canada and the United States are summed up. Positive and negative features of introduced herbiphages are shown.
Keywords. Ragweeds, insects-phytophage, introduction, biological control.