Научная статья на тему 'ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ МУЗЫКАНТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ'

ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ МУЗЫКАНТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
322
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / ИНТОНАЦИЯ / ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ КАК СЛУХОМОТОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EAR FOR MUSIC / INTONATION / INTONATIONAL EAR FOR MUSIC / MUSICAL EAR AS AN AUDITORY AND MOTOR ABILITY / MUSIC SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гарипова Наталья Михайловна

В статье раскрывается сущность интонационного слуха; выясняется его отличие от аналитического слуха и вскрываются механизмы постижения музыкального смысла. Музыкальный слух рассматривается как психическая функция, позволяющая индивиду присваивать ценный опыт человечества, объективированный в музыкально-звуковой форме; раскрываются психологические механизмы слуха, связанные с выстраиванием музыкального пространства; указываются условия, при которых музыкальный слух обретает статус интонационного, и принципы его формирования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICIAN'S INTONATIONAL HEARING: PSYCHOLOGICAL MECHANISMS AND PRINCIPLES OF DEVELOPMENT

The article reveals the essence of intonational ear for music; its difference from the analytical ear for music as revealed and the mechanisms of comprehension of musical meaning are revealed. Musical ear for music is considered as a psychic function that allows an individual to join in the valuable experience of humanity, objectified in a musical-sound form; the psychological mechanisms of hearing associated with the building of a musical space are reveals; the conditions under which the musical ear acquires the status of intonatial fenomen, and the principles of its formation and development are indicated.

Текст научной работы на тему «ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ МУЗЫКАНТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ»

9. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

10. Синякова О.Т. Влияние условий окружающего мира на развитие мотивационной сферы личности подростка // Акмеология. - 2012. - №. - С. 105-108.

11. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2003. - 210 с.

Психология

УДК 159.93+781.1 +7.01

кандидат педагогических наук, доцент Гарипова Наталья Михайловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ МУЗЫКАНТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущность интонационного слуха; выясняется его отличие от аналитического слуха и вскрываются механизмы постижения музыкального смысла. Музыкальный слух рассматривается как психическая функция, позволяющая индивиду присваивать ценный опыт человечества, объективированный в музыкально-звуковой форме; раскрываются психологические механизмы слуха, связанные с выстраиванием музыкального пространства; указываются условия, при которых музыкальный слух обретает статус интонационного, и принципы его формирования и развития.

Ключевые слова: музыкальный слух; интонация; интонационный слух; музыкальный слух как слухомоторная способность; музыкальное пространство.

Annоtation. The article reveals the essence of intonational ear for music; its difference from the analytical ear for music as revealed and the mechanisms of comprehension of musical meaning are revealed. Musical ear for music is considered as a psychic function that allows an individual to join in the valuable experience of humanity, objectified in a musical-sound form; the psychological mechanisms of hearing associated with the building of a musical space are reveals; the conditions under which the musical ear acquires the status of intonatial fenomen, and the principles of its formation and development are indicated.

Keywords: ear for music; intonation; intonational ear for music; musical ear as an auditory and motor ability; music space.

Введение. Музыкальный слух - важнейшая способность человека музыкального (композитора, исполнителя, слушателя). Её функции связаны с освоением ценного и особого по форме выражения опыта человечества - опыта отношений, презентируемого индивиду как личностный смысл. Музыкальный слух не просто позволяет узнать об этом опыте, а обеспечивает его переживание. Он различен не только у разных индивидов, но и в разных своих проявлениях у одного и того же человека. Исследователи различают абсолютный и относительный слух, а также звуковысотный, тембральный, динамический, гармонический и пр. Наряду с перечисленными видами слуха можно назвать интонационный слух. Хотя понятие это используют и языковеды, понимая под ним особую чуткость "человеческого уха" к речевой интонации, к смыслу, который несёт в себе просодическая сторона речи не зависимо от семантики слов. И в этом плане имеется много общего между вербальной речью и музыкой. Способность слышать музыкальный смысл (именно смысл, а не различные грани звукового целого) является весьма важной в сфере музыки; а музыкальный слух должен обеспечивать это.

Проблема развития музыкального слуха хорошо известна многим музыкантам именно как проблема в практическом плане. В своих исследованиях к ней обращались многие учёные в самых разных контекстах. Однако, в полной мере эта проблема не разработана, и тем более не разработана в аспекте формирования интонационного (интонационно-смыслового) слуха музыканта. В целом, музыкальная педагогика озабочена развитием аналитического слуха - слуховой способности, направленной на слышание аналитической формы музыки (В. Медушевский), что представляется весьма важным, но всё же ограниченным подходом, поскольку не ориентирует обучающихся на постижение музыкального смысла, а порой и не способствует этому. В известном смысле, ориентирование лишь на развитие аналитического музыкального слуха тормозит становление музыканта как творческой личности.

Цель статьи - раскрыть специфику и психологические механизмы интонационного слуха в сфере музыки. Это требует рассмотрения не только особенностей сенсорно-слуховой деятельности психики, но и сущности музыкальной интонации. При решении этих задач будет показано, что музыкальный слух не следует сводить лишь к сенсорике; он представляет собой психическую функцию, развитие которой базируется на двигательных актах человека (прежде всего, на моторике голосового аппарата, хотя не только) и предполагает связи с мышлением и эмоциональной сферой. Выявить механизм этих связей также является одной из задач статьи.

Изложение основного материала статьи. Словосочетание интонационный слух музыканты в своём лексиконе используют достаточно часто. Однако в это понятие вкладывается различное содержание, что лишает его статуса научного термина и отсылает к конкретному контексту употребления, из которого и выясняется его актуально-каузальное содержание. Такое положение вещей объясняется не столько слабой разработкой понятия со стороны учёных-музыкантов, сколько недостаточной научно-философской разработанностью понятия смысл, от которого отталкиваются музыковеды и музыканты-практики, говоря об интонации. Как указывает философ А.В. Смирнов, проблема смысла, не только не разработана, но «до сих пор толком не была поставлена» [12, c. 7].

Термин же интонация употреблялся и употребляется в сфере музыки в различных значениях. В средневековье - это начальный мотив церковного песнопения. В настоящее время - это и чистота (точность) воспроизведения высоты звука, и смысл, воплощаемый в музыкальном произведении, иначе говоря, -интонируемый. Имея в виду последнее значение, музыканты отталкиваются от тезиса Б.В. Асафьева: «Музыка - искусство интонируемого смысла», ставшего краеугольным камнем отечественного

музыкознания. Однако смысл в музыке можно обнаружить на самых разных её уровнях (на уровне стиля, жанра, произведения, его части, построения, мотива и даже отдельного звука в контексте целого) [см. 8]. Среди музыкантов-практиков рассматриваемый термин часто употребим в значении ячейки музыкального произведения, наделённой особым содержанием - содержанием, не сводимым к особенностям сугубо звуковой формы. Обычно, говоря о таком содержании используют термин экстрамузыкальное. Это не противоречит асафьевскому пониманию интонации, которую учёный связывал с отражением Жизни и проявлением психологичности. Психологичность он мыслил как особое состояние, порождаемое прохождением «каждого звукового образа сквозь призму ощущения, пережитого, запечатлённого в душевной жизни и осознанного» [2, с. 237-238].

Столь широкое содержание термина интонация и особая важность различения в музыкально-звуковом потоке мельчайших интонационных структур породило по отношению к последним понятие интонема. Далее в статье будет показано сколь существенно для развития интонационного музыкального слуха различать интонемы в звуковом потоке, осознавать эти мелкие структуры и оперировать ими.

Рассмотрение проблемы интонации в музыке может быть продолжено и в ином контексте - в контексте закономерностей музыкальной сенсорики. Понятно, что наиглавнейшая функция музыкального слуха -различать в музыкальном звучании отдельные его стороны, грани. Таковых довольно много, и, заметим, они оказались не только различёнными человеком, но и осмыленными им как музыкальные средства (как средства воплощения музыкального содержания). Иными словами, осмысление граней звучания как музыкальных средств произошло в силу их особой функции в воплощении музыкального содержания. Таких граней (сторон) звучания уже на уровне нескольких звуков музыканты различают довольно много (хотя физики - ещё больше). Каждая из сторон звучания предполагает свои механизмы обработки звукового сигнала. А потому мы говорим о самых разных видах музыкального слуха (звуковысотном, тембральном, динамическом, фактурном и пр.), и в музыке различаем такие средства, как мелодика, тембр, динамика, фактура, гармония, мелодия и пр. Наряду со слуховой дифференциацией различных сторон звучания (тембров, динамики и пр.), человек, воспринимающий музыку, непременно должен различать синтагматические структуры (мотивы, фразы, периоды и пр.). Различать особенности устройства музыкально-звуковой материи во всех перечисленных аспектах (пусть даже с разной долей чёткости) весьма важно, поскольку в противном случае воспринимаемый музыкальный материал предстанет перед слушателем как "звуковая каша", как нагромождение звуков.

Дифференцированное слышание музыкально-звукового потока (а именно за это и отвечает музыкальный слух как сенсорная способность) лежит в основе осмысленности (а, значит, - в основе постижения смысла) при восприятии музыки. Однако осмысленность предполагает не только дифференцированное слышание различных элементов звуковой материи, но и целостное её восприятие во всех доступных слуху деталях. Заметим, ощущение целостности (а оно не связано лишь с музыкальной деятельностью и возникает в самых разных контактах человека с миром), позволяет, как считает А.В. Смирнов, говорить об осмысленности, которая возникает ещё до понимания увиденного, услышанного [12, с. 18]. Получается, что музыкальный слух как феномен, имеющий отношение к музыкальному смыслу, должен быть не только дифференцирующей способностью человека: он должен обеспечивать и структурирование различённого, его синтезирование.

Восприятие музыкально-звуковой материи как некоего целого - её дифференцированное слышание и структурирование элементов - в чём-то подобно зрительному восприятию пространства, в котором каждый предмет различается как элемент, занимающий своё место относительно всего пространства и других предметов, находящихся в нём. Несмотря на то, что музыка является временным (процессуальным) видом искусства, при её восприятии возникают пространственные ощущения и представления, а, следовательно, выстраивается музыкально-звуковое пространство, психическое по своей природе. Это настолько очевидно, что мы даже не задумываемся о существовании этого пространства, хотя уже при различении частотной характеристики звучания (а это сущностное свойство музыки) используем пространственные понятия, называя звуки высокими или низкими. Возникновение же музыкального пространства в психике человека обусловлено музыкальным движением. И это закономерно, поскольку связь пространства, времени и движения представляет собой фундаментальный закон мира, в котором мы живём.

Главным условием возникновения психического пространства при восприятии музыки является музыкальное движение, которое отражается в психике слушателя главным образом при интонировании (соинтонировании). Соинтонирование - это естественная реакция голосового аппарата человека при восприятии звукового сигнала; это своеобразное ощупывание голосом (по сути мышцами) слышимой информации [5, с. 427-514]. В соинтонировании участвуют и другие мышцы тела, что объясняется принадлежностью связок к моторному аппарату, представляющему собой некую целостную систему. Кроме того, как показал Н. А. Бернштейн, артикуляционный аппарат и язык играли особую роль в генезисе движения как функционального органа человека [3, с. 162]. Не удивительно, что Б.М. Теплов считал музыкальный слух слухомоторной способностью [11, с. 319]. Заметим, что связь слуха с движением нередко упускается из вида преподавателями-музыкантами при организации работы по развитию музыкального слуха обучающихся и не только в системе общего музыкального образования, но и в условиях специальной профессиональной подготовки музыканта. Поиск же целесообразных методов целенаправленного развития музыкального слуха требует понимания закономерностей слухомоторики, которые, как это не удивительно, согласуются с закономерностями любого движения как функции человеческой психики, описанными Н.А. Бернштейном [3].

Согласно теории Н. А. Бернштейна, в любом движении (от простейшего двигательного акта до сложных интеллектуальных движений письма или игры на музыкальном инструменте) можно выделить ряд уровней (количество их учёный оставляет открытым, хотя в своих работах наиболее полно описывает пять). Каждый уровень движения обладает своей программой движения, своим особым пространством и временем. Для целенаправленного развития музыкального слуха особо значимыми являются три нижних уровня, которые предлагаем рассмотреть в контексте поставленных в статье задач.

Первый уровень движения - это движения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса и базирующиеся на двигательных ощущениях в условиях земного притяжения, что позволило Н.А. Бернштейну говорить о гравитационной вертикали движения. Движения этого уровня лежат в основе всякой более сложной моторики. Их пространство напоминает космос, где понятие пространственных координат весьма

условно, а направление и особенности движения зависят от гравитации. Нечто подобное можно обнаружить и в музыке. В самом деле, любое интонирование обеспечивается определённым тонусом мышц и изменениями в них, т.е. является движением. Музыкально-звуковое движение данного уровня представляет собой движение как чередование устойчивых (опорных) и неустойчивых (не-опорных) звуков (звуковых структур). Ощущение же опоры при восприятии музыки трудно переоценить. «Можно сказать, не боясь преувеличений, - пишет М.Г. Арановский, - что в тот момент, когда первобытный человек выделил опорный тон, отдав ему предпочтение перед другими, и тем самым совершил акт выбора, началась история музыки» [1, с. 69]. На особую роль устойчивости, неустойчивости и связанного с ними эффекта тяготения, напоминающего гравитацию, обращают внимание и другие учёные [11, с. 631; 8, с. 87-88; 10, с. 56]. А потому при развитии музыкального слуха работа с ощущениями этого уровня музыкального движения, порождающими эффект «гравитационной горизонтали», представляется принципиально важной.

Второй уровень движения связан с ощущениями движения в мышцах. Он представлен высоко слаженными повторяемыми и автоматизированными движениями многих мышц, осмысливаемых человеком в координатах его тела. Эти движения часто служат своеобразным фоном для моторики более высоких уровней, хотя могут быть и ведущими [3, с. 66, 82, 125]. Музыкальное интонирование второго уровня со всей очевидностью проявляется в моторных ощущениях музыкального метра и ритма, в явлении музыкальной пульсации. Музыка, как показал Е. В. Назайкинский, не просто активизирует мышцы человека, а заставляет их сокращаться в определённом режиме [9, с. 186-240]. На оси звуковысотности именно движения этого уровня (вокально-моторные ощущения) явились основой для осознания музыкальной высоты -характеристики звука, явно отсылающей к пространственным ощущениям, которые в теле человека локализуются выше при интонировании (соинтонировании) высоких звуков и ниже - при интонировании низких.

Движению третьего уровня свойственно то, что оно осуществляется на основе синтеза информации, идущей от мышц (а это было присуще движениям двух низших уровней) и от различных органов чувств, а также информации, актуализированной благодаря прежнему опыту. Для движений этого уровня присуще то, что они регулируются в соответствии с особенностями евклидова пространства (пространства окружающего мира), а их пространство и время при необходимости измеряются [3, с. 80-122, с. 125]. В сфере музыки движения рассматриваемого уровня измеряются в тонах по оси пространства и в длительностях по оси времени. Благодаря этим движениям человек (если он не обладает, так называемым, абсолютным слухом) измеряет скачки в звуковысотной линии, оценивает интервалику и аккордику, а также выражает ритмические рисунки в системе длительностей.

Понятно, что целенаправленное развитие музыкального слуха предполагает специально организованную работу с ощущениями, рассмотренных выше уровней музыкально-слухового движения. Именно эти ощущения позволяют дифференцированно слышать музыкально-звуковой поток, различая и осознавая в нём изменения, что говорит об осознанности в процессе восприятия музыки. Именно с этих ощущений начинается постижение музыкального смысла. Однако осмысленность этого порядка подобна осмысленности при понимании слов вербального текста, который ещё не складывается в связный дискурс. А потому музыкальный слух, способный к дифференцированному слышанию музыкально-звуковой материи, ещё не обретает статус интонационного слуха. Таковым он становится в том случае, когда позволяет проникнуть в музыкальный смысл - ту ценную для человека и человечества информацию, которая не сводится к сугубо звуковой. Такая информация связана с эмоциями, а нередко и с предметно-ситуативным элементом.

Дело в том, что смыслы в искусстве транслируются в форме личностных смыслов. Индикаторами же личностного смысла являются эмоция и подвижки на сенсорно-перцептивном уровне психики, функция которого заключается в восприятии предметов, явлений мира [6, с. 157; 7, с. 168-181]. Следовательно, интонационный музыкальный слух должен обеспечивать эмоциональность восприятия и способствовать узнаванию предметов, явлений, ситуаций, свойств и пр. действительности, которые отражены в музыке (если таковое имеет место).

Рассматривая пути возникновения эмоций при восприятии музыки, следует указать на существование трёх механизмов - психофизиологического, симптоматийного и предметно-ситуативного [4]. Психофизиологический механизм эмоционального воздействия музыки заключается в том, что эмоция здесь возникает непосредственно под воздействием музыкально-звуковой материи на основе закономерностей работы мозга и слухового анализатора. Особое значение в этом механизме имеет освоение музыкально-звуковых структур как неких моделей, что обеспечивает лёгкость в процессах музыкального структурирования и обусловливает таким образом возникновение положительных эмоций. Обсуждая проблему организации работы по формированию и развитию интонационного слуха, следует указать на необходимость целенаправленного отбора таких моделей (структур), которые к тому же могут быть присущи конкретным жанрам, стилям. Особое значение это имеет в классах стилевое сольфеджио.

Симптоматийный механизм эмоционального воздействия музыки заключается в том, что эмоции в рамках этого механизма возникают, если слушатель присвоил (ввёл в своё тело) симптомы эмоций, отражённые в музыкально-звуковой материи. Согласно данным психологии и физиологии любая эмоция переживается человеком благодаря своим симптомам. В сфере искусства особое значение имеют экспрессивные симптомы эмоций - мимика, пантомимика, интонирование и связанное с ним дыхание. Все эти симптомы музыка моделирует в подобной форме, а слушатель способен их присвоить и на основе этого заразиться соответствующей эмоцией. Успешность этого зависит от того, как психика человека будет структурировать музыкально-звуковой материал, сумеет ли обнаружить сходство между ним и воплощёнными в нём симптомами. Последнее, как показывает практика, происходит не всегда.

Предметно-ситуативный механизм эмоционального воздействия музыки заключается в эмоциональном реагировании слушателя на тот эмоциогенный предмет, который она воплотила (если это имеет место). Будучи звуковым видом искусства и, в известном смысле, ограниченным в плане изобразительности, музыка всё же способна отражать многие предметы, явления, процессы мира. И делает она это благодаря способности вызывать у слушателя самые разные слуховые и не-слуховые ощущения. К тому же, в ходе музыкально-исторического процесса в музыке закрепились, так называемые, музыкально-лексические средства, непосредственно указывающие на ту или иную отражаемую реалию, эмоцию, процесс и пр. Это, например, хорошо известные музыкантам, интонации «фанфары», «золотого хода валторн», «вздоха», «призыва», музыкально-риторические фигуры и пр. Знание таких средств не только облегчает (делает более

лёгким и простым) музыкально-слуховое структурирование, но и способствует возникновению процессов понимания - процессов принципиально не устранимых из генезиса музыкального смысла и наделяющих музыкальный слух статусом интонационного. А потому целенаправленное развитие интонационного слуха предполагает и требует от преподавателя определения круга таких музыкально-звуковых структур, предлагаемых обучающимся для освоения.

Выводы. Таким образом, принадлежность музыкально-слуховой деятельности к искусству предъявляет к музыкальному слуху особое требование - быть интонационным - направленным на постижение личностных смыслов, объективированных в звучании. Это предполагает не только дифференцированное слышание музыкально-звуковой материи, но и адекватное (в рамках стиля, жанра) структурирование различаемых элементов звучания, целостное слышание разнородного множества. В основе этих процессов лежит сложная работа психики по выстраиванию музыкального пространства и по различению музыкально-звуковых структур, интонем.

Выстраивание музыкального пространства основано на не-слуховых ощущениях (гравитационных, кинестетических, зрительных и пр.), работа с которыми принципиально необходима при целенаправленном воспитании музыкального слуха, тем более, что многие из них лежат в основе ассоциаций эмоционального и предметно-ситуативного характера. Успешность различения интонем зависит от количества освоенных человеком структур, выполняющих на психическом уровне функцию моделей, лежащих в основе операций опознания и «измерения» услышанного (определения количества тонов, ритмических рисунков). Многие из этих моделей наделены информацией эмоционального и предметно-ситуативного плана, осознание которой служит постижению музыкального смысла.

При целенаправленном формировании интонационного слуха необходимо руководствоваться принципами работы, которые обеспечили бы музыкальный смыслогенез. Среди таковых можно назвать: принцип освоения конкретных музыкально-звуковых моделей; принцип работы с не-слуховыми ощущениями, обеспечивающими выстраивание музыкального пространства; принцип освоения семантики (экстрамузыкального компонента содержания) музыкальных средств и музыкально-звуковых структур. Такая работа обеспечит функционирование механизмов эмоционального воздействия музыки и осмысленность музыкального восприятия.

Литература:

1. Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии / М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1991. - 320 с.

2. Асафьев, Б.В. О музыке Чайковского / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1972. - 375 с.

3. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1947. - 254 с.

4. Гарипова, Н.М. Психологические истоки эмоциогенности музыки // Вопросы психологии / Н.М. Гарипова. - 2011. - № 4. - С. 78-86.

5. Гершуни, Г.В. и др. Физиология сенсорных систем / В.Г. Гершуни, Молчанов А.П., Радионова Е.А., Ратникова Г.И., Бару А.В., Чистович Л.А., Кожевников В.А. - Л.: Наука Ленинградское отделение, 1972. -Ч. 2. Раздел 2. Слух. - С. 130-516.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Позитиздат, 1977. - 304 с.

7. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

8. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 263 с.

9. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1 972. - 383 с.

10. Орлов, Г.А. Древо музыки / Г.А. Орлов. - Вашингтон - Санкт-Петербург, 1992. - 408 с.

11. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост-ред. А.Е. Тарас. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. 717 с.

12. Смирнов, А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл / А.В. Смирнов. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 712 с.

Психология

УДК 159.922.8

кандидат психологических наук Гришина Анастасия Викторовна

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный

университет имени В.И. Вернадского» (г. Севастополь);

кандидат психологических наук, доцент Косцова Мария Викторовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь);

кандидат биологических наук, доцент Быстрюков Виктор Александрович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В данной статье представлен анализ проблемы социального интеллекта через призму эмоциональной направленности личности будущих инженеров. Согласно полученных эмпирических данных были выявлены прямые и обратные корреляционные связи между компонентами социального интеллекта и типом эмоциональной направленностью личности как детерминант успешной профессиональной карьеры на этапе получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.