Научная статья на тему 'Интимизация как художественная стратегия: опыт Серебряного века'

Интимизация как художественная стратегия: опыт Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
709
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМАТИКА ТЕКСТА / ИНТИМИЗАЦИЯ / АВТОКОММУНИКАЦИЯ / PRAGMATICS OF TEXT / INTIMISATION / AUTO-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Житенев Александр Анатольевич

Модернистский текст, как правило, строится по законам автокоммуникации. Различия между адресантом и адресатом представляются малосущественными. Формой реализации этой модели оказывается стратегия интимизации. Интимизация предполагает посвящение читателя в «тайное», «запретное», «личное», снимает дистанцию между автором и реципиентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modernist text, as a rule, is created by laws of auto-communications. Distinctions between the addresser and the addressee are represented as unimportant ones. The form of realisation of this model is the strategy of intimisation. Intimisation assumes initiation of the reader into the secret, forbidden, personal; eliminates the distance between the author and the recipient.

Текст научной работы на тему «Интимизация как художественная стратегия: опыт Серебряного века»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 334 Май 2010

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 17.01.33

А.А. Житенев

ИНТИМИЗАЦИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ: ОПЫТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Модернистский текст, как правило, строится по законам автокоммуникации. Различия между адресантом и адресатом представляются малосущественными. Формой реализации этой модели оказывается стратегия интимизации. Интимизация предполагает посвящение читателя в «тайное», «запретное», «личное», снимает дистанцию между автором и реципиентом.

Ключевые слова: прагматика текста; интимизация; автокоммуникация.

К настоящему времени и литературоведением, и ис- влечет разрушение «детерминизма, общей памяти, ин-

кусствознанием в полной мере осознана исключительная формативности» [5. C. 84]. Читатель должен «с нуля»

роль прагматики в построении авангардных текстов. Как замечает М.И. Шапир, «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства - оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить, вызвать активную реакцию» [1. С. 4]. Не в последнюю очередь это было связано с жизнетворческим стремлением преобразить мир средствами искусства и с вызванным этим стремлением переосмыслить категории модальности. Как пишет В. Руднев, в XX в. «происходит размывание границ между художественным текстом и реальностью», а ситуация «референтно-непрозрачного контекста» превращается в семантическую норму [2]. При всем многообразии вариантов осмысления проблемы в понимании конечных целей семантических игр разные ветви авангарда совпадают. Прагматические установки творчества вписываются в глобальный авангардный проект трансцендирования данности и ориентируются - безотносительно к различиям авторских стратегий - на логику экстатического «преодоления» коммуникации. Потребность «сказаться сердцем» трансформирует законы художественного высказывания, определяя принципы построения и «текстов искусства», и «текстов жизни».

Знаковость видится существенным препятствием на пути коммуникации, в связи с чем выдвигаются самые разные варианты ее редукции, усечения, сведения к нулю. В русском символизме стратегии такого рода были соотносимы с концепцией «дионисийства»: «Дионисийство является особой формой коллективного общения, которое происходит как бы вне знаковокоммуникативной посредственности и тем самым претендует на некую нерукотворность коммуникации» [3. С. 445]. В постсимволизме, хотя и в иной форме, реализуется та же самая логика: в этой семиотике «коммуникация в привычном смысле этого понятия вообще невозможна <...> Информация должна... получить материальный, вещественный вид. Она не может быть отделена от своего носителя <...> В данном мире можно обмениваться лишь вещами» [4. С. 249]. Общим знаменателем модернистской прагматики текста выступает нарушение постулатов «нормальной коммуникации». Я. Друскин, анализируя тексты А. Введенского, замечает, что характеризующее лирику поэта «понимание соответствия текста контексту. вне. нормальной коммуникации» - это тексты, в которых постулат истинности не действует, что, в свою очередь,

реконструировать смысловые отношения в тексте, и это новая норма.

Преодоление знака, выход к непосредственности как своего рода эквиваленту абсолютного определили типологическое схождение самых разных, на первый взгляд, моделей диалога. Художественная коммуникация последовательно сближается с сакральной, рассматривается как своего рода «общение в Боге». Закономерными в этой связи оказываются многочисленные параллели между новейшей поэзией и молитвенными практиками. «Поэзия вообще, стихосложение, - пишет в 1904 г. З. Гиппиус, - одна из форм, которую принимает в человеческой душе молитва <.> Удачны или неудачны стихи, - поэт всегда берет все свое данное “я” данной минуты (таково условие молитвы и поэзии)» [6. С. 240]. К этой оценке довольно близок взгляд В.Ф. Ходасевича, относимый уже к самому концу эпохи, к 1937 г.: «Но природа творчества экстатична. По природе искусство религиозно, ибо оно, не будучи молитвой, подобно молитве, есть выраженное отношение к миру и к Богу» [7. С. 389]. В свою очередь, тот факт, что новая поэзия была обращена к поиску «точных символов для ощущений, т.е. реального субстрата жизни, и настроений, т.е. той формы духовной жизни, которая более всего роднит людей между собой», был мотивирован переходом от «романтизма к эготизму», переосмыслением субъект-ности как «безнадежно одинокой и дрожащей в пустоте паутины» [8. С. 206].

За точку отсчета при характеристике моделей коммуникации традиционно принимается схема, предложенная Р. Якобсоном, в соответствии с которой всякий коммуникативный акт представляет собой контакт адресанта и адресата в связи с определенным образом закодированным сообщением, указывающим на некий контекст [9. С. 198-200]. Как убедительно показано Е. Фарыно, в модернистском контексте эта модель оказывается «перевернута», сориентирована не на передачу сообщения, а на его «дешифровку». В связи с этим контакт проблематизируется; контекст, как и эстетический код, подлежит рефлексивному реконструированию; функции сообщения перераспределяются между компонентами коммуникативного акта, различия между отправителем и получателем сводятся к нулю. В результате «содержанием сообщения <...> является весь коммуникативный акт», «вся коммуникативная ситуация, или иначе - коммуникационный жанр» [10.

C. 47]. Проблема в том, что ни один из жанрообразующих элементов высказывания - предмет, цель, ситуация [11. С. 126] - в модернизме не является данностью, а значит, построение формы оказывается связано с переосмыслением жанровых компетенций. Немаловажную роль в нем занимает видение возможностей диалога и пределов взаимопонимания.

Как было отмечено, эстетическому оформлению творческого замысла предшествует акт «вживания» в чужой опыт и его «восполнение» теми моментами, которые ему внеположны: «Я должен вчувствоваться в этого другого человека, ценностно увидеть изнутри его мир так, как он его видит, стать на его место и затем, снова вернувшись на свое, восполнить его кругозор тем избытком видения, который открывается с этого моего места вне его, обрамить его, создать ему завершающее окружение из этого избытка моего видения» [12. C. 24]. Очевидно, что решающее значение для «вживания» будет иметь понимание того, насколько проницаемы границы внутреннего мира «другого» для «моего» видения и понимания. В русской философии модернистской эпохи проблема была сформулирована как проблема «переживания» или «наблюдения» «чужой духовной жизни»: или мы можем непосредственно прослеживать чужую жизнь как свою собственную (различия «я» и «не-я» относительны), или же в постижении мира «другого» мы сталкиваемся с непреодолимыми границами (различия «я» и «не-я» абсолютны) [13. C. 188-196]. В самоинтерпретации модернизма оказались значимы оба варианта, поскольку им соответствовали разные типы адресатов: «релевантный» и «про-фанный». На языке телесных практик, нередко оказывавшихся языком метаописания, возникла коллизия «поедания» читателем автора («вошло в меня, бежит в крови, освежает мозг» [14. C. 582]) vs. «пощечины», которую автор дает читателю («через все вам лицо -автограф» [15. С. 309]). В плоскости творчества этим вариантам соответствовали прагматические стратегии интимизации и провокации.

Интимизация - это стратегия подчеркивания тождества адресанта и адресата, попытка строить общение между разными субъектами по модели автокоммуникации. В метафорическом плане свойственная этой стратегии «стилистическая манера интимного шепота, сопровождаемая физиологическим выбросом в виде брызг слюны, как будто стирает границы между телом и дискурсом»; интимные вербальные жесты создают «иллюзию непосредственного доступа к плоти» [16. C. 308]. Обнаженность - и в переносном, и в буквальном смысле - оказывается одной из конструктивно значимых моделей самопрезентации автора: «...в русском искусстве эпохи авангарда экспериментальная оправа “ню” конкурирует и вытесняет уже не только мифологическую, библейскую, аллегорическую, историческую, но и эротическую и интимно-бытовую» [17. C. 395]. В общем виде, задающем исходные ориентиры для осмысления «частного» в поэтике модернизма, феноменология «интимного» сводится к ряду аспектов: «Отношения исключительной ценности в тексте тождественны обладанию <...> Они описываются как перемещение ... в пространство я <...> Интериоризация мгновенна . и обладает статусом чуда <. > Про-

странство интериоризации, или объем «я», неопределенно, а его форма неизвестна» [18]. Наблюдения над художническими манифестациями позволяют существенно расширить эти представления.

В эссеистике русского модернизма представление об интимном соотносилось прежде всего с тотальностью самораскрытия, с восстановлением неочевидных связей суетного и сущностного: «Кто дерзает быть художником, должен быть искренним - всегда без предела. <...> Стремление глубже понять себя, идти все вперед, уже святыня» [19. C. 45]. Готовность ради полноты понимания заглянуть в скрытое от самого себя мотивировало интерес к вытесненным пластам личностного опыта, к оборотной стороне художнического «я»: «Не пиши систематически, пиши животно, салом, калом, спермой, самим мазаньем тела по жизни, хромотой и скачками пробужденья, оцепененья свободы, своей чудовищности-чудесности» [20. C. 201]. В таком контексте высокий ценностный статус получали не только «работающие» на апологию творческой личности черты, но вся полнота личностных качеств, включая компрометирующие и «недостойные»: «Истина не может быть низкой <.> надо учиться чтить и любить замечательного человека со всеми его слабостями и порой даже за эти слабости» [21. C. 276]. Любой «излом» художнического «я» был значим, поскольку, как казалось, открывал взгляд на универсальное; для модернизма «интимность интересна», поскольку «вышла за пределы личной исповеди», поскольку «то, что по-настоящему и до дна лично, тем самым и общественно» [22. C. 183].

Существенно, что самораскрытие мыслилось как процесс, объединяющий всех участников коммуникации, служащий взаимному раскрепощению. Возможность «сидеть и divaguer, и говорить все, что думаешь, без стеснения» призвана была служить преображению общения, располагать к «изменению отношений», к особой «свободе слов, жестов, чувств» [23. C. 139, 150]. Потребность в создании психологически комфортной среды актуализировала снятие границ публичного и частного, способствовала универсализации норм «кабаретного», карнавального общения: «Вы хотели бы нежного, участливого к себе отношения, вы чувствуете потребность в развлечении, не диссонирующем с вашим состоянием <. > Представьте, что в такую минуту вы попадаете в общество людей, близких вам по развитию и взглядам <. > Не сцена владеет вами, вы заражаете своим настроением исполнителей» [24. C. 21]. Этот принцип «карнавализации» размывает различия «литературы как явления общественного» и «филологии как явления домашнего»; читатель мыслится как «посвященный», фон общения с ним составляет «бесконечная, своеобразная, чисто филологическая словесная нюансировка» [25. C. 249]. Универсализация частного и частностей превращает «интимизм» в «осколок колдовского зеркала в глазу», обращает «мир в мирок» [26. C. 175], но служит предельным выражением субъективного, открывает сущностное в художественной логике модернизма.

Формой реализации интимного служит отождествление вестника и сообщения, стремление свести искусство к «частному письму, отравленному по неизвест-

ному адресу». Текст должен быть насыщен знаками телесного присутствия, он важен и значим как их инобытие, «ибо в повороте головы, в манере завязывать галстук, в тоне, главное, в тоне, больше человека, чем во всех его стихах» [27. C. 256]. Закономерно, что одной из важнейших особенностей «нового» искусства оказывается приближение стиха к «интимному, разговорному голосу поэта»: «Голос - это самое пленительное и самое неуловимое в человеке. Голос - это внутренний слепок души. <...> Смысл лирики - это голос поэта, а не то, что он говорит» [28. C. 543-545]. В предельном, гротескном воплощении концепция слова-тела, тела-текста оформляется в представление о чтении как коитусе, о писательстве как «проституировании»: «В сущности, вполне метафизично: “самое интимное - отдаю всем”... Черт знает что такое: можно и убить от негодования, а можно. и бесконечно задуматься» [29. C. 391]. Слова «неприличные» и «запретные» расцениваются как «слова по преимуществу <...> не дающие забыть, за обыденностью жеста, что они -слова», а связанная с ними «эротика» предстает как «одна сплошная. метафора. исканий, достижений. возвратов и одолений художника» [30. C. 343].

Интимизация в модернистской литературе имеет разные степени. Наиболее «внешним» по отношению к авторскому «я» оказывается такой ее вариант, который связан с жестикуляцией. Жест обозначает сферу интимно -личностного, воспрещая проникновение в нее, конституирует субъектную границу и одновременно обозначает условия ее нарушения. Жест - это дистантная, до-тактильная стратегия близости, ассоциируемая с индивидуальной «манерой» или «позой». Так, «соединение театральности, увлечения, позы, естественного отчасти, отчасти искусственного воодушевления» в контексте эпохи рассматривается как «артистизм», формами репрезентации которого выступают разные виды «хрупкого» стиха: «описание предметов, которые принято считать тонкими», «изощренный анализ нарочито-причудливых переживаний», «иронизирующее описание интимной. жизни» [31. C. 164]. При этом жест может способствовать отождествлению с автором, когда «читающий стихотворение как бы становится в позу его героя, перенимает его мимику» [32. C. 162], а может, напротив, устанавливать дистанцию, впускать в образованную «расставшимися руками» щель «все пространство» [33. C. 380]. «Поза» конституирует двойственность высказывания, привносит в него второй смысловой план; поэтому даже если «поэт манерничает», за указание на «сокровенное» к нему следует «чувствовать благодарность» [34. C. 290-291].

Еще один вариант интимизации связан со стратегией полного «обнажения» личностного мира, со своего рода художественным «бесстыдством», намерением рассказать о чем-то, заведомо не предполагающем посвященных. Эта стратегия связана с маской как последним, при полной наготе, препятствием для постижения «внутреннего»: «Маска, - пишет М. Волошин, -это как бы духовная одежда лица. Лицо не может

встать из глубины духа, пока не обладает средствами самозащиты <.> Только то лицо - действительно лицо, которое может одним внутренним движением воли себя закрыть и себя выявить» [35. C. 403]. Маска - это телесная граница интимного, восприятие лица как маски есть восприятие чужого образа как непроницаемого, исключающего задушевный контакт, самораскрытие: «Дело поэта: вскрыв - скрыть. Голос для него броня, личина. Вне покрова голоса - он гол» [36. C. 107]. Маска - это форма, которая позволяет сознательно конструировать смысловое содержание лица; она способна, используя определения П. Флоренского, и редуцироваться к личине как «лжереальности», и восходить к лику как «явленной духовной сущности» [37. C. 340341]. Маска позволяет поэту говорить не о себе и не о том, что он любит, а том, кем он мог бы быть и о том, что он мог бы любить; в этом смысле она одновременно и обращает к сущностному, и заставляет сомневаться в его бытии [38. С. 228, 349].

Последний из рубежей интимного связан уже не с телесной, а с ментальной границей - со способностью различать при чтении «свое» и «чужое», не допускать отождествления себя и героя. Ориентиром для модернистской литературы стала ситуация, когда этот принцип более не «работает», «а я как субъект - гордо или смиренно, сознательно или бессознательно, добровольно или вынужденно - преодолеваю это противопоставление» [39. C. 4]. Знаковым в этом отношении является высказывание В. Розанова, маркированное им как важнейшее открытие: «Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая -как будто не другого кого-то читаешь, а слушаешь свою же душу <.> Чудо творений Достоевского заключается в устранении расстояния между субъектом (читающий) и объектом (автор), в силу чего он делается самым родным из . писателей» [40. C. 533]. Наиболее эстетически заряженным в этой связи оказывается высказывание, несущее на себе отпечаток спонтанности, случайности, суетности. Интимное - это то, что лишено очевидной эстетической ценности, значимо «лишь для меня», затеряно среди жизненного «сора». «Отсутствие отношений с абсолютным» делает переполненный «бытом» текст «трогательным», поскольку позволяет пережить «мистическую» ценность «милых земных вещей: собак, лошадей, трубок, игральных карт, бритья, бильярда, спанья» [41. C. 95].

Проделанные наблюдения позволяют сделать вывод о системообразующей роли интимизации в художественном сознании Серебряного века. Эта художественная стратегия была призвана решить целый комплекс проблем коммуникативного плана, и прежде всего -освоить интерсубъективное поле, выявить условия продуктивного понимания. Нацеленная на абсолютизацию личностного начала, на последовательную апологию творческого «я», интимизация определяла как общие принципы художественной коммуникации, так и конкретные стилевые стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. ШапирМ.И. Что такое авангард? // Русская альтернативная поэтика. М.: МГУ, 1990. С. 3-6.

2. Руднев В. Прагмопоэтика и модальная семантика. Режим доступа: http://kolonna.mitin.com/archive/mj24/rudnev.shtml

3. МурашовЮ. Дионисийство символизма и структуралистская теория мифа // Russian Literature. 1998. Vol. XLIV/IV. P. 443-456.

4. Faryno J. Семиотические аспекты поэзии Маяковского // Umjetnost Rijeci (Zagreb). 1981 (god XXV). С. 225-260.

5. ДрускинЯ. Коммуникативность в творчестве Александра Введенского // Театр. 1991. № 11. С. 80-94.

6. Гиппиус З.Н. Нужны ли стихи? // Гиппиус З.Н. Дневники: В 2 кн. М.: Интелвак, 1999. Кн. 1. С. 239-247.

7.ХодасевичВ.Ф. О Сирине // Ходасевич В.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М.: Согласие, 1999. Т. 2. С. 388-395.

8. Анненский И. Что такое поэзия? // Анненский И. Книги отражений. Л.: Наука, 1979. С. 201-207.

9. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193-230.

10. Faryno J. Дешифровка // Russian Literature. 1989. Vol. XXVI/I. P. 1-68.

11. ТюпаВ. Аналитика художественного. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.

12. БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

13. ЛосскийН.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Терра; Республика, 1999. С. 188-196.

14. Розанов В. Опавшие листья // Розанов В. Метафизика христианства. М.: АСТ, 2000. С. 452-758.

15. Цветаева М. «Никуда не уехали - ты да я ...» // Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Терра, 1997. Т. 2. С. 308-309.

16. Матич О. Интимность на бумаге. Случай Василия Розанова и Зинаиды Гиппиус // Wiener Slawistischer Almanach. 2005. Sbd. 62. S. 307-316.

17. Буренина О. Ню (искусство авангарда и теснота) // Wiener Slawistischer Almanach. 2005. Sbd. 62. S. 387-400.

18. Арлаускайте Н. Поэтика частного пространства М. Цветаевой. Пространство неповседневного. Режим доступа: http://www.magazi-nes.russ.ru/nlo.2004/68/arl-7.pr.html

19. Брюсов В. О искусстве // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худ. лит. 1975. Т. 6. С. 43-54.

20. Поплавский Б. Из дневника. 1934. Париж // Поплавский Б. Неизданное. Дневники. Статьи. Стихи. Письма. М.: Христианское изд-во, 1996.

С. 201-225.

21. Ходасевич В. Некрополь // Ходасевич В. Тяжелая лира. М.: Панорама, 2000. С. 241-413.

22. АйхенвальдЮ. Силуэты русских писателей: В 2 т. М.: Терра - Книжный клуб; Республика, 1998. Т. 2. 288 с.

23. КузминМ. Дневник 1905-1907. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. 608 с.

24. МейерхольдВ.Э. Кулисы «Дома интермедий» // Биржевые ведомости. 1910. 16 апр. С. 5.

25. Мандельштам О. О природе слова // Мандельштам О. Собр. соч.: В 4 т. М.: Терра, 1991. Т. 2. С. 241-259.

26. Терапиано Ю. Встречи: 1926-1971. М.: Intrada, 2002. 384 с.

27. Поплавский Б. О мистической атмосфере молодой литературы в эмиграции // Поплавский Б. Неизданное. Дневники. Статьи. Стихи. Письма. М.: Христианское изд-во, 1996. С. 256-259.

28. Волошин В. Голоса поэтов // Волошин В. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 543-550.

29. Розанов В. Уединенное // Розанов В. Метафизика христианства. М.: АСТ, 2000. С. 388-451.

30. Анненский И. О современном лиризме // Анненский И. Книги отражений. Л.: Наука, 1979. С. 328-382.

31. Кузмин М. Предисловие к книге А. Ахматовой «Вечер» // Кузмин М. Проза. Т. 10: Критическая проза. Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 2000. Кн. 1. С. 163-165.

32. Гумилев Н. Жизнь стиха // Гумилев Н. Собр. соч.: В 4 т. М.: Терра, 1991. Т. 4. С. 157-170.

33. Цветаева М. Повесть о Сонечке // Цветаева М. Собр. соч.: В 7. т. М.: Терра, 1997. Т. 4, кн. 1. С. 293-415.

34. Блок А. Письма о поэзии // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 5. С. 277-300.

35. Волошин М. Лицо, маска и нагота // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 399-406.

36. Цветаева М. Земные приметы // Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Терра, 1997. Т. 4, кн. 2. С. 102-121.

37. Флоренский П. Иконостас // Флоренский П. Имена: Сочинения. М.: Эксмо, 2006. С. 323-432.

38. Гумилев Н. Статьи и заметки о русской поэзии // Гумилев Н. Собр. соч.: В 4 т. М.: Терра, 1991. Т. 4. С. 197-378.

39. Пятигорский А. «Другой» и «свое» как понятия литературной философии // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту: Тартуский ун-т, 1992. С. 3-9.

40. Розанов В.В. Чем нам дорог Достоевский? // Розанов В.В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. С. 529-536.

41. Поплавский Б. Из дневников. 1928-1935 // Поплавский Б. Неизданное. Дневники. Статьи. Стихи. Письма. М.: Христианское изд-во, 1996. С. 92-123.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 14 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.