Научная статья на тему 'Интервью с Юрием Васильевым'

Интервью с Юрием Васильевым Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с Юрием Васильевым»

Рефлексия на себя и на других

О жизни и о себе

ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ ВАСИЛЬЕВЫМ

Юрий Борисович Васильев - актер и режиссер. Родился в Новосибирске 30 ноября 1954 года. Окончил

Театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Юрия Катина-Ярцева). По окончании училища Ю. Б. Васильев пришел в Театр Сатиры, где и работает в настоящее время ведущим актером. Юрий Борисович успешен и в качествережиссера. Вслед за успешным дебютом -мюзиклом «Секретарши», вышел его второй спектакль «До встречи в Венеции» с Михаилом Державиным в главной роли.

Кумиром Ю. Б. Васильева является блистательный французский актер-романтик Жерар Филипп. Знаменитый танцор балета Морис Лиепа назвал Васильева лучшим танцовщиком среди драматических артистов.

Ю. Васильев сыграл главные роли в спектаклях «Босиком по парку», «Трехгрошовая опера», «Молодость Людовика». Самые известные роли в кино - роль доктора Юры в детском фильме «4:0 в пользу Танечки», в приключенческом фильме «Крик дельфина», телеспектакле «Дон Кихот и Дон Жуан», сериалах «Салон красоты» и «Времена не выбирают».

Помимо театра и кино Васильев работает на телевидении и радио. С 2001 года он был ведущим передачи о животных «Сами с усами». Работает в

Рефлексия на себя и на других

жюри Международного конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, преподает в одной из московских школ предмет «Введение в театр».

Народный артист России.

Женат, имеет сына.

Интервью брала В. С. Мухина 04.07.2009*.

1. Кто был Вашим значимым учителем?

Первый учитель в Новосибирске - Кира Павловна Осипова. Это человек, из-за которого я полюбил эту профессию. Она научила меня отношению к театру. Этому я сейчас тоже учу. Отношение к театру - это очень важно. Нельзя трогать кулису грязной рукой, нельзя выходить на сцену неподготовленным... Это основа, этика театра. Этому, к сожалению, никто сейчас не учит.

Театр - это храм. У меня детское воспоминание. Когда я входил в ТЮЗ в Новосибирске, две одинаково одетые девочки по лестнице осветителей поднимались к будке, и с этого начинался спектакль.

Второй учитель - Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Этот человек - великий педагог. Когда говорят: «Чему он тебя учил?» Да ничему не учил. Он после каждого семестра с каждым из нас разговаривал. Говорил, например: «Тебе нужно читать больше».

Самая большая похвала была, когда мне ребята говорили: «Катин смотрит на тебя. Катин плачет». После он меня встречает и говорит: «Молодец, мальчик!» Вот это -высшая похвала Катин-Ярцева. Никогда никто не говорил о нем «гениальный». Он всегда направлял. Всегда точно очень... по-человечески, личностно, очень мягко, интеллигентно. Он был настоящим русским интеллигентом.

Мы часто занимались у него дома. У него огромное количество книг. Когда мы его перевозили на другую квартиру, я спросил: «Юрий Васильевич, когда же Вы прочитать успеете?» Он отвечал: «Это все для вас, для вас и для сына». Он каждому из нас расписывал отрывок. Была бумага ватман, и он на нем расписывал каждому из нас отрывок, поэтому я не боюсь играть... Он в училище так распределял роли, что я там все сыграл: Бекингема, мальчика, фокусника в массовке - все играл.

У молодых сейчас неправильное понятие. Культура театра основана на массовке, на массовых сценах и эпизодах. Главная роль - это ерунда. Вот как выстроена

* Работа по расшифровке осуществлялась В. М. Поставнё-вым. Редакторская правка - В. С. Мухиной.

О жизни и о себе

массовая сцена! Если ты не прошел через массовку, когда В. Н. Плучек приучает тебя, вводит...

Третий учитель - Валентин Николаевич Плучек.

2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?

Да я буду гневить Бога, если скажу «нет». Да! Мне трудно, мне все дается с огромным трудом, ничего мне на подносе не поднесено. Единственное, что меня напрягает иногда в жизни... Я всегда рассказываю. У меня ощущение футболиста, который обвел всю команду противников и вышел один на один с вратарем. Ворота большие, и я понимаю, что все положил и лежит вратарь, и мне надо только забить гол. И вдруг меня кто-то за майку хвать и на бок. И я не могу забить этот гол. Меня все время кто-то держит. Это испытание. Но у меня нет зависти, вообще нет зависти. Этого у нас не было в семье. Меня не награждали велосипедом, у меня не было магнитофона, чем обычно награждают детей. Я ездил с мамой на юг, в Москву, в Прибалтику. У меня латышские корни. У меня нет никакой зависти. Но вот это ощущение.

В целом, я удовлетворен.

3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?

Сейчас хочу в отпуск, отдохнуть. Испытываю радость, - у меня прорыв в кино. Я теперь вправе выбирать. Сейчас хочу в «Артек», а затем на дачу. Потом поедем с женой в Париж на десять дней. Хочу отдохнуть.

4. Ваши планы на будущее?

Личные...

Важно, чтобы сын устроился. Он у меня музыкант, окончил юридический институт. Он работает с

моей студенткой Женей Отрадной. Он сейчас пишет сам музыку. Музыкантам сейчас очень трудно. Он такой работяга и очень чувствующий. Ему 28 лет. Он сейчас совершает поступки. Он прыгает с парашюта, сейчас хочет пойти на Эльбрус. Я тоже хочу с ним подняться в горы. Нам это нужно.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

165

№ 3 - 2010

#

Рефлексия на себя и на других В семье...

Хочу, чтобы сын был успешным. У него будет своя студия в ноябре. Мне важно, чтобы у него было...

В работе.

В работе - куда выведет. Если построят школу, студию в которой будет 330 мест. Вообще я хочу жить. Сейчас я готов к своему делу. Я не знаю, что будет. Мне важно, чтобы я отвечал за тех людей, которых собрал. Театр очень трудно создавать. Здесь нужно быть немножко циником. А я буду включаться в каждую судьбу - это усложняет жизнь. Должна быть поддержка неких сил. Я хочу занять свою нишу, заниматься своим делом.

5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?

Родители. Папы у меня нет. Родители - замечательные, очень правильно меня воспитывали, как я думаю. С детства я всегда поздравлял маму-именинницу, приносил ей цветы. Меня к труду приучали. В три года первый раз я помыл пол. Вылил всю воду на чистый пол. Мама вымыла пол и пошла к брату на родительское собрание. Приходит - все в воде, спрашивает: «Что такое?» И меня поставили в угол. А потом мама говорит: «Зачем ты, Юра, это сделал? Ведь ты видел, что я только что помыла пол!» А я говорю: «Мне соседка помогала, я не дотягивался до крана. Я хотел, чтобы было чисто-пречисто». И мама говорит: «Уходи из угла, мальчик мой хороший!» Поэтому, мне кажется, что я много получил в детстве: образование, которое могло быть в Новосибирске. Я с пяти лет учил английский язык.

Родители, не зомбируя, направляли меня. В 17 лет я уехал в Москву, жил у тети, которая меня поддерживала здесь. Привыкал к городу моей мечты. Как меня здесь били! Как здесь бьют со спины, в затылок, из-за угла, как только ты чуть-чуть обозначишься! Это самое страшное. В Новосибирске прелесть была в том, что там были законы чести. Даже если хулиганы. Все хулиганы сидели со мной в школе. Я их всегда перевоспитывал. И я никогда не дрался. Там было ощущение чести и честности. Если ты сильнее - тебя уважают. А в Москве, если ты сильнее, то тебя начинают преследовать, особенно бездарности. Говорят: в России если талант, то надо помогать, а бездарность пробьется сама. И если бы не мешали, то можно больше сделать. И при этом я говорю, что Москва - город моей мечты, и я ее не променяю ни на что.

О жизни и о себе

6. Ваше отношение к своим детям?

Очень люблю своего сына, очень. Моя основная ошибка и вина перед ним, что я не мог ему уделить время, когда он был маленький. Сейчас я тоскую по нему. У меня физическая тоска. Когда он возит меня на дачу, он молчит. Я ему очень многое недодал, очень многое. Я все время был на гастролях, зарабатывал деньги.

7. В чем для Вас смысл жизни?

Что-то создать. Я имею в виду нематериальное. В этот период, пока живешь на земле, что-то создать, чтобы люди о тебе хорошо думали. Чтобы ты не сделал никому больно или подлости человеческой, чтобы потом не каялся всю жизнь. Я полностью отдан и профессии, и семье, и родителям. Помогаю людям, перед инвалидами выступаю. Мне всегда стыдно говорить о деньгах. Когда спрашивают: «Сколько вы стоите?» - я не знаю, сколько стою. Мне стыдно об этом говорить.

Смысл жизни - прожить так, чтобы встретил Господь... Не сделать зла, стараться жить по человеческим законам и сделать максимально в профессии, побольше узнать и научиться.

8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?

Доброта, бескорыстность, ум, милосердие.

9. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением?

К двуличию, причем двуличию убежденному.

10. Ваше любимое занятие?

Я сейчас не занимаюсь спортом, я - активный болельщик, еще рыбалка, музыка. Без музыки не могу. Слушаю любую музыку: Хулио Иглесиаса, Лучано Паваротти.

11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали?

Для себя.

Все, о чем мечтаю, чтобы сбылось.

Для близких. Здоровья.

Для своей деятельности.

Оно сливается. Чтобы возродилась страна Россия, чтобы она очухалась, чтобы ею мы гордились.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

167

№ 3 - 2010

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.