COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
ИНТЕРВЬЮ С ВЕЗЕМАРОМ (МАКСИМОМ СЕРГЕЕВИЧЕМ ПРОКОПЕНКО).
27 февраля 2014 г. Минск.
Сообщите сведения о себе: возраст, пол,
социальное положение, образование, место жительства.
Максим Прокопенко, 1984 года рождения, пол мужской, образование среднее специальное, проживаю в Минске.
Являюсь руководителем славянского
объединения «Наследие. Содружество Родовичей» (Беларусь), провожу обряды и праздники, тематические встречи и мероприятия в Минске, работаю над «Вестником Содружества» (самиздат). В меру сил и понимания, занимаюсь возрождением Традиционной культуры и мировоззрения.
Сфера моих интересов и практической деятельности - это обрядовая практика, неоязычество (современные общины, объединения, организации), природный календарь, Боги, природное язычество и язычество белой расы, места силы, организация тематических мероприятий и встреч.
Что такое «язычество» в Вашем понимании?
Язычество в моем понимании - это связь с силами живой природы. Не просто связь, а связь и взаимодействие, без посредников, без вторых, третьих, пятых лиц, когда человек сам обращается к солнцу, земле, силам природы, которых мы знаем сегодня в мифологии и фольклоре как леших, водяных, русалок и т. п., и природным богам.
К какому направлению в современном язычестве Вы себя относите?
Отношу себя к природной вере. Боги для меня - это живые силы природы и вселенной.
В какой религиозной общине Вы состоите (название религиозной организации, её численность, социальный и возрастной состав)?
«Наследие. Содружество Родовичей». Здесь надо отметить, что община, в моём понимании, это группа людей, которые живут единым трудом, на своей земле, занимаются каким-то общим делом и помогают друг другу. На мой взгляд, наиболее правильно соответствуют этому образу люди, проживающие в родовых поселениях. Поэтому свое объединение я называю содружеством, оно основано более на дружеских принципах, но пока ещё не общинных. Численность на праздниках: 15-25 человек. Средний возраст: 25-45 лет. Социальное положение - в основном это средний класс.
Является ли ваше содружество членом какого-либо религиозного союза?
Наше Содружество не является членом какого-либо религиозного союза, не принадлежит к каким-то религиозным направлениям и течениям. У нас нет уставов, догматов, посвящений, люди просто приходят на обряды, на встречи, на праздники, и если у них доброе отношение друг к другу, то они взаимодействуют с нами и идут одной дорогой.
Связано ли ваше объединение (другие религиозные организации славянских язычников) с языческими организациями зарубежья?
Ни с какими языческими организациями зарубежья мы пока не сотрудничаем.
125
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
Какое событие (события) в становлении современного язычества Вы считаете наиболее важным?
Одним из главных событий я считаю создание родовых общин-поселений в наших странах, где люди живут и стремятся жить родовым укладом, воспитывая детей в исконных славянских ценностях, здоровом образе жизни и общем славянском миропонимании.
Также необходимо отметить образование родноверческих объединений в конце 80-х годов и деятельность таких лидеров, как Доброслав, Велемир, Казаков. Они формировали фундаментальную базу для будущих поколений, которые будут приходить в то неоязыческое поле, которое мы знаем сегодня. Но, на мой взгляд, изнутри сегодня идёт целенаправленное разделение и целенаправленное становление других славянских течений, которые через какое-то время будут сформированы в чёткие религиозные структуры, объединения и содружества. Для Белоруссии это течение началось приблизительно в 2006-2009 годах. Если в России в конце 80-х это начало как-то оформляться, а в конце 90-х были уже какие-то общины с комплексом праздников, относительно чёткой структурой, то до Белоруссии эта волна дошла гораздо позже. 2008-2009 год - это время, когда произошёл толчок. В этот период очень много людей пришло в движение, начало проявлять активность. Связано это, я так думаю, с тем, что пришло время восхода семян, посеянных в России, на Украине, где происходило идеологическое формирование современного славянства и родового мировоззрения. Сейчас всё больше людей проявляет к этому интерес, но я считаю, что это связано не только с деятельностью в «реале» (проведение славянских праздников, обрядов, встреч единомышленников, семинаров), а с повсеместным продвижением интернета, телевидения и всевозможных СМИ, где в широком доступе имеется вся информация.
Существует ли в вашем содружестве иерархическая лестница (глава, верховный волхв, князь, воевода и т. п.)? Если существуют, то каковы основные функции «выборных» членов общины?
Содружеством руководит глава, человек, который несёт полную ответственность за то, что происходит в объединении. По этому принципу выбирается лидер. Если человек готов быть ответственным за то, что происходит, со всеми вытекающими последствиями, то он является руководителем. На сегодняшний день руководителем являюсь я, Веземар. В зависимости от того, какие обязательства человек на себя принимает, эту должность он и занимает. Волхвов и жрецов у нас нет, так как в моём понимании волхв - это человек, находящийся в постоянной связи с теми силами, которых мы знаем как боги, предки, духи природы.
Волхвом человека могут назвать сами люди, по прошествии лет и по заслугам: владению мастерством разного рода, знаниями, навыками, влиянию на силы природы, пониманию их и возможности передавать эти знания людям, помогать им.
А кто проводит праздники и обряды?
На данный момент проводящим все мероприятия является лидер содружества, руководитель.
Если мы, допустим, уберём Вас как лидера из содружества, оно будет существовать?
На данный момент община не сможет существовать без меня как лидера, это плохо и я надеюсь, что со временем сумею воспитать тех, кто смог бы продолжать это дело, возможно, это будут мои дети и внуки. Но так как «Наследие» ещё очень молодое объединение, то на данный момент существовать оно не сможет, так как я являюсь и руководителем, и главным скрепляющим звеном.
Языческий лидер должен обладать определёнными нравственными и человеческими ценностями. Если мы говорим о главе общины, то это человек дисциплины, порядка, возможно даже человек военного склада и характера. Одна из черт «Наследия»- это порядок и дисциплина. Качества лидера - это нравственные качества, такие как уважение, доброе отношение абсолютно к каждому приходящему на праздники, встречи или иные мероприятия. Каждому приходящему, а в особенности впервые приходящему, он должен
126
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
уделять максимум внимания, чтобы человек мог почувствовать атмосферу дружелюбия, максимально открыть себя на празднике, на обряде.
«Рядовой» родновер также должен обладать определёнными нравственными качествами. Если мы говорим о родной вере как о народной традиции, вере своего народа, то этот человек должен обладать качествами, присущими своему народу. Наш народ славянский, следовательно, это открытость души, доброта сердца, чуткость, отзывчивость, те качества, которые изначально и всегда были присущи славянам. «Наследие» выступает за ряд нравственных основ, таких как целомудрие, доброе и сострадательное отношение к матери-природе, животному и растительному миру. Для меня, как для язычника, природа -это храм, это святыня. В нашем содружестве приветствуется вегетарианство. Считаю это одной из главных нравственных основ славянства. Потому что для меня, как для человека чтящего и любящего мать-природу, просто недопустимо убийство её творений, без нужды и крайней на то необходимости. Я согласен, что наши предки потребляли мясо, были охотниками, но тогда было совсем иное время и древний охотник чувствовал природу, душу животных, он приносил требу-дар даже когда срубал дерево.
А какое количество человек в «Наследии» является вегетарианцами?
Около 80% от постоянных участников. Если человек не является вегетарианцем, но относится к нам уважительно и понимает наш выбор, то ему никто не будет препятствовать в том, чтобы находиться в содружестве, быть на обрядах и праздниках.
Перечислите и охарактеризуйте основные источники (священные тексты) по язычеству, используемые в вашем объединении. Ваше отношение к «Влесовой книге», «Боянову гимну», «Русским ведам» и т. п. текстам?
Каких либо священных источников, священных текстов, священных писаний таких как «Влесова книга», «Боянов гимн», «Русские веды» мы не имеем. Я лично считаю, что человеку, придерживающемуся природного мировоззрения, просто не нужны священные книги, тексты и догматизированные учения. Боги - это силы живые, они вокруг нас, в природе, в лесах, полях. Моя книга - это живая книга природы, живые веды земли.
Современные славянские учения, построенные на книгах, я стараюсь изучать, исследовать, знать. Но не строю на их основе своё мировоззрение и духовный путь.
Расскажите о религиозном учении вашего содружества.
Это природное язычество. Оно строится на гармоничном взаимодействии с силами, которые мы называем «души предков», «боги», «природные силы». Достигается гармония через обряды, такие как весенние и осенние деды, где происходит непосредственное взаимодействие с родом человека, праздники годового природного круга, такие как Коляда, когда происходит зачин нового кола, Водокрес, когда пробуждается водная сила, Громницы, когда пробуждается стихия огня, весеннее равноденствие, Купала, когда все эти силы взаимодействуют между собой и самим человеком и т. д. Также этому помогает посещение мест силы родного края, которые хранят дух предков и помогают людям, стремящимся к духовному развитию, возвращению в родовое лоно и древо. Это всё я включаю в комплекс духовных радений, практик, которые у нас присутствуют.
А можно ли не проводить какие-то обряды из годового кола? Или вы все проводите?
Так как обрядовая практика - одна из моих главных практик, то я стараюсь проводить все. Люди в зависимости от своих возможностей принимают участие, хотя есть те, кто принимает участие практически во всех обрядах.
Обряды проводится по какому-то определённому сценарию или же это веление
души?
Источники для проведения обрядов разные. В основном это этнография, народная традиция, опыт других подвижников, а также собственное видение.
Если я вношу в элемент обряда нечто личное, то, считаю, обязательно нужно знать об этом участникам. Новодел отличается от реальной духовной практики тем, что если человек сам пишет сценарий обряда или славление, но говорит, что так было в XIV в., это я считаю
127
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
новоделом. Если рассматривать язычество как взаимодействие с природой, с богами, то оно не застывшее на бумаге догматизированное учение, но живое общение и связь. Моя практика - это постоянная работа с местами силы. Я выезжаю туда на несколько дней, общаюсь там с духами, живу, и в этот период приходит очень много новой и интересной информации, которую я стараюсь записывать или реализовывать в обрядах. Обряд очищения, который я провожу, в таком именно виде не встречается в родноверии, его не было в этнографии и люди знают, что это современное, сегодняшнее видение обряда и его элементов.
А в чём заключается обряд очищения?
Необходимо почувствовать силу природы, например, на осеннее равноденствие, когда уходит старое, ненужное природе, и если человек может гармонично войти в природный цикл, круг в этот момент, то он может воспользоваться этой силой для очищения. Для того чтобы избавиться от ненужного, старого, изжившего себя, но по разным причинам тянущегося за человеком. Обряд проводится на святилище, в месте, называемом «Огнебожье», с каждым по отдельности. В зависимости от человека, я могу обращаться к разным силам или богам. Сила Огня-Симаргла помогает в этом обряде, очищая человека, его душу и сознание.
Какие праздники отмечаются в вашем содружестве?
Праздники народного календаря: Коляда, Водокрес, Громницы, весеннее равноденствие, Радуница, Купало, Перунов день, осеннее равноденствие, осенние деды, Мара... У нас есть люди, которым интересна северная традиция - Асатру и поэтому дополнительно к славянским праздникам часто проводятся календарные праздники европейской традиции. Для этих праздников есть отдельное место, мы их не смешиваем. Место для их проведения называется Урочище Одина (Камень Одина).
Существуют ли общинные места силы? Если да, что они из себя представляют? Как определяется их «языческая значимость»?
Да, существуют. На данный момент они находятся в Минской области. В этом месте, на территории площадью примерно 20 x 20 км, находится 5-6 мест силы. Это одна из наибольших концентраций мест силы на территории Белоруссии, насколько я могу судить. В том числе там находится несколько курганных комплексов. Рядом с одним из комплексов, на частной земле, находится наше обрядовое святилище - место для проведения постоянных обрядов и праздников. Среди этих мест силы есть следующие:
Требище (Минский район). Для треб и работы узкого круга с конкретными родовыми силами.
Родник Макоши. В 2014 г. мы привели в порядок лесной родник и взяли его под свое шефство. На Макошье родник был освящён, и теперь он носит имя богини.
Камень Одина. В перспективе - обрядовый комплекс для работы с северными Богами и силами. Для людей, имеющих связь с северным пантеоном богов и духов.
Существует ли у вас в объединении обязательные правила, «языческий кодекс»?
Для меня родовая традиция - это традиция, передаваемая из поколения в поколение. Традиция передаётся не только как вещественное (символика, вышивка, песни, заговоры и т. д.), но и как духовное. Это наследие души народа, идущее от предков, это душевная чистота, нравственные ценности самого народа, его лучшие качества, которые нам необходимо сохранить и преумножить.
Обереги, узоры, символы помогают пробуждать родовую память, являясь генетическим кодом народа. Работая и изучая этнографические данные, мифологию, фольклор, одновременно нужно стремиться и к духовной чистоте, нравственности. В моём понимании, так и должен жить сегодня родновер и язычник - изучать традицию народа, проводя праздники и обряды, стремиться взращивать в себе подлинные нравственные ценности, являясь примером для будущих поколений родовичей. «Языческий кодекс» -это образ жизни человека, придерживающегося славянского мировоззрения. Есть мнение, что в язычестве нет заповедей, но если взглянуть глубже, это всё есть в нашей душе. Языческий
128
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
кодекс - это традиция народа. Настоящий язычник уже сегодня думает о будущем, показывая примером своей жизни путь для будущих поколений.
Существует ли в вашем объединении собственная хронология? Если существует, то какое событие положено в основу вашего календаря? По каким принципам ведётся счёт лет? Перечислите названия месяцев, дней недели.
Собственной хронологии не существует. Я считаю, что мы живём в наше время и нужно пользоваться существующим календарем, а не придумывать что-то, что, возможно, имело место, а, возможно, и нет. В природе нет численного отсчёта. Я ориентируюсь на природный календарь, где нет чётких дат. Есть природные явления и циклы, которые необходимо понимать.
Имеет ли ваше содружество фиксированную символику, атрибутику? Раскройте значение основных общинных символов.
Фиксированную атрибутику имеет. Это ромб с косым крестом, что означает символ упорядоченного пространства. Это означает, что мы стараемся воссоздать порядок, порядок во всём. Ромб - это связь с Матерью-землёй. Косой крест -это символ защиты земли, родовой традиции в нашем понимании. И конёк дома, означающий гостеприимство.
Один из наших негласных принципов - это дружелюбие. Если рассматривать значение «конька» более глубинно, то можно сказать, что под нашей крышей собираются все боги и богини белого рода.
Мы уважаем родовую традицию всего нашего родового древа.
По Вашему мнению, какова перспектива у славянского язычества (самый страшный и самый радужный прогнозы)?
По жизни я больше оптимист. Уверен, в недалеком будущем мы обязательно придём к созданию родовых общин в глобальном масштабе. Я очень рад, что поднимаются вопросы, о которых даже лет пять назад мало кто говорил. Процесс идёт. И мне хочется, чтобы славяне возвращались к исконному мировоззрению. Наша надежда - это дети, рождаемые в семьях родноверов, славян, идущих путём родовой традиции, которые будут получать правильное воспитание, жить в родовом поселении или общине. Всё это уже наша реальность.
Беседовал Роман Шиженский
129