БЕРБЕРОВ Петр Алексеевич
Руководитель проекта электронно-библиотечной системы Znanium.com Научно-издательский центр ИНФРА-М ^ petr.berberov@gmail.com, berberov_pa@infra-m.ru
Интервью с руководителем проекта ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Znanium.com (НИЦ ИНФРА-М) БЕРБЕРОВЫМ Петром Алексеевичем
НППиР: Как и почему возникла идея создания собственной электронно-библиотечной системы?
П. Берберов: Для крупного и успешного издателя, которым является ИНФРА-М, создание своей электронно-библиотечной системы (ЭБС) было закономерным шагом. Во всем мире происходит переход информации в новое пространство - цифровое. Таким образом, не сделать этот шаг можно было только в случае, если компания не предполагала бы дальнейшего развития. Но при этом нельзя забывать, что сама по себе система - это не более чем новый вид инструмента, который предоставляет читателям информацию в цифровом виде. Более важный аспект, на мой взгляд - позиционирования своего ресурса, возможность многовекторного его использования.
НППиР: Как вы относитесь к появлению ЭБС на образовательном пространстве в целом?
П.Берберов: Как руководитель проекта одной из крупнейших ЭБС в нашей стране я должен, вероятно, безоговорочно поддерживать появление проекта такого формата. Но не все так просто и однозначно. Первый пласт впечатлений - ЭБС разрушили «инерцию» бумажного формата. От экзотики разговоров о тотальном переходе к «цифре», о смерти традиционного печатного издания мы перешли к реальному использованию нового цифрового продукта.
Но эта трансформация произошла не в сознании преподавателей и студентов. Процесс был «подарен» со стороны в виде законов и нормативных актов. Можно было сделать это по-другому? Вероятно можно, но это заняло бы гораздо
Интервью с руководителем проекта электронно-библиотечной системы Znanium.com .
более значительный период времени. Мы совершили некий принудительный технологический скачок. Но у многих участников образовательного процесса есть ощущение чужеродности такого скачка. В этом заложена основная проблема проекта ЭБС в России. И мы только сейчас начинаем ее преодолевать посредством нормальной планомерной работы - созданием достойного ресурса.
НППиР: Как вы относитесь к другим проектам ЭБС в России?
П. Берберов: Все просто. Если речь идет только о собирании чужих информационных ресурсов в какой-то оболочке, то это для меня не очень интересно, а главное не так важно для образовательного пространства. А вот в проектах, в которых гибко сочетается агрегация с созданием нового контента, - вижу будущее. Всем, кто создает новую информацию: учебную литературу в различных форматах, обучающие программы и пр. - желаю удачи. Такое развитие помогает всем участникам образовательного рынка, создает необходимое поступательное движение в образовательном пространстве.
НППиР: Что выделяет проект ЭБС Znanium.com из ряда других подобных проектов?
П. Берберов: В нашем проекте технологии не самоцель. Это не простое перемещение контента, не игра в «пятнашки». Главная задача - продолжать создавать учебную литературу. Новый инструмент помогает это делать на современном уровне с большей эффективностью. Фонд нашей ЭБС постоянно пополняется новым авторским контентом, который создается в группе компаний ИНФРА-М. Это костяк издательств, который уже давно и успешно на образовательном рынке делает свою работу: создает новую учебную и научную литературу. Это один из основных факторов успеха.
Электронная библиотека ZNANIUM.COM содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса.
Фонд библиотеки формируется с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, УМК, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения.
Для электронных версий печатных изданий сохранена первоначальная вёрстка.
# 3 (15), май-июнь 2013
45
ИНТЕРВЬЮ
• Расширенный поиск документов по метаданным и навигация по Каталогу
• Постраничная навигация по документу
• Быстрый переход к оглавлению книги
• Автоматическая «закладка» и последующий возврат к странице, на которой было прервано чтение
• Масштабирование и поворот страницы
• Создание виртуальных «книжных полок» читателя
• Сохранение именованых закладок
• Получение копий отдельных страниц текста в PDF (не более 10% от объёма документа)
• Сохранение истории обращений к страницам для каждого пользователя
• Просмотр и выгрузка дополнительных материалов (приложений) к книге
• Создание списков рекомендованной литературы для студентов (сервис преподавателя)
• Просмотр и выгрузка статистики использования ЭБС пользователями Абонента (сервис библиотекаря)
• Администрирование пользователей в ЭБС (сервис библиотекаря)
НППиР: Что является основной целью проекта Znanium.com в вашем понимании?
П. Берберов: Нахождение сбалансированной формы работы, при которой будут эффективно и комфортно взаимодействовать пользователи (преподаватели, студенты) с разработчиками (издатели). Такая точка равновесия уже существовала в отношении традиционного книгоиздания. Но с появлением цифровых технологий баланс, на мой взгляд, был нарушен. Появившиеся перспективы открыли много новых вопросов. О защите прав авторов, о степени доступности контента и многие другие. Вторая по значимости цель - найти баланс между интересами и задачами издателей.
НППиР: Что является основой в работе с пользователями?
П. Берберов: Максимальная открытость ресурса. Всю литературу, размещенную в ЭБС, пользователь должен видеть в каталоге ресурса, через все поисковые инструменты системы. Понятные и простые сервисы. Освоение ЭБС не должно превращаться в отдельный род занятий для пользователя. Если говорить в целом о вузах, то это комплексный подход: интеграция на уровне информационной системы, сайта вуза и привлечение учебного контента вуза на платформу нашей ЭБС. И самое главное - издание новой учебной литературы совместно с преподавателями вуза.
НППиР: Как бы Вы оценили ситуацию на рынке электронно-библиотечных систем в России?
П. Берберов: ЭБС стали реальностью нашего образования. Основные потребители учебной информации (вузы, библиотеки) достаточно быстро и уверенно перешли от стадии знакомства с новыми информационными ресурсами до четкой формулировки своих требований в отношении ЭБС. Выбор той или иной ЭБС стал осознанным, направленным на анализ предоставляемого контента и сервисов.
Разработчики отчетливо понимают, что ЭБС должна быть больше, чем просто точка доступа к контенту. При большой внешней конкуренции ресурсов остается проблема нового «свежего» образовательного контента. Эту проблему могут решать только опытные участники рынка - издательства, которые уже успешно выполняли подобную работу в сфере образования.