Научная статья на тему 'ИНТЕРВЬЮ С ФОТОГРАФОМ ДИКОЙ ПРИРОДЫ МИХАИЛОМ КОРОСТЫЛЕВЫМ'

ИНТЕРВЬЮ С ФОТОГРАФОМ ДИКОЙ ПРИРОДЫ МИХАИЛОМ КОРОСТЫЛЕВЫМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотография / животные / дикая природа / экотуризм

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александр Копытин, Михаил Коростелев

Опытный фотограф и путешественник, Михаил Коростелев делится в этом интервью тем, какое значение для него имеет фотографирование диких животных, как занятия фотографией повлияли на его восприятие мира природы, и какую роль фотография играет в движении в защиту прав животных, экологическом движении в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРВЬЮ С ФОТОГРАФОМ ДИКОЙ ПРИРОДЫ МИХАИЛОМ КОРОСТЫЛЕВЫМ»

DOI 10.24412/2713-1831-2023-2-87-93

ИНТЕРВЬЮ с фотографом дикой природы

мИХАИЛом КоРоСТЕЛЕВЫм

Аннотация. Опытный фотограф и путешественник, Михаил Коростелев делится в этом интервью тем, какое значение для него имеет фотографирование диких животных, как занятия фотографией повлияли на его восприятие мира природы, и какую роль фотография играет в движении в защиту прав животных, экологическом движении в целом.

Ключевые слова: фотография, животные, дикая природа, экотуризм.

Краткая справка об интервьюируемом:

Михаил Коростелев — фотограф и путешественник, уже многие годы занимается «охотой» за уникальными кадрами из дикой природы, специализируется на фотографировании диких животных. Особый интерес у него вызывает подводная фотосъёмка. Работы Михаила не раз выигрывали международные конкурсы, в частности, в 2022 году он был признан фотографом года по версии конкурса GDT (European Photographer of the Year). Основатель проекта путешествий Team Trip. Экологический активист, защитник прав животных.

Александр Копытин (А.К.): Пропагандируя экологические ценности, наш журнал придаёт важное значение искусству, в частности, искусству фотографии. Не могли бы Вы рассказать, когда и почему Вы начали фотографировать дикую природу? Какие изменения происходили с годами в процессе Ваших занятий фотографией дикой природы?

Михаил Коростелев (М.К.): Всю свою жизнь я очень любил животных и природу. Но уже в зрелом возрасте в 31 год я увлёкся фотографией дикой природы, причём сразу подводной. На меня повлияли увиденные подводные работы Стива Блума, Александра Сафонова и не подводные проекты Игоря Петровича Шпиленка и Дмитрия Шпиленка.

С годами я научился не зацикливаться на результате, а получать больше удовольствия от процесса. При этом результаты стали даже лучше. Но перфекционистом я был всегда. Мне хотелось снимать так, как не снимал до меня никто другой и выигрывать самые престижные фотоконкурсы дикой природы.

А.К.: Какое место в Вашем творчестве занимает фотография диких животных и их отношений с человеком? С чем это связано?

М.К.: Для меня взаимоотношения животных и человека очень важны. Я очень болезненно отношусь к содержанию китообразных в неволе, к охоте, к циркам с животными, к уничтожению ареалов обитания животных.

Фото 1. Кашалоты. Кормление детёныша молоком. Индийский океан

Фото 2. Скалы мобулы. Тихий океан. Мексика

А.К.: Полагаю, что фотографирование животных позволило Вам в чём-то по-новому увидеть и осознать их место в жизни человека, в Вашей судьбе Какой новый опыт восприятия мира животных, познания их характера и их отношений с человеком Вы смогли получить, занимаясь фотографией?

М.К.: Главное, что я понял — это то, что у многих животных незаслуженно очень плохая репутация. Оказалось, что если не беспокоить их, наблюдать аккуратно и с уважением, не забывать, что ты у них в гостях, тогда они не проявляют агрессии, не нападают, и ты включаешься в их среду, в их мир. Благодаря этому у меня и получается снимать под водой бегемотов, крокодилов, медведей и акул.

А.К.: Какие виды животных, в частности, обитающих в воде, возможно, представляют для Вас особый интерес, и почему?

М.К.: В первую очередь те, которых пока никто или практически никто не снимал.

Медведи, бегемоты, моржи. Мне интересно экспериментировать, находить с ними общий язык, аккуратно вливаться в их среду обитания.

А.К.: Как Вам удаётся находить общий язык с животными? Возникало ли у Вас порой ощущение, что животные входят с Вами в контакт, своеобразный диалог, и Вас понимают? Можете ли привести примеры?

М.К.: Именно контактов я всегда и жду, когда встречаюсь с китами в океане. Иногда животные не хотят общаться, часто просто проходят мимо. Иногда мимолётно посмотрят глаза в глаза. Но бывают и длительные взаимодействия. Порой это просто игра. Но однажды был суперконтакт. Я общался с кашалотом минут 10, как вдруг он увидел пластиковый пакет в воде. Кит подобрал пакет челюстью, принёс его мне и оставил, как бы намекая, что это люди мусорят в океане, и киты страдают от этого пластикового мусора. Я забрал пакет на радость кашалота, и тот взмахнул хвостом и уплыл вдаль.

Фото 4. Индийский слон. Андаманские Острова. Индия Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2023, Том 4, № 2. ISSN 2713-1831

А.К.: Возникало ли у Вас порой ощущение родства, особой близости с дикими животными, словно они могут нам что-то рассказать, а мы тоже можем им что-то поведать?

М.К.: Конечно. Животные нас могут многому научить. Например, у китообразных очень прочные семейные связи. Они очень эмоциональны. Они получают удовольствие от жизни и простых вещей и умеют находить гармонию с природой, не разрушая её. Они не паразитируют, как мы, на нашей планете.

А.К.: Есть ли у нас что-то общее с животными, и если есть, то что? Можете пояснить это на примере общения с конкретными видами животных?

И мы, и они имеем семьи. Пусть и разной структуры. Например, косатки имеют матриархальные семьи. Самцы не участвуют в воспитании детей, зато все дети всегда остаются в семье, и старшие самки («бабушки») участвуют в воспитании. У кашалотов

примерно так же, но самцы, когда вырастают, уходят в дальние странствия. У дельфинов ещё более сложные семьи с кучей ролей — от разведчиков до воспитателей детских садов.

А.К.: Вы не только занимаетесь фотографией дикой природы, но и являетесь основателем проекта путешествий в дикую природу Team Trip и проекта по наблюдению и исследованию китов Whale Watching Russia. Что спод-вигло Вас инициировать эти проекты?

М.К.: В первую очередь — это возможность путешествовать, открывать и разведывать новые интересные локации, превратив свою жизнь в одно большое путешествие. Но ещё более важный фактор — люди; возможность знакомиться с новыми интересным людьми, открывать людям мир дикой природы и понимать, что, если бы не я, многие бы никогда не рискнули бы приоткрыть для себя эту дверь.

/

■V ******

, л* ' f. Wjv -V v .'

Фото 5. Американский гребнистый крокодил. Мексика. Карибское море © Экопоэзис, 2023 Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2023, Том 4, № 2. ISSN 2713-1831

А.К.: Какое значение, на Ваш взгляд, имеет экотуризм? Какие задачи, не только коммерческие, но и общественные, экологические, он решает?

М.К.: Экотуризм очень важен. Он является конкурентом потребительскому туризму, когда люди вытаптывают места до неузнаваемости. Животные постепенно покидают такие места, потому что чувствуют себя здесь некомфортно. Экотуризм — это ответственный туризм, который принимает во внимание интересы не только людей, но и животных. Экотуризм просвещает и меняет отношение людей к дикой природе и к пониманию своего места в природе.

А.К.: Вы признались, что очень болезненно относитесь к содержанию китообразных в неволе, к охоте, к циркам с животными, к уничтожению ареалов обитания животных. Что Вы делаете для того, чтобы повлиять на подобную практику; каким образом Вы участвуете в движении за права животных, экологическом движении?

М.К.: Не могу сказать, что я в этом активно участвую. Моё участие в первую очередь состоит в том, чтобы показывать через мои путешествия и фотографии людям нашу природу и учить бережно к ней относиться.

По мере сил я, как и многие другие, участвовал в борьбе за выпуск косаток и белух из китовой тюрьмы в 2018-2019 годах. Огромную роль тогда сыграла организация «Эковахта Сахалина», которую, к сожалению, недавно признали иноагентом. К сожалению, все экологические организации сейчас уничтожены в России. WWF, Greanpeace. Ведь они мешают бизнесу уничтожать природу.

А.К.: Означает ли это, что в нашей стране не осталось организаций, которые вели бы столь важную работу по защите природы от бизнеса, защищали права животных? Какие общественные движения, силы, на Ваш взгляд, уже играют или могли бы сыграть свою роль в этом деле в будущем?

М.К.: Организаций не осталось, но остались люди, которые в них работали. И многие из них будут продолжать защищать природу.

Ссылка для цитирования

А.К.: Большое спасибо. Интервью взял:

Копытин Александр Иванович

доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург, РФ)

Копытин А. И. Интервью с фотографом дикой природы Михаилом Коростелевым // Экопоэзис: экогуманитар-ные теория и практика. — 2023. — T. 4, № 2. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введён в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Kopytin A. Interview with wildlife photographer Mikhail Korostelev // Ecopoiesis: Eco-Human "tteory and Practice. — 2023. — Vol.4, No. 2. — URL: http://ecopoiesis.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.