COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2018. V. ИНТЕРВЬЮ
ИНТЕРВЬЮ С ДРЕВЛЕСЛАВОМ (ДМИТРИЕМ ОЛЕГОВИЧЕМ НОВОСЕЛЬЦЕВЫМ) Апрель - май 2018 г. Нижний Новгород - Самара
Биография, присланная респондентом
Новосельцев Дмитрий Олегович, дата рождения - 9 мая 1989 г. Родился в Калининградской области, в семье военнослужащих. Окончил СФ МГПУ по специальности «юрист». По профессии не пошёл работать, так как не могу обманывать и судить людей. На данный момент тружусь в нескольких мастерских. Люблю ручной труд и честный заработок в производстве. Осваиваю разного рода ремёсла. Резчик по дереву, сварщик 4-го разряда, ювелир, мотомеханик. С детства любил историю и, возможно, поэтому судьба свела меня с плотным изучением русско-славянской традиции и истории своего народа в широком спектре.
Что такое «язычество» в Вашем понимании?
Здесь я буду использовать почву сухого научного подхода, политую потом собственного опыта. Моё понимание язычества упирается в саму суть понятия. Само понятие «язычество» есть только в авраамических религиях, где им обозначают все «иные» народы. На данный момент понятие этого слова трансформировалось, и сейчас им называют все политеистические (народные) религии. Само слово состоит из «язык», что обозначало «народ», народная вера. Наши же предки самоназвания своей веры (бренда) в дохристианские времена не имели, так как «язычество» не нуждалось в «насаждении» другим народам.
В моём понимании, язычество - это сложная религиозная система, основанная на естественных принципах, целью которой является осознание вечного и бренного, а так же отказ от иллюзорного восприятия окружающего мира. Также язычество - это определённая философия, основанная на реальном положении вещей, по принципу «здесь и сейчас». Для достижения этих целей необходимо соблюдать нравственный закон, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием, а так же совершать духовную работу - служение.
Когда, по Вашему мнению, началось возрождение язычества?
Оно началось в XXI веке. Настоящее возрождение язычества началось буквально 5 лет назад, когда многие «наигравшиеся» в бредни неоязыческих оккультистов-эзотериков стали измышлять язычество критически и впервые создали тонкую прослойку настоящих исследователей, живущих во имя традиции.
Измышлять - то есть придумывать?
Тут всё зависит от того, какую сторону занимает наблюдающий. Так, к примеру, есть прекрасные научные материалы об исследованиях язычества славян, но даже их многие антиязычники игнорируют. Это достаточно модное явление, но зачастую оно является зеркальной стороной крайнего долбославия, так как аналогично уводит человека от истины. Поэтому, после написания первой части данного интервью, мною был опубликован черновик традиционной космогонии, которую оценили некоторые доктора исторических наук, так и не предложив актуальной и серьёзной критики. Это и есть наше «измышление» всего пройденного нами пути. Этот путь когда-то начали «родноверы», из которых мы когда-то вышли, но они не прошли свой путь и он увёл их в откровенное мракобесие и эзотерику. Мы же подошли к вопросу наиболее критично и очистили всю концепцию как раз таки от
«выдумок», получив очень невзрачную картину, нуждающуюся в качественных духовно-научных исследованиях. Так, к примеру, от нашего Союза общин «Волжский Рубеж» выходят прекрасные исторические и практические описания праздников и обрядов, основанные сугубо на академических и этнографических исследованиях. Если можно назвать академические источники выдумками, то думаю, что так можно назвать всё в этом мире, а значит, мы ничего не теряем. Однако, конечно, было бы нечестно сказать, что мы не опираемся на собственный духовный опыт и не привносим современного в древнее. Но именно это описано в наших целях - ответить на вопросы современного человека с позиции былого опыта предков. Ответить на вопросы как жить с этим опытом сейчас в нашем мире.
Упомянутая «тонкая прослойка настоящих исследователей, живущих во имя традиции» - кем она представлена?
Эта тонкая прослойка представлена скептиками и исследователями, которые критично относятся ко всей получаемой информации. Не фанатиками, не маргиналами, способными лишь приукрашать и идеализировать, но людьми, которые ищут истину (правду) и на её основе создают движение.
Теперь поясните по поводу традиции. Традиций - самых разных - много. О какой традиции говорите Вы?
Мы говорим о русско-славянской традиции во всём её разнообразии, также захватывая частично традиции самых ближних наших соседей, с судьбами которых мы тесно связаны.
В какой религиозной общине Вы состоите (название религиозной организации, её численность, социальный и возрастной состав)?
Община «Боярга», Самара. Численность общины небольшая - около 10-15 человек. Возрастной состав от 15 до 40 лет.
Когда она была организована и кто был инициатором её создания?
Община была создана 13 декабря 2008 г. в городе Самара, на общем собрании её членов. Инициировал её создание именно я.
Связана ли Ваша община с какими-то другими языческими организациями в Европе?
В Европе у нас нет друзей и даже нет знакомых.
Какие события повлияли на становление современного состояния язычества?
На современное состояние язычества повлияли люди, которые смогли перейти от иллюзий к реальности. Люди, которые смогли понять, что современное неоязычество (родноверие) - искусственно созданный бизнес-проект, не способный дать людям ответы на жизненно важные вопросы. Эти люди стали объединяться в содружестве «Волжский Рубеж», для того чтобы создать официальную религиозную организацию, изучить вероучение не только академически, но и практически.
Существует ли в Вашей общине иерархическая лестница (глава, верховный волхв, старейшина, князь, воевода и т. п.)? Если существует, то каковы основные функции «выборных» членов общины?
Существует старшина (большак) - он же выполняет сейчас функции жреца. Ниже жреца находятся сподвижники, которые проходят обучение. Ниже по лестнице простые люди, общинники, которые просто участвуют в жизни общины и берут от неё то, что им необходимо. Вся система для людей совершенно бесплатна, то есть за деньги в нашей общине купить какие-либо духовные или просветительские услуги нельзя. Проповедование и привлечение людей строго запрещено. Это обусловлено тем, что наш путь - это служение, а не бизнес. Мы своим жизненным примером должны привлекать людей, а не рекламой и болтовнёй.
Откуда берутся те знания, которые черпают от жреца сподвижники и общинники? Это результат интеллектуальной и духовной деятельности большака? Он является непосредственным источником знаний для остальных?
Внутри каждой организации (любой в принципе) есть внутренний круг (совет). У нас также есть внутренний круг, в коем мы все наши мероприятия, идеи и опыт обсуждаем, делимся источниками, разрабатываем что-то. У нас даже есть собственная СЯМ-система, где мы получаем задачи от избираемого раз в 3 года руководителя. Непосредственные источники знаний мы черпаем из истории, этнографии, археологии и т. д. Мы всеми ими делимся на наших ресурсах, обязательно указывая эти самые источники (научные труды, записи и т. д.). Духовная деятельность ведётся у всех, и все мы друг с другом делимся её плодами во внутреннем круге.
Расскажите о религиозном учении Вашей общины.
Учение непосредственно нашей общины называется «Учением Истока». Учение очень сложное, но описать его можно кратко - это отказ от неблагой деятельности, постоянное самосовершенствование ради облегчения осознания себя частью Всеотца - Рода. То есть стремление к Всеотцу, к осознанному созерцанию его самосиянного света.
Раскройте представления об этапах становления мироздания (происхождения Вселенной, богов, людей и т. д.).
Мы пользуемся исконной традиционной дуалистической космогонической системой, восходящей к общеазиатскому семейству мифов о нырянии птиц (в печати версии этого мифа обозначаются как МНП1, МНП2), описанному соборно в более чем трёхстах фольклорных источниках.
Каким указателем мифологических мотивов Вы пользуетесь?
Ю. Е. Берёзкин, Е. Н. Дувакин. «Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог».
Расскажите об основных божествах (духах, демонах, силах), их функциях.
Верховный Всеотец (Род), Великая Мать (первоприрода). Божества второго порядка: Сварог (созидание), Перун (сохранение), Велес (растворение, богатство), Мокошь (судьба), Марена (смерть), Дажьбог (податель благ), Стрибог (опустошитель), Хорс (движущий солнце), Ярило (бог плодородия) и прочие. Существует и мир духов.
Есть ли у вас священные места (рощи, озера, холмы, родники и т. п.)?
Да - это святилища, заповедники, горы, озёра. Синие озёра в Кисловодске Самарской области, горная гряда Жигули, некоторые исторические городища в горах Самары.
Назовите основные и второстепенные праздники, их функции, значение.
Могу лишь отправить к научной литературе - слишком обширная тема.... Но скажу, что главными праздниками являются два равноденствия и два солнцеворота.
Перечислите и охарактеризуйте наиболее значимые обряды.
Самым значимым обрядом для человека является вхождение в общину. Человек проходит обряд очищения и получает новое имя. Если человек решил встать на путь служения богам, то он принимается во внутренний ряд учеников и начинает своё обучение в общине. После обучения человек экзаменуется на предмет знания традиций, обрядов и прочих навыков, обязательных к допуску на жречествование. На данный момент идёт детальное формирование института священнослужителей и в организации нет действующих жрецов-большаков, так как не закончена система. Она будет опубликована и принята в нынешнем году.
Может ли человек поклоняться славянским языческим богам не получая нового имени? Для чего нужно получать новое имя?
Конечно, может. Это личное дело каждого. Так, родители могут дать вам имя совершенно чуждое вам, к примеру, в честь христианского святого, если они православные. А вот человек не согласен с этим именем и ему хочется, что бы родные боги знали его под родным именем, с которым ему будет проще обращаться к богам. Если человек этого сам не желает - никто не настаивает. Более того - этот обряд проводится только с личного пожелания самого человека. Также получение нового имени может служить некой инициацией на духовном пути. Точно так же поступают и православные христиане, когда на
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2018. V. ИНТЕРВЬЮ
8-й день крестят ребёнка в честь святого, в день (в период) празднования памяти которого родился. У нас отдалённо примерно такая же система.
Перечислите и охарактеризуйте основные источники (священные тексты) используемые в Вашей общине.
Мы используем исторические источники, летописные записи, былины и песни славянских народов.
Есть ли в Вашей общине свой календарь?
Наш календарь общий для всей организации «Волжский Рубеж». На данный момент собраны более полные исторические данные о праздниках и календарь реконструируется.
Каковы взаимоотношения между общиной и «Волжским Рубежом»? В каких вопросах община самостоятельна, а в каких должна соблюдать некую корпоративную солидарность? И зачем отдельным общинам нужно объединяться в какую-то организацию?
Отношения общины и организации очень близкие. Глава общины, как правило, входит в состав совета, подписав особое соглашение, устав и ознакомившись с целями и правилами. Община самостоятельна в вопросах внутреннего порядка, традиций. В остальном мы действуем едино. Зачем рукам и ногам нужно туловище, а туловищу голова? Всё это нужно для того, что бы получился единый организм, единая организация, которая во множестве своём выполняет определённую цель. Зачем России нужен Крым? Это прекрасная стратегическая точка со своими плюсами, которые, думаю, нет смысла уточнять. А зачем Крыму Россия? Для того чтобы развиваться, получать защиту, поддержку и прочие блага. Так отдельная община получает доступ к неплохой базе данных, опыту многих общин, поддержке со стороны целой организации. У нас достаточно глобальные цели, к примеру, стать официальной религиозной организацией, а это значит, что мы сможем также оказывать не только духовно-научную, но и правовую поддержку общинам. Это могут быть и похороны через кремацию по канонам традиции и проведение официальных религиозных обрядов. Для этого мы все объединяемся в одну организацию, преследуя исключительно бескорыстные, альтруистические цели, направленные не на получение прибыли, а наоборот, на развитие и доподлинное изучение славянского язычества.
Имеет ли община свою символику, атрибутику? Раскройте значение основных общинных символов.
Наша община «Боярга» имеет в своей атрибутике символ «лапа волка, вписанная в круг». Но на самом деле это не совсем лапа, так как на эмблеме изображены ромбик -символ земли и три палочки у верхнего края - символ трёх божеств (Перуна, Сварога и Велеса). Круг символизирует храм, святилище.
На Ваш взгляд, какая перспектива у славянского язычества?
Перспективы однозначно есть, но они ничтожно малы. Это обусловлено существованием параллельно с традиционными славянскими язычниками ещё и родноверов-сектантов. Отличие родноверов от традиционных язычников такое же, как и отличие родноверов от более запущенной радикальной секты - инглингов. Само родноверие сильно дискредитирует возрождение язычества, затрудняет его рост, затмевает своим «туманом» солнце, взошедшее над молодыми всходами. Но, тем не менее, многие современные язычники уже проросли выше этого «чада кутежа» и увидели солнце. Теперь их очень сложно сбить с пути, но им всё так же тяжело убедить остальных в том, что язычество - это не политика, что язычество - это религия мира, а не вражды, что нет у нас врагов вокруг, кроме нас самих. Нам нужно выйти на качественно новый уровень взаимодействия с обществом и с государством. Нам необходимо наладить адекватное общение со всеми конфессиями в русле взаимопомощи и поддержки. Тогда и только тогда у нас будет будущее.
Беседовали Екатерина Суровегина и Андрей Бесков