Рефлексия на себя и других
О ЖИЗНИ И О СЕБЕ
Валерия Мухина
ИНТЕРВЬЮ С АНАТОЛИЕМ СЕРГЕЕВИЧЕМ АРСЕНЬЕВЫМ
1. Кто был Вашим значимым учителем?
Получилось так, что у меня какого-то одного значимого для меня учителя не было. Я всегда с большой теплотой вспоминаю свою 635-ю московскую школу, которую я окончил накануне войны, 21 июня 1941 года. Вспоминаю наших учителей, которые всегда относились к нам с большим уважением, вспоминаю, как много было у нас возможностей для творчества, для занятий спортом. Времени не хватало, все было интересно. А какая активная жизнь была в классе! Мы постоянно были чем-то увлечены, выпускали школьные газеты и даже сочинили оперу (один мой
а< с. Арсеньев 0
талантливый однокашник учился одновременно в Гнесинском училище), где я с большим энтузиазмом пел в сцене «Хор двоечников», хотя класс был очень сильный, да и я закончил школу на «отлично».
Моими учителями были книги. Я ведь в философии, можно сказать, самоучка. Сначала окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, но
Толе Арсеньеву 17 лет. Началась война, 11 августа 1941 г.
по специальности не работал, а заинтересовался философией и поступил в аспирантуру на кафедру философии Московского экономического института.
В аспирантуре моим руководителем был назначен доктор философских наук Степан Петрович Батищев. Мне дали тему «Основы коммунистической морали». После моего доклада на кафедре о том, что не может быть коммунистической морали, Степан Петрович отказался от руководства.
Тогда я задумал писать о космогонии, поскольку участвовал в семинарах Отто Юльевича Шмидта. Он был исключительно интересный человек. Тема моей диссертации звучала так: «Теоретическое значение космогонических идей Канта и Лапласа». Диссертацию написал и защитил без научного руководителя.
2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?
Как и в молодости, я продолжаю жить с чувством, что все самое интересное может быть еще впереди. Жизнью я не очень удовлетворен. Вернее, не удовлетворен
«Я» и «Я»
Стоя на облаках, держу Стою, как все человеки,
весь земной шар опираясь на морское дно
собой - понимаю, как много времени потеряно. Жалею, что не удалось выучить иностранные языки.
Сейчас, к концу своей трудовой жизни, я набираюсь тех философских знаний, которые были недоступны прежде. Что касается карьеры, то она меня никогда не интересовала. Я считал себя свободным. Только энергия Валерии Сергеевны Мухиной смогла сподвиг-нуть меня на защиту докторской.
В своей жизни я поменял 15 учреждений. Мои идеи, как правило, не вписывались в обязательные, поэтому и я уходил, и меня «уходили».
3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?
Какой трудный вопрос! Состояние моей души определяется перипетиями моей биографии. Я многое недовыполнил. Мое творческое акме пришлось на глухие 1950-1960-е годы. Сейчас надо бы многое завершить, но сил уже не хватает. Я в своей жизни читал много спецкурсов в разных вузах. Много было с этим всяких приключений, аудитории разные. До сих пор мне звонят и приходят ко мне некоторые мои слушатели. Делимся новостями, обсуждаем философские проблемы. Такая вот пестрота! Философия - это знание о всеобщем. Что-то удалось увидеть. В сознании начала складываться некая целостность. Это позволяет мне самоопределяться как философу. Я увлекся антропогенезом. Что собой представляет человек? Мне кажется, я стал приближаться к пониманию.
4. Ваши планы на будущее?
Личные...
Мне много лет, и у меня не так много сил. Хорошо бы прочитать курс об антропогенезе. Сейчас я постоянно думаю, читаю, набираю материал и не могу остановиться. Освоил интернет, нахожу много интересной информации, которая укладывается в мои представления об антропогенезе, надо сказать, далеко не ординарные. И, конечно же, Россия. Пишу пока заметки, свои размышления, хочу написать большую работу о России, но и медлю, когда представляю, какую глыбу надо будет поднимать...
Фото 4. Семидесятилетний философ выступает перед аудиторией
Фото 5. На даче с семьей в Тверской Фото 6. С женой Витой в «святая
области святых» - рабочем кабинете
В семье...
Специфически личных планов в семье нет. Для моих лет я счастливый человек. Я живу в семье. Семейные радости и горести переживаем вместе. Есть о чем поговорить, что обсудить, ведь Вита Барцалки-на, моя жена, - психолог. Дом наш открытый, гостеприимный, много друзей. Летом уезжаем на дачу в Тверскую область, на берег Волги. Это просто другая планета! Каждый раз я словно в детство возвращаюсь. Всю жизнь меня привлекала природа, я чувствовал какое-то особое с ней сродство. Даже большее, чем с людьми.
5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?
Мой отец был инженером, мама - домашней хозяйкой. Маленьким любил ходить с отцом смотреть на паровозы, они мне казались очень красивыми и живыми. А летом с родителями уезжал отдыхать в село Дють-ково, под Звенигород. Очень нравилось мне это место.
Дед мой был гранильщиком и гравером. Крепостной, отпущенный в Москву на оброк. Он платил оброк барину. Фамилия моя произошла от имени деда. Деда звали Арсений Павлович. После отмены крепостного права дети его стали Арсеньевы.
Я благодарен родителям - детство было у меня счастливым. Ну а потом война... В тяжелых условиях, после моего ранения на войне родители мне помогли получить высшее образование.
6. Ваше отношение к своим детям и внукам?
У меня есть дочь от первого брака и две внучки. Живут они сейчас в США. Дочь закончила факультет психологии МГУ, работает в Нью-Йорке психологом в
доме престарелых. Отношения очень хорошие. Бываем друг у друга в гостях.
7. В чем для Вас смысл жизни?
Хочу понять, что такое человек и что такое Россия. Это затрагивает широкую сферу. Во-первых, кто я такой? Проблема антропогенеза сложна. Вещное отчуждение, апофеоз которого - капитализм с господством рыночной экономики, на мой взгляд, последняя тотальная форма отчуждения человека. Человек современной западной цивилизации - это «инвалид-отчужденец на костылях научно-технического прогресса». Сегодня ему противостоит в мире только русский человек с его архетипом («русским духом» сказок). К сожалению, российское правительство принимает посильное участие в геноциде русского народа.
8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?
Это, прежде всего, любовь, честность. Врать нельзя, что думаешь, то говори. Человек должен быть искренним. Уважение и жалость к людям - главные добродетели. В каждом человеке есть ядро человеческое. В христианстве - каждый создан «по образу и подобию Божьему».
9. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением?
Здесь выбор плохого качества надо сделать по-христиански. Ложь. Дьявол - лжец и отец лжи. Статья А. И. Солженицына «Жить не по лжи» - это правильная идея. Ложь может быть незаметной даже для лгущего.
Анатолий Сергеевич вместе с дочерью Татьяной в Московском зоопарке
«Я» = «Я»? А. Арсеньев в конце II тысячелетия н.э. Рисунок с натуры А. Мелик-Пашаева
Не надо представлять себя тем, чем ты не являешься. Лжи сопутствует и отрицательная психоэнергетика.
10. Ваше любимое занятие?
Раньше и теперь - всегда: 1 - читать умные книги; 2 - общаться с природой и животными. Я любил с детства мир насекомых, например кузнечиков. Знал, какой по виду как стрекочет. Бабочками интересовался.
11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали?
Для себя...
Вернул бы себе 30-40 лет, которые прошли впустую. Если бы тогда...(!) Конечно, я хочу здоровья. Нездоровье не дает в полной мере чувствовать радость жизни. Тогда: открыл глаза и счастлив. И все готов сделать! Очистил бы себя от всякой хвори!
Для близких...
Чтобы они счастливо жили и любили друг друга.
Для своей деятельности...
Моя деятельность связана с Россией. Русская философия обращена к будущему, им мучается, его с нетерпением ждет, связывая его с духовной миссией России в Мире. Пусть это будущее состоится!