Научная статья на тему 'Интервью c Н. Н. Калитиной'

Интервью c Н. Н. Калитиной Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
341
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. Н. КАЛИТИНА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / КАРГЕР / ЛИСЕНКОВ / ЛЕВИНСОН-ЛЕССИНГ / N. N. KALITINA / SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY / HISTORY OF ART / KARGER / LISENKOV / LEVINSON-LESSING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярмош Анастасия Сергеевна, Калитина Нина Николаевна

Публикуемое интервью было взято у Н. Н. Калитиной за год до юбилея, когда настоящий сборник статей только задумывался. Вопросы и текст были подготовлены А. С. Ярмош, молодой коллегой Нины Николаевна по кафедре. Возможно, это и определило легкий стиль общения, которого придерживается Н. Н. Калитина, отвечая на вопросы. Вопросы эти разнообразны. Они касаются студенческих лет Нины Николаевны, ее учителей, ее работы в университете. Некоторые поднятые темы указывают на теплоту и любовь, с которой кафедра относится к Нине Николаевне. К примеру, здесь можно найти вопрос о знаковых встречах, просьбу о напутственном совете молодым исследователям, рассказ о мечтах. Ответы Нины Николаевны как всегда très français легкие, свежие, наполненные жизненной энергией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An interview with N. N. Kalitina

The publishing interview was given by N. N. Kalitina a year before the anniversary, when the present collection of academic papers was only an idea. The questions and the texthad been prepared by A. S. Yarmosh, a young colleague of Nina Nikolaevna. Perhaps this fact became decisive in choosing of an easy style of communication, which adheres N. N. Kalitina, answering the questions.In addition, the questions themselves are varied. They relate to Nina Nikolayevna'sstudent years, her teachers, her work at the university. Some of the raised topics point to the warmth and love with which the chair belongs to Nina Nikolayevna. For example, here you can find the question on the most important meetings, summing-board advice for young researchers, and the talk about dreams. The answers Nina Nikolayevnagives as always are trèsfrançais light, fresh, filled with vital energy.

Текст научной работы на тему «Интервью c Н. Н. Калитиной»

ПЕРЕКРЕСТОК ИСКУССТВ РОССИЯ—ЗАПАД. СПб., 2016.

ИНТЕРВЬЮ С Н. Н. КАЛИТИНОЙ

На вопросы, составленные кандидатом искусствоведения, старшим преподавателем СПбГУ Анастасией Сергеевной Ярмош, отвечает доктор искусствоведения, профессор СПбГУ Почетный профессор СПбГУ Нина Николаевна Калитина.

— Нина Николаевна, что привело Вас в Ленинградский государственный университет и определило Ваш выбор научного направления (темы)?

— В ЛГУ меня привели прежде всего традиции моей семьи: мой отец, Николай Николаевич Калитин, окончил физмат Петербургского университета в 1911-м году, позже на этом же факультете училась и моя мать, Глафира Никандровна (она начинала учебу еще на Высших женских бестужевских курсах, впоследствии влившихся в физмат), свое образование она завершила в 20-ые годы прошлого века. Мои родители много рассказывали мне об университете, и восторженное отношение к этому высшему учебному заведению закрепилось у меня с детства.

В 1937-м году мы с мамой стали постоянно проживать уже не в Павловске, где прошли мои детские годы, а в Ленинграде, на Тверской улице (я живу там и до сих пор), и я стала посещать кружки Эрмитажа. У нас сложился прекрасный детский коллектив, и многие ребята-эрмитажники стали впоследствии известными учеными. Мы не просто знакомились с богатейшим эрмитажным собранием, писали рефераты, выполняли задания, мы фантазировали на темы искусства, нам прививали любовь к чтению и начатки самостоятельного мышления.

Не могу не сказать еще и о том, что, хотя профессии моих родителей были далеки от искусства (они были геофизиками, метеорологами), в нашей домашней павловской библиотеке всегда имелись альбомы по изобразительному искусству, которые мой отец, часто ездивший заграницу, привозил из своих служебных поездок, особенно много по искусству Франции (Лувр, Люксембургский музей). Отец выписывал журнал «Иллюстрасьон». Так определилась и область моих научных интересов - Франция. В детстве меня обучали французскому языку, который я знала в совершенстве.

Стены нашей павловской квартиры украшали картины: папа копировал любимых русских художников-пейзажистов и немного писал сам (как любитель). Было и несколько живописных портретов с изображением самого Николая Николаевича. К сожалению, большая часть этого наследия погибла в войну.

— Кто из Ваших учителей (преподавателей ЛГУ) оказал влияние на Вас в годы учебы?

— Прежде всего, конечно, Михаил Константинович Каргер. Именно ему я обязана своим научным становлением. Его лекции были глубоки и одновременно артистичны, экскурсии с ним в Псков и Новгород запомнились на всю жизнь. Михаил Константинович отличался удивительным даром сказителя, он «входил» в образ легко и органично и завораживал слушателей.

Далее следует упомянуть Евгения Григорьевича Лисенкова, читавшего нам курс по истории гравюры. Случилось так, что к одному его исследованию я обратилась уже бук-8 © Н.Н. Калитина, А.С. Ярмош, 2016

вально в последние годы, когда готовила доклад «Гойя и Франция» для совместной российско-испанской научной конференции.

Хочется также сказать теплые слова о Владимире Францевиче Левинсон-Лессинге, преподававшем музейное дело. Искусствовед не мыслит свою деятельность без музея, проблемы анализа хранящегося в музее произведения, изучение музейных фондов, архивов, работа в библиотеке музея, вопросы атрибуции, выставочная и выездная экспозиционная политика - все эти моменты очень важны для будущего исследователя. Многие наши выпускники приходят работать в музеи, в их научно-просветительские отделы, трудятся в качестве гидов. Владимир Францевич любил музеи и сумел привить эту любовь нам, своим студентам.

— Что вдохновляет Вас в Вашей научной и педагогической деятельности?

Это очень хороший вопрос. Отвечу, что я, как преподаватель вуза, никогда не отделяла свою педагогическую деятельность от научной, стремясь заняться второй в ущерб первой. Я помнила, что мы, прежде всего, учим студентов, и наши научные интересы должны идти в русле учебного процесса. Конечно, они будут глубже и шире, и ни о какой «зашорен-ности» здесь не может быть и речи, но мы должны понимать: на первом месте - студент.

В моей деятельности меня вдохновляет любовь к избранному предмету, желание изучить его как можно глубже и «подать» как можно интересней.

— Расскажите о самых ярких и знаковых встречах в Вашей карьере.

— Таковыми были встречи со многими деятелями искусства и культуры во время моей годичной стажировки во Франции в 1960-м году. Мимолетные встречи с Марком Шагалом и Пабло Пикассо, посещение мастерских Жоржа Брака и Осипа Цадкина, знакомство с Зинаидой Серебряковой, Марсель Марке (вдовой художника Альбера Марке) и «барышнями Бенуа» (дочерьми только что тогда умершего Александра Бенуа). Морис Дрюон, Юрий Любимов, Вениамин Каверин бывали в нашей квартире на Тверской. Я была знакома с Луи Арагоном и Эльзой Триоле. В памяти сохранились и более ранние встречи с коллегами моего отца: Е. Федоровым, В. Шулейкиным, Н. Пушковым - конечно, прямого воздействия на меня как на искусствоведа эти люди не оказали, но это были ЛИЧНОСТИ, и в плане человеческом общение с ними дало очень много.

— Какие научные направления (темы) исследований Вы считаете актуальными для настоящего времени в области истории искусства (искусствоведения)?

— Я считаю перспективным изучение искусства отдельной страны в контексте мирового, решение специальных проблем в русле глобальных. Важно показать ту роль, которую играли национальные культуры в общем процессе развития. Я приветствую новые методики, хотя сама, безусловно, принадлежу к старой, «классической» школе искусствоведения, и считаю, что ту степень свободы и творческого поиска, которой достигло современное искусствознание, необходимо всячески поддерживать.

— Какой совет Вы можете дать молодым исследователям?

— Сейчас перед молодыми исследователями открывается масса возможностей: им доступны не только библиотеки и архивы, они пользуются Интернет-ресурсами, а главное - могут посетить музеи мира и увидеть произведения искусства, о которых пишут, в подлиннике. Надо стараться извлечь из этих встреч максимальную пользу - ведь искусствоведу очень важно увидеть вещи в оригинале, а не просто на репродукциях или на портале.

Много возможностей открывается и для поездок по своей стране, и порой в каких-то удаленных уголках удается сделать неожиданные открытия.

Но не стремитесь гнаться за сенсациями, искусствоведение - это прежде всего наука, а значит, должен быть кропотливый труд, вдумчивый анализ, советы научных руководителей.

Вам повезло: вы учитесь в СПбГУ - вузе, имеющем многолетние традиции и прекрасную искусствоведческую школу. Идя в ногу со временем, не отбрасывайте, тем не менее, достижения ваших предшественников как что-то устаревшее и неактуальное. Старайтесь подходить к трудам известных ученых-искусствоведов вдумчиво, серьезно и глубоко, и смотреть на них прежде всего как на достижения человеческой мысли, во многом имеющие вневременной характер.

Вам повезло вдвойне - вы проживаете постоянно, или оказались на время учебы, в Петербурге. Этот город сам по себе - музей и дает широчайший простор для творческих исследований. Даже если вы не сможете посетить другие города и страны за время учебы и в первые годы самостоятельной работы, впитывайте культурную ауру Петербурга, это вас многому научит.

Дерзайте, творите, прокладывайте новые пути - не бойтесь поспорить с авторитетами, оказаться непонятым, отстаивайте свою точку зрения и гордо несите звание универсанта.

— О чем Вы мечтаете?

— Я мечтаю о том, чтобы на Земле установилась гармония - мирное сосуществование государств, открытость границ, всеобщность научных достижений, новое качество человеческих отношений. Чтобы больше было на свете доброты, чтобы крепкими были семьи, здоровыми росли дети. Мои мечты уже не устремлены на меня саму - жизнь прожита, не побоюсь сказать, достойно, я мечтаю о счастье для других, и, прежде всего, конечно, для моих близких. Возможно, мечты мои покажутся кому-то утопичными, но - на то они и мечты ...

Я бы хотела, чтобы дело, которому я посвятила жизнь, жило и развивалось, и, хотя вопрос был о мечтах, я понимаю, что надо быть реалистом, - путь этот не будет гладким.

Но мои мечты неотделимы от веры - я верю в силу разума, ту силу, которая всегда вела меня по жизни и давала вдохновение и душевный покой, столь необходимые для творчества.

30.06.2015 Санкт-Петербург

Информация о статье

Автор: Калитина, Нина Николаевна — доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, СПбГУ, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; Ярмош, Анастасия Сергеевна — кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, СПбГУ, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; a.yarmosh@spbu.ru Название: Интервью с Н. Н. Калитиной

Резюме: Публикуемое интервью было взято у Н. Н. Калитиной за год до юбилея, когда настоящий сборник статей только задумывался. Вопросы и текст были подготовлены А. С. Ярмош, молодой коллегой Нины Николаевна по кафедре. Возможно, это и определило легкий стиль общения, которого придерживается Н. Н. Калитина, отвечая на вопросы. Вопросы эти разнообразны. Они касаются студенческих лет Нины Николаевны, ее учителей, ее работы в университете. Некоторые поднятые темы указывают на теплоту и любовь, с которой кафедра относится к Нине Николаевне. К примеру, здесь можно найти вопрос о знаковых встречах, просьбу о напутственном совете молодым исследователям, рассказ о мечтах. Ответы Нины Николаевны как всегда très français — легкие, свежие, наполненные жизненной энергией. 10

Ключевые слова: Н. Н. Калитина, Санкт-Петербургский государственный университет, история искусства, Каргер, Лисенков, Левинсон-Лессинг.

Information about the article

Author: Kalitina, Nina Nikolaevna — Doctor in Art History, Professor, Honorary Professor of Saint-

Petersburg State University; AnasatasiiaYarmosh — Ph. D., head lecturer. Saint-Petersburg State University;

a.yarmosh@spbu.ru

Title: An interview with N. N. Kalitina

Abstract: The publishing interview was given by N. N. Kalitina a year before the anniversary, when the present collection of academic papers was only an idea. The questions and the texthad been prepared by A. S. Yarmosh, a young colleague of Nina Nikolaevna. Perhaps this fact became decisive in choosing of an easy style of communication, which adheres N. N. Kalitina, answering the questions.In addition, the questions themselves are varied. They relate to Nina Nikolayevna'sstudent years, her teachers, her work at the university. Some of the raised topics point to the warmth and love with which the chair belongs to Nina Nikolayevna. For example, here you can find the question on the most important meetings, summing-board advice for young researchers, and the talk about dreams. The answers Nina Nikolayevnagives as always are tresfranjais - light, fresh, filled with vital energy.

Keywords: N. N. Kalitina, Saint-Petersburg State University, history of art, Karger, Lisenkov, Levinson-Lessing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.