Научная статья на тему 'Интервью c лесьяром (А. В. Агафоновым)'

Интервью c лесьяром (А. В. Агафоновым) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
419
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью c лесьяром (А. В. Агафоновым)»

ИНТЕРВЬЮ С ЛЕСЬЯРОМ (АЛЕКСЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ АГАФОНОВЫМ)

19-25 декабря 2018 г. Нижний Новгород - Москва

Биография, присланная респондентом

Родился 11 декабря 1973 года, в Москве. Родился, чтобы стать поэтом через отречение от ряда вещей, которые якобы «должен» пройти на жизненном пути любой «нормальный» человек. Ещё в детстве я понял, что нужно абстрагироваться от любой социальной, общественной системы ценностей, чтобы сохранить свое индивидуальное начало, а в 1984-86 годах жил в Индии, познавая мир иного рода, чем в СССР, много читая и впитывая в себя. Избрав для просвещения путь исключительно самообразования, ключевыми для себя почувствовал мировую историю и религиоведение, изучению которых посвящал много времени. В середине 90-х, ключевом этапе моего литературно-музыкального творческого пути раннего периода, шёл исключительно поперёк любых «модных» веяний, поставив во главу угла поэтику русского слова, историю верований и философию непререкаемой верности родной земле наших предков. На сегодняшний день, полностью абстрагировавшись от отечественной метал-сцены, я занимаюсь исключительно индивидуалистическим творчеством, основанным на личном взгляде на окружающий мир, историю Родины и плачевный путь человечества, грядущего в пропасть.

В какой семье ты рос, какое воспитание получил, какие идеалы тебе пытались привить?

Я вырос в московской интеллигентной семье, не богатой и не бедной. Жил в обычной хрущёвке на юго-западе, ходил в среднюю школу, но рвения к школьным знаниям, мягко говоря, не питал. Родители читать и писать меня обучили ещё до школы и отец заставлял меня постоянно быть с книгой. Помню, в семь лет он мне дал «Три товарища» Ремарка. Тогда, конечно, для меня это было дико. Но я благодарен родителям за то, что меня пристрастили к чтению с раннего детства, я бы не был тем, кем я есть, если бы не этот факт. Главный идеал, к которому меня приучили - это быть собою.

Какие предметы тебе нравились в школе?

История, география, литература. От остального меня тошнило.

Какое образование ты получил помимо школы?

В общей сложности у меня среднее образование и всё.

Когда ты стал заниматься музыкой? Твои музыкальные вкусы менялись на протяжении жизни?

Музыкой - 11 июня 1991 г. Менялись, конечно. Я был жутким меломаном и музыка в жизни у меня была на первом месте в течение многих лет, а комната забита кассетами.

ВиМегПу Temple - это первая твоя рок-группа? Расскажи, как и когда она появилась, что означает это название, каким представлялось творческое будущее членам группы?

Первая группа играла панк, вот как раз начиная с 1991 г., потом музыка плавно перетекла в дум-м^тал, а в 95-м она стала называться Butterfly Temple (ВТ). По сути это один и тот же коллектив, просто с новым названием. Название выбрано во время нумерологического ритуала, я тогда мистикой занимался и выпало вот такое название. По именам всех участников группы вычислил по книге слова. О будущем мы не думали, просто занимались тем, что любим.

Это была первая российская группа, которая начала систематически обращаться в своём творчестве к теме язычества?

По сути да, были какие-то идиотские группы, но их, я думаю, серьёзно воспринимать не стоит. Возможно, о каких-то я и не знаю. Я пришёл к этому в 95-м году - к языческому мировоззрению - и с тех пор стал воплощать его в творчестве.

Это ты так повлиял на творчество группы или другие её участники тоже искренне увлеклись язычеством?

Это была именно моя идея, но в итоге я не считаю, что другие участники искренне этим жили, это просто образ для них был, во многом это стало поводом для моего ухода из группы.

Почему название группы было англоязычным? И не было ли ощущения, что оно плохо гармонирует со славянской языческой направленностью группы?

Название перевели на английский, потому что играли тогда англоязычный дум. Ощущение было. Поэтому я свою группу «Невидь» назвал.

В каком году ты создал эту группу? Как родилось это название?

«Невидь» создал в 2004 г., сразу после ухода из ВТ. Название мне дала группа «Калинов Мост». В альбоме «Дарза» в одной из песен есть это слово и как-то мне ёкнуло ещё давно, что если я покину ВТ, то так назову свою группу. «Невидь» - это дух-невидимка, некая насыщенная, но невидимая невооружённым глазом сила. То есть творчество для видящих людей.

А когда у тебя появилось имя Лесьяр? Как оно родилось, что означает?

Появилось году в 96-м или 97-м, а как - не скажу, это секрет. Но это не славянское имя. Это у меня из головы. Раньше такого имени не было.

Насколько ты удовлетворён периодом своего творчества в составе группы «Невидь»? Какие можно выделить творческие удачи и неудачи?

Неудовлетворён одним - некоторыми людьми, которых я набрал в коллектив, но это на музыке не сказалось. В остальном всем удовлетворён.

Когда закончился этот период?

Закончился, когда я «заморозил» группу в ноябре 2014 г.

Из-за чего?

Из-за того, что я решил больше не играть концерты, а запись альбомов мы всегда делали, по сути, вдвоём с Арсафесом, поэтому к чему тут группа?

К чему же сводится твоя творческая деятельность сейчас? Что ты стал делать после «заморозки» «Невиди»?

Всё то же самое, только под именем Лесьяр. Ничего не поменялось: пишу альбомы, выпускаю книги стихов. Борюсь с родноверием и говнороком. Хотя сейчас уже намного меньше, чем в прошлые годы.

Да, в своих интервью ты весьма резко отзываешься и о музыкантах, играющих pagan-рок, и о современных язычниках, будь то родноверы или инглинги. Ты обвиняешь их либо в притворстве, либо просто в глупости. Ты встречал на своём жизненном пути настоящих язычников, достойных уважения? Какого человека вообще можно с полным на то основанием назвать язычником?

Да, встречал. И это не придурки из неоязыческих общин. Я много путешествую и встречал людей, живущих Природой - на северных морях рыбаки, что морем живут, в тайге охотники, что живут дичью и тоже рыбой. На них нет идиотских коловратов, но они настоящие язычники, что любят и чтут природу.

Настоящий язычник - это тот, кто по-настоящему осознаёт, что он часть этого мироздания и живёт этим в полной мере, по законам природы, а не социума. Социум должен быть отвержен насколько возможно.

А как быть с теми христианскими подвижниками-аскетами, кто добровольно удалялся от социума подальше в глушь и там жил вполне себе по законам природы? Они тоже язычники, хоть и христиане?

Они молятся своему Богу, он превыше природы, какие же они язычники? В глушь они уходят от мира, что быть наедине с собою и Богом своим.

А язычник должен кому-то молиться? Или это скорее такой эколог-бирюк и религия тут вообще ни при чём?

Смотря что понимать под молитвой.

Ты молишься?

Я же говорю, смотря что понимать под молитвой, скажем разговор с деревом я не считаю молитвой.

А зачем разговаривать с деревом?

Например, ты болеешь и взаимодействуешь с ним, оно отдаёт часть своей силы тебе, есть же сильные деревья.

А за счёт чего дерево тебя слышит и зачем ему делиться своею силой с человеком?

За счёт того же, что и огонь греет, лечит и готовит пищу. Большинство вещей взаимодействуют друг с другом в природе.

Но огнём мы «цинично» пользуемся, и для того, чтобы это делать, нам не обязательно ему молиться или разговаривать с ним. А вот силу у дерева приходится просить. Так как оно нас услышит и зачем ему нам помогать?

Что значит мы надо сперва узнать. Речь ведётся о язычниках, и огонь для них не циничное использование, а живой организм.

В таком случае верно ли я понимаю, что язычнику, чтобы пожарить шашлык, нужно будет потратить значительно больше усилий, чем неязычнику? Тот просто чиркнет спичкой, а язычник предварительно поговорит с огнём?

Если нужно ему поговорить - поговорит, если не нужно - просто чиркнет спичкой.

Но язычество для тебя - это религия? В язычестве есть бог или боги?

Религия - это вещь приземлённая, можно сказать социальная. Язычник же - один на один с мирозданием, с глобальным пониманием природы и своего места в ней. Для меня лично богов сейчас нет, они покинули пределы Земли.

То есть в принципе, в природе они есть, но сейчас недоступны для общения?

Возможно и так, возможно, после очищения Земли придут новые боги, кто его знает.

А как человек может получать информацию о богах и вообще о сверхъестественном? Ведь это представления, которые лежат вне науки. И если человек отказывается от научного подхода к получению информации об окружающем мире, то откуда ему остаётся её черпать?

Обычный человек не может, но всегда существовали шаманы, жрецы и волхвы.

А они откуда черпают информацию?

Они умеют слышать, видеть и понимать мироздание. Существуют опыты, ритуалы и прочие тайны. Это контактёры.

Может ли такой контактёр быть уверенным в том, что его представления о мироздании адекватны действительности? Что он не уходит в мир фантазий, что его органы чувств, его мозг не обманывают его? Ведь душевнобольной, который мнит себя Наполеоном, тоже уверен в своей правоте...

Согласен, душевнобольных много, например, те в среде неоязычников, что ведунами представляются. В данном случае только многолетний опыт в помощь. Над этим надо всю жизнь работать, и чем старше, тем опытнее, если есть дар, конечно.

Но каковы критерии различения реальности и фантазий, галлюцинаций?

Я же говорю: многолетний опыт и сопоставление (начиная с простого к более глобальному) - галлюцинации это или определённые факты в итоге. Смотря, вообще, о чём речь.

Как я понял, мерило - это субъективные ощущения контактёра.

Есть практики лечения. Это субъективное ощущение контактёра? Нет. Это объективное выздоровление больного. Или невыздоровление.

Может быть, выздоровление можно объяснить и иными причинами? Например, медики, когда тестируют на людях лекарства, принимают в расчёт и возможный эффект плацебо. Порой люди могут выздороветь, приняв вместо лекарства пилюлю-пустышку. Служит ли это свидетельством сверхспособностей врачей?

Да, плацебо может быть, и это тоже лечение, но если ты занимаешься всю жизнь практикой, то одно плацебо исключено.

Все ли язычники тебе одинаково близки и симпатичны? Скажем, те же простые русские охотники и рыболовы в этом отношении стоят на одном уровне с представителями кое-где сохранившихся первобытных племён?

Насчёт охотников, рыболовов и медоделов: о них я говорил как о представителях так называемого цивилизованного общества, которые могут приобщиться к природе и жить в ней гармонично, в отличие от остальных людей. Назовём их язычниками, хорошо. Если они, конечно, исповедуют подобное мировоззрение. Представители первобытных племён -совершено другой тип, этот как сравнивать волка и собаку. Сравнивать тут вообще не стоит.

Но волк к природе ближе. Можно сказать, «аутентичнее». Собака - уже дитя цивилизации. Так может, дикари из богом забытых мест - это идеал для каждого современного язычника?

Да, они истинные язычники, но у них есть свои минусы в плане информации, а так -да, они находятся идеально на своем месте, гармонично.

Но наши соотечественники, которые живут в гармонии с природой, тебе всё-таки ближе и роднее, чем истинные, но далёкие и чужие язычники?

Дело в том, что язычником может быть представитель практически любой части света и тут уже включается субъективное мнение. Например, я не люблю евреев, мне не очень приятны негры, а в Африке языческих племён выше крыши. Естественно, русский человек мне ближе чёрного.

Кстати, я читал, что ты жил в Индии. Можешь рассказать, как ты туда попал, и удалось ли соприкоснуться с тамошними языческими традициями?

У меня отец специалист и наша семья поехала туда на несколько лет, он там работал. Я жил в Дели и там, конечно, никаких традиций не было, это мегаполис.

С 90-х годов у нас сложился целый пласт неоязыческой субкультуры, где принято говорить о «ведославии», «русских ведических традициях», пытаться изучать санскрит... Тебя миновала чаша сия? Не было соблазна развиваться в эту сторону?

Это для дебилов история.

Да, судя по твоим альбомам и интервью, тебе куда ближе не тёплая Индия, а суровый холодный Север. У некоторых твоих альбомов очень характерные названия: «Зов Новой Гипербореи», «Янтарное Сердце Арктиды»... Но что лично ты понимаешь под терминами «Гиперборея» и «Арктида»?

Почему же, я люблю юг, и каждый год на море езжу. Для меня это древняя цивилизация сверхлюдей, которая исчезла навсегда. Возможно, я её потомок.

То есть Гиперборея и Арктида - это одно и то же?

Думаю, что нет. Я ездил на Кольский полуостров изучать этот вопрос, лазил там по горам и нашёл только возможную Гиперборею: правильной формы мегалиты, из которых состоит нечто похожее на огромные строения, древняя дорога в небо, возможно обсерватория.

Но что же в тех людях сверхчеловеческого? Мы о них и не знаем ничего.

Да, это, по сути, мифология, как и Атлантида. Но посмотри, почему так разнятся люди, одни благородны и красивы, а другие - как Мирон1, скажем?

Думаю, на благородство влияет в первую очередь воспитание. А красота -вообще сильно растяжимое понятие. Вспомнить хоть дикарей с растянутыми мочками ушей и губами. Мы, наверное, им кажемся уродами...

1 Имеется в виду Алексей Миронов, бывший некоторое время вокалистом в группе Butterfly Temple после ухода Лесьяра (прим. интервьюера).

В человеке заложены определённые качества, плебея не воспитать в развитую личность. «Собачье сердце» не читал разве?

Читал. Но «плебей» - это только ярлык. Плебеями не рождаются, а становятся, когда путь наверх перекрыт патрициями.

Плебеями как раз рождаются. Личности не нужно никуда в социальный верх, личность уже личность, сама по себе, хоть на острове безлюдном. Это врождённое. В крови как благородство, так и уродство.

По этой логике, если человек родился личностью, а потом попал во младенчестве на воспитание к животным (дети «Маугли» - описанный в науке феномен), то он так и вырастет настоящим человеком? Даже не умея ходить на двух ногах и разговаривать?

Любую личность можно загнать в животное состояние. Доказано Сталиным.

Значит, всё-таки личностью не рождаются, а становятся?

Нет, Шариков рождён плебеем и не станет личностью. Преображенский рождён аристократом.

Но если бы он жил по-собачьи, то стал бы собакой.

Если человека бить по башке каждый день, он станет дебилом... Любой!

Тогда почему не допустить, что если каждого человека уважать и воспитывать как личность, он и станет личностью?

Потому что это не так, даже наука такая была - евгеника. Люди неоднородны. Как с разных планет будто. Земля переполнена недолюдьми. От этого все проблемы.

Откуда уверенность, что это не так? Где доказательства этого тезиса? Можно ли, увидев двух младенцев, сказать, кто из них личность и аристократ, а кто «плебей»?

Доказательства - вся история человеческая. Проведя с ними время, смог бы. По поведению, по внешности, по глазам. Времени нужно много, я имею в виду не час.

Как ведут себя младенцы-аристократы и чем они предпочтительнее детей-плебеев?

Необязательно аристократы, а просто нормальные люди. Да так же, как и взрослые, это просто маленький человек. Один быдлит и распространяет негатив, у другого позитивная тёплая энергетика.

Сложно понять, как новорождённый младенец может «быдлить», но допустим, так оно и есть. И о чём это говорит? Что у второго из них предки с Гипербореи?

Это говорит о том, что люди неоднородны, и это надо чётко понимать.

Причины этой неоднородности - древние сверхлюди?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно.

Тогда откуда они взялись и куда делись?

А откуда люди взялись? И почему исчезли инки, например? Кто его знает.

Надо сказать, что об инках нам известно куда больше, чем об этих мифических сверхлюдях. Может, их просто не было? Кстати, откуда взялись люди - науке уже хорошо известно. Если вкратце, то от обезьян.

Может, и не было. Это просто теория, которую я изучал и изучаю.

От обезьян? Эта теория давно разбита в пух и прах.

Кто же её разбил?

Археологи, например. Полно артефактов, опровергающих эту теорию, что в физиологическом плане, что во временном периоде.

Я изучал археологию на истфаке, но, право же, не припоминаю такого...

Официальная наука на госуровне блокирует эту информацию.

Можно указать какие-то конкретные работы археологов или конкретные раскопки, находки, которые опровергают эту теорию происхождения человека?

Да, можно, но только не сегодня - копаться надо. У меня и знакомые многое рассказывали. Археологи.

Археологи какие? Любители?

Да какие любители? Любители железо ищут.

Нет, любители - это те, кто не имеет соответствующего образования.

Ну, относись скептически. Ок.

Но почему всё-таки в этой среде - язычников, неоязычников, псевдоязычников -так сильна романтизация Севера? На острове Пасхи статуи, пожалуй, поинтереснее выглядят, чем камни на Кольском полуострове, которые то ли являются руинами обсерватории, то ли нет. Мегалиты вообще много где есть, например, в Адыгее. Но почему-то про древнюю Адыгею песен не складывают...

Всё очень просто: они глупые, ограниченные люди. Неоязычники то есть.

Но ведь и ты про Адыгею или остров Пасхи не поёшь. Про Север, да про Север...

Я ещё в детстве про Пасху читал, и по Кавказу путешествую немало, но я к этим районам лично отношения не имею, моя Родина - север.

Но означает ли это, что не только жители Севера могут претендовать на то, чтобы считать себя потомками сверхлюдей?

Да, я думаю, что Земля не раз меняла полюса, поэтому соответственно. Вообще всё зависит от личности, а не где ты живёшь.

Ну, древние жители о. Пасхи или Адыгеи жили там безотносительно к тому, в какой стороне от них был Северный полюс. То же самое и с жителями Кольского полуострова. Если их называть сверхлюдьми на основании находок каменных руин, то на том же основании сверхлюдьми можно назвать и других строителей мегалитов из разных концов света. А значит, потомками этих сверхлюдей могут являться представители разных рас и национальностей. Так?

С расами сложный вопрос, сперва надо понять, что это были за сверхлюди. Археологи находили скелеты великанов, или людей с нетрадиционными черепами, кто они? Всё это очень мутно и малоисследовано из-за традиционной науки.

Хорошо, со сверхлюдьми, Гипербореей и эволюцией всё оказывается слишком сложным, чтобы составить какую-то целостную картину. Вернёмся к чему-то более конкретному. На одной из твоих фотографий я разглядел кольцо на пальце с руническими символами. Что они обозначают? И какое отношение руны имеют к славянам, славянскому язычеству?

Есть такое, но значение - секрет, это личное. К славянскому язычеству никакого отношения, это скандинавская традиция. Я рунами занимаюсь.

Ещё я заметил, что на аватарке в социальной сети у тебя некоторое время красовалась свастика со скруглёнными лучами и точками рядом с ними. А этот символ имеет отношение к язычеству?

Это мой личный символ, я его сам разработал - моя татуировка.

Что послужило исходным материалом? В одном из интервью ты сказал, что в конце девяностых выходил на сцену «в косоворотке со свастикой во всю грудь». Как мне показалось, это было сказано с ноткой самокритики. Что для тебя тогда означала свастика, и как ты воспринимаешь этот символ сейчас?

Я же с детства изучал различные культы, а солярный символ - это один из ключевых символов в мире, свастика. Он всегда для меня был основополагающим. А первый раз мой символ я изобразил на обложке альбома «Велес» в 99-м году.

Ну а почему он ключевой? Символов на свете много...

Потому это что это символ солнца, а солнце - это главная вещь в жизни людей.

А из каких источников ты узнал, что это солнечный символ?

А какие тут другие варианты могут быть? Она может быть, конечно, и лунный, но весь спектр свастик по всему свету - это именно солнечный символ, начиная от северной славянской вышивки и заканчивая битыми горшками в Индии со свастиками.

Тут вполне можно поспорить, так как относительно смысла свастики есть только множество предположений, но никаких твёрдо установленных фактов. Да и славянские северные вышивки со свастическими узорами, вполне возможно, заимствованы у финно-угров. Потому я и хочу уточнить, откуда взялась столь твёрдая уверенность, что это символ солнца?

Твёрдая уверенность взялась из изучения свастик по всему миру, которые имеют схожесть между собою. Большинство людей поклонялось источнику света и жизни, поэтому

и схожесть в его изображении и направлении движения. А какие ещё варианты о смысле свастики? Кстати в Индии однозначно мнение о свастике-солнце.

У меня другие сведения на этот счёт. Пользуясь случаем, могу прорекламировать свою только что вышедшую в питерском издательстве «Дмитрий Буланин» книгу «Язычество восточных славян перед лицом современности» - там есть отдельная глава о свастике. Но я в данном случае хочу докопаться до первоисточника, откуда в твоём случае пошло такое понимание свастики. Это были 90-е годы, интернета ещё нет, научные книги на эту тему тоже найти почти невозможно. Так откуда информация?

Хорошо, я не против рекламы книги. Я уже говорил, что с детства занимаюсь этим вопросом, с начала 80-х, и у меня была, например, книга профессора Рыбакова и много других книг, например на английском языке, купленных в Индии, отец мне переводил статьи. Многое утеряно уже, конечно, но если покопаться, я найду конкретные источники.

Интересно было бы найти. Тем более что у Рыбакова я объяснения смысла свастики, и уж тем более упоминания о свастике как о славянском языческом символе, не припоминаю. Впрочем, допустим, что это символ солнца, хорошо. Но допустимо ли в нашей стране, так пострадавшей от нацизма, эмблемой которого была свастика, прилюдно демонстрировать этот символ? Мы же понимаем, что как бы не воспринимался этот символ древними, и, в частности, индусами, он был серьёзнейшим образом скомпрометирован в XX веке.

Я думаю, что этот символ давно пора реабилитировать, он никакого отношения к злу не имеет. Зависеть от психопатических идей Гитлера я не желаю. Свастика сильный и полезный знак, думающим и чувствующим он нужен. А ассоциация с Гитлером - это вред.

Насчёт свастики - понятно, что это теория и никто её не подтвердит, да и кто это сможет сделать? Это моё субъективное мнение.

Итак, это мнение - субъективное. Тогда зачем к нему прислушиваться обществу, которое к тому же прекрасно помнит ужасы войны с нацистами?

Обществу незачем. Я говорил о людях, которым это нужно, я же не один такой. Солнце есть основа жизни, по-моему, это очевидно.

Но почему не вода? Не земля? Не воздух?

Потому что без солнца не было б Земли с её водою и воздухом.

Наше солнце - всего лишь маленькая звезда среди миллиардов других, ничем особо не примечательная. Может, тогда уж стоит копать глубже и искать символы Вселенной, Большого взрыва?..

Солнце сопутствует человеку всю его жизнь. Даёт тепло, жизнь, еду, радость. Я уж не знаю, зачем объяснять такие очевидные вещи. При чём тут миллиарды других звезд? Мы живём в солнечной системе, а не в какой другой. И дети рисуют, прежде всего, солнце на своих первых картинках, как и древний человек. Я не знаю, какая ещё логика нужна.

Логика простая - для зарождения жизни, помимо солнца, требуется многое другое. Хотя бы магнитное поле Земли, чтобы всему живому не умереть от солнечной радиации. Тогда почему всё внимание достаётся солнцу, а все прочие факторы игнорируются?

Про магнитное поле Земли древний человек не знал, а солнце всегда пред глазами, всегда ощутимо. Ну смешно же, ей-богу!

Так мы-то знаем. Древний человек ладно, а нам сейчас зачем свастика и культ солнца?

Ну это мне надо лично, иначе я б этим не занимался, и людям нужно ради понимания, что важно, а что нет. Сейчас же система ценностей перекошенная. Мне важно выехать из города и поехать в горы, встречать закаты и рассветы, или на море. Вода и солнце - что может быть важнее? Прямой контакт с природой - это первооснова для здоровья и внутреннего баланса.

Ага, значит, кроме солнца важна ещё и вода. А также, я полагаю, воздух. Так почему наблюдается такой ажиотаж вокруг свастики, а не вокруг каких-нибудь символов воды или воздуха?

Потому что солнце - это объект, говорю это как художник и поэт. Воздух - это нечто неуловимое, вода - это нечто прозрачное, а солнце - это наиболее яркий объект в жизни человека.

Что ж, ответ понятен. А солнцу, в отличие от дерева, с которым ты просто разговариваешь, ты молишься?

Нет, не молюсь. Молитва - это просьба.

Что, язычники не молятся?

Молятся, наверное, но я нет.

Кстати, ты никогда не был членом какой-нибудь языческой общины?

Никогда. Ещё я никогда не голосовал и никогда не состоял ни в одной партии или объединении, хотя пытались привлечь, бывало. Я суровый индивидуалист.

Тебя заботит судьба славянского язычества в современной России, или это не имеет значения? Главное - языческое мировоззрение отдельно взятой личности или языческие общественные институты тоже важны?

А что такое славянское язычество в современной России? Если ряженые придурки, что занимаются этим ради корысти или просто по скудоумию и собственному убожеству, дабы хоть так реализоваться, то я уже давно делаю многое, чтобы подобное исчезло как позор. И дело мое успешно - пик уродства прошёл лет 7-10 назад. Язычество это не институт, это, прежде всего, личность.

То есть какие-либо объединения язычникам не нужны?

Я говорю за себя: все опыты с объединениями, которые я наблюдал, в основном горькие и отвратительные, может в Исландии по-другому с их асатру. Был я на одном языческом празднике, Купала-2000, так там после всех обрядов и прочего все перепились до чертей и скины ночью поимели так называемых кудесниц по кругу в палатке, предназначенной для этого.

Кудесницы были против?

Нет, это не было изнасилованием. Я говорю о контингенте подобных сообществ, кто есть кто там. А это была известная в те времена община. И всякие там деятели присутствовали, довольно известные в те времена.

Например?

Вспоминать надо, у меня их имена не задерживаются. Велеславы, Велимудры... Надо память напрягать. А община - «Коляда - Вятичи» вроде как, но опять же вспоминать надо точно, кто там на Клязьму под Покров ездил в том году, а то ещё обижу людей святых каких ошибкою.

А что обозначено как «пик уродства», который уже миновал?

Мода на родноверие, все эти общины, арконы, побрякушки, каждый второй дурак, называющий себя родновером и язычником. Сейчас многие поняли, что это чушь собачья и родновером стало быть стыдно - типа как быть клоуном.

Есть соображения, откуда взялась эта мода?

Во многом из-за меня, из-за ВТ, как пропаганды язычества. Пошла цепная реакция, ведь круто быть язычником. На изломе тысячелетия появились также и общины параллельно, в конце 90-х. Звёзды сошлись, опять же националистическое движение было тогда на подъёме.

Мы плавно вернулись к теме музыки. Можешь в общих чертах осветить становление pagan-музыки и соответствующей околомузыкальной тусовки в России? Когда и по каким причинам это направление в музыке появилось в России и начало набирать популярность? Какие персоналии можно выделить в истории становления этого жанра?

Становление произошло в 96-98-м годах, когда мы начали исполнять песни в подобном жанре на сцене, записали демо «Голос Крови» и «Книга Велеса», которые начали распространять по рок-магазинам. Они быстро разлетелись по России. Популярность это направление начало обретать после издания нашего первого альбома «Велес» в 99-м году. Я стал активным пропагандистом язычества - как на сцене, избрав соответствующий внешний вид (русская рубаха со свастикой и прочие атрибуты), так и за её пределами, через интервью в журналах. На этой волне образовалось много групп и разнообразных языческих

объединений. За персоналиями я никогда не следил, примерно до 2004 года никого особого не было. «Темнозорь» если только.

Как вообще функционирует этот сектор музыкальной индустрии? Все более или менее представляют себе внутреннее устройство поп-сцены: продюсеры, участие в телевизионных проектах, ротация клипов и песен на телевидении и радиостанциях, выступления на «корпоративах». А за счёт чего выживает андеграунд?

Смешно называть эту сферу музыкальной индустрией, по крайней мере, сейчас. В 2001 году мы подписали контракт с компанией IROND Records и стали издавать альбомы на CD. Дистрибуция была по всей России и по зарубежью, поэтому группа стала культовой, нас по НТВ даже показывали в одной идиотской передаче. О деньгах на запись альбомов можно было не беспокоиться. Когда я ушёл из ВТ, я продолжил сотрудничество с этой компанией вплоть до издания «Агарты». И когда CD-носителям пришёл конец, то и компания, по сути, накрылась. С тех пор я на самофинансировании. Всякие же коллективы попрошайничают деньги у фэнов на всяких площадках, типа Planeta.ru и т. д.

На что вообще живёт музыкант, отказавшийся от коммерческих проектов, гастрольного «чёса» и, к тому же работающий в весьма специфическом жанре и не рассчитывающий на широкую аудиторию? Как удаётся сводить концы с концами?

Должен быть дополнительный заработок, источник дохода. На творчестве я не зарабатываю, но и ничего не теряю, я же распространяю свои альбомы и книги среди читателей и слушателей через интернет. От продаж я «в ноль» выхожу. Бывает, зарабатываю кое-что. Но вообще у меня есть доход, который мне позволяет заниматься творчеством.

Какой именно - секрет?

Секрет. Я не говорю о личной жизни и о деньгах.

Хорошо. А в тот период доходы шли в основном от продаж дисков или больше приносили концертные выступления?

Не было никогда особых доходов.

А как организовывались концертные выступления? Где приходилось выступать, кто и с кем договаривался о площадках для выступлений, согласовывал прочие детали?

Обычно мне писали организаторы концертов из других городов, мол, приезжайте, устроим концерт. Или какие-то сборные фесты приглашали выступить. В последнее время я сам делал концерты, арендовал клубы. У ВТ был в своё время менеджер. Когда он был - ему писали.

С «коллегами по жанру» на концертах часто пересекались? Завязывались какие-то приятельские отношения на уровне коллективов или отдельных людей?

Да, в то время часто. И завязывались, и совместные концерты и проекты были, но со временем я практически со всеми закрыл общение.

Почему?

Потому что я не вижу для себя смысла в этом. Люди в metal-тусовке и взаимоотношения между ними - такое же уродство, как и в поп-музыке. Очень много лицемерия и кривляния, зависти и убожества.

Зная этот мирок изнутри, как ты оцениваешь - есть среди членов pagan-групп настоящие язычники или это лишь сценическое амплуа?

Да, 90% из них - это амплуа, глупость, лицемерие и коммерция. Я никого не знаю из этих людей, кто действительно этим бы жил. Возможно, такие люди и есть, я просто не знаю о них.

Можно ли вывести формулу успеха отечественного музыканта этого направления? Что нужно делать, какие песни писать и как их исполнять?

Успех это что? Если кривляние в угоду слушателям, для заработка, то нужно поступать как «Аркона». Максимальный лубок, попсовое поведение на сцене, антураж клюквенный, незатейливые плясовые песни, тексты соответствующие на сказочно-идиотские темы.

А в своём творчестве что бы ты мог назвать несомненной творческой удачей? Какие свои альбомы или отдельные песни тебе нравятся больше всего?

Для меня творчество - это процесс, именно он важен. Я потом не думаю что да как, мне это неважно. Смысл творчества для меня не в том, чтоб потом рассуждать и классифицировать свои вехи.

Кто в основном приходил на ваши концерты? Какого рода публика?

Неформальная молодёжь, кто ж ещё ходит на концерты. От школьников лет 15-ти, до 30-летних бородачей. Много было скинов в своё время, не раз концерты отменяла милиция из-за националистического настроения слушателей со свастиками. На совместный концерт с Кари Руэслоттен пригнали несколько автобусов с омоном и скинов не пускали в зал. Бывало, фэны бушевали перед клубом и останавливали трамваи, перегораживая пути.

Вам, музыкантам, было комфортно в этой атмосфере?

Мне да, я люблю дебоши.

А что притягивало скинов к вашим концертам? Музыка, тексты, изображения свастики?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Язычество сродни национализму - это же патриотическая идея. Ну и конечно лирика соответствующая и атрибутика, а концерт - это хороший выход для агрессии.

А ты не считаешь, что по мере взросления эта музыка должна приедаться и приедается большинству её былых почитателей? Я и по себе чувствую, хотя и моложе тебя на 9 лет. В школьной юности приятно было послушать что-то такое «угарное». Видимо, музыкальные вкусы соответствовали гормональному статусу. Постепенно они сместились в сторону более мелодичной музыки. А тебя не тянет на что-то такое? Можешь представить себя 70-летнего играющим тяжёлый рок?

Я делаю разную музыку. Альбом 2015 года «Уснувшей Сони Сны» - мрачный эмбиент с читкой стихов на него моей умершей знакомой. Она была поэтом. Сейчас я вообще изменил стилистику, послушай мою последнюю песню «Мёртвая кровь проклятого Рода». В жизни я не слушаю металл, терпеть его не могу, а до 70-ти я вряд ли доживу.

То есть поклонники могут ещё ждать от тебя новых сюрпризов и экспериментов в плане стиля музыки?

Конечно, я никогда не стоял на месте и не буду стоять. Стоят на месте те, кто занимается коммерческой деятельностью, ведь если они будут экспериментировать, они потеряют аудиторию, чего смертельно боятся.

Можешь обрисовать портрет своего идеального слушателя? Причём попробуем обойтись без общих слов о высоком интеллекте, некой одухотворённости и т. п. Понятно, что вряд ли твои песни вызовут интерес у какой-нибудь условной (а впрочем, и вполне конкретной тоже) деревенской бабушки, какой бы одухотворённой та ни была. Собственно, и вокал у рок-групп, играющих тяжёлую музыку, специфический - с непривычки и разобрать трудно. Так для кого эта музыка?

Людей, которые понимают, что я делаю, действительно весьма мало, а тех, кто понимает меня лично - всего человек 5 на Земле. Мне сложно описать идеального слушателя. Этот слушатель должен быть моим другом, который бы понимал меня и разделял мои взгляды, обладая нестандартным и гибким мышлением. Недавно, положив в сеть сингл «Мёртвая кровь проклятого Рода», я столкнулся с многочисленными вопросами, о чём эта песня. Люди её приняли прекрасно, но если кто и понял её посыл, то только на подсознательном, интуитивном уровне. Возможно, её иначе и не понять, и я ухожу слишком далеко.

Ты допускаешь мысль, что в будущем твоё восприятие мира, твои идеалы могут измениться?

Нет, не допускаю, моя стержневая основа неизменна давным-давно.

Спасибо, что согласился ответить на мои вопросы.

Беседовал Андрей Бесков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.