Научная статья на тему 'Интерпретация церковно-государственных взаимоотношений в отечественной мысли середины XIX в. на примере публицистических трудов епископа Иоанна (Соколова)'

Интерпретация церковно-государственных взаимоотношений в отечественной мысли середины XIX в. на примере публицистических трудов епископа Иоанна (Соколова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каноническое право / церковное право / епископ Иоанн (Соколов) / Византия / Россия / Церковь / государство / симфония / цезарепапизм / публицистика / Христианское Чтение / canon law / ecclesiastical law / Bishop John (Sokolov) / Byzantium / Russia / Church / state / symphony / Caesaropapism / journalism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

Несмотря на положительный опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и светских властей на территории Российской Федерации в настоящее время, проблематика церковно-государственных отношений является приоритетной в публичных выступлениях официальных спикеров Церкви. Оптимальное осмысление проблемы церковно-государственных отношений требует обращения к дискуссиям прошлого. Богатая история научных и публицистических дискуссий по вопросу отношений церковной и светской власти требует изучения, систематизации, анализа. Немалый вклад в публичное обсуждение проблемы церковно-государственных отношений внесли авторы из числа иерархов Русской Православной Церкви. Статья фокусируется на исследовании церковно-общественной рефлексии представителей Русской Православной Церкви в середине XIX в. на примере публицистических трудов Преосвященного Иоанна (Соколова). Церковные публицисты в лице епископа Иоанна отражали по большей части консервативную точку зрения в указанных дискуссиях, используя абстрактную аргументацию на богословской и канонической основе. Церковный автор предлагал определенные решения, способствующие нормализации церковно-государственных отношений. Владыка Иоанн в своих размышлениях на тему церковно-государственных отношений опирался на классическую концепцию «симфонии», видя решение проблемы в строгом разграничении полномочий светской и церковной властей. Преосвященный Иоанн в своих церковно-общественных статьях во многом заложил общее направление и идейные основы консервативной публицистики кон. XIX – нач. XX вв. за авторством православных иерархов и богословов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of the Church-State Relations in the russian thought of the mid-19th century on the example of the works of Bishop John (Sokolov)

The issue of church-state relations is still in priority in public speeches by official Church speakers even considering the positive experience of interaction between the Russian Orthodox Church and secular authorities in the Russian Federation at present. An optimal understanding of the problem of church-state relations requires recourse to the discussions of the past. The rich history of scientific and journalistic discussions on the question of the relationship of church and secular authority needs study, systematization, analysis. The authors among the hierarchs of the Russian Orthodox Church made a significant contribution to the public discussion of the problem of church-state relations. The article focuses on the study of the ecclesiastical-social reflection of the representatives of the Russian Orthodox Church in the middle of the 19th century on the example of the works of St. John (Sokolov). Bishop John expressed a mostly conservative point of view in these discussions using abstract argumentation on a theological and canonical basis. The church author proposed certain solutions contributing to the normalization of church-state relations. In his reflections on the topic of church-state relations Bishop John relied on the classical concept of «symphony» and saw the solution of the problem in the strict separation of powers of secular and ecclesiastical authorities. In his church and public articles, Bishop John laid down the general direction and ideological foundations of conservative journalism by Orthodox hierarchs and theologians of 19th-20th centuries.

Текст научной работы на тему «Интерпретация церковно-государственных взаимоотношений в отечественной мысли середины XIX в. на примере публицистических трудов епископа Иоанна (Соколова)»

Теологические исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №2. С.8-23

УДК 21/29

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович) ректор Смоленской православной духовной семинарии

Интерпретация церковно -государственных

взаимоотношений в отечественной мысли середины XIX в.

Аннотация. Несмотря на положительный опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и светских властей на территории Российской Федерации в настоящее время, проблематика церковно-государственных отношений является приоритетной в публичных выступлениях официальных спикеров Церкви. Оптимальное осмысление проблемы церковно-государственных отношений требует обращения к дискуссиям прошлого. Богатая история научных и публицистических дискуссий по вопросу отношений церковной и светской власти требует изучения, систематизации, анализа. Немалый вклад в публичное обсуждение проблемы церковно-государственных отношений внесли авторы из числа иерархов Русской Православной Церкви. Статья фокусируется на исследовании церковно-общественной рефлексии представителей Русской Православной Церкви в середине XIX в. на примере публицистических трудов Преосвященного Иоанна (Соколова). Церковные публицисты в лице епископа Иоанна отражали по большей части консервативную точку зрения в указанных дискуссиях, используя абстрактную аргументацию на богословской и канонической основе. Церковный автор предлагал определенные решения, способствующие нормализации церковно-государственных отношений. Владыка Иоанн в своих размышлениях на тему церковно-государственных отношений опирался на классическую концепцию «симфонии», видя решение проблемы в строгом разграничении полномочий светской и церковной властей. Преосвященный Иоанн в своих церковно -общественных статьях во многом заложил общее направление и идейные основы консервативной публицистики кон. XIX - нач. XX вв. за авторством православных иерархов и богословов.

Ключевые слова: каноническое право; церковное право; епископ Иоанн (Соколов); Византия; Россия; Церковь; государство; симфония; цезарепапизм; публицистика; Христианское Чтение

на примере публицистических трудов епископа Иоанна (Соколова)

Введение

Проблематика взаимоотношений Церкви и государства является в настоящий момент одной из самых востребованных в области церковноправовых исследований. Это довольно удивительно, учитывая, что на протяжении более 70-летнего правления атеистического советского режима тематика церковно-государственных отношений игнорировалась исследователями или использовалась в сугубо пропагандистских целях. Демократические 90-е гг. открыли доступ ко множеству авторов религиозно-философской направленности. Взору читательской публики предстала целая плеяда имен отечественных мыслителей, ранее неизвестных советской аудитории по той простой причине, что их размышления шли вразрез с доктриной исторического материализма. Ведущие русские исследователи активно концептуализировали и проблему церковно -государственных отношений.

Хотя стоит отметить, что список публикаций дореволюционных мыслителей обновлялся медленно и был далеко не репрезентативен к рубежу XX - XXI вв. В частности, читатели в большей степени были знакомы с крупными представителями русского религиозно-философского Возрождения (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк), а вот консервативная мысль была представлена лишь несколькими известными именами (Леонтьев, Победоносцев, Мещерский, Тихомиров). Профессиональные византинисты и канонисты, наиболее продвинувшиеся в изучении моделей церковно-государственных отношений в историческом и правовом аспектах, будучи выходцами из духовно-академической среды (Ф. Курганов, И. Бердников), вообще были неизвестны современной аудитории и оставались предметом интереса незначительной части исследователей. Между тем тематика отношений «Священства и Царства» стала волновать представителей духовного сословия уже с середины XIX в.

Хорошо известно, что препятствием для строго научной дискуссии по поводу взаимоотношений Церкви и государства был институт цензуры в Российской Империи. Цензурные ограничения препятствовали открытым прениям и реалистичному отражению социальной и политической картины российской действительности середины XIX в. Пореформенные 60-е гг. способствовали ослаблению цензурного контроля и дали возможность высказаться всем сторонам дискуссии, как представителям прогрессистского крыла, так и приверженцам консервативной (охранительной) направленности. Более того, на страницах публицистических изданий читающая публика стала знакомиться с программными работами иерархов Русской Православной Церкви. Церковные публицисты, отражая по большей части консервативную точку зрения в дискуссиях относительно проблемы церковно-государственных отношений, придерживались стратегии апеллирования к теоретическим положениям и абстрактным аргументам на богословской и канонической основе.

Важно отметить, что, несмотря на текущий положительный опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и государственных властей Российской Федерации, проблематика церковно-государственных отношений в настоящее время остается приоритетной в публичных выступлениях официальных спикеров Церкви. Ввиду этого оптимальное осмысление проблемы церковно-государственных отношений требует обращения к накопленному историческому опыту. Насыщенная история дискуссий по вопросу отношений Церкви и государства требует соответствующего изучения, систематизации, анализа и оценки. Представленная статья ограничится исследованием церковно-общественной рефлексии иерархов Русской Православной Церкви в пореформенный период на примере публицистических трудов Преосвященного Иоанна (Соколова). Это имя выбрано неслучайно, ведь в творчестве епископа Иоанна максимально рельефно артикулированы общие положения, свойственные публицистическим работам иерархов Русской Православной Церкви. Специфическая публицистическая манера автора сделала Преосвященного Иоанна рупором церковно-общественной мысли в 60-е гг.

Церковь и государство в публицистических трудах Преосвященного

Иоанна (Соколова)

Как хорошо известно, именно в духовно-академической среде отечественными канонистами была концептуализирована теория «симфонии священства и царства». Представленная конструкция, будучи теоретической моделью государственно-церковного взаимодействия, свойственного греко-восточной Православной Церкви, была альтернативой историко-политической концепции «цезарепапизма». Приверженцы последней модели считали, что декларируемая «симфония» (на примере взаимоотношении светской и церковной ветвей власти в Византии) не реализовывалась на уровне политического праксиса, оставаясь умозрительной теорией. Апологеты «симфонии священства и царства» на основании историко-канонического материала пытались акцентировать внимание исследователей на положительных примерах взаимоотношений государства и Церкви. Защитники «церковно-государственной симфонии», отстаивая реалистичность, жизнеспособность и действенность этого теоретического конструкта, рассматривали его как рабочую социо-политическую концепцию, по лекалам которой можно реформировать вероисповедную политику Российской Империи. Одним из ярких идеологов «симфонии священства и царства» был Преосвященный Иоанн (Соколов), заслугой которого было, в частности, перенесение вышеописанной дискуссии из узкой духовно-академической среды в более демократизированную плоскость церковно-общественной публицистики.

Преосвященный Иоанн (в миру - Соколов Владимир Сергеевич, 1818 -1869) известен современной историографии прежде всего, как один из

зачинателей отечественной канонистики1. Но епископ Иоанн остался в истории и как ярчайший проповедник-новатор, смелый публицист, затрагивающий самые острые церковно-общественные темы. Как в свое время свидетельствовал П.В. Знаменский, Преосвященный Иоанн был первым иерархом Русской Православной Церкви, кто стал использовать насущную проблематику общественной жизни, обращаясь к верующим в проповеди с церковного амвона. Появился даже публицистический жанр церковный гомилии. Живая и актуальная проповедь Преосвященного оставила свой след и в печатных изданиях. Будучи ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, Преосвященный Иоанн сделал журнал «Христианское чтение» церковно-общественной площадкой для распространения идеи «византийской симфонии», репрезентируя свое понимание идеала церковно-государственных отношений. Причем, стоит отметить, выражал свои взгляды Преосвященный Иоанн далеко не так однозначно. Ярким примером своеобразного теоретико-теологического подхода в дискуссиях по церковно-государственным отношениям могут служить статьи епископа Иоанна (Соколова) «О свободе совести. Религиозные основания и исторические начала этой свободы» и «Церковь и государство», опубликованные в «Христианских чтениях» в 1864 -1865 гг. Эти работы отражают всю самобытность и публицистический стиль Преосвященного Иоанна (Соколова).

В статье «О свободе совести. Религиозные основания и исторические начала этой свободы» Владыка Иоанн предстает критиком византийского праксиса взаимоотношений Церкви и государства, о чем свидетельствуют и некоторые рецензенты его творчества3. Переломным моментом автор считает период христианизации Римской языческой империи в IV в. В подтверждении своей критики Иоанн (Соколов) использует суждение святителя Василия Великого относительно утраты Церковью в IV в. своей духовной свободы4. Преосвященный Иоанн апеллировал к тому, что Церковь, находясь под давлением светской власти, потеряла «внутреннюю самостоятельность и

1 О жизни и трудах Владыки Иоанна (Соколова) см.: Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского / Соч. Павла Прокошева. - Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1895; Романский Н. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, его жизнь и проповеднические труды. — М.: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1887; Рождественский Д. В. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский. - Сергиев-Посад: Типография Троице-Сергиевой лавры, 1914; Иоанн (Соколов) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб., 1897. - Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 281 - 282; Исидор (Тупикин), митр. Жизнь и служение епископа смоленского Иоанна (Соколова) в стенах Санкт-Петербургских духовных школ // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 158— 167; Исидор (Тупикин), митр. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. К 200-летию со дня рождения епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) // Журнал Московской патриархии. 2018. - № 7 (920). - С. 44-51; Исидор (Тупикин), митр. Наука канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии и основные ее представители // Христианское чтение. - 2019. - № 2(85). - С. 88 - 98.

2 См.: Иоанн (Соколов), еп. О свободе совести. Религиозные основания и исторические начала этой свободы // Христианское чтение. 1864; Иоанн (Соколов) еп. Церковь и государство // Христианское чтение. 1865. Ч. 1. С. 510 - 537.

3 См.: Бердников И. С. Дополнения к краткому курсу церковного права Православной Греко-российской церкви. Казань: Тип. Императ. Университета, 1889. С. 313.

4 Цит. по: Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. Киев: Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2007. С. 815-816.

независимость»5. «Неограниченное влияние гражданской власти» поработило Церковь «гражданскому обществу»6. Более всего это сказывалось на догматическом состоянии восточного христианства; вероучение кафолической Церкви часто зависело от личных симпатий и предпочтений византийских императоров (автор приводит для примера правление византийских императоров Зенона и Анастасия). Императорская власть также оказывала негативное влияние на Церковь с этической точки зрения, увлекая к падению и саму Церковь. Далее Преосвященный Иоанн в резкой форме свидетельствует о «бесхарактерности» религиозной жизни в Византии IV - V вв. и в полемическом задоре отказывает «ромеям» в возможности именоваться православными. Кроме того, для обозначения церковно-государственных отношений в Византии того периода автор использует термин с негативным содержанием, а именно - «византизм»9. Отметим, что резкий авторский стиль («несдержанность»10) в целом был свойственен публицистическим работам Преосвященного Иоанна и часто завуалировал его подлинные взгляды на церковно-государственные отношения.

Статья Преосвященного Иоанна «Церковь и государство»11 в свою очередь демонстрирует противоположные идеи, контрастирующие с вышеописанной критикой византийской модели взаимоотношений Церкви и государства. Автор начинает свою статью с программного утверждения о существовании в течение истории разных модусов взаимоотношений Церкви со светской властью: «отношения между ними и Церковью представляются не везде одинаковыми»12. Данное утверждение рассматривается автором как аксиома, которая не нуждается в подкрепляющих ее исторических отсылках. Далее Преосвященный Иоанн говорит о социальной и исторической обусловленности церковно-государственных отношений, а также различных идеологических принципах, определявших специфические модусы взаимодействий «священства и царства». Преосвященный считал, что характер церковно-государственных взаимоотношений будет зависеть от 1) степени просвещенности государственного строя христианской истиной и 2) от характера «первенствующей и господствующей» религии в государстве. В итоге, для епископа Иоанна как писателя, защищающего интересы церковной институции, важнейшим являлся фактор степени пронизанности государственного строя Евангельским духом и церковными нормами13.

5 Иоанн (Соколов) сп. О свободе совести. Религиозные основания и исторические начала этой свободы И Христианское чтение. 1865. Ч. 1. С. 279.

6 Там же.

7 Там же. С. 285-286.

8 Там же.

9 Иоанн (Соколов) сп. О свободе совести. Религиозные основания и исторические начала этой свободы // Христианское чтение. 1865. Ч. 2. С. 501-502.

10 Современники отмечали несдержанность как одну из самых негативных черт его характера. См. подробнее письмо В.О. Ключевского П.В. Знаменскому и комментарии к нему, опубликованные в: Куницын Б. Казанский коллега В.О. Ключевского // Эхо веков. Научно-документальный журнал. 2006. № 2.

11 См. Иоанн (Соколов) еп. Церковь и государство // Христианское чтение. 1865. Ч. 1. С. 510 - 537.

12 Иоанн (Соколов) еп. Церковь и государство // Христианское чтение. 1865. Ч. 1. С. 510.

13 Там же.

Совершенно логична для церковного публициста подобная расстановка смысловых акцептов, где не церковные нормы и каноны оцениваются с точки зрения социальной прагматики и политической целесообразности, а, напротив, государственные законы и социальные нормы рассматриваются с позиции соответствия этическим принципам христианской Церкви.

В начале статьи Преосвященного Иоанна «Церковь и государство» прослеживается авторская интенция вывести дискуссию церковно-государственных отношений на максимально общий уровень, придав ей универсальный характер, дистанцировавшись от исторических фактов и конкретных деталей. Преосвященный Иоанн пытается выстроить идеальную линию церковно-государственных отношений, где «священство» и «царство» объединены общей целью, образуя союз на основании «единства веры и духа». Церковь не посягает на полномочия светской власти, не допуская государство далеко в её собственные дела. Церковь сообразовывается с гражданским законодательством, не теряя собственных «свобод и прав». Церковь освящает евангельским учением «гражданский порядок», воздействуя на совесть каждого отдельного гражданина14. Важно отметить, Преосвященный Иоанн, выдвигая столь идеальную модель церковно-государственной симфонии, оговаривается, что вышеописанный Идеал не воплощался ранее, не имел исторических прецедентов. Стоит напомнить, что апологеты концепции «византийского цезарепапизма», опираясь на многочисленные исторические свидетельства посягательств византийских императоров на духовную власть, утверждали, что Церковь никогда не была полноправным субъектом церковно-государственных отношений. Преосвященный Иоанн, напротив, используя абстрактную аргументацию и апеллируя к универсальному характеру христианства, считал возможным осуществление историко-политической дееспособности Церкви, даже если таковая не была реализована ранее. Антитеза идеального и реального, должного и сущего, исторически зафиксированная в церковно-государственных отношениях, не стала причиной прекращения рефлексии Преосвященного Иоанна.

Епископ Иоанн с одинаковым критическим настроем противостоял, как историческим перегибам доктрины «византийского цезарепапизма», так и политической идее либерального секуляризма.

Паритет Церкви и государства в их отношениях нисколько не означал для Преосвященного Иоанна взаимной автономии или полного отделения. Напротив, автор считал идею светского государства Нового Времени, полностью дистанцирующегося от религиозных институций, ошибочной и даже нехристианской. Пафос статьи «Церковь и государство» был направлен против принципа «свободная церковь в свободном государстве», провозглашенного К. Кавуром во время Рисорджименто и получившего в Европе широкий

14 Там же. С. 511.

общественный резонанс15. Для Преосвященного Иоанна данная идея была изначально ошибочна и, в конечном итоге, обречена на неудачу.

Церковный публицист настаивал на церковно-государственном союзе (взаимозависимости), исходя из онтологических принципов, философской аргументации; если между Церковью и государством невозможен союз, тогда следствием его отсутствия может стать борьба: «свободная Церковь в свободном государстве существовать не может... Свобода одной силы будет стеснять другую и по законам естественным» 16. Таким образом, за абстрактно описанными церковно-государственными взаимоотношениями Преосвященный Иоанн подразумевает конкретный образ. В авторском сознании предстает картина неуважительного и корректного нейтралитета двух автономных сил. Перед нами «симфонический» образ неизбежной взаимозависимости двух равноправных сторон, духовной и светской власти. Если модус взаимозависимости неизбежен, тогда необходимо наилучшее устроение, учитывающее интересы церковной и государственной сторон.

В своих размышлениях о церковно-государственном союзе (взаимозависимости) Преосвященный Иоанн использует антропологический образ единения тела и души. Если Церковь ввиду своей духовной природы способна к внегосударственному бытию, то государство, как нечто материальное, не сможет правильно функционировать без духовного фундамента и нравственных ориентиров, превращаясь в «скопище

17

безнравственных людей» . В представленной рефлексии церковного публициста ощущается перекос духовного над материальным. Более того, общие размышления о приоритете духовного над материальным автор сужает и конкретизирует по следующей логической цепочке: духовность и нравственность сплачивает общество и государство; духовность артикулируется религиозным сознанием; вершиной религиозной мысли и поведения является христианство, Церковь; соответственно идеальное государство получает свою нравственную опору через христианскую Церковь. Отсюда вывод: государство может существовать без Церкви, лишь отказавшись «от своего высшего нравственного значения»18. За этими абстрактными размышлениями Преосвященного Иоанна о недальновидности идеологии либерального секуляризма проглядывается скрытая критика петровской синодальной системы, в которой государственная власть доминировала над остальными социальными институциями. Учитывая, что Иоанн (Соколов) использовал более общую аргументацию, представленная рефлексия с мировоззренческой точки зрения оказалась более глубинным опровержением синодальной системы, чем если бы это был детальный и актуальный разбор ее отдельных недостатков. Более того, благодаря этой характерной

15 См.: Языкова В. Е. Церковь и государство в Италии в политической концепции К.Б. Кавура: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Языкова Вероника Евгеньевна; [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН]. - Москва, 2009.

16 Иоанн (Соколов) еп. Церковь и государство // Христианское чтение. 1865. Ч. 1. С. 512.

17 Там же. С. 513.

18 Там же. С. 513 - 514.

умозрительности и авторскому стилю данная статья смогла пройти через сито цензуры и дойти до широкой публики.

Итак, начало статьи посредством абстрактных размышлений и онтологической аргументации задает общее направление мысли, где церковный публицист фактически занимается апологетикой общественной роли и государственного значения Церкви. В основной части работы автор обращается к конкретике, а именно историческим формам церковно-государственных отношений. Но даже обращаясь к истории, Преосвященный все равно использует умозрительную аргументацию, а именно доктринальную классификацию Церкви на «воинствующую» и «торжествующую». Таким образом, государственно-церковные взаимоотношения оцениваются двойственно, учитывая внутреннюю («как царство религии или духовно-нравственного союза христиан») и внешнюю стороны («видимое общество верующих») Церкви19. Далее Преосвященный рассматривает вариации взаимоотношений с государством, основываясь на двух измерениях Церкви. Логика размышлений епископа Иоанна следующая. Внутренняя сторона Церкви в целом благоприятствует единению с государством, ведь исключительно духовные и нравственные интенции христианства никак не пересекаются или противоречат политическим целям. Церковь в своем духовном измерении не стремится к преобразованию гражданских порядков, национальных традиций, государственных режимов. Напротив, богослужебная жизнь или строгая дисциплина Церкви лишь укрепляет социальные связи, поэтому государство может идти на контакт с Церковью хотя бы из-за прагматических целей. По мысли Преосвященного Иоанна, целостность социума и правовое мышление граждан обусловлены в большей степени нравственной силой, религиозным духом, соображениями совести20.

Что касается внешней стороны Церкви, то здесь возможность взаимоотношений с государством усложняется, предоставляя несколько вариаций. Преосвященный Иоанн классифицирует несколько моделей взаимоотношений на основании нескольких параметров. Более того, автор осуществляет сравнительный анализ исторических моделей церковно-государственных отношений, обращаясь к примерам разных христианских конфессий. В этой части Преосвященный Иоанн с области церковно -общественной мысли переходит в сферу сравнительного богословия, занимаясь апологетикой форм взаимоотношений, свойственных Православной традиции. Здесь совершенно логичным кажется стремление русского церковного иерарха

защитить церковно-общественную традицию, вышедшую из недр

21

Православной Церкви . Формат «симфонии» представляется Преосвященному наиболее подходящим ввиду его близости святоотеческим традициям. Автор сравнивает концепции Православной и Римско-католической церкви. Опять же превосходство первой над второй проводится на основании довольно

19 Там же. С. 514.

20 Там же. С. 516.

21 Там же. С. 517.

отвлеченной аргументации. В истории Восточной и Западной церквей взаимоотношения «священства и царства» реализовывались далеко не идеально, с многочисленными нарушениями. Но если посягательства византийских императоров на полномочия духовной власти Восточной Церкви были скорее печальными исключениями из фундаментального концепта «симфонии», то в случае Западной Церкви виновником патологии церковно -государственных отношений был сам папский престол, претендовавший на светскую власть и «воцаряя в себе самой мирской дух»22.

Здесь очень важна традиционная в историографии мысль Преосвященного Иоанна о конечном виновнике нарушений взаимоотношений Церкви и государства: в Римско-католической церкви инициатором нестроений был Римский предстоятель («папоцезаризм»), а в случае Православной Церкви ответственными за разрушение «симфонии» в большинстве случаев были византийские императоры («цезарепапизм»). В подтверждение этому церковный публицист приводит многочисленные случаи из византийской истории: появление монофелитства при имп. Ираклии (610 - 642) или иконоборческая политика Исаврийской династии (Лев III Исавр (717 - 741) и Константин V (741 - 775)), Лионская и Ферраро-Флорентийские унии, осуществляемые и контролируемые светской властью Византии. Ход мысли Преосвященного был следующий: если Православная Церковь в конце концов преодолевала догматические и канонические кризисы, вызванными злоупотреблениями светских правителей Византии, то Римско-католической церкви это было трудно сделать ввиду изначального вероучительного искажения и претензий папства на светскую власть.

В этих размышлениях Владыки Иоанна относительно искаженной модели церковно-государственных отношений в Римско-католической церкви видно влияние концепции А.С. Хомякова о доктринальных нарушениях Западной

23

церкви . Именно к середине 60-х гг. относятся классические работы знаменитого русского религиозного мыслителя по экклезиологии, известные в том числе и критикой догматического сознания Римско-католической церкви.

Показательно, что Владыка Иоанн практически не обращается к российскому опыту взаимоотношений «царства и священства», хотя достаточно детально это делает относительно Восточных церквей и Римско-католической церкви. Скорее всего, Преосвященный Иоанн считал, что церковно -общественна модель Русской Церкви была полноценно унаследована от византийского опыта. Хотя существует точка зрения отдельных византологов

24

(Н. Скабалланович, Ф.И. Успенский, А.А. Васильев)24, считавших, что Константинопольский патриархат в рамках византийской «симфонии» обладал большей автономией, чем Русская Православная Церковь, учитывая, что

22 Там же.

23 См.: Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С. Хомякова // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 7. С. 47-59.

24 Блиев В. Р. Проблема отношений христианской церкви и государства в Византии в освещении отечественной византинистики второй половины XIX - начала XX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.09 / Блиев Владимир Русланович; [Место защиты: Том. гос. ун-т]. - Томск, 2011.

христианство на Руси появилось во многом за счет усилий светской власти. Выражаясь по-иному, Русское Православие с самого своего появления было более связано со светской властью в качестве общественного института, чем это наблюдалось в Византии. К сожалению, церковный публицист, ярко описывая посягательства византийских императоров на духовную власть, совершенно проигнорировал схожие прецеденты нарушения церковно-государственных отношений со стороны светской власти в истории государства Российского (в частности, Иоанн Грозный, Алексей Михайлович, Петр I и их религиозная политика).

После выявления исторических типов церковно-государственных отношений Владыка Иоанн вновь обращается к достаточно абстрактной тематике корреляции церковных и гражданских обязательств. Насколько необходимы к исполнению для христианина государственные установления? Суждения Владыки Иоанна остаются глубоко государственническими. Для церковного публициста духовные обязанности и их исполнение не позволяют игнорировать обязанности перед обществом и государством. Более того, для автора Церковь должна сообразовываться в своих установлениях с государственными законами и общественным порядком. Замечательно, когда государственное законодательство и социальный порядок следуют евангельской этике и христианскому духу, тогда образуется некий эффект соучастия и соработничества государства и Церкви. Однако, если существуют определенные противоречия, по мысли Иоанна, Церкви лучше претерпеть некоторые лишения, чем враждовать с государством или «идти против общественного порядка»25. Здесь Преосвященный Иоанн предстает как убежденный этатист и государственник. Вышеописанные размышления Преосвященного Иоанна трудно принять современному читателю после 70-летнего правления атеистического государства, в котором планомерно и на законодательном уровне осуществлялись гонения на религию. Однако надо понимать исторический контекст публицистических работ Преосвященного Иоанна, где «господствующее и первенствующее» положение Православия не подвергалось сомнению, а стратегия антицерковной деятельности российского государства в будущем рассматривалась как нечто абсурдное и маловероятное. В конечном итоге, для Владыки Иоанна идеальный модус взаимоотношений Церкви и государства предполагал соблюдение двух условий: 1) государственная защита и покровительство христианской вере; 2) лояльность Церкви государственным порядкам и текущему политическому режиму.

Для своей концепции «симфонии» церковно-государственных отношений, где Церковь является не просто объектом политики светской власти, но полноценным субъектом взаимоотношений с государством, Иоанн (Соколов) ссылается на Священное Писание Нового Завета. В частности, выражение Господа нашего Иисуса Христа «итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) церковный писатель рассматривает как подтверждение необходимости лояльного отношения Церкви к государству и

25 Иоанн (Соколов) еп. Церковь и государство // Христианское чтение. 1865. Ч. 1. С. 518.

17

обществу. Причем эта лояльность должна быть безусловной, даже несмотря на возможную чуждость и враждебность христианству. Более того, акцентируется внимание на трансцендентном источнике политической власти: «ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Трансцендентный (сакральный) характер самодержавной власти рассматривается церковным публицистом как нечто само собой разумеющееся. Отсюда необходимость постоянной молитвы за царствующий дом и поддержка всех связанных с ним властных институций. Лояльность государству должна иметь активный характер, вынося пастырские прещения всем врагам государства: члены Церкви, изменяющие государству и законной власти, должны быть подвергнуты «церковному отлучению»26. В свою очередь, Церковь имеет право обращаться к светской власти за помощью для поддержания мира и благочиния, когда «собственные ее меры оказываются

27

недостаточными» . Что понимал Владыка Иоанн под «государственной помощью», за которой в определённые моменты истории обращалась Церковь? Автор, ссылаясь на исторические прецеденты Византийской истории, свидетельствует о полноценной государственной политике поддержки авторитета, благочиния и порядка в Церкви. Получается, что церковная лояльность правящему режиму обязывала государство отвечать поддержкой. Таким образом, мы возвращаемся к началу статьи к авторской концепции о взаимных обязанностях и взаимозависимости Церкви и государства.

Здесь стоит отметить, что византийская политико-правовая традиция подтверждала умозрительную модель идеальных церковно-государственных отношений Иоанна (Соколова). Но опять же эта модель не реализовывалась в социальной действительности взаимодействия «священства и царства» в Византийской империи. Возьмем, к примеру, религиозную политику св. Юстиниана Великого (527 - 565). В его «Дигестах» фактически и была сформулирована знаменитая концепция «симфонии»: «священство и царство» как благодеяния Божьи, дарованные человечеству после грехопадения ради последующего спасения. При наличии этой идеологемы мы видим, как тот же Юстиниан постоянно нарушал паритет и контролировал церковную политику, что привело к монофизитскому кризису. Интересно, что последующие византийские императоры действовали примерно в том же русле, озвучивая идеологему о «царстве и священстве» и перманентно вмешиваясь в дела Церкви. Патриарх Фотий (вторая половина IX в.) в дальнейшем пытался снять это явное противоречие обращением к новозаветной категории «удерживающего» («катехон»), приостанавливающего приход антихриста. Фотий именно в церковной политике византийского императора видел отражение функции «катехона». Тем не менее, далеко не все византийские императоры в силу личного мировоззрения или слабой веры следовали принципу симфонии властей. Таким образом, мы видим, что сложная историческая реальность взаимоотношений духовной и светской власти была

26 Там же. С. 522.

27 Там же. С. 523.

наполнена парадоксами и противоречиями, поэтому ее было трудно оценивать однозначно.

Итак, публицистическая мысль Преосвященного Иоанна отличалась внешними противоречиями: к примеру, признавая в целом негативный опыт церковно-государственных отношений в Византии, автор категорически настаивал на оптимальном характере концепции «симфонии», на основании которой реализовывались эти самые взаимоотношения. Теоретический конструкт - оптимален, а вот фактическая реализация пестрит отрицательными прецедентами. Отметим, что все же публицистически статьи носили абстрактный характер и не углублялись в историческую конкретику.

Тем не менее, Преосвященный Иоанн одним из первых в рамках церковно-общественной дискуссии стал озвучивать следующие важные идеи, оказавшие воздействие на церковную публицистику в дальнейшем. Во-первых, византийский опыт церковно-государственных отношений в целом можно оценивать как негативный, искажающий идеальную «симфонию» по причине агрессивной религиозной политики отдельных императоров. Во-вторых, концепцию «симфонии» как теоретико-теологический конструкт в своих оценках следует отделять от социальной его реализации, действительного праксиса Церкви и государства (искажения «цезарепапизма» и «папоцезаризма»). В-третьих, несмотря на кажущееся противоречие теории и практики церковно-государственных отношений в православной традиции, концепция «симфонии», выработанная в Византии, является оптимальной и максимально эффективной. В-четвертых, артикулированы критерии и принципы взаимных обязанностей в идеальной модели взаимоотношений Церкви и государства.

Публицистические труды Преосвященного Иоанна имели по большей части системно богословский характер и никогда не терялись в мелких прениях «на злобу дня». Эта системность церковно-общественной рефлексии Владыки Иоанна (Соколова), несмотря на присущую ей фундаментальность и четкую аргументацию, имела своим следствием один недостаток - недостаточную популярность. К сожалению, публицистические труды Преосвященного Иоанна остались объектом изучения лишь некоторой части церковной консервативной интеллигенции. Стоит отметить широкий охват используемых Иоанном (Соколовым) свидетельств из истории Церкви при составлении статей, что было не свойственно для публицистических работ того времени. Хотя статьи Преосвященного Иоанна были не лишены абстрактно-богословских рассуждений, это, в конечном итоге, стало объектом критических нападок скептически настроенной ввиду атеистического мировоззрения интеллигенции.

Заключение

Статьи Преосвященного Иоанна в журнале «Христианское Чтение», несмотря на свой узконаправленный характер, оставались одним из первых опытов церковной публицистики, отражающей тематику церковно-государственных отношений пореформенной Российской Империи. Учитывая

сугубо богословское направление церковно-общественной рефлексии автора, Преосвященный Иоанн предлагает определенные решения, способствующие нормализации церковно-государственных отношений. Владыка Иоанн в своих размышлениях на тему церковно-государственных отношений опирается на классическую концепцию «симфонии», усматривая решение проблемы в строгом разграничении полномочий светской и церковной властей. Хотя при этом тут же оговаривается относительно того, что христианское государство не должно забывать о защите интересов Русской Православной Церкви. Конечно, картина симфонии церковно-государственных отношений выстроена несколько идеализированно: каждый социально ответственный гражданин является и исполнительным, «повинующимся духовным пастырям» христианином, что не всегда совпадает с реальным положением дел.

Как церковный канонист, Преосвященный Иоанн видит стройную и последовательную законодательную базу в основе идеальной религиозной политики государства. Без строгого, внятного, непротиворечивого законотворчества светская власть не способна выстраивать правильные взаимоотношения с религиозными организациями, не впадая в соблазн репрессий и дискриминации. Но стоит отметить, что Преосвященный Иоанн в своей публицистике не преминул напомнить о первенствующем положении Православной Церкви в Российской Империи, что вело к специфической вероисповедной политике государства, к примеру, существенно ограничивая иноконфессиональную миссионерскую, просветительскую и образовательную деятельность. Опять же эти рекомендации сохраняли абстрактный характер, не воплощаясь в конкретные законодательные проекты.

В данном случае важно отметить следующее: Преосвященный Иоанн в своих церковно-общественных статьях во многом заложил общее направление и идейные основы консервативной публицистики кон. XIX - нач. XX вв. за авторством православных иерархов и богословов. Но стоит и сказать, что этим направлением церковная публицистика не ограничивалась, и в тот же период 1860 - 1870 гг. сформировалась либеральная повестка, кардинально отличная в вопросе церковно-государственных отношений.

Источники

1. Иоанн (Соколов), еп. Об основаниях русского церковного права. // Христианское чтение. 1846. № 11. С. 307

2. Иоанн (Соколов), еп. Опыт курса церковного законоведения / [Соч.] Архим. Иоанна. Т. 1. - СПб.: тип. Фишера, 1851.

3. Иоанн (Соколов), еп. О свободе совести. Религиозные основания и исторические начала этой свободы / Иоанн, епископ // Христианское чтение. - 1864. - С. 39-103, 115-172, 227-272, 392-416; 1865. - Ч. 1. - С. 255-286; 1865.- Ч.2.-С.427-502.

4. Иоанн (Соколов) еп. Церковь и государство // Христианское чтение. 1865. Ч. 1. С. 510 -537.

5. Иоанн (Соколов), еп. О церковном законодательстве // Христианское чтение. 1865. № 4. С.368 - 404.

Литература

1. Барсов Н. И. Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, как проповедник // Христианское чтение. 1872. — № 11. — С. 420-440.

2. Бердников И. С. Дополнения к краткому курсу церковного права Православной Греко-российской церкви. Казань: Тип. Императ. Университета, 1889.

3. Бердников, И. С. Краткий курс церковного права православной церкви / И. С. Бердников.

- 2-е изд. перераб. - Казань: типография Императорского Университета, 1903. - 324 с.

4. Блиев В. Р. Проблема отношений христианской церкви и государства в Византии в освещении отечественной византинистики второй половины XIX - начала XX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.09 / Блиев Владимир Русланович; [Место защиты: Том. гос. ун-т]. - Томск, 2011. - 29 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С. Хомякова // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 7. С. 47-59.

6. Гусев, А. Церковно-общественная проблема в нашей журналистике. К вопросу о взаимных отношениях между церковью и государством // Православное обозрение. — 1877.

- Май. - С. 144-172.

7. Иоанн (Соколов) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб., 1897. - Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 281-282.

8. Исидор (Тупикин), митр. Жизнь и служение епископа смоленского Иоанна (Соколова) в стенах Санкт-Петербургских духовных школ // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 158—167.

9. Исидор (Тупикин), митр. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. К 200-летию со дня рождения епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) // Журнал Московской патриархии. 2018. - № 7 (920). - С. 44-51.

10. Исидор (Тупикин), митр. Наука канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии и основные ее представители // Христианское чтение. - 2019. - № 2(85). - С. 8898.

11. Куницын Б. Казанский коллега В.О. Ключевского // Эхо веков. Научно-документальный журнал. 2006. № 2.

12. Остроумов, М. А. Очерк православного церковного права: Ч. 1. / М. А. Остроумов. -Харьков: тип. Губ. правл., 1893. - 672 с.

13. Покровский И. Иоанн, еп. Смоленский // Православная богословская энциклопедия. 1906. Т. 7. Стб. 141.

14. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского / Соч. Павла Прокошева. - Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1895. - [4], 389 с.

15. Романский Н. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, его жизнь и проповеднические труды. - М.: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1887. — 283, [1], II с.

16. Рождественский Д. В. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский. - Сергиев-Посад: Типография Троице-Сергиевой лавры, 1914. - 98 с.

17. Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. Киев: Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2007.

18. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М.: Ин-т русской цивилизации, 2009.

19. Цыпин В., протоиерей. Церковное право: Учеб. пособие / Протоиерей Владислав Цыпин.

- [2-е изд.]. - М.: Круглый стол по религиоз. образованию в Рус. православ. церкви: Изд-во МФТИ, 1996. - 442 с.

20. Цыпин В., протоиерей. Каноническое право // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XXX: Каменец-Подольская и Городокская епархия - Каракал. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. - С. 367-392.

21. Языкова В. Е. Церковь и государство в Италии в политической концепции К.Б. Кавура: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Языкова Вероника Евгеньевна; [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН]. - Москва, 2009. - 256 с.

Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor (Tupikin Roman Vladimirovich) Rector of the Smolensk Orthodox Theological Seminary

Interpretation of the Church-State Relations in the russian thought of the mid-19th century on the example of the works of Bishop John (Sokolov)

Abstract. The issue of church-state relations is still in priority in public speeches by official Church speakers even considering the positive experience of interaction between the Russian Orthodox Church and secular authorities in the Russian Federation at present. An optimal understanding of the problem of church-state relations requires recourse to the discussions of the past. The rich history of scientific and journalistic discussions on the question of the relationship of church and secular authority needs study, systematization, analysis. The authors among the hierarchs of the Russian Orthodox Church made a significant contribution to the public discussion of the problem of church-state relations. The article focuses on the study of the ecclesiastical-social reflection of the representatives of the Russian Orthodox Church in the middle of the 19th century on the example of the works of St. John (Sokolov). Bishop John expressed a mostly conservative point of view in these discussions using abstract argumentation on a theological and canonical basis. The church author proposed certain solutions contributing to the normalization of church-state relations. In his reflections on the topic of church-state relations Bishop John relied on the classical concept of «symphony» and saw the solution of the problem in the strict separation of powers of secular and ecclesiastical authorities. In his church and public articles, Bishop John laid down the general direction and ideological foundations of conservative journalism by Orthodox hierarchs and theologians of 19th-20th centuries.

Keywords: canon law, ecclesiastical law, Bishop John (Sokolov), Byzantium, Russia, Church, state, symphony, Caesaropapism, journalism

References

John (Sokolov), ep. On the foundations of Russian Church Law. // Christian reading. 1846. No. 11. p. 307

John (Sokolov), ep. The experience of the course of Church jurisprudence / [Op.] Archim. John. Vol. 1. - St. Petersburg.: type. Fischer, 1851.

John (Sokolov), ep. About freedom of conscience. Religious foundations and historical beginnings of this freedom / John, Bishop // Christian reading. - 1864. - p. 39-103, 115-172, 227272, 392-416; 1865. - Part 1. - pp. 255-286; 1865.- Part2.-pp.427-502.

22

John (Sokolov) ep. Church and State // Christian Reading. 1865. Part 1. pp. 510 - 537. John (Sokolov), ep. On Church legislation // Christian reading. 1865. No. 4. pp. 368 - 404. Barsov N. I. Ioann (Sokolov), Bishop of Smolensk, as a preacher // Christian reading. 1872.

— No. 11. — pp. 420-440.

Berdnikov I. S. Additions to the short course of church law of the Orthodox Greek-Russian Church. Kazan: Type. Imperat. University, 1889.

Berdnikov, I. S. A short course in the Church law of the Orthodox Church / I. S. Berdnikov. -2nd ed. reprint. - Kazan: printing house of the Imperial University, 1903. - 324 p.

Bliev V. R. The problem of relations between the Christian Church and the state in Byzantium in the coverage of Domestic Byzantine studies of the second half of the XIX - early XX centuries: abstract of the dissertation of the Candidate of Historical Sciences: 07.00.09 / Bliev Vladimir Ruslanovich; [Place of defense: Vol. state University]. - Tomsk, 2011. - 29 p.

Vedernikov A. The idea of the Church in the writings of A.S. Khomyakov // Journal of the Moscow Patriarchate. 1954. No. 7. pp. 47-59.

Gusev, A. Church-social problem in our journalism. On the question of mutual relations between the Church and the state // Orthodox Review. - 1877. — May. - pp. 144-172.

John (Sokolov) // Russian Biographical dictionary: in 25 volumes. — St. Petersburg, 1897. -Vol. 8: Ibak — Klyucharev. — pp. 281 - 282.

Isidor (Tupikin), mitr. The life and ministry of Bishop John (Sokolov) of Smolensk within the walls of St. Petersburg theological schools // Christian Reading. — 2017. — No. 5. — pp. 158-167.

Isidore (Tupikin), mitr. A city standing on top of a mountain cannot hide. To the 200th anniversary of the birth of Bishop John (Sokolov) of Smolensk and Dorogobuzhsky // Journal of the Moscow Patriarchate. 2018. - № 7 (920). - Pp. 44-51.

Isidore (Tupikin), mitr. The science of canon law at the St. Petersburg Theological Academy and its main representatives // Christian Reading. - 2019. - № 2(85). - P. 88 - 98.

Kunitsyn B. Kazan colleague V.O. Klyuchevsky // The echo of centuries. Scientific and documentary journal. 2006. № 2.

Ostroumov, M. A. An essay on Orthodox Church law: Part 1. / M. A. Ostroumov. - Kharkiv: tip. Gubernia pravl., 1893. - 672 p.

Pokrovsky I. Ioann, ep. Smolensky // Orthodox Theological Encyclopedia. 1906. Vol. 7. Stb.

141.

Prokoshev P. A. Canonical works of John, Bishop of Smolensk / Op. Pavel Prokoshev. -Kazan: tipo-lit. Imp. un, 1895. - [4], 389 p.

Romansky N. Right Reverend John, Bishop of Smolensk, his life and preaching works. - M.: Type. L. and A. Snegirev, 1887. — 283, [1], II p .

Rozhdestvensky D. V. His Grace John, Bishop of Smolensk. - Sergiev Posad: Printing house of the Trinity-Sergius Lavra, 1914. - 98 p.

Talberg N. D. History of the Russian Church. Kiev: Publishing House. St. Leo, Pope of Rome, 2007.

Florovsky G., prot. Russian Russian Theology Paths. M.: Institute of Russian Civilization,

2009.

Tsypin V., Archpriest. Church Law: Textbook / Archpriest Vladislav Tsypin. - [2nd ed.]. -M.: Round table on Religion. education in Rus. pravoslav. churches: MIPT Publishing House, 1996.

- 442 p.

Tsypin V., Archpriest. Canon Law // Orthodox Encyclopedia / Ed. Patriarch Kirill of Moscow and All Russia. Vol. XXX: Kamenets-Podolsk and Gorodok Diocese - Karakal. - Moscow: Church Research Center "Orthodox Encyclopedia", 2012. - pp. 367-392.

Yazykova V. E. Church and state in Italy in the political concept of K.B. Cavour: dissertation... Candidate of Historical Sciences: 07.00.03 / Veronika Evgenievna Yazykova; [Place of defense: In-t General. history of the Russian Academy of Sciences]. - Moscow, 2009. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.