Интерпретация проблемы «отцов и детей» в творчестве
М.Шолохова
М.Б.Солиева
Наманганский государственный университет
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы «отцов и детей» в творчестве М.Шолохова. Проблема «отцов и детей» - вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни одного народа, ни одну эпоху. Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Данная проблема была затронута в творчестве Шолохова, как один из главных проблем всего общества. Ему первому была поставлена эта задача. А именно отразить, как новое поколение молодых людей стремится все изменить в борьбе со старым укладом и старыми порядками.
Ключевые слова: М.Шолохов, «Тихий Дон», «Родинка», предательство, любовь, воспитание, традиции и уклады, семейные противоречия
Interpretation of the problem of "fathers and children" in the
works of M.Sholokhov
M.B.Solieva Namangan State University
Abstract: The article is devoted to the study of the problem of "fathers and children" in the work of M.Sholokhov. The problem of "fathers and children" is an eternal problem with which humanity faces from year to year. She did not bypass a single nation, not a single era. Each time, fathers and children conflict with each other, each time they find reasons for disagreement. This problem was affected in Sholokhov's work, as one of the main problems of the whole society. He was the first to set this task. Namely, to reflect how the new generation of young people seeks to change everything in the fight against the old way of life and old order.
Keywords: M.Sholokhov, "Quiet Don", "Mole", betrayal, love, upbringing, traditions and lies, family contradiction
Шолохов ...- художник-гений, явление совершенно особое по эпическому размаху, необыкновенной выразительности и поэтической мощи реалистического повествования, явление сугубо советское и в то же время
всемирное...Его могучая проза может служить эталоном жанра всех времён. (Айтматов Чингиз Торекулович)
Михаил Александрович Шолохов - выдающийся талантливый русский писатель ХХ века, Лауреат Нобелевской премии. Его имя известно всему миру. Мировая пресса, говоря о книгах Шолохова, называет их «шедеврами века», «глыбами мировой литературы», гигантскими эпохальными фресками ХХ века». Эпос Шолохова во многом напоминает эпос Льва Толстого.
Общественный интерес к Шолохову с первых его шагов в литературе всегда был активным и устойчивым. Ныне этот интерес стал всеобъемлющим. Из его круга не выпадает ничего, что связано с творчеством и личностью писателя. Исторические реалии и эстетические особенности художественного мира Шолохова многократно становились предметом научного анализа. На сегодняшний день существует более сотни научных диссертации, исследующих художественное наследие писателя. Причиной этому стала значимость творческих исканий Шолохова, в их актуальности для уже нескольких поколений читателей и литературоведов. В последние столетия, интерес к творчеству Шолохова взрос, это объясняется тем, что во дни распада и междоусобиц возрастает значение той литературы, которая лечит человеческую душу. Злободневность шолоховской прозы, и прежде всего «Тихий дон» и «Донские рассказы» как раз таковы. Феномен Шолохова-художника, соединяющий лучшие традиции русской классики с творческой своеобразностью мастера, осмысливался в литературоведении ХХ века в разных аспектах по-разному. Это подтверждают работы Ф.Абрамова, А.Хватова, В.Васильева, Ю.Лукина, Н.Котовчихина, Ф.Кузнецова, А.Журавлевой, Ю.Дворяшина, В.Гуры и др. ставшие основой постижения шолоховского творчества.
В своей научной работе, «Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М.А.Шолохова» доктор филологических наук, Поль Дмитрий Владимирович, подробно останавливался в таких шолоховских героях, как герои-творцы, герои-странники, герои-защитники, герои-хранители. «Признавая наличие в литературе универсальных, образов и мотивов, можно подразделить их-впрочем, весьма условна - на две группы.
Первую образуют универсальные образы и мотивы, восходящие к архитипическому и мифологическому пластам человеческого сознания, они интернациональны и неуклонно, с необходимостью реализуют себя во всех национальных литературах.... Вторая группа состоит из тех образов и мотивов, которые возникли в процессе художественного творчества и также стали неотъемлемым элементом и ориентиром литературного процесса. В отличии от первой группы вторая тесно связана с константами того или иного
национального сознания и сильно зависит от религиозной и культурной традиции. В отношении второй группы можно говорить о такой категории, как «вечные образы» - это литературные персонажи, получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох, ставшими своеобразными «знаками» для культуры: Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др. Возможно - время в данном случае лучший проверщик- к этому ряду может быть добавлен и Григорий Мелехов; и в данном случае в национальном также проявляется общемировое содержание...»
В данной статье рассматривается интерпретация проблемы «отцов и детей» в творчестве М.Шолохова на примере произведений «Тихий Дон» и «Родинка».
Конфликт поколений - вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни одного народа, ни одну эпоху. Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Но в чем же заключается это противостояние? Я думаю, в борьбе мировоззрений. Изменение условий жизни и норм морали влечет за собой смену парадигмы мышления.
Художественные открытия Шолохова составили важный этап в развитии русской и мировой литературы ХХ века. Он обогатил мировую сокровищницу искусства слова, закрепив за литературой, рождённой Октябрём, приоритет в художественном исследовании судьбы народа и человека на изломе времён, порождённом социально-историческими катаклизмами века. Всемирная художественная мысль в уроках автора «Тихого Дона» находит залоги преодолимости духовных тупиков и творческих кризисов, вызванным буржуазным упадком.
Эпоха Октябрьской революции и Гражданской войны вызывала властную потребность изобразить её в монументальных полотнах. Так были созданы вершинные произведения советской классики - «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Хождение по мукам» А.Толстого и «Тихий Дон» М.Шолохова.
Творчество Шолохова стало летописью, драматическим эпосом исторического пути России. Исходя из опыта предшественников, Шолохов поставил перед собой задачу показать «очарование человека» в драматизме его исканий, связанных с жизненным самоопределением. Его герои настоящие живые люди со всеми присущими человеку достоинствами и недостатками, а не просто выразители идеи. Они, без сомнения, дети своего времени, - поэтому стоят перед социальным, а не только общечеловеческим выбором. Но социальное не заслоняет человеческое в их характерах. В этом важнейшие отличие шолоховских героев от героев других советских писателей. Также
Шолохов стремился эпически широко показать основы человеческого бытия, то, на чём, по его мнению, держится мир.
Шолохова всегда волновало историческая родословная казачества. Обладая эпическим масштабным мышлением, он сумел во всех произведениях, а в «Тихом Доне» особенно глубоко, запечатлеть через сказания и песню историческую родословную народа. Чингиз Айтматов так охарактеризовал подобную форму эпического мышления: «Разве не замечательно, если человек ХХ века способен осознать себя современником Одиссея и, в свою очередь, вызвать Одиссея из глубины времени, беседовать с ним. Управление временем это кажется сказкой». [1]
«Тихий Дон» Шолохова - самое яркое из существующих на сегодняшний день произведение о казаках. В «Тихом Доне» Шолохова - вся философия жизни и философия истории донского казачества.
Любое исследование «Тихого Дона» будет неполным без изучения тех универсалий, которые воплотил и выразил роман, того, как преломилось в нём общечеловеческое (универсальное) и национальное. Однако анализ универсального и национального в мире «Тихого Дона» требует рассмотрения всего творчества писателя. Постижение - соотношений общечеловеческого и национального в художественном мире Шолохова расширит представления об особенностях русской литературы и культуры, приблизит к более полному пониманию сочетания универсального и национального в искусстве вообще и в литературе в частности, будет способствовать более глубокому пониманию специфики литературы, закономерностей литературного и эстетического развития. Но это ещё и расширение знаний о человеческой цивилизации, о закономерностях её развития. А ведь «мир классика, будучи художественно-полным, передаёт многое не отдельному писателю, а многосоставной же национальной литературе; и поэтому такое взаимодействие оказывается не личностным только веянием, а связью между общей глубиной прошлого и в принципе столь же ёмким будущим» .[2]
Бытийность «Тихого Дона» прямо связана с правдоискательством Шолохова. Множество правд, «белая», «красная», «казачья», «зелёная» и т.д., утверждаемых различными героями, сталкиваются в романе-эпопее, но ни одна из них не является абсолютной. Для Шолохова главным является поиск основной, Большой Правды, которая не может быть сведена к мелким политическим и личностным конфликтам. В рамках Большой Правды - и это в традициях русской культуры - происходит снятие и преодоление всех конфликтов и противоречий в романе-эпопее «Тихий Дон».[3]
«Тихий Дон» одним из первых произведений затронувший тему «отцов и детей». Ему первому была поставлена эта задача. А именно отразить, как новое
поколение молодых людей советской власти стремится все изменить в борьбе со старым укладом и старыми порядками.
Данная проблема освящена в нескольких казацких семьях. Семья Мелиховых является ярким отражением этой проблемы. Здесь отслеживается отношения отца Пантелея Прокофьевича и сына Григория, матери и дочери Дуняшки. Кроме того, тема «отцов и детей» затронута и в семье Коршуновых. Здесь происходит конфликт между отцом Мироном Коршуновым и дочерью Натальей.
Проблема «отцов и детей» в семье Мелиховых прослеживается на всем протяжении романа. Шолохов подчеркивает, насколько дикими были нравы и дух казачества. В станице в каждой семье, в каждом доме были свои традиции и уклады, которые наследовались из поколения в поколение. Именно поэтому Шолохов так дотошно описывает происхождение мелеховской породы. Неуправляемые, упрямые и грубые, своенравные, и данные качества характера присущи как женской, так и мужской половине.
Шолохову прекрасно удается отразить, как гибнут не только внутренние устои семьи и связь поколений, которая длилась испокон веков, но и всего казачества на Дону. Крепких семей уже и не наблюдается, они разрушены и одиноки.
Семья Мелеховых - образец казачьих устоев: дети подчиняются отцу, женщины подчиняются мужчинам. Григорий, подчинившись отцу, женится на Наталье, которую не любит, но и перечить отцу не может. Аксинья, возлюбленная Григория, также страдает от родительского воспитания. Она жила в постоянном страхе перед отцом. Аксинья не видела нормальных отношений, поэтому она и не смогла дать Григорию крепкой семьи. В противопоставление Аксинье автор показывает Наталью - с хорошим воспитанием и примерным характером. Будучи замужем за Григорием, она родила детей и всячески сохраняла мир в доме. После распада казачества Мелеховы не смогли восстановить семью, так как власть отца Пантелея Прокофьевича держалась на казачьих устоях, и когда не стало опоры, дети начали бунтовать. Дарья начала вести распутную жизнь, а дуняша отдаляется от семьи. Только тогда отец понимает, что ценности не должны быть приказами к исполнению, а лишь советами, которые человек может как принимать, так и отвергать.
Шолохов подчеркивает насколько дикими были нравы казачества. Семья -это основа всей жизни в станице. Каждая фамилия имеет свои традиции. Отличительные черты подчеркивают индивидуальность семей. Каждая сохраняет свое, исконное, полученное по наследству. Корни определяют характер. Именно поэтому автор так подробно описывает, откуда пошла порода
Мелеховых. Непокорные, своенравные, упертые и резкие. Они одинаково решительны в женских и мужских характерах.
Классик не скрывает, как взаимоотношение отцов и детей может наложить свой отпечаток на судьбу. Аксинью насилует родной отец, мать и брат забивают его камнями до смерти. Единый дух проявила семья, чтобы не вынести «сор из избы». Дочь не смогла простить унижения, она живет мыслями о настоящей любви и чувствах. Дарья ведет себя распутно, смеется над устоями, которые ей кажутся устаревшими. К чему приводит такое поведение женщины из хороший семьи? Она гибнет от страшной болезни, решается на самоубийство.
Казачество рушится, потеряв связи в семье. Отцы и дети в «Тихом Доне» переходят и к белым, и к красным. Гибнет связь поколений, распадаются семьи и целые народы. Разрушается казачество. Сложная тема открывается в романе Шолохова с разных сторон. В произведении можно найти много интересных выводов и рассуждений. Семейные противоречие, конфликт «отцов и детей» -это не бытовые разногласия, а противостояние старого и нового времени, прошлого и будущего России.
Ещё одним ярким произведением Шолохова, которое раскрывает проблему «отцов и детей» является рассказ «Родинка». Здесь описывается противопоставление отца и сына. Отец главного героя Николки пропал во время войны, когда он был ещё маленьким. Николка- командир отряда, хотя он ещё очень юн. Ему 18 лет. Сильный, крепкий, настоящий казак. Рисуя образ Николки, автор испытывает двоякое чувство - уважения к храбрости воина, отеческой любви к нему (не случайно он называет его ласково Николка), а также сожаление, что лишен был детства Николка, не получил грамоты (учиться бы поехать.. .опостылело все...). Отряд Николки вызывает уважение жителей окрестных деревень, потому что они не отнимали последнее. [4]
Постижение художественного смысла рассказа М. Шолохова «Родинка» невозможно без интерпретации отраженного в нем архетипического конфликта «отцов и детей», представленного не только в системе персонажей, но и в многочисленных деталях. Внимание к этой стороне человеческой жизни акцентировано названием рассказа. «Родинка - врожденное пятнышко на коже человека», пятнышко, которым природа наделяет человека независимо от его желания. В работах, посвященных шолоховскому рассказу, неоднократно указывалось, что «родинка» - однокоренное слово с «родом», «народом», «родиной», «природой», «урожаем», «родником». А значит, родинка - знак влияния на человека неподвластных ему мировых сил и одновременно указание на глубинную связь человека с миром, вселенной. [5]
Проблема «отцов и детей» в этом рассказе открывается с противопоставлением главных героев, не просто главных героев, а отца и сына. Самое страшное, что могло произойти в мире, это то, что отец стреляет в сына, а сын - в отца. Война вторглась в самое крепкое единение - в семью, разбила ее, развела в разные стороны. Разрушены кровные узы. Отец и сын могли бы жить в любви, вместо этого они убивают друг друга. Что может быть абсурднее: отец, когда-то подаривший сыну жизнь, теперь ее забирает, лишает жизни самое дорогое, что у него осталось на земле.
Гибель Николки - это кульминационный момент рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы оттягивает страшный момент, он не может поверить, что случилось непоправимое. Время действительно останавливается, времени некуда идти - погиб сын, отец убивает будущее.
Заканчивая трагедией свой рассказ Шолохов считает, что семья - это основа мироздания, поэтому никакие благие цели не оправдывают сыноубийства, Ничего в мире нет важнее и дороже жизни человека, а тем более жизни родного, кровно связанного с тобой человека).
Таким образом, противостояние отцов и детей - это противоборство разных идеологий и ценностей, которые человеку навязывает эпоха. Именно молодежь быстрее и охотнее принимает перемены, поэтому она является носителем новых взглядов на мир. Однако старшее поколение не желает отступать и защищает свое мировоззрение. Так и получается извечная борьба мнений. С любовью вспоминает он отца, казака, с детства приучившего его к казачьей жизни (сажал его отец на коня своего служивского).
Использованная литература
1. Шолохов М.А. Роман-эпопея «Тихий Дон». Первая книга.-М.,1928.
2. Шолохов М.А. Сборник «Донские рассказы». Изд.- «Новый мир», 1925.
3. Поль Д.В. док.фил.наук диссертационная работа «Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М.А. Шолохова.2008.
4. Цыценко И.И. кан.фил. наук диссертационная работа «Концепция семьи в романе-эпопее М.А. Шолохова. 2004.
5. Айтматов Ч. Интервью корреспонденту «Литературной газеты» 1976. 12
мая.