Научная статья на тему 'Интерпретация Античности в костюмах трагедии Еврипида «Ипполит»'

Интерпретация Античности в костюмах трагедии Еврипида «Ипполит» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художник / театр / костюм / эскиз / культура Античности / Еврипид / painter / theater / costume / sketches / culture of Antiquity / Euripides

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лисина А. С.

В статье проведен анализ театрально-декорационного творчества Л.Бакста. Слава к Леону Баксту пришла еще при жизни. Всё больше появляется полных реконструкций балетов, оформленных Л. Бакстом. В настоящее время важно понять, почему именно он оставался кумиром, несмотря ни на политическую обстановку (Первая мировая война), ни на смену явлений в области искусства (абстракционизм, футуризм, сюрреализм). Ведь Париж 1910-1920 гг. знаменовался стремительным калейдоскопом событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF ANTIQUITY IN SUITS OF THE TRIPHY OF EURIPID «IPPOLIT»

Glory to Leon Bakst came during his lifetime. More and more complete reconstruction of the ballets, designed by L. Bakst. Now it is important to understand why he remained the idol, regardless of the political situation (World War I), or the change of phenomena in the field of art (abstract art, futurism, surrealism). After Paris of 1910-1920. Was marked by a rapid kaleidoscope of events.

Текст научной работы на тему «Интерпретация Античности в костюмах трагедии Еврипида «Ипполит»»

УДК 7.032

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АНТИЧНОСТИ В КОСТЮМАХ ТРАГЕДИИ ЕВРИПИДА «ИППОЛИТ»

Лисина А.С., магистрант Сыченкова Л.А., доктор исторических наук, доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

fox-95@bk.ru

В статье проведен анализ театрально-декорационного творчества Л.Бакста. Слава к Леону Баксту пришла еще при жизни. Всё больше появляется полных реконструкций балетов, оформленных Л. Бакстом. В настоящее время важно понять, почему именно он оставался кумиром, несмотря ни на политическую обстановку (Первая мировая война), ни на смену явлений в области искусства (абстракционизм, футуризм, сюрреализм). Ведь Париж 1910-1920 гг. знаменовался стремительным калейдоскопом событий.

Ключевые слова: художник, театр, костюм, эскиз, культура Античности, Еврипид.

Для России рубеж Х1Х-ХХ веков был переломным моментом во всех сферах жизнедеятельности - в экономической, социальной, политической, культурной. В это время искусство стремилось к художественному синтезу культур, в особенности это наглядно представлено на примере театрального искусства. Русский театральный художник Леон Бакст считается одним из ярких интерпретаторов наследия Востока и Античности. Интерес к творчеству художника в настоящее время не теряет позиций, это прослеживается в организации множества выставок, посвященных его работам. Речь идет о выставке 2016 года, организованная к 150-летию со дня его рождения, которая проходила в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Концепция выставки заключалась в воздании должного творческому миру Леона Бакста. Интерес к его театрально-декорационному творчеству растет, но проблеме интерпретации культуры Античности не уделено должного внимания. Всё больше появляется полных реконструкций балетов, оформленных Л. Бакстом.

Возрождение интереса к ушедшим культурам характеризует рубеж XIX-XX веков. Призыв возвращения к театру Античности звучит из уст многих видных деятелей искусств. Л. Бакст как театральный художник также использует эти принципы, его первым трудом в области искусства Античности можно назвать работу над пьесой Еврипида «Ипполит», которую перевел Мережсковский, а поставили её на сцене Александрийского театра. Режиссером назначили Юрия Озаровского, который не меньше Леона Бакста разбирался в античности. А сам Леон Бакст совершит свою поездку в Грецию только лишь в 1907 году.

Трагедии «Ипполит» Еврипида (1902), «Эдип в Колоне» (1904) и «Антигона» Софокла (1904), которые оформил Л. Бакст, формируют первую ступень в развитии интерпретации античного наследия, которая стремится к использованию элементов модели Греческого театра, такие как жертвенник, хора, объемным решением сценической площадки в виде орхестры и просцениума [2]. В античной трагедии является обязательным использование единства места и времени, где на сакральной территории соблюдаются свои особые правила. В «Ипполите» также сохраняется этот архаический архитектурный пейзаж. Л. Бакст решил плоскость второго плана декорации

оживить при помощи античного барельефа и скульптур. Дорийский портик, как символ мужества и строгости и классическое изображение кор со статичностью и с их архаической улыбкой на губах, в плотном пеплосе, с согнутой рукой, держащей дань Богам. Статичная поза и мирное выражение лица создают ощущение безмятежности, которое подпитывается монохромностью скульптуры [3].

Используя достоверную историческую стилизацию, Леон Бакст создает художественные образы одежд военачальников, мужей из знати, старцев и самой Антигоны. Важной и отличительной чертой эскизов Леона Бакста можно назвать, что он представляет своих персоналий не в статичной позе, а в динамике, как будто бы они уже на сцене, в процессе своих действий, он избегает жесткости поз. Античная пластика более ярко раскрывает особенности каждой роли и этому также способствует колористическая гамма.

Леон Бакст представляет архаичность костюмов не в белом цвете, а в буйстве красок: красно-оранжевыми, фиолетово-сиреневыми и даже черными тонами. Черпая вдохновение в греческой вазописи, как чернофигурного так и краснофигурного стиля, он осмысливает и рождает новые живописные мотивы, которые обрисовывают образы героев в более контрастном виде на светлом фоне. И этот контраст оживляется густыми орнаментальными пятнами. Орнамент драпировок одежд органично способствует завершению целостного образа греков, так декоративные ритмы организуют силуэт праздничного шествия. Придавая тем самым яркую декоративность [1], раскрывается значение человеческой фигуры, как центральной фигуры действия.

Эскизы костюмов, которые сохранились, раскрывают замысел автора, который он хотел воплотить. Так эскиз праздничного костюма Тезея более всего рассказывает о характерном костюме Античности. Это длинный, оранжевый хитон из цельнокроеного полотна шерсти-крепа, в который втачены рукава с застежкой-прорезью на спине. Полотно полностью декорировано орнаментом с использованием волнистых линий, зубчиков с острыми верхами, фестонов. Это костюм наиболее ярко выражает стиль художника, сохраняя при этом цельный художественный ансамбль [4, С. 252].

Эскиз костюма Федры также был тщательно проработан. Фигура царицы находилась в легком шаге, половина ее лица была скрыта вуалью, из-под которой были виды восточного типа огромные глаза. Пикантной деталью служит слегка открытая грудь, что говорит о ее чувственной натуре. Леон Бакст желал передать характер персонажа через пластику движений, своеобразные одеяния и их гамму. Так и древнегреческим скульпторам было свойственно не делать акцент на лицах.

Драматичным вышел образ няни Федры. Она изображалась худой, жилистой старухой с опущенной головой. Фигура поставлена в профиль, что было свойственно в изображении на вазах Древней Греции. Общий характер драпировок и элементы орнамента: розетки, крестики, круги, овалы, шашечки, а также крупные концентрические круги полностью раскрывают формы античности. Эскизы костюмов Леона Бакста - это самостоятельные и самоценные в своей основе произведения искусства. Вызов, который бросает Л. Бакст в восприятии Античности поражает смелостью и говорит о его уникальной утонченной изысканности.

Литература

1. Борисовская Н.А. Лев Бакст. М.: Искусство, 1979. 120 с.

2. Голынец С.В. Леон Самойлович Бакст, 1866-1924. Л.: Художник РСФСР, 1981. 80 с.

3. Давыдова М.В. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999. 150 с.

4. Пожарская М.Н. Русское театрально-декоративное искусство конца XIX начала XX века. М.: Искусство, 1970. 412 с.

INTERPRETATION OF ANTIQUITY IN SUITS OF THE TRIPHY OF EURIPID «IPPOLIT»

Lisina A.S. Sychenkova L.A.

Glory to Leon Bakst came during his lifetime. More and more complete reconstruction of the ballets, designed by L. Bakst. Now it is important to understand why he remained the idol, regardless of the political situation (World War I), or the change of phenomena in the field of art (abstract art, futurism, surrealism). After Paris of 1910-1920. Was marked by a rapid kaleidoscope of events. Keywords: painter, theater, costume, sketches, culture of Antiquity, Euripides.

Дата поступления 22.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.