DOI: 10.12731/2218-7405-2014-11-23 УДК 316.654
ИНТЕРПРЕТАЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОНЛАЙН-ОПРОСА
Руденкин Д.В.
Статья посвящена рассмотрению смысловых коннотаций слова «Справедливость », формируемых российским политическим сознанием и представленных в русскоязычном сегменте Интернета. На основании вторичного анализа данных проведённых ранее исследований автор анализирует место идеи справедливости в политическом сознании современных россиян. Опираясь на материалы собственного социологического исследования в сети Интернет и на вторичный анализ данных, автор уточняет, какие смысловые значения чаще всего приписываются понятию справедливости в российском обществе, на примере смысловых коннотаций, которые оформились у этого термина в российской части Интернета. Ключевая идея статьи заключается в том, что тематика справедливости стала одной из ключевых для современного российского общества, а её доминирующим её толкованием стало отождествление с понятием закона. В своей работе автор демонстрирует, как именно современные россияне соотносят эти понятия.
Ключевые слова: справедливость; закон; равенство; политическая культура; политическое сознание; онлайн-опрос.
INTERPRETATIONS OF JUSTICE IN CONTEMPORARY RUSSIA: THE RESULT OF ONLINE SURVEY
Rudenkin D.V.
This article is aimed to clarify semantic connotations of the word «Justice», formed by the Russian political consciousness and represented in the language of Russian internet users. On the basis of secondary data analysis, the author analyzes the role of the idea of justice in the political consciousness of contemporary Russian citizens. Using the data of his own sociological research and secondary data analysis, the author describes the meanings often attributed to
the concept of justice in contemporary Russian society and illustrates his ideas on the analysis of the attitudes of Russian Internet users. The key idea of the article is that the theme of justice has become one of the most important for the modern Russian society and it is often understood through the identification with the concept of law. In this article the author describes the relationship between these concepts in the opinion of contemporary Russians
Keywords: justice; law; equality; political culture; political consciousness; online survey.
Введение
Вопрос о справедливости общества, и сам по себе важный и даже болезненный для российской политической культуры, в настоящий момент приобретает повышенную актуальность для россиян. В начале 2014 г. Россия включила в свой состав вышедшую из состава Украины Республику Крым и приютила на своей территории большое количество беженцев, спасающихся от политического кризиса в украинском обществе. Обострившиеся отношения России со странами Европы и США привели к провозглашению обоюдных экономических санкций и в том числе - запретов на ввоз в страну многих товаров, которые за предыдущие годы стали для многих россиян привычными. В самой же российской экономике возникли сложности, в результате которых повысились цены на многие товары первой необходимости. В совокупности все эти и ряд других примечательных тенденций приводят к тому, что в стране возникает целый ряд претендентов на самые витальные блага, тогда как количество самих этих благ как минимум не увеличивается. То есть российское общество напрямую подошло к той ситуации, когда между людьми вновь будут развиваться острые дискуссии о справедливости притязаний тех или иных групп населения на различные социальные блага. В ситуации, когда разным людям приходится вести острую конкуренцию за обладание даже самыми витальными ресурсами, развитие подобных дискуссий неизбежно.
В предлагаемой статье предпринята попытка разобраться в том, какие доминирующие трактовки справедливости сложились на данный момент в российском обществе. Выявляя доминирующие смыслы, которые российское массовое сознание готово приписывать понятию справедливости, мы решаем одновременно две задачи. Во-первых, мы понимаем общий уровень социальной напряженности в российском обществе и оценку современными россиянами тех реалий жизни, с которыми они сталкиваются. Во-вторых, мы реконструируем доминирующие смыслы, которые россияне хотели бы видеть в российском обществе при абсолютно справедливом его устройстве. Тем самым мы получаем представление о том, какие именно дискуссии о справедливости могут ожидать российское общество в условиях обостряющейся
конкуренции за ресурсы. Основываясь на результатах собственных исследований, а также на вторичном анализе данных, которые были получены другими авторами, мы займёмся реконструкцией представлений современных нам россиян о сути справедливости.
Постановка проблемы: категория справедливости в общественном сознании современных россиян
Российские социологи относительно давно обратили внимание на то, что тематика справедливости является одной из наиболее проблемных для российского общественного сознания. В исследованиях отечественных учёных на протяжении всех постсоветских лет развития российского общества неоднократно встречались утверждения о том, что окружающая социальная реальность представляется гражданам как несправедливая, спорная с этической точки зрения и даже нелегитимная. Мы находим такие суждения в работах Б.В. Дубина [5, с. 38], Л.Д. Гудкова [3, с. 21]., Ю.А. Левады [7, с. 31], В.В. Фёдорова [23, с. 208] и других известных в России учёных. Наиболее ярко эта идея, пожалуй, была отражена в самом свежем на момент подготовки статьи всероссийском исследовании по теме представлений россиян о справедливости, которое провел Институт Социологии РАН. По итогам своей работы учёные отметили, что именно справедливость может стать наиболее сильной консолидирующей идеей для российского общества [10, с. 55]. Иначе говоря, сама идея о том, что вопрос о справедливости общества является едва ли не одним из самых важных в мировоззрении современных россиян, стала в отечественном научном сообществе если не общепризнанной, то уж как минимум -широко распространённой.
Впрочем, такая позиция учёных вполне закономерна: данные эмпирических социологических исследований действительно демонстрируют высокую важность идеи справедливости для современного нам россиянина. Так, по данным исследований Р.В. Рывкиной за 2002 г., несправедливым российское общество считали сразу 76% россиян [17]. Опросы Фонда «Общественное мнение» в 2005 году показывали, что до 68% жителей России убеждены в несправедливости окружающего их порядка [11]. Исследования Аналитического центра Юрия Левады демонстрируют, что на протяжении 2000-2013 гг. в России стабильно оказывалась мала доля тех, кто говорил о росте справедливости в обществе, но при этом до 40% всегда были убеждены, что справедливости всё время становится меньше [14]. Наконец, в ходе упомянутого уже исследования Института Социологии РАН выяснилось, что 80% россиян полагают, что сложившиеся в России порядки стабильно несправедливы [10, с. 61]. Эти, как, вероятно, и другие, близкие по теме исследования, говорят о том, что для современного нам россиянина идея справедливости действительно является одной из наиболее важных.
Показателен и тот факт, что столь важное место тематики справедливости для российской политической культуры видно и по заявлениям российских политиков и лидеров общественного мнения. Одна из программных статей, которыми В.В. Путин обозначал приоритетные векторы развития России в 2012 г., и своим названием, и своим содержанием напрямую апеллировала именно к вопросу о справедливости [15]. Справедливость неоднократно называл в числе наиболее важных для России ценностей Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл [18]. Неоднократно подчёркивали необходимость повысить справедливость российского общества бизнесмен М.Д. Прохоров [8], лидер КПРФ Г. А. Зюганов [2], философ А.Г. Дугин [21] и многие другие лидеры российского общественного мнения. То есть принципиальная значимость идеи справедливости для политического сознания россиян осознаётся многими российскими политиками и общественными деятелями. Более того, политики и лидеры общественного мнения стремятся использовать справедливость в качестве идеи, которая может сплотить большое количество людей. По крайней мере, их заявления и призывы к восстановлению (или как вариант - к поддержанию) справедливости общества имеют очевидно интегрирующую и мобилизационную коннотации.
На высокую важность идеи справедливости для политического сознания современного россиянина указывают также и частые апелляции к соответствующей теме со стороны партий и общественных организаций. Пожалуй, самый показательный факт здесь заключается уже как минимум в том, что одна из российских партий, неоднократно входивших в состав Государственной Думы РФ, имеет название «Справедливая Россия». Более того, в программных документах отечественных партий видно стабильное внимание к тематике справедливости. По результатам исследования, проведённого автором статьи осенью 2013 г., удалось установить, что апелляций к справедливости в своих предвыборных лозунгах не избежала ни одна из российских партий, участвовавших в выборах в Государственную Думу РФ 4 декабря 2011 г.1 Заметим также, что, по данным Министерства Юстиции РФ, на ноябрь 2014 г. в России действует 413 общественных организаций, тем или иным образом апеллирующих в своём названии к тематике справедливости или борьбы за справедливость [6]. Ещё 357 организаций с соответствующими названиями были зарегистрированы в реестре ведомства ранее, но позднее прекратили своё существование. Столь частые апелляции отечественных партий и общественных организаций к вопросу справедливости тоже показательны. Они говорят о том, что
1 В данном случае мы апеллируем к результатам исследования, проводившегося нами при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, мероприятие 1.2.2., проект «Идеологические системы в поздней модерности: динамика и механизмы производства публичных пространств», соглашение № 14.А18.21.0514.
соответствующая тематика представляется руководителям этих партий и организаций болезненной и крайне актуальной для российского общества.
Обобщив сказанное выше, мы можем констатировать относительно устойчивый и сильный интерес российского политического сознания к тематике справедливости. Справедливость общества - важный вопрос для абсолютного большинства российских граждан, и важность этого вопроса осознана как учёными, так и политиками. Поэтому в целом мы понимаем, почему некоторые из них провозглашают справедливость той самой идеей, которая может объединить российское общество. Тем не менее, мы полагаем несколько преждевременным вывод о том, что в концепте справедливости обнаруживается главная идея российского общества, которая может объединить между собой разные категории граждан. Справедливость - сложное и многогранное понятие. И, как резонно подмечал в своих историографических изысканиях российско-американский социолог П.А. Сорокин, критерии справедливости и уместного вознаграждения человека в истории человечества всегда были обусловлены контекстуально: то, что считалось одобряемым в одном обществе, вполне могло порицаться в другом [20, с. 257259]. Поэтому, провозглашая справедливость в качестве интегрирующей для общества идеи, легко можно одновременно оказаться и правым, и заблуждающимся. Ведь поскольку критерии справедливости размыты и исторически изменчивы, вполне может оказаться так, что всех россиян действительно объединяет само желание жить в справедливом обществе, но трактовки этого справедливого общества у всех них настолько различны, что их реальное объединение становится просто невозможным.
Современная наука, как известно, выделяет целый ряд подходов к пониманию справедливости, которые с той или иной силой заявляли о себе на протяжении истории человечества. Так, К. Поппер в работе «Открытое общество и его враги» полагал, что современные ему люди рассуждают о справедливости как минимум в шести значениях: от равенства гражданских прав до равного распределения благ и обязанностей [12, с. 123]. Дж. Роулз, считающийся одним из наиболее цитируемых современных учёных в области анализа теорий справедливости, полагал, что в основу разграничения справедливых и несправедливых порядков в обществе в разное время могли быть положены принципы и полезности, и равенства, и совершенства, и даже эгоизма [16, с. 118]. И, как мы полагаем, вполне логичен вывод Н.А. Аргуновой: на доминирующие трактовки справедливости в том или ином обществе влияют и уровень его культурного развития, и сложившаяся политическая ситуация, и достигнутая мера равенства между людьми, и ещё целый ряд факторов [1, с. 317]. Даже этого, беглого и потому заведомо не претендующего на полноту, обзора научных точек зрения, достаточно, чтобы убедиться:
справедливость - это очень многозначное понятие, и разные люди могут понимать его совсем не одинаково. Именно поэтому более или менее обоснованные выводы о месте идеи справедливости в ценностной матрице того или иного общества возможны лишь в том случае, если мы представляем, какие смыслы это общество приписывает такой идее.
В итоге мы подходим к важной концептуальной лакуне в анализе места идеи справедливости в жизни российского общества. С одной стороны, очевидно, что в политическом сознании современных нам россиян идея справедливости занимает одно из ведущих мест, а соответствующие вопросы регулярно ложатся в основу риторики политиков и программ партий. С другой же стороны, вопрос о том, что именно для современных россиян представляет справедливость, пока остаётся не прояснён. Апелляций к справедливости в российской публичной сфере много, но не ясно, насколько целостны и похожи друг на друга смыслы справедливости, которые ими актуализируются. В свою очередь, это означает, что едва ли не каждый россиянин хочет установления в стране идеалов справедливого общества, но сами по себе эти идеалы у людей могут быть принципиально различными. Соответственно, возникает принципиальный вопрос: какой именно справедливости хотят современные нам россияне? Ниже мы опишем результаты своего исследования, в ходе которого мы ставили себе целью продвинуться в понимании именно этого вопроса.
Результаты исследования: справедливость и законность в представлениях российских пользователей интернета
Исследование, которое мы проводили, выполнялось в рамках одного из проектов лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Уральского Федерального Университета. Данные собирались в ходе опроса в сети Интернет - всего было опрошено 318 человек. Мы целенаправленно остановились именно на анализе мнения активных пользователей сети по двум причинам. Во-первых, обсуждение политических вопросов в сети в России практически никак не ограничивается законами (в отличие от информации, которая преподносится по телевидению), а это делает пользователей интернета раскрепощёнными и настроенными на открытое обсуждение сложных мировоззренческих вопросов. Во-вторых, как показывали наши предыдущие исследования2, в российском сегменте Интернета действительно ведётся активная политическая коммуникация между представителями самых разных политических лагерей, и тематика справедливости там занимает одно из ведущих мест.
2 В данном случае мы также ссылаемся на проект, реализованный нами при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, мероприятие 1.2.2., проект «Идеологические системы в поздней модерности: динамика и механизмы производства публичных пространств», соглашение № 14.А18.21.0514.
В итоге, опрашивая людей именно в Интернете, мы получали возможность в относительно короткие сроки собрать срез мнения активной и настроенной на обсуждение интересующих нас тем аудитории. Таким образом, мы заведомо не можем претендовать на репрезентативность сделанных нами выводов по отношению к российскому обществу в целом. Тем не менее, мы вполне можем говорить о том, что собранные нами ответы должны относительно точно отражать настроения российских пользователей Интернета3. И в целом наши выводы могут использоваться как корректная характеристика настроений, имеющихся у пользователей Интернета.
Результаты проведённого нами исследования позволяют сделать несколько принципиальных выводов о характере понимания справедливости среди российских пользователей Интернета. Прежде всего, справедливость - это действительно важная проблема для опрошенных нами пользователей, и их относительно сильно беспокоит её недостаток в современном российском обществе. Так, 73,9% опрошенных нами пользователей уверены, что российское общество устроено несправедливо. Более того, 56,9% опрошенных полагают, что ситуация со справедливостью российского общества не становится хуже, но и принципиально не улучшается. Показательно и то, что лишь 12,9% опрошенных заявили, что либо вообще никогда не сталкивались с проявлениями несправедливости по отношению к себе, либо сталкивались с этим редко: фактически это означает, что более 85% респондентов регулярно видят вокруг себя то, что лично им кажется несправедливым. В совокупности эти показатели свидетельствуют об устойчивой консервации представления о несправедливости российского общества у опрошенных нами пользователей Интернета: они убеждены, что российское общество несправедливо, это затрагивает их лично, и никаких улучшений ситуации не предполагается.
Показательны в этом смысле представления опрошенных о ценностной матрице современного российского общества (табл. 1, 2). В ходе опроса мы просили респондентов отметить, какие ценности, по их мнению, должны быть характерны российскому обществу в идеале, а какие прослеживаются на самом деле. Выяснилось, что ценность справедливости хотели бы видеть в идеальном обществе сразу 66,7% опрошенных, тогда как в реальности её видят в российском обществе всего 2,5%. То есть фактически это означает, что сразу 64,2% опрошенных хотели бы видеть справедливость в качестве одной из важнейших ценностей российского общества, но в реальности они её не ощущают.
3 При расчёте выборки мы вычисляли квоты по полу, возрасту, уровню образования, семейному положению респондентов, опираясь на выявленные ВЦИОМ показатели модальности использования Интернета россиянами
Таблица 1
Ценности, которые опрошенные посчитали слишком слабо выраженными по сравнению с идеальным обществом
Ценности Характерно для идеального общества Характерно для российского общества Разница между долями
Число отве- % от отве- Число отве- % от отве-
тивших. тивших тивших тивших
Закон 243 76,40% 30 9,40% 67,00%
Права человека 240 75,50% 32 10,10% 65,40%
Справедливость 212 66,70% 8 2,50% 64,20%
Свобода 187 58,80% 29 9,10% 49,70%
Доверие 154 48,40% 9 2,80% 45,60%
Мораль 183 57,50% 43 13,50% 44,00%
Равенство 151 47,50% 19 6,00% 41,50%
Семья, дом 139 43,70% 9 2,80% 40,90%
Традиции 216 67,90% 102 32,10% 35,80%
Всего 318 100,0% 318 100,0%
Таблица 2
Ценности, которые опрошенные посчитали слишком сильно выраженными в российском обществе по сравнению с идеальным обществом
Ценности Характерно для российского общества Характерно для идеального общества Разница между долями
Число ответивших % от ответивших Число ответивших % от ответивших
Выгода 270 84,90% 16 5,00% 79,90%
Сила 194 61,00% 16 5,00% 56,00%
Личный успех 252 79,20% 78 24,50% 54,70%
Собственность 201 63,20% 85 26,70% 36,50%
Всего 318 100,00% 318 100,00%
Более весомые различия между идеалом и реальностью получились только по отношению к ценностям закона и прав человека - разница показателей составила, соответственно, 67,0% и 65,4%. Из этого следует вывод, что российское общество не просто воспринимается опрошенными как несправедливое. Явная или мнимая несправедливость российского общества сильно беспокоит многих из них. То, что справедливость приписывается ими идеальному обществу, но не прослеживается в реальном, - признак того, что именно дефицит справедливости многими из них воспринимается как острая социальная патология постсоветской России.
Другой вывод, который мы можем сделать по итогам проведённого исследования, заключается в преимущественно неуравнительном понимании справедливости большинством опрошенных. Лишь треть из них посчитали справедливым такое общество, в котором государство принудительно уравнивает благосостояние людей: отбирает большинство доходов у богатых, чтобы содержать менее обеспеченных. Более того, как выяснилось в ходе ответов опрошенных на прямой вопрос, что представляет собой справедливость, для явного большинства из них смысл этого понятия сводится не к равенству. Собственно, с тем, что справедливость тождественна равенству, согласились лишь 46,2% из них. Само по себе это не мало, но другие варианты упоминались очевидно чаще. Для большинства респондентов справедливость означает нечто иное: в их глазах она понимается в первую очередь сквозь призму законности, честности, нравственности, прав человека (рис. 1). По смыслу все эти варианты, упоминавшиеся опрошенными наиболее часто, апеллируют к правовым, юридическим аспектам. Фактически это означает, что тот дефицит справедливости в российском обществе, который ощущают опрошенные, сводится для них к дефициту законности, честности или, допускаем, объективности. Справедливость в их понимании скорее тождественна не равенству, а законности.
Стоит сказать, что своими ответами опрошенные воспроизводят настроения, которые ранее уже диагностировались социологами в российском обществе. Так, в своё время Л.Д. Гудков напрямую увязывал ощущение россиянами несправедливости общества и их убеждение в нелегитимности окружающего социального порядка [4, с. 21]. Р.Х. Симонян отмечал в своих работах, что доминантой восприятия общественно-политической реальности среди россиян стало чувство обмана: люди стали ощущать, что реальные порядки жизни в России существенно разошлись с высказанными некогда обещаниями и посчитали это крайне нечестным по отношению к себе [19, с. 24]. Л.Б. Москвин отмечал полное разочарование многих россиян в честности происходящих политических процессах и предполагал, что это во многом влияет на восприятие ими российской реальности как заведомо построенной на обмане [9, с. 9]. Эти, как и многие другие исследования, показывают, что своими ответами опрошенные не открывают перед нами каких-то новых, не выявлявшихся прежде настроений. Тем не менее, характер их ответов подтверждает, что устойчивое восприятие законности и честности как первоначал справедливости стало действительно характерно значительному количеству россиян.
Рис. 1. Ассоциации со словом «Справедливость», обозначенные ответами опрошенных
Третий вывод, который мы можем сделать по итогу своего исследования, заключается в том, что справедливость понимается большинством опрошенных как законность, а сама законность - как принципиальное выполнение обязательных правил. Распределение ответов на соответствующий вопрос анкеты (рис. 2) демонстрирует, что наиболее приемлемые для опрошенных трактовки закона сводятся к понятиям ответственности, гарантии от произвола, а также некого правила для решения спорных вопросов. Примечательно, что лишь треть опрошенных убеждена, что закон представляет собой правило, которое стоит на страже интересов большинства людей. Не менее принципиален и тот факт, что большинство опрошенных не посчитали закон инструментом, которым может воспользоваться каждый человек. Если мы обобщим эти ответы, то можно констатировать, что для большинства из респондентов закон - это совокупность некоторых правил поведения, о которых общество однажды договаривается и затем выполняет в любых обстоятельствах. Эти правила, в понимании большинства опрошенных нами людей, не обязательно должны быть добры и даже не обязательно должны защищать интересы большинства. В их понимании, самое главное - чтобы эти правила были однозначными, жёсткими и выполнялись всегда. Именно об этом говорит столь частое ассоциирование закона с ответственностью, сопровождающееся относительно редкими его отождествлениями с правилом, защищающим большинство.
Результаты ответов опрошенных на другие вопросы анкеты укрепляют нас в высказанном предположении. Выяснилось, в частности, что 64,5% опрошенных воспринимают закон как правило, которое должно быть обязательным к исполнению для всех людей и лишь в исключительных случаях позволять кому-то его обходить. Еще 31,1% оказались даже более категоричны в своих суждениях, отметив, что закон должен быть обязателен к исполнению всегда и для всех без исключения. В то же самое время, более полвины опрошенных констатировали, что в современной России законы можно и не выполнять. Сопоставление ответов на эти вопросы демонстрирует, что в сознании многих опрошенных нами людей действительно существует представление о спорном состоянии закона в современной России: у них сформировался запрос на жёсткий, беспристрастный закон, но в реальности такой принципиальной работы правовой системы они в своей стране не ощущают. То есть фактически это означает, что запрос на справедливость российского общества со стороны большинства опрошенных оказывается запросом на законность, а запрос на законность на деле оборачивается запросом на реальное выполнение действующего законодательства.
Рис. 2. Ассоциации со словом «Закон», обозначенные ответами опрошенных
Разумеется, запрос граждан на реальную работу законов в России отмечался социологами и до проведения нашего исследования. Так, Ж.Т. Тощенко указывал на тот факт, что после провальных либеральных реформ 1990-х гг. и расцвета в стране бандитизма более половины россиян стали считать чуть ли не обыденной ситуацию, когда законы не работают [22, с. 258]. Л.Д. Гудков отмечал, что более половины российских граждан смирились с тем, что государство обеспечивает порядок в обществе без явной ориентации на законы [4, с. 192]. А по данным Б.В. Дубина, ещё примерно такая же часть российского населения даже в конце 2000-х гг. была убеждена, что в России в принципе невозможно жить, ориентируясь на законы, так как сами эти законы не работают [5, с. 288]. То есть, постановка вопроса в данном случае не нова: о том, что у российских граждан прослеживается явный запрос на выполнение законов как таковых, учёные говорили и прежде.
Мы в данном случае хотим лишь подчеркнуть: во многом именно в выполнении законов, в их беспристрастном использовании россияне и видят справедливость. Это показывает и наше исследование, проведённое среди пользователей Интернета, и опросы, осуществлённые на всероссийских репрезентативных выборках. Запрос россиян на справедливость представляет собой в первую очередь запрос на эффективное и беспристрастное выполнение законов. Именно закон и его равномерное выполнение для всех категорий населения являются приоритетными при понимания справедливости. Несмотря на то, что в полученных нами ответах видны и другие ассоциации со справедливостью, именно законность и реальное (в противовес номинальному) равенство в правах являются доминирующими смыслами понимания справедливости российским массовым сознанием. Растущий запрос россиян на справедливость общества фактически является растущим запросом на беспристрастное выполнение законов.
По сути мы можем констатировать, что понимание справедливости опрошенными нами пользователями Интернета обладает следующими чертами. Во-первых, отсутствие справедливости абсолютное большинство опрошенных считает одной из главных проблем современного российского общества. Во-вторых, справедливость понимается большинством опрошенных как законность. В-третьих, сама законн6ость большинством трактуется как строгое выполнение жёстких, а потому обязательных для всех норм и правил. Соответственно, запрос на справедливость действительно является целостной, интегрирующей идеей для российского общества, но его важно правильно истолковать: в первую очередь такой запрос означает стремление к принципиальному выполнению законов. При этом мы допускаем, что мнение опрошенных нами пользователей Интернета может не вполне точно отражать настроения россиян, не поль-
зующихся Интернетом. Но мы полагаем, что выявленные нами настроения демонстрируют важные тенденции в понимании современными россиянами проблематики справедливости и обозначают поле для дальнейших исследований.
Выводы
В заключительной части работы отметим некоторые принципиальные положения, которые, на наш взгляд, характеризуют доминанты отношения современных нам россиян к проблематике справедливости.
Во-первых, проблематика справедливости действительно является одной из наиболее ярких и противоречивых в политическом сознании современных россиян. Являясь одной из самых неопределённых категорий, она одновременно является и одной из самых волнующих для современного нам россиянина. Несмотря на то, что трактовки этого понятия на протяжении истории человечества неоднократно менялись, да и в современном мире существует множество его толкований, идею справедливости действительно можно называть как минимум одной из центральных тематик для российского массового сознания. Желание россиян жить в справедливом обществе стабильно выявляют опросы общественного мнения. Российские политики и общественные деятели регулярно выступают с призывами восстановления справедливости в обществе. А партии и общественные организации делают на идее справедливости важный акцент как в названии, так и в программных документах. И в целом то место, которое сейчас занимает в общественном сознании россиян идея справедливости, действительно говорит о том, что её можно рассматривать как интегрирующий тезис для российского общества.
Во-вторых, наиболее явной смысловой коннотацией слова «справедливость» для современных россиян является феномен закона. Российское массовое сознание ощущает дефицит объективной реализации законов в стране, склоняется к тому, что законы во многих случаях стали не обязательны к исполнению, а практика применения нормативов, по их ощущениям, не является объективной. Именно законность становится главной ассоциацией со справедливостью для абсолютного большинства россиян и именно реставрации жесткой и беспристрастной системы законов они хотят, когда говорят о необходимости восстановления справедливости в современном обществе. Соответственно, мы можем говорить о явном рассогласовании желаемого и реального общества в их понимании. Идеальное общество предстаёт для них справедливым и строится на жёсткой и беспристрастной системе законов. Реальное же общество им видится несправедливым - как раз потому, что такой жёсткой системы законов в нём, по их ощущениям, нет.
Работа выполнена в рамках проекта лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Института социальных и политических наук Уральского Федерального Университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Список литературы
1. Аргунова В.Н. Социальная справедливость: теоретико-методологические подходы к изучению // Проблемы теоретической социологии: Межвузовский сборник. - СПб., 2003. Вып. 4. С. 315-323.
2. Геннадий Зюганов: «Мы придём к власти и восстановим справедливость!» / Портал «Свободная пресса» URL: http://svpressa.ru/video/article/48145/ (дата обращения: 09.11.2014).
3. Гудков Л.Д. Инерция пассивной адаптации // Pro et contra. Январь-апрель 2011 г. С. 20-42.
4. Гудков Л.Д. Абортивная модернизация. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011. 630 с.
5. Дубин Б.В. Первый: Борис Ельцин в общественном мнении России // Вестник общественного мнения. 2007. № 4(90). С. 28-38.
6. Информация о некоммерческих организациях, зарегистрированных на территории российской федерации / Официальный сайт Министерства Юстиции РФ URL: http://unro.minjust. ru/NKOs.aspx (дата обращения: 09.11.2014).
7. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С. 28-44.
8. Михаил Прохоров: «Я не только верю в справедливость, я готов за нее бороться. У нас главная задача - борьба c несправедливостью» / Официальный сайт Михаила Прохорова URL: http://mihail-prokhorov.ru/interview/148-interview.html (дата обращения: 09.11.2014).
9. Москвин Л.Б. Власть и общество: проблема доверия // Власть. 2011. № 9. С. 7-10.
10. О чём мечтают россияне: идеал и реальность / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. - М.: Весь мир. 2013. 400 с.
11. Опрос населения «Что такое «справедливое общество»?» / Официальный сайт фонда «Общественное мнение» URL: http://bd.fom.ru/report/map/d074523 (дата обращения: 09.11.2014).
12. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528 с.
13. Практики использования интернета в России / Официальный сайт ВЦИОМ URL: http:// wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=955&q_id=65612&date=30.03.2014 (дата обращения: 09.11.2014).
14. Пресс-выпуск «Итоги 2013 года» / официальный сайт Аналитического центра Юрия Левады URL: http://www.levada.ru/13-01-2014/itogi-2013-goda (дата обращения: 09.11.2014).
15. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. URL: http:// nextrus.ru/interes/389-putin-stroitelstvo-spravedlivosti-socialnaya-politika.html (дата обращения: 09.11.2014).
16. Роулз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск. Издательство Новосибирского Университета. 1995. 511 с.
17. Рывкина Р. Социальная справедливость и общественное мнение / Официальный сайт портала «Полит.ру» URL: http://polit.ru/article/2005/10/12/ryvkina/ (дата обращения: 09.11.2014).
18. Святейший Патриарх Кирилл: Для успешного развития мы должны взять все значимое и ценное из различных периодов истории нашей страны / Официальный сайт Московского Патриархата URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3838694.html (дата обращения: 09.11.2014).
19. Симонян Р.Х. Истоки нынешнего массового настроения в России. // Социология власти. 2011. № 7. С. 19-26.
20. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.- Политиздат, 1992. 543 с.
21. Социальная справедливость / Интернет-портал «Дугин-ТВ» URL: http://dugin.tv/content/ socialnaya-spravedlivost (дата обращения: 09.11.2014).
22. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008. 543 с. С. 258.
23. Фёдоров В.В. Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян. - М.: Праксис, 2010. 384 с.
References
1. Argunova V.N. Sotsial'naya spravedlivost': teoretiko-metodologicheskiye podkhody k izucheni-yu [Social justice: theoretical and methodological approaches to the study] / Problems of theoretical sociology: Interuniversity digest. - Saint Petersburg. 2003, Vol. 4. Pp. 315-323.
2. Gennadiy Zyuganov: «My pridom k vlasti i vosstanovim spravedlivost'! [We will come to power and restore justice!] / Portal «Svobodnaya pressa» [Portal «Free Press»] URL: http://svpressa.ru/ video/article/48145/ (date accessed: 09/11/2014)
3. Gudkov L.D. Inertsiya passivnoy adaptatsii [Inertion of passive adaptation] // // Pro et contra. January-April 2011. Pp. 20-42.
4. Gudkov L.D. Abortivnaya modernizatsiya [Abortive modernization]. - Moscow: ROSSPEN. 2011. 630 p.
5. Dubin B.V. Pervyy: Boris Yel'tsin v obshchestvennom mnenii Rossii [The first: Boris Yeltsin in the public opinion of Russia] // Vestnik obshchestvennogo mneniya [Bulletin of public opinion]. 2007. Vol. 4 (90). Pp. 28-38.
6. Information on non-profit organizations registered in the Russian Federation / The official website of the Ministry of Justice of the Russian Federation URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (date accessed: 11/09/2014).
7. Levada YU.A. Desyat' let peremen v soznanii cheloveka [Ten years of change in human consciousness] // Obshchestvennyye nauki i sovremennost' [Social studies and the present]. 1999. Vol. 5. Pp. 28-44.
8. Mikhail Prokhorov: «YA ne tol'ko veryu v spravedlivost', ya gotov za neye borot'sya. U nas glavnaya zadacha - bor'ba c nespravedlivost'yu» [«I do not only believe in justice, I am willing to fight for it. We have the main task - the fight for justice»] / Official website of Mikhail Prokhorov URL: http://mihail-prokhorov.ru/interview/148-interview .html (date accessed: 11/09/2014).
9. Moskvin L.B. Vlast' i obshchestvo: problema doveriya [Power and Society: a problem of credibility.] // Power. 2011. Vol 9. Pp. 7-10.
10. Chom mechtayut rossiyane: ideal i real'nost' [What are the Russians dream: the ideal and reality] / Ed. by M. Gorshkov, R. Krumm, N. Tikhonova. - M .: The world. 2013. 400 p.
11. Chto takoe «spravedlivoe obshhestvo»? [What is just society?] // Official website of «Public opinion» foundation / URL: http://bd.fom.ru/report/map/d074523 (accessed September 09, 2014).
12. Popper K. Otkrytoye obshchestvo i yego vragi [The Open Society and Its Enemies]. - M.: Feniks, Mezhdunarodnyy fond «Kul'turnaya initsiativa» [Phoenix International Foundation «Cultural Initiative»]. 1992. 528 p.
13. Praktiki ispol'zovaniya interneta v Rossii [The practice of using the Internet in Russia] / Official website of All- Russian Public Opinion Research Center. URL: http://wciom.ru/zh/print_q. php?s_id=955&q_id=65612&date=30.03.2014
14. Press-vypusk «Itogi 2013 goda» [Press release «Results 2013»] / official website of the Yuri Levada Center. URL: http://www.levada.ru/13-01-2014/itogi-2013-goda (date accessed: 09/11/2014).
15. Putin V. Stroitel'stvo spravedlivosti. Sotsial'naya politika dlya Rossii [Construction of justice. Social policy for Russia] URL: http://nextrus.ru/interes/389-putin-stroitelstvo-spravedlivosti-so-cialnaya-politika.html (date accessed: 11/09/2014).
16. Roulz Dzh. Teoriya spravedlivosti [Theory of Justice]. - Novosibirsk. Publishing of Novosibirsk State University. 1995. 511 p.
17. Ryvkina R. Social'naja spravedlivost' i obshhestvennoe mnenie [Social justice and public opinion]. http://polit.ru/article/2005/10/12/ryvkina/ (accessed September 09, 2014).
18. Patriarkh Kirill: Dlya uspeshnogo razvitiya my dolzhny vzyat' vse znachimoye i tsennoye iz razli-chnykh periodov istorii nashey strany [The successful development we must take all the significant and valuable from different periods in the history of our country] / Official site of the Moscow Patriarchate URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3838694.html (date accessed: 11.09.2014).
19. Simonyan R.KH. Istoki nyneshnego massovogo nastroyeniya v Rossii [The origins of this mass sentiment in Russia] / Sotsiologiya vlasti [Sociology of power]. 2011. № 7. Pp. 19-26.
20. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [People. Civilization. Society]. - Moscow: Politizdat, 1992. 543 p.
21. Sotsial'naya spravedlivost' [Social justice] / Internet portal «Dugin-TV» URL: http://dugin.tv/ content/socialnaya-spravedlivost (date accessed: 11/09/2014).
22. Toshchenko ZH.T. Paradoksal'nyy chelovek: monografiya [Paradoxical man]. - Moscow: UNITY-DANA. 2008. 543 p.
23. Fedorov V.V. Russkiy vybor. Vvedeniye v teoriyu elektoral'nogo povedeniya rossiyan [Russian choice. Introduction to the theory of electoral behavior of the Russians]. - Moscow: Praxis, 2010. 384 pp.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Руденкин Дмитрий Васильевич, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и организации работы с молодежью факультета социологии Уральский Государственный Педагогический Университет проспект Космонавтов, д. 26, г. Екатеринбург, 620017, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9700-3150
DATA ABOUT THE AUTHOR
Rudenkin Dmitrij Vasilevich, PhD in Sociology, Assistant professor in the faculty of sociology
Ural State Pedagogical University
26, Prospekt Kosmonavtov, Yekaterinburg, 620017, Russian Federation e-mail: [email protected]
Рецензент:
Никитина Алена Сергеевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ