Научная статья на тему 'Интерпретаторская техника Тадж ад-Дина ибн Йалчигула (на примере толкования к Суре «Ал-Бакара»)'

Интерпретаторская техника Тадж ад-Дина ибн Йалчигула (на примере толкования к Суре «Ал-Бакара») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПРОЗА / INTERPRETATION OF THE KORAN / ISLAM IN THE URAL-VOLGA REGION / ETHICS OF ISLAM / DIDACTIC PROSE / ИСЛАМ В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ / ЭТИКА ИСЛАМА / ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саитбатталов И.Р.

Статья посвящена анализу техники интерпретации священного текста, использованной башкирским богословом Тадж ад-Дином ибн Йалчигулом в толковании к одной седьмой части Корана. Установлено, что автор следует классическому канону разъяснения мусульманского текста, с применением филологического, историко-биографического и религиозно-правового комментария. Специфическим для исследуемого памятника является этико-дидактический акцент в интерпретации элементов текста, не содержащих прямых апелляций к верующим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAJ AD-DIN IBN YALCHIGUL’S INTERPRETER TECHNIQUE (ON EXAMPLE OF INTERPRETATION TO AL-BAKARA SURA)

The paper is devoted to the analysis of the interpretation of the sacred text used by the Bashkir theologian Taj ad-Din Ibn Yalchigul in the interpretation of one-seventh of the Koran. It was revealed that the author follows the classical canon of clarification of the Muslim text, using philological, historical, biographical and religious legal commentary. The ethical-didactic emphasis in the interpretation of text elements that do not contain direct appeals to believers is specific to the studied monument.

Текст научной работы на тему «Интерпретаторская техника Тадж ад-Дина ибн Йалчигула (на примере толкования к Суре «Ал-Бакара»)»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.92.2.039

ИНТЕРПРЕТАТОРСКАЯ ТЕХНИКА ТАДЖ АД-ДИНА ИБН ЙАЛЧИГУЛА (НА ПРИМЕРЕ ТОЛКОВАНИЯ К

СУРЕ «АЛ-БАКАРА»)

Научная статья

Саитбатталов И.Р. *

ORCID: 0000-0002-5948-4666, Башкирский государственный университет; Уфа, Россия

* Корреспондирующий автор (saitbattaloff[at]yahoo.com)

Аннотация

Статья посвящена анализу техники интерпретации священного текста, использованной башкирским богословом Тадж ад-Дином ибн Йалчигулом в толковании к одной седьмой части Корана. Установлено, что автор следует классическому канону разъяснения мусульманского текста, с применением филологического, историко-биографического и религиозно-правового комментария. Специфическим для исследуемого памятника является этико-дидактический акцент в интерпретации элементов текста, не содержащих прямых апелляций к верующим.

Ключевые слова: толкование Корана, ислам в Урало-Поволжье, этика ислама, дидактическая проза.

TAJ AD-DIN IBN YALCHIGUL'S INTERPRETER TECHNIQUE (ON EXAMPLE OF INTERPRETATION TO AL-

BAKARA SURA) Research article

Saitbattalov I.R. *

ORCID: 0000-0002-5948-4666, Bashkir State University; Ufa, Russia

* Corresponding author (saitbattaloff[at]yahoo.com)

Abstract

The paper is devoted to the analysis of the interpretation of the sacred text used by the Bashkir theologian Taj ad-Din Ibn Yalchigul in the interpretation of one-seventh of the Koran. It was revealed that the author follows the classical canon of clarification of the Muslim text, using philological, historical, biographical and religious legal commentary. The ethical-didactic emphasis in the interpretation of text elements that do not contain direct appeals to believers is specific to the studied monument.

Keywords: interpretation of the Koran, Islam in the Ural-Volga region, ethics of Islam, didactic prose.

Писатель и богослов Тадж ад-Дин ибн Йалчигул (1767-1837) известен в Урало-Поволжье прежде всего как историограф - автор родословной башкирского клана Айле «Тарихнама-и Булгар» [1], и комментатор суфийской поэзии - сочинитель трактата «Рисала-и Азиза шарх-и Сабат ал-аджизин» [9], выдержавшего множество переизданий и пользовавшегося большой популярностью. Собственно богословские его работы до сих пор остаются в тени этих сочинений и фактически не получили должной оценки со стороны современных исследователей. Его наиболее крупной работой этого круга является толкование к одной седьмой части Корана, опубликованное в 1883 году под названием «Китаб-и шэрэф-и мэаб hэфтийэк тэфсире терки телендэ» 'Книга подражания благородному -Толкование к седьмой части Корана на тюркском языке' [3]. Возможно, это издание является вторым, а первое вышло в 1876 году [10].

Это сочинение вызвало неоднозначный отклик в ученых кругах Урало-Поволжья. Наиболее ранний биограф Тадж ад-Дина суфийский поэт и каллиграф Мухаммад Али б. Абд ас-Салих ал-Чукури (1828-1889) оценил его положительно: «Ьэфтийэккэ итYлмеш тэфсируне кабул u6y6, тэбэрруклэб гауам эл-энам фаидэ алсун ечун, билэдэт-и Казанда ташга басуб чыкардылар. Этраф билэдэ мэшhYP улынды» '[Его] тафсир, сделанный к Хафтийак, приняли, благословили и, чтобы простые смертные получили пользу, напечатали в городе Казани. Он стал известен в окружающей стране' [2, Л. 13а]. Противоположного мнения о книге и вообще о написанном Тадж ад-Дином придерживался Шихаб ад-Дин Марджани, который охарактеризовал его работы кратко: «Лэкин мосанифаты фахш эл-эглэтдыр» 'но его сочинения полны ошибок' [6, С. 251]. Солидарен с ним Мурад Рамзи ал-Минзалави (1854-1934), оценивший тафсир как «полный пустых рассказов и катастрофических предрассудков» [7, С. 436]. Менее категоричен в этом отношении Рида ад-Дин б. Фахр ад-Дин (1859-1936), предположивший, что издание тафсира к Хафтийак было просто собрано из разрозненных бумаг [8, С. 337]. Столь неоднозначное отношение к одному и тому же тексту заставляет обратить на него более пристальное внимание и проанализировать те приёмы интерпретации текста, которые применялись Тадж ад-Дином в его толковании.

Мусульманская традиция различает толкование Корана на основе предания, при котором источником интерпретации конкретного фрагмента священного текста выступает либо другой фрагмент, либо хадис - предание о словах, действиях, одобрении или неодобрении пророка Мухаммада; на основе умозаключения квалифицированного богослова; на основе аллегорического и мистико-символического разъяснения [5]. По мере развития мусульманской экзегетики тафсиры стали сочетать эти подходы. Работа Тадж ад-Дина ибн Йалчигула не стала исключением: в ней присутствуют филологический комментарий, развернутое изложение обстоятельств ниспослания священного текста (предание), правоведческий и этический выводы (умозаключение со ссылками на известных богословов и толкователей). Ярким примером интерпретаторской техники автора является разъяснение к начальным стихам второй суры Корана.

Сура «ал-Бакара» (Корова) относится к поздним (мединским) частям Корана и является одним из важнейших элементов мусульманского откровения, так как содержит большое число правовых и этических норм, регулирующих разные стороны жизни мусульман. Начальные айаты этой суры, как считается, характеризуют писание в целом. Сура начинается с хуруф мукатта'а - зачина из арабских букв алиф, лам, мим. Семантика буквенных зачинов сложно поддаётся определению как с точки зрения традиции, так и с точки зрения науки. Тадж ад-Дин ибн Йалчигул отмечает два наиболее распространённых мнения о возможном значении этих букв, указывает на несогласие богословов в этом вопросе и в качестве предпочтительного взгляда заявляет полный отказ от их истолкования.

Разъяснение айата «Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных» (цитаты на русском языке приводятся по [4]) ведётся пословно со ссылками на предание о том, что ниспосланием стиха Бог отверг претензии невежд на знание сокровенных тайн и их сомнения в пророческой миссии Мухаммада. Слово «богобоязненные» разъясняется как «те, кто из страха Божьего не совершает грехов». Стих «тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют» также разъясняется по частям. «Веруют в тайное» интерпретируется в этическом ключе: «Аллаhу Тэгэлэне курмэйун, ихлас иман килтурделэр, Аллаhу Тэгэлэнец га^абыны курмэйунчэ, гона^ардан мэнеглэнделэр» (Не видя Всевышнего Бога, искренне уверовали, не видя Его гнева, отстранились от грехов). «Выстаивают молитву» трактуется с помощью напоминания о необходимости исполнять все пять предписанных исламом ритуальных молитв и расширяется тезисом о том, что тот, кто уклоняется от этого - лицемер (мунафик). «И из того, чем Мы их наделили, расходуют» разъясняется следующим образом: Бог дарует верующим скот и посевы, а те обязаны искренне и с любовью уплачивать с них закат (религиозный налог) и 'ушр (десятину).

Следующий стих «И тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены» истолковывается как «Уверовали в ниспосланный тебе (пророку Мухаммаду) Коран и исполняют содержащиеся в нем приказы и запреты». Тезис о писаниях, ниспосланных человечеству до Мухаммада, иллюстрируется упоминаниями о Торе, Псалмах и Евангелии, дарованных Богом пророкам Мусе, Дауду и Исе соответственно. Тезис о необходимости веры в Судный день, воскрешение мертвых и загробное воздаяние в комментарии Тадж ад-Дина также трактуется этически: «Они уверовали так, словно увидели собственными глазами, то есть, возжелали рая так, словно увидели его».

Стих «Они на прямом пути от их Господа, и они - достигшие успеха» разъясняется указанием на то, что речь идёт о людях, описанных выше. Тадж ад-Дин также уточняет, что их называют «людьми пути» или «познавшими Бога», то есть суфиями, и замечает, что эти люди не только избегнут адских мучений, но и смогут заступаться за своих братьев по вере.

Разъяснение непосредственно к тексту откровения сопровождается пространным обращением к читателю, в котором автор отмечает, что тот, кто исполняется всё описанное в точности и совершенно искренне - «истинный друг Божий» (Аллаhу Тэгэлэнец вэлилэрендэн бер эулийэдер), а те, кто не исполняет Божьих повелений - люди дьявола (ahл-и шэйтан), от которых верующему человеку необходимо держаться подальше, так как дурное влияние грешников на верующих людей, согласно, автору, распространяется подобно чесотке. Согласно поучению Тадж ад-Дина ибн Йалчигула, истинно верующему человеку необходимо беречь и себя, и свою веру от соблазнов и сомнений.

Таким образом, толкование Тадж ад-Дина ибн Йалчигула к одной седьмой части Корана, сочетая элементы разъяснения на основе предания и разъяснения на основе мнения, имеет ярко выраженный этико-дидактический характер. Основной темой комментария к группе айатов, начинающих вторую суру Корана и описывающих качества истинно верующего мусульманина, становится необходимость такой веры в Божьи повеления, которая не предусматривает колебаний и сомнений, и такого исполнения религиозных обрядов, которое наполнено внутренними переживаниями. Как отмечает сам толкователь, все эти качества вместе образуют таква - мусульманское благочестие.

Финансирование Funding

Подготовлено при поддержке Совета по грантам Prepared with the support of the Grants Council of the Президента Российской Федерации (проект МК- President of the Russian Federation (project MK-5443.2018.6). 5443.2018.6)

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Галяутдинов И.Г. «Тарих нама-и булгар" Таджетдина Ялсыгулова / отв. ред. Э. Р. Тенишев. - Уфа: Китап, 1998. - 269 с.

2. Институт восточных рукописей Российской академии наук. В-2673. - 17 л.

3. Китаб-и шараф-и ма'аб Хафт-и йак тафсири турки тилинда. - Казань: типо-литография Императорского университета, 1302 х. - 376 с.

4. Коран / Академия наук СССР Ордена трудового красного знамени, Институт востоковедения; перевод и комментарии И. Ю. Крачковский. - 2-е изд. - Москва: Наука, 1990. - 727 с.

5. Кулиев Э.Р. Виды тафсиров [Электронный ресурс] / Кулиев Э.Р., Муртазин М.Ф. // Корановедение: учебное пособие. - М.: М.: Издательство Московского исламского университета, 2011. - URL: https://e-minbar.com/quranic-studies/vidy-tafsirov (дата обращения: 02.12.2019).

6. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар. Ч. 2. / Марджани Ш.- Казань: типо-литография Императоского университета, 1900. - 368 с.

7. Рамзи М.Т. алфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вака'и' Казан ва Булгар ва мулук ат-татар. Т. 2 / Рамзи М.Т. -Оренбург: матба' ал-Каримийа ва-л-Хусайнийа, 1908.- 540 с.

8. Рида ад Дин ибн Фахр ад Дин. Асар. Том 1. Часть 6. - Казань, 1900.

9. Тадж ад-Дин ибн Йалчигул. Рисала-и Азиза - Шархи-и Сабат ал-Аджизин. - Казань, 1863. - 284 с.

10. Сафиуллина-Аль Анси Р. Р. Тафсиры Священного Корана, издававшиеся татарами в начале XX в. [Электронный ресурс]. - URL: / Сафиуллина-Аль Анси Р. Р. URL: https://islam-today.ru/blogi/rezeda-safiullina-alansi/tafsiry-svasennogo-korana-izdavavsiesa-tatarami-v-nacale-xx-v/ (дата обращения: 02.12.2019).

Список литературы на английском языке / References in English:

1. Galjautdinov I.G. «Tarih nama-i bulgar" Tadzhetdina Jalsygulova [Tarih nama-i bulgar by Taj ad-Din ibn Yalchighul] / otv. red. Je. R. Tenishev. - Ufa: Kitap, 1998. - 269 p. [in Russian]

2. Institut vostochnyh rukopisej Rossijskoj akademii nauk [Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences]. B-2673. - 17 l. [in Old Turkic]

3. Kitab-i sharaf-i ma'ab Haft-i jak tafsiri turki tilinda [The book of emulation the noble - The interpretation of the one seventh of Qur'an in Turkic language]. - Kazan': tipo-litografija Imperatorskogo universiteta, 1302 ch. - 376 p. [in Old Turkic]

4. Koran [Qur'an] / Akademija nauk SSSR Ordena trudovogo krasnogo znameni, Institut vostokovedenija; perevod i kommentarii I. Ju. Krachkovskij. - 2-nd edition. - Moskva: Nauka, 1990. - 727 p.

5. Kuliev Je.R. Vidy tafsirov [The types of Tafsir] [Electronic resource] // Kuliev Je.R., Murtazin M.F. Koranovedenie: uchebnoe posobie [Qur'anic studies: the manual]. - M.: M.: publishing house Moskovskogo islamskogo universiteta, 2011. -URL: https://e-minbar.com/quranic-studies/vidy-tafsirov (accessed: 02.12.2019). [in Russian]

6. Mardzhani Sh. Mustafad al-ahbar fi ahval Kazan va Bulgar [A wealth of information about the affairs of Kazan and Bulgar]. Ch. 2. - Kazan': tipo-litografija Imperatoskogo universiteta, 1900. - 368 p. [in Old Turkic]

7. Ramzi M. Talfik al-ahbar va talkih al-asar fi vaka'i' Kazan va Bulgar va muluk at-tatar [Stringing news and reviving traditions about the events happening in Kazan and Bulgar, and also about Tatar kings]. V. 2. - Orenburg: matba' al-Karimija va-l-Husajnija, 1908. - 540 p. [in Arabic]

8. Rida ad Din ibn Fahr ad Din. Asar [The traces]. V. 1. Part 6. - Kazan', 1900. [in Old Turkic]

9. Tadzh ad-Din ibn Jalchigul. Risala-i Aziza - Sharhi-i Sabat al-Adzhizin [Letter to Aziza - Interpretation of the Sabat al-Ajizin]. - Kazan', 1863. - 284 p. [in Old Turkic]

10. Safiullina-Al' Ansi R. R. Tafsiry Svjashhennogo Korana, izdavavshiesja tatarami v nachale XX v. [The interpretations of the Holy Qur'an pulished by the Tatars in early 20th century] [Electronic resource]. - URL: // https://islam-today.ru/blogi/rezeda-safiullina-alansi/tafsiry-svasennogo-korana-izdavavsiesa-tatarami-v-nacale-xx-v/ (accessed: 02.12.2019). [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.