брачного
Миронова Ю.Г., Тырнова Н.А.
В статье анализируются особенности новой формы брачного выбора посредствам интернет-знакомств. В ходе которого было выявлено, что отношение молодежи к феномену интернет-знакомств в последние годы стало более положительным, а использование социальных сетей стало привычной практикой брачного выбора молодежи, они становится более приемлемой и одобряемой новой формой брачного выбора. Однако интернет-знакомства имеют, как позитивные, так и негативные стороны и пока, не играют ведущей роли в брачном выборе, на ряду с традиционными формами брачного выбора, такими, как знакомство через друзей, родственников, коллег по работе, в общественных местах.
Ключевые слова: брачный выбор, интернет-знакомства, молодежь, брачный круг, брачный рынок, брачно-семейные отношения, социальные сети, сайты знакомств.
Mironova Ju.G., Tyrnova N.A.
Internet acquaintance as a form of married selection of modern youth: sociological analysis
The article analyzes the features of a new form of marriage choice through online dating. The study of marriage choice is currently of particular relevance, in connection with the transformation of marriage and family relations and the emergence of their new forms and models. Studies of social factors, mechanisms and criteria of marriage choice are becoming significant, as it is one of the main steps towards the creation of a marriage union and is crucial for the future functioning of the family. The phenomenon of online dating, due to its novelty, is the most popular among young people. In order to identify the role of online dating in the formation of marriage choice, the authors conducted a sociological study. During which it was revealed that the attitude of young people to the phenomenon of Internet dating in recent years has become more positive, and the use of social networks has become a habitual practice of marriage selection of young people, they become more acceptable and approved by a new form of marriage choice. However, online dating has both positive and negative sides, and yet, do not play a leading role in the marriage choice, along with traditional forms of marriage choice, such as acquaintance through friends, relatives, colleagues at work, in public places.
Key words: marriage choice, online dating, youth, the marriage circle, the marriage market, marriage and family relations, social networks, dating sites.
В настоящее время наблюдается трансформация брачно-семейных отношений, переход от «традиционного» типа к «современному», это проявляется в увеличение числа разводов, роста количество пар, которые официально не регистрируют свои отношения, наблюдается трансформация ролей внутри семьи. Немало важным является и то, что сейчас молодые люди вступают в брак позже, нежели предшествующие поколения, тем самым откладывая время рождение детей на более поздние сроки [5, с.178].
При этом теряют свое значение многие внешние факторы, традиционно стабилизировавшие брачно-семейные отношения, такие, как юридический и религиозный запреты разводов, сексуальной свободы, рождения детей вне брака. Общество, в свою очередь заинтересовано в стабильности, создаваемых брачных союзов и в их социальной эффективности. В связи с этим, именно брачный выбор, имеет решающее значение для будущего функционирования семьи, так как выступает первым и ключевым этапом в формировании брачного союза. Многие факторы риска разрушения и распада брака имеют место уже в момент его заключения и во многом зависят от выбора брачного партнера [3, с.282].
В связи с этим изучение брачного выбора приобретает повышенную актуальность, значимыми становятся исследования факторов брачного выбора, его механизмов и критериев. Брачный выбор является одним из этапов на пути к созданию брачного союза и выступает первым элементом в структуре матримониального поведения. Брачный выбор представляет собой процесс, в результате которого из всей совокупности возможных, потенциальных брачных партнеров так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, единственный партнер, который становится супругом [1, с.123]. Следует отметить, что процесс брачного выбора
исторически конкретен, он зависит от социальных, экономических, социокультурных и ряда других, существующих в обществе условий и факторов. [2, с.72]
В настоящее время преобладает непринудительная стратегия добрачного поведения, которая характеризуется самостоятельным выбором брачного партнера, быстрыми темпами расширяться брачный круг и увеличиваться брачный рынок, одним из основных фактов этого явления можно назвать рост информационных технологий и коммуникационных сетей. В настоящее время происходит увеличения способов знакомств, при помощи новых форм поиска брачного партнера, к таким способам можно отнести поиск брачного партнера с помощью Интернета [6]. Исследование феномена интернет-знакомств является необходимым для понимания его влияния на брачное поведение и как следствие, на формирования новых форм брачного выбора.
С целью выявления роли интернет-знакомств в формирование брачного выбора, в мае 2016 года авторами было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 625 студентов Астраханского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет. Выборка осуществлялась посредством неслучайного, направленного отбора методом выбора квот по заданным параметрам (пол, курс, факультет) в равномерных долях, ошибка выборки составила 2,5% по каждой квоте. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетного опроса. Данные полученные в ходе исследования соответствуют всем требованиям репрезентативности.
В ходе опроса были получены следующие результаты, по мнению большинства опрошенных (62,8%) будущего мужа или жену можно встретить в компании друзей или знакомых, так же информанты считают, что большой шансов встретить потенциального партнера, в тех местах, где чаще всего бываешь и проводишь больше всего времени, для кого-то отлично подходить работа или учебное заведение, так считают более половины респондентов (52,5%), по мнению более четверти, опрошенных (26,7%) общественные места, такие как улица, транспорт, могут так же оказаться неплохим местом для знакомства со второй половинкой, только (18%) полагают, что Интернет является местом,
где можно найти брачного партнера, другие способы найти брачного партнера выбрали не значительная доля респондентов, сумма всех выборов составила более ста процентов, потому, что опрошенные могли выбрать несколько вариантов ответа.
Первый блок анкеты, так же содержал вопросы о уровне информированности респондентов о феномене интернет-знакомств, согласно полученным данным, абсолютное большинство (100%) опрошенных знают о существовании интернет-знакомств. В рамках исследования студентам был также задан вопрос, выявляющий их уровень осведомленности о специализированных сайтах знакомств, опрошенные чаще всего отмечали вариант ответа «mamba.ru» (41,4%), который на данный момент является лидирующим по количеству пользователей специализированным сайтом знакомств. На втором по популярности месте оказалась платформа «my.mail.ru», эту платформу назвали (30,3%) респондентов, сайт «loveplanet.ru» оказался на третьем месте с (20,4%) выбора среди опрошенных. Два других сайта - «dating.ru» и «rudate.ru» были отмечены (4,6%) и (3,3%) опрошенных соответственно.
Значительное большинство респондентов (79%) утверждают, что именно через социальные сети пользователи Интернета наиболее склонны искать друзей и брачных партнеров. При этом всего (14%) студентов согласны, что для знакомства в сети наиболее приемлемыми являются специализированные сайты знакомств, а тематические форумы выбрали лишь (7%) опрошенных.
Второй блок вопросов касался личного опыта респондентов, приобретенного в процессе знакомства в Интернете. Несмотря на то, что молодежь на данный момент является социальной группой, наиболее активно использующейся Интернетом и наиболее склонной к использованию новых возможностей, предоставляемых всемирной паутиной, (89%) знакомились в Интернете, однако (11%) респондентов, полностью отрицают подобный способ знакомства. Отказавшиеся от знакомства посредством сети Интернет указали, что «интернет-знакомство не может заменить реального общения с человеком» (35%), вторым по популярности ответом оказался «боюсь стать жертвой мошенников и/ или сексуальных домогательств» (25%), что не
33
1
Социол
[ОГИЯ №4 2017
Теория и методология
является редкой практикой в сети. Не доверяют пользователям интернета (20%) респондентов (недоверие может выражаться, например, в боязни поделиться личной информацией). Тратить время на бесполезное знакомство не хотят (15%) респондентов и всего (5%) хватает общения в реальной жизни. При этом (47%) опрошенных указывают, что их личный опыт знакомства в сети оказался скорее негативным, нежели позитивным. Однозначно негативным свой опыт называют (15%) опрошенных, тем не менее, суммарные (38%) респондентов указывают, что их опыт общения в сети Интернет был скорее успешным.
Несмотря на достаточно высокий процент студентов, оставшихся недовольными своим опытом знакомства в Интернете, респонденты выделяют множество достоинств у подобного способа знакомства. Одним из наиболее существенных является возможность общения с людьми, находящимися в любой точке планеты: этот вариант ответа выбрали (34,5%) респондентов. Это достоинство объясняется высокой мобильностью сети Интернет, ее доступностью и широкой распространенностью. Следующим достоинством была отмечена возможность выбора собеседника по определенным параметрам (20,4%), простота связи (17,7%) также выделяется как положительная сторона знакомства в Интернете.
Таким образом, можно сказать, что основными достоинства знакомства посредством Интернета является стирание территориально-пространственных границ, возможность выбора партнера по интересующим параметрам и свободу самовыражения.
Однако наряду с достоинствами у интернет-знакомств респонденты выделяют следующие недостатки, обезличивание общения отметили, когда в ходе разговора невозможно увидеть настоящую реакцию собеседника (36,2%) респондентов. Однако респонденты отметили, что использование сервисов, позволяющих видеть собеседника при наличии специальных технических средств (веб-камеры), таких как Skype, снимает проблему обезличивания общения. Также еще одним недостатком была названа анонимность, когда собеседник может выдавать себя за кого угодно, этот вариант ответа выбрали (27,6%) респондентов. Вопрос анонимности в сети является очень серьезной проблемой
1
безопасности, которая может привести к разного рода мошенничествам. Тесно связанной с проблемой анонимности является безнаказанность в сети Интернет, которую в качестве недостатка ее отмечают (19,1%) опрошенных.
В ходе проведенного исследования выявлено явное противоречие между личным опытом студентов и их мнением об интернет-знакомствах. В то время как личный опыт у большинства студентов оказался негативным, мнение о сущности знакомства в виртуальной реальности совершенно противоположное. Больше половины (69%) опрошенных указали, что знакомства в сети преимущественно являются положительными, нежели отрицательными. И только 17% высказались, что интернет-знакомства являются скорее отрицательными, чем положительными. Лишь 1% опрошенных однозначно утверждают, что подобный способ знакомства и полученный опыт будут негативными, при этом 13% видят знакомства в сети как положительное явление. Такое значительное расхождение в ответах можно объяснить тем, что собственный неудачный опыт студенты воспринимают не как, правило, а как исключение, исходя из большего количества достоинств и меньшего количества недостатков у подобного типа знакомства. В рамках данного блока также был задан вопрос «Знакомились ли Ваши друзья/ близкие с помощью Интернета?», позволяющий охватить не только студенческую молодежь, но и более взрослую категорию населения. В соответствии с полученными данными, большинство (79%) друзей и знакомых опрошенных прибегали к помощи всемирной паутины для знакомства. У значительно меньшего количества студентов (11%) знакомые не используют подобную возможность сети Интернет и (10%) затруднились ответить на поставленный вопрос. Данные результаты могут служить основанием утверждать, что знакомства в сети становятся популярными не только среди молодежи, но и более взрослого населения. Однако сам факт знакомства не означает положительный опыт этого знакомства. В ходе проведения опроса были получены данные, в соответствии с которыми (59%) друзей и близких респондентов имели положительный опыт знакомства в виртуальном пространстве. Однозначно положительным его назвали (14%) респондентов, в то время как вариант ответа «скорее
34
отрицательный, чем положительный» выбрали только (6%) опрошенных. Таким образом, опыт знакомства в сети друзей по мнению респондентов в большинстве своем является положительным, нежели отрицательным.
Последний блок вопросов был направлен на изучение представлений о типичном человеке, знакомящемся в Интернете. Подавляющее большинство респондентов (86%) утверждает, что в виртуальном пространстве знакомятся только неженатые и незамужние пользователи. И главной целью знакомства, по мнению студентов, для таких пользователей является поиск брачного партнера (супруга/ги).
Респондентам была предоставлена возможность отметить черты характера, присущие типичному пользователю Интернета, желающему познакомиться в виртуальном пространстве. Варианты ответа были представлены парами и составляли противоположные понятия, например: оптимист-пессимист, интроверт-экстраверт и т.д. В соответствии с полученными данными можно представить, какими личностными характеристиками обладает среднестатистический пользователь, знакомящийся в сети: это общительный (16,3%) интроверт (13,2%), отличающийся робостью (12,6) и замкнутостью (9,8%), но являющийся при этом оптимистом (8,9%).
Таким образом, по результатам проведенного опроса было выявлено, что отношение населения к феномену интернет-знакомств в последние годы стало более положительным, а использование социальных сетей стало привычной практикой брачного выбора, оно становится более приемлемой и одобряемой общественным мнением новой формой брачного выбора.
В России феномен интернет-знакомства еще только набирает силу и его включение в список общепринятых форм брачного выбора может занять некоторое время. На данный момент наибольшей популярностью пользуется традиционные формы брачного выбора знакомство через друзей, родственников или коллег по работе. Свою пару пытаются найти в местах учебы или работы, в среде друзей и знакомых, в общественных местах, но всё большую популярность приобретают специализированные сайты-знакомств и социальные сети. У такого опосредованного типа общения существует мно-
жество плюсов, неоспоримых для современного человека, таких как быстрота связи, возможность быстрого прекращения общения, простота использования различных сервисов для общения в сети, расширения числа потенциальных брачных партнеров. Но находятся и минусы, ведь зачастую невозможно знать, кто находится по ту сторону экрана, не встретившись с собеседником лицом к лицу. Таким образом, в России позитивное отношение к знакомствам в сети за последние годы увеличилось, но остается пока скептическим [4, с.162].
Феномен интернет-знакомства становится все более распространенным в современном информационном обществе и его изучение представляется необходимым для понимания механизма его действия, а также для выявления и прогнозирования последствий подобной формы брачного отбора, на функционирование брачно-семейных отношений и института семьи в России.
Литература
1. Антонова Н.Л. Брачный выбор молодежи: социологическое измерение // Известия Уральского федерального университета. 2015. № 3. С. 122-127.
2. Белинская Д. В. Отношение к добрачному поведению молодежи XXI В. (на материалах эмпирического исследования) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. №3 (3). С.70-76
3. Колударова С.В. Культурное разнообразие брачного выбора в современной России // Материалы Афанасьевских чтений. 2015. № 13. С. 281-284.
4. Миронова Ю.Г. Альтернативная форма матримониального поведения: интернет знакомства // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 2. С. 157164.
5. Ушакова В.Г. Брачный выбор в современном Российском обществе: гендерный аспект // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2012. № 12. С. 175-187.
6. Jones S. The Encyclopedia of new media. An essential reference to communication and technology / S. Jones. - Chicago: SAGE Publications, 2003. - 544 p.
35
i