Научная статья на тему 'Интернет-журналистика: качество общественных связей'

Интернет-журналистика: качество общественных связей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2087
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / INTERNET JOURNALISM / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / PUBLIC RELATIONS / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET SPACE / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / БЛОГОСФЕРА / BLOGOSPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Платонова Антонина Петровна

В статье рассматриваются основные тенденции в сфере интернет-журналистики, а также направления, по которым происходит ее влияние на общественные связи с позиций как позитивных, так и негативных оценок. Статья раскрывает противоречивые взаимоотношения так называемой традиционной журналистики и журналистики нового типа, формирующейся в интернет-пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET JOURNALISM: THE QUALITY OF PUBLIC RELATIONS

The article examines the main trends in the field of Internet journalism, as well as the directions by which its influence on public relations is taking place from the positions of both positive and negative evaluations. The article reveals the contradictory relationship between the so-called traditional journalism and journalism of a new type, emerging in the Internet.

Текст научной работы на тему «Интернет-журналистика: качество общественных связей»

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА: КАЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Для цитирования: Платонова А.П. Интернет-журналистика: качество общественных связей. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №2, 2018. С. 6-13.

Автор: ПЛАТОНОВА А.П.

ПЛАТОНОВА Антонина Петровна - кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления РАНХиГС. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Е-mail: ap.platonova@migsu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции в сфере интернет-журналистики, а также направления, по которым происходит ее влияние на общественные связи с позиций как позитивных, так и негативных оценок. Статья раскрывает противоречивые взаимоотношения так называемой традиционной журналистики и журналистики нового типа, формирующейся в интернет-пространстве.

Ключевые слова: интернет-журналистика; общественные связи; интернет-пространство; коммуникации; блогосфера.

Под интернет-журналистикой понимается качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница — любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова [Калмыков, Коханова].

Это явление фиксируется с 1993 года как следствие широкого распространения Интернета и его растущего влияния на повседневную жизнь людей, и выделения в его пространстве сегмента интернет-изданий и роста числа журналистов, работающих в них.

Одним из первых российских издания попавших в сеть, стала «Учительская газета» (http://www.ug.ru) в 1995 году. В том же году были открыты сайты информационного агенства «РосБизнесКонсалтинг» (http://www.rbc.ru) и «Национальной службы новостей» (http://www.nns.ru). (http://www.nns.ru). С октября 1996 года выходит первый номер Журнала.ру (http://zhurnal.ru), а с 1997 «Русский журнал» (http://www.russ.ru).

Большинство сетевых проектов, являющиеся и ныне лидерами медийной сферы Интернета, появилось в конце девяностых начало двухтысячных, в связи с выборами в Государственную думу. Одним из политических проектов, имеющих четкую структуру, постоянный штат журналистов, является с 1999 года Gazeta.ru. Спустя год, Фондом эффективной политики (ФЭП) создаются такие ресурсы как Lenta.ru и Vesti.ru.

Появление крупных игроков на сетевом медиа-рынке, большой приток инвестиций, а также активизация политического фактора в развитии сетевых СМИ - все это стало возможным только в 2000 годы.

Интернет-журналистика - сложное и многогранное явление. Тенденции, происходящие в ней, можно охарактеризовать с позиций как позитивных, так и негативных оценок.

Рассмотрим основные из них в сфере интернет-журналистики, а также направления, по которым происходит ее влияния на общественные связи.

Прежде всего, это противоречивые взаимоотношения так называемой традиционной журналистики и журналистики нового типа, формирующейся в интернет-пространстве.

В последние годы все чаще говорится о кризисе традиционной журналистики, в основном из-за своего статуса элитарной деятельности, применения устаревших технологий, что ограничивает предоставление оперативной, многоаспектной и объективной информации.

В то же время растут масштабы и значимость журналистики, нацеленной на интернет-аудиторию. Громадным медийным пространством во многих своих проявлениях уже более 20 лет становится Интернет, в котором большая роль отводится средствам массовой информации. Электронные СМИ уже во многом вытеснили традиционные СМИ, особенно в плане оперативности и качественной подаче информации. Мультимедийные возможности электронных СМИ в большей степени привлекают массового читателя.

В связи с этим формируется новый тип журналистов, развивается сетевая онлайн-журналистика как объект, комбинирующий множество задач и обязанностей. В центре этого процесса - творческая личность, человек, выполняющий определенный заказ общества, умеющий анализировать информацию, удовлетворяющую запросы аудитории в режиме реального времени.

Виртуальная сеть - новое явление, возникшее благодаря коммуникации в Интернете; это новое пространство можно рассматривать как систему обмена информацией, где принимаются во внимание культурные, философские, социологические, психологические аспекты.

В глобальном информационном пространстве происходит непрерывный обмен мнениями, где каждый может высказывать свою точку зрения и быть услышанным. Сеть привлекает тем, что способствует ведению диалога способа ми, невозможными для традиционных СМИ. В то же время виртуальная сеть может становиться реальной (такой пример, связанный с интернет-форумом «Классика», описан в [Левкина: 128]: «Развиртуализация» привела к проведению музыкальных фестивалей Форума «Классика» в 2007-2010 гг.)

Социальная коммуникация в XXI в., трансформируясь, влияет на связи с общественностью как социальный институт: изменения претерпевают параметры как внешние, так и внутрисистемные [Шилина].

Согласны с мнением проф. Ф.И. Шаркова о трех интерпретациях понятия «коммуникация» - как средства связи любых объектов материального и

духовного мира; общение в процессе, которого, люди обмениваются информацией; передачи и массового обмена с целью воздействия на общество и его составные компоненты [Шарков: 66].

Веб-гипертекст является основной частью информационной технологии, основой концепции веб как системы гипертекстовых документов, а также базовым форматом фиксации и трансляции информации в Интернете.

Термин «гипертекст» ввел в 1965 году программист Теодор Нельсон (TeodorNelson) для обозначения «текста, ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Относительно связей с общественностью, все сетевые сообщения в своей мультимедийной форме предоставляют заключенному в них посланию найти максимально информационно насыщенную форму, где многоуровневая коммуникация выстраивается конечным адресатом, который в итоге и получает индивидуальное гипертекстовое сообщение, адекватно отвечающее его запросу.

Интерактивность в сети дает возможность быстрой обратной связи, где моментально увеличивается количество коммуникантов, происходит их взаимное параллельное и перекрестное контактирование. Сетевая интерактивность позволяет часто выявлять и идентифицировать параметры коммуникации и моментально выстраивать взаимодействие субъекта связей с общественностью с целевыми аудиториями на равноправной основе, развивать общение в онлайновом режиме для формирования и поддержания коммуникации, востребованной адресантом. Только при наличии четко выверенной стратегии возможно вовлекать целевую аудиторию в интерактивную коммуникацию связей с общественностью. Нужна также детально проработанная тактика, коммуникационное мастерство онлайнового общения при поддержании взаимного продуктивного контакта. Следовательно, журналистское сообщество, используя даже базовые возможности интернет-коммуникации, за исключением традиционных профессиональных качеств и осознания функциональных возможностей сети, должно постоянно вовлекаться в процесс.

Сегодня Интернет - это открытая площадка для пользователей, в нем нет явной монополии, это гарантирует свободу слова; отсутствуют препятствия в цензуре для распространения любой информации. Это комфортный канал для массового тиражирования разнообразной информации.

Но нельзя не учитывать, что это удобная среда для таких проявлений, как негатив и плагиат, которые практически не убираются из информационного поля. Поэтому приведенные выше положительные тенденции в Интернете можно рассматривать как конструктивные, так и деструктивные. Этот фактор, подтверждающий амбивалентность интернета, необходимо учитывать в интернет- журналистике.

В рамках творческих взаимосвязей между адресантом и адресатом коммуникации необходимо расширить границы личного взаимодействия и вовлечения, а также повысить институциональную ответственность за коммуникацию. Пример непреднамеренной, со стороны организаторов форума

«Классика», политизации приводит Л.И Левкина. В результате особо агрессивные посты удаляются, а на «Классике» стараются придерживаться Правил Форума с целью сохранения творческой дружеской атмосферы и самого Форума [Левкина: 127-128].

Другой стороной противоречивых отношений традиционной и интернет -журналистики является влияние так называемой блогосферы, усиливающее позиции гражданственности. Нынешняя журналистика переживает новый исторический этап перехода в современное измерение. Являясь в былые времена государственной, элитарной, качественной она преобразуется в гражданскую. Наступает новая блоговая эра, которая берет свое начало у истоков прежней журналистики. Пользователь Интернета становится не только приобретателем информационного продукта, но и сам пытается принимать посильное участие в производстве продукта журналистской деятельности, искать своего потенциального потребителя.

Исполнительный директор Google Эрик Шмидт дал такое определение блогу: «Я считаю, что понятие самопубликации - blogger и блоги вообще -следующая грандиозная волна человеческой коммуникации» [Алексеева, Засурский].

В цифровую эпоху производственная и потребительская система информоборота трансформируется. Теперь на передний план выходят потребители [Тофлер, Тофлер: 223], которые умело совмещают функции производителя и потребителя. С помощью новых форм информации - блогов — они вступают в общественный диалог, создавая тем самым самобытное информационное поле, которое способствует сплочению коммуникаторов. Интернет-пространство, точнее блогосфера, становится площадкой для многочисленных точек зрения, местом объединения людей в сообщества единомышленников. «Электронная связь низвергла господство "времени" и "пространства" и втягивает нас немедленно и беспрестанно в заботы всех других людей. Она перевела диалог на глобальные масштабы» [Маклюэн: 342]. Теперь канал воздействия постепенно становится самостоятельным средством массовой информации и приобретает ранее не известные очертания, отражающие суперсовременные формы и практику жизни человека.

Некоторые виды журналистики становятся уже технологически модернизированными. Тенденции, развивающиеся в блогосфере, дали им новый импульс развития. Формируется сетевой язык гражданских журналистов. Сегодняшняя журналистика - это индивидуальные средства массовой информации для себя, которое, в свою очередь, собирает аудиторию с учетом личных интересов автора. Блогеры — независимые люди. Они затрагивают наболевшие темы, которые волнуют многих и лично их. Не всегда удается мастерски изложить материал, но они могут быть специалистами в различных областях, и с точки зрения своего профессионализма могут изложить свое мнение. Профессиональная и гражданская журналистика сегодня тщательно переплетаются. Любая точка зрения имеет право на существование.

Наконец, важная сторона в развитии интернет-журналистики связана с

взаимовлиянием сферы общественных связей. Общественные связи (англ. public relations) в общегосударственном масштабе - деятельность, целью которой является информирование общественности, населения, средств массовой информации о решениях, принимаемых правительством, государственными органами, их значении для экономики и политики, ожидаемых последствиях. В сферу общественных связей входят социологические и маркетинговые исследования и действия, что делает этот предмет занятий актуальным и для крупных компаний, фирм [Райзберг, Лозовский, Стародубцева].

Public relations обычно делят на две взаимосвязанные группы: к первой относят организацию и проведение специальных мероприятий, а ко второй группе - коммуникацию со средствами массовой информации, своеобразный «информационный» PR.

Сегодня такое взаимодействие становится все более интенсивным. Наблюдается определенная зависимость средств массовой информации от связей с общественностью и наоборот. Все больше компаний, стремясь к информационно прозрачной деятельности, сообщают средствам массовой информации о наиболее важных достижениях, решая с помощью масс-медиа свои проблемы.

Зависимость между журналистикой и public relations достаточно четко прослеживается. Рассматривая коммуникацию как процесс общения, можно выделить две основные коммуникационные формы: public relations и интернет-журналистика. Они взаимозависимы и влияют друг на друга, но, тем не менее, имея общую основу, довольно сильно отличаются. Коммуникативная общность, на наш взгляд, оставляет определенный след на взаимоотношениях этих двух составляющих системы массовой коммуникации. Это касается тех методов, которые используются как в журналистике, так и в public relations- внушение и убеждение. Однако журналистика отдает предпочтение в большей степени методу убеждения, а в public relations они равнозначны.

Нельзя не сказать о целевом и функциональном различии. Журналистика считает своим предназначением отражение событийной картины мира, объективно анализируя социальные проблемы с целью их разрешения. Тогда как связи с общественностью основным целевым предназначение считают преимущественно разрешение кризисных ситуаций, создание положительного имиджа и управление им («продажа» имиджа, формирование паблисити). Что касается функций, то для журналистики существенными можно считать функции коммуникативную, социально-организаторскую, информационную, психологического регулирования. Традиционными же для связей с общественностью признаются: коммуникативная, прогнозирующая, информационная, консультационная.

Средством распространения PR-информации и площадкой проведения PR-кампаний уже давно стали средства массовой информации как каналы массового воздействия на аудиторию. Такая сфера деятельности получила название «медиарилейшнз» (часто используется аббревиатура MR от «media relations»). Под мероприятиями MR понимается один из инструментов public relations -

донесение ключевых сообщений до целевых аудиторий используя средства массовой информации.

Этот термин имеет много общего с понятием «press relations», означающее взаимодействие с прессой для обеспечения регулярного освещения деятельности фирмы. Однако термин «медиарилейшнз» трактуется в более широком значении, нежели «прессрилейшнз», хотя они зачастую используются в качестве синонимов специалистами в области связей с общественностью.

Современная практика PR-деятельности давно продемонстрировала два основных способа организации взаимодействия со средствами массовой информации, особенно в сети: условно обозначим их как «сотрудничество со СМИ» и «использование СМИ».

«Сотрудничество», как способ взаимодействия со СМИ, опирается на диалогово-паритетный тип связей с общественностью, то есть, по словам А.Н. Чумикова, «использует механизм учета и согласования интересов» обеих сторон [Чумиков, Бочаров]. «Использование» в основном опирается на пропагандистский тип связей с общественностью, односторонне воздействующий на аудиторию.

Таким образом, паблик рилейшнз как деятельность, организующая двусторонние эффективные коммуникации, в основном опирается на сотрудничество. Подобный вид взаимодействия со средствами массовой информации и можно признать реальным умением PR-специалиста в профессиональной среде. Большая часть российского профессионального сообщества использует в своей деятельности так называемый «белый пиар». Однако некоторые специалисты не исключают возможность второго способа, предполагающего за деньги публикацию в средствах массовой информации неких ангажированных, «оптимизированных» в пользу клиента материалов. В профессиональной среде эта деятельность получила название так называемого «серого пиара», степень приближенности которого к «черному» зависит от степени достоверности и объективности публикуемого материала. Хотя «Кодекс этических принципов специалистов по связям с общественностью» допускает размещение материалов в СМИ за деньги, истинный профессионал только в исключительных случаях может прибегнуть к такому примитивному средству.

Заключение

Если традиционная журналистика и общественные связи имеют определенный опыт взаимодействия, то Интернет-журналистика еще формирует ресурс своего влияния на эту сферу. Наш краткий анализ источников позволяет предположить, что это двусторонний процесс, длительный по времени.

В истории публичных коммуникаций, Интернет- журналистика занимает пока незначительный промежуток времени, но в тоже время ее перспективы велики в рамках современной медиаполитики.

Источники

Алексеева А.О. Засурский И. (2008). Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Ч.1. Новые медиа и новые сервисы: маркетинг, трафик, мобильная связь. // Сборник кафедры новых медиа и теории коммуникации. Москва. Изд-во МГУ. 183 с.

Калмыков А.А., Коханова Л.А. (2005). Интернет-журналистика. (Серия «Медиаобразование»). Москва. ЮНИТИ-ДАНА. С. 301

Левкина Л.И. (2016). Социально-историческая роль сообществ: монография. Москва. РУСАЙНС. С. 128.

Маклюэн М. Средство само есть содержание. // Информационное общество: Сборник. (2004). Москва. ООО «Издательство И74 АСТ». С. 345. (In English).

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. (1999). Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. Москва. ИНФРА-М. 479 с. (In English)

Тоффлер Э., Тоффлер Х. (2008). Революционное богатство. Москва. АСТ МОСКВА: ПРОФИЗДАТ. С. 268 (In English)

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. (2009). Связи с общественностью: Сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. Москва. Юрайт-Издат. 672 с.

Шарков Ф.И. (2014). Коммуникология. Основы теории коммуникации: учебник для вузов. Москва. Дашков и К. 488 с.

Шилина М. Г. (2011) Связи с общественностью в интернате: к вопросу формирования понятийного аппарата. // Электронный научный журнал «Медиаскоп», №2 (2011). [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/en/node/853. (дата обращения: 01.05.2017).

INTERNET JOURNALISM: THE QUALITY OF PUBLIC RELATIONS

For citation: Platonova A.P. Internet Journalism: The Quality of Public Relations. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.2. 2018. P. 6-13.

Author: PLATONOVA A.P.

PLATONOVA Antonina P., candidate of Sociology, associate professor of the Department of Public Relations and Media Policy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: ap.platonova@migsu.ru.

Abstract. The article examines the main trends in the field of Internet journalism, as well as the directions by which its influence on public relations is taking place from the positions of both positive and negative evaluations. The article reveals the contradictory relationship between the so-called traditional journalism and journalism of a new type, emerging in the Internet.

Key words: Internet journalism, Public relations, Internet space, communications, blogosphere.

References

Alekseev A.O., Zassoursky I. (2008). Research: Internet and Interactive Electronic Media. Part 1. New Media and New Services: Marketing, Traffic, Mobile Communication. In: Digest of the New Media and Communication Theory Department. Moscow. Publishing house of the Moscow State University. 183 P. (In Rus.).

Kalmykov A.A., Kokhanova L.A. (2005). Internet Journalism. (Series "Media Education"). Moscow. YUNITI-DANA. P. 301 (In Rus.).

Levkina L.I. (2016). Social and Historical Role of Communities: Monograph. Moscow. RUSYNS. P. 128.

McLuhan M. Means Is the Content Itself. In: Information society: Digest. (2004). Moscow. P. 345.

Raizberg B.A., Lozovskiy L.S., Starodubtseva E.B. (1999). Modern Economic Dictionary. 2nd ed. Moscow. INFRA-M. 479 P.

Toffler A., Toffler H. (2008). Revolutionary Wealth. Moscow. AST MOSCOW: PROFIZDAT. P. 268.

Chumikov A.N., Bocharov M.P. (2009). Public Relations: Sphere, Genesis, Technologies, Applications, Structures. Moscow. Yurayt-Izdat. 672 P. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2014). Communicology. Fundamentals of Communication Theory: Textbook for Universities. Moscow. Dashkov and K. 488 P. (In Rus.).

Shilina M.G. (2011). Public Relations in the Boarding School: on the Formation of the Conceptual Apparatus. In: Electronic Scientific Journal "Mediascope", No. 2. [Electronic resource.] Access mode: http://www.mediascope.ru/en/node/853 (accessed: 01.05.2017). (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.