Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1808
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ЛИЧНОСТЬ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФАКТОРЫ ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Топильская Ольга Анатольевна

Интернет-зависимость обоснована как одна из форм аддиктивного поведения личности. Аддикция и зависимость рассматриваются как тождественные понятия и употребляются в исследовании равнозначно. Анализируются мнения ученых на сущность понятия «зависимость» и раскрываются личностные особенности, присущие аддиктам. Привлекательность аддикции для личности в том, что она, представляя собой своеобразный психологический защитный механизм от болезненно переживаемых фрустраций, создает иллюзию решения проблемы. Раскрываются факторы, влияющие на появление у человека аддиктивного поведения: социальные, биологические, а также связанные с индивидуальными особенностями, к которым относятся психологические особенности личности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни. Подробно рассматриваются пять этапов возникновения аддикции. Раскрываются модели аддиктивного поведения личности: успокаивающая, коммуникативная, активирующая, гедонистическая, конформная и компенсаторная. Анализируются механизмы появления интернет-зависимости и личностные характеристики интернет-аддиктов. Рассматриваются проявления психологической и физиологической симптоматики интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ADDICTION AS A FORM OF ADDICTIVE PERSONAL BEHAVIOR

We consider Internet addiction as one of the forms of addictive behavior of a person. Considering addiction and dependency as identical concepts we use them in the research equivalently. The opinions of scientists on the essence of “addiction” concept are analyzed and the personal characteristics inherent in addicts are revealed. The attractiveness of addiction for the individual is that representing a kind of psychological defense mechanism against painfully experienced frustrations it creates the illusion of the problem solution. We reveal the factors influencing the appearance of addictive behavior in a person are: social, biological, and also related to individual characteristics, which include psychological characteristics of the individual, reflection in the psyche of psychological traumas in various periods of life. We consider the five stages of addiction occurrence in detail. The models of addictive personality behavior are: calming, communicative, activating, hedonistic, conformal and compensatory. The mechanisms of the emergence of Internet addiction and the personal characteristics of Internet addicts are analyzed. The manifestations of psychological and physiological symptoms of Internet addiction are considered.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.99.8

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-26-34

Поступила в редакцию / Received 13.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 27.10.2021 Принята к публикации / Accepted 15.11.2021

оригинальная статья

Интернет-зависимость как форма аддиктивного поведения личности

Топильская Ольга Анатольевна ©

ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. С. Рахманинова, 3-б

topilskaya.o@mail.ru

Аннотация. Интернет-зависимость обоснована как одна из форм аддиктивного поведения личности. Аддикция и зависимость рассматриваются как тождественные понятия и употребляются в исследовании равнозначно. Анализируются мнения ученых на сущность понятия «зависимость» и раскрываются личностные особенности, присущие аддиктам. Привлекательность аддикции для личности в том, что она, представляя собой своеобразный психологический защитный механизм от болезненно переживаемых фрустраций, создает иллюзию решения проблемы. Раскрываются факторы, влияющие на появление у человека аддиктивного поведения: социальные, биологические, а также связанные с индивидуальными особенностями, к которым относятся психологические особенности личности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни. Подробно рассматриваются пять этапов возникновения аддикции. Раскрываются модели аддиктивного поведения личности: успокаивающая, коммуникативная, активирующая, гедонистическая, конформная и компенсаторная. Анализируются механизмы появления интернет-зависимости и личностные характеристики интернет-аддиктов. Рассматриваются проявления психологической и физиологической симптоматики интернет-зависимости.

Ключевые слова: аддикция; Интернет; личность; аддиктивное поведение; индивидуальные особенности; факторы зависимости

Для цитирования: Топильская О.А. Интернет-зависимость как форма аддиктивного поведения личности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 3 (49). C. 26-34. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-26-34

original article

Internet addiction as a form of addictive personal behavior

Olga A. Topilskaya Ф

Center for Development of Creativity of Children and Youth 3B S. Rakhmaninova St., Tambov 392000, Russian Federation

topilskaya.o@mail.ru

Abstract. We consider Internet addiction as one of the forms of addictive behavior of a person. Considering addiction and dependency as identical concepts we use them in the research equivalently. The opinions of scientists on the essence of "addiction" concept are analyzed and the personal characteristics inherent in addicts are revealed. The attractiveness of addiction for the individual is that representing a kind of psychological defense mechanism against painfully experienced frustrations it creates the illusion of the problem solution. We reveal the factors influencing the appearance of addictive behavior in a person are: social, biological, and also related to individual characteristics, which include psychological

© Топильская О.А., 2021

characteristics of the individual, reflection in the psyche of psychological traumas in various periods of life. We consider the five stages of addiction occurrence in detail. The models of addictive personality behavior are: calming, communicative, activating, hedonistic, conformal and compensatory. The mechanisms of the emergence of Internet addiction and the personal characteristics of Internet addicts are analyzed. The manifestations of psychological and physiological symptoms of Internet addiction are considered.

Keywords: addiction; Internet; personality; addictive behavior; individual characteristics; addiction factors

For citation: Topilskaya O.A. Internet-zavisimost' kak forma addiktivnogo povedeniya lichnosti [Internet addiction as a form of addictive personal behavior]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 3 (49), pp. 2634. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-26-34 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Феномен интернет-зависимости, являясь многомерным и затрагивающим различные стороны общественной жизни, изучается целым рядом научных направлений, прежде всего психологией, психиатрией, социологией, педагогикой.

Первое психологическое исследование зависимости от компьютера было проведено М. Шоттон в 1980-х гг., ею была предложена первая типизация этого феномена. С 1994 г. зарубежные ученые начали изучать данный феномен более углубленно. Особое место среди зарубежных исследований, направленных на изучение феномена интернет-зависимости, занимают работы Д. Гринфилда, М. Гриффитс, А. Голдберга, Дж. Грохола, Р. Дэвиса, К. Суррат, Дж. Морэйхэн-Мартина и П. Шумахера, К. Янг и ряда других авторов. Их заслуга в том, что они предложили определения интернет-зависимости, критерии и оценочные инструменты, что легло в основу изучения проблемы на современном этапе.

Отечественные исследователи начали изучать феномен интернет-зависимости только в XXI веке. Проблеме изучения воздействия интернет-пользования на личность посвящены работы А.А. Аветисовой, О.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, О.Е. Смысловой. Синтезируя результаты научных исследований, проведенных не только в педагогике, но и других направлениях науки, мы приходим к выводу о том, что одним из важных факторов возникновения и развития интернет-зависимости являются индивидуальные особенности пользователей Интернета.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В научных исследованиях, посвященных изучению аддиктивного поведения, используется как термин «зависимость», так и термин «аддикция». С.И. Галяутдинова и Е.В. Ахма-деева, проведя анализ толкования данных понятий, приходят к выводу, что «среди ученых, изучающих проблемы аддиктологии, имеются различные точки зрения. Одни авторы рассматривают аддикцию как синоним зависимости, другие выделяют аддикцию как начальную стадию формирования зависимости, третьи относят аддикцию к одной из форм деви-антного поведения, но без образования зависимости, есть и такие исследователи, которые разграничивают аддикцию и зависимость и определяют их как самостоятельные понятия, имеющие собственное смысловое содержание» [1, с. 233]. Мы будем опираться на мнение ряда авторов, считающих, что аддикция и зависимость являются тождественными понятиями и могут употребляться равнозначно. Таких взглядов придерживаются А.Л. Вёсмер, А.Е. Войскунский, Е.В. Змановская, С.А. Ми-наков.

Понятие «аддикция» образовано от английского слова addiction, что в буквальном смысле переводится именно как зависимость. В латинском языке "addictus" означает «тот, кто приговорен к рабству за долги», что по смыслу можно трактовать как нахождение во власти некой непреодолимой силы.

Группа исследователей под руководством Т.Г. Светличной, проведя терминологический анализ зависимости, определяет, что «в широком значении «зависимость» характеризует состояние необходимости или потребности в

чем-то или ком-то для поддержки либо для функционирования или выживания. Она сопровождается появлением настойчивого желания, проявляющегося в ощущении острой необходимости совершения какого-либо поступка или выполнения деятельности» [2].

Р.Ш. Файзуллин определяет зависимость как «состояние, в корне которого находится непреодолимое желание, физиологическая и эмоциональная потребность человека к определенному набору действий, которая обусловливает полную вовлеченность, доставляет быстрый эмоциональный комфорт, снимает негативные чувства и напряжение и выражается в негативном (деструктивном) поведении. Человек, находящийся под влиянием зависимости, утрачивает основное качество -свободу воли» [3, с. 220]. По мнению С.В. Березина, зависимость может рассматриваться как «самоподдерживающаяся форма активности, порождающая специфическое личностное образование» [4, с. 7].

Для аддиктов свойственны:

- психологический дискомфорт, изменчивость настроения;

- непреодолимое желание употребить то или иное вещество или заниматься той или иной деятельностью;

- отсутствие способности дозированно употреблять вещество или прекращать действия через короткий промежуток времени;

- физиологический дискомфорт при отсутствии возможности удовлетворить патологическую потребность;

- низкая стрессоустойчивость, трудности адаптации;

- дезадаптация и конфликтность;

- снижение способности критически мыслить и вести привычный образ жизни;

- отказ признавать наличие зависимости.

Привлекательность аддикции для человека в том, что она, представляя собой своеобразный психологический защитный механизм от болезненно переживаемых фрустраций, создает иллюзию решения проблемы. Возникает субъективное ощущение, что прием каких-то препаратов или фиксация на занятиях тем или иным видом деятельности, сопровождаясь развитием интенсивных положительных эмоций, помогает избавиться от проблем, забыть о тревогах. Объективно проблемы, ко-

нечно, остаются, только аддикт больше не фиксирует на них свое внимание. Постепенно этот процесс становится настолько желанным, что человек более неспособен ему противостоять, полностью попадая под его влияние. Воля ослабевает настолько, что аддикт становится настоящим рабом своей зависимости.

На то, чтобы у человека возникло и развилось аддиктивное поведение, влияют различные факторы: социальные, биологические, а также факторы, связанные с индивидуальными особенностями.

К социальным факторам можно отнести дезинтеграционные процессы в обществе, кризисные периоды развития страны, нарастающие деструктивные социальные процессы, политическую и экономическую нестабильность и иные изменения в жизни граждан, негативно влияющие на их психологическое и материальное состояние и безопасность.

Под биологическими факторами следует понимать определенный, своеобразный для каждого человека способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Так лица, изначально реагирующие на алкоголь как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции.

Большое значение имеют факторы, связанные с индивидуальными особенностями, к которым относятся психологические особенности личности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни, насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе.

Детские переживания, вызванные утратами и потерями, фрустрацией и стрессами, и необходимость адаптироваться к внешним условиям, как отмечают И.А. Фурманов и Н.В. Фурманова, сопровождаются «разнообразными сильными эмоциями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. В ответ на негативное душевное состояние дети осваивают стратегию так называемого обходного пути или защитные механизмы, позволяющие скрыть или ослабить тревогу» [5]. Поэтому впоследствии у депривированных детей такие личностные образования, как «нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способ-

ности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов» [5] и другие особенности личности могут стать провоцирующими факторами ад-диктивного поведения.

Безусловно, в жизни каждого человека бывают перепады настроения, но эти состояния по-разному воспринимаются людьми. Одни реагируют на эти состояния готовностью противостоять трудностям, искать оптимальные решения, брать на себя ответственность. Люди же, перенесшие в детстве депри-вации, то есть лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, как правило, с трудом переносят даже кратковременный и незначительный психологический дискомфорт. И поскольку они обладают низкой переносимостью фрустраций, то в качестве способа восстановления психологического комфорта часто прибегают к аддикциям, искусственно изменяя свое психическое состояние за счет аддикт-агента. Когда аддиктивный способ ухода от внутреннего дискомфорта закрепляется в поведении человека, аддиктивное поведение становится устойчивой стратегией жизни. А поскольку естественные адаптационные возможности ад-дикта уже нарушены на психофизиологическом уровне, выбранный им способ защиты от психологического дискомфорта разрастается настолько, что из средства защиты трансформируется в средство уничтожения личности.

Аддикция возникает не сразу, а проходит в своем формировании несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с ад-дикт-агентом. И если это знакомство с психоактивным веществом или какой-то деятельностью вызвало ощущение удовольствия, эмоционального подъема, внутреннего комфорта, то сознание зафиксирует эту связь. От случая к случаю человек начнет прибегать к этому средству, которое относительно легко улучшает его психологическое состояние.

Второй этап аддиктивного поведения начинается тогда, когда вырабатывается определенная последовательность и частота прибе-гания к аддикции. Прослеживается взаимосвязь аддиктивного ритма с жизненными про-

блемами, и чем ниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм.

На третьем этапе зависимость интегрируется в личностные структуры, приобретая стереотипность поведения в неблагоприятных ситуациях. На этом этапе аддикты становятся невосприимчивыми к критике их действий, поскольку они убеждены, что все делают правильно. Ведь их оценка своих действий исходит из испытываемого ими положительного эмоционального состояния и потому блокирует любое критическое отношение к своему поведению. Стремление к изменению психического состояния посредством аддикт-агента становится настолько интенсивным, что все окружающее, в том числе и проблемы близких людей, перестают иметь значение.

Развитие аддикции во многом зависит от формирования у человека внутренней установки на аддиктивное отношение к жизни, представляющей собой совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, содержащих сверхценное эмоциональное отношение к аддикт-агенту. То есть объект аддикции начинает вызывать у него массу положительных эмоций, занимает основную часть мыслительного процесса, преобладает в разговорах.

На четвертом этапе аддиктивное поведение становится доминирующим, аддикт прибегает к нему уже независимо от наличия или отсутствия у него психологического дискомфорта или трудной жизненной ситуации. Нормальные отношения с окружающими людьми разрываются, и аддикт все больше погружается в зависимость, отгораживаясь от реального мира.

Пятый этап связан с тем, что аддиктивное поведение перестает приносить облегчение, позитивного изменения настроения больше не происходит, начинается период общего кризиса и духовного опустошения, возникают аппатия и депрессия. Как правило, произошедшие личностные изменения на этом этапе уже необратимы.

Специалисты различают несколько моделей аддиктивного поведения. Наиболее распространенной является успокаивающая модель, характеризующаяся возникновением ад-дикции с целью достижения душевного спокойствия, снятия напряжения, ухода от неприглядной и опасной действительности. Комму-

никативная модель возникает в связи с неудовлетворенной потребностью в общении, любви. При этом аддиктивное поведение облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Активирующая модель предполагает наличие аддиктивного поведения для подъема жизненных сил, бодрости, усиления активности, поднятия самооценки. Гедонистическая модель направлена на получение удовольствия, приятных ощущений, психического и физического комфорта. Конформная модель устремляет к тому, чтобы подражать лидерам, не отставать от сверстников, быть принятым группой. Компенсаторная модель определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонии характера [6].

В аддиктологии существуют различные подходы к определению механизмов формирования аддикции. Так, согласно эволюционному подходу, важным фактором, влияющим на формирование аддиктивного поведения, являются биологические условия, такие, например, как наследственность и генетические особенности человека. Деструктивный подход связывает механизм возникновения аддикции с формированием деструктивного поведения. Субъективной причиной такого поведения может стать отношение самой личности к социальным нормам. В психологическом плане аддиктивное поведение представляет собой своеобразную регрессивную форму психологической защиты. Аддикция формируется в тех случаях, когда защитные функции являются неадекватными, что ведет к деструктивному поведению. Деструктивный уход от проблем закрепляется положительными эмоциями, что способствует формированию ад-диктивного поведения.

Механизм формирования аддикции, связанный с изначальными аномалиями личности, предполагает, что патологические черты характера, носителем которых человек является (психопатия, маниакально-депрессивный синдром и т.д.), вызывают социальную дезадаптацию, создающую, в свою очередь, благоприятный фон для развития аддикции.

М.Г. Чухрова, доктор медицинских наук, профессор, в своих исследованиях убедительно доказывает, что аддиктивность является свойством личности, обусловленной нейрофизиологическими механизмами. По ее мне-

нию, у аддиктов наблюдается появление ряда труднокупируемых патопсихологических феноменов: склонность к быстрому формированию доминантного очага возбуждения в структурах мозга, специфических нарушений внимания и мышления, алекситимии, неконструктивных психологических защит.

В процессе развития аддикции личностные структуры претерпевают значительную деформацию. Ученые выделили характерные черты, свойственные аддиктивным личностям. Так, у аддиктов отмечается резкое снижение порога психологической приемлемости, переносимости дискомфортных состояний и повышение уровня психологической неустойчивости. Аддиктам присуща морально-нравственная незрелость, выраженный инфантилизм, крайний эгоизм и индивидуализм, самодовольство, завышенная самооценка, аффективное мышление, снижение критичности к себе, склонность к самообманам, иллюзорному восприятию себя, безответственность перед собой и близкими. Все эти характерологические качества усиливают друг друга, формируя аддиктивный стиль мышления и поведения [7]. Все вышеперечисленные характеристики относятся ко всем видам аддикций.

Следует отметить, что изначально под аддикциями понимались только химические зависимости от каких-либо психоактивных веществ: лекарств, алкоголя, наркотиков. Впервые термин «зависимость» был введен Всемирной организацией здравоохранения в 1964 г. и означал состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества.

С течением времени в перечень аддикций начали включать не только зависимости от психоактивных веществ, но и так называемые нехимические зависимости. А.В. Голенков и А.Ю. Егоров характеризуют нехимические зависимости как вид аддикции, где объектом является не психоактивное вещество, а поведенческий паттерн. Когда у человека образуется какой-то один «излюбленный» способ компульсивного поведения, образуется нехимическая зависимость. И поскольку классификация нехимических зависимостей пополняется все новыми видами аддиктивного поведения, можно предположить, что объектом поведенческой зависимости при определен-

ных условиях может стать практически любая деятельность человека [8].

Одной из форм нехимических аддикций является зависимость от компьютера или интернет-зависимость. В.А. Лоскутова, проводившая в течение 1999-2003 гг. масштабное исследование интернет-зависимости, утверждает, что Интернет действительно может выступать в качестве аддиктивного агента. Ею определены следующие факторы, делающие Интернет притягательным в качестве средства ухода от реальности и способа получения удовольствия:

- «сверхличностная природа межличностных взаимоотношений;

- возможность анонимных социальных интеракций;

- возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью;

- вуайеристический аспект - «электронное подслушивание» чужих личных переживаний, эмоциональных состояний;

- эксклюзивная возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям, нет необходимости удерживать его внимание;

- расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса;

- неограниченный доступ к информации» [9].

Кроме того, В.А. Лоскутова обосновывает теоретически и подкрепляет результатами эмпирического исследования выводы о том, что «у интернет-аддиктов формируется аддиктив-ная личность со свойственными ей стратегиями и системой психологических защит, аддик-тивными навыками. Интернет-аддикты испытывают затруднения в установлении и удержании социальных контактов вне сети, в контроле длительности пребывания в Интернете, у них страдает учебная и/или производственная деятельность. У интернет-аддиктов выявлена предрасположенность к полиаддиктивным проявлениям, сочетание химических (алкоголь, наркотики) и нехимических (компьютерный гэмблинг, сексуальная аддикция) аддиктивных реализаций» [9]. Нередко наблюдается активация аутодеструктивного драйва вплоть до суицидальных тенденций.

Так, исследователь утверждает, что для интернет-аддиктов характерно «предвкушение» аддиктивной реализации, проблема контроля времени в сети, низкая критика собственного состояния, нарушение социальной адаптации, в том числе проблемы с работой и/или учебой, сложности в установлении и/или удержании социальных контактов вне Интернета, а также «комплекс недостаточности» (низкая самооценка, неудовлетворенность собой). В сравнении с пребыванием в Интернете реальная жизнь представляется аддиктам скучной, пустой, безрадостной, отдается предпочтение установлению новых социальных связей в интернет-среде. При интернет-зависимости формируется классический аддиктивный континуум, поэтому, когда данный аддиктивный агент (Интернет) перестает оказывать желаемое действие, существует вероятность смены способа аддиктивной реализации на другие нехимические (гэмб-линг, сексуальная аддикция) или химические аддикции (алкоголизм, наркомания) [9].

Опираясь на данное исследование, можно с уверенностью утверждать, что интернет-зависимость является одной из форм аддик-тивного поведения, которой присущи все основные признаки последнего.

Необходимо заметить, что изучение феномена интернет-зависимости началось еще в 1990-х гг. К.С. Янг в 1994 г. впервые определила типологию этой аддикции, выбрав в качестве типизации критерий предпочтения пользователей. Ею были выделены киберсек-суальная зависимость, пристрастие к виртуальным знакомствам, информационная перегрузка (компульсивный веб-серфинг), зависимость от компьютерных игр и т. д.

Первое определение интернет-зависимости дал И. Голдберг, обозначив его как расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера. Позднее Д.Д. Канделл дополнил эту формулировку тем, что понятие интернет-зависимости включает в себя любой вид деятельности в сети.

В настоящее время интернет-зависимость трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь офлайн, и невозможность выйти из Интернета, находясь онлайн [10].

В 2000 г. К. Янг предложила трехуровневую модель, согласно которой возникновению

интернет-аддикции способствуют доступность информации и простота использования; контроль собственных действий и передаваемой информации, анонимность коммуникации и отсутствие посредников; возбуждение и эмоциональный подъем от результатов деятельности в Сети [11].

Сегодня анализ отечественной и зарубежной литературы дает возможность разделить все причины зависимости от Интернета на внешние и внутренние. Внешние причины включают в себя две группы факторов. К первой группе относятся факторы, способствующие дезадаптации личности в реальной жизни. Они включают: травматические ситуации и стрессы, следствием которых стало отчуждение человека от реального мира и людей, а также вынужденную или специально созданную социальную изоляцию. Ко второй группе факторов относятся особенности интернет-среды: его престижность, доступность, возможность поиска необходимой информации, возможность общения со знакомыми, находящимися на расстоянии и т. д.

К внутренним причинам относятся расстройства психики, страх общения с другими людьми, комплекс неполноценности, депрессии, акцентуации, патологии, а также наличие иных зависимостей. Так, ученые установили, что интернет-зависимость формируется у личности с соответствующими преморбид-ными характеристиками или является новой аддиктивной реализацией у личности со сформированной зависимостью. Это значит, что интернет-аддикт может перенести привязанность с какого-то другого аддикт-объекта на Интернет, как только тот другой перестанет выполнять свою функцию - менять менее комфортное психологическое состояние на более комфортное [12].

Симптоматика интернет-зависимости подразделяется на психологическую и физиологическую. К психологическому типу симптоматики относятся эмоциональный подъем во время нахождения в Интернете, постепенная необходимость в увеличении времени пребывания онлайн. Интернет-аддикт становится неспособным планировать свою жизнь, возникают проблемы с самоорганизацией, возрастает пренебрежение профессиональными обязанностями, на второй план уходят все

личные дела, не связанные с объектом аддик-ции. Интернет-зависимому человеку становится трудно прервать свою деятельность за компьютером, любые попытки других людей помешать работе в Сети вызывают у него раздражение и протестное поведение. Критика в свой адрес воспринимается «в штыки», появляется склонность обманывать родных и близких о том, сколько проводит времени у компьютера. В периоды, когда нет невозможности пользоваться Интернетом, возникают навязчивые мысли о желании подключиться к Сети. Человек готов тратить все больше средств и времени на пребывание онлайн. Таким образом, психологическая симптоматика интернет-зависимости в полной мере коррелирует с симптоматикой аддикций в целом.

На физиологическом уровне у интернет-аддикта возникает туннельный синдром запястья, сухость в глазах, мигренеподобные головные боли, боли в спине, нерегулярное питание, пренебрежение личной гигиеной, нарушение сна и изменение его режима.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ исследуемой проблемы позволяет констатировать, что интернет-зависимость в своем развитии проходит те же стадии, что и другие аддикции: от первоначального знакомства и постепенного замещения значимых сфер жизни человека до переноса жизненных целей из реальной жизни в сеть Интернет. Важно отметить, что формирование интернет-зависимости отличается от других зависимостей стремительной динамикой развития. Так, если для развития традиционных форм зависимого поведения необходимо несколько лет, то у 25 % интернет-аддиктов формирование зависимости от Интернета происходит через 6 месяцев после начала его использования, а у 58 % - в течение следующих 6 месяцев.

Таким образом, интернет-зависимость представляет собой форму аддиктивного поведения, развивающуюся при чрезмерном использовании Интернета. Интернет-зависимость, в отличие от традиционных форм зависимого поведения, характеризуется существенными изменениями психологических характеристик личности и быстрыми темпами развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 1. С. 232-235.

2. Светличная Т.Г., Меньшикова Л.И., Смирнова Е.А. Феномен зависимости: терминологический анализ // Социальные аспекты здоровья населения. 2018. Т. 59. № 1. С. 4-9.

3. Файзуллин Р.Ш. Психологический портрет зависимой личности // Молодой ученый. 2018. № 45 (231). С. 219-222.

4. Березин С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости. М.: МПА, 2001. 191 с.

5. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. М.: ВЛАДОС, 2004. 319 с.

6. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. 131 с.

7. Асеева А.Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского Государственного Аграрного Университета. 2014. № 101 (07). С. 2529-2545.

8. Егоров А.Ю., Голенков А.В. Поведенческие аддикции // Вестник Чувашского университета. 2002. № 2. С. 56-69.

9. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 23 с.

10. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернета. 2000. № 2. С. 24-29.

12. Зарецкая О.В. Компьютерная и Интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9. № 2. С. 145-165. DOI 10.17759/psyedu.2017090213.

REFERENCES

1. Galyautdinova S.I., Akhmadeeva E.V. K probleme ponimaniya addiktsii i zavisimosti otechestvennymi i zarubezhnymi issledovatelyami [Addiction understanding in works of domestic and foreign researchers].

Vestnik Bashkirskogo universiteta - Bulletin of Bashkir University, 2013, vol. 18, no. 1, pp. 232-235. (In Russian).

2. Svetlichnaya T.G., Men'shikova L.I., Smirnova E.A. Fenomen zavisimosti: terminologicheskiy analiz [Phenomenon of dependency: terminology analysis]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya - Social Aspects of Population Health, 2018, vol. 59, no. 1, pp. 4-9. (In Russian).

3. Fayzullin R.Sh. Psikhologicheskiy portret zavisimoy lichnosti [Psychological portrait of addicted person]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2018, no. 45 (231), pp. 219-222. (In Russian).

4. Berezin S.V. Psikhologiya narkoticheskoy zavisimosti i sozavisimosti. Moscow, MPA Publ., 2001, 191 p. (In Russian).

5. Furmanov I.A., Furmanova N.V. Psikhologiya deprivirovannogo rebenka [Psychology of a Deprived Child]. Moscow, VLADOS Publ., 2004, 319 p. (In Russian).

6. Nosko I.V. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya [Developmental Psychology and Age Psychology]. Vladivostok, TIDOT DVSU Publ., 2003, 131 p. (In Russian).

7. Aseeva A.D. Psikhologicheskie osobennosti lichnosti, sposobstvuyushchie razvitiyu zavisimogo povedeniya [Personality attributes fostering development of dependence behavior]. Politematicheskiy setevoy elektron-nyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo Gosudarstvennogo Agrarnogo Universiteta - Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University, 2014, no. 101 (07), pp. 2529-2545. (In Russian).

8. Egorov A.Yu., Golenkov A.V. Povedencheskie addiktsii [Behavioral addictions]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2002, no. 2, pp. 56-69. (In Russian).

9. Loskutova V.A. Internet-zavisimost' kak forma nekhimicheskikh addiktivnykh rasstroystv: avtoref dis. ... kand. med. nauk [Internet Addiction as a Form of Non-Chemical Addictive Disorders. Cand. med. sci. diss. abstr.]. Novosibirsk, 2004, 23 p. (In Russian).

10. Yureva L.N., Bolbot T.Yu. Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrektsiya i profilakti-ka [Computer Addiction: Formation, Diagnostics, Treatment and Prevention]. Dnepropetrovsk, Porogi Publ., 2006, 196 p. (In Russian).

11. Yang K.S. Diagnoz - Internet-zavisimost' [Diagnosis - Internet addiction]. Mir Interneta - Internet World, 2000, no. 2, pp. 24-29. (In Russian).

12. Zaretskaya O.V. Komp'yuternaya i Internet-zavisimost': analiz i sistematizatsiya podkhodov k probleme [Computer and internet addiction: analysis and classification of approaches]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological-Educational Studies, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 145-165. (In Russian). DOI 10.17759/psyedu.2017090213.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Топильская Ольга Анатольевна - кандидат психологических наук, заместитель директора. Центр развития творчества детей и юношества, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: Ьр^кауа. о @таЦ.ги ORCГО: https://orcid.org/0000-0001-8829-1428 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ и обобщение литературы, написание текста

Olga A. Topilskaya - Candidate of Psychology, Deputy Director. Center for Development of Creativity of Children and Youth, Tambov, Russian Federation. E-mail: topilskaya.o@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8829-1428 Contribution: main study concept, literature analysis and evaluation, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.