Научная статья на тему 'Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком'

Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1191
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / LONELINESS / INTERNET-DEPENDENCE / YOUNG MEN / YOUNG GIRLS / MODERN YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина М.М., Григорьева С.И., Губанов А.В.

Одной из важнейших задач воспитания является формирование активного, способного к эффективной коммуникации молодого человека. Решение этой задачи делает актуальными исследования феномена одиночества и факторов, влияющих на его становление и протекание. Особенность современных условий проявления феномена одиночества заключается в возможности выстраивания молодым человеком собственной виртуальной реальности в рамках Интернет. Эта особенность ставит проблему взаимосвязи интернет-зависимости и одиночества. В исследовании предполагается, что такая взаимосвязь существует: переживание одиночества стимулирует интернет-зависимость, интернет-зависимость влияет на формы переживания одиночества, на характер этой взаимосвязи оказывает влияние пол молодого человека. Результаты экспериментального исследования показали, что имеется взаимосвязь интернет-зависимости с различными аспектами переживания одиночества и эта взаимосвязь у юношей и девушек неодинаковая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet-dependence and loneliness syndrome of young generation

One of the most important bringing up targets is to create active and communicative young individual. Solution of this problem makes actual the research of loneliness phenomenon, its formation and growth. Special modern condition for loneliness phenomenon is the possibility for a young individual to create his own virtual reality in Internet. It makes the problem of Internet-dependence and loneliness correlation extremely important. Results of the experimental research demonstrated that such a correlation exists, and this correlation is suffered by young boys and girls differently.

Текст научной работы на тему «Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 3, 2018: 504-514

Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком

М.М. Мишина1, С.И. Григорьева2, А.В. Губанов3

1,2,3Московский государственный областной университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

Moscow State Regional University

Radio str., 10А, Moscow 105005 Russia

1 e-mail: mishinamm@yandex.ru

2e-mail: grsw60@mail.ru

3e-mail: anvagug@gmail.com

Ключевые слова: одиночество, интернет-зависимость, юноши, девушки, современная молодежь.

Key words: loneliness, Internet-dependence, young men, young girls, modern young people.

Резюме: Одной из важнейших задач воспитания является формирование активного, способного к эффективной коммуникации молодого человека. Решение этой задачи делает актуальными исследования феномена одиночества и факторов, влияюшдх на его становление и протекание. Особенность современных условий проявления феномена одиночества заключается в возможности выстраивания молодым человеком собственной виртуальной реальности в рамках Интернет. Эта особенность ставит проблему взаимосвязи интернет-зависимости и одиночества. В исследовании предполагается, что такая взаимосвязь сушествует: переживание одиночества стимулирует интернет-зависимость, интернет-зависимость влияет на формы переживания одиночества, на характер этой взаимосвязи оказывает влияние пол молодого человека. Результаты экспериментального исследования показали, что имеется взаимосвязь интернет-зависимости с различными аспектами переживания одиночества и эта взаимосвязь у юношей и девушек неодинаковая. Abstract: One of the most important bringing up targets is to create active and communicative young individual. Solution of this problem makes actual the research of loneliness phenomenon, its formation and growth. Special modern condition for loneliness phenomenon is the possibility for a young individual to create his own virtual reality in Internet. It makes the problem of Internet-dependence and loneliness correlation extremely important. Results of the experimental research demonstrated that such a correlation exists, and this correlation is suffered by young boys and girls differently.

[Mishina M.M.1, Grigoryeva S.I.2, Gubanov A.V.3 Internet-dependence and loneliness syndrome of young generation]

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigorveva, A.V. Gubanov

В современной психологической науке назрела необходимость совершенствования образовательной и воспитательной системы молодежи в соответствии с потребностями социально-экономического развития России и переходом ее к новому технологическому укладу в различных областях деятельности. Психология, в контексте исследования проблемы одиночества, позволяет системно выявить совокупность детерминант и средств, обеспечивающих продуктивный выход из состояния интернет-зависимости, которое часто связано с переживанием одиночества молодыми людьми.

Известно, что этапы жизненного пути современного молодого человека накладываются на возрастные стадии его развития в онтогенезе. Понятие одиночества тесно связано с переживанием молодых людей таких ситуаций, которые субъективно воспринимаются как нежелательные и личностно неприемлемые, связанные с дефицитом общения. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность молодежи. Можно постоянно находиться в обществе и при этом чувствовать психологическую изоляцию.

Появлению одиночества способствуют эмоциональная травма, страх неудачи в налаживании межличностных контактов. Чаще всего молодой человек становится одиноким при условии отсутствия необходимых навыков общения (Гурьева, 1993; Кислов, 2007; Мишина, 2012).

Одиночество современного молодого человека часто связано с разными видами зависимостей, в частности с интернет-зависимостью. Современный молодой человек формируется в условиях технического прогресса, влияющего на его психологические особенности. Инновации в условиях технического прогресса способствуют усилению коммуникативных общественных связей и должны, как будто, способствовать преодолению одиночества. Но это не так: как правило, наблюдается отсутствие эмоционального контакта и зависимость от «поверхностных» связей (Гурьева, 1993; Мишина, 2012). При этом, Интернет как передовая и востребованная технология нашего времени дает широкий

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigorveva, A.V. Gubanov

диапазон продуктивной деятельности современному молодому человеку, влияя на его личностное, профессиональное и духовное развитие (Мишина, 2017; Пахомова, 2014).

Необходимость исследования феномена одиночества современной молодежи обусловлена противоречиями между:

• объективной потребностью общества в повышении коммуникативных связей современной молодежи в связи с переходом к новому технологическому укладу и отсутствием стратегии развития технологий, направленных на вовлечение молодого человека в активную продуктивную жизнедеятельность;

• постоянно растущим уровнем требований, предъявляемых к личности молодого человека в современных условиях общественного развития и отстающими от него возможностями быстрого переключения индивидуального сознания с учетом исторического этапа;

• уровнем личностного потенциала и степенью его реализации в общественной деятельности;

• представлением о структуре феномена одиночества личности молодого человека и причинами его появления;

• изменением места деятельности в современной жизни, порождением ее новых видов и отсутствием научно-обоснованной психологической концепции феномена одиночества современного молодого человека;

• необходимостью разработки экспериментальных программ по психологическому преодолению переживания одиночества современными молодыми людьми с учетом их типологии, возрастных, половых особенностей и отсутствием научно-методического обеспечения практики психолого-педагогического сопровождения изучаемого феномена.

Исследование субъективного переживания одиночества молодежи помогает выявить причины данного явления, расширить возможности предоставления психологической помощи с учетом индивидуальных особенностей.

Феномен субъективного переживания одиночества у современной молодежи представляет собой сильное переживание, являющееся особой формой самосознания и

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigoryeva, A.V. Gubanov

характеризующееся наличием проблем с коммуникацией. К основным моделям субъективного переживания одиночества относятся: психодинамическая (Г. Зилбург),

феноменологическая (К. Роджерс), экзистенциальная (К. Мустакас), социологическая (Дж. Рисмен),

интеракционистская (Р. Вейс), когнитивная (Э. Пепло), интимная (Дж. Дерлега, Т. Моргулис), общая теория систем (А. Фландерс) (Мишина, 2012).

Причинами формирования субъективного переживания одиночества являются: возрастные особенности, нарушение механизма идентичности и самооценки, личные переживания человека (страх быть отвергнутым), взаимоотношения внутри семьи (отсутствие эмоциональной связи, насилие, конфликты, а также гипоопека и гиперопека). В зависимости от длительности переживания выделяют эпизодическое и хроническое одиночество (Гурьева, 1993; Кислов, 2007).

Основываясь на преобладание одного их механизмов обособления, выделяют четыре вида субъективного переживания одиночества: отчуждающее, диффузное, диссоциированное и уединение (Гурьева, 1993; Мишина, 2012).

Интернет-зависимость представляет собой искусственно созданный вид аддиктивного поведения, который в условиях современного технического прогресса активно развивается и приобретает глобальные масштабы. При использовании интернета молодые люди создают виртуальную реальность с наличием определенных свойств: автономность, интерактивность, что заменяет реальную жизнь.

Для феномена интернет-зависимости характерно наличие позитивных (самопознание, саморегуляция,

самосовершенствование, стабилизация психического состояния, защита «Я») и негативных эффектов (замедление психической деятельности, отрицательный защитный механизм, неадекватное восприятие себя и реальности, снижение интеллекта и гибкости познавательных процессов, появление зависимого поведения, деформация структуры личности, появление деструктивных форм поведения), влияющих на реальную жизнь молодого человека.

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigorveva, A.V. Gubanov

Виды интернет-зависимости: информационная

перегрузка, влечение к азартным и биржевым торгам; виртуальные знакомства; киберсексуальная зависимость; увлечение компьютерными играми (Мишина, 2017; Пахомова, 2014).

Ключевыми особенностями стадий формирования интернет-зависимости выступает проявление синдромов измененной реактивности, повышенной толерантности, психической зависимости, абстинентный, отмены, полного физического и психического истощения. Основные симптомы интернет-зависимости: всепоглощенность человека интернетом, увеличение количества времени в сети, синдром отмены при прерывании сеанса, появление проблем во взаимоотношениях с окружающими, расстройства сна (Пахомова, 2014).

Предлагаемое исследование опирается на теорию нарушения работы механизма идентификации. Наличие определенных жизненных трудностей ведет к нарушениям в работе механизма идентификации, вследствие чего люди, склонные к компенсаторному типу поведения, могут использовать интернет, как способ компенсировать нереализованную потребность, уменьшая проявления субъективного переживания одиночества.

Цель исследования - раскрыть взаимосвязь связь между субъективным переживанием одиночества и интернет-зависимостью у современной молодежи.

Объект исследования - одиночество как психологический феномен.

Предмет исследования - связь одиночества и интернет-зависимости.

В исследовании предполагается, что такая взаимосвязь существует, что склонность к одиночеству порождает интернет-зависимость, а интернет-зависимость влияет на формы протекания одиночества, и что на характер этой взаимосвязи оказывает влияние пол молодого человека.

Для оценки степени интернет-зависимости респондента использовался тест-опросник Кимберли - Янг. Для выявления особенностей переживания одиночества использовался тест

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigoryeva, A.V. Gubanov

«Диагностика переживания одиночества» Е.Е. Рогова и методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Методика Е.Е. Рогова позволяет оценить характер переживания одиночества по пяти шкалам. Первая шкала -временное одиночество. Результат по этой шкале указывает на частоту переживания одиночества, вызванного в какой-то момент времени ситуативно. Вторая шкала - постоянное одиночество. Указывает на величину хронического переживания одиночества респондентом. Третья шкала - эмоциональное одиночество. Указывает на степень фрустрации потребности респондента в эмоционально теплых контактах с окружающими. Четвертая шкала - поведенческое одиночество. Указывает на степень фрустрации потребности респондента в общении, в непосредственном физическом контакте с окружающими, в совместной деятельности. Пятая шкала - когнитивное одиночество. Указывает на величину сознательной оценки степени собственной изолированности, собственного одиночества.

Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона позволяет оценить величину ощущения одиночества респондентом на момент тестирования.

Исследование проводилось на выборке молодых людей численностью в 50 человек. Их возраст колебался в диапазоне от 18 до 25 лет. Половину респондентов составляли юноши и половину - девушки. Все они были протестированы по трем выше перечисленным методикам.

Для выявления взаимосвязи между степенью интернет-зависимости и особенностями переживания одиночества вычислялась линейная корреляция между результатами по методике Кимберли - Янг, с одной стороны, и методикам Е.Е. Рогова, Д. Рассела и М. Фергюсона, с другой. Причем эта корреляция вычислялась отдельно для юношей и отдельно для девушек (таблицы 1-2).

Из таблицы 1 видно, что степень интернет-зависимости у юношей значимо коррелирует с четырьмя характеристиками переживания одиночества. Во-первых, имеется значимая

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigorveva, A.V. Gubanov

корреляция с показателем временное одиночество. Это означает, что интернет-зависимые юноши чаще испытывают состояние одиночества. Во-вторых, имеется значимая корреляция с показателем постоянное одиночество. Это означает, что ощущение хронического одиночества у интернет-зависимых юношей выше, чем у тех, кто этой зависимостью не страдает. В-третьих, имеется значимая отрицательная корреляция с показателем эмоциональное одиночество. Это означает, что интернет-зависимые юноши реже испытывают потребность в эмоционально теплых контактах или ее фрустрацию. Возможно, снижение эмоциональной насыщенности переживания одиночества у интернет-зависимых юношей выступает защитным механизмом преодоления этого состояния, поскольку иные способы преодолеть его для них недоступны. В-четвертых, имеется значимая корреляция с показателем когнитивное одиночество. Это означает, что интернет-зависимые юноши считаю себя более изолированными от окружающих по сравнению с другими людьми.

Таблица 1

Юноши

Матрица корреляций

Интернет зависимость

Переживания одиночества ,407

Временное ,630*

Постоянное ,777**

Эмоциональное 727**

Поведенческое ,345

Когнитивное ,580*

*. корреляция значима на уровне 0,05 **. корреляция значима на уровне 0,01

Данные из таблицы 1 позволяют сделать вывод, что переживание одиночества у интернет-зависимых юношей заметно отличается от такового у интернет-независимых юношей. Это отличие состоит в том, что интернет-зависимые

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigoryeva, A.V. Gubanov

чаще переживают состояние одиночества, переживание одиночества для большинства из них носит хронический характер, это переживание для них менее эмоционально насыщено, чем для интернет-независимых, и они считают себя более изолированными от других людей.

Из таблицы 2 видно, что степень интернет-зависимости у девушек значимо коррелирует с двумя характеристиками переживания одиночества. Во-первых, имеется значимая корреляция с показателем переживание одиночества. Это означает, что интернет-зависимые девушки в среднем испытывают более сильное ощущение состояния одиночества, чем интернет-независимые. Во-вторых, имеется значимая корреляция с показателем постоянное одиночество. Это означает, что ощущение хронического одиночества у интернет-зависимых девушек выше, чем у тех из них, кто этой зависимостью не страдает.

Таблица 2

Девушки

Матрица корреляций

Интернет зависимость

Переживания одиночества ,511**

Временное ,051

Постоянное ,279*

Эмоциональное -,191

Поведенческое ,050

Когнитивное ,154

*. корреляция значима на уровне 0,05 **. корреляция значима на уровне 0,01

Данные из таблицы 2 позволяют сделать вывод, что у интернет-зависимых девушек переживание одиночества отличается от этого переживания у интернет-независимых девушек. Это отличие состоит в том, что интернет-зависимые сильнее переживают состояние одиночества, и что переживание одиночества для большинства из них носит хронический

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigorveva, A.V. Gubanov

характер.

Сравнение данных из таблицы 1 с данными из таблицы 2 показывает, что интернет-зависимые юноши и девушки переживают одиночество по-разному. Число значимых корреляций интернет-зависимости с характеристиками переживания одиночества у юношей больше, чем у девушек. У юношей интернет-зависимость значимо коррелирует с четырьмя характеристиками переживания одиночества, тогда как у девушек лишь с двумя. При этом только одна корреляция -постоянное одиночество - у юношей и девушек совпадает. Из этого можно заключить, что психологические механизмы взаимовлияния интернет-зависимости и переживания одиночества у юношей и девушек заметно различаются и что это взаимовлияние у юношей сложнее. Интернет-зависимость у юношей взаимосвязана с большим числом аспектов переживания одиночества, чем у девушек.

У девушек имеется значимая корреляция интернет-зависимости с переживанием одиночества, тогда как у юношей такая корреляция отсутствует. Это означает, что интернет-зависимые девушки испытывают более сильное ощущение одиночества, чем интернет-независимые. Тогда как у юношей на силу переживания одиночества интернет-зависимость не влияет. И те, и другие испытывают ее в среднем с одинаковой силой.

У юношей имеется значимая корреляция с показателем временное одиночество, тогда как у девушек такая корреляция отсутствует. Это означает, что с нарастанием интернет-зависимости у юношей частота возникновения ощущения одиночества возрастает, тогда как и у интернет-зависимых, и у интернет-независимых девушек эта частота оказывается одинаковой.

У юношей имеется значимая отрицательная корреляция интернет-зависимости с показателем эмоционального одиночества, тогда как у девушек такая корреляция отсутствует. Это означает, что у интернет-зависимых юношей переживание одиночества в меньшей степени эмоционально насыщено, чем у интернет-независимых. Тогда как у девушек интернет-зависимость не влияет на эмоциональную насыщенность

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigorveva, A.V. Gubanov

переживания одиночества. И у интернет-зависимых, и у интернет-независимых девушек эта насыщенность присутствует в одинаковой степени. Можно предположить, что у интернет-зависимых юношей механизмы психологической защиты срабатывают эффективнее, чем у девушек, что позволяет им переживать состояние одиночества менее остро.

У юношей имеется значимая корреляция интернет-зависимости с показателем когнитивного одиночества, тогда как у девушек такая корреляция отсутствует. Это означает, что у интернет-зависимых юношей сознательная оценка степени собственной изолированности, собственного одиночества выше, чем у интернет-независимых. У девушек интернет-зависимость не влияет на величину этой оценки. И у интернет-зависимых, и у интернет-независимых девушек величина такой оценки в среднем одинаковая. Этот факт подтверждает высказанное выше предположение о более эффективной работе защитных механизмов у интернет-зависимых юношей, чем у интернет-зависимых девушек. В частности, здесь можно говорить о включении механизмов рационализации переживания одиночества у интернет-зависимых юношей. Они осознают собственную изолированность и считают такое положение вещей естественным для человека.

Сравнение данных из таблицы 1 с данными из таблицы 2 позволяет утверждать, что переживание одиночества у интернет-зависимых юношей заметно отличается от переживания одиночества у интернет-зависимых девушек. Это отличие состоит в том, что интернет-зависимость у юношей не влияет на силу переживания одиночества, а у девушек с ростом интернет-зависимости сила переживания одиночества возрастает. С нарастанием интернет-зависимости у юношей нарастает частота переживания одиночества, тогда как интернет-зависимые и интернет-независимые девушки испытывают состояние одиночества одинаково часто. Эмоциональная насыщенность переживания одиночества с ростом интернет-зависимости у юношей убывает, а у девушек она остается неизменной. Сознательная оценка собственной изолированности от окружающих у юношей увеличивается с

М.М. Мишина, С.И. Григорьева, А.В. Губанов M.M. Mishina, S.I. Grigoryeva, A.V. Gubanov

нарастанием интернет-зависимости, тогда как у девушек такая оценка остается постоянной.

Анализ результатов всего эксперимента позволяет сделать вывод, что гипотеза эксперимента подтвердилась. Действительно имеется взаимосвязь интернет-зависимости с особенностями переживания одиночества и эта взаимосвязь у юношей и девушек неодинаковая. С усилением интернет зависимости возрастает сила переживания одиночества (только у девушек), нарастает частота его переживания (только у юношей), усиливается ощущение хронического одиночества (и у юношей, и у девушек), уменьшается эмоциональная насыщенность переживания (только у юношей) и возрастает его осознанность (только у юношей).

ЛИТЕРАТУРА

Гурьева Л.П. 1993. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты. -Вопросы психологии. № 3: 5-16. Кислов В.Л. 2007. Субъективное ощущение одиночества, как одна из актуальных проблем современного общества. - Вестник психологии СОРАН. № 3: 17-26. Мишина М.М. 2012. Гендерные особенности личности. - В сб: Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. М.: РГГУ. 256 с. Мишина М.М. 2017. Переживание интернет-зависимыми людьми чувства одиночества. - В сб: Теория и практика культурно-исторической психологии: Материалы XVIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 13-17 ноября 2017 г. М.: Левъ. 540 с. Пахомова Т.В. 2014. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости. - Молодой ученый. № 15: 236-238.

Получена /Received: 26.07.2018 Принята/Accepted: 02.10.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.