Научная статья на тему 'Интернет в системе средств массовой информации Вьетнама'

Интернет в системе средств массовой информации Вьетнама Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1886
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СМИ / INTERNET MASS MEDIA / ОНЛАЙНОВЫЕ ГАЗЕТЫ / ONLINE NEWSPAPERS / СЕТЕВЫЕ ИЗДАНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ / UNIVERSAL NEWSPAPERS / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ГАЗЕТЫ / SPECIALIZED NEWSPAPERS / NETWORK EDITIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чан Зуи

В статье рассматривается процесс возникновения и развития Интернета во Вьетнаме, социальные особенности вьетнамской аудитории Интернета, основные деятельности и привычки вьетнамских интернет-пользователей. Изучается система вьетнамских электронных газет, их типология, информационная ориентация и тенденция развития. Анализируются главные проблемы в развитии интернет-СМИ Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet in the mass media system of Vietnam

The article discusses the origins and development of the Internet in Vietnam, the social peculiarities of Vietnamese Internet audience, the basic activities and habits of Vietnamese Internet users. The author also studies the system of Vietnamese electronic newspapers, their typology, information orientation and development trend and provides the analysis of major problems in the development of online media in Vietnam.

Текст научной работы на тему «Интернет в системе средств массовой информации Вьетнама»

ИНТЕРНЕТ

В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ВЬЕТНАМА

Чан Зуи

Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается процесс возникновения и развития Интернета во Вьетнаме, социальные особенности вьетнамской аудитории Интернета, основные деятельности и привычки вьетнамских интернет-пользователей. Изучаются система вьетнамских электронных газет, их типология, информационная ориентация и тенденция развития. Анализируются главные проблемы в развитии интернет-СМИ Вьетнама..

Ключевые слова: интернет-СМИ, онлайновые газеты, сетевые издания, универсальные газеты, специализированные газеты.

Первое упоминание об Интернете во Вьетнаме относится к 1991 году, когда профессор Австралийского национального университета Роб Хурл со своим вьетнамским коллегой Чан Ба Тхай из Академии информационной технологии проводил эксперимент соединения компьютеров в Австралии и во Вьетнаме через телефонные кабели. Они также попробовали написать программное обеспечение для операционной системы Юникса, которое позволило подключить компьютеры Вьетнама к австралийским. В 1992 году команда заявила об успехе эксперимента и из Ханоя в Австралию отправились первые электронные письма. В 1993 году профессор Хурл со своими коллегами организовал конференцию о перспективах развития Интернета во Вьетнаме. И уже в 1995 году этими авторами при финансировании государственной компании почтовой и телекоммуникационной сетей был разработан первый проект коммерческих интернет-услуг, реализованный в 1997 году. Тогда же был зарегистрирован первый вьетнамский интернет-провайдер — компания «Нет Нам». С этого момента 19 ноября 1997 года отмечается как день вхождения Вьетнама во Всемирную паутину.

С тех пор Интернет во Вьетнаме бурно развивается. При финансовой поддержке государственных и коммерческих отечественных и зарубежных компаний появились новые провайдеры. В 2010 году американский миллиардер Билл Гейтс выделил 30 млн долларов для помощи в развитии Интернета во вьетнамских провинциях.

17 октября 2000 года исполнительный комитет Коммунистической партии указом «Об ускорении применения и развития информационных технологий в служении процессам индустриализации и модернизации страны» сформулировал следующие цели, которые должны быть достигнуты к 2010 г.:

— информационные технологии должны широко применяться во всех областях общественной жизни и стать важным фактором в процессе ускорения общественно-экономического развития и безопасности страны;

— национальная информационная сеть должна характеризоваться высокой скоростью, и доступной ценой для пользователей;

— информационные технологии должны стать эффективной экономической отраслью, с большим вкладом в ВВП страны [1].

9 октября 2010 года была основана Вьетнамская ассоциация Интернета (с исполнительным комитетом, состоящим из 30 человек). Она занимается планированием развития Интернета Вьетнама.

Согласно данным Государственной статистической организации, на март 2012 г. во Вьетнаме было 32,1 млн интернет-пользователей, среди которых более 4 млн имели высокоскоростной доступ к Интернету. Число зарегистрированных абонентов у официальных провайдеров Интернета во Вьетнаме достигло 4,3 млн. Кроме того, следует отметить количество абонентов мобильной связи Вьетнама — их 118,7 млн на март 2012 г. [2]. Укажем, что эти цифры приблизительны, так как нет четкого определения «пользователей Интернета». Количество вьетнамских пользователей Интернета определяется числом абонентов интернет-услуг. Не отражая точного числа сетевых пользователей Вьетнама, оно, на наш взгляд, позволяет говорить об основных тенденциях развития Интернета во Вьетнаме.

Таблица 1

Рост интернет-пользователей во Вьетнаме 2003—2012 гг.

Год Количество пользователей % от всего населения

2003 804 528 3,80

2006 4 059 392 17,67

2009 22 779 887 24,47

2010 26 784 205 31,98

2012 32 100 000 35,67

Источник: http://via.org.vn/lich-su-va-nhung-moc-son-phat-trien-internet-viet-nam/ [3].

По сравнению с соседними странами Юго-Восточной Азии картина развития Интернета во Вьетнаме выглядит неплохо: данные международной компании по исследованию рынков ComScore показывают, что Вьетнам имеет онлайновых жителей больше, чем любая другая страна этого региона — 16,1 млн подключений к Сети в месяц. На 2-м и 3-м местах находятся Индонезия и Малайзия с 13,9 млн и 12 млн подключений [4]. Что касается темпов роста подключений, Вьетнам занимает 2-е место. По сравнению с 2011 годом количество вьетнамских пользователей Интернета в 2012 г. повысилось на 14%, при максимальном приросте у Филиппин.

В 2011 году компании Net Index и Yahoo провели исследование вьетнамских пользователей в мировой Сети. С помощью опроса 1500 респондентов в возрасте от 15 до 54 лет выявилось, что самая популярная деятельность вьетнамцев в виртуальном мире — это чтение новостей и поиск информации. На 2-м месте стоят онлайновые игры [5]. Такие занятия, как развлечение и общение, тоже привлекают внимание многих пользователей интернета. Тем не менее, лишь около 40% пользователей во Вьетнаме совершает покупки в интернет-магазинах и только около 10% использует онлайновые банковские сервисы — пользователи Интернетом

не верят в безопасность онлайн-платежей. Число людей, которые используют Интернет для доступа к социальным сетям, выросло с 41% в 2010 году до 55% в 2011 году. Среди сетевых пользователей преобладают мужчины (56%). Наибольшую по численности возрастную группу пользователей составляют молодые люди от 18 до 25 лет (39%). Доля подключений к глобальной сети из дома увеличилась с 75% (2010 г.) до 88% (2011 г.), а доля посетителей интернет-кафе упала с 42% до 36% в 2011 г. Наличие во Вьетнаме технологии мобильной связи третьего поколения (3G) расширяет возможность подключения к Интернету с мобильного телефона (30%). Количество интернет-пользователей с мобильных телефонов значительно выросло в таких городах, как Дананг — город государственного значения в центральной части Вьетнама (с 26% в 2010 году до 46% в 2011 г.) и Кант-хо — самый большой провинциальный город западной части Вьетнама (с 25% до 61%). Мобильные телефоны позволяют легко подключаться к Интернету и мгновенно обновлять информацию в социальной сети. Около 62% пользователей сидит в Интернете каждый день, проводя там в среднем около 2 часов 20 минут. В больших городах люди пользуются Интернетом чаще, чем в провинции. По сообщению пользователей в Ханое тратят более 160 минут в день в Интернете, больше, чем в городе Хошимине (150 минут в день).

Информационные технологии и заметный прогресс в процессе интернетизации общества стали устойчивой базой для развития новых мультимедийных медиа во Вьетнаме. Первое интернет-издание Вьетнама — это электронная версия журнала «Родина», которую выпустил Комитет по проблемам жизни вьетнамцев за рубежом при Министерстве иностранных дел. Она появилась в веб-паутине 3 декабря 1997 года. И эта дата стала днем рождения электронной прессы Вьетнама. Следует заметить, что этот журнал выполнял функцию пропаганды для государства — в то время Вьетнам освободился от экономических санкций ООН и информационная политика государства была направлена на улучшение имиджа страны. Но в последующие периоды электронная пресса постепенно находила свой путь развития и добилась немалых успехов. Путь развития вьетнамских интернет-газет можно разделить на 3 этапа:

1997—2001 года — период появления электронных газет во Вьетнаме. Газеты электронные были простыми по содержанию и форме, они являлись сетевыми копиями печатных газет;

2001—2005 года — период появления и развития серии онлайновых газет, таких как «Молодежь» (Thanhnien) онлайн, «Молодость» (1ио^е) онлайн, Вээн-экспресс (упехрге88), «грамотность» фапТп) и.т.д. Они укрепили позиции электронной прессы во вьетнамской журналистике;

2005 год по настоящее время — происходит революция в сетевом информационном пространстве. Появились такие новые каналы и форматы информации, как блоги, форумы в социальных сетях, сформировалась так называемая гражданская журналистика. Жизнь журналистики вообще и интернет-журналистики в частности становится все более разнообразной. Возникли «левые», нелегальные информационные сайты, которые пользовались популярностью у определенной аудитории.

Сейчас во Вьетнаме существует более 50 сетевых изданий и 2500 информационных сайтов. Практически все центральные периодические издания сегодня уже имеют электронные версии, что позволяет привлекать рекламодателей и расширять аудиторию. За несколько лет такие известные газеты, как «Народ» (Nhan dan), «Молодежь» (Thanh nien), «Молодость» (Tuoi tre), «Новый Ханой» (Ha Noi Moi), «Вьетнамский спорт» (The thao Viet Nam) и многие другие обзавелись сетевыми аналогами в web-паутине.

Электронная пресса Вьетнама делится на универсальную (общественно-политическую) и специализированную (в основном, деловую). Традиционные общественно-политические издания обычно реализуют модель качественно-массовую, а новые активно разрабатывают модель массового или качественного (аналитического) издания. Пресса массовой культуры (или информационно-развлекательная) — совершенно новая для регионального информационного ландшафта модель издания. Наряду с развлекательными в них активно используются материалы скандально-сенсационного, справочного и консультационного характера. Стремление соответствовать «человеческим интересам» (по заповедям основателя «желтой» прессы Р. Херста, это прежде всего самосохранение, любовь и размножение, тщеславие) делает прессу массовой культуры многоликой, как сами эти интересы: пресса чудес, ужасов, скандалов, эротическая, астрологическая, юмористическая и т.д. Информационно-аналитические издания — это, естественно, издания, возникающие как противовес массовой прессе с «клубничным ароматом», расцветающей на информационном поле Вьетнама. Перспективность выдвижения на первый план аналитической функции одновременно поняли многие вьетнамские представители прессы. Но в действительности качество не всегда соответствует маркировке информационно-аналитического издания.

По рейтингу самыми популярными универсальными сетевыми изданиями во Вьетнаме являются web-сайты Вьетнамнэт (Vietnamnet.net), ВээнЭкспресс (VnExpress.net), 24h.com. Результаты исследования посещаемости информационных Web-сайтов компании ACNeilsen показали, что 81% аудитории Интернета в Ханое часто посещают Web-сайт Vietnamnet, 48% часто посещают VnExpress, а 58% часто посещают 24h.com. Подобное исследование, проведенное в Хошимине, дало другие результаты: Вьетнамнэт (Vietnamnet) 41%, ВээнЭкспресс (VnExpress) 18%, 24h.com 34%. Кроме этих лидеров, в последнее время электронные версии двух известных печатных газет «Молодость» (Tuoi tre) и «Молодежь» (Thanh nien) начали пользоваться популярностью у пользователей.

Из 2500 вьетнамских электронных изданий мы решили отобрать для представления следующие сайты:

— три самых популярных универсальных (общественно-политических) онлайновых издания Вьетнама: «Вьетнамнэт» (Vietnamnet), «ВээнЭкспресс» (Vnexpress), 24h.com;

— три электронные версии самых читаемых периодических газет Вьетнама: «Молодежь» (thanhnien.com.vn), «Молодость» (tuoitre.com), «Свет» (tiasang.com);

— два специализированных сайта, предназначенных для сообщества Вьетнама в России: «Газета России» (baonga.com), «Мэконгнэт» (Mekongnet.ru);

— две сетевые деловые газеты: «Вээнэкономи» (упееопошу), «Мировые финансы» (1aichinhthegioi.com).

Вьетнамнэт (Vietnamnet) [6] является самой большой электронной газетой во Вьетнаме. Она была создана в 90-е годы, а в 2003 году была зарегистрирована и принадлежит компании УАБС (УАБС является национальной компанией по разработке компьютерных программных обеспечений). Газета общественно-политическая и обновляется каждый день на вьетнамском и на английском языке. В газете публикуются материалы о самых разных темах общественной жизни, таких как: политика, культура, спорт, музыка, мод, экономика и т.д. Особенностью Уie1naшne1 является то, что это первая электронная газета Вьетнама, у которой есть специальная рубрика, посвященная онлайн-интервью. Это интервью в виде чата, в котором могут участвовать все желающие. Читатели могут разговаривать и задавать вопросы известным людям, то есть, интервьюерами является аудитория. В последнее время в Уie1naшne1 появились элементы аналитичности, когда в газете выступают специалисты и пишут об актуальных проблемах вьетнамского общества. Рубрика «Событие недели» является самой читаемой рубрикой во вьетнамском Интернете.

Вээнэксперсс.нэт (Vnexpress.net) [7]. Главным конкурентом Vietnamnet является «УпБхрге88». Эта газета была зарегистрирована в 2002 году и принадлежит компании FPT. ^РТ является многонациональной информационно-технологичной компанией Вьетнама с филиалами в 14 странах мира. Это один из ведущих конгломератов Вьетнама, который принимает активное участие в различных областях, таких как аутсорсинг, телекоммуникация, недвижимость, образование и финансовые услуги). Сначала Упехрге88 была просто внутренним корпоративным Web-сайтом компании FPT и содержала только информацию о FPT и его рекламу. Потом директорат компании решил развивать Упехрге88 в виде электронной газеты. Как и Уietnaшnet, Упехрге88 — ежедневная, общественно-политическая газета и содержит новости о разных областях жизни. Кроме того, посетители УпБхрге88 также могут читать переводы на вьетнамский язык статей из зарубежных журналов и газет. Упехрге88 является лидером по числу ссылок на другие Web-страницы. В 2006 году УпБхрге88 вошла в число 300 самых посещаемых электронных газет мира.

24часа.ком (24h.com) [8]. 24h.com является самым популярным развлекательным сетевым журналом Вьетнама. Главными темами журнала становятся новости о спорте, моде, о жизни «звезд», о сенсациях и скандалах. Реклама занимает важное место в журнале. 24h.com сейчас стоит на 1-м месте по скорости обновления новостей.

Молодежь.ком.вн (Thanhnien.com.vn) [9]. Thanhnien.com является электронной версией одной из самых популярных печатных газет во Вьетнаме — «Молодежи», которая была создана в 1986 году. Это газета Вьетнамского Молодежного Общества и, естественно, ее материалы предназначены для молодой аудитории. В этом издании учтены все психологические особенности молодой аудитории (особенно аудитории подросткового возраста). На страницах thanhnien.com пуб-

ликуются разнообразные познавательные материалы о науке и технике, литературе и искусстве, бизнесе и предпринимательстве.

Молодость.ком (Tuoitre.com) [10]. Tuoitre.com — сетевой аналог газеты «Молодость», которая имеет самый большой тираж во Вьетнаме (45 000 экземпляров). Газета начала выходить в 1975 году и считалась печатным органом Комсомола города Хошимина. Как и «Молодежь», «Молодость» является газетой для юных. Если «Молодежь» пользуется популярностью у читателей Северного Вьетнама, то молодая аудитория Южного Вьетнама предпочитает «Молодость», так как газета больше подходит «вкусу» вьетнамских южан. В последнее время это издание модернизировало свою структуру, стало более свободно освещать «трудные» проблемы взрослой жизни: любовь, секс, культуру и т.д. Газета ведет активные диалоги с подростками по интимным проблемам, пытается оказать психологическую помощь.

Свет.ком (Tiasang.com) [11]. Tiasang.com является электронной версией журнала «Свет». Этот журнал — один из немногих качественных журналов Вьетнама. Журнал выпускается Министерством Науки и Технологий Вьетнама. Все проблемы, о которых пишут здесь, рассматриваются с научной точки зрения. Журнал «Свет» считается форумом для вьетнамских ученых и специалистов, где они могут обсуждать важнейшие проблемы страны и предлагать решения государству, публиковать результаты научных исследований, комментировать политические решения государства... и т.д.

Кроме названных сайтов, существуют специальные сайты, которые служат сообществам вьетнамцев за рубежом. Следующие сайты считаются популярными для тех вьетнамцев, которые живут в России.

Газета Росии.ком (Baonga.com) [13]. Это информационный сайт на вьетнамском языке для тех, кто живет в России. Сайт содержит всю необходимую информацию, которая помогает вьетнамцам ориентироваться в жизни в России. BaoNga.com был создан в августе 2010 года. Основные составляющие сайта следующие:

— новости из официальной электронной прессы Вьетнама. Главные темы новостей: экономика, политика, оборона, жизнь вьетнамского народа на пяти континентах, мировые новости, новости культуры;

— оригинальные и переводные варианты новостей из российских Интернет-сайтов: rian.ru, newsru.com, vesti.ru, gazeta.ru. Главное содержание информации этого направления: политические и экономические изменения в РФ, которые оказывают влияние на жизнь иностранцев, живущих, работающих и обучающихся на территории России;

— онлайн-консультации или «полезные советы» в таких сферах, как здравоохранение, право, образование, техника, технологии, интернет-бизнес, иностранный язык.

Реклама вьетнамских компаний в России на вьетнамском и русском языках.

Сайт пока находится в стадии разработки и в основном пользуется чужими материалами, но в будущем он может стать главным информационным порталом для вьетнамцев в России.

Мэконгнэт.ру (Mekongnet.ru) [13]. Это еще один информационный портал для вьетнамского землячества в России. Сайт принадлежит ООО «Золотой Дракон» — вьетнамской компании в городе Екатеринбурге. Лозунг работы редакции сайта: «Кто владеет информацией, тот правит миром». По содержанию этот сайт похож на сайт baonga.com, но он отличается многочисленными ссылками на сайты сообществ вьетнамцев в городах Екатеринбург, Уфа, Казань, Волгоград.

Наряду с общественно-политическими изданиями в последнее десятилетие во Вьетнаме стала динамично развиваться деловая журналистика. Непрерывно увеличивается количество медиа, работающих с информацией делового характера, растет влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа.

Модернизация страны и общества приводит к трансформации информационной сферы деловой системы. Развитие вьетнамской экономики, рост потребительского спроса, активное развитие определенных сегментов бизнеса, повышение курса акций многих вьетнамских компаний, проникновение на вьетнамский рынок зарубежных брендов, изменения в структуре собственности СМИ, конвергенция деловой информации и электронной коммерции — эти и многие другие факторы влекут за собой формирование потребности в деловых медиа и, соответственно, быстрое развитие рынка деловых СМИ. Издания ориентируются на определенную аудиторию, находят свою нишу на рынке деловой прессы. Круг людей, втянутых в финансово-экономические деловые отношения, постоянно расширяется. Кому-то нужно обеспечивать их необходимой информацией, на основе которой они могли бы руководить своими действиями: принимать решения, управлять компаниями, улучшать свой бизнес. Деловые средства массовой информации, и в частности пресса, необходимы не только банкирам, экономистам и финансистам, но и инвесторам, держателям акций, собственникам среднего и малого бизнеса, многим потребителям.

Во Вьетнаме деловые СМИ представлены как в «традиционных» формах — печатный продукт, аудиовизуальные программы, так и в «новых» форматах — онлайновых версиях.

(Вээнкономи) Vneconomy [14]. Самое известное деловое издание Вьетнама — это Vneconomy, которое существует и в печатной, и в сетевой версиях. Издание предоставляет деловой аудитории информацию по всем экономическим вопросам внутри страны и за рубежом. Принцип работы редакции издания: честность, объективность и многосторонность. Электронная версия отличается от печатной наличием дискуссионного форума, где экономические эксперты обсуждают разные вопросы, связанные с производственными, финансовыми и коммерческими проблемами.

Мировые финансы.нэт (Taichinhthegioi.net) [15]. Издание специализируется на публикациях международной экономической информации. Структура сайта состоит из следующих постоянных рубрик: финансы, экономика США, экономика Европы, экономика Азии. Появление сайта объясняется новыми потребностями многих вьетнамских компаний, которые уже начали расширять свою деятельность за границей.

Несмотря на быстрый темп развития, у электронной прессы Вьетнама есть ряд существенных проблем, которые мешают развитию этого вида СМИ.

Первая проблема — недостаточность профессиональных корреспондентов. 75% корреспондентов, которые сейчас работают в редакциях интернет-изданий, перешли сюда из печатных газет, 23% сетевых корреспондентов — из других профессиональных сфер. Быстрое развитие интернет-СМИ во Вьетнаме требует большого количества журналистов, которые специализируются на работе с виртуальным информационным пространством.

Вторая проблема вьетнамской интернет-журналистики заключается в правовом регулировании. Законы, предназначенные для традиционных СМИ, действует неэффективно в интернет-пространстве. Для Интернета сегодня законы не писаны, так что существует безграничная свобода слова на виртуальных просторах. «Конечно же, как это было всегда, неумеренная свобода одного ограничивает свободу другого. Распространение порнографических, провокационных, и даже террористических материалов в Интернете поражает. Но оборотной стороной медали является возможность политических оппонентов власти обратиться к народным массам» [16]. Известно, что главная функция вьетнамской журналистики — пропагандистская, т.е. информационным процессом руководят сверху такие контролирующие органы, как Министерством культуры и массовой коммуникации Центральный отдел пропаганды Коммунистической партии. Эти органы регулярно организуют совещания с редакторами крупнейших газет и журналов Вьетнама с целью «информационного ориентирования», то есть дают указания про то, о чем можно писать, и о чем нет. Такая модель предварительной цензуры отлично работает на традиционные медиа, но оказывается отсталой в сетевом пространстве из-за безумной скорости обновления информации Интернета. Правительство Вьетнама предприняло некоторые попытки контролировать информацию, распространяемую в Интернете, но трудно сказать, что они были удачными. Последней попыткой был указ 72, в котором зафиксирована ответственность человека за ссылки на информацию, которые он выкладывает на свою страницу в социальных сетях. Этот указ вызвал много споров и разногласий в аудитории Интернета. Мировая сеть создала много трудноразрешимых вопросов для вьетнамских законодателей. С одной стороны, разрешение «полной свободы» в сети считается опасной угрозой для таких однопартийных стран, как Вьетнам, потому что это приведет к процветанию «реакционной оппозиции». С другой стороны, репрессивный закон об Интернете нереален, так как это помешает сотрудничеству страны с иностранными организациями, особенно западными, и приведет к экономическим убыткам. В ближайшее время во Вьетнаме ожидается ужесточение контроля государства за интернет-пространством.

Третья проблема электронной прессы Вьетнама — это проблема недостоверности информации. «Одно из самых мощных оснований выбора информационного источника для потребления, а также отношения к его материалам — это стандарт продукции, которого придерживается тот или иной производитель (источник) информации. Этот стандарт, как правило, известен каждому человеку по собствен-

ному опыту. Характеристика этого стандарта словами как из профессионального, так и обыденного лексикона — качественный, популярный, элитарный, понятный, занятный, допустимый и т.п. — служит для потребителя достаточным основанием при выборе» [17. C. 102]. К сожалению, в сетевых СМИ Вьетнама пока не существует стандарт производства информации и поэтому информация перемешивается с дезинформацией. Может быть, технические возможности позволяют моментально убрать публикацию, где содержится неправда, и это помогает редакции избежать ответственности перед законом, но недостоверность информации все-таки является главной причиной, по которой определенная часть аудитории не читает новости в Интернете.

Четвертая проблема заключается в неравенстве количества «своих» и «чужих» материалов. Многие интернет-издания не имеют достаточно сильных и профессиональных коллективов, поэтому у них мало или почти нет собственного материала. Это приводит к тому, что новости в Интернете стали похожими, скопированными.

Большой информационный рынок (население страны более 80 миллионов) и быстрые темпы развития техники обеспечивают светлое будущее для мультимедийной разновидности СМИ во Вьетнаме. Во Вьетнаме уже вышла вьетнамская поисковая система, которая будет главным инструментом в перемещении по сайтам Интернета и будет привлекать еще большую аудиторию к интернет-журналистике. Но журналистика online, несмотря на свою специфику, остается журналистикой, то есть способом влияния на общественное мнение и сознание. Вьетнам уже стал членом Всемирной Торговой Организации и имеет больше шансов, чтобы быстро развивать свою экономику. Общество Вьетнама становится более открытым и активным. Все это требует, чтобы вьетнамская журналистика играла более значимую роль в информировании жителей и построении гражданского общества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Указ № 58 CT-TW правительства Вьетнама [Электронный ресурс]. — URL: http://mic.gov.vn/vbcddh/Lists/Vn%20bn%20ch%20o%20iu%20hnh/DispFoim.aspx?ID= 1623 (Дата обращения: 10.8.2014).

[2] URL: http://www.vnnic.vn/ (Дата обращения: 10.08.2014).

[3] Веб-сайт ассоциации Интернета Вьетнама [Электронный ресурс]. — URL: http://via.oig.vn/ lich-su-va-nhung-moc-son-phat-trien-internet-viet-nam/ (Дата обращения: 11.08.2014).

[4] URL: http://www.comscoie.com/Insights/Piess_Releases/2009/12 (Дата обращения: 11.08.2014).

[5] URL: http://www.semvietnam.com/thuong-mai-dien-tu/thoi-quen-nguoi-dung-inteinet-tai-viet-nam-nam-2011/ (Дата обращения: 12.08.2014).

[6] URL: https//:www.vnn.vn (Дата обращения: 12.08.2014).

[7] URL: https//:www.vnexpiess.net (Дата обращения: 13.08.2014).

[8] URL: https//:www.24h.com (Дата обращения: 13.08.2014).

[9] URL: https//:www.thanhnien.com.vn (Дата обращения: 14.08.2014).

[10] URL: https//:www.tuoitie.com (Дата обращения: 14.08.2014).

[11] URL: https//:www.tiasang.com (Дата обращения: 14.08.2014).

[12] URL: https//:www.baonga.com (Дата обращения: 15.08.2014).

[13] URL: https//:www.mekong.ru (Дата обращения: 15.08.2014).

[14] URL: https//:www.vneconomy.com (Дата обращения: 16.08.2014).

[15] URL: https//:www.taichinhthegioi.net (Дата обращения: 16.08.2014).

[16] Вейлер Роберт Инго Маурер. Сетевые СМИ — другая журналистика. — URL: www.mediasprut.ru

[17] Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. — М.: ЮРАЙТ, 2014.

LITERATURA

[1] Ukaz № 58 CT-TW pravitel'stva V'etnama. — URL: http://mic.gov.vn/vbcddh/Lists/ Vn%20bn%20ch%20o%20iu%20hnh/DispForm.aspx?ID=1623 (Data obrashhenija: 10.8.2014).

[2] URL: http://www.vnnic.vn/ (Data obrashhenija: 10.08.2014).

[3] veb-sajt associacii Interneta V'etnama. — URL: http://via.org.vn/lich-su-va-nhung-moc-son-phat-trien-internet-viet-nam/ (Data obrashhenija: 11.08.2014).

[4] URL: http://www.comscore.com/Insights/Press_Releases/2009/12 (Data obrashhenija: 11.08.2014).

[5] URL: http://www.semvietnam.com/thuong-mai-dien-Wthoi-quen-nguoi-dung-internet-tai-viet-nam-nam-2011/ (Data obrashhenija: 12.08.2014).

[6] URL: https//:www.vnn.vn (Data obrashhenija: 12.08.2014).

[7] URL: https//:www.vnexpress.net (Data obrashhenija: 13.08.2014).

[8] URL: https//:www.24h.com (Data obrashhenija: 13.08.2014).

[9] URL: https//:www.thanhnien.com.vn (Data obrashhenija: 14.08.2014).

[10] URL: https//:www.tuoitre.com (Data obrashhenija: 14.08.2014).

[11] URL: https//:www.tiasang.com (Data obrashhenija: 14.08.2014).

[12] URL: https//:www.baonga.com (Data obrashhenija: 15.08.2014).

[13] URL: https//:www.mekong.ru (Data obrashhenija: 15.08.2014).

[14] URL: https//:www.vneconomy.com (Data obrashhenija: 16.08.2014).

[15] URL: https//:www.taichinhthegioi.net (Data obrashhenija: 16.08.2014).

[16] Vejler RobertIngo Maurer. Setevye SMI — drugaja zhurnalistika. — URL: www.mediasprut.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Fedotova L.N. Sociologija massovyh kommunikacij. — M.: JuRAJT, 2014.

INTERNET IN THE MASS MEDIA SYSTEM OF VIETNAM

Tran Duy

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya, 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article discusses the origins and development of the Internet in Vietnam, the social peculiarities of Vietnamese Internet audience, the basic activities and habits of Vietnamese Internet users. The author also studies the system of Vietnamese electronic newspapers, their typology, information orientation and development trend and provides the analysis of major problems in the development of online media in Vietnam.

Key words: internet mass media, online newspapers, network editions, universal newspapers, specialized newspapers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.