Научная статья на тему 'Интернет в культуре: значение и последствия влияния'

Интернет в культуре: значение и последствия влияния Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4282
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / культурная политика / культурные ценности / информационная война / правовое регулирование / Internet / cultural policy / cultural values / information warfare / legal regulation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колношенко Владимир Иванович, Колношенко Олег Владимирович

В современном информационном обществе и его культуре широкое распространение получили интернет-технологии, которые в целом способствуют их развитию. Одновременно этот процесс сопровождается рядом негативных проявлений и социальных угроз населению России. По мнению авторов, решение данной проблемы в правовом и демократическом обществе возможно на основе «гибкой» государственной культурной политики, позволяющей оптимально сочетать различные подходы в использовании достоинств и недостатков интернет-технологий в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колношенко Владимир Иванович, Колношенко Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET IN CULTURE: THE MEANING AND CONSEQUENCES OF INFLUENCE

In modern informational society and its culture, Internet technologies are widely spread, which generally contribute to their development. At the same time, this process is accompanied by a number of negative manifestations and social threats to the population of Russia. According to the authors, the solution to this problem in a law-governed and democratic society is possible on the basis of a “flexible” state cultural policy, which makes it possible to optimally combine various approaches to the use of the advantages and disadvantages of Internet technologies in the cultural sphere.

Текст научной работы на тему «Интернет в культуре: значение и последствия влияния»

DOI: 10.17805/trudy.2019.3.11 МШЩЖМШТ

ИНТЕРНЕТ В КУЛЬТУРЕ: ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ

В. И. Колношенко Московский гуманитарный университет; Военный университет Министерства обороны РФ,

О. В. Колношенко Военный университет Министерства обороны РФ

Аннотация: В современном информационном обществе и его культуре широкое распространение получили интернет-технологии, которые в целом способствуют их развитию. Одновременно этот процесс сопровождается рядом негативных проявлений и социальных угроз населению России. По мнению авторов, решение данной проблемы в правовом и демократическом обществе возможно на основе «гибкой» государственной культурной политики, позволяющей оптимально сочетать различные подходы в использовании достоинств и недостатков интернет-технологий в сфере культуры.

Ключевые слова: Интернет; культурная политика; культурные ценности; информационная война; правовое регулирование

INTERNET IN CULTURE: THE MEANING AND CONSEQUENCES OF INFLUENCE

V. I. Kolnoshenko

Moscow University for the Humanities; Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation O. V. Kolnoshenko

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Abstract: In modern informational society and its culture, Internet technologies are widely spread, which generally contribute to their development. At the same time, this process is accompanied by a number of negative manifestations and social threats to the population of Russia. According to the authors, the solution to this problem in a law-governed and democratic society is possible on the basis of a "flexible" state cultural policy, which makes it possible to optimally combine various approaches to the use of the advantages and disadvantages of Internet technologies in the cultural sphere.

Keywords: Internet; cultural policy; cultural values; information warfare; legal regulation

Важным атрибутом современного информационного общества является Интернет. Он вносит кардинальные изменения абсолютно во все сферы его жизни: учёбу, работу, быт, досуг. Интернет становится всё более значимым фактором изменений и развития всех сфер общества, демонстрируя во вто-

ром десятилетии XXI в. не только технико-технологическую, экономическую, но и социально-культурную возрастающую значимость как собственно в глобальной интернет-сети, так и в реальной жизни. Интернет сам по себе представляет чрезвычайно динамично развивающийся социотехнологический феномен. Выделим некоторые важнейшие современные мировые тенденции его развития.

Прежде всего, отметим тенденцию роста популярности и числа пользователей Интернета в мире и, в частности, по России. В настоящее время из 7 млрд. населения Земли число пользователей Интернета составляет около 2,5 млрд. Анализ статистики Интернета в частности по России показывает, что за последние годы наблюдается устойчивая динамика увеличения количества пользователей Интернета. Рост числа пользователей отмечается, прежде всего, в аудитории социальных сетей. В 2018 году количество людей на самых популярных социальных площадках увеличивалось ежедневно на почти 1 миллион новых пользователей.

Другая тенденция — распространение (расширение) влияния Интернета практически на все области жизни и деятельности людей. В частности, распространение интернет-технологий в сфере культуры привело к радикальному и качественному изменению ее содержания, возможностей по созданию, сохранению и распространению качественно новых культурных продуктов и услуг. Сегодня Интернет предоставляет индивиду возможность не только повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень, не только развлекаться, следуя своим склонностям и имеющимся культурным потребностям, но и иметь доступ к массивам информации, которые в недавнем прошлом для него были закрыты: следить за событиями международной и культурной жизни, создавать вместе с другими пользователями культурные ценности, литературные и музыкальные произведения, устраивать выставки, проводить презентации, активно участвовать в социально-культурной деятельности. Так, благодаря Интернету возникла «сетевая литература», «сетевое изобразительное искусство», «сетевая критика», виртуальные библиотеки, музеи, картинные галереи, дискуссионные клубы, электронные магазины, электронные информационные агентства, образовательные порталы, содержащие информацию по разным отраслям знания.

Все большее число людей приобщаются к мировой культуре, знакомятся с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, что способствует воспитанию нравственности и художественного восприятия современной жизни, культуры поведения человека в обществе.

В-третьих, отметим тенденцию расширения влияния интернет-технологий на сознание людей, их базовые культурные ценности. По мнению многих

экспертов, этот процесс в сфере культуры сопровождается:

72

• широким распространением принципиально новых художественно-творческих практик;

• изменениями в системе функций таких традиционных институтов культуры, как библиотеки, музеи, картинные галереи, вузы, средние и специальные образовательные учреждения;

• расширением и углублением процесса коммуникативного взаимодействия людей;

• коренными переменами в духовном облике человека;

• изменением «конфигурации информационного поля», окружающего современного человека (Анисимова, 2013; Браун, 1996; Гилстер, 1996; Игер, 1996; Кент, 2006; Колесников, 2007).

Наконец, особо выделим возрастание значимости Интернета, как инструмента информационной, идеологической, культурологической войны (ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006). С помощью интернет-технологий сегодня распространяется экстремистская идеология, основанная на идеях неонацизма и радикального ислама, осуществляются программы дестабилизации государственной и общественной жизни целых народов, реализуется политика культурной экспансии. Главной целью, в частности культурологической войны является стремление ее инициаторов переформатировать сознание людей путем подмены их национальных культурных ценностей. События последних 20-30 лет убедительно показали, что странами Запада нам навязывается бескомпромиссное глобальное противоборство — экономическое, политическое, в т. ч. и культурное. Причем главным объектом этого противоборства становятся определенные типы сознаний людей, их социально-культурные ценности.

Многие исследователи и эксперты считают, что против России сегодня развязана полномасштабная информационно-психологическая война. Наша страна охвачена сетью специальных информационных натовских центров в Прибалтике, Польше и других странах Североатлантического альянса. Их назначение — пропагандистско-идеологическое воздействие на граждан России, ее прямая дискредитация, позиционирование как авторитарного государства с диким, агрессивным, невежественным населением и властью, которая не считается с нормами международного права. С помощью современных масс-медиа и сетевых форм культуры противник стремится переформатировать индивидуальное, групповое и массовое сознание населения России в нужном для себя ключе. С той же целью организуется поддержка нетрадиционных для России религиозных структур, неправительственных организаций, «независимых» изданий и интернет-ресурсов, а также ангажированных на «западные ценности» деятелей культуры. В ход идут фальсификация истории, пропаганда индивидуализма, стяжательства и нравственной

73

распущенности. Более того, средствами масс-культуры наши враги пытаются вбить клин между поколениями.

Приоритетной целевой аудиторией является молодежь. Извращаются, порочатся дорогие для нашего народа ценности: патриотизм, героизм народа, память о Великой Отечественной войне. Не прекращаются попытки доказать, что подвиг победителей фашизма уценен историей. Для примера достаточно вспомнить хотя бы такие киноподелки, как «Штрафбат», «Сволочи», «Праздник».

Таким образом, анализ тенденций развития и влияния Интернета на общество в последнее десятилетие приводит к неоднозначному и противоречивому выводу: Интернет способен оказывать существенное влияние на развитие общества и его культуры, оказывая, одновременно, как положительное, так и отрицательное влияние. Более того, в ряде случаев Интернет может представлять угрозу национальной безопасности страны, обществу и его самобытной культуре (Русакова, 2011).

Анализ практики показывает, что развитие Интернета, открывшего для человечества невиданные ранее возможности в сфере информации и коммуникации, культуры, сопровождается проявлением невиданных раннее рисков и угроз, проявление которых негативно влияет как на физическое, так и на моральное здоровье общества. Поэтому, в современных условиях становится особенно важной задача научного осмысления проблемы использования глобальной сети Интернета и возможностей его влияния на сознание отдельной личности и общества в целом, а также выработки рациональных подходов и способов обеспечения их защиты (Доктрина информационной безопасности от 09.10.2000 г.).

В этой связи в научной литературе, особенно среди исследователей, специалистов в области культуры, образования сегодня активно дискутируется вопрос: Интернет — это угроза, или источник общественного развития? Какие угрозы общественному сознанию несет Интернет? Как обеспечить защиту от негативного влияния Интернета на сознание населения, особенно молодежи, детей и других наиболее уязвимых его категорий.

Анализ научных публикаций, посвященных Интернету, свидетельствует, что большинство научных исследований в последние годы посвящено не столько его прогрессивным возможностям (они очевидны), сколько обусловленных его влиянием негативным проявлениям и угрозам, опасным технологическим, политическим и социокультурным трансформациям и их проявлениям в обществе. В этой связи становится актуальной научная задача по разработке стратегического видения перспектив и последствий развития и использования Интернета в обществе как средства современного информа-

ционного и идеологического противоборства, решения задач по обеспечению информационной безопасности и защиты сознания личности (Анисимо-ва, 2013).

На наш взгляд, основу такого стратегического видения составляет научное понимание, прежде всего, основных угроз и проблем, возникающих в связи с развитием и использованием интернет-технологий. Систематизация таких угроз в социально-культурной сфере представляет научную задачу данной статьи. Ее решение будет основанием для поиска эффективных подходов, принципов, методов нейтрализации негативных проявлений влияния интернет-технологий и обеспечения защиты сознания населения в социальной, образовательной сфере, в сфере формирования личности человека. Не претендуя на широту и полноту обобщений, авторами предлагается вариант классификации основных угроз, которые несет Интернет, прежде всего, в сфере культуры. Классификация этих угроз и их последствий показаны в таблице 1.

Таблица 1. Основные угрозы и риски, связанные с влиянием

Интернета в сфере культуры■'

№ Угрозы и риски Негативные последствия влияния ИКТ

1 Сетевой принцип функционирования и распространения культуры; анонимность, полное отсутствие, либо снижение этических правил, норм; «расщеплённость» сознания; искажённость мировосприятия, деформированная шкала ценностей;

2 «Виртуальность культуры как существование в искусственно созданной реальности; снижение интереса к сути вещей при гипертрофии значения образа, имиджа, знака, виртуальности; удаление человека от реальности, сопровождающееся отчуждением от реальных людей;

3 Технократичность культуры, преимущественное проявление данного типа культуры через технические средства; доминирование технологической сферы, приводящей к диспропорциональности. Способность оказывать существенное воздействие на культуру и трансформировать её

4 Развлекательный, рекреационный, игровой характер современной культуры; формирование у геймеров иллюзорной свободы от времени, пространства, условий реального бытия, включая социальные табу и мораль;

5 Превращение " массовой культуры в доминирующий тип культуры; подавление народной культуры и деформация элитарной культуры;

6 Переформатирование традиционной культуры. Наряду с взаимообогащением культур возникает угроза унификации национальных культур, утраты их самобытности

1 Составлено авторами на основе материалов: Материалы XVI конференции ... , 2014.

75

Обобщение показывает, что влияние Интернета на сознание и поведение может быть не только положительным, но и отрицательным, в том числе с системным характером угроз. Так, в сфере культуры эти угрозы особенно опасны, они направлены на деформацию или подмену сознания человека и проявляются в искаженности его мировоззрения, деформировании шкалы общественных и культурных ценностей, этических правил, норм поведения. Активный информационный обмен в сфере культуры на основе Интернета порождает проблему качества потребляемой современным человеком информации, создает угрозы экспансии отдельных культур, унификации культурного пространства и потери самобытности многих национальных культур, доминирования массовой культуры (Русакова, 2011; Алгулиев, Махмудов, 2013; Богомолов, Невежин, 2014).

Насыщение информационного пространства инокультурными образцами ставит под угрозу процесс формирования у широких масс культурной идентичности. Использование Интернета в сфере культуры предоставляет невиданные ранее возможности манипулирования массовым сознанием людей, надзора за ними, пресечения и инициирования массовых движений; влияния массовой культуры на стандартизацию образа жизни людей (Нико-норов, 2012).

Анализ влияния Интернета на культуру и сознание общества современных условиях предполагает вывод о необходимости выработки четкой государственной стратегии и тактики его использования с целью обеспечения защиты населения от его негативного влияния и угроз. Решения этой сложной задачи возможно на основе системного подхода и реализации на практике комплекса организационных, правовых, технических, педагогических и социокультурных мер.

Исследование показывает, что настоящее время в мировой практике выработаны и используются следующие основные стратегии (модели) защиты от угроз, связанных с негативным влиянием Интернета, среди которых: 1) стратегия открытости доступа пользователей к Интернету; 2)стратегия полного или частичного запрета вредоносных интернет-сайтов; 3) стратегия комбинирования и нормативно-правового регулирования;

Стратегия (модель) открытости доступа к Интернету основывается на либеральном подходе к пониманию демократии, свободы и прав человека в целом и в Интернете, как информационном пространстве, в частности. Как известно, либеральная идеология признает права человека превыше всего остального и, соответственно, провозглашают полную свободу действий. С точки зрения либерализма сама Всемирная паутина, как электронный свободный рынок, создана по модели классического либерализма.

При таком либерально-рыночном подходе, как считают его сторонники, всякие ограничения доступа к Интернету являются неправомерными в демократическом обществе. Единственным механизмом защиты от негативного влияния Интернета, по их мнению, может быть «невидимая рука» рыночной конкуренции продвигаемых на пространстве Интернета культурных ценностей, творческих идей, культурного продукта.

Для анализа и оценки данной либеральной модели может послужить собственный опыт России, полученный в период реформ 1990-х годов. Как известно, в эти годы принцип свободы был ложно воспринят либеральной общественностью в нашей стране, как универсальный принцип невмешательства государства в управление экономикой, социальной сферой и трансформирован в сферу культуры. Эта, в целом рациональная концепция открытости России миру, оказалась неподъемной, не жизнеспособной и даже опасной для нашей страны. Наряду с положительными изменениями, вызванными полной открытостью миру и незащищенностью от негативного влияния интернет-технологий, Россия быстро стала объектом информационной и культурологической войны, развязанной против нее и ее союзников странами Запада. В результате этой войны в стране проявились признаки духовного кризиса нашего народа, среди которых:

- снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

- девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

- рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

- деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

- атомизации общества — разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других, как указывается в «Основах государственной культурной политики России» 2014 г.

Таким образом, либеральная модель с теоретической точки зрения является идеальной моделью взаимодействия Интернета, общества и культуры. Однако в условиях информационной и культурологической войны ее использование не гарантирует защиту личности и общества в целом от угроз и негативного влияния Интернета.

Другой подход к стратегии (модели) ориентирован на создание системы запретов и барьеров влиянию Интернета. Однако, в мире пока нет примеров, чтобы страну полностью отключили от паутины из вне, но имеются примеры, когда государства, власти которых частично или полностью ограничивают доступ к интернету для своих граждан. Среди них можно назвать Турцию,

Египет, Иран, Китай, Бахрейн, Вьетнам, КНДР, Кубу, Белоруссию и др.

В этих странах периодически принимаются законодательные решения властей по блокировке сайтов, признавая их экстремистскими или противоречащими культурным ценностям. Как показывает изучение блокируются, чаще всего, самые разнообразные зарубежные сайты и блоги, реализующие программы социально-культурной интервенции по отношению к гражданам страны.

Так, например, в КНДР глобальная Сеть Интернета не функционирует вообще. Большинство граждан не имеют доступ к ней. С интернет-крамолой власти Кубы борются на манер корейских. Китай использует одну из самых совершенных систем по ограничению интернет-контента — запущенный в 1998г. Система не только не разрешает доступ к черному списку сайтов, блокируя их по 1Р или 1^-адресам, но и при помощи фильтрации пакетов данных блокирует сайты по ключевым словам. Анализируя приведенные примеры можно сделать вывод, что данная система защиты, основанная на запретах Интернета, ограничивает свободу информации и права граждан на ее получение, что является недопустимым в демократическом обществе и государстве. Однако, следует учитывать, что в условиях информационной войны и агрессивной культурной интервенции, развязанной США и другими Западными странами, ее использование является мерой вынужденной, а поэтому может быть оправданной в определенных условиях.

Наконец стратегия (модель) защиты, основанная на комбинированном подходе, т. е. сочетающая обеспечение открытости общества к Интернету, с одной стороны, с другой — его нормативно-правовое регулирование ограничений доступа к сайтам, оказывающим негативное влияние на сознание и культурные ценности населения страны.

Отметим, что свободный доступ к информации гарантируется Конституцией России, однако, данное положение о правах и свободах личности не является абсолютным, универсальным, оно предполагает, одновременно, гарантии государства по защите всех граждан от пропаганды насилия, вражды, межнациональной розни и т. п. негативных проявлений. Фундаментальной проблемой комбинированной модели управления свободным развитием и использованием ресурсов глобальной сети Интернет является обеспечение оптимального баланса между свободой и безопасностью, между открытостью и необходимостью защиты неприкосновенности частной жизни личности. Поэтому, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение в сети Интернет информации: о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических

средств; информации об организации и проведении азартных игр; материалов порнографического характера. Определенные ограничения могут устанавливаться на информацию, составляющую государственную и военную тайну. Эта специфика обусловливает необходимость принятия в Вооруженных Силах РФ дополнительных мер по строгому ограничению негативного влияния Интернета и, одновременно, обеспечения благоприятных условий и возможностей его использования в интересах военной службы, информирования и воспитания военнослужащих, в том числе средствами культуры и искусства. На решение данной задачи направлены ряд решений Министра обороны РФ, оформленных в его приказах и директивах.

Поэтому, сегодня государство всерьез взялось за упорядочение функционирования Интернета. Важным шагом в этом направлении, является принятие Федерального закона «О суверенном Интернете». Данный закон призван наиболее оптимально решить проблему обеспечения открытости доступа населения России к Интернету, чтобы полнее использовать его потенциал, как источника развития общества и его культуры, с одной стороны, с другой, — обеспечить надежную защиту населения России, особенно наиболее уязвимые его категории, от негативного влияния и угроз. В условиях информационной и культурологической войны такая модель, на наш взгляд, является наиболее приемлемой в демократическом обществе и может служить основой современной концепции культурной политики России.

Таким образом, в современных условиях Интернет представляет собой мощный инструмент влияния на сознание людей. Однако, важно учитывать, что это влияние неоднозначное. Оно может быть позитивное, или негативное. В условиях современной информационной и культурологической войны, развязанной США и некоторыми другими странами Запада против России, Интернет активно используется как средство культурной интервенции, целью которой является подмена традиционных национальных ценностей народа — чужими. В результате возникает реальная угроза потери его духовного стержня, национальной идентичности и культурного суверенитета и, как показывает собственный опыт России, возникновению негативных проявлений духовного кризиса общества. В этой связи сегодня особенное значение приобретает задача выработки и совершенствования на практике рациональной модели взаимодействия Интернета, общества и его культуры, основанной на принципе открытости и правового регулирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимова, О. С. (2013) Трансформация ценностных ориентаций культуры постсоветского общества : автореф. дис. ... к. филос. н. Ростов н/Д. 21 с.

Алгулиев, Р., Махмудов, Р. (2013) Интернет вещей // Информационное общество. № 3. С. 42-48.

Богомолов, А. И., Невежин, В. П. (2014) Информационное общество вещей: перспективы и угрозы // Крымский экономический вестник. № 11(08). С. 66-69.

Браун, С. (1996) Мозаика и «Всемирная паутина» для доступа к Internet : пер. c англ. М.: Мир: Малип; СК Пресс. 167 с.

Гилстер, П. (1996) Новый навигатор Internet : пер с англ. Киев : Диалектика. 495 с.

Игер, Б. (1996) Работа в Internet / под ред. А. Тихонова ; пер. с англ. М.: БИНОМ. 313 с.

Кент, П. (2006) Internet / пер. с англ. В. Л. Григорьева. М. : Компьютер ; ЮНИТИ.

Колесников, О. Э. (2007) Интернет для делового человека. M.: МЦФ. Издат. фирма "Яуза".

Материалы XVI конференции «Человек перед вызовом новейших информационных и коммуникативных технологий» : сборник материалов XVI конференции г. Дубна, 21-22 октября 2013 г.) (2014). М. : Дубна. 502 с.

Русакова, Ю. (2011) Проблемы современной культуры в информационном обществе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. № 3. С. 106-108.

Дата поступления: 05.06.2019 г.

Колношенко Владимир Иванович — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета; доцент кафедры социально-культурной деятельности Военного университета Министерства обороны РФ. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (967) 178-13-20. Эл. адрес: 9185769@mail.ru

Колношенко Олег Владимирович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Военного университета Министерства обороны РФ. Тел.: +7 (926) 616-25-12. Эл. адрес: olnoshenko@ mail.ru

Kolnoshenko Vladimir Ivanovich, Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor, Department of Management, Moscow University for the Humanities; Associate Professor, Department of Socio-Cultural Activities, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (967) 178-13-20. E-mail: 9185769@mail.ru

Kolnoshenko Oleg Vladimirovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Socio-Cultural Activities, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation.. Tel.: +7 (926) 616-25-12. E-mail: olnoshenko@ mail.ru

Для цитирования:

Колношенко В. И., Колношенко О. В. Интернет в культуре: значение и последствия влияния [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 3. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1000 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2019.3.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.