Научная статья на тему 'Интернет в детском лагере'

Интернет в детском лагере Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
317
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИССЛЕДОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION AND TECHNIQUE RESOURCES / LEISURE PRACTICES / INTERNET / SUMMER CAMP / SOCIAL RESEARCH / ONLINE EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Губанова Александра Юрьевна

Интернет в летнем лагере. Информационно-технические средства, досуговые практики. Результаты социсследования. Недопонимание со стороны старшего поколения значения ИКТ в жизни нынешних подростков. Интернет-образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет в детском лагере»

ИНТЕР НЕТ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ

Александра Юрьевна Губанова,

главный специалист отдела социологических исследований Российской государственной детской библиотеки, г. Москва

Интернет — неотъемлемая часть жизни современного человека. Его роль в молодёжной культуре неоспорима. Между тем исследователи, проводящие опросы общественного мнения, часто слышат высказывания о вреде новых средств массовой коммуникации. К примеру: «Из-за компьютера и Интернета дети не читают», «Дети становятся жестокими из-за компьютерных игр», «Компьютер и Интернет занимают свободное время подростков, они не гуляют, мало общаются со сверстниками».

• Интернет • летний лагерь • информационно-технические средства

• досуговые практики • социсследование • интернет-образование

К н

1\н

ак будет видно из приведённых

иже данных, подобные страхи не обоснованы. Для современных детей Интернет не является чем-то чуждым, «второй реальностью», он стал важной частью их повседневной жизни наравне с общественным транспортом, телевизором и бытовой техникой.

По данным ВЦИОМ, в течение последних шести лет устойчивое количество детей посещают смены в детских лагерях (13/о)\ Детский лагерь — это форма активного

1 Лето-2012: планы и бюджет летнего отдыха

россиян // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112791; Охота к перемене мест // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). М. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/ index.php?id=266&uid=2822

детского отдыха, которая стабильно пользуется популярностью в России. Существуют разные типы детских лагерей, в зависимости от целей их посещения: летние, санатор-но-оздоровительные, городские пришкольные (дневные), спортивные, лагеря актива, туристские, обучающие, религиозные.

Обычно детский лагерь воспринимается как сообщество детей, объединённых общей деятельностью, причём деятельностью физической, активной, нацеленной на межличностную коммуникацию, работу в команде, направленную на достижение определённых целей. Помимо укрепления физического здоровья, современные лагеря нацелены также и на образовательное и культурное развитие личности ребёнка.

Образовательная и культурная составляющая лагерного отдыха не только включает в себя традиционные формы культурно-массовых мероприятий, но и предполагает

привлечение новых информационно-технических средств (оргтехника, компьютер, образовательные и графические программы, Интернет) для всестороннего развития личности.

Проведя мониторинг сайтов детских лагерей, мы выяснили, что в большинстве своём, если даже в лагере и имеется доступ в Интернет, создатели сайта и администрация лагеря предпочитают не упоминать об этом: при попытке поиска детского летнего лагеря с Интернетом самым распространённым вариантом были европейские детские лагеря в Испании, Италии, Болгарии. Некоторые российские летние лагеря активно противятся использованию детьми на своей территории даже мобильных телефонов. В качестве примера приводим рекомендации для родителей с сайта одного из лагерей:

С 2012 года в нашем лагере у детей мобильные телефоны

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ !!!

Наши аргументы против: сегодня мобильный телефон

для детей давно перестал быть средством связи. Мобильник для ребёнка - это вредная компьютерная игрушка с выходом в Интернет, которая его отвлекает как во время мероприятий, так и после отбоя.

Подобное отношение к современным технологиям, на наш взгляд, свидетельствует о недопонимании со стороны старшего поколения значения ИКТ в жизни нынешних подростков.

Исследование, проведённое Общероссийской общественной детской организацией «Лига юных журналистов» на тему «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного простран-ства»2, свидетельствует, что число интернет-пользователей в период с 1998 по 2012 год возросло в 4,5 раза (с 19,7% до 93,1%).

В последнее время наблюдается существенное изменение в досуговых практиках юных россиян (см. таблицу). Роль телевидения в жиз-

2 Результаты социологического исследования «Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства» // Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс], М. 2012. URL: http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/20132

ни подростков стабильно снижается — на 20,5% за последние 14 лет. На первое место выходит общение с друзьями (68,5%). Третью и четвёртую строчку занимают компьютерные игры (47,3%) и обмен информацией по Интернету (46,7%). Таким образом, мы видим, что информационное общение благодаря Интернету возросло почти в четыре раза.

По данным исследования Фонда «Общественное мнение»3 развлекательные сайты, коммуникационные площадки и сервисы, образовательные ресурсы, поисковые системы и спортивные порталы входят в пятёрку наиболее посещаемых подростками площадок. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что Интернет не является угрозой для молодого поколения, так как используется школьниками не только для отдыха и общения, но и для учёбы, с познавательными целями, для саморазвития.

Исследование, проведённое Российской государственной детской библиотекой совместно Московским институтом открытого образования о чтении московских подростков в реальной и электронной среде4, показало, что в мегаполисе подростки читают самую различную информацию в Интернете (92%).

Подростки, которые в основном используют Интернет для выполнения школьных заданий или с целью получения информации (47%), и те, кто выбрал вариант «иногда читаю что-нибудь лёгкое, чтобы развлечься» (52%), много читают в Интернете.

3 «Подростки и Интернет» // Официальный сайт Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). [Электронный ресурс], М. 2008. URL: http://bd.fom.ru/pdf/podinte0801.pdf

4 Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В.П. Чудинова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012.

А.Ю. Губанова. Интернет в детском лагере

Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

(в % от числа опрошенных, возможно более одного ответа). Ранжировано по колонке 2012

Формы досуга 1998 2005 2012

1 Провожу время с друзьями 67,4 71,1 68,5

2 Смотрю телевизор 76,7 74,2 56,2

3 Играю в компьютерные игры 29,3 44,9 47,3

4 Обмениваюсь информацией по компьютерной сети 5,3 12,2 46,7

5 Слушаю магнитофон, проигрыватель, плеер 69,6 55,4 34,9

6 Общаюсь по телефону 33,1 43,7 34,3

7 Читаю книги 49,1 18,1 34,1

8 Путешествую по компьютерной сети 4,6 12,8 33,7

9 Общаюсь в кружке, секции, клубе, другом объединении 36,6 30,1 33,6

10 Хожу в кино 6,0 21,1 30,2

11 Провожу время с родителями или другими взрослыми 27,6 25,4 29,1

12 Смотрю видеозаписи 51,7 40,8 26,1

13 Встречаюсь со своей девочкой, своим мальчиком 32,1 28,8 23,9

14 Читаю газеты, журналы 36,2 52,8 20,3

15 Слушаю радио 51,7 40,8 15,2

16 Хожу в театры, на концерты, в музеи 15,6 15,0 13,2

Отсюда следует, что негативное влияние Интернета преувеличено — подростки тратят своё время в Сети не только на развлечение, но и на подготовку домашних заданий, чтение познавательной информации и расширение кругозора. Мнение о том, что общение посредством Интернета способствует потере коммуникативных навыков, опровергается последними исследованиями, согласно которым подростки по-прежнему отдают предпочтение

общению со сверстниками в свободное время. На вопрос «Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?» 68,1% респондентов ответили, что предпочитают проводить время с друзьями, тогда как вариант «Обмениваются информацией по компьютерной сети» выбрало менее половины (см. табл.).

Эксперты, занимающиеся исследованием информационного пространства современных подростков, говорят о том, что подростки не просто пользуются Интернетом, живут посредством него, что он стал средой обитания подростков.

Вот почему нам кажется важным не отказываться от Интернета в лагере, а попытаться применить его с пользой.

Директор лагеря «Робинзон» (Шуя, Ивановская область) Юрий Листопадов считает, что детский лагерь можно рассматривать как образовательную систему, однако образовательные возможности лагеря зачастую не используются. Как правило, лагерь рассматривают как дом отдыха для детей, а основные задачи вожатых — присмотр и развлечение отдыхающих, посредством привлечения к участию в культурно-массовых мероприятиях. А если привлечь к этому информационные технологии, то Интернет способен решить множество образовательных и воспитательных проблем в обществе при грамотно выстроенной системе интернет-образования, в рамках атмосферы детского лагеря.

Однако для создания такого проекта необходимо наличие грамотных единомышленников и материально-технической базы. К сожалению, далеко не всегда педагогический состав лагеря готов идти навстречу подобным инновациям. Причины тому — и страхи в отношении вредного влияния Интернета на подростков, и низкий уровень технической грамотности самих сотрудников. Но даже при наличии высококлассных специалистов и минимальной материально-технической базы

без помощи спонсоров извне, вкладывающих средства в инновационные социальные проекты, не обойтись.

И такие примеры есть. Летняя школа бизнес-информатики (детский летний компьютерный оздоровительный лагерь), ориентированная на развитие творческих способностей с использованием информационных технологий и отвлече-

Тематика посещений сайтов и страниц в Интернете за последние полгода (доля (%) в месячной аудитории Интернета)5

Посещали хотя бы раз за последние полгода Провели больше всего времени

Развлечения, игры, юмор 74% 50%

Общение (форумы, чаты, блоги, сообщества) 47% 31%

Образование, наука 43% 19%

Поиск, справочная информация 41% 19%

Спорт 40% 17%

Досуг и отдых 33% 10%

Новые технологии, компьютеры, программы 31% 9%

Новости 26% 6%

Интернет-магазины, покупки 14% 2%

Культура 12% 4%

Работа, трудоустройство 11 2%

Общественная жизнь, политика 10% 1%

Здоровье 9% 1%

Эротика 7% 2%

Бизнес, финансы, производство 4% 1%

Домашнее хозяйство, семья и быт 4% 1%

Другое 4% 3%

Затрудняюсь ответить 2% 3%

5 «Подростки и Интернет» // Официальный сайт Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). М. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/pdf/podinte0801.pdf

ние от компьютерных игр, организованная при участии профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ, набирает детей с 2004 года. До 2007 года лагерь базировался на заграничных курортах (Болгария, Канада), а последние шесть лет дети со всей страны отдыхают и обучаются в Крыму.

Программа летней школы включает помимо спортивных и культурно-развлекательных программ обучение основам web-дизайна, компьютерной графики и программирования. Подросткам, учащимся 8—11-х классов, созданы условия для освоения современных компьютерных интернет-технологий и полноценного отдыха на берегу Чёрного моря.

Обозначим свои идеи по использованию Интернета в работе лагеря:

• Развивающая программа «Создай сайт детского летнего центра».

Программа обучения использованию интернет-телефонии «На связи с родителями и друзьями».

Квест-игра с использованием рекомендательного сервиса лучших интернет-ресурсов для детей и подростков «Веб-ландия», созданного Российской государственной детской библиотекой при финансовой поддержке ОАО «ВымпелКом» (Билайн) http://web-landia.ru/.

• Конкурс рисунков и сочинений на тему безопасного и полезного использования сети Интернет в лагере детьми

и подростками.

Несмотря на существующее в обществе недоверие к современным информационным технологиям в отношении детей и подростков, уже появляются и активно работают детские лагеря, в которых гармонично сочетаются традиционные виды и формы досуга с возможностями интернет-сервисов. Интернет активно входит в жизнь современного человека и охватывает все сферы его жизнедеятельности. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.