Эксперимент и инновации в школе № 4/2015
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
О.П. Соловьёва
Интернет-урок как средство профилактики употребления наркотиков
Аннотация
В данной статье поднимается проблема профилактики подростковой наркомании. Интернет-урок антинаркотической направленности рассматривается как одно из направлений такой работы с учащимися сельской школы.
Ключевые слова
профилактика, наркомания, интернет-урок.
Тот, кто не умеет сказать нет, должен быть назван рабом»,— сказал французский писатель, мыслитель, афорист Николя де Шамфор. Я полностью согласна с его словами. В последние годы одной из наиболее острых проблем, стоящих перед нашим обществом, становится проблема наркомании. Для наркотиков не существует национальных и социальных границ, они могут войти в любую семью, несмотря ни на статус, ни на уровень материального благополучия. И как ни тяжело признавать, в России сегодня много молодежи, употребляющей наркотики. С каждым годом наркомания «омолаживается», об этом свидетельствует рост числа подростков, ставших наркозависимыми [1,4,7]. По оценкам психологов, справиться с этим злом нельзя, применяя только административные методы и медицинские препараты [2].
Все это вызывает необходимость поиска новых методов работы по предотвращению случаев употребления психоактивных веществ детьми и подростками, так как традиционные формы работы, в которых главное место отводится докладам, утратили свое значение и являются малоэффективными [3,5]. Вовлекать подростков в процесс изучения негативного влияния наркотиков на организм человека — одна из задач образовательных учреждений [6]. Актуальна и интересна, на мой взгляд, такая форма организационной работы как Интернет-урок. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) совместно с Минобрнауки России разработали рекомендации по организации и проведению Всероссийского Интернет — урока и разместили их на официальном сайте ФСКН, в рам-
ках урока учащиеся могут получить сведения обо всех территориальных органах наркоконтроля РФ, а также контактную информацию: телефон доверия, телефон дежурной части.
В декабре 2013 г. в Мелиховской средней общеобразовательной школе состоялся такой урок антинаркотической направленности «Имею право знать!». В уроке приняли участие учащиеся 7-10 классов.
Цель урока — формирование в подростково-молодежной среде нетерпимого отношения к употреблению наркотиков.
Для достижения поставленной цели были намечены конкретные задачи:
1. познакомить учащихся с имеющимися в сети Интернет-ресурсами антинаркотической направленности;
2. научить учащихся школы ими пользоваться;
3. познакомить с официальным сайтом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;
4. познакомить с общественными молодежными организациями Дона.
Интернет-урок проводился во внеклассные часы занятий. С учетом возрастных особенностей учащихся делился на две категории: от 12 до 16 и старше 16. В основу проведения интернет-урока взяты методические материалы, размещенные в специальном разделе на главной странице сайта ФСКН.
Во вступительном слове социального педагога отражалась не только актуальность проблемы подростковой наркомании, о чем говорят статистические данные, но и раскрывались негативные медицинские, психологические, социальные
#
и морально-нравственные аспекты, связанные с употреблением наркотиков и психотропных веществ.
В начале мероприятия учащимся была предоставлена возможность, под руководством учителя, зайти на официальный сайт ФСКН России и просмотреть специализированный раздел, соответствующий возрастной категории учащихся, в предложенной последовательности:
1. Ознакомление с управлением ФСКН через интерактивную карту, размещенную на сайте.
2. Ознакомление с территориальным органом наркоконтроля, который осуществляет оперативное обслуживание обучающихся, проживающих на территории Усть-Донецкого района.
3. Ознакомление с интернет-ресурсами территориального органа, телефонами доверия и дежурной части, по которым ребята могут обратиться со своими вопросами, в том числе, связанными с факторами распространения наркотических веществ. Внимание детей было обращено на раздел «Вопрос — ответ», в котором каждый школьник в режиме обратной связи может задать интересующий его вопрос и получить квалифицированный ответ специалиста.
4. Ознакомление с общественными организациями и молодежными движениями страны, ведущими активную антинаркотическую пропаганду. О подобных организациях в Ростовской области в рамках Интернет — урока рассказали ребятам волонтеры нашей школы.
5. Развеивание мифов среди школьников возрастной категории от 12 до 16, связанных с первичным употреблением наркотических веществ.
6. Изучение школьниками старше 16 лет опасных последствий потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Большое внимание на уроке было отведено рассмотрению тактики отказа от наркотиков, предлагаемых подросткам в разных ситуациях и разными людьми. Участникам была предоставлена возможность самостоятельно поработать с одним из разделов Интернет-урока «Осторожно наркотики!», в котором внимание учеников было обращено на полезные советы: Как удержаться от предложения попробовать наркотики?
После просмотра анимационного блока учащимся раздали памятки, и предложили определить, какие из перечисленных способов отказа на предложение попробовать наркотики представляются им наиболее убедительными и почему.
В конце Интернет-урока учащимся было предложено посмотреть короткометражный фильм антинаркотической направленности, в котором ненавязчиво прослеживались проблемы, связан-
ные с употреблением наркотиков. После просмотра фильма учащихся попросили выразить на листе бумаги отношение к произошедшим в фильме событиям, дать свою оценку. Учащиеся с легкость выполнили это задание. Наилучшие результаты были озвучены учителем.
В завершении мероприятия школьникам было предложено заполнить специальную анкету, размещенную на сайте ФСКН и самостоятельно поработать с интернет-ресурсами, с которыми ребята познакомились в ходе урока.
Подобные формы работы по предотвращению случаев употребления наркотиков и психотропных веществ детьми и подростками позволяют не только вовлекать их в процесс изучения негативного влияния наркотиков на организм человека, но и ориентируют школьников на выработку твердой отрицательной позиции на предложение попробовать наркотики. Отсутствие случаев употребления наркотиков учащимися школы есть результат системной работы по профилактике наркомании. С моей точки зрения, именно умение сказать: «Нет наркотикам!»,— является главным шагом в пропаганде здорового образа жизни.
Литература
1. Акутина С.П., Николина В.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 33-36.
2. Бабич Э.А., Корякова А.А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 2.С. 55-61.
3. Клепиков В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 3.С. 39-46.
4. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 3. С. 66-70.
5. Малярчук Н.Н. Пути преодоления факторов, негативно влияющих на здоровье детей и подростков. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С. 49-55.
6. Москвина Е.В. Социальная реабилитация подростков с де-виантным поведением в специальных учреждениях. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 2. С. 54-60.
7. Папикян И.Х. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе училища олимпийского резерва «Мастер-Сатурн». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С.32-44.
#