Научная статья на тему 'Интернет-технологии в политике и политические информационные интернет-технологии : различия в сущности и содержании понятий'

Интернет-технологии в политике и политические информационные интернет-технологии : различия в сущности и содержании понятий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4125
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PR-ТЕХНОЛОГИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / INTERNET-TECHNOLOGIES / POLITICAL TECHNOLOGIES / PR TECHNOLOGIES ON THE INTERNET / POLITICAL ADVERTISEMENT ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Несмашный Алексей Олегович

В данной статье автор проводит теоретическое осмысление понятия «интернет-технологии в политике». Рассматривается содержание интернет-технологий в политике. Раскрывается взаимосвязь понятия с терминами «политические технологии», «избирательные технологии», «политический проект» и другими понятиями. Выделяется два наиболее распространенных контекста употребления термина. Дает авторское осмысление и определение терминам «интернет-технологии в политике» и «политические информационные интернет-технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet-technologies in politics and political information Internet-technologies: differences in essence and content of the notions

The author gives theoretical understanding of the notion “Internet-technologies in politics”. The content of Internet-technologies in politics is considered. The author reveals the relationships between the given notion and the notions “political technologies”, “election technologies”, “political project” and others. Two most frequently used contexts of this term are pointed out. The author gives his own understanding and definition of the terms “Internet-technologies in politics” and “political information Internet-technologies”.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии в политике и политические информационные интернет-технологии : различия в сущности и содержании понятий»

УДК 32.019.51

интернет-технологии в политике и политические информационные интернет-технологии: различия в сущности и содержании понятий

Иесмашный Алексей олегович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (филиал), аспирант кафедры политических наук, г. Саратов, Россия. E-mail: nao@astpl.ru

Аннотация

В данной статье автор проводит теоретическое осмысление понятия «интернет-технологии в политике». Рассматривается содержание интернет-технологий в политике. Раскрывается взаимосвязь понятия с терминами «политические технологии», «избирательные технологии», «политический проект» и другими понятиями. Выделяется два наиболее распространенных контекста употребления термина. Дает авторское осмысление и определение терминам «интернет-технологии в политике» и «политические информационные интернет-технологии».

Ключевые понятия: интернет-технологии, политические технологии, PR-технологии в сети Интернет, политическая реклама в сети Интернет.

Научно-технический прогресс неумолим, и совершенно естественно сегодня воспринимается огромное множество всевозможных гаджетов и средств связи. По статистике за 2015 год почти на четыре миллиона человек выросло число пользователей интернета в России. Такой прирост стал возможен за счет увеличившихся темпов роста использования мобильного интернета, доля которого выросла более чем в два раза по сравнению с 2014 годом. Исследователям стало известно, что 37,2% россиян в возрасте от 16 лет выходили в интернет со смартфонов и 19,2% - с планшетов к концу 2015 года. Всего в России доступом в сеть с мобильных устройств пользуются, 42% взрослого населения страны, то есть около 50 миллионов человек с разной интенсивностью используют портативные средства связи для выхода в Глобальную сеть. Само по себе проникновение интернета в жизнь молодых россиян (16-29 лет) достигло пиковых значений еще в предыдущие годы и, по данным GfK на 2016 год, составляет 97 процентов1.

Все больше людей пользуются интернетом в повседневной жизни, становятся участниками виртуальных сообществ, сталкиваются с группами интересов и подвергаются различным информационным воздействиям. А вслед за ежедневной практикой и в научной литературе все чаще встречаются исследования, посвященные политической пропаганде и агитации в сети интернет, изучению особенностей политического PR в интернете, изучению интернет-технологий формирования имиджа или самого феномена «политического интернета» как самостоятельного фактора, который влияет на процессы в политической сфере. На наш взгляд, все перечисленные выше и многие другие направления изучения интернет-технологий в политике имеют свои общие и особенные черты и поэтому нуждаются в систематизации.

Для более объективного анализа политических процессов, связанных с использованием интернет-технологий, необходимо точное толкование этого понятия. Его можно трактовать чрезвычайно широко. «Технология» на древнегреческом «тех^» - мастерство, искусство, умение; «Хоуо^» - методика, мысль, причина; способ производства. В широком смысле «Технология» - совокупность процессов, методов и материалов, которые используются в разных отраслях. Также технологией на-

1 LENTA.RU «Аналитики подсчитали число пользователей Интернета в России». 28 января 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2016/01/28/survey (дата обращения: 15.12.20l6).

зывают способы технического производства продуктов, товаров, услуг описанные научно. В узком смысле - это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов [8, с. 207]. Таким образом, материальная технология создаёт материальный продукт, а информационные продукты создают информационные технологии.

Наиболее часто в политических науках под понятием «технология» понимается «система жестко скоординированных элементов: цели; процедуры;технические средства; операции; мотивы и стимулы» [2, с. 102]. Согласно такой интерпретации, технология понимается как целостная система, включающая в себя большое количество компонент, среди которых фундаментальные, например такие, как цели и задачи, и операционные, такие как аппа-ратно-технические средства, операции и процедуры деятельности с ними. Технология также может включать информацию, т.е. знания о закономерностях использования, и энергетические, сырьевые, кадровые и иные ресурсы. Технология предназначена для многократного применения и повторения, должна быть использована для решения сходных задач, то есть может быть растиражирована или масштабирована. Технология обеспечивает рациональность и строгую последовательность деятельности - в этом ее главная особенность. Само понятие «политические технологии» не является общепринятым, поэтому существует большое количество трактовок этого понятия. Приведем некоторые из них.

Согласно Соловьеву, «политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта, политической деятельности в определенное время и в определенном месте» [10, с. 415]. Е.Б. Сучков в своих трудах определяет политические технологии как технологии подготовки и проведения избирательных и политических кампаний, политических проектов, а также технологии партийного строительства [6, с. 20]. Он разделяет область применения политических технологий. Избирательные кампании, политические кампании, политические проекты и партийное строительство разделяются Е.Б. Сучковым, а значит, вслед за разделением сужается

и предметная область применения технологий. Интересно, что автор пишет о возможности сведения всех перечисленных технологий к политическим проектам и рассмотрения их как разновидности последних (с оговоркой о разнице целей и задач среди политических проектов). Но несмотря на это, на наш взгляд, оба эти определения не раскрывают сущности понятия полностью, так как отражают только некоторые из функций, которыми обладают политические технологии.

М.Г. Анохин определяет политические технологии как совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур осуществления и реализации функций политической системы и политических акторов, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики [1, с. 102]. Он утверждает, что сфера применения политических технологий лежит, как правило, в плоскости практической деятельности политических субъектов. В своей деятельности по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач политические субъекты используют политические технологии [1, с. 102]. На наш взгляд, это определение в большей степени отражает особенности именно политических технологий.

Таким образом, цели политических технологий находятся в сфере политики, и их роль заключается в оптимизации выполнения субъектами политики своих задач по достижению этих целей. А уже цели могут отражать совершенно разные интересы и заключаться в привлечении или экономии ресурсов, в организации избирательных кампаний, в информационном сопровождении принятых решений, в урегулировании информационных конфликтов и согласовании интересов при выработке государственной политики и в других политических целях.

Термин «интернет-технологии» в широком смысле тоже имеет обширный спектр трактовок в зависимости от контекста употребления. «интернет-технологии» достаточно часто используют в качестве аналога терминам «информационные технологии» или «новые информационные технологии». Так, например, О. И. Лосенков в своей статье «Интернет-технологии как фактор политического процесса в современном глобальном пространстве» дает определение новым информационным технологиям: «Новые информационные технологии - это

совокупность современных электронных технических средств и программного обеспечения, а также организации, форм и методов их применения в информационной работе, направленной на эффективное использование информационных ресурсов в различных областях жизнедеятельности людей» [5, с. 304]. Таким образом, новые информационные технологии, а они же интернет-технологии по версии О.И. Ло-сенкова, функционируют в разных сферах жизнедеятельности людей и нацелены на повышение эффективности работы с информацией.

По нашему мнению, такое тождество не совсем справедливо. Существует как минимум один важный аспект, который не позволяет ставить знак равенства между информационными технологиями в принципе и интернет-технологиями. Этот аспект заключается в доступе к глобальной сети Интернет. Дело в том, что работа с информацией в принципе, даже используя высокоскоростные алгоритмы передачи данных, совершенно не обязательно должна быть связана с сетью Интернет. Напротив, информационные технологии шире и включают в себя разные источники вещания, телерадиоволны, современные беспроводные соединения, такие например как мессенджеры,2 способные обмениваться информацией без доступа в интернет, используя для этого технологию Multipeer Connectivity Framework, которая позволяет создавать Multipeer-сервисы, взаимодействующие друг с другом на устройствах, расположенных поблизости, используя для этого беспроводные протоколы передачи данных Wi-Fi, р2р-соединения или Bluetooth.

Однако есть в позиции О.И. Лосенкова и то, что, по нашему мнению, оспорить невозможно. Это утверждение о том, что политические технологии, в свою очередь, совпадают с интернет-технологиями только тогда, когда последние используются для достижения политических целей. Одна из наиболее ярких иллюстраций подобного совпадения приведена в работах М.С. Вершинина, который рассматривает интернет-технологии с точки зрения процесса их использования в существующей системе представительной демократии и развития процессов «электронной демократизации». По его мнению, интернет-технологии способны выполнять несколько функций в рамках электронной представительной демократии: во-первых,

предоставлять более эффективные средства для организации политических кампаний малым партиям (свободный доступ к массовой аудитории); во-вторых, обеспечивать более широкий единовременный доступ СМИ к информации, официальным документам и текущим законодательным инициативам (свобода информации в сети Интернет); в-третьих, способствовать усилению внутренней организации партий и коммуникации членов партий между собой (горизонтальные и вертикальные коммуникационные связи, не ограниченные территориально) [3, с. 98].

Одним из первых к теоретическому осмыслению явления интернет-технологий в отечественной научной литературе подошел Д.В. Иванов. Проведя исследование результатов избирательных кампаний 19992000 гг. в России, он описал несколько интернет-технологий. Во-первых, «Технология создания видимости поддержки политика интернет-аудиторией»; во-вторых, «Технология демонстрации приобщения политика (политической структуры) к современным технологиям» (свидетельствует о прогрессивности политика); в-третьих, «Технология трансляции средствам массовой информации точки зрения политика посредствам сети Интернет»; в-четвертых, интернет-технологии как канал коммуникации, не имеющий жестких содержательных, стилистических, форматных и иных традиционных ограничений [4, с. 11].

Ю.А. Митяева, исследуя формирование имиджа политика, выделяет группы интернет-технологий. Во-первых, по мнению Ю.А. Митяевой, прослеживается очевидная взаимосвязь интернет-технологий с традиционными коммуникативными технологиями в рамках теории политической коммуникации, и в этом отношении некоторые интернет-технологии можно поделить на «традиционные» и «социально-политические интернет-технологии», которые выступают в роли комплексных мер и приемов для создания имиджа. И тот, и другой виды технологий, по мнению автора, принадлежат к социально-коммуникативным технологиям и подробно описаны в классической теории политической коммуникации [7, с. 42].

А.С. Николаев обращает внимание на другой принципиально важный аспект в деятельности интернет-технологий: на их функциональность с точки зрения технической стороны функционирования сети Интернет.

2 Мессенджер (от англ. Messenger) - Система мгновенного обмена сообщениями.

По мнению А.С. Николаева, современные интернет-технологии могут служить в качестве строительного материала для организации политического общения, например, политического клуба в Сети. В своей статье «О политическом участии в эпоху интернета», А.С. Николаев пишет, что на интернет можно смотреть как на систему взаимосвязанных средств, которые благодаря своим техническим возможностям могут повлиять на факторы участия в определенном уровне политических отношений [9, с. 163]. Приводя разные аргументы, автор постоянно концентрирует внимание на технической части, перечисляя информационные интернет-источники, блоги политиков, тематические форумы и сообщества, без которых не представилось бы возможности так эффективно развивать интернет-технологии поведения субъектов политики в Сети.

В результате исследования различных мнений авторов по поводу сути термина «интернет-технологии» считаем необходимым обратить особое внимание на то, что, по нашему мнению, «интернет-технологии» могут иметь как гуманитарный, так и технический аспекты интерпретации. Формулировка «интернет-технологии в политике» в значении «интернет-технологии, используемые субъектами политики» подразумевает техническую специфику этих технологий, а именно - совокупность технических и программных средств создания, обработки, хранения и передачи данных через интернет. Тогда как смысловое значение понятия «политические интернет-технологии» основывается на гуманитарной составляющей и сводится к приемам (технологиям) достижения политических целей конкретными политическими субъектами. В этом случае интернет-технологии рассматриваются как часть политических технологий, под которыми понимаются технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, технологии распределения и применения политической власти в пространстве сети Интернет. На практике эти два аспекта интернет-технологий тесно взаимосвязаны, т.к. нужного эффекта в сети Интернет возможно добиться, только соблюдая определенные закономерности (технологии) работы с этой интерактивной средой, но имея в виду естественные технические ограничения технологического характера (устройства связи, сайты и т.д.). Очень похожий вывод, но только относительно информационных технологий в целом, высказывает О.Ф. Шабров [11, с. 328], так же разделяя информационные технологии на гуманитарный и

технический контексты интерпретации. Он описывает информационные технологии в контекстыприменения их в политической среде, определяя разновидность технологий в зависимости от целей, с которыми тот или иной субъект их использует.

Итак, основываясь на описанном подходе, можно определить и описать термины «интернет-технологии в политике» и «политические интернет-технологии», описать и разграничить понятия следующим образом. Сравнивая эти два явления по существу, под «интернет-технологиями в политике» следует понимать технологии создания, сбора, хранения, обработки, передачи и распространения информации в глобальной сети интернет, направленные на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов субъектами в сфере политики. Необходимо отметить, что, исходя из данного определения, интернет-технологии в политике содержат ряд компонентов:

1. Технологии создания информации. Политический субъект не будет полноценным участником коммуникации в интернете, если не будет работать над созданием информации для достижения своих целей.

2. Технологии получения (сбора) информации. Информация является особым политическим ресурсом, интернет же, в свою очередь, - особой информационной площадкой, способной предоставлять огромное количество информации. Акторы, владеющие информацией, получают преимущества при завоевании, удержании и использовании власти. Целью всех политических акторов является получение как можно большего количества актуальной, полезной и полной информации.

3. Технологии хранения информации. Процесс хранения и накопления информации является очень важным со стратегической точки зрения, равно как и накопление любых других ресурсов. Интернет в этом отношении предоставляет беспрецедентные возможности хранения и оперативного доступа к информации любого объема.

4. Технологии обработки информации. В данном случае обработка понимается как упорядоченный процесс преобразования информации в соответствии с алгоритмом решения политической задачи. Создание новой и обработка существующей информации могут также означать ее искажение и сокрытие, создание ложной информации или же подмену истинных сведений ложными. Такие методы можно определить как «дезинформация», они получили очень широкое практическое распространение в

сети Интернет в рамках активной политической борьбы не только в России, но и по всему миру.

5. Технологии передачи (распространения) информации. Чаще всего под распространением информации в интернете подразумевается продуцирование и тиражирование определенных сообщений или мнений, которые могут быть выражены в различных форматах: тексты, изображения, фотографии, видеоролики, интерактивные взаимодействия и т.п.

«Политические информационные интернет-технологии», в свою очередь, следует понимать как способы и методы работы с информацией в интернете как с особой материей, обладающей собственными характеристиками и качествами, закономерностями. В отличии от интернет-технологий, которые, по сути, являются лишь формой «проводника» для политических информационных интернет-технологий, которые, в свою очередь, формируют наполнение и содержание информации, степень воздействия с целью эффективной тактической борьбы за политическую власть и ее удержание, распределение и применение, в том числе и в пространстве сети Интернет. Если говорить языком аналогий, интернет-технологии в политике - это сосуды, ёмкости, ампулы разнообразного вида и качества, с разными техническими характеристиками и свойствами, которые используются для наполнения «жидкостью» - информацией. Процесс наполнения сосуда информацией, подбор определенной и конкретной «жидкости», которая нужна для конкретной цели, определение качества и количества этой «жидкости» согласно конкретным критериям и ситуации, при которой эта «жидкость» будет использоваться, - все это и есть информационные политические интернет-технологии. Состав, плотность, тягучесть, вес и прочие характеристики «жидкости» напрямую не связаны с формой сосуда, в которую она будет помещена, и наоборот, мы можем наполнить любой сосуд практически любой «жидкостью», руководствуясь целями, которые преследуем. Схожая ситуация и во взаимоотношениях интернет-технологий в политике (сайты, форумы, чаты, ресурсы, видеохосты, социальные сети и т.д.) и информационных политических интернет-технологий (блогинг, SMM, посев слухов, e-mail рассылка и пр.). Запустить и наполнить собственный интернет-ресурс информацией еще не означает начать эффективно его использовать, необходимо учитывать

и использовать методы работы с информацией, которые собой и представляют политические информационные интернет-технологии. Они также обладают рядом характеристик, которые выделяют их особые свойства. Во-первых,они ограничены пространством сети Интернет и функционируют согласно законам глобальной сети, т.е. зависят от технических изменений, а значит, вынуждены постоянно меняться вслед за техническим прогрессом. Во-вторых, достаточно доступные сегодня, для того, чтобы начать использовать политические информационные интернет-технологии по своему усмотрению, не нужно обладать особым социальным статусом или ресурсом - известно множество видеоблогеров, частных новостных ресурсов, которые за счет правильной подачи и организации контента стремительно увеличивали свое присутствие в сети Интернет. В-третьих, проблема цифрового неравенства отражается на эффективности политических информационных интернет-технологий, значительным образом сужая возможности точечного воздействия технологий, предопределяя их массовый характер.

Таким образом, становится очевидной разница этих двух схожих по конструкции, но разных по сути терминов. В первом случае, когда мы говорим об интернет-технологиях в политике, мы говорим про технические решения, которыми пользуются политические акторы. А когда мы отмечаем очередную вспышку информационной активности в Сети по поводу, на первый взгляд, незначительному, мы говорим уже об использовании эффективных политических информационных интернет-технологий, которые таким образом запускают работу интернет-ресурсов, чтобы добиться своих, не всегда очевидных, целей. В сфере политики информация в целом и интернет в частности играют настолько важную роль, что каждый значимый политический актор сегодня пытается организовать собственный информационный поток в Глобальной сети интернет, чтобы влиять на общественное мнение, формировать желаемый образ или достигать иных политических целей. Но когда тот или иной политик запускает современный интернет-ресурс, это совсем не означает, что он сразу начинает использовать политические информационные интернет-технологии. Наличие не означает умение. Равно как и любой ресурс, внешне не имеющий ничего общего с политическими событиями, может являться ключевым звеном политических информационных интернет-технологий.

1. Анохин, М.Г. Политические технологии [Текст] / М.Г. Анохин // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2. С. 101-104.

2. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] / Г.В. Атаманчук. М.: Юрид. лит., 1997. 525 с.

3. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований [Текст] / М.С. Вершинин / Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. научн. трудов. СПб.: Изд- во СПбГПУ, 2004. С. 98-107.

4. Иванов, Д.В. Политический PR в Интернете: российские реалии [Текст] / Д.В. Иванов // Интернет-маркетинг. 2002. № 4. С. 6-14.

5. Лосенков, О.И. Интернет-технологии как фактор политического процесса в современном глобальном пространстве [Текст] О.И. Лосенков // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2006. № 3. С. 302-306.

6. Малкин, Е.Б. Политические технологии [Текст] / Е.Б. Малкин, Е.Б. Сучков. М.: Рус. Панорама, 2006. 688 с.

7. Митяева, Ю.А. Технологии формирования имиджа региональной власти в сети Интернет (на примере освещения сотрудничества между алтайским краем и французским регионом Франш-Конте) [Текст] Ю.А. Митяева // Известия АлтГУ. 2010. № 4-3. С. 254-258.

8. Некрасов, С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие [Текст] / С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова. Орёл: ОГУ, 2010. 289 с.

9. Николаев, А.С. О политическом участии в эпоху Интернета [Текст] / А.С. Николаев // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2010. № 1. С. 159-168.

10. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учеб. для студентов вузов [Текст] / А.И. Соловьев. М.: Аспект-Пресс, 2001. 559 с.

11. Шабров, О.Ф. Политические технологии [Текст] О.Ф. Шабров // ЗПУ. 2012. №4. С. 328-330.

References

1. Anohin M.G. (2000) Vestnik Rossijskogo univer-siteta druzhby narodov, Politologija, no. 2, pp. 101-104 [in Rus].

2. Atamanchuk G.V. (1997) Teorija gosudarstven-nogo upravlenija. Moscow, Jurid. lit., 525 p. [in Rus].

3. Vershinin M.S. (2004) Politicheskaja kommu-nikacija v informacionnom obshhestve: perspektivnye napravlenija issledovanij / Aktual'nye problemy teorii kommunikacii: sb. nauchn. trudov. SPb, Izd- vo SPbGPU, pp. 98-107 [in Rus].

4. Ivanov D.V. Politicheskij (2002) Internet-marketing, no. 4, pp. 6-14 [in Rus].

5. Losenkov O.I. (2006) Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, no. 3, pp. 302-306 [in Rus].

6. Malkin E.B., Suchkov E.B. (2006) Politicheskie tehnologii, Moscow, Panorama, 688 p. [in Rus].

7. Mitjaeva J.A. (2010) Izvestija AltGU, no. 4-3, pp. 254-258 [in Rus].

8. Nekrasov S.I., Nekrasova N.A. (2010) Filoso-fija nauki i tehniki: tematicheskij slovar' spravochnik. Uchebnoe posobie, Orjol, OGU, 289 p. [in Rus].

9. Nikolaev A. S. (2010) Izvestja TulGU, Gumanitar-nye nauki, no. 1, pp. 159-168 [in Rus].

10. Solov'ev A.I. (2001) Politologija: Politicheskaja teorija. Politicheskie tehnologii: Ucheb. dlja studentov vuzov, Moscow, Aspekt-Press, 559 p. [in Rus].

11. Shabrov O.F. (2012) ZPU, no. 4, pp. 328-330 [in Rus].

UDC 32.019.51

INTERNET-TECHNOLOGIES IN POLITICS AND POLITICAL INFORMATION INTERNET-TECHNOLOGIES: DIFFERENCES IN ESSENCE AND CONTENT OF THE NOTIONS

Nesmashny Alexey Olegovich.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Stolypin Volga Region Institute of administration, the branch, Post-graduate student of the Department Chair of Political Sciences, Saratov, Russia. E-mail: nao@astpl.ru

Annotation

The author gives theoretical understanding of the notion "Internet-technologies in politics". The content of Internet-technologies in politics is considered. The author reveals the relationships between the given notion and the notions "political technologies", "election technologies", "political project" and others. Two most frequently used contexts of this term are pointed out. The author gives his own understanding and definition of the terms "Internet-technologies in politics" and "political information Internet-technologies".

Key concepts: internet-technologies, political technologies, pr technologies on the internet, political advertisement on the internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.