Научная статья на тему 'Интернет-технологии в формировании информационной, валеологической и экологической культуры учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин'

Интернет-технологии в формировании информационной, валеологической и экологической культуры учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Н. Ю., Кассовская С. А., Кузнецова Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии в формировании информационной, валеологической и экологической культуры учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин»

Психология, педагогика, филология, философия

Н.Ю. Абрамова*, С.А. Кассовская**, Н.Е. Кузнецова*

Интернет-технологии в формировании информационной, валеологической и экологической культуры учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин

В современной России многие философы, социологи, политики возлагают большие надежды на образование, рассматривая его как национальный ресурс решения глобальных кризисных проблем развития общества.

Образование влияет на самосознание и саморегуляцию деятельности человека. Оно способно воздействовать на сознание человека, на способы и мотивы его социального поведения, воспитывать потребность в здоровом образе жизни и высокую мотивацию достижений и жизненного успеха. Чем больше практических возможностей использования знаний видит человек, тем с большим диапазоном повседневных потребностей связывает он эти знания, тем выше их ценность и более насущна потребность в образовании, которое может улучшить качество жизни как общества в целом, так и конкретного человека.

Все вышеперечисленное обусловило новые требования общества и государства к образованию и вызвало его модернизацию. В концепции модернизации образования большое внимание среди множества других вопросов уделено таким как эколого-валеологическое направление и внедрение новых информационных технологий в обучение различным предметам естественнонаучного цикла. И это не удивительно, т.к. в настоящее время активно идет процесс перехода от замкнутого локального образовательного пространства и классно-урочной системы к открытой образовательной среде и новым технологиям, формам и средствам образования. Сегодня в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Оно сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.

Проводимая в настоящее время модернизация естественнонаучного образования призвана обеспечить реализацию новых ценностно-целевых ориентиров, социализацию личности, формирование научной картины мира, информационной, валеологической и экологической культуры, а также повысить качество и эффективность образования за счет внедрения новых личностно-ориентированных технологий, в т.ч. более широкого применения интернет-технологий.

В условиях лидирующей сейчас предметной системы обучения в средней школе сделать это довольно непросто. Учителю-предметнику необходимо ориентироваться в широком

* Аспирант РГПУ им. А.И. Герцена.

** Аспирант РГПУ им. А.И. Герцена.

*** Доктор педагогических наук, профессор.

спектре современных информационных технологий, и в первую очередь интернет-технологий, а также помнить о важности фундаментализации и практической направленности естественнонаучного образования, о включении в него эколого-валеологического аспекта.

В последние годы остро стоит вопрос о вырождении интеллектуального, творческого и духовного потенциала нашей страны. Растет число детей, имеющих отклонения в развитии. Неблагоприятная экологическая обстановка сказывается на состоянии здоровья. Возросло количество инвалидов, наблюдается тенденция к снижению числа здоровых дееспособных людей. Резко ухудшилось качество питания, происходит алкоголизация и наркотизация общества, наблюдается рост преступности. Поэтому на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за воспитание учащихся.

Большие возможности в плане реализации экологического, валеологического, компьютерного образования и повышения их эффективности за счет внедрения интернет-технологий заложены в дисциплинах естественнонаучного цикла. Именно они обеспечивают понимание целостности природы, законов ее развития, пределов возможного вмешательства человека в ход природных процессов, сохранения здоровья людей.

Актуальность внедрения в школьные курсы физики, химии и других учебных предметов материала по экологии, валеологии и использование элементов интернет-технологий диктуется объективными запросами общества в здоровых, экологически и информационно-грамотных гражданах, которые являются гармонично развитыми личностями с гуманистическим мироощущением.

Решение вопросов экологического и валеологического образования, а также формирования информационной, валеологической и экологической культуры требует пересмотра организационной структуры, методов изучения учебного материала и требований к его усилению в естественнонаучном обучении.

На современном этапе развития образования раскрытие и объяснение предметного и включаемого в его содержание эколого-валеологического материала целесообразно осуществлять с использованием новых информационных технологий, в т.ч. интернет-технологий. Их использование открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы и интерес к изучению предметов, дает совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных навыков.

Кроме того, эти технологии дают возможность максимально использовать время обучающегося как на уроке, так и во внеклассной работе и при выполнении домашних заданий. При этом реализуется индивидуальный подход.

Среди целей использования интернет-технологий в обучении нами выделяется формирование элементов предметно-информационной, валеологической и экологической культуры, специфического интегративного стиля мышления, творческих способностей личности, умения самостоятельного обращения с естественнонаучной и эколого-валеологической информацией при помощи Интернета. Эти направления в развитии личности являются достаточно важными в связи с тем, что переход к информационному обществу актуализирует необходимость формирования информационной культуры в целом.

Однако нужно отметить, что использование интернет-технологий на уроке должно быть целесообразно и методически обоснованно. Не стоит использовать их там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими средствами обучения либо в сочетании с ними.

Так, например, использование элементов интернет-технологий и мультимедиа на уроках химии позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание обучаемых и воздействовать не на один орган чувств. При этом самостоятельная работа строится более организованно. В связи с этим разрабатываются методические пособия и указания с применением ресурсов Интернета на уроках химии с включением эколого-валеологического материала по темам: «Железо и его соединения», «Минеральные удобрения2, «Спирты» и др. и широкой опорой на межпредметные связи: в первом случае - с географией и физикой, во втором - с биологией и географией и в третьем - с биологией и ОБЖ.

Приведем пример веб-страницы, разработанной учителем химии казанской гимназии № 152 и размещенной по адресу www.som.fio.ru. Это внеклассное мероприятие по химии с экологической компонентой для учащихся 9-х классов. Оно называется «Путешествие

всезнаек по химическим и экологическим лабиринтам». Цель игры - усилить познавательную активность учащихся, развить интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, работать коллективно с чувством сопричастности к общему делу. На этой веб-странице размещены также методика проведения подготовительного этапа, список оборудования, правила и ход игры, карточки с заданиями и ответы на них, система подсчета баллов. Кроме того, прилагаются задания, которые должны выполнять болельщики команд. В этой игре два этапа: химический и экологический. Вот пример одного из заданий.

Карточка № 1: «Кислотные дожди»

1. Укажите, какие из предложенных веществ способствуют возникновению кислотных дождей - оксид фосфора (V), хлор, аммиак, оксид азота (IV), метан (СН4), оксид серы (VI), оксид углерода (IV).

2. Составьте формулы соответствующих кислот.

3. Подумайте, что предпримет фермер после кислотных дождей, чтобы улучшить состояние почвы».

Все задания, содержащиеся на этой веб-странице можно распечатать вместе с ответами и провести свое внеклассное занятие. Похожие игры можно найти по адресам: www.alhimik.ru/ fun/games, www.center.fio.ru. Они очень красочно и грамотно составлены. Кроме этого в сети Интернет есть и другие дидактические игры и видеоуроки, которые можно использовать, находясь непосредственно в сети Интернет. Эти возможности сети Интернет мы активно используем в нашей педагогической практике, несколько адаптировав их для целей и идей нашей системы обучения.

Использование элементов интернет-технологий при обучении химии и другим предметам естественнонаучного цикла позволяет показать учащимся, как применять в жизни полученные ими знания, развивать познавательный интерес к изучению эколого-валеологического материала, повышать уровень наглядности, вносить элементы занимательности, экономить время, демонстрировать четкие и логически стройные образцы решений. Это объясняется еще и тем, что материалы сети Интернет хорошо иллюстрированы, наглядно показывают рассматриваемые объекты как в статике, так и в динамике, сочетают вербальное и визуальное в условиях плохой оснащенности кабинета. Таким образом, интернет-технологии оживляют учебный процесс, способствуют повышению его динамизма, усиливают межпредметную интеграцию, что, в конечном счете, ведет к достижению одной из главных целей - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу и усилению мотивации связи предметов.

Однако требуется, чтобы школьники хорошо владели знаниями и умениями по информатике, химии, экологии, валеологии и имели интерес к использованию и выявлению возможностей применения интернет-технологий в естественнонаучном обучении. Таким образом, чрезвычайно важно развивать у них высокую информационную культуру, которую мы понимаем как часть образа жизни, связанную с использованием интернет-ресурсов во всех областях жизни, т.е. для отдыха, общения, в быту, на производстве и главным образом для обучения и саморазвития. Использование информационных технологий в обучении естественнонаучным дисциплинам позволяет учителю легче адаптировать предметный материал с эколого-валеологической направленностью к возрастным особенностям и интересам учащихся, индивидуализировать обучение, научить школьников самостоятельно мыслить, работать с химической, географической, физической, экологической и валеологической информацией, дополняющей учебники, и развивать творческий потенциал учащихся.

Таким образом, в современной школе, в которой используют Интернет ресурсы, основной задачей становится не «заставить выучить», а «помочь развиться». При этом ученик учится справляться с новыми задачами, такими как: оценить, можно ли решить задачу с помощью Интернета, найти и отобрать нужные достоверные сведения, переработать найденную информацию, добавить аудио- или видеоматериал - по мере надобности. А это подразумевает, что должна формироваться и личная информационная культура учащегося, базирующаяся на современных возможностях Интернет. Очевидно, что развитие и повышение информационной, валеологической и экологической культуры учащихся на уроках естественнонаучных дисциплин при помощи средств Интернета является одной из важнейших задач современного образования в информационном обществе.

Перед системой образования сейчас стоят новые задачи: воспитать отношение к здоровью как величайшей ценности, сформировать чувство экологической ответственности, дать теоретические знания и сформировать умения применять их в практической жизни.

Химия как учебный предмет вносит большой вклад в выполнение общих целей естественнонаучного образования. В указанных целях четко просматривается ориентация на экологическое и валеологическое образование, в частности подчеркивается, что химия -мощный инструмент воздействия на окружающую среду и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений.

Материал курса химии средней школы открывает широкие возможности для реализации эколого-валеологической направленности в сочетании с интернет-технологиями. Пути реализации этих подходов в системе школьного образования могут быть самыми разными: это и выполнение творческих заданий, исследовательский эксперимент, решение химических задач и постановка проблемных вопросов эколого-валеологического характера с использованием средств Интернета, ученические проекты и др.

Приведем некоторые сетевые адреса, которые учителя могут использовать при подготовке к той или иной теме.

1 .http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=210652. Это учебный проект: экологическое исследование «Автотранспорт и воздух города», целью которого является формирование экологической и информационной культуры школьников.

2. http://www.sunduk.ru/encycl/enframe.xhtml?list=chem. Здесь рассматривается химический состав пищевых продуктов.

Приведем еще один пример внедрения и реализации элементов Интернет - технологий с использованием эколого-валеологического материала в курсе химии на примере изучения конкретной темы.

Особенностью изучения темы «Спирты» в курсе органической химии в 10-м классе профильной школы является то, что здесь дается представление о функциональной группе, химических свойствах спиртов, взаимном влиянии радикала и функциональной группы друг на друга, генетической связи внутри класса и между классами углеводородов и другие понятия. Изучение этого класса дает возможность установить широкие внутрипредметные связи с неорганической химией (вода как основа функциональной группы спиртов) и с таким разделом органической химии как углеводороды, производным которого спирты являются. Рассмотрение химического, электронного и пространственного строения спиртов позволяет перейти к изучению химических свойств, развить понятие о химических реакциях, в которых они проявляются. Самое же главное, что здесь раскрываются и физиологические функции как важные функции органических соединений, даются важные знания об их применении (прикладной аспект). А в рамках последнего при изучении спиртов целесообразно органически включить эколого-валеологический материал. Учащиеся самостоятельно изучают некоторые из этих вопросов, с помощью интернет-технологий. Для этого им раздаются карточки-инструкции по работе с интернет-ресурсами, получив которые, они осуществляют целенаправленный поиск.

В своей практике мы также используем карточки-задания для закрепления материала.

Например: Чем опасно употребление алкогольных напитков? Воспользуйтесь ресурсами сети Интернет, продумайте и дайте аргументированный ответ, предложите свои методы борьбы с алкоголизмом. Почему вы их считаете эффективными?

В целях мотивации к изучению спиртов и их эколого-валеологического аспекта мы активно используем историю химии (www.alhimik.ru).

Приведем пример исторической справки.

«В старой арабской легенде говорится, как некий алхимик в поисках "эликсира жизни" стал перегонять старое вино, к которому он добавил поваренной соли, и получил спирт. Он попробовал его и обнаружил опьяняющее действие. Изумленный поразительными свойствами спирта прогонять печаль и вызывать бодрость, алхимик решил, что ему удалось открыть "воду жизни". Однако это был всего лишь этиловый (винный) спирт - (этанол). В качестве лекарства под названием "живительные капли" этанол применял итальянский алхимик Раймонд Люлиль (1235-1315). В 1350 г. ирландский полководец Саваж впервые попробовал поднять дух своих воинов напитком "аквавит", прототипом нашей водки. Но вскоре хвалебные гимны сменились проклятиями в адрес этанола - этого "великого лжеца", прозванного "чумой XX века"».

Материал, преподнесенный таким образом, затрагивает воображение учащихся и повышает их интерес к данной теме.

Далее, при изучении физико-химических свойств спиртов мы также опираемся на ресурсы Интернета по адресу www.easyexams.ru. Способность этанола и фенола образовывать водородные связи лежит в основе их антисептических свойств, которые используются в биологии, медицине и ветеринарии.

Таким образом, при рассмотрении применения спиртов необходимо установить межпредметные связи, а также оценочную деятельность по влиянию спиртов на организм человека. Такой подход делает обучение личностно-ориентированным, а знания — личной ценностью учащихся

Для закрепления знаний учащихся мы снова можем использовать Интернет для проведения виртуальных экскурсий, конференций и лабораторных практикумов, тем самым расширяя диапазон новых информационных и интернет-технологий в обучении.

В заключение хотелось бы отметить, что сформированность элементов информационной, валеологической и экологической культуры проявляется в знании учащимися основных типов программно-педагогических средств, применяемых в обучении естественнонаучных дисциплин, компьютерных источников предметной и эколого-валеологической информации, умении самостоятельно находить нужный материал в сети Интернет, адаптировать и применять его, а также использовать обучающие, демонстрационные, тренинговые программы, базы данных для самообразования, выполнения реферативных и исследовательских работ.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать выводы о том, что использование интернет-технологий в обучении способствует развитию интегративного стиля мышления учащихся, творческих способностей, оказывает положительное влияние на формирование информационной, валеологической и экологической культуры, ценностного отношения к предмету, окружающей среде, к своему здоровью и компьютерной технике как части общей культуры личности.

И.А. Андреева*, А.М. Анохин**

Особенности социальной адаптации студенческой молодежи

Квазимаргинальность студенческой молодежи строится на современной тенденции отказа части молодежи от стремления выйти из-под опеки родителей, уйти от родительско-семейной системы распределения в самостоятельную жизнь открытого экономического обмена, где могут возникнуть собственные излишки, но и социальная ответственность за них. Для молодых людей не является предпочтительным неизбежное для такого перехода понижение власти родителей, уменьшение значения различных форм коллективного сознания, воздействия и манипулирования. Такая внутрисемейная «социальная замкнутость» делает молодежь неким «социальным излишком», своеобразным резервом общества.

Особое внимание и отношение к молодежи, получающей высшее образование. С одной стороны, студенты достаточно успешно сдерживаются обществом от социального включения в производственную, политическую и другую социальную жизнь, требующую для адекватного существования достаточного адаптивного ресурса и «потери» определенного социального «напряжения». Благодаря своей социальной инфантильности, они аккумулируют около себя формируемый другими (например, родителями) ресурс (время, деньги, другие ценности). С другой стороны, студенческая молодежь имеет нереализованную возможность, потенциал для любой социально востребованной сферы. Поэтому ей предлагается нейтральные социальные активности, достаточно обобщенные тенденции для повседневной реализации: посещение занятий, музыка, отдых в барах и на дискотеках, дистантное виртуализированное общение посредством мобильного телефона и Интернета, секс и

* Доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.

** Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики гуманитарных факультетов Стерлитамакской государственной педагогической академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.