Научная статья на тему 'Интернет-технологии как фактор развития маркетинговой деятельности инновационных предприятий'

Интернет-технологии как фактор развития маркетинговой деятельности инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
741
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNET-TECHNOLOGY / INTERNET-MARKETING / MARKETING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев И.В.

Статья посвящена вопросам изменения маркетинговых процессов предприятий, связанных с развитием современных интернет-технологий. Авторами показано, что данный фактор является связующим элементом в экономической среде между всеми субъектами рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET TECHNOLOGY IS A FACTOR OF MARKETING ACTIVITY DEVELOPMENT FOR INNOVATIVE ENTERPRISES

The article is dedicated to the question of marketing processes change of the enterprises, connected to the development of modern technologies. It was shown by the author that the given factor is linking element in the economic environment among all the market subjects.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии как фактор развития маркетинговой деятельности инновационных предприятий»

капитала в банковской сфере;

- анализировать продуктивность различных подходов куправ-лению инновационным развитием человеческого капитала в отечественной банковской сфере;

- оценивать возможности и перспективы повышения эффек-тивностиуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- анализировать варианты моделей управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- осуществлять практическую оптимизацию процессов реализации программуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- осуществлятьоценку эффективностиуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

Литература:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев.с англ. под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2004.

2. Гальцов М. В. Инвестиции в человеческий капитал как инструмент инноваций в управлении персоналом // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 112-117.

3. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог:

Изд-во ТРТУ, 1998.

4. Журавлёв М.В. Управление человеческим капиталом в интересах инновационного развития. Новый подход к определению / М.В. Журавлёв // Электронный научный журнал: Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 2. - С. 285-290.

5. Ковалев С. В. Стратегическое управление и планирование инновационного развития социально-экономических систем с учетом фактора человеческого капитала. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2011. - № 2. - С. 45-50.

6. Родионова Е. М., Кузьмина Е. Е. Институциональные инновации на рынке человеческого капитала России. // Инновации. - 2007. - № 10. - С. 41-45.

7. Смирнова М.А. От управления персоналом и управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом при помощи инноваций // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. - М.: Креативная экономика, 2011. - 496 с.

8. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Изд.2-е - М.: Юрайт, 2014.

9. Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2014.

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Алексеев И.В., аспирант кафедры менеджмента и маркетинга ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»

Статья посвящена вопросам изменения маркетинговых процессов предприятий, связанных с развитием современных интернет-технологий. Авторами показано, что данный фактор является связующим элементом в экономической среде между всеми субъектами рынка.

Ключевые слова: интернет-технологии, интернет-маркетинг, маркетинговая деятельность.

INTERNET TECHNOLOGY IS A FACTOR OF MARKETING ACTIVITY DEVELOPMENT FOR INNOVATIVE ENTERPRISES

Alexeev I., Ph.D. of the Management and marketing chair, Moscow Witte University

The article is dedicated to the question of marketing processes change of the enterprises, connected to the development of modern technologies. It was shown by the author that the given factor is linking element in the economic environment among all the market subjects.

Keywords: internet-technology, internet-marketing, marketing activities.

Научные исследования, касающиеся вопросов интернет-маркетинга, сосредоточены в настоящее время на изучении и дальнейшем применении возможностей практических инструментов виртуального пространства для предприятий различных отраслей экономики. Анализ влияния внешней экономической среды, формирующий в перспективе новые интернет-технологии, остается вне исследований. В этой связи озвученная проблема становится ключевым направлением при поиске факторов, воздействующих на развитие маркетинговой деятельности инновационных предприятий.

Современная литература трактует маркетинговую деятельность как процесс, направленный на построение коммуникаций с потребителями. Среди основных функций, способствующих достижению этой цели, выделяют создание адаптивной товарной политики и сбалансированного ценообразования. При таком векторе развития маркетинговые комплексы становятся конкурентоспособными, но если задача не связана напрямую с взаимодействием целевой аудитории, то анализ данной сферы исключается из поля зрения большинства маркетологов. Представленные выводы подтверждают исследования Т.Н.Черняховской. Автор утверждает, что маркетинговая деятельность на предприятии сводится к достижению своих целей исключительно в результате удовлетворения нужд потребителя [7,С.30]. Таким образом, роль маркетинга сводится к совершенствованию производства и товаров.

Маркетинговую деятельность инновационного предприятия в условиях последовательной смены норм поведения, охватывающей все уровни и функциональные сферы экономики, необходимо рассматривать через призму трех элементов: стратегии развития, хозяй-

ственного механизма и кадрового состава [5, С.74]. Представленная точка зрения базируется на определении деятельности предприятия как формы верификации отдельных людей с текущими процессами и целями окружающей экономической среды. Компоненты этого блока взаимозависимы, т.е. трансформация одного из них ведет к перестройке целой системы [3, С.49].

В данной концепции интернет-технологии выступают источником внешних изменений, поэтому цели маркетинговой деятельности должны быть скорректированы с учетом этого аспекта. Выбор наблюдаемого окружения специалистами предприятий должен быть оптимально сбалансирован. От правильной постановки целей зависит получение актуальных знаний об исследуемых отраслях виртуального и реального секторов экономики.

Влияние интернет-технологий на маркетинговую деятельность предприятий предопределили два фактора ее развития. Во-первых, изменения сферы маркетинга достигли пределов роста значений виртуального пространства и тем самым вышли из-под его влияния. Во-вторых, информационный обмен стал технологически разносторонним и приобрел новые свойства. Общепризнанно, что рынок информационных ресурсов является основой для постепенной трансформации традиционных форм хозяйствования в экономическую систему информационного типа [1, С.32]. Итогом этих изменений маркетингового комплекса стало появление тенденции к саморегулируемому изменению рыночного окружения предприятий.

Сохранение маркетинговых целей на предприятиях без их корректировки с текущими технологиями приводит к снижению эффективности внутренних маркетинговых отделов, отвечающих за мониторинг рынка. По мере распространения инноваций в раз-

личных секторах экономики актуальность собираемой информации постепенно снижается. Логичным выходом из этой ситуации становится разработка обновленных маркетинговых целей, учитывающих изменения экономической среды.

Прав известный экономист и маркетолог Ф.Котлер, указывая, что знание целей конкурента позволяет сделать выводы о том, удовлетворен ли он настоящим положением дел и как он будет реагировать на различные действия окружающих его предприятий [2,С.921]. Данные исследования зарубежного автора демонстрируют необходимость в анализе внутренних целей не только самого предприятия, но и его конкурентов.

Косвенное воздействие интернет-технологий на маркетинговые цели предприятий формирует свои правила общения экономических субъектов в рамках информационного пространства. На наш взгляд, многостороннее воздействие интернет-технологий на маркетинговую деятельность предприятий обеспечивает данной отрасли динамическое развитие. Цели подвержены влиянию среды интернета, а процессы напрямую связаны с поставленными задачами. Неразрывная цепь взаимосвязей создает свою коммуникацию с внешней средой, которая на технологическом и стратегическом уровнях перенаправляет последовательность выполнения процессов маркетинговой деятельности предприятий.

Появление многоступенчатости принятия решений в данных вопросах позволяет нейтрализовать будущие угрозы для целостности маркетингового комплекса при внедрении необходимых интернет-технологий. В краткосрочной перспективе применение данного цифрового инструмента недопустимо, так как уровень ожидаемых затрат и прогнозируемой эффективности может быть несопоставим. Это происходит из-за того, что уровень конкуренции в виртуальных отраслях весьма высок. Поиск новых возможностей в сфере интернет-технологий для предприятий должен быть регулярным. Комплексная оценка процессов и целей маркетинговой деятельности предприятий позволяет поднять ее конкурентоспособность на инновационный уровень.

Адаптация двух компонентов (процессы и цели) к современным интернет-технологиям возможна при наличии квалифицированного кадрового состава предприятия. Персонал - это ключевое звено всего маркетингового комплекса системы, которое компилирует в себе необходимые знания для связи целей и процессов предприятия. Основой третьего компонента является профессиональная компетентность в управлении, исполнении и контроле реализуемых задач.

Влияние интернет-технологий на персонал характеризуется изменением требований к его возможностям. Согласно исследованиям Е.В. Рибокене и Т.В. Алексашиной, конкуренция побуждает исследователей и инноваторов следовать научно-техническому прогрессу и запросам рынка, что стимулирует их мобильность, стремление повышать свой квалификационный уровень [5,С.75]. Таким образом, авторами подчеркивается внутренний стимул экономических субъектов к принятию технологических инноваций под воздействием внешней среды.

Проверка компетентности маркетинговых звеньев предприятий обязана проводиться несколько раз в год. Общие тесты позволят выявить слабые стороны и в случае необходимости отправить сотрудников на дополнительное обучение. По мнению Э.Шмидта, распространение инноваций в будущем будет возможно «снизу вверх», что повлечет за собой создание информационного канала между всеми отделами предприятия [8,С.29].

Изменение знаний отдельных звеньев подразделяется на две категории: изменение знаний об управлениях и изменение знаний об исполнениях. Первая категория (знания об управлениях) характеризует процесс постановки целей и дальнейшей их координации. Особенностью этой категории является низкий порог к изменениям со стороны интернет-технологий. Ключевые понятия и возможности изучаются здесь без технической детализации. Вторая категория (знания об исполнениях) более технологична. В основу данных знаний заложены принципы изучения процессов, новых в деятельности предприятий. Специализированные знания об интернет-технологиях у данного персонала обновляются регулярно.

Согласно исследованиям Е.В. Рибокене, сбалансированное распределение задач между категориями сотрудников становится важнейшей составляющей при формировании маркетингового комплекса предприятия [4, С.200]. Необходимость применения аутсорсинга для выполнения разовых или постоянных работ должна рассматриваться индивидуально. Комплексное исследование

воздействия интернет-технологий на персонал демонстрирует его постоянный характер, вследствие чего создает предпосылки для изменения целей и маркетинговых процессов предприятия.

Результатом нашего исследования стало выявление тенденций, показывающих структурированную взаимосвязь между процессами изменения интернет-технологий и маркетингового комплекса предприятий, включающую трехкомпонентную систему: цели, процессы, персонал. Важным условием развития маркетинговой деятельности предприятия является изменение мировоззрения о современном маркетинге и интернет-технологиях в целом. В эпоху сетевого потребления завоевание внимания, доверия и лояльности потребителя представляет собой форму затрат и инвестирования в тесные взаимосвязи и взаимоотношения [6,С.13].

Новая цифровая экономическая среда поставляет огромный пласт информации, которую необходимо интерпретировать в рамках конкретного предприятия. По мере роста виртуального пространства классические маркетинговые комплексы будут устаревать, тем самым снижая эффективность экономических мероприятий. Принятие решения об использовании интернет-технологий на предприятии должно сопровождаться адекватной оценкой преследуемых бизнес-целей, грамотным выстраиванием внутренних и внешних процессов с экономической средой, а также подбором необходимого квалифицированного кадрового состава.

Литература:

1. Алексашина Т.В. Формирование и функционирование рынка интеллектуального капитала в инновационной экономике: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Орловский государственный технический университет. Орел, 2010. - 176 с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Профессиональное издание. 12-й выпуск. - М: Вильямс, 2010. - 1072 с.

3. Рибокене Е.В. Экономическое поведение потребителей в условиях транзитивной экономики России: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратов, 2001. - 172 с.

4. Рибокене Е.В. Траектория динамики поведенческих установок в условиях институциональной неоднородности. // Актуальные проблемы науки: ИГУМОиИТ как исследовательский центр. НОЧУ ВПО ИГУМОиИТ. 2012 - С.192-203

5. Рибокене Е.В., Алексашина Т.В. Поведенческие установки субъектов рынка интеллектуального капитала в условиях институциональной неоднородности // Transport Business in Russia. - 2013. - №6. - С.74-75

6. Солис Б. Макротренды в бизнесе. Как стать компанией новой волны, создавая эмоции, привлекающие клиентов. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 256 с.

7. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика. - М: Высшее образование, 2008. - 533 с.

8. Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.