Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ НАРКОТИЗАЦИИ'

ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ НАРКОТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / Даркнет / наркотики / наркозависимость / наркотизация / веб-аналитика / Internet / darknet / drugs / drug addiction / anesthesia / web-analytics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голубин Роман Викторович, Коротышев Александр Павлович, Рыхтик Павел Павлович

Исследуются современные тенденции наркотизации общества. Основной целью статьи выступает обос-нование тезиса о том, что интернет-среда позволяет не только отслеживать эти тенденции, но и сама, высту-пая пространством социальной коммуникации, во многом определяет масштабы и характер распространения психоактивных веществ. Новшество авторского подхода заключается в том, что в качестве основного мето-дологического инструментария использованы современные средства веб-аналитики. Применены следующие методы оценки тенденций наркотизации онлайн: анализ запросов в поисковых сервисах через сервис Word-Stat и контент-анализ публикаций в социальных сетях через сервис IQBuzz, а также изучение специфических разделов Даркнета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Голубин Роман Викторович, Коротышев Александр Павлович, Рыхтик Павел Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INTERNET ENVIRONMENT INFLUENCE ON THE SOCIETY DRUG ADDICTION TRENDS

The article examines the current trends in drug addiction in modern society. The main goal of the article is to sub-stantiate the statement that the Internet environment allows not only to track these trends, but itself, acting as a space of social communication, largely determines the scale and nature of the spread of psychoactive substances. The novation of the author's approach lies in the fact that modern web analytics tools are used as the main methodological tools. The following methods for assessing online drug addiction trends were used: analysis of queries in search services through the WordStat service and content analysis of publications in social networks through the IQBuzz service, as well as the study of specific sections of the darknet.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ НАРКОТИЗАЦИИ»

134 Вестник Нижегородского универси тета им. Н.И. Лобачевского. Сери я: Социальные науки, 2023, № 4 (72), с. 134-141

УДК 316.4.066

DOI 10.52452/18115942_2023_4_134

ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ НАРКОТИЗАЦИИ

© 2023 г. Р.В. Голубин, А.П. Коротышев, П.П. Рыхтик

Голубин Роман Викторович, к.и.н.; доц.; заведующий кафедрой социальной безопасности

и гуманитарных технологий Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского golubin-roman@mail.ru Коротышев Александр Павлович, к.и.н.; доц.; доцент кафедры социальной безопасности

и гуманитарных технологий Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского aleks_korotyshev@mail.ru Рыхтик Павел Павлович, к.и.н.; старший преподаватель кафедры социальной безопасности

и гуманитарных технологий Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского rykhtikpavel@yandex. т

Статья пеступила вреданцию 16.05.2023 Статья принята н пуМлинации 25.10.2023

Исследуются современные тенденции наркотизации общества. Основной целью статьи выступает обоснование тезиса о том, что интернет-среда позволяет не только отслеживать эти тенденции, но и сама, выступая пространством социальной коммуникации, во многом определяет масштабы и характер распространения психоактивных веществ. Новшество авторского подхода заключается в том, что в качестве основного методологического инструментария использованы современные средства веб-аналитики. Применены следующие методы оценки тенденций наркотизации онлайн: анализ запросов в поисковых сервисах через сервис WordStat и контент-анализ публикаций в социальных сетях через сервис IQBuzz, а также изучение специфических разделов Даркнета.

Ключевые слева: Интернет, Даркнет, наркотики, наркозависимость, наркотизация, веб-аналитика.

Роль Интернета в процессах наркотизации общества: теоретические аспекты исследования

Сегодня есть все основанная рассматривать Интернет не просто как технологию массовой коммуникации, но и как среду формирования массовых социальных практик, источник индивидуального и массового «интернет-обусловлен-ного» поведения. Каждый пользователь глобальной сети обладает качествами как объекта, так и субъекта коммуникации, предстает, по ситуации, и потребителем, и распространителем информации. Это в полной мере относится и к разного рода асоциальным проявлениям, острым проблемам общества, среди которых не последнее место занимает проблема наркотизации. Спецификой онлайн-среды является то, что посредством этого инструмента легкостью распространяется информация и пронаркотическо-го и антинаркотического смысла.

Интерес к проблемам наркотизации общества в отечественной науке неуклонно растет. Так, при анализе данных из агрегаторов научных статей Elibrary (https://elibrary.ru/defaultx.asp) и «Ки-

берЛенинка» (https://cyberleninka.ru/) наблюдается, что из всех учтенных статей, касающихся наркотизации общества, от 40 до 50% опубликованы в 2020-2022 гг. Основной пласт исследований (от 32 до 35%) относится к юридическим наукам, а на втором и третьем местах располагаются исследования в рамках социологических (20-23%) и психологических (12-15%) наук.

Взгляд на проблему наркотизации с позиции теории массовых коммуникаций дается менее чем в 5% работ, несмотря на то, что Интернет как особая коммуникативная среда уже достаточно широко изучается в современной отечественной социологии [1], политологии [2] и в анализе СМИ [3].

Собственно, влияние Интернета на процесс наркотизации общества рассматривается исследователями в нескольких основных аспектах. Наиболее распространены исследования, рассматривающие Интернет как средство рекламы [4], пропаганды [5, 6] и продажи наркотических средств [7, 8]. Довольно часто отмечается, что Интернет при грамотном использовании представляет собой эффективный инструмент выявления их распространителей [9, 10]. Такого рода

подходы характерны главным образом для экспертов, работающих в правоохранительной сфере, ученых соответствующих профильных вузов и научных центров.

Менее распространены подходы, характеризующие Интернет как эффективное средство борьбы с распространением наркотиков [11, 12], способное стать и инструментом антинаркотической пропаганды, и замещающей технологией, дать молодежи альтернативу использованию психоактивных веществ (ПАВ) [13]. Весьма перспективным направлением исследований является поиск возможностей глобальной сети в отслеживании глубинных социальных процессов, оценке тенденций наркотизации населения [14, 15].

В целом, подход к Интернету как коммуникативной среде в рамках проблемы распространения наркотиков в современной отечественной науке остается довольно односторонним. Большая часть исследований сосредоточена на проблеме Интернета как пространства деструктивной для общества пропаганды ПАВ или борьбы с ней.

Но в условиях, когда в жизни новых поколений цифровые технологии начинают занимать все более значимое место, а потребность в социальной коммуникации посредством Интернета все возрастает, можно выделить еще один важнейший аспект влияния интернет-среды на наркотизацию общества. Интернет-среда сама по себе выступает одним из факторов, определяющих специфику наркотизации общества, во многом формируя характер и направляя основные тенденции распространения ПАВ.

Механизмы влияния Интернета на процессы наркотизации общества

Механизмы, посредством которых Интернет влияет на процессы и характер наркотизации общества, остаются слабоизученными. Их выявление и оценка и составляют цель настоящей статьи.

Первым механизмом такого рода выступает сама стратегия интернет-продаж, которая в отношении любого товара предусматривает распространение сведений о нем максимальному числу пользователей. Это противоречит интересам продавцов ПАВ, стремящихся к анонимности. Однако, чтобы обеспечить массовые продажи, они идут на риск, пытаясь анонимно продвигать рекламу среди обширной аудитории поисковых порталов и социальных сетей.

Реклама, официально публикуемая в интернет-сервисах, проходит первичную модерацию, и в ее проверку вовлечены как автоматизированные программы-роботы, так и сотрудники интернет-компаний. Модераторы социальных

сетей, крупных сайтов и форумов, поискового сервиса «Яндекс» опираются не только на федеральное законодательство, но и на внутренние должностные инструкции и корпоративные правила компаний. Эти документы строго ограничивают упоминание любых психоактивных веществ, а их реклама требует комплекта сертификационных документов.

Таким образом, на пути свободного распространения ПАВ (в том числе не запрещенных законодательно) в Интернете стоят в первую очередь модераторы частных компаний. Это толкает продавцов на различные ухищрения. Наиболее распространенная схема состоит в том, чтобы пройти первичную модерацию и попасть в выдачу поисковых сервисов, создав сайт с нейтральным контентом. Затем содержимое сайта изменяют, переориентируя его на рекламу и продажу ПАВ. Создается баннерная реклама, система ссылок, ведущих на сайт с других ресурсов, и он начинает свою работу по продаже наркотиков. Такой сайт функционирует до тех пор, пока не будет обнаружен модерацией поисковых серверов или правоохранителями.

Для скрытой продажи ПАВ, как правило, используются сайты следующих типов.

1. Сайт выездного лаунж-бара. Популярный у современной молодежи «лаунж-бар» - формат развлекательного заведения, ориентированный на создание атмосферы домашнего уюта. В России он ассоциируется в первую очередь, с курением кальяна. «Выездной лаундж-бар», по сути, представляет собой сервис доставки курительных смесей. На этапе первичной модерации на сайте представлены лишь разрешенные составы на основе табака. После ее прохождения ассортимент дополняется наркотическими смесями, и сайт начинает свою работу по их продаже.

2. Сайт доставки продуктов из супермаркетов. Сайты доставки широко распространены, а их курьеры могут доставить заказчику практически любой товар из любого магазина. Они не содержат детализированного перечня товаров и легко проходят премодерацию. Используя такой сайт как прикрытие, продавцы ПАВ создают баннерную рекламу и многочисленные объявления, в ключевых фразах выдачи которых прописаны слова «купить мухоморы», «микродо-зинг» и т. п. (то есть их видят пользователи, вводившие эти слова в поисковую строку). Пользователи попадают на сайт по ссылкам в этих объявлениях, и им предлагают сделать заказ через У1Ьег и WhatsApp.

3. Онлайн-аптека. Сайт представляет собой онлайн-аптеку, специализирующуюся на продаже безрецептурных препаратов. Он может быть уникальным или же копировать дизайн

ТаМлица 1

10 наиболее популярных запросов с формулировкой «микродозинг» в поисковом сервисе «Яндекс»

Формулировка поискового запроса Число поисковых запросов

микродозинг 29 142

микродозинг мухоморов 19 246

купить микродозинг 2 949

микродозинг отзывы 2 704

мухоморный микродозинг 2 432

микродозинг мухоморов отзыв 1 783

микродозинг цена 1 427

микродозинг мухоморами купить 1 396

микродозинг красного 1 378

мухомор микродозинг цена 1 349

История показов по фразе «микродозинг»

Групп^скэтъ ю: месяц неделя Все Десктопы Мобшмые Толькотегефоны | Тшыюотанлеты Е

41 ПГЦ1 ^

I Отчоситсяыюе

Рис. 1. Число пользовательских запросов с формулировкой «микродозинг» в поисковом сервисе «Яндекс» (май 2020 г. - апрель 2022 г.). Данные сервиса WordStat

известных аптечных сетей. Именно в этом качестве он проходит первичную модерацию, а затем в его ассортименте появляются микродозы ПАВ. Такие сайты специализируются на продаже порошков на основе грибов, которые позиционируются как биологически активная добавка.

Любой из этих трех типов сайтов требует продвижения и раскрутки контента. Поддерживая свой сайт, продавцы ПАВ, при всем их стремлении к приватности, вынуждены:

- использовать теги и ключевые слова, благодаря которым сайт (а вместе с ним - информация о наркотиках) попадает в выдачу поисковых сервисов;

- распространять объявления и баннерную рекламу, приводящую пользователей на сайт;

- публиковать на сайте SEO-тексты и рекламные статьи, превозносящие достоинства товара. Они нужны не для пользователей, а для индексации сайта поисковыми сервисами, но, тем не менее, оказывают определенное влияние на них.

Продвигая свой товар в Интернете, продавцы ПАВ способствуют росту популярности психоактивных веществ, причем к этому их вынуждают именно особенности глобальной сети как информационной среды.

Инструменты веб-аналитики в оценке наркотизации общества

Наиболее простым и очевидным инструментом оценки общественной популярности служит статистика пользовательских запросов в поисковых интернет-сервисах. Применительно к проблеме наркотизации эти данные помогут оценить востребованность в психоактивных веществах как товаре (коммерческий запрос с формулировкой «купить канабис», «купить мухоморы» и т. п.), а также уровень интереса интернет-пользователей к данной теме (общий запрос «гашиш», «микродозинг» и т.п.).

Показательны данные сервиса WordStat компании «Яндекс» [16]. В апреле-мае 2022 г. из всех пользовательских запросов, связанных с ПАВ, наибольший рост показал запрос «микро-дозинг» (табл. 1).

При этом статистика поисковой выдачи по данному запросу демонстрирует явную тенденцию к росту: от 2783 запросов в мае 2020 г., до 29142 в апреле 2022 г. (рис. 1).

Схожую картину демонстрирует статистика поисковых запросов с формулировкой «купить

Таблица 2

10 наиболее популярных запросов с формулировкой «купить мухоморы» в поисковом сервисе «Яндекс»

Формулировка поискового запроса Число поисковых запросов

купить мухоморы 16 973

мухомор сушеный купить 2 899

мухомор пантерный купить 1 521

микродозинг мухоморами купить 1 396

мухомор красный купить 1 325

купить мухомор +в москве 724

где купить мухомор 577

настойка мухомора купить 504

купить мухоморы спб 500

купить мухомор +в капсулах 457

разе «купить мухоморы» неделя | Всв Десктопы Мовнпьные Только телефоны | Только планшеты и

I Относительное

Рис. 2. Число пользовательских запросов с формулировкой «купить мухоморы» в поисковом сервисе «Яндекс» (май 2020 г. - апрель 2022 г.). Данные сервиса WordStat

250 ООО 200 001} 15а ооо 100 000 50 000 -

-0,000 025 -0,000 020 0,000 015 0,000 010 -0,000 005 0,000 000

Iл-:. IIне щ Отчиитепьчое

Рис. 3. Число пользовательских запросов с формулировкой «купить гашиш» в поисковом сервисе «Яндекс» (май 2020 г. - апрель 2022 г.). Данные сервиса WordStat

мухоморы». В апреле-мае 2022 г. такие запросы были достаточно разнообразны (табл. 2).

Отметим, что рассмотренные запросы относятся к ПАВ, оборот которых в РФ вполне легален, то есть не ограничен федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» [17]. Главная причина роста интереса к этим веществам в интернет-пространстве в том, что их можно относительно безопасно продвигать и рекламировать в сети.

Для сравнения приведем статистику поисковых запросов для традиционных наркотических продуктов из конопли. Выдача сервиса «Яндекс» по запросу «купить гашиш» в период с

2020 по 2022 г. испытывает сильные колебания от 13033 в мае 2020 г., до 8933 в апреле 2022 г., с максимальным пиком в 222945 запросов в мае

2021 г. (рис. 3).

Несмотря на характерные для 2020-2021 гг. колебания, совершенно явно заметна тенденция снижения популярности. Эту тенденцию можно обнаружить и для запроса «купить канабис»: постепенное снижение популярности от 66179 запросов в мае 2020 г., до 44710 в апреле 2022 г. (рис. 4).

Можно констатировать, что информация о ПАВ, формально не запрещенных законодательством, продвигается в Интернете значи-

(Абсолютное | Относительное

Рис. 4. Число пользовательских запросов с формулировкой «купить канабис» в поисковом сервисе Яндекс (май 2020 г. - апрель 2022 г.). Данные сервиса WordStat

27.ОН - ОЗ .OS. 07 - 12.DT. 09 - 20.ZS. 11 - 29.Q1.02 - a7.D2.0-» - Il

27 .Вв. Ов

OS< 11 - 14.XI. GO. - 23. на. ОЗ - 03,04

— микродозинг. Все сообщения

Рис. 5. Число пользовательских сообщений с формулировкой «микродозинг» в социальных сетях (май 2020 г. - май 2022 г.). Данные сервиса

тельно активнее, чем о хорошо известных, «традиционных» наркотических веществах. Это особенно заметно, если сравнивать не абсолютные показатели за 2 года, а темпы роста пользовательской активности в последние 6 месяцев. Деятельность продавцов ПАВ по раскрутке и продвижению своих интернет-ресурсов способствует росту общественного интереса к их товару и, в конечном итоге, наркотизации населения.

Важным механизмом распространения информации о наркотиках являются социальные сети. В данном отношении их роль и значение требуют масштабных эмпирических исследований и новых теоретических интерпретаций.

Тем не менее некоторые общие тенденции распространения информации о ПАВ в социальных сетях можно оперативно отследить при помощи методов веб-аналитики. Речь идет о сервисах, позволяющих вести мониторинг и первичный анализ пользовательских сообщений в новых медиа, таких как, например, сервис IQbuzz [18].

Опираясь на инструментарий данного сервиса, приведем анализ пользовательских сообщений с уже упоминавшейся формулировкой «микродозинг» (рис. 5).

В 2021 г. максимальное число сообщений с такой формулировкой приходилось на период с

6 по 12 сентября (88 сообщений), в 2022 г. оно не превышало 75 сообщений в день, а на 15 мая составило 12 сообщений. Заметно, что, несмотря на большие колебания данного показателя, существует устойчивый тренд на его снижение. В последние два года пользователи соцсетей все реже обсуждают микродозинг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как было показано выше, для пользовательских запросов характерен обратный тренд -рост общественного интереса. Можно предположить, что снижение соответствующей пользовательской активности в новых медиа - следствие жесткой политики модерации. Администрации соцсетей активно борются с рекламой любых ПАВ, что ведет к заметным успехам. Кроме того, следует отметить, что значительная часть сообщений с упоминанием «микродозин-га» являются по своему содержанию антинаркотическими, содержат информацию о вреде ПАВ, реабилитации наркозависимых, угрозах для молодежи.

Для оценки информационного эффекта публикаций в новых медиа крайне важен такой показатель, как охват - число пользователей, которые имели потенциальный доступ к контенту, то есть могли увидеть его в публикациях интернет-СМИ, постах и лентах пользователей, ком-

ментариях к новостям. Охват отражает способность контента попадать к пользователю, который целенаправленно его не искал. Для продавцов ПАВ (как и любых других товаров) он отражает расширение круга потенциальных покупателей.

Для формулировки «микродозинг» показатель охвата, по состоянию на 15 мая 2022 г., составил 468148 пользователей, что очень много для характерных для данного периода 12-88 сообщений в день. Это указывает, что, создавая немногочисленные сообщения, пользователи стремятся к их максимальному распространению. В целом, это не характерно для продавцов ПАВ, стремящихся к максимальной приватности. Тем не менее, столкнувшись с жесткой модера-цией, при которой каждое сообщение может привести к закрытию сообщества в целом, продавцы ПАВ порой вынуждены идти на риск, создавая редкие посты с максимальным охватом.

Роль «новых медиа» в процессах наркотизации общества неоднозначна. С одной стороны, социальные сети широко используются государственными органами и общественными структурами для ведения информационной работы, направленной против наркотиков. С другой, несмотря на все усилия модераторов, в соцсетях по-прежнему существуют сообщества, способствующие рекламе микродозинга, пропагандирующие его полезность и безопасность. В любом случае социальные сети способствуют скорее распространению информации о ПАВ (как в антинаркотическом, так и в пронаркоти-ческом ключе), чем собственно их продажам.

Пространство Даркнета в контексте проблемы наркотизации общества

Важнейшим механизмом организации продажи ПАВ в современном Интернете является так называемый Даркнет - система распределенных виртуальных серверов, предназначенных для анонимной передачи информации. Основным принципом функционировании таких сетей является многоуровневое шифрование, при котором отследить полный путь сообщения и выйти на его автора практически невозможно. Не существует в нем и привычных для рядового пользователя интернет-адресов.

Внутри Даркнета существуют пиратские базы данных, хранилища запрещенного контента, анонимные коммуникацинные сервисы, используемые для обмена противоправным контентом. Значительную его часть составляет информация, касающаяся ПАВ.

На крупнейшем русскоязычном форуме Даркнета Rutor с продажей ПАВ связано более

80% контента. Здесь на постоянной основе действуют:

- Общероссийские группы оптовых продаж наркотиков (насчитывают более 3500 сообщений);

- группы розничных продаж, разделенные по региональному принципу (пользовательская активность в них находится в пределах 300500 сообщений в сутки);

- региональные сообщества, в которых продавцы и покупатели ПАВ делятся новостями, отзывами и впечатлениями, а также опытом по организации продаж.

Даркнет играет важную роль в деятельности преступных сообществ распространителей ПАВ, выводя их деятельность на качественно новый организационный уровень. Он обеспечивает:

1. Координацию действий продавцов, обмен коммерческими стратегиями, опытом организации преступного бизнеса, методами сокрытия своих действий. Сообщества Даркнета служат своего рода дискуссионной площадкой, где обсуждаются отзывы на товары и поставщиков, методы ведения бизнеса, особенности наркорынка и даже проводятся своего рода маркетинговые исследования.

Это, с одной стороны, повышает эффективность коммерческих стратегий продаж ПАВ, с другой - позволяет отдельным преступным группам обмениваться информацией, повышая их устойчивость в противодействии государству и обществу;

2. Рекрутирование новых кадров для наркобизнеса: помощников, мелких дилеров, наркокурьеров. Современный наркобизнес опирается на разветвленную сеть курьеров, доставляющих небольшие партии наркотиков в условленное место, - так называемых «дропов». Координация их деятельности происходит главным образом через мессенджеры с использованием ложных персональных данных или виртуальных мобильных АТС. Они регулярно задерживаются правоохранителями, могут сами приобретать наркозависимость или пытаться выйти из преступного бизнеса. Так возникает постоянная потребность в новых кадрах, которую с успехом обеспечивает Даркнет. На его форумах нередки такие темы, как «ищу дропов» или «ищу легкий заработок»;

3. Технологическую поддержку наркобизнеса, который в современных условиях невозможен без широкого использования интернет-технологий, в особенности в части анонимиза-ции. Даркнет обеспечивает вовлечение в преступные сообщества людей с высокой технической квалификацией, обмен опытом и программными решениями в данной сфере. Он также остается основной технологией, обеспечивающей анонимность крупных продавцов.

Uli Что я употребляю?

кокаин Голосов: 21 9.4% ^т

мефедрон Голосов: 72 32.1%

гашиш Голосов: 70 31.3%

MDMA Голосов: 28 12.5%

марки Голосов: 22 9.8% ШВ

бошки Голосов: 98

соли \ А-PVP Голосов: 13 5.8% т

слайс\ россыпь \ те Голосов: 6 2.7% •

реагент в чипом виде Голосов: 8 3.6% •

ЯЗОЖ Голосов: 47 21.0%

Рис. 6. Опрос пользователей нижегородской ветки форума И^ог в Даркнете (май 2022 г.). Организован пользователями самостоятельно

Для ученых, работающих с глубинными общественными процессами и социальными проблемами, Даркнет - очень перспективный объект исследований, демонстрирующий неприглядную сторону социума. Современной социологии Интернета еще предстоит разработать эффективные методы сбора эмпирического материала в Дарк-нете, где не действуют обычные аналитические сервисы и браузерные плагины. Первым шагом в этом направлении может стать контент-анализ тем и сообщений форумов Даркнета.

Весьма примечательно, что определенную помощь в этом могут оказать и сами пользователи Даркнета, которые иногда проводят своего рода «социологические опросы» в своей среде (рис. 6).

Даркнет, безусловно, способствует ускоренной наркотизации, поскольку предоставляет продавцам ПАВ более широкие возможности их распространения, позволяет реализовывать цепочки оптовых и розничных поставок, схемы доставки доз через дропов, вербовку членов преступных сообществ. Даркнет, по сути, создает новый уровень организации преступных сообществ, значительно повышая их эффективность в распространении ПАВ.

Заключение

Можно со всем основанием утверждать, что сегодня интернет-среда в определенной степени задает тенденции наркотизации общества. Механизмы этого влияния, носящие, по всей видимости, синергетический характер, требуют подробного изучения. Сегодня с определенностью можно говорить о трех из них. Во-первых, сама стратегия интернет-продаж вынуждает продавцов ПАВ продвигать свой товар в сети, тем самым способствуя наркотизации. Во-вторых, высокие темпы роста популярности характерны именно для тех ПАВ, которые активно продвигаются в сети. Технологические и маркетинговые особенности интернет-среды

задают стратегии продаж ПАВ, те, в свою очередь, формируют рынок, а он определяет картину наркотизации общества. В-третьих, интернет-среда, а в особенности ее «скрытая» часть, представленная Даркнетом и анонимными мес-сенджерами, выступает основой современной системы анонимных продаж ПАВ, обеспечивая успешное функционирование наркобизнеса на высоком организационно-техническом уровне.

Эти механизмы нуждаются в пристальном изучении со стороны ученых и практикующих специалистов. Они открывают перспективу влияния на процессы наркотизации общества через интернет-среду. Последняя способна стать эффективным средством синергетическо-го противодействия социальной наркотизации.

Список литературы

1. Поправко В.Н. Закрытое Интернет-сообщество как форма коммуникации в виртуальном пространстве // Вестник Том. гос. ун-та. 2009. № 322. С. 52-54.

2. Володенков С.В. Особенности интернета как современного пространства политических коммуникаций // РоШВоок. 2018. № 3. С. 6-21.

3. Лебедева С.Э., Вакку Г.В. Интернет-журналистика как особая форма отражения процессов массовой культуры // Вестник ВУиТ. 2022. № 2 (38). С. 191-199.

4. Зубков А.Н., Клочкова А.В. Роль СМИ в формировании отношения молодежи к наркотикам (по результатам криминологических исследований) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2009. № 6. С. 81-93.

5. Кузина С.В. Информационное воздействие в процессе формирования массового сознания молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 4. С. 64-67.

6. Рыбакова Л.Н. «Новые наркотики» и старые проблемы (по зарубежным материалам) // Социология. 2013. № 2. С. 164-172.

7. Введенская О.Ю. Способ незаконного сбыта наркотических средств с использованием сети Интернет и телекоммуникационных технологий. // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 2 (48). С. 19-23.

8. Ищенко Д. П. Оборот курительных смесей как угроза здоровью населения и национальной безопасности Российской Федерации // Философия права. 2020. № 3 (94). С. 47-52.

9. Хохлов Е.Е. Применение нейросетевых технологий для идентификации наркомаркетов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Академическая мысль. 2020. № 2 (11). С. 70-74.

10. Мальцева В.А., Слесарев А.В. Вопросы профилактики интернет-наркотизации несовершеннолетних в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 9 (74). С. 85-90.

11. Бурлаков В.Н., Щурова А.С. Уголовно-правовое противодействие интернет-наркотизации // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2017. № 2. С. 198-208.

12. Бурлаков В.Н., Плоткина Л.Н., Щурова А.С. Ограничения права на распространение информации в интернете в свете противодействия наркопреступности // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2020. № 3. С. 550-562.

13. Фарахиева Г.Р. Влияние интернет-пространства на процессы вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Вестник Саратовской Гос-

ударственной юридической академии. 2021. № 5 (142). С. 182-191.

14. Митягин С.А., Крысанов В.П. Прогнозирование наркотизации общества с использованием данных интернет-источников в целях совершенствования мониторинга наркоситуации // Антинаркотическая безопасность. 2015. № 1 (4). С. 43-47.

15. Якушев А.В., Митягин С.А., Бухановский А.В., Захаров Ю.Н. Исследование социальных сетей в задаче моделирования наркотизации населения и противодействия незаконному обороту наркотиков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 4. С. 107-111.

16. Сервис WordStat компании Яндекс. URL: https://wordstat.yandex.ru (дата обращения: 14.05.2022).

17. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 08.12.2020 № 429-ФЗ) // Интернет-портал «КонсультантПлюс». URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW _17437/? (дата обращения: 14.05.2022).

18. IQBuzz - сервис мониторинга электронных медиа. URL: https://new.iqbuzz.ru/ (дата обращения: 14.05.2022).

MECHANISMS OF INTERNET ENVIRONMENT INFLUENCE ON THE SOCIETY DRUG ADDICTION TRENDS

R. V. Golubin, A.P. Korotyshev, P.P. Rykhtik

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article examines the current trends in drug addiction in modern society. The main goal of the article is to substantiate the statement that the Internet environment allows not only to track these trends, but itself, acting as a space of social communication, largely determines the scale and nature of the spread of psychoactive substances. The novation of the author's approach lies in the fact that modern web analytics tools are used as the main methodological tools. The following methods for assessing online drug addiction trends were used: analysis of queries in search services through the WordStat service and content analysis of publications in social networks through the IQBuzz service, as well as the study of specific sections of the darknet.

Keywords: Internet, darknet, drugs, drug addiction, anesthesia, web-analytics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.