Научная статья на тему 'Интернет-сообщество психодиагностов как инструмент профессиональной интеграции и охраны профессиональной тайны'

Интернет-сообщество психодиагностов как инструмент профессиональной интеграции и охраны профессиональной тайны Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
867
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / СООБЩЕСТВО ПСИХОДИАГНОСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА / INFORMATIONAL COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES (ICT) / INTERNET / PSYCHOLOGICAL TESTING / INTERNET COMMUNITY / COMMUNITY OF TEST DEVELOPERS / PROFESSIONAL SECRET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шмелев Александр Георгиевич, Науменко Анна Сергеевна

Статья посвящена возможностям использования Интернет-технологий для преодоления кризиса в современной Российской психодиагностике. Авторами предложена модель Интернет-сообщества психодиагностов (ИСПД), описаны задачи, стоящие перед сообществом, и технические условия, необходимые для его работы. Отдельное внимание уделено механизмам охраны профессиональной тайны в рамках ИСПД. В качестве прототипа рассмотрено Экспертное сообщество психологов, функционирующее на платформе HT-LINE, разработанной Лабораторией «Гуманитарные технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet community of test developers as a way to professional integration and protection of professional confidentiality

The paper addresses use of Internet technologies for overcoming the crisis in contemporary field of psychological testing in Russia. The authors develop a model of Internet community of test developers (ICTD) and describe its tasks and necessary technical prerequisites. The particularly focus is on the protection of professional confidentiality in the ICTD framework. As a prototype of the ICTD the authors analyse Expert community of psychologists functioning on the HT-LINE platform developed by HR-Laboratory «Human Technologies».

Текст научной работы на тему «Интернет-сообщество психодиагностов как инструмент профессиональной интеграции и охраны профессиональной тайны»

УДК 881.324+159.9 ББК Ю937

ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО ПСИХОДИАГНОСТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ОХРАНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ

А.Г. Шмелев, А.С. Науменко

Статья посвящена возможностям использования Интернет-технологий для преодоления кризиса в современной Российской психодиагностике. Авторами предложена модель Интернет-сообщества психодиагностов (ИСПД), описаны задачи, стоящие перед сообществом, и технические условия, необходимые для его работы. Отдельное внимание уделено механизмам охраны профессиональной тайны в рамках ИСПД. В качестве прототипа рассмотрено Экспертное сообщество психологов, функционирующее на платформе НТ-ЬШЕ, разработанной Лабораторией «Гуманитарные технологии».

Ключевые слова: Интернет, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), психодиагностика, Интернет-сообщество, сообщество психодиагностов, профессиональная тайна. Ключевые слова: тестовые интерпретации, обратная связь, результаты тестирования, рекрутеры, специалисты по подбору персонала.

Общий контекст проблемы

Российская психологическая диагностика по многим признакам все еще находится в состоянии затяжного кризиса, вызванного, как минимум, двумя причинами:

А) многие годы полузапретного статуса в советский период (с 1936 года по 1976 год, хотя верхнюю границу этого периода можно проставить не так строго, сдвинув на 10-15 лет позднее);

Б) почти 20 лет (с 1991 года по настоящее время) - период хаоса и анархии, усугубленный сниженной ответственностью за ситуацию со стороны ведущих специалистов, лишенных возможности концентрировать свои усилия в научно-организационной области.

Впрочем, о кризисе российской психодиагностике и его основных причинах уже появились острые и весьма точные публикации (Батурин, 2008).

При этом почти нет публикаций, специально посвященных проблеме «охраны профессиональной тайны». И это симптоматично! Одной из характерных черт современного периода, доказывающей его анархический характер, является повсеместное пренебрежительное отношение к профессиональноэтическому принципу «соблюдения профессиональной тайны» - не только в широких кругах людей, далеких от психодиагностики, но и среди самих психологов-диагностов.

Множество дискуссий, продолжающихся в нашей стране вокруг казалось бы «азбучных истин» (азбучных с точки зрения развитого психодиагностического сообщества), подтверждает тот факт, что принцип «профессиональной тайны» не осознается, даже не обсуждается надлежащим образом, оказываясь в тени других вопросов и проблем (проблем охраны авторских прав, ценовой доступности издания для широкого круга малоимущих пользователей и т.п.).

Существуют ли объективные предпосылки для выхода из нынешнего кризиса, в чем они заключаются, каковы еще не использованные нами - специалистами в области психодиагностики - резервы? На эти вопросы авторы данной статьи пытаются ответить, поставив целью привлечь внимание к тем новым возможностям, которые предоставляют психологам (как и специалистам во всех областях науки) новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Вполне возможно, что сама формулировка такого подхода для кого-то покажется парадоксальной: как это можно в принципе сочетать Интернет и охрану профессиональной тайны?! Для абсолютного большинства пользователей в России (да и не только в России) само слово «Интернет» стало синонимом информационного произвола и анархии. И тесты- не исключение. Тесты публикуются на

множестве сайтов и распространяются в огромных количествах, суммарные электронные тиражи давно превышают самые массовые бумажные тиражи тестов. Ежемесячная посещаемость всех тестовых сайтов в Рунете насчитывает (по приблизительным подсчетам авторов) уже не десятки и не сотни, а миллионы человек! Конечно, лидируют тут демоверсии ЕГЭ и множество тестов на совместимость (их ежедневно проходят десятки тысяч из многих миллионов пользователей, зарегистрированных на сайтах знакомств), но и психологические тесты (прежде всего, тесты на измерение !()), в том числе профессиональные, здесь занимают видное место. Таким образом, современный Интернет бросает особый вызов специалистам в области психодиагностики: либо они осознают необходимость определенного сплочения перед лицом новых угроз, либо они... обречены, то есть де факто могут перестать существовать как определенная профессиональная группа. Или как группа НЕ РОДИТЬСЯ? Ибо есть немало признаков того, что этой группы профессионалов у нас фактически еще не существует, по крайней мере, как группы, осознающей свои особые интересы. Для большинства психологов-исследователей (в отличие от психологов-практиков) психодиагностическая методика -лишь научный инструмент, мало чем отличающийся от методики психологического эксперимента, поэтому сама по себе категория (или профессиональный конструкт) «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА» не сформирован в профессиональном сознании пси-хологов-исследователей. Точно так же, как психолог-исследователь считает не только возможным, но и необходимым публиковать как можно полнее методику эксперимента, он же считает возможным публиковать полностью методику психодиагностики.

Но прежде, чем углубиться в анализ новых ИКТ-возможностей, следует осознать и более широкий контекст, в который встроены ИКТ. Процессы «интернетизации» профессиональных коммуникаций в начавшемся третьем тысячелетии тесно взаимосвязаны с процессами глобализации, то есть с процессами «интернационализации» и науки, и бизнеса1. На российском рынке психологических

1 Почему в данном случае надо говорить не только о науке, но и о бизнесе? Психодиагностика всегда развивалась на пересечении науки и практики. В настоящее время ведущие разработчики в области психодиагно-стики очень быстро (быстрее, чем это было раньше)

тестов еще в 90-е годы появилась британская компания 8НЬ, а вслед за ней за последние десять лет пришли еще около десятка зарубежных фирм - изготовителей и дистрибьютеров психологических тестов (см. недавний обзор рынка психодиагностических методик в статье Е.В. Лурье (в печати).

Таким образом, перед глазами российских специалистов появились образцы методических продуктов, отвечающих международным требованиям, а вместе с этими продуктами к нам приходят (так или иначе) элементы той культуры разработки и использования тестов, которая ушла далеко вперед в развитых странах и находится, увы, в зачаточном состоянии в России. Пока российские специалисты еще только дискутируют, нужна ли нам сертификация методик, аттестация пользователей и внедрение культуры ограниченного распространения тестов на основе персональных лицензий (хотя бы на основе персональных продаж)2. На Западе (прежде всего, в англоязычных странах с вековой традицией массового применения тестовых технологий в образовании и психологии) эти элементы инфраструктуры рынка методик реально функционируют уже несколько десятков лет и в свою очередь эволюционируют, испытывают новые влияние со стороны тех же ИКТ, но все-таки выполняют ключевую структурирующую и ориентирующую функцию для большинства разработчиков и пользователей тестовых методик.

Чтобы понять, что мешает нам ускорить внедрение определенных элементов психодиагностической культуры, мы должны, по убеждению авторов, осознать, в каких отношениях имеющаяся в России инфраструктура информационной среды еще не сформировалась. Отсюда и рождается основная научно-организационная гипотеза статьи: ускорение возможно, если компенсировать недостающие звенья информационной среды за счет новых информационных технологий, за счет фор-

доводят свои разработки до коммерческой стадии, стремясь к более быстрой окупаемости затрат на создание методик за счет расширения круга платных пользователей своих методик. Сама по себе информационная революция ускорила процесса коммерциализации науки во многих ее областях. В компьютерных сетях быстрее распространяется рекламная информация, информация о новых разработках.

2 См. дискуссии на таких Интернет-форумах как www.ht.ru (по вопросам «проекта сертификации в психодиагностике»), www.livejoumal.com и других, близких по тематике.

мироваиия особого закрытого (полуоткрытого) Интернет-сообщества разработчиков и пользователей психодиагностических методик.

Отметим, что идея создания сообщества, о котором речь пойдет ниже, уникальна не только для России, но и для зарубежных стран. Большинство известных авторам объединений психометристов / психодиагностов

существуют в виде «традиционных» обществ, например, внутри национальных психологических ассоциаций (см., например,

www.psychcentre.org.uk) или как самостоятельные ассоциации, занимающиеся в основном организацией тематических конференций и выпуском «твердых» журналов (см., например, http://www.psychometrika.org, http://

www.iaea.info,http://www.aea-europe.net). В определенной степени близким аналогом нашего Интернет-сообщества может быть Сообщество специалистов по психометрической оценке, существующее внутри Association of Graduate Careers Advisory Services (cm. http://www.agcas.org.uk).

В данной статье авторы пытаются систематически осветить и связать две темы, которые редко (а в каких-то аспектах никогда) прежде не освещались и не связывались:

Коммуникативные функции информационной среды, или, иными словами, инфраструктура информационных ресурсов и информационных потоков, необходимая для эффективного развития психодиагностики как особой отрасли научной и практической деятельности психологов.

Требования к функциональной архитектуре «социально-сетевого проекта», в котором может сформироваться и функционировать Интернет-сообщество психодиагностов.

Эти две темы в заключительной части статьи будут дополнены рассмотрением опыта разработки в Лаборатории «Гуманитарные технологии» системы онлайн-сервисов НТ-LINE, на основе которой уже сформировано «Экспертное Интернет-сообщество психологов» как некоторый базовый прототип для формирования будущего Интернет-сообщества психодиагностов (ИСПД).

Определенный акцент в данной статье авторы сознательно делают на проблематике «охраны профессиональной тайны» в психодиагностике. Надо сказать, что этой проблеме уделено незаслуженно мало внимания в науч-но-организационных работах, которые стали

появляться в самое последнее время (см. список литературы). Даже во вполне позитивном и прогрессивном «Постановлении президиума Российского психологического общества»3, принятом в июле 2008 года и посвященном вопросам регулирования практики публикации психодиагностической методической информации, сделан определенный акцент на авторских правах, на подготовленности чита-телей-пользователей, но... недостаточно внимания уделено проблеме «профессиональной тайны» (в постановлении речь идет о «риске рассекречивания методик для потенциальных испытуемых», но само понятие «тайна» не используется)4. А ведь это составляет едва ли не ключевую специфику тех информационных процессов, которые происходят (должны происходить) именно в психодиагностическом сообществе.

Коммуникативные функции

профессиональной информационной среды

Какие коммуникативные функции должна обеспечивать среда общения профессионалов в области психодиагностики? Перечень функций рождается из анализа тех видов коммуникации, которые представлены традиционными бумажными технологиями (публикациями) в области психодиагностики, а также тематикой специализированных конференций, семинаров и неформальных встреч между специалистами. Вот каким может быть этот перечень (в кратком варианте), снабженный краткими комментариями по поводу ситуации в российской психодиагностике.

1. Публикация методик и руководств. Это методические авторские материалы, включающие описания самих методик: сти-мульного материала (содержания вопросов или тестовых заданий), ключей, тестовых нормы, текстов интерпретации. Следует отметить, что большинство авторов методик не ставит перед собой целью создать из своей

3 А.Г. Шмелев принимал непосредственное участие на втором этапе подготовки этого постановления наряду с его инициаторами - Н.А. Батуриным и С.Б. Малыхом.

4 На Западе гораздо больше внимания уделяется

этим вопросам: так, на главной странице сайта Международной тестовой комиссии (см. Веблиографию) опубликовано обращение от лица руководства Комиссии «О необходимости защиты тестовых материалов» с призывом бороться против несанкционированных продаж тестовых материалов, обучения пользователей на реальных тестовых заданиях и т.д. (см. http:// www.intestcom.org/Archive/ebay.php)._____________________

методики коммерческий продукт и публикует свою методику для бесплатного распространения среди профессионалов. Руководства по применению методик следует отнести к этому же классу публикаций. Но... тут же возникает вопрос: а часто ли авторы подобных публикаций сами задаются вопросом о том, в чьи руки попадут их методики, не станут ли они в результате массового тиражирования на Интернет-сайтах в большей степени достоянием потенциальных испытуемых, чем коллег-психодиагностов? Тогда методика превратится в лучшем случае в инструмент для самопознания и «умрет» как профессиональный инструмент.

2. Публикация авторских научных статей. Это авторские научные сообщения (статьи) разработчиков, содержащие теоретическое и экспериментальное обоснование созданных методик. Следует тут же опять подчеркнуть, что, несмотря на выпуск в 2008 году «Постановления президиума РПО», вовсе не прекратились острые дебаты о том, имеют ли право научные издательства (редакции научных журналов) прикладывать к статье полные (не выборочные, а полные) методические материалы к обсуждаемым методикам. Дело усугубляется тем, что многие редакторы научно-психологических журналов далеки по своим узко-научным интересам от понимания специфических нужд психодиагностики. Они руководствуются нормами, скорее характерными для психологов-исследователей, о которых мы уже писали выше. Поэтому, озадаченные снижением тиражей своих изданий, они не видят никаких рисков и никаких нарушений в том, чтобы публиковать методические материалы на своих страницах полностью - открытым текстом.

3. Публикация отзывов специалистов. В психодиагностике, как в любой инструмен-тально-ориентированной научно-технологической дисциплине, роль отзывов (рецензий) очень высока. Без объективных отзывов, предоставленных независимыми (объективными) и квалифицированными специалистами, пользователям очень трудно сориентироваться в том, насколько качественным и завершенным является тот или иной инструмент, каков круг ситуаций, в которых он может быть использован эффективно. Следует отметить, что в России нет специализированного издания, аналогичного Mental Measurement Yearbook (см. http://www.unl.edu/buros/). Об этом едва ли не как о главной проблеме шел заинтересован-

ный разговор в ходе виртуального Дня открытых дверей в Экспертном Интернет-сообществе психологов (см. Веблиографию). Отсутствие регулярного издания такого типа затрудняет для российских пользователей ориентировку в мире методик. Хотя отдельные рецензии выходят в психологических журналах, включая специализированный журнал «Психологическая диагностика» (главный редактор - М.К. Акимова), но все-таки удельный вес рецензий на психодиагностические методики в этих журналах явно маловат.

4. Классификационно-аналитические обзоры. Чтобы пользователь смог сориентироваться в многообразии методик и ситуаций их использования, ему недостаточно иметь доступ к «штучным» публикациям, посвященным каждый раз лишь какой-то одной методике. Серьезную помощь в ориентировке призваны оказывать аналитические обзоры, посвященные какому-то широкому классу методик, либо связанные с определенным кругом проблем (например, задачами диагностики девиантного поведения или корпоративной лояльности), либо связанные с определенным технологическим приемом (например, с многоканальной «полиграфической» регистрацией физиологических коррелятов эмоциональных состояний или с адаптивным компьютерным тестированием).

5. Сборники, перечни-каталоги, справочники (компендиумы). В отличие от тематических обзоров, здесь речь идет о наличии разноплановых материалов, представленных разными авторами. Данные издания могут быть более (компендиумы) или менее (сборники) полными и структурированными. Они частично восполняют трудности ориентировки особенно в условиях затрудненного информационного поиска на фоне разрозненности и труднодоступности редкой и малотиражной психодиагностической литературы. Воодушевляет появление в совсем недавнее время первого электронного компендиума психодиагностических методик в России (Батурин, Пичугова, 2008).

6. Учебные пособия. Тут не требуются какие-то особые комментарии. Учебные пособия на русском языке по психодиагностике могут быть признаны устаревшими, неполными и т.п. Но они существуют (см. в частности: Бодалев, Столин, 1987; Основы психодиагностики, 1996; Бурлачук, 2008 и др.).

7. Словари. Здесь речь идет, прежде всего, о толковых словарях, позволяющих неспециалистам или начинающим специалистам ориентироваться в специальной терминологии. Выпуск таких словарей - это одновременно и популяризация научного знания, просвещение «любопытствующей» общественности, которое должно способствовать пониманию отличия научных диагностических методик от псевдотестов в глянцевых журналов. Словари такого типа не следует путать с популярными среди психодиагностов словаря-ми-справочниками, упомянутыми в п.5 (см., напр., Бурлачук, Морозов, 1999).

8. Интервью со специалистами. Пользователи в ходе применения методик сталкиваются очень часто с такими ситуациями и вопросами, которые не предусмотрены в руководствах. Они должны иметь возможность обратиться с этими вопросами к авторам.

9. Спонтанные отклики рядовых пользователей. Кроме глубоких и аргументированных отзывов специалистов, пользователям методик важно иметь информацию о том, как оценивают ту или иную методику рядовые пользователи. В подобных спонтанных откликах нередко преобладают оценочные суждения (типа «методика НЕ работает», или «методика - хорошая»), однако их достоверность и непредвзятость способны вызвать у рядовых пользователей не меньшее доверие, чем продуманная рецензия подготовленного рецензента. И те, и другие отзывы сосуществуют во многих сферах науки и искусства: рецензии литературных и кинокритиков не отменяют интереса к откликам наивных читателей художественной литературы и кинозрителей.

10. Дискуссионные материалы. Сторонники определенных подходов и научных школ, базирующихся на богатом опыте разработки и внедрения методик, могут быть участниками интересных дискуссий, дающих возможность самим пользователям разобраться в убедительности аргументов и контраргументов спорящих сторон. Примерами подобных дискуссий могут быть «Тесты интеллекта

- за и против» в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики» - 2004, Т.1, №2, «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом» на сайте www.ht.ru (http://www.ht.ru/press/articles/?view=artЗ 71).

11. Рейтинги. Когда спонтанные отклики рядовых пользователей хотят структурировать и упорядочить, обычно в качестве цели-

результата стремятся получить рейтинг методик. Вряд ли в психодиагностике имеет смысл универсальный рейтинг; скорее имеет ценность чисто ситуационный рейтинг (пригодность для решения частных проблем). Но в целом к настоящему времени более распространенной и приемлемой формой для психодиагностики являются не рейтинги, а профессиональные конкурсы.

12. Профессиональные конкурсы. В этом случае ключевую роль играет такой важнейший инструмент проведения конкурсов как «жюри». От состава жюри, его авторитетности зависит интерес широкой аудитории к результатам конкурса. Примером профессионального конкурса в области психодиагностики могут быть Конкурсы авторов тестовых заданий по различным сферам управления персоналом, организованные и проведенные Лабораторией «Гуманитарные технологии» в 2008 году (см. www.ht.ru).

13. Доступ к выборкам испытуемых-добровольцев. Здесь мы сталкиваемся с такой спецификой информационной среды, которая характерна лишь для ограниченного круга социальных наук. Для самой психодиагностики до недавнего времени это было не характерно, а в социологии уже давно, еще до эпохи Интернета практиковались так называемые «прессовые опросы». Различение ролей «пользователей» и «испытуемых» (или респондентов) - это характерная особенность методик именно в сфере социальных наук. Пример коммерческого предприятия, успешно продающего доступ к обширной выборке респондентов, является маркетинговая фирма «Конком» (см. www.intemetopros.ru), которая имеет базу из 77 тысяч зарегистрированных респондентов.

14. Отклики испытуемых-добро-вольцев. В этом также, скорее всего, выражается специфика Интернет-эпохи. Отзывы самих испытуемых в психологической литературе присутствовали скорее в формате «самоотчета испытуемых», и редко-редко они могли интерпретироваться как один из источников информации о качестве методики. На сайте www.ht.ru «Отклики любителей самопознания с помощью онлайн-тестирования» -самый популярный раздел форума (собрано много тысяч подобных откликов). Доступность этих откликов для широкой общественности влияет на «имидж» методики если не в узком экспертном сообществе, то в среде потенциальных пользователей методики.

По каким же из 14 перечисленных функций традиционная научно-психологическая литература не вполне удовлетворяла пользователей? Очевидно, что мы можем найти в традиционных журнала и книгах материалы типа 2, 3, 4, 5, 6 , 7 и 8. Хотя, например, тех же рецензий явно не хватает. Но вот что мы должны подчеркнуть как дефицитные жанры:

Публикация коммерческих методик. Для авторов, вложивших в течение многих лет огромное количество сил в создание наиболее информационно богатых и качественных методик, естественно стремление окупить свои затраты. Бесплатные (для авторов) научные издания совсем не устраивают таких разработчиков. Однако особые издания для коммерческих методик - это «ахиллесова пята» традиционной информационной среды. Их на Западе выпускают литт, специализированные фирмы-издательства. В России такие фирмы стали появляться совсем недавно и до сих пор отнюдь не процветают (к ним можно отнести «Има-тон», «Смысл», «Когито-центр», «Психодиагностику» и т.п.). Сказывается низкая покупательная способность большинства российских пользователей-диагностов, не имеющих возможности покупать дорогие методики, точнее

- дорогие лицензии на методики.

Коммуникативные функции 9-14. Все эти материалы трудно издавать в «твердом формате», ибо они слишком динамичны и зависимы от ситуационного контекста: длинный цикл подготовки бумажного издания не соответствует скоротечности времени жизни этих материалов, времени спроса (их актуальности). К тому же многие из них имеют смысл именно в контексте электронно-интерактивных технологий быстрого обмена информацией.

Но тут же возникает вопрос: а должно ли Интернет-сообщество ограничиваться лить материалами типа 9-14? Или новое, более высокое качество тут могут приобрести такие материалы, как «авторские методики», «интервью со специалистами», «сборники»? По мнению авторов статей, это именно так: старые формы коммуникации приобретают в контексте интегрированного сообщества новое качество.

Функциональные требования к платформе интернет-сообщества психодиагностов (ИСПД)

Какие же специфические требования к функциональной архитектуре (платформе)

ИСПД могут быть сформулированы с учетом представлений, изложенных выше?

Важно подчеркнуть позицию авторов: по нашему убеждению, ИСПД нельзя полностью реализовать в рамках «тематической группы» на базе какой-либо универсальной стандартной социальной сети, образцы которых уже широко распространились в Интернете в целом и в Рунете в частности (всем известны такие проекты, как www.odnoklassniki.ru, www.vkontakte.ru,www.moikrug.ru). Тут мало таких стандартных для социальных сетей средств коммуникации, как «форумы», «блоги», «персональные страницы», «поиск по признакам и по контексту», «персональные сообщения», «группы друзей» и т.п. Мало даже иметь такую специфическую функцию для узких профессиональных групп, как строгая модерация и «ручная регистрация» участников (защищающая от стихийного наплыва неспециалистов). Каковы же эти дополнительные специфические функции? Их понимание вырастает из осознания особых проблем психодиагностики как сферы научно-практи-ческой распределенно-совместной деятельности и коммуникации между разработчиками и пользователями методик.

Проблема ограничения круга пользователей и персональная регистрация

Известно, что для функционирования любой профессиональной гильдии важно организовать специфические каналы распространения профессиональной информации. Для психодиагностики это имеет особое значение, ибо многие элементы психодиагностических методик (тестовые задания, ключи, нормы) являются предметом профессиональной тайны - распространяясь среди профессионалов, эти элементы не должны попадать в руки потенциальных испытуемых. В противном случае методика теряет свои эксплуатационные качества - перестает «работать». В западной тестологии данный нежелательный эффект давно стал известен под названием «эффект разглашения» (disclosure). Кроме того, важно, чтобы круг распространения психодиагностических методик был ограничен кругом подготовленных пользователей.

Именно с этой функцией в слабой степени справляются традиционные журналы. Да, в определенной мере на это работает механизм предварительной подписки, распространяемой по научным и образовательным учреждениям, но в принципе на любой научный жур-

нал может подписаться каждый читатель. Возникает противоречие: не опубликовав свою методику, автор не может реально распространять ее, но, опубликовав, рискует «убить» свою методику, так как возникает «эффект разглашения». Именно в эпоху Интернета «риск разглашения» многократно возрос: достаточно среди читателей оказаться одному человеку, умеющему сканировать и размещать отсканированные тесты на сайтах (или в собственных блогах) в Интернете, как методика становится доступной едва ли не всем потенциальным испытуемым (подчеркнем, не пользователям-диагностам, а именно испытуемым!).

На фоне этого требования мы видим, как сайты с онлайн-тестами, расплодившиеся в огромном количестве при появлении Интернета, обозначили развитие не в сторону, а в обратном направлении от следования этому требованию. Точно так же, как Интернет превратился во многих отраслях науки и искусства в «инструмент пиратства», так и в психодиагностике он стал инструментом не только нарушения авторского права, но и нарушения принципа профессиональной тайны. Любой пользователь, зарегистрировавшийся (или даже не прошедший никакой саморегистрации) на почти анонимном сайте с коллекцией тестов, может «скачать» (получить) интересующий его тест, причем нередко не только свои собственные результаты как испытуемого, но и методические компоненты к тесту - ключи, нормы, тексты интерпретаций и т.п. Очевидно, что владельцы подобных сайтов - люди, далекие от интересов психодиагностического сообщества. Они и в дальнейшем будут оказывать все растущее противодействие попыткам профессионального сообщества сплотиться в интересах охраны профессиональной тайны. Ситуация является настолько острой, что разработчики для того, чтобы препятствовать такому стихийному распространению и раскрытию их методик, должны избегать ярких и броских названий для своих методик (тогда в Интернете будет легко ее найти по ключевому слову с помощью любого портала-поисковика) и шифровать методику под какими-то условными буквенно-цифровыми кодами.

Как работают специализированные зарубежные издательства тестовой продукции с точки зрения задачи минимизации «эффекта разглашения»? Работает принцип персональных продаж «методических пакетов» по именной лицензии (именному договору об

использовании, или именному лицензионному соглашению): пользователь подписывает лицензионное соглашение, в котором берет на себя персональное обязательство о неразглашении. В определенной степени ситуация сходна с механизмом персональных продаж при распространении пакетов компьютерных программ: пользователь получает доступ к кодам установки (активации) программы только после того, как подписывает лицензионное соглашение (или выражает свое согласие).

Теперь рассмотрим, какие удобства предоставляет Интернет-сообщество профессионалов с этой точки зрения? Интернет-сообщество профессионалов не может формироваться иначе, кроме как с опорой на механизм персональной регистрации каждого члена такого сообщества: при вступлении в сообщество каждый член должен заполнить электронную анкетную форму (учетную карточку, страницу «личных данных»). При этом в процессе заполнения он знакомится с уставом данного сообщества и должен выразить свое согласие с его принципами (дать обязательство по выполнению устава). В противном случае пользователь не будет зарегистрирован - не получит свои коды авторизации в системе - логин и пароль. При нарушении определенных уставных требований организации пользователь должен лишаться права доступа - его логин и пароль аннулируют (блокируют).

Как мы знаем, в ходе инсталляции программного продукта на персональном компьютере пользователя возникает «персональная маркировка» копии программы: она получает регистрационный номер, однозначно соответствующий имени определенного зарегистрированного пользователя в базе данных. Что-то подобное необходимо реализовать при создании ИСПД: так чтобы, не только сама тестовая программа в руках каждого пользователя была маркирована, но получил соответствующую маркировку каждый протокол, полученный пользователем от определенного испытуемого.

Этому требованию наилучшим образом соответствует такая функциональная архитектура ИСПД, в основе которой лежит идея так называемого «Личного кабинета» - персональной страницы (или семейства страниц), управляемой пользователем. В настоящее время существует два ключевых (базисных) принципа построения «социальных сетей» в Интернете, конкурирующих друг с другом:

1. Технология Wiki. Самый яркий и популярный пример - всемирный проект «Википедия». Но это далеко не единственный пример реализации Вики-технологии: см., например, проект сообщества социальных педагогов и психологов «СоцОбраз» (www.wiki.iot.ru).

2. Личные кабинеты, или персональные блоги (Интернет-журналы), базовым прототипом которых является всемирно популярный «Живой журнал» (www.livejoumal.com).

Вики-подход больше соответствует сообществам, ставящим в качестве ключевых задач создание Интернет-словаря (или энциклопедии) профессиональных терминов, выпуск журнала массовых (неглубоких) рецензий на методики и другие задачи, ориентированные на текстовые материалы, рождающиеся в результате коллективного доступа и коллективного редактирования. В то же время блоговый подход больше соответствует сообществам, в которых наибольший интерес представляет «авторский продукт» и «авторские программно-технические решения». Каждый активный член такого сообщества (разработчик методик) должен иметь возможность получить в рамках сообщества в свое распоряжение фактически целый сайт со своей собственной CMS (системой управления контентом) и своей собственной базой подписчиков - базой пользователей созданных автором психодиагностических методик.

Конечно, Интернет-сообщество, которое собирает и предлагает участникам «околоме-тодическую информацию» (определения терминов, рецензии, справочник кратких аннотаций на методики), тоже будет иметь популярность. Но оно будет не таким популярным, как сообщество, которое решает гораздо более значимую для психодиагностов задачу, -задачу упорядочивания системы распространения и использования самих методик (если не целиком, то хотя бы части методических материалов - например, тестовых заданий). Поэтому, по нашему убеждению, «блоговый» подход гораздо больше соответствует требования к конструированию функциональной платформы ИСПД.

Библиотека методик (тестотека)

и «личные кабинеты» пользователей

Как уже говорилось, разрабатывая принципы и функциональную архитектуру ИСПД, мы должны обязательно опираться на принцип регистрации и «персональной маркиров-

ки» копии тестового продукта (и тестового протокола).

Но что означает этот принцип «персональной маркировки» в случае создания онлайн-библиотеки методик, к которой в рамках ИСПД будет иметь доступ каждый зарегистрированный пользователь? Это означает, что любой протокол испытуемого, созданный на основе библиотечной методики, должен включать «маркер пользователя» - того лица, который выбрал данную методику и отвечает за интерпретацию ее результатов. Таким образом, мы приходим к важному пониманию специфики «библиотеки тестов» (тестотеки) в ИСПД - это вовсе не библиотека свободного доступа для самотестирования. Это не библиотека для испытуемых, а библиотека для профессиональных пользователей. Сами испытуемые не могут быть «читателями-абонентами» в этой библиотеке. В эту библиотеку могут заходить и работать в ней только особые, подготовленные пользователи, имеющие необходимые профессиональные знания и умения. ИСПД - это сообщество разработчиков и пользователей методик, а не сообщество разработчиков и испытуемых.

Как следствие такого представления возникает идея создания для каждого пользователя собственного «личного кабинета», в котором каждый пользователь мог бы по крайней мере осуществлять «прокат» готовых тестов из библиотеки (тестотеки). Тогда мы получаем следующее представление об этапах оформления «проката тестов из тестотеки»:

1. Пользователи регистрируются в сообществе и получают доступ к персональному «личному кабинету», в который они могут либо загружать какие-то собственные тесты (авторские либо лицензионные с правом автоматизации), либо готовые компьютерные онлайн-тесты из «библиотеки» (фирменные -что значит в данном контексте? или общественные).

2. Доступ к библиотечным тестам первоначально оформляется как доступ к каталогу библиотеки (страничке с перечнем и аннотациями на методики, представленными в библиотеке).

3. Выбирая заинтересовавший тест по каталогу, пользователь подтверждает «пользовательское соглашение» (его аналогом в обычной библиотеке является читательское требование) - подписывается под правилом использования данного теста. Если тест бесплатный, то в его обязательство входит лишь

соблюдение профессиональных стандартов (включая профессиональную тайну), если же тест платный, то он обязуется оплачивать доступ к этому методическому ресурсу в том формате, какой предполагает данный ресурс (оплата помесячнего абонемента, оплата за каждую копию обработанного протокола и т.п.).

4. После того, как тест выбран, его копия размещается (автоматически) в личном кабинете пользователя, где она и обретает «персональную маркировку», а каждый протокол (профиль по факторам), который получается с помощью данного теста и хранится в данном личном кабинете, также обретает персональную маркировку.

Что дает такая персональная маркировка? Три вещи:

а) персональную ответственность пользо-вателя-психолога перед определенным клиен-том-испытуемым за «постдиагностическое обслуживание» (ответы на вопросы клиента, возникающие после прохождения методики);

б) персональную ответственность пользо-вателя-психолога за контролем над распространением методических материалов;

в) возможность натурального обмена между пользователем-психологом и «тестоте-кой» по принципу «данные за методику»: передавая в общую базу собранные данные в своем личном кабинете, пользователь получает право на льготное пользование новыми методиками.

На каком основании авторы данной статьи довольно смело берутся за формулирование требований к «онлайн-тестотеке»? На чем базируется уверенность в востребованности такого продукта? Тут следует сделать оговорку, что еще на «доинтернетной стадии» компьютерной революции одним из авторов (А.Г. Шмелев) интенсивно разрабатывалась не только идея, но и действующей проект компьютерной системы, в рамках которой пользователь получал бы возможность одновременной реализации двух задач:

а) проигрывания готовых психометрических тестовых методик, созданных разработчиками;

б) создания собственных авторских методик, менее психометрически обоснованных, но зато более гибко учитывающих требования конкретной ситуации тестирования.

Эта оболочка, реализованная еще в операционной среде БОБ под названием ТЕСТАН, получила определенное признание

в 90-е годы не только в России, но и за рубежом, о чем свидетельствует публикация в ведущем компьютерно-психологическом международном журнале (Shmelyov, 1996).

В чем же будет выражаться привлекательность подобных онлайн-библиотек для пользователей? Почему авторы прогнозируют развитие именно такой модели взаимодействия между разработчиками и пользователями уже в самом ближайшем будущем?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная выгода для пользователей - это унифицированный доступ к широкому набору бесплатных и условно-бесплатных методических инструментов. Многие пользователи в настоящее время не решаются платить значительные суммы за приобретение лицензии на какие-то новейшие, перспективные, но малоизвестные и неапробированные (ими в личной работе) методики. Они хотели бы иметь возможность вначале попробовать методику хотя бы на нескольких испытуемых, не неся при этом особых материальных затрат и минимизируя усилия по освоению новой операционной среды. Унификация пользовательского интерфейса внутри единой подобной библиотеки - это одна из существенных сторон привлекательности данного решения.

Если же говорить о разработчиках (авторах) методик, то главная выгода для них будет заключаться в значительном расширении «рынка сбыта» своей продукции - круга возможных пользователей методики. При этом разработчик будет сам вправе ставить на свою методику, помещенную в библиотеку (размещенную на Интернет-выставке), ярлык «бесплатно» либо ярлык «платно» (вводить сразу же определенные тарифы для расчетов с пользователями), либо ярлык «условно-бесплатно». Что означает последнее? Это предоставление права бесплатно запустить тест несколько раз, после чего либо заплатить, либо прекратить пользование тестом. Очевидно, что обсуждаемая здесь платформа ИСПД должна быть в состоянии технически поддерживать функцию «условно-бесплатной передачи» методики, что, впрочем, не так сложно сделать, если регистрировать каждый запуск методики каждым пользователем. Это уже давно делается для офф-лайн-оболочек тестирования (почти все западные коммерческие тестовые продукты продаются вместе с лицензией на ограниченное количество запусков теста). Тем более это несложно реализовать в интегрированной, единой для пользователей онлайн-среде.

Но вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок статьи. А как же в случае такой «онлайн-библиотеки» будет решаться вопрос об «охране профессиональной тайны»? Тут будет обеспечиваться двухуровневая защита:

1. На техническом уровне ключи будут защищены тем, что самому пользователю они в открытом формате просто... не потребуются. Пользователь будет получать в своей библиотеке право запуска готового теста, но не право препарирования этого теста на части, разглядывания и редактирования этих частей. Сам факт автоматизированной обработки онлайн-теста на базе онлайн-оболочки тестирования избавляет разработчика от необходимости открыто передавать ключи к тесту (равно как и нормы), а пользователя - от необходимости их брать и применять вручную.

2. На социально-психологическом уровне будут работать механизмы «групповой включенности» и «группового давления». Это означает, что потенциальные нарушители «обязательства конфиденциальности» (сохранения профессиональной тайны во время использования теста) будут рисковать быть с позором навечно изгнанными из сообщества. Кстати, тут будут возникать не только риски чисто моральной «потери лица», но и риски прагматического плана - потери доступа к ценной методической информации и инструментам, необходимым для профессиональной работы. Будет ли в таких условиях пользователю легко «сдать» полученную им методику какому-нибудь журналисту или предприимчивому владельцу какого-нибудь сайта для «публикации вместе с потрохами» (с открытыми ключами и нормами)? Нет, не легко, он будет понимать, чем он рискует. Кстати, аналогичные требования будут распространяться не только на пользователей, но и на самих разработчиков методик, ибо, сдав свою собственную методику в библиотеку, разработчик будет брать на себя определенные договорные обязательства по «неразглашению».

Но, кстати, вовсе не только «данные обязательства» будут удерживать участников Ин-тернет-сообщества от нарушения устава этой организации. Если на «входе» в сообщество со временем поставить определенные барьеры, преодоление которых потребует определенных усилий, как, например, входной тест на квалификацию в области психодиагностики (Шмелев, 2002), то это не только будет защищать сообщества от проникновения случайных людей, но и повысит риск серьезных

потерь в случае нарушений и разоблачений -жалко потерять возможность, добытую с таким трудом. О готовой технической возможности использования Интернет-технологий на этапе квалификационного тестирования психодиагностов автор докладывал на Всероссийской конференции по психодиагностике в Челябинске в 2008 году (Шмелев, 2008).

Несомненно, многим и многим скептикам такой проект может показаться «наивным», и они немедленно сформулируют немало возражений. Одно из первых будет касаться так называемых «хакеров» (взломщиков компьютерных систем, включая сервера в Интернете): как можно обеспечить охраноспособность подобной информации, если в ходе ее использования она будет открыта в Интернете для взлома со стороны хакеров?

Здесь нет необходимости доказывать, что технически можно исключить взлом подобной системы? Нет, авторы трезво понимают, что исключить этого никак нельзя: теоретически можно «взломать» любую систему с самой изощренной защитой. А вот на практическом уровне вопрос упирается в мотивацию: а зачем? Чтобы опубликовать на каком-то своем или дружественном сайте «потроха» и тем самым на какой-то момент повысить посещаемость своего сайта? Да, это может быть сделано. Но... против этой акции существует определенное «противоядие», не абсолютное по своей эффективности, но значительно снижающее мотивацию и престижность хакерских достижений: разработчики такой

«библиотеки» могут (даже должны) создать в Интернете информационной шум - опубликовать на многих независимых сайтах (в разных социальных сетях) псевдо-ключи (причем в разных местах — разные), широко оповестив всех о том, что только здесь, только в этом месте опубликованы подлинные ключи... Кстати, подобный механизм защиты от утечки ключей фактически (полустихийно) реализуется при публикации «истинных ответов на задания ЕГЭ» сразу на нескольких десятках пиратских сайтов. Столкнувшись с обилием всевозможных «подделок», противоречащих друг другу, пользователь в значительной мере теряет к ним интерес, а хакеры теряют мотивацию заниматься «взломом».

Именно опыт защиты от фальсификации, приобретенный А.Г. Шмелевым еще в ходе реализации проекта «Телетестинг» (эта Всероссийская компьютерная олимпиада проводилась в 1997-2001 гг. в сотнях региональных

центров России и предшествовала переходу к ЕГЭ) позволяет авторам с уверенностью говорить о реальности определенных проектов, которые другим специалистам по психодиагностике, далеким от современных Интернет-технологий, могут показаться фантастическими (Шмелев, 2001).

Опыт создания экспертного интернет-сообщества психологов на платформе НТ-Ипе

В 2008-2009 году авторы получили практическую возможность апробации ряда технологических идей, связанных с созданием профессиональных Интернет-сообществ, в ходе создания «Экспертного Интернет-сообщества психологов» на базе системы Ин-тернет-сервисов НТ-ЫЫЕ.

Технические особенности платформы НТ-Ыпе

Платформа НТ-Ьше представляет собой многофункциональный инструмент для автоматизации научных и организационных исследований и предлагает пользователям различные возможности:

• для конструирования онлайн-опросов,

• создания анкет,

• создания авторских одношкальных и многошкальных тестов,

• автоматизации шкалирования,

• автоматизации опросов по методу 360 градусов,

• автоматизации ассессмента, понятого как система интеграции экспертных оценок и результатов тестирования,

• создания и проведения собственных дистанционных обучающих курсов, а также

• обеспечения взаимодействия пользователей друг с другом (сервис «информационная лента»).

Система построена по описанному выше принципу личных кабинетов и различает 3 группы пользователей:

«Владелец кабинета-автор блога» - зарегистрированный модератором владелец кабинета в системе Н'Г-ЫЫЕ; имеет доступ к информационной ленте (персональному блогу) и другим функциям, определенным и подключенным модератором; имеет доступ к чужим блогам: может оставлять комментарии и создавать темы, если это разрешено хозяином блога. При посещении чужого блога опознается системой в роли «коллеги». Авторы бло-

гов получают на свои адреса э-почты автоматические приглашения всякий раз, когда другие блоггеры включают в свои списки рассылок группу «Экспертное сообщество». Очевидно, что постоянные члены сообщества должны иметь возможность произвольной подписки или отписки на определенных блогах (или проектах) сообщества.

«Корреспондент» - самостоятельно зарегистрировавшийся пользователь системы НТ-LINE, не имеет личного кабинета и, следовательно, собственного блога; имеет доступ к чужим блогам: может оставлять комментарии и создавать темы, если это разрешено хозяином блога, получает рассылки с приглашениями на чужие блоги, но только по решению авторов-блоггеров. Корреспонденты не могут сами подписываться или отписываться от определенных тем, сами производить массовые рассылки. Очевидно, в случае голосования по каким-то вопросам корреспонденты обладают пониженными правами влияния на решение.

«Гость» - незарегистрированный посетитель, не имеет собственного кабинета и блога; может оставлять комментарии в чужих блогах (если это разрешено хозяином), не может создавать новые темы в чужих блогах.

Отдельные функции платформы HT-LINE имеют аналоги в других системах - существуют конструкторы для создания анкет, опросов и одношкальных тестов (см., например, www.virtualexs.ru, www.survejrnonkey.com, www.surveyconsole.com,www.protogenie.com), приложения для конструирования многошкальных тестов (см., например, http:// www.bssl.ru/products/etest/client/), специализированные пакеты для проведения оценки 360 градусов (см., например, http:/ /www.bssl.ru/ products/bssaround/) или комплексной оценки с помощью нескольких оценочных процедур (см., напр, http://www.questionmark.com/us/ perception/index.aspx).

Уникальность платформы HT-LINE по сравнению с другими системами, по нашему мнению, составляют две особенности. Во-первых, это комплексный подход - предоставление исследователю практически всего необходимого функционала сразу. Во-вторых, это возможность взаимодействия пользователей между собой, что является отличительной особенностью социальных сетей, но не предусмотрено ни одним из известных нам приложений для автоматизации исследований. Совмещение коммуникативных и исследовательских функций дает нам основание гово-

рить, что платформа НТ-ЬВДЕ обладает необходимыми возможностями для обеспечения работы ИСПД, прообразом которого является действующее в настоящий момент Экспертное Интернет-сообщество психологов (ЭИСП). Однако необходимые технические предпосылки - это всего лишь предпосылки; в следующем разделе мы остановимся на том, чего уже удалось достичь в рамках ЭИСП, а что еще только предстоит.

Реализация коммуникативных функций профессиональной информационной среды в ЭИСП

ЭИСП зародилось в «недрах» сайта www.ht.ru как продолжение проекта «Гость месяца» - ежемесячных онлайн пресс-конференций с известными психологами, которые представляли собой ответы приглашенного эксперта на вопросы посетителей сайта. Впоследствии у каждого из «гостей месяца» появился свой блог, а затем увеличилось и число экспертов - были дополнительно приглашены известные и молодые специалисты. Таким образом на сайте возник раздел «Блоги экспертов» - коллекция отдельных блогов, в которых происходили более или менее оживленные обсуждения разных тем, однако вряд ли это можно было назвать полноценным сообществом. Днем рождения сообщества как единого целого (как совокупности, не равной сумме своих частей), вероятно, стоит считать День открытых дверей (ДОД), который состоялся 2-3 мая 2009 года.

ДОД был запланирован как мероприятие для интенсивного обмена идей, обсуждения целей и задач ЭИСП, возможной роли ЭИСП в научной и практической психологии (и более широко в общественной жизни России), а также других вопросов, интересующих членов ЭИСП. Помимо действующих членов, были приглашены все желающие. К моменту проведения ДОД на форуме Интернет-сообщества было зарегистрировано 215 человек. ДОД проходил в виде двух полуторачасовых сессий на форуме и в чате, во время которых максимально возможное число заинтересованных участников должно было присутствовать онлайн. Результатом ДОД стало уточнение позиций и ожиданий участников, создание проектных групп разной степени активности, а также ощущение причастности к сообществу.

Для того, чтобы оценить успехи и достижения ЭИСП, мы рассмотрим, какие из пере-

численных нами коммуникативных функций информационной среды уже реализуются в ЭИСП (нумерация соответствует нумерации коммуникативных функций, приведенных в первой части статьи).

2. Публикация авторских научных статей. Многие участники ЭИСП размещали в своих блогах собственные статьи, по поводу которых хотели бы услышать мнение коллег. И все же большинство блоггеров делились с другими участниками более короткими сообщениями (отчасти в силу того, что какие-то вопросы были не до конца осмыслены и продуманы самими авторами, отчасти потому что вероятность получить отклик на краткое сообщение выше, чем на большую статью).

3. Публикация отзывов специалистов. В ходе Дня открытых дверей ЭИСП сформировалась рабочая группа, разрабатывающая проект выпуска журнала рецензий на психодиагностические методики (прообраз - Mental Measurements Yearbook). К моменту написания статьи было проведено четыре Skype-конференции, на которых обсуждались список методик, которые их авторы добровольно готовы представить на рецензию, содержательная сторона рецензий, процедура выбора и список потенциальных рецензентов.

5. Сборники, перечни-каталоги, справочники (компендиумы). Тут пока речь может идти лишь о сборниках, ибо в системе НТ-LINE не предусмотрен механизм Интернет-базы для хотя бы кратких аннотаций на методики. В ходе развития ЭИСП некоторые индивидуальные экспертные блоги преобразовались в тематические площадки для обсуждения каких-то более узких вопросов. Так возникли «Блог количественной психологии», «Проблемы профессиональной подготовки психологов» и зарождающийся проект «Психологические исследования в Интернете». Одной из реалистичных перспектив данных блогов могут стать сборники статей. Модераторы блога «Психологические исследования в Интернете» в явном виде заявляют своей целью составление сборника статей по различным аспектам и проблемам онлайн-исследований.

7. Словари. Одним из проектов ЭИСП является «Терминологическая лаборатория», результатом работы которой должна стать совместная выработка и согласование 50 (для начала) определений наиболее общеупотребительных психодиагностических и связанных с ними терминов, которые, несмотря на свою общеупотребительность, далеко не все-

гда одинаково понимаются разными исследователями и практиками. Данный проект занимает промежуточное положение между пп. 5 и 7, поскольку является, с одной стороны, ресурсом для профессиональных психологов, а с другой - может быть очень полезен начинающим специалистам и непрофессионалам.

8. Интервью со специалистами. Как уже

было отмечено выше, с интервью со специалистами по сути и началось ЭИСП. В рамках проекта «Гость месяца» онлайн пресс-конференции провели такие известные психологи, как М.К. Акимова, Т.Ю. Базаров, Н.А. Батурин, Л.Ф. Бурлачук, ДА. Леонтьев, К.В. Осетров, А.Л. Пажитнов, Л.Н. Собчик, В.В. Сталин, Ю.К. Стрелков, Д.В. Ушаков, Е.В. Эйдман.

10. Дискуссионные материалы. Одна из наиболее богатых (по числу участников) дискуссий была инициирована Ю.К. Стрелковым и началась в форме очного круглого стола «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом» на факультете психологии МГУ (см. http://www.ht.ru/press/ articles/?view=art371). В дальнейшем обсуждение переместилось в виртуальное пространство ЭИСП.

12. Профессиональные конкурсы. Уже упомянутые «Конкурсы авторов тестовых заданий», организованные и проведенные Лабораторией «Гуманитарные технологии» в 2008 году, формально не были связаны с ЭИСП. Тем не менее, с процедурой, результатами и некоторыми материалами этих конкурсов можно также ознакомиться на сайте www.ht.ru по следующим гиперссылкам:

http://www.ht.ru/press/articles/?view=art3 5 6 (Первый Интернет-конкурс),

http ://www.ht.ru/press/articles/?view=art3 6 8 (Второй Интернет-конкурс).

Таким образом, не все еще виды информации равномерно представлены в существующем прототипе проекта ИСПД. Однако следует обратить внимание, что в рамках ЭИСП на базе HT-LINE информационные профессиональные ресурсы дополнены особым жанром «экспертных опросов». Уже проведено несколько экспертных опросов, в ходе которых сами вопросы формировались из первичных свободных интервью, а затем респонденты не только выбирали из заданных вариантов ответа, но и предлагали свои собственные свободные ответы. В опросе «Психодиагностика в России через 5 лет» приняло участие 50 членов и кандидатов в члены

ЭИСП. В другом экспертном опросе - по выбору базового словника «терминологической лаборатории» - приняли участие 25 экспертов. В анализе семантического поля термина «компетенции» приняли участие 34 эксперта. Результаты анализа определений термина «компетенции» доступны в разделе «Блоги экспертов» на www.ht.ru, а именно в блоге А.Г. Шмелева (эти материалы защищены от прямого адресного доступа по фиксированному адресу в Интернете).

В ходе реализации проекта Интернет-сообщества ЭИСП выявился ряд технических и социально-психологических проблем, без решения которых вряд ли можно обойтись при создании любого Интернет-сообщества профессионалов:

1. Проблема защиты от поисковиков. Если сообщество хочет иметь «закрытые ресурсы» (для обсуждения своих внутренних проблем), то адресные строчки, описывающие эти ресурсы, должны быть устроены динамически - так, чтобы из поисковиков невозможно было обнаружить соответствующие страницы и непосвященные пользователи не знали о том, о чем еще не договорились сами профессионалы или не имели доступа к определенным конфиденциальным материалам. Данная проблема решена в рамках НТ-ЬМЕ успешно лишь частично: динамическая система адресации создана, но пока возникает нежелательный побочный эффект, который заключается в ненадежной работе системы идентификации пользователей, работающих в многооконном режиме сразу с несколькими блогами в рамках одной сессии (одного запуска) Интернет-браузера.

2. Гибкая система рассылок. В НТ-ЕПМЕ создана многоуровневая и разнообразная система автоматического оповещения групп пользователей по их адресам электронной почты. Пользователи получают 4 типа приглашений и уведомлений:

а) на чужой блог коллеги в целом;

б) на отдельное тематическое сообщение (тематическую ветку) на чужом блоге;

в) на каждый комментарий к определенному тематическому сообщению;

г) уведомления о появлении любых сообщений/комментариев в собственном блоге.

Причем в каждом приглашающем письме присутствует 2 типа гиперссылок:

а) авторизующая (избавляющая от необходимости вводить логин и пароль);

б) неперсональная (ее можно рассылать в сети гостям без опаски, что кто-то зайдет в «блогосферу» под чужим паролем).

Именно эта система позволила привлечь к работе сообщества очень занятых людей, которым даже некогда записать где-то свои логины и пароли для доступа к системе. Но тут же возник риск «обратного эффекта»: получая возможность легкого доступа к системе из своих почтовых ящиков, пользователи часто забывали, как именно можно входить в систему не на правах «коллеги» или «корреспондента», но полноправно - на правах «владельцев своего блога». В поиске компромисса между легкостью доступа и надежностью в работе, видимо, состоит ближайшая перспектива технического развития подобного проекта.

Краткая характеристика

действующих Интернет-ресурсов

Ниже представлена краткая характеристика Интернет-ресурсов, размещающих материалы в области психодиагностики.

1. http://www.agcas.org.uk - сайт Association of Graduate Careers Advisory Services, в составе Ассоциации существует сообщество специалистов по психометрической оценке. Членство платное, членами могут быть организации или отдельные лица. Члены получают скидки на учебные мероприятия, проводимые Ассоциацией, бесплатную подписку на журнал, доступ к форуму, отдельным публикациям и т.д.

2. http://www.bssl.ru - сайт российской компании “Business Software Solutions”, выпускающей различные психодиагностические программные решения.

3. http://www.ht.ru - сайт Лаборатории «Гуманитарные технологии». В разделе «Блоги экспертов» опубликованы материалы «Экспертного Интернет-сообщества психологов» и в частности результаты экспертных голосований по проблемам развития психодиагностики в России. В разделе «Система сертификации» представлены материалы, посвященные проекту сертификации в психодиагностике.

4. http://www.ht-line.ru - система онлайн-сервисов, прототип платформы для создания ИСПД - Интернет-сообщества психологов-диагностов.

5. http://www.intestcom.org - сайт Международной тестовой комиссии (International Test Commission, ITC), которая объединяет национальные психологические ассоциации, тестовые комиссии, издательства и другие

организации, работающие на благо эффективного тестирования и комплексной оценки, грамотной разработки, оценки и использования образовательных и психологических инструментов. ITC выпустила ряд руководств -по адаптации тестов, использованию тестов, компьютерному и онлайн-тестированию -доступных на сайте на английском и других языках (официальных переводов на русский язык пока нет).

6. http://www.protogenie.com - бесплатный конструктор с открытым кодом для создания онлайн-опросов и тестов.

7. http://www.psychometrika.org - сайт Психометрического общества (The Psychometric Society), международной некоммерческой организации, способствующей продвижению количественных методов в психологии, образовании и социальных науках. Общество издает журнал “Psycho-metrika”, поддерживает список рассылки с объявлениями о профессиональных конференциях, вакансиях и грантах в области психометрики. Членство платное. Члены получают бесплатно журнал “Psychometrika”, могут приобрести полнотекстовый архив журнала, имеют скидки на участие в конференциях, проводимых Обществом.

8. http://www.psychtesting.org.uk сайт Центра психологического тестирования (The Psychological Testing Centre), являющегося секцией Британского психологического общества.

9. http://www.surveyconsole.com - конструктор для создания онлайн-опросов и тестов различной сложности, поддерживает различные форматы ответов, возможна первичная обработка результатов. Более простые функции бесплатны на время тестового доступа, более сложные доступны при подключении платного пакета услуг.

10. http://surveymonkey.com - конструктор для создания онлайн-опросов и тестов. Ценовая политика аналогична упомянутому выше http://www.surveyconsole.com.

11. http://www.unl.edu/buros/ - сайт Центра тестирования Буроса (США), выпускающего ежегодник «Mental Measurements Yearbook», а также серию «Tests in Print».

12. www.virtualexs.ru - российский конструктор опросов. Доступен бесплатно для проведения некоммерческих и научных исследований.

13. http://www.wiki.iot.ru - Интернет-сообщество социальных педагогов и психологов «СоцОбраз».

Заключение

Наверное, к моменту выпуска данной статьи в журнале стремительно развивающие семена различных проектов профессиональных Интернет-сообществ дадут еще какие-то новые всходы. Авторам хотелось бы надеяться, что данная статья освещает некоторые общие направления и принципиальные требования к конкретному проекту «Интернет-сообщества психологов-диагностов» и не потеряет актуальность к моменту своего выхода.

Литература

14. Батурин, Н.А. Компендиум психодиагностических методик России: описание и первичный анализ / Н.А.Батурин, А.В. Пичуго-ва // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2008. -Вып. 1. -№ 31(131). - С. 63-68.

15. Батурин, НА. Современная психодиагностика России / НА. Батурин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2008. -Вып. 2. - № 32(132).- С. 4-9.

16. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика /А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: МГУ, 1987.

17. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

18. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. - 384 с.

19. Заключительные комментарии. // Психология. Высшей школы экономики. -2008. - Т. 5. - №4. - С. 86-98.

20. Интервью-прогноз. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. -Т. 5. — № 4.- С. 44-85.

21. Лурье, Е.В. Психологические тесты в оценке компетенций / Е.В. Лурье // Управление персоналом (в печати).

22. Основы психодиагностики: учебное пособие / под ред. А.Г. Шмелева. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. - 544 с.

23. Постановление Президиума Российского психологического общества (7 июля 2008 г.). // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - № 4. - С. 99-101.

24. Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал / под ред. М.К. Акимовой. - М.: ООО «Исследовательская группа “Социальные науки”». 2007.-136 с.

25. Ушаков, Д. В. Российская психодиагностика в канун перемен / Д.В. Ушаков, Ю.А. Денисова // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - № 4. -С. 41-43.

26. Шмелев, А.Г. Методы оценки уровня профессиональной подготовки психологов-диагностов / А.Г. Шмелев // Современная психодиагностика в изменяющейся России. Сборник тезисов Всероссийской научной конференции. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. -С. 108-111.

27. Шмелев, А.Г. Компьютеризация экзаменов: проблема защиты от фальсификаций / А.Г. Шмелев // Тезисы международной конференции «Информационные технологии в образовании». - М.: ИЛИ РАН, 2001.

28. Шмелев, А.Г. Опыт применения компьютерного тестирования знаний при обучении студентов психологов / А.Г. Шмелев // Вестник МГУ. Психология. - 2002. —№ 4.

29. Shmelyov, A.G. TESTAN: An integrated modular system for personality assessment and test development on MS DOS personal computers / A.G. Shmelyov // Behavior Research Methods, Instruments, and Computers. - 1996. -№1. -P. 89-92.

Поступила в редакцию 5 мая 2009 г.

Шмелев Александр Георгиевич. Доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология труда и инженерная психология» МГУ: ags04@ht.ru.

Alexander G. Shmelyov. Ph.D., Professor of Psychology, professor of chair « Psychology of work and engineering psychology», Moscow State University: ags04@ht.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Науменко Анна Сергеевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование» ЮУрГУ.

Anna S. Naumenko. Candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Psychological testing and counseling», South Ural State University: anna-naumenko@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.