Научная статья на тему 'Интернет-сообщества как сфера реализации технологий социально-культурной деятельности'

Интернет-сообщества как сфера реализации технологий социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
555
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-сообщества как сфера реализации технологий социально-культурной деятельности»

ных отношений. Также одна из ведущих задач, которая стоит перед учреждениями социально-культурной сферы, качественное совершенствование информации, идущей с рекламы.

Учреждения социально-культурной сферы (будь то театры, филармонии, туристско-экскурсионные организации и т. д.) могли бы создавать художественную рекламу, направленную на формирование культуры познания, культуры общественных отношений и культуры досуга.

Роль и значение рекламы в обществе достаточно высоки, чтобы изменять это общество, влиять на поведение людей, формировать новые личности с новыми мировоззренческими установками. И в этом случае реклама может выступать как положительный, так и отрицательный фактор формирования общества. Именно поэтому социализирующий, информационно-воспитательный и созидательноорганизующий потенциал рекламы требует глубокого научного анализа и осмысления.

Е. Н. Львова

Интернет-сообщества как сфера реализации технологий социально-культурной деятельности

Интернет, соединяя в гигантскую сеть все регионы мира, все процессы, все факты и понятия расценивается некоторыми учеными как причина того, что люди теряют способность чувствовать и думать поодиночке. При этом утверждается также, что активное использование компьютера приводит к индивидуализму и разрыву социальных связей. Вместе с тем Интернет наряду с кино и телевидением рассматривается зачастую как средство достижения широкого спектра социально значимых целей. Так что же такое социальная интернет-сеть в ее сегодняшнем виде? Отличительной чертой является то, что участники социальной сети равнозначны и объединены не только предметом общего интереса, но и самими связями между собой. В социальной сети существует возможность не только создать определенную связь с другим участником, но и придать ей необходимый характер, в результате чего выстраиваются так называемые круги - друзей, коллег, фанатов и т. д. Но социальная сеть по большей части ограничена коммуникацией внутри себя и в реальной жизни результата коллективного приложения сил практически не дает, в отличие от сообщества, которое способно на регулярную реальную коллективную деятельность. В этой связи Интернет-сообщества правомерно рассматривать уже не как медиа-

44

ресурс, а как реальную сферу социально-культурного менеджмента. Интересный материал для аргументации этого тезиса предоставляет история становления и развития литературного Интернетсообщества.

Литературный Интернет прошел в своем развитии несколько этапов, выделенных исследователями его истории, составителями своеобразной летописи русского Интернета - Интернетобозревателем С. Костырко и директором Русской виртуальной библиотеки Е. Горным. С. Костырко характеризует складывающуюся ситуацию литературного Интернет-пространства как превращение уютно обустроенного городка в гигантский мегаполис, где можно жить активной жизнью, но так и не узнать всех районов этого мегаполиса. Более того, по утверждению обозревателей, сегодня уже становятся бессмысленными попытки говорить о литературном Интернете как о некоем литературном явлении.

Между тем, особого внимания заслуживает знаковая ситуация с феноменом «ЖЖ» - «Live Journal». По сути «Живой журнал» - это что-то вроде полузакрытого клуба. Он возник в нашей жизни сравнительно недавно и мгновенно стал своеобразным домом русских интернетовских литераторов и читателей, поскольку доступен для чтения каждому. Неожиданно оказалось, что для множества авторов, редакторов и прочих Интернет-деятелей собственная страница в «ЖЖ» - это и есть самое-самое главное место в Интернете. Причин для этого немало - остроумная, необыкновенно удобная конструкция сайта, возможность легко завести персональную страницу, оптимальное сочетание приватности и публичности. Кроме того, «ЖЖ» позволял ощутить себя частью сообщества в условиях стремительно расширяющегося литературного Интернета, где тебя уже не видно и не слышно, где практически испарилось в бесконечном космосе тепло совместного пространства для дружбы и полемики. По этим причинам «Живой журнал» является своеобразной лабораторией словесного творчества в электронной среде.

Три или даже еще пять лет назад можно было - пусть и с оговорками - рассматривать интернетовское литературное сообщество как некую субкультуру. Это был период, когда литературный Интернет состоял из двух десятков крупных сайтов, претендовавших на лидерство. Это сообщество включало в себя конкретный круг авторов, которые воспринимались как интернетовские, среди которых были свои лидеры, свои союзы и противостояния.

Особенность этого периода заключалась в том, что во второй половине 90-х гг. в рамках литературного Интернета проходило становление некоего нового литературного поколения. Родственными чертами, объединявшими молодых авторов, являлось сочетание ироничности и раскованности с ориентацией в текстах чуть ли не

45

философскую максиму. В кругу своих оттачивалась устная речь современного интеллектуала как особая литературная форма.

Предельно насыщенную историю русского литературного Интернета начинали молодые программисты и литераторы нового технически продвинутого поколения. Опробуя новое пространство, заводя виртуальные знакомства, выстраивая свои собственные иерархии, они создавали среду, идеальную для публикации, обсуждения и коллективного создания текстов. Это был романтический период, в котором можно выделить следующие факторы, способствующие широкому распространению художественной литературы в Интернет: демократизм, свобода выбора и отсутствие необходимости в посреднике между авторами и читателями; скорость распространения текстов; прямое общение читателя с автором; гипертекстовая организация, подразумевающая нелинейность, множественность прочтения текста и возможность коллективного творчества; мультимедийность как уникальная возможность электронной среды, способствующая экспериментальному подходу в построении произведений.

Периодом расцвета можно назвать 2000-2001 гг., когда в «Круге чтения» «Русского журнала» было собрано все самое живое и энергичное в литературном Интернете, обозначив таким образом для широкой публики сложившиеся к тому времени интернетстилистики как некий литературный феномен.

Сразу же за этим последовали процессы, которые привели литературный Интернет к его сегодняшней ситуации. Литературные сайты множились в геометрической прогрессии. Росло число литературных Интернет-журналов, персональных и коллективных сайтов. Наступил период, когда появление очередных проектов ничего принципиально нового к сложившейся картине уже не прибавляло. Вместе с тем качественные приращения пошли по другому направлению. В частности, обозначилось параллельное издательское направление, осуществляющее выход на бумажных носителях книг, статей, рассказов и повестей, первоисточником которых была интернетовская публикация. Другими словами, литературный Интернет взял на себя функции литературного агентства, что, собственно, и выражается в такой форме сотрудничества писателей и издателей с Интернетом, как использование его для раскрутки выходящих книг.

С другой стороны, своей жизнью зажили в Интернете толстые литературные журналы, что свидетельствует о стирании границ между интернетовской и бумажной литературой. В одном только «Журнальном зале "РЖ" представлены тексты более двух тысяч «бумажных» писателей, среди которых интернетовскими, по сути, авторами стали и Пелевин, и Солженицын, и Цветаева, и Астафьев, и Блаватская. И если в начальный романтический период становле-

46

ния литературного Интернета сетевые авторы позиционировали себя в качестве представителей альтернативной литературы, ориентируясь на некий, пусть и во многих случаях декларативный, эстетический прорыв, то сегодня рубрикация интернетовских библиотек ориентируется не на эстетические критерии, а на тот культурный уровень широкого читателя, который, по меткому замечанию С. Костырко, не делает различия между литературной обработкой сериала «Рабыня Изаура» и «Анной Карениной» - и то, и другое подается как мелодрама.

По сути, пространство литературного Интернета утрачивает первоначальный смысл своего существования и возможность структурирования его по художественно-эстетическим критериям, поскольку стремительно перестраивается по принципам супермаркета, где в большинстве своем представлен поток литературы, обслуживающей читателя, т. е. литературы ни на что кроме развлекательности не претендующей. Здесь наблюдаются те же тенденции, что и в других массовых формах социально-культурной деятельности сегодня.

Наряду с этим за последние годы в российском секторе Интернета появилось довольно много информационных ресурсов, имеющих отношение к художественной литературе и филологии. К ним могут быть отнесены коллекции текстов, библиографические материалы о писателях и литературоведах, электронные версии профильных литературно-критических и литературно-художественных периодических изданий. Кроме того, в Интернете существует огромное количество сообществ, предоставляющих возможности для самообучения и консультаций со специалистами. Тем не менее, в Рунете очень мало публикаций научных работ, нет учебников, мало словарей и справочников. Значительная часть представленных в сети текстов литературных произведений не может быть использована в научной и учебной работе, так как электронные копии чаще всего не соответствуют печатному источнику и не содержат необходимых библиографических сведений. Сложнейшей проблемой является структурирование имеющихся ресурсов.

Сегодня литературный Интернет как предмет анализа и осмысления активно привлекает филологов, литературных критиков, культурологов и других специалистов-гуманитариев. Самая многочисленная группа публикаций посвящена анализу отдельных информационных ресурсов, размещенных в Сети, среди которых выделяются электронные библиотеки; электронные книжные магазины; персональные сайты, посвященные отдельным писателям; электронные версии профильных периодических изданий; сайты социокультурных учреждений и организаций; сайты по отдельным на-

47

правлениям и периодам истории и литературы, создаваемые в структуре различных социальных сетей.

Возможность использовать ресурс литературного Интернета для образования неоспорима, но на сегодняшний день существует еще проблема отбора, типизации и оценки качества представленной здесь информации. Не до конца раскрыты и используются возможности литературного Интернета как своеобразного сообщества, имеющего обучающий, развивающий и воспитательный потенциал во взаимодействии с самыми разными группами детей, подростков, пожилых людей, а также по реализации творческого потенциала людей с ограниченными возможностями. Все это актуализирует проблему создания и поддержки целевых проектов, а также подготовки грамотных специалистов в области медиаобразования как для работы с детьми, так и со взрослыми. В этом контексте наибольший интерес представляют такие ресурсы, как электронные литературные игры и сайты литературных конкурсов.

Стоит отметить, что для разработки таких продуктов необходим специально подготовленный персонал. Специалисты по веб-дизайну со знанием основ моделирования информационных систем и библиотечно-библиографических методов сегодня большая редкость. В то же время подобного рода конкурсы имеют колоссальное значение, поскольку, с одной стороны, социальные сети распространены на все регионы мира и мероприятие может носить масштабный межнациональный характер, с другой - конкурс в сети снимает естественный психологический барьер, благодаря чему участник обретает свободу самовыражения. К тому же, имея доступ к просмотру уже предложенного другими участниками, каждый имеет возможность усовершенствовать свои навыки с учетом анализа и оценки работ конкурентов.

К примеру, пристального внимания менеджеров социальнокультурной деятельности заслуживают такие проекты, как литературный Интернет-фестиваль «Еврочтение-2007», инициаторами и партнерами которого стали Публичная воеводская библиотека г. Ольштына (Польша), Публичная библиотека г. Таураге (Литва) и Областная универсальная научная библиотека г. Калининграда. Проект осуществлялся при финансовой поддержке Европейского союза и был ориентирован на целевую группу молодых жителей приграничных областей в возрасте от 16 до 25 лет. Реализация проекта направлена на обмен опытом между партнерами трех стран в области использования Интернета для пропаганды чтения и популяризации литературы стран-участниц посредством создания Интернет-сервиса, организации дискуссионного форума, издания постфестивальных публикаций лауреатов, конкурсные эссе которых комментировали преподаватели РГУ им. И. Канта. Кроме прогнози-

48

руемых результатов итогом этого проекта стала активизация деятельности по организации клубов литературного творчества на базе учебных и культурно-досуговых учреждений.

Интересным и перспективным представляется также деятельность библиотек по созданию мультимедийных продуктов для детей или, например, разработка специальных мероприятий конкурсноигрового характера в рамках развития специализированных социальных сетей. Из широкого спектра подобных программ особенно увлекательно и продуктивно реализуются комплексные формы, такие как, например, «Mad Киновикторина» для любителей современного танца, носящая просветительский характер и направленная на развитие и укрепление творческого сообщества. Крайне важным является использование Интернет-ресурсов для развития творческого потенциала детей с ограниченными физическими возможностями, представителей различных субкультур, для расширения социальных контактов пожилых людей. Наконец, колоссальное научное и практическое значение имеет классификация и систематизация Интернет-сообществ и целевых проектов.

Перечисление аналогичных идей, связанных с организацией и развитием различных направлений социально-культурной деятельности, можно продолжать, однако важно подчеркнуть, что в каждом конкретном случае такая работа - чистое творчество, так как каждый раз необходимо искать свои пути, учитывающие конкретные специфические реалии при опоре на общие принципы. В целом такого рода деятельность можно обозначить как комплекс объективных технологий и субъективного отношения к материалу культуры, рождающегося на основе глубоких разносторонних знаний, что, несомненно, требует серьезных интеллектуальных, волевых и организационных усилий.

В.А. Мосолов

Всеобщая педагогика существует: к построению концепции

Заметим прежде всего, что термин «общая педагогика» появился в научном обиходе лишь ближе к середине XIX в. у И.Ф. Гербар-та. До этого абсолютно доминировало понятие «дидактика», в которое, например у Я.А. Коменского, включены были теоретикометодические аспекты воспитания и школоведения.

Однако, если есть общая педагогика, то почему не быть всеобщей педагогике? Сегодня педагогика далеко не ограничивается «детским» масштабом. Учитывая же учения о «педагогизации среды» и теоретическое конституирование «социальной педагогики»,

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.