Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). С. 71-75. УДК 004.738.5:8Г373
В.А. Крыжановская Краснодар, Россия
ИНТЕРНЕТ-СИМВОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ НЕЙМИНГЕ
Предлагается анализ использования интернет-символов в современном нейминге, обусловленного тенденциями языковой моды в эргонимике, а также явлением компьютеризации общества. В связи с нарастающей потребностью социума в различных гаджетах и компьютерных технологиях лексика программистов, ранее считавшаяся жаргонной, входит в активный словарь человека. Это стало причиной использования интернет-символов в эргонимике, так как среди основных признаков эргонимов стоит отметить динамичность наименований, высокий уровень национально-культурного потенциала и следование языковой моде. На основании вышеизложенного приводятся примеры наиболее популярных интернет-символов в эргонимах.
Ключевые слова: эргоним, эргонимика, языковая мода, интернет-символ, нейминг.
Процесс нейминга становится все более сложным: в попытках следовать языковой моде номинаторы стараются создать необычное название, при этом используя все способы слово- и формообразования, а также символику, заимствованную из различных социальных сфер. Современная языковая ситуация характеризуется непрекращающимся процессом заимствования словоформ из сфер профессиональной деятельности. Поэтому использование в нейминге компьютерных знаков и символов сети Интернет - прогнозируемая тенденция.
Имена собственные, служащие непосредственно для индивидуализации и идентификации именуемого объекта, являются отражением основных тенденций в языке, которые в первую очередь определяются социальными факторами.
Все сказанное относится и к эргонимам (названиям деловых объединений людей] [Подольская 1988: 166], которые, помимо универсальных ономастических признаков, обладают рядом качеств, среди которых можно выделить основные: высокий уровень национально-культурного потенциала, динамичность наименований, спецификация функционирования эргонимов в межкультурной коммуникации и т. д. Эргонимы образуются по различным моделям, в реализации которых участвуют как лингвистические (лексические, паремиологические и т. д.], так и экстра-
© В.А. Крыжановская, 2015
лингвистические (математические, химические, технологические и т. д.] средства.
Эргоним помогает неймерам популяризировать предприятие, разрекламировать его, поэтому он должен быть удачным. Удачное название должно соответствовать таким критериям, как оригинальность, благозвучность, запоминаемость, эстетичность, ассоциативность. Согласно И.А. Тортуновой, наименование товара, организации и подобного должно быть лаконичным, но при этом вызывать «у потребителя "запрограммированные" заказчиком ассоциации. Образы могут быть разными, но они должны, во-первых, устойчиво связываться в сознании потребителя со сферой деятельности компании, во-вторых, производить на адресата благоприятное впечатление, в-третьих, быть эффектными, привлекательными» [Тортунова 2012: 125]. И.Н. Пономаренко отмечает, что «эффективность эргонима зависит от степени его соответствия картине мира и ценностным ориентирам потребителя информации. Его важным характерным признаком является сочетание в данной единице маркетингового и эстетического компонентов как реализации двух сфер деятельности - прагматической, связанной с успешностью предлагаемого имени, и эстетической» [Пономаренко 2015: 84]. Одной из наиболее перспективных тенденций в образовании эргонимов является языковая и, в частности, графическая игра.
В настоящей статье рассматривается употребление символов «новейшего времени»: компьютера и сети Интернет. Объектом исследования является роль и особенности компьютеризированных символов в структуре эргонимов, предметом - эргонимика г. Краснодара. Термин «символ» в данном случае мы употребляем в широком значении, считая, что это -способность вещей и действий выражать определённую идею.
Процесс компьютеризации социума идет семимильными шагами. Современное общество без преувеличения можно назвать технологически зависимым: если четверть века назад люди могли свободно обходиться без Интернета, компьютера и мобильного телефона, то сейчас это кажется невозможным. Все это приводит к расширению взаимодействия машины и человека, что непосредственно повышает роль, которую играют электронные технологии как социальный фактор в формировании новой лингвостилистической нормы, созданной посредством внедрения элементов компьютерного жаргона. Лексемы «клава» (клавиатура], «винда» (ОС Windows], «ослик ИА» (Internet Explorer] и других знакомы каждому пользователю различных девайсов, гаджетов и сети Интернет, несмотря на то что изначально это - жаргонизмы профессиональных программистов.
Компьютеризация общества приводит к увеличению спроса на использование интернет-символов в повседневной жизни, кроме того, эти
символы активно участвуют в нейминге. Рассмотрим основные примеры их употребления в образовании эргонимов.
Распространенными элементами, участвующими в нейминге, в первую очередь стоит назвать домены ru, com, net (национальный домен, относящийся к русскому сегменту Интернета, домен для коммерческих организаций и сетевых структур соответственно]. Использование домена в эргониме позволяет актуализировать любой элемент, так как весь эр-гоним приобретает форму доменного имени: магазины VETRANET, Алко-BOAUK.net, Юбка.т, Prazdnikmaster.ru, PINZAR.RU, кафе Pizza.ru, салон автомобилей напрокат nepeshkom.ru. Зачастую эти эргонимы возникают из самого доменного имени: наименование сайта модной одежды PINZAR.RU со временем стало также прагматонимом (наименованием бренда], а затем - с появлением торговой точки - эргонимом. Кроме того, домен net как часть эргонима выступает и как семантизированный элемент, так как он фонетически подобен (созвучен] русской частице «нет». Таким образом, к примеру, VETRA.NET звучит как «ветра нет» (что соответствует назначению объекта продаж предприятия - верхней одежды]. Домен ru также может выступать семантизированным элементом, но реже, например в названии интернет-кафе KeHsy.ru.
Первыми интернет-элементами, использующимися в эргонимике, были @ («at commercial», или «собака»] и 0 - символ первого браузера Internet Explorer. Графически эти элементы подобны буквам «А», «Е», что позволяет им замещать последние без потери смысла (интернет-кафе Internet, вместо литеры «е» - знак Internet Explorer 0). Эти элементы не являются семантизированными, как и подобные им ON и OFF (магазин пива 3@nueON и 3aKycON. Likeme, буфет CmoAOFFKa]. Основная их функция - привлечь внимание потребителя, заинтересовать его. Поэтому, как видно из примеров, элементы ON, OFF, @, знак Internet Explorer (0] но-минаторы используют, применяя различные виды графической игры: изменение цвета и кегля, капитализация и т. д.
Здесь же стоит отметить элемент нижнее подчеркивание (_], заменяющий пробел между словами: магазин V_TEME. Этот символ появился еще до изобретения персонального компьютера и использовался для подчеркивания слов на печатной машинке. С появлением компьютера нижнее подчеркивание применяется для замены пробела в случаях, когда использование пробела нежелательно или невозможно, к примеру в адресах ресурсов, электронной почты, названиях компьютерных файлов. В эргонимах этот элемент десемантизирован и выполняет функцию графического оформления пространства между буквами, словами и другими семантически значимыми элементами. Помимо этого, данный элемент предполагает наличие других видов графической игры: использование латинских литер в русских словах, изменение цвета и т. д. Отдельно в эр-
гониме он незаметен, поэтому не выполнит своей основной цели - заинтересовать потребителя, запомниться ему.
В последние несколько лет номинаторами стал активно использоваться хэш-символ (#], преобразующий эргоним в хэштег: лофт #ПРОСТРАНСТВО, кофейни #кофекофе, #вафлявафля. Хэш-символ ставится перед фразой, которая становится хэштегом. Всю фразу автор помещает рядом с актуальным постом, чтобы поделиться им с другими подписчиками социальной сети. Хэштег набирает популярность в социальных сетях с 2009 г., т. е. он сравнительно новый, тем не менее уже используется в образовании эргонимов, что говорит о его популярности среди населения. Используя хэштег, номинаторы оформляют его в соответствии со всеми особенностями этой фразы: слова пишутся без пробелов и строчными буквами (редко используется капитализация].
Еще одной тенденцией в эргонимии является использование начальной английской I (i] в названии. Технологии Apple настолько популярны, что их отличительная черта - начальный элемент I в наименовании бренда (iPhone, iPod, iPad] - активно используется в образовании эргонимов. Существует несколько теорий о том, что означает литера «I»: она может расшифровывается как «Internet», «individual» (индивидуальный]. Кроме того, возможно, что «I» - это персонификация и указание на то, что устройство принадлежит конкретному человеку (здесь «I» переводится с английского как «Я»]. Однако в эргонимах этот элемент чаще всего лишен какого-либо значения. Он служит как для графического выделения эрго-нима, так и для создания прецедентного образа: у потребителя «I» ассоциируется с мобильностью, актуальностью и модой на продукцию Apple.
Эргонимы с начальным элементом «I» также можно разделить на две группы: русские названия (магазин Шутик, сервисный салон Icao-мал] и заимствованные (магазины i-Flagman, iPhonoff.net, пиццерия iLikepizza, кафе iCafe, клуб iLocked].
Итак, в современной эргонимии наблюдается заметное влияние компьютерных технологий и сети Интернет. Многие интернет-символы стали использоваться в других сферах человеческой жизнедеятельности. Набирая популярность, эти элементы стали объектом внимания номина-торов, которые решили ввести и в сферу нейминга. Так появились эрго-нимы, в форме которых использованы хэш-символ, обозначения доменных зон и т. д. Несмотря на то, что чаще всего их графическое оформление не выделяет смысловые доминанты в тексте, оно создает возможность для нескольких взаимодополняющих прочтений текста, создает прецедентный образ, чем влияет на оценку и восприятие эргонима.
Список литературы
1. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1988. 177 с.
2. Пономаренко И.Н. Эргоним в современном социокультурном пространстве // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы V Международной научной конференции (14-17 октября 2015 г.). Краснодар, 2015. С. 84-85.
3. Тортунова И.А. Эргоним как результат речетворчества // Научный диалог. 2012. Вып. 3. С. 124-136.
References
1. Podolskaya N.V. Slovar russkoj onomasticheskoj terminologii [Dictionary of the Russian onomastk terminology]. Moscow, 1988. 177 p.
2. Ponomarenko I.N. Ergonim in modern sociocultural sphere [Ergonim v sov-remennom sotsiokulturnom prostranstve]. Kontinualnost' i diskretnost' v yazyke i rechi [Kontinual and discretization in language and the speech], materials of V International conference (October 14-17, 2015). Krasnodar, 2015, pp. 84-85.
3. Tortunova I.A. Ergonym as a result of verbal creation [Ergonim kak rezultat rechetvorchestva]. Nauchnyj dialog - Science dialog, 2012, vol. 3, pp. 124-136.
V.A. Kryzhanovskaya Krasnodar, Russia
INTERNET SYMBOLS IN THE MODERN NAMING
Article offers the detailed analysis of using Internet symbols in the modern naming determined by tendencies of language fashion in ergonimic and also by the computerization of society. Due to the increasing necessity of society for various gadgets and computer technologies the programmers' lexicon, which was considered slangy, is included into the active vocabulary. It became the reason of using Internet symbols in ergonimic because the main characteristics of ergonim are dynamics of naming, high level of national and cultural potential and following language fashion. Based on the above mentioned we give examples of the most popular Internet symbols in the er-gonimcs in article.
Key words: ergonim, ergonomic, language fashion, Internet symbol, naming.
Сведения об авторе: Крыжановская Валентина Александровна, аспирант кафедры современного русского языка
Кубанский государственный университет
350040, Россия, Краснодар, ул. Ставропольская, 149 E-mail: [email protected]
About the author: Kryzhanovskaya Valentina Alexandrovna, post-graduate of the Modern Russian Chair
Kuban State University
149 Stavropolskaya ul., Krasnodar,
350040, Russia
E-mail: valentina91_91 @mail.ru
Дата поступления статьи 10.08.2015