Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ КАК ОБЪЕКТ ДОВЕРИЯ'

ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ КАК ОБЪЕКТ ДОВЕРИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / АБСТРАКТНАЯ ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинина Н.А.

В статье обращается внимание на процесс цифровизации общества, а также следующие за этим проблемы доверия. Как современный объект доверия выделяются интернет-сервисы, эволюционирующие от технических элементов до полноценных участников социальных процессов. Помимо этого, приводятся особенности связи интернетсервисов с работой социальных институтов. Благодаря этой ассоциации виртуальные службы определяются как абстрактные экспертные системы, доверие к которым характеризуется в теориях Э. Г идденса и П. Штомпки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET SERVICES AS AN OBJECT OF TRUST

The article draws attention to the process of digitalization of society, as well as the ensuing problems of trust. As a modern object of trust, Internet services are distinguished, evolving from technical elements to full-fledged participants in social processes. In addition, the features of the connection of Internet services with the work of social institutions are given. With this association, virtual services are defined as abstract expert systems, trust in which is characterized in the theories of E. Giddens and P. Sztompka.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ КАК ОБЪЕКТ ДОВЕРИЯ»

УДК 316.422.44

ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ КАК ОБЪЕКТ ДОВЕРИЯ

Н.А. Калинина

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье обращается внимание на процесс цифровизации общества, а также следующие за этим проблемы доверия. Как современный объект доверия выделяются интернет-сервисы, эволюционирующие от технических элементов до полноценных участников социальных процессов. Помимо этого, приводятся особенности связи интернет-сервисов с работой социальных институтов. Благодаря этой ассоциации виртуальные службы определяются как абстрактные экспертные системы, доверие к которым характеризуется в теориях Э. Гидденса и П. Штомпки.

Ключевые слова: доверие, цифровизация, интернет-сервисы, социальные институты, абстрактная экспертная система.

Общество в XXI в. часто принято называть постиндустриальным или информационным из-за изменения социальной структуры, а также направления общественных приоритетов на ценность информации и высоких технологий. Одним же из основных процессов, протекающим в этом обществе, является его цифровизация, перенос информации из привычного формата в цифровую среду, за счет развития науки и технологической инфраструктуры. Это во многом способствовало упрощению некоторых повседневных операций и предоставило множество удобств для человечества. Постепенно большая часть деятельности человека начинает требовать использования гаджетов, подключенных к интернет-сети, которая стала альтернативным пространством для взаимодействия людей, работы социальных институтов и поддержке функционирования общества в целом.

Испанский социолог М. Кастэльс ассоциирует Интернет с другой галактикой, новым миром для человеческих коммуникаций [1], в котором общество оперирует экономическими, обще-

© Калинина Н.А., 2022

ственными, политическими и культурными механизмами, совсем как в действительности. Тем не менее, распространение техники, нарастающая зависимость от сложных для понимания программных алгоритмов, а также процесс смешения виртуального мира с реальным способствуют возрастанию неопределенности в повседневной жизни индивидов, насыщая ее непредвиденными последствиями и рисками. Российский социолог А.М. Долгоруков подчеркивает эту позицию [2], отмечая, что интернет-пространство аморфно и делокализовано, пока что не имеет своих устойчивых законов и постоянно изменяется. Эти особенности сущности Интернета являются существенным основанием для изучения проблематики доверия, которое люди ему оказывают.

Феномен доверия является фундаментальной категорией, благодаря которой, по мнению немецкого социолога Н. Лумана, в принципе возможно существование индивида в обществе совместно с другими людьми [3]. Исходя из анализа работ Н. Лумана, Э. Гидденса, П. Штомпки, можно выделить основные его характеристики как социального феномена. Во-первых, оно базируется на неопределенности ситуации и незащищенности индивида. Во-вторых, доверие построено посредством ожиданий касательно действий контрагента, которые, в сущности, основаны на предписываемых в этой ситуации правах и обязанностях. В-третьих, оно может оказываться по отношению к разным объектам, будь то отдельные люди, социальные группы или институты. В-четвертых, данный феномен включает в себя рискованность принятого решения, оказания доверия. Таким образом, в рамках социологической мысли доверие можно трактовать как одно из условий человеческих отношений и социального порядка, состоящее в ожидании того, что в ситуации неопределенности объект будет действовать во благо тех, кто рискнул вступить с ним во взаимодействие.

Таким образом, человеку для осуществления действий в интернет-пространстве и использования его благ необходимо оказывать доверие этой системе и другим пользователям внутри нее так же, как и в реальности, где благодаря доверию индивид может существовать в обществе с другими людьми и взаимодействовать с социальными институтами. Таким образом, мож-135

но говорить о выделении особой роли доверия при переходе общества в цифровую среду и его адаптации.

В контексте темы изучения доверия к виртуальному пространству особым объектом выделяются интернет-сервисы. интернет-сервисы - это услуги, которые предоставляются в сети Интернет с помощью специальных программ и сайтов [4]. Они выполняют основные задачи по хранению, передаче и обмену информацией, тем самым обусловливая ее оцифровку. Интернет как совокупность служб или сервисов имеет свою историческую динамику развития. Сервисами первого поколения, результатом разработок с 1970-х по нулевые годы [5], принято считать управление удаленными компьютерами (Telnet), электронную почту (E-mail), систему файловых архивов (FTP), группы новостей (USENET), чаты (IRC и ISQ), и «Всемирную паутину» (WWW), создающих базу для функционирования технологий и выделяющихся по принципу определения информационных процессов.

С 2005 г. принято вести отсчет следующего поколения Интернет-сервисов действующих преимущественно в онлайн-формате и распространенно называющихся «Веб 2.0». Веб 2.0 ориентированы на совместную работу пользователей, обмен информацией, а также работу с массовыми публикациями. На этом этапе начинается развитие сайтов, социальных сетей, а также проявление общественных функций в работе сервисов. Сейчас же управление и наполнение информацией передается в руки профессионалов и зачастую представляет собой деятельность целой организации по обеспечению общества своими услугами. Таким образом, можно говорить об эволюции интернет-сервисов от технических составляющих виртуального пространства до участников социальных процессов на его базе.

На этом основании можно говорить, что постепенно деятельность общества при переносе в Сеть накладывается на различные сетевые службы, выходя в онлайн-среду. Интернет-сервисы становятся инструментами для выполнения функций социальных институтов, представляя пользователям виртуальных авата-ров множества организаций. Таким образом, мы получаем оцифрованную онлайн-версию общества, в которой физические социальные институты и их представители заменяются неосяза-

емыми автоматизированными аналогами в интернет-пространстве. К примеру, банковские услуги теперь можно получить не только при физическом посещении организации, но и посредством онлайн-сайтов, не выходя из дома или наоборот, будучи в пути. В данном случае доверие пользователей выражается по отношению к исправности работы сервисов с информацией, а также качественной и удобной реализации деятельности социальных институтов, которую предоставляют эти службы. Итак, можно сказать, что доверие к интернет-сервисам - это одно из условий развития цифрового общества, состоящее в ожидании того, что используемые услуги, предоставленные в интернет-пространстве, будут выполнять необходимые пользователям функции социальных институтов, сохраняя безопасность их действий.

Впервые рассмотрение доверия подобным безличным объектам предложил Н. Луман [6]. Он разделил доверие на межличностное в контексте микроуровня и системное на макро. Межличностное подразумевает доверие между индивидами, а системное же демонстрирует доверие человека к социальным институтам. Оно опирается на принятые законы и в большей части на бюрократические системы, сформулированные в рамках институтов. Они формируют у индивидов ожидания, что их доверие этим системам будет оправдано. Системное доверие имеет такие характеристики как анонимность и абстрактность, поскольку нет конкретного объекта, как в межличностных отношениях, связь с которым бы осуществлялась.

Э. Гидденс также изучал подобные объекты доверия [7]. Он взял за основу системное доверие Лумана, однако вместо социальных институтов предложил рассматривать доверие к абстрактным системам, характерным для современного общества, которое в свою очередь состоит из доверия к символическим знаковым и экспертным системам. В качестве символических знаковых систем Гидденс выделяет средства обмена, наиболее же распространенной являются денежные обмены, широко задействованные в самых разных формах по всему миру. Экспертные системы - это определенные профессиональные и технические экспертизы, которые составляют и организуют жизнь индивидов в обществе с социальной и материальной стороны. 137

Это работники-профессионалы и техника, с которыми люди контактируют и обращаются при необходимости. Эти системы служат механизмами «высвобождения социальных взаимодействий», расширяющими диапазон межличностной деятельности индивида до более крупного уровня социальных институтов. Функционирование этих механизмов основано на доверии к их возможностям. Именно такой абстрактной экспертной системой выступают интернет-сервисы.

Доверие в таком случае не подразумевает прямых контактов или ассоциаций с индивидами или группами, которые обеспечивают деятельность и отлаженность процессов функционирования виртуальных служб. И хотя косвенно оно направлено как раз на разработчиков, модераторов и администраторов, люди в первую очередь расценивают деятельность этих служб в целом как продукт организаций, которые выполняют свои функции на базе сервисов. Такая особенность интернет-сервисов как абстрактных экспертных систем в действительности позволяет нам говорить об их репрезентативной роли по отношению к общественным сферам, а также непосредственной реализации деятельности социальных институтов в интернет-пространстве.

П. Штомпка подчеркивает некоторые особенности абстрактных систем к примеру, что принцип их устройства и действия не до конца понятен обычным людям, но от их надежности зависит комфорт повседневной жизни [8]. По словам ученого, в таких условиях недостатка знаний о системе, людям необходимо научиться пользоваться ими, рассчитывать на них и оказывать доверие для упрощения своей жизни и предотвращения обособления от общественных процессов. Еще одной особенностью абстрактных экспертных систем Штомпка выделяет публичность. Он говорит, что абстрактные системы должны проявлять свой профессионализм, искренность, правдивость и готовность помочь для того, чтобы люди имели основания для доверия к ним. Любой нехороший опыт и отрицательные контакты, которые испытали доверители, даже если они носят косвенный, а не личный характер, в случае с подобными системами будет моментально распространяться, понижая уровень доверия. Штомпка говорит о таком явлении как о принципе быстрого распространении недоверия «вверх». Таким образом, можно го-

ворить, что абстрактные системы, и, в частности, интернет-сервисы сталкиваются с некоторыми трудностями перед завоеванием доверия своих пользователей.

Подводя итог, стоит отметить, что в современности доверие расширяет поле своего влияния за счет развития общества и освоения им новой полной рисков среды для произведения социальных процессов - Интернета. Социальные институты все в большей степени переходят в виртуальный формат осуществления своих услуг, посредством интернет-сервисов. И несмотря на то, что изначально такие службы составляли лишь техническую сторону цифровой среды, сейчас они обеспечивают множество общественных процессов, предлагая необходимые для комфортной жизни людей услуги. Важно подчеркнуть, что интернет-сервисы как абстрактная система участвует в организации жизнедеятельности общества, а также направлены на его связь с социальными институтами. Однако же для успешного функционирования и завоевания доверия своих пользователей интернет-сервисам необходимо проявлять свой профессионализм и компетенции. Только в таком случае пользователи, несмотря на отсутствие представлений о механизмах их работы, смогут оказать доверие этим службам, тем самым продолжая поддерживать стабильность и гармоничность общества.

Библиографический список

1. CastellsM. The Internet galaxy: Reflections on the internet, business and society. N.Y.: Oxford University Press, 2001. 328 p.

2. Luhmann N. Familiarity, confidence, trust: Problems and alternatives // Trust: Making and breaking cooperative relations / ed. by

D. Gambetta. Oxford: University of Oxford, 2000. P. 94-107.

3. Долгоруков А.М. Методы исследований в е-Этнометодологи-ческой перспективе // Материалы Второй Международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISC-13)»: сб. ст. и тез. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

С. 278-292.

4. Диков А.В. Эволюция Интернета от начала до наших дней и далее // Школьные технологии. 2019. № 2. С. 3-8.

5. O 'Reilly T. What is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software, 2005. URL:

https://www.oreilly.eom/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (accessed: 06.04.2022).

6. Luhmann N. Trust and Power. N.Y. : John Wiley & Sons, 1979. 208 p.

7. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, CA: Stanford University Press, 1990. 188 p.

8. Sztompka P. Trust: A Sociological Theory. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2008. 228 p.

INTERNET SERVICES AS AN OBJECT OF TRUST

N.A. Kalinina

Perm State University

The article draws attention to the process of digitalization of society, as well as the ensuing problems of trust. As a modern object of trust, Internet services are distinguished, evolving from technical elements to full-fledged participants in social processes. In addition, the features of the connection of Internet services with the work of social institutions are given. With this association, virtual services are defined as abstract expert systems, trust in which is characterized in the theories of E. Giddens and P. Sztompka.

Keywords: trust, digitalization, internet services, social institutions, abstract expert system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.