Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 101
Интернет-сервер института открытого образования
и информационных систем МарГУ на базе свободного программного обеспечения
И.В. Савиных (savinykh@vvoi.ru)
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В учебном процессе очного и заочного отделений Института открытого образования и информационных систем Марийского государственного университета активно используются современные интернет-технологии и технологии дистанционного обучения.
В IT-инфраструктуре института за поддержку данных технологий отвечает Интернет-сервер. В настоящее время он выполняет функции брандмауэра, шлюза в Интернет, сервера DNS, почтового сервера, прокси-сервера, веб-сервера, FTP-сервера, сервера баз данных.
Сервер отвечает за поддержку домена института (vvoi.ru). На нем размещены веб-сайты института (www.vvoi.ru), Кафедры открытого образования (www.vvoi.ru/koo/), Центра дистанционного образования (dlc.vvoi.ru), Президентской программы подготовки управленческих кадров в Республике Марий Эл (po-duk.vvoi.ru). На сервере работает система дистанционного обучения Moodle [1] (do.vvoi.ru) и созданная в институте региональная интегрированная система дистанционного обучения, в которой наряду с сетевой технологией обучения (на базе сети Интернет) имеется поддержка технологий мобильной связи (SMS, WAP) и возможностей карманных персональных компьютеров [2].
С 1998 года Интернет-сервер работал под управлением операционной системы (ОС) Windows. В 2002 году он был переведен на ОС Slackware Linux [3]. В настоящее время Интернет-сервер института переводиться на ОС Debian GNU/Linux 5.0 [4].
Debian - это универсальный и стабильный дистрибутив, который может использоваться для выполнения самых различных задач. Наиболее отличительной особенностью Debian является его система управления пакетами APT (Advanced Packaging Tool). Она дает администратору полный контроль над пакетами, установленными в системе, будь это установка, удаление одного пакета или автоматическое обновление всей системы. В состав дистрибутива входит более 25113 пакетов скомпилированного программного обеспечения. Стабильная ветвь дистрибутива часто используется на серверах, работающих в режиме «боевого дежурства», а тестируемая на рабочих станциях.
На Интернет-сервере института установлено следующее свободное программное обеспечение [5]:
- брандмауэр - iptables;
- DNS-сервер - Bind;
- прокси-сервер - Squid;
- почтовый сервер - Postfix;
- веб-сервер - Apache, PHP;
- сервер баз данных - MySQL;
- FTP-сервер - ProFTPD;
- SSH-сервер - OpenSSH.
Наиболее важными задачами администрирования Интернет-сервера на базе свободного программного обеспечения являются:
- грамотное конфигурирование служб (демонов) сервера (в первую очередь с точки зрения безопасности);
- своевременная установка обновлений программного обеспечения, связанных с безопасностью;
- регулярное резервное копирование данных;
- постоянный мониторинг системы.
По итогам семи лет эксплуатации Интернет-сервера института можно сделать следующие выводы:
- Linux - это стабильная, безопасная и гибкая операционная система;
- Интернет-сервер на базе ОС Linux и свободного программного обеспечения может успешно использоваться для внедрения в учебный процесс интернет-технологий и технологий дистанционного обучения;
- для эффективного применения Интернет-сервера на базе ОС Linux в учебном процессе необходимо, чтобы задачи администрирования сервера выполнял квалифицированный сотрудник.
102
ИТО Марий Эл - 2009
Литература
1. Сайт системы дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moodle.org
2. Бершадский, А.М. Применение мобильных технологий в региональной системе дистанционного образования / А.М. Бершадский, И.В. Савиных, А.А. Косов // Открытое образование. - 2005. - .№ 6. - С. 45-51.
3. Сайт проекта Slackware Linux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slackware.org
4. Сайт проекта Debian GNU/Linux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.debian.org
5. Немет, Э. Руководство администратора Linux / Э. Немет, Г. Снайдер, Т. Хейн. 2-е издание.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 1072 с.
Синергетический подход к исследованию процессов разработки
электронных средств учебного назначения
Н.В. Софронова (n_sofr@cbx.ru)
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
Синергетика занимается исследованием процессов самоорганизации и образования, поддержания и распада структур в системах самой различной природы (физических, химических, биологических, социальных, экономических и т. д.). Понятие структуры, основное для всех наук, занимающихся теми или иными аспектами процессов самоорганизации, при любой степени общности предполагает некую «жесткость» объекта - способность сохранять тождество самому себе при различных внешних и внутренних изменениях.
Термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество. Предложенный Г. Хакеном, этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.
Ю.А. Данилов и Б.Б. Кадомцев отмечали, что особенность синергетики как науки заключается в том, что, в отличие от большинства новых наук, возникавших, как правило, на стыке двух ранее существовавших и характеризуемых проникновением метода одной науки в предмете другой, «синергетика возникает, опираясь не на граничные, а на внутренние точки различных наук, с которыми она имеет ненулевые пересечения. В изучаемых синергетикой системах, режимах и состояниях физик, биолог, химик и математик видят свой материал, и каждый из них, применяя методы своей науки, обогащает общий запас идей и методов синергетики» [2, с. 3].
Междисциплинарный инструментализм синергетики предполагает адекватную ему, динамически устойчивую, самовозобнавляющуюся и в то же время эволюционизирующую коммуникативную онтологию. При этом сам синергетический подход предполагает множественность и неоднозначность путей переоткрытия пространства и времени. В конечном итоге, синергетический смысл появляется как результат «замыкания коммуникаций» [1, с. 25], в создании или воссоздании коммуникативных циклов (гиперциклов), в которых и посредством которых реализуются исследовательские процедуры.
Синергетический подход применяют при исследовании объектов и процессов совершенно разной природы: от физических до социальных и экономических. Процесс творческой деятельности студентов можно отнести к психическому, имеющему социальное значение. Рассмотрим возможность применения аппарата синергетики для исследования этого процесса на примере разработки электронных средств учебного назначения студентами физико-математического факультета в рамках изучаемых дисциплин.
Существует две основные технологии создания обучающих систем: 1) специально созданными коллективами профессионалов в области программирования, но людьми далекими от образования; 2) людьми, непосредственно работающими в образовании (учителя, преподаватели), но, как правило, имеющие не очень высокую компетентность в области программирования (а иногда, не имеющие ее вовсе). Оба способа имеют свои очевидные достоинства и недостатки. Так, в первом случае «страдает» методическая составляющая программ, а во втором - технологическая.
В педагогических вузах, где обучаются будущие специалисты в области информатики и программирования возможно создание обучающих программ временными группами студентов под руководством преподавателя. Такие группы занимают промежуточное положение между двумя вышеназванными группами разработчиков обучающих систем, а именно, они имеют первоначальное представление как в области программирования, так и в области методики преподавания. Еще одна особенность временных групп - это неоднозначное представление о конечной цели (каждый представляет обучающую программу по-своему), разный уровень мотивации и стремления к результату, различный уровень компетентности в области программирования и пр. Такие вре-