УДК 37
Попова Е.В.
Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (г. Сыктывкар, Россия)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются интернет-ресурсы как средство формирования имиджа образовательной организации. Для продвижения услуг образовательной организации требуется тщательное изучение интернет-ресурсов, благодаря которым, можно привлечь целевую аудиторию, которая будет заинтересована в выборе учебного заведения.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, имидж, сайт, образовательная организация.
С развитием научно-технического прогресса происходит внедрение современных информационно-коммуникативных технологий во все области деятельности. Не обошел этот процесс и образовательные организации. Управление информационно-образовательной средой в школе предполагает установление и ведение целенаправленных систематических коммуникаций с различными группами общественности: с родителями, педагогами и обучающимися, представителями других учреждений образования, с широкой общественностью и СМИ, с госструктурами. Наряду с традиционными формами и приемами взаимодействия все чаще используются такие, которые организуются с привлечением различных медиа. Среди них главное место занимает Интернет. Создание в школе такой информационно-образовательной среды, которая действительно становится задачи сегодня очень важно.
Как и имидж, совсем недавно понятие «Интернет» в России было мало известно. На современном «коммуникационном» этапе развития практически невозможно найти образовательную организацию, не имеющую своего представительства в сети Интернет. Использование Интернет-ресурсов может помочь школе в формировании привлекательного имиджа.
Интернет-ресурсы - совокупность информационных ресурсов, размещённых в сети Интернет - на сегодня являются определяющими для формирования имиджа образовательной организации, так как стали своеобразным «коммуникационным мостом» между обучающимися, родителями и образовательными организациями. Большая часть обучающихся, в первую очередь, обращаются к Интернет-источникам в поисках информации об образовательной организации, которая их интересует [1, а 35].
В настоящее время Интернет-ресурсы представлены многообразными инструментами, позволяющими сформировать положительный имидж школы.
Можно отметить преимущества, которые обеспечивает формирование имиджа школы посредством Интернет-ресурсов:
1. Аудитория. Сегодня в мире насчитывается более 200 миллионов пользователей Интернета, и эта цифра постоянно растет. Таким образом, огромная и постоянно растущая армия пользователей сети, та часть, которая является целевой аудиторией, становится потенциальной клиентурой школы.
2. Географический охват. При наличии Интернет-ресурса школы снимается вопрос о том, как донести информацию до потенциальных и реальных клиентов в другом городе, регионе или стране. Работать с партнерами становится проще, поскольку в сети Интернет нет географических преград.
3. Постоянный доступ. Доступность Интернет-ресурсов позволяет получить нужную информацию в любое удобное время.
4. Подробная информация. С точки зрения объема выставленной информации, возможности Интернета практически безграничны, поэтому можно предоставить аудитории наиболее полную информацию.
5. Оперативность информации. Нигде информация не обновляется быстрее, чем в сети Интернет.
6. Обратная связь. При использовании механизма обратной связи на Интернет-ресурсе (анкетирование, опросы) есть уникальная возможность иметь достаточное количество отзывов и комментариев пользователей по интересующим вопросам.
7. Минимизировать затраты. Создание имиджа в Интернете - наименее затратный способ по сравнению с другими средствами продвижения и рекламы.
Традиционно информационная открытость образовательного учреждения создается посредством официального сайта в Интернете. Сайт является официальным источником информации об учреждении. Наличие сайта позволяет оптимально реализовать ст. 29 Закона об образовании «Информационная открытость образовательной организации».
Создание и функционирование сайта школы направлено на: совершенствование информированности граждан о качестве образовательных услуг, создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров школы, осуществление обмена педагогическим опытом, стимулирование творческой активности педагогов и обучающихся.
Кроме того, сайт школы может рассматриваться как рекламная площадка для формирования благоприятного имиджа в Интернете. Дизайн и стиль сайта может быть не просто официальным, а ориентированным на современные тенденции в разработке Интернет-ресурсов.
Сайт школы в настоящее время является важным инструментом для коммуникации с целевой аудиторией, поэтому рассматривается как готовый рекламный продукт. С помощью собственной Интернет-страницы обучающиеся в любое время, из любого уголка мира могут найти необходимую информацию, связаться с педагогами, посетить онлайн-библиотеку.
Сайт как средство коммуникации стал лицом школы в целом, а значит, и незаменимой составляющей ее имиджа. Сайт является средством, с помощью которого происходит генерация информации об образовательной организации.
Сайт является контролируемым средством связи, так как отправитель контролирует содержание сообщения, направляемого получателю.
Сайт образовательной организации решает несколько задач.
Во-первых, с помощью сайта представлены визуальные составляющие имиджа образовательной организации, а это позволяет транслировать благоприятный имидж, во-вторых, сайт является каналом коммуникации с общественностью и дает возможность представить широкий спектр информации, сняв дополнительные вопросы, в-третьих, сайт создает условие интерактивности, а значит, вероятность обратной реакции целевых групп высока, что позволяет проанализировать отношение посетителей сайта к образовательной организации, провести социологические исследования.
Сайт образовательной организации становится визитной карточкой для обучающихся, их родителей, партнеров, СМИ и других групп общественности. Наличие интернета в вопросе информирования обучающихся является одним из перспективных способов реализации позиционирования образовательной организации. Большинство обучающихся имеют навыки работы с новыми технологиями и иногда сайт является первым источником, который помогает получить информацию об образовательной организации [3, а 89].
Эффективность Интернет-представительства во-первых, заключается в том, что элементы, используемые в работе сайта: красочная графика, хорошая навигация, гиперссылки позволяют создать ощущение близкой реальности, оставляя в сознании реальные изображения. Во-вторых, сайт является информационным ресурсом, и в-третьих, это еще один способ сформировать положительное отношение к образовательной организации, убедить целевую аудиторию в надежности, стабильности, инновационности и других характеристиках образовательной организации.
Сайты выполняют множество функций, таких как информационная, сбор мнения и оценок, развлекательная, гносеологическая, культурологическая, социальная и другие. Сайт образовательной организации - канал коммуникации, который должен оправдывать свое существование.
Сайт с точки зрения формирования имиджа, рассматривается как набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевыми сегментами аудитории: обучающимися, родителями. Любой сайт - это структура, состоящая из содержания, информации и формой ее представления, дизайном. «Сайт должен быстро завладевать вниманием посетителя, потому что конкурирующие за внимание объекты находятся на расстоянии всего лишь щелчка мыши» [2, а 101].
Следует отметить, что образовательные организации конкурируют не только в реальности, на рынке образовательных услуг, но и в виртуальном пространстве. Важно отметить, что сайт становится способом продвижения образовательных проектов. Например, сайты различных образовательных направлений: гуманитарные науки, экономика, социология, политология и другие направлены не только на информирование и предоставление ресурсов, но и являются PR-поддержкой этих проектов. Сайт образовательной организации -это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевой аудиторией, которая может быть представлена реальными и потенциальными клиентами и партнерами, а также представители СМИ.
Как инструмент формирования имиджа, сайт является удобным каналом для информирования и изучения целевой аудитории. Среди прочего он позволяет школе собрать статистику по посетителям, нарисовать портрет своей аудитории, что дает возможность выбирать соответствующее сообщение и преодолеть коммуникационные барьеры.
Интернет-сайт образовательной организации часто служит самым простым и «видимым» средством коммуникации, к которому может получить доступ любой желающий. С этой точки зрения можно утверждать, что в XXI веке важнейшими средствами коммуникации образовательной организации являются Интернет-ресурсы. Дизайн сайта, актуальность информации, хорошая навигация, интерактивный режим доступа позволяет сформировать целостный образ образовательной организации.
Таким образом, стремительное развитие технологий открывает возможности для активизации управления коммуникациями. Сайт является мощным инструментом для создания эффективной коммуникационной структуры. Используя возможности Интернета, образовательная организация получает уникальные средства для создания стабильных отношений со своей общественностью как внутри, так и во внешней среде. Используя Интернет, образовательная организация способна учитывать индивидуальные интересы массового потребителя или интересы активной группы населения в режиме реального времени.
Используя возможности Интернета, образовательная организация получает уникальное средство для формирования своего имиджа, создавая прочные отношения со своей аудиторией как внутри компании (персонал) и во внешней среде (потенциальные и существующие клиенты, конкуренты и т. д.). В современных условиях конкуренции на рынке образовательных услуг важным вопросом становится формирование и поддержка имиджа школы. Имидж школы имеет свою специфику, которая отражается в процессе его формирования и поддержания. Исходя из этого, одним из важных средств формирования имиджа школы являются Интернет-ресурсы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блинов А., Захаров В. Имидж образовательной организации как фактор её конкурентоспособности / А. Блинов, В. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - №4. - С.35-44;
2. Горячкова С.А. Программа развития образовательного организации/ С.А. Горячкова. - Архангельск: АО ИППК РО, 2018. - С. 100-132;
3. Дагаева Е. Имидж образования и корпоративная идентичность // Высшее образование в России. - 2018. - №11. - С.89-93. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/imidzh-vuza-i-korporativnaya-identichnost
Popova E.V.
Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin (Syktyvkar, Russia)
INTERNET RESOURCES AS MEANS OF FORMING IMAGE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: this article examines Internet resources as a means of forming the image of an educational organization. To promote the services of an educational organization, a thorough study of Internet resources is required, thanks to which it is possible to attract a target audience who will be interested in choosing an educational institution.
Keywords: Internet resources, image, website, educational organization.