УДК 004.031.42
интернет-решения для поддержки бизнес-процессов
Аннотация. В статье рассмотрены существующие методики сравнения интернет-решений для поддержки бизнес-процессов торговой компании. Выявлены достоинства и недостатки существующих методик. На основе анализа разработана новая методика аналитического сравнения интернет-решений для поддержки бизнес-процессов торговой компании.
Ключевые слова: интернет-решение; информационная система; система управления содержимым; интернет-магазин; электронная коммерция.
Abstract. In article existing techniques of comparing the Internet of decisions for support of business processes of the company of trade activities are considered. Merits and demerits of existing techniques are revealed. On the basis of the analysis the new technique of analytical comparing the decision Internet is developed for support of business processes of the company of trade activities.
Keywords: internet decision; information system; content management system; e-commerce shop; e-commerce.
Гуляев А.В.,
студент магистратуры Финансового университета Н my.site.dig@gmaiL.com
На пике развития
Системы управления в масштабе предприятия (ECMS, от англ. Enterprise Content Management System) в настоящее время находятся на пике развития. Сегодня это полноценные самостоятельные интернет-решения для управления бизнес-процессами преимущественно торговых компаний.
Из-за того что ECMS имеют обширную классификацию по предметным областям и одновременно тесно взаимодействуют с системами управления web-содержимым - WCMS (от англ. Web Content Management System), термин приобрел упрощенный вид - CMS (Content Management System -система управления содержимым, далее - СУ, система управления), став синонимом обеих систем.
CMS - самодостаточная система с гибким функционалом, влияющая на все аспекты бизнес-процессов организации, в том числе на маркетинг; разработку, продвижение и реализацию продукции; обратную связь с поставщиками и потребителями; расширение каналов сбыта, предоставления услуг и сервисов; поиск новых квалифицированных сотрудников и т.д. Это дает основания с уверенностью утверждать: поскольку CMS
влияет на все бизнес-процессы компании, она нужна всем отделам и подразделениям, а не только информационно-техническому отделу.
Особую роль играет функционал самой CMS. Наряду с привычными «обязательными» возможностями, которые сейчас реализованы практически во всех СУ (системах управления), уже долгое время наблюдаются тенденции расширения функционала CMS. В частности, немаловажной является возможность добавления функционала, способствующего привлечению посетителей и клиентов.
Сегодня на рынке обширный выбор СУ, что делает задачу правильного выбора конкретной системы актуальной, так как CMS - это сложный программный продукт. В Интернете можно найти немало обзоров СУ, но достоверную, актуальную информацию об их отличиях, преимуществах и недостатках получить сложно. За правило обычно принимают сравнение систем по техническим аспектам. Однако данное сравнение не может претендовать на объективность, так как подходит преимущественно для разработчиков, а не пользователей.
Еще одним инструментом сравнения служат рейтинги, основанные на количестве внедрений, посещаемости сайтов, использующих те или иные CMS, количестве web-студий, предлагающих определенные CMS, и рейтинги, основанные на показателях авторитетности, применяемые популярными поисковыми системами, такими как Google, «Яндекс» и т.д. К сожалению, эти оценки тоже нельзя признать объективными, так как они основаны на результатах
Научный руководитель: Цупин В.А., кандидат физико-математических наук, доцент.
анализа множества разных источников, что не только неудобно пользователю, но часто приводит к неправильному выбору, и как следствие - к непредвиденным издержкам на доработку СУ и упущенной прибыли.
Основные методики
Рассмотрим оценки сравнительного анализа систем управления: оценку по авторитету, оценку в сравнении, оценку по рейтингу.
Оценка по авторитету зависит от количества сайтов, использующих ту или иную СУ. Чем выше показатели авторитетности интернет-ресурса, присвоенные поисковыми системами, тем выше позиция конкретной CMS в рейтинге [1].
Глобальный рейтинг CMS и локальные рейтинги формируются по:
• типам сайтов (корпоративные, интернет-магазины, промо-сайты, порталы и сервисы, блоги, социальные сети);
• платформам (IIS, Apache, nginx);
• типу лицензии (коммерческие и с открытым кодом для редактирования);
• «отчуждаемости» («коробочные» и «индивидуальные»).
Рейтинги строятся на основании подрейтингов по тематическому индексу цитирования (тИц) и рангу страницы (PR).
тИЦ определяет авторитетность интернет-ресурса с учетом качественной характеристики ссылок на него с других сайтов. Качественную характеристику назовем «весом» ссылки, он рассчитывается по специальному алгоритму. При этом важную роль играет тематическая близость ресурса и ссылающихся на него сайтов. Само по себе количество ссылок на ресурс также влияет на значение его тИЦ, но в итоге он определяется не количеством ссылок,а их суммарным«весом».
PR (Page Rank) - это число, которое характеризует популярность страницы во всемирной паутине.Оно может принимать значения от 0 до 10. При этом 10 соответствует максимальной популярности.
В рамках подрейтинга суммируются тИЦ актуальных внедрений CMS. Чем больше суммарный тИЦ, тем выше место.
В рамках подрейтинга по рангу страницы суммируются PR главных страниц актуальных внедрений CMS. Чем больше суммарный PR, тем выше место.
Балл в рейтинге определяется по следующей формуле:
балл = [100 х £тИЦ / £ (£тИЦ) +
+ 100 х £PR / £ (£PR)] / 2, (1)
где £тИЦ - суммарный тИЦ актуальных внедрений конкретной CMS;
£ (£тИЦ) - суммарный тИЦ актуальных внедрений всех CMS в рейтинге;
£PR - суммарный Page Rank актуальных внедрений конкретной CMS;
£ (£PR) - суммарный Page Rank актуальных внедрений всех CMS в рейтинге.
Чем выше балл, тем выше рейтинг
Данная методика не может считаться универсальной. Во-первых, она ограничивает возможность выхода новой системы в пользование клиентов. Во-вторых, на выбор CMS влияют различные психологические особенности людей. В-третьих, на выбор CMS влияют его доступность в конкретном регионе, возможность покупки и заключения договора.
Методика основана на использовании балльной шкалы по каждому параметру. Шкала выбирается произвольно. Самые популярные - 3- и 10-балльная. Шкала с наибольшей балльной оценкой (10) в сущности лишь уточняет итоговый результат каждой из рассматриваемых систем управления [2].
Обычно рассматривают следующие параметры.
1. Безопасность системы - настраиваемая защита файлов и документов на сервере от несанкционированного доступа;
2. Документация - исчерпывающее количество документов пользователя на «родном» языке;
3. Сообщества - наличие сообществ на «родном» языке, которые содержат материалы или авторов по нужной тематике или цели;
4. Визуальный редактор - возможность редактирования содержимого сайта в режиме WYSIWYG (What You SeeIs What You Get, англ. «что видишь, то и получаешь»);
5. Изображения - возможность работы с внешними графическими редакторами или встроенный графический редактор;
6. Шаблоны - возможность использовать специальные файлы для описания стилей оформления текста, графических элементов, позиционирования информационных блоков;
7. Расширяемость - возможность расширить функционал с помощью установки дополнительных плагинов или библиотек данных;
8. Взаимодействие - возможность экспорта-импорта данных, синхронизации данных с другими системами.
Методика не претендует на универсальность. Конечные решения не могут быть абсолютно корректными. Во-первых, они могут принадлежать к разным «весовым категориям». Во-вторых, не весь функционал может быть использован в том или ином проек-
те. В-третьих, каждый параметр рассматривается без учета входящих характеристик, что дает лишь общее представление, а не полное понимание функционала в деталях. В-четвертых, нет графического представления. В-пятых, неполное соответствие современным тенденциям в рассматриваемых параметрах.
оценка по рейтингу
Множество компаний используют рейтинговый способ оценки. Все характеристики имеют свои значения и объединяются в группы с разным «удельным весом». За счет суммирования показателей можно вычислить итоговый рейтинг систем управления [3].
Как правило, рассматривают следующие параметры и их характеристики.
1. Продаваемость системы.
1.1. Количество внедрений системы (15-балльная шкала) - общее число копий системы, использованных в отдельных проектах, учитывая число внутренних внедрений, внедрений партнерами и дилерами, внедрений внешними покупателями.
1.2. Отчуждаемость системы (10-балльная шкала) - степень свободы системы. Это один из важных факторов. Он показывает, насколько «коробочным» или, напротив, «внутренним» является интернет-решение. Показатель в основном зависит от соотношения внутренних/внешних внедрений.
1.3. Соотношение цена/качество (5-балльная шкала) - отношение средней стоимости системы к набору функциональных возможностей интернет-решения.
2. Функциональность системы.
2.1. Универсальность системы (5-балльная шкала) -показатель применимости продукта для решения различных задач. Например, использование в разработке электронных средств массовой информации, интернет-магазинов или промо-сайтов.
2.2. Функциональные возможности (5-балльная шкала). В том числе: формирование динамической структуры сайта, наличие визуального редактора, поддержка мультиязычности сайтов, возможность отмены совершенных действий, инструменты для поиска и индексации информации.
2.3. Безопасность и администрирование (5-балльная шкала) - возможность многопользовательского доступа к системе, возможность разграничения прав доступа к разделам, разграничение доступа по различным профилям пользователей.
2.4. Обеспечение документооборота (5-балльная шкала) - возможность обеспечения жизненного цикла каждого объекта в зависимости от уровня доступа пользователя.
2.5. Функциональные модули (5-балльная шкала) -наличие стандартных функциональных модулей в си-
стеме. В том числе: новостная лента, каталог товаров, форум, опрос, формы для обратной связи.
2.6. Гибкость архитектуры (5-балльная шкала) - наличие возможности изменять структуру сайта, данных, показатель гибкости интернет-решения в целом. В том числе: возможность редактирования шаблонов дизайна, наличие интерфейса прикладного программирования для разработки приложений, модульная структура подключения дополнительных объектов для расширения функционала.
3. Удобство пользования.
3.1. Требования, предъявляемые к пользователю системы (10-балльная шкала) - уровень знаний и технических навыков, которым должен обладать конечный пользователь, чтобы грамотно пользоваться системой. На параметр влияет наличие подробной документации по использованию системы.
3.2. Интерфейс системы (10-балльная шкала). В том числе: дизайн интерфейса, интуитивность, удобство навигации.
3.3. Уровень кастомизации системы (10-балльная шкала) - возможность настройки интерфейса системы в зависимости от поставленных задач. В данном случае учитываются поддержка различных языков административного интерфейса, управление личными настройками пользователя, наличие различных вариантов дизайна.
4. Технические характеристики.
4.1. Переносимость (5-балльная шкала) - возможность переноса сайта из системы, возможность импорта и экспорта данных из системы управления базами данных (СУБД). На параметр влияет наличие специального программного обеспечения, необходимого для запуска системы.
4.2. Устойчивость к нагрузкам (5-балльная шкала) -пропускная способность сайта на системе управления, возможность кэширования, масштабируемость.
4.3. Возможность параллельного развития системы (10-балльная шкала) - наличие программных средств, позволяющих разрабатывать новые модули и программные интерфейсы, оптимизировать и развивать систему силами внешних разработчиков. В том числе: наличие подробной документации для разработчиков, интерфейс программирования приложений, открытой архитектуры системы.
4.4. Технические требования (10-балльная шкала) -список технических условий, необходимых для успешной эксплуатации системы. В том числе: возможность работы с различными СУБД, переносимость на разные серверные платформы, установка специализированного программного обеспечения, требования к аппаратной части.
Методика может претендовать на универсальность, но при этом не лишена существенных недо-
Лепестковая диаграмма
статков. Итоговый результат нельзя признать абсолютно корректным. Во-первых, решения могут быть из разных«весовых категорий». Во-вторых, не весь функционал может быть использован в том или ином проекте. В-третьих, нет графического представления. В-четвертых, неполное соответствие рассматриваемых параметров современным тенденциям.
На основе анализа отчетов консалтинговых фирм, посвященных развитию систем управления, учитывая современное развитие интернет-технологий, список параметров сравнения можно дополнить следующими позициями [4].
Раздельный доступ. Использование новинок в области информационных технологий, например одноразовых паролей.
Работа с мобильными устройствами. Рост числа пользователей, выходящих в Интернет с мобильных устройств, обязывает современную СУ предоставлять информацию в удобном виде. Следует уделить внимание удобству работы с информацией и системой управления с мобильных устройств.
Популяризация сайта. Сюда можно отнести поисковое продвижение, персонализацию и социальную составляющую.
Пользователь ищет информацию в Интернете через поисковые сервисы. Оптимизация сайта под поисковые машины выводит интернет-ресурс на верхние позиции в результатах поиска по связанным с сайтом ключевым запросам.
Оптимизация продаж. Неправильно тратить ресурсы на продажу каждому посетителю сразу всего ассортимента. Правильнее персонализировать предлагаемую
информацию, исходя из интересов и увлечений пользователя. У пользователя должна быть возможность привязки профилей социальных сетей и возможность создания собственного настраиваемого профиля.
Общение на сайте.Также позволяет повысить эффективность продаж. Общение на сайте способствует образованию сообществ, которые, в свою очередь, привлекают и удерживают новых заинтересованных посетителей, потенциальных покупателей.
Аналитика. При наличии сторонних бесплатных инструментов web-аналитики будет полезно иметь встроенные средства анализа деятельности сайта и его посетителей.
Электронная коммерция. Торговая деятельность компании заключается в предоставлении услуг и продаже товаров, следовательно, внедряемая CMS должна иметь встроенный функционал для управления товарооборотом, торговлей.
Квалифицированные специалисты. Их присутствие на рынке труда, умение работать с конкретной СУ, сопровождать ее и дорабатывать.
Включение дополнительных параметров в любую из методик оценки СУ позволит полнее использовать возможности анализируемых систем, но не в полной мере исключает риск дополнительных издержек.
На основе учтенных недостатков вышеописанных методик, тенденций современного развития интернет-технологий и естественного желания людей работать с информацией визуально разработана методология лепестковой оценки СУ
На основе таблицы строится лепестковая диаграмма (рисунок). Рассматриваемый функционал систем
таблица характеристик для лепестковой диаграммы
1 2 3 4
Рассматриваемые системы управления
Нужность функцниндла Функционал Удельный вес Система 1 •• Система N
Группа 1
Характеристика 11
Характеристика ^
Группа N
Характеристика N1
Характеристика NN
управления разбивается на отдельные характеристики, которые объединяются в группы. Для каждой характеристики с помощью простых чисел от 0 до 2 нужно определить, будет ли использоваться та или иная характеристика системы управления на этапе внедрения. При этом 0 - использование не предполагается; 1 - функционал будет использоваться сразу после внедрения системы управления; 2 - функционал будет использоваться в будущем.
Лепестковая диаграмма
Ячейки в колонке «Нужность функционала» напротив групп характеристик можно не заполнять.
Напротив групп характеристик в колонке «Удельный вес» проставляется удельный вес каждой из рассматриваемых групп. Для каждой характеристики определяется «вес» внутри группы, так, чтобы общая сумма была равна 1.
На пересечении строк характеристик и колонки «Рассматриваемые системы управления» проставляется по 10-балльной шкале оценка того или иного функционала характеристики.
На пересечении строк групп характеристик и колонки «Рассматриваемые системы управления» высчитывается общая удельная оценка группы характеристик путем умножения «удельного веса» характеристики на балл рассматриваемой системы управления для данной характеристики. Полученные оценки по группам переносятся на лепестковую диаграмму (см. рисунок).
Для оценки функционала, который будет использоваться сразу после внедрения, стоит учитывать характеристики групп, для которых в колонке «Нужность функционала» стоит 1. Для оценки функционала, кото-
рый будет использоваться в будущем, стоит учитывать только характеристики групп, для которых в колонке «Нужность функционала» стоит 2. Таким образом, может быть получено визуальное соответствие возможностей функционала сравниваемых систем управления между собой и желаемым результатом как на период использования системы, сразу после внедрения, так и на будущее, согласно стратегии развития компании в сфере информационных технологий.
Визуальное представление информации о функционале при выборе систем управления позволяет эксперту более четко оценить достоинства, недостатки и степень взаимодействия анализируемых CMS. Применение лепестковой диаграммы делает презентацию систем автоматизации бизнес-процессов компании перед руководством или инвестором более понятной.
Данная методика с некоторыми изменениями может использоваться в других областях, например в медицине или Вооруженных силах для оценки профессиональной пригодности медработников или военнослужащих для тех или иных сфер деятельности.
Литература
1. Рейтинг СМБ. и^: http://umi.studio-seo.org/rejting_cms/ (дата обращения: 05.01.2014).
2. Крылова О. Сравнение СМБ. и^: http://bizsistem.com/cms/ (дата обращения: 05.01.2014).
3. Сравниваем контент-менеджеры. и^: http://cmsList.ru/articLes/cms_ compare/cms_testing/ (дата обращения: 05.01.2014).
4. Помогает ли ваша СМБ делать сайт популярнее? http://cmsList.ru/ articLes/pomogaet_Li_vasha_cms_deLat_sajt_popuLyarnee/ (дата обращения: 05.01.2014).
5. Неелова Н. Энциклопедия поискового продвижения Ingate. СПб.: Питер, 2014. 520 с.