Научная статья на тему 'Интернет-радио как новое направление развития медиатехнологий в практике вузовской библиотеки'

Интернет-радио как новое направление развития медиатехнологий в практике вузовской библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1032
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РАДИО / ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ / НОВЫЕ МЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИОПРОИЗВЕДЕНИЯ / INTERNET RADIO / READING PROMOTION / NEW MEDIA TECHNOLOGIES / NEW LIBRARY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Самошина Светлана Николаевна

В статье рассматривается организация интернет-радио на площадке вузовской библиотеки. Взаимодействие (альянс) библиотеки и радио в продвижении чтения - действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, создание нового и позитивного образа книги и библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the organization of Internet radio at the site of University Library. Interaction (Alliance) library and radio in promoting reading - an effective mechanism to attract the reader's interest in the book, creating a new and positive image of books and libraries.

Текст научной работы на тему «Интернет-радио как новое направление развития медиатехнологий в практике вузовской библиотеки»

УДК 028

С. Н. Самошина

Екатеринбург, Россия

ИНТЕРНЕТ-РАДИО КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

РАЗВИТИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ

ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интернет-радио, продвижение чтения, новые медийные технологии, новые библиотечные технологии, аудиопроизведения.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается организация интернет-радио на площадке вузовской библиотеки. Взаимодействие (альянс) библиотеки и радио в продвижении чтения - действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, создание нового и позитивного образа книги и библиотеки.

S. N. Samoshina

Yekaterinburg, Russia

INTERNET RADIO AS A NEW DIRECTION DEVELOPMENT OF MEDIA TECHNOLOGIES IN PRACTICE

UNIVERSITY LIBRARY

KEYWORDS: Internet radio, reading promotion, new media technologies, new library technologies.

ABSTRACT. The article deals with the organization of Internet radio at the site of University Library. Interaction (Alliance) library and radio in promoting reading - an effective mechanism to attract the reader's interest in the book, creating a new and positive image of books and libraries.

Основное предназначение университетов во все времена состояло в накоплении знания, приобщения к культурным, этическим, интеллектуальным, духовным ценностям. Профессиональная подготовка студента - основная, но не единственная цель высшей школы. Одной из основных задач вузовской библиотеки является воспитание и приобщение студентов к чтению, развитие их читательского вкуса, психологическая поддержка подрастающего поколения.

Пропаганда чтения всегда была приоритетным направлением информационно-библиотечной деятельности. Взаимодействие (альянс) библиотеки и радио в продвижении чтения - действенный механизм привлечения читательского интереса

к книге, создание нового и позитивного образа книги и библиотеки.

Библиотеки предназначены для того, чтобы не только хранить поступающую информацию, но и предоставлять ее потребителям. Образ жизни людей существенно изменился. Современный человек более мобилен, у него все меньше времени для неспешного, вдумчивого чтения, поэтому огромное количество информации, нужной для гармоничного развития личности, проходит мимо него. Этим объясняется неослабевающая популярность радиовещания: радио можно слушать, не отвлекаясь от основных дел, процесс познавания при этом идет без особых усилий со стороны слушателя. Таким образом, радио дает уникальные возможности для дости-

27

жения одной из главных целей библиотечной работы - донесение интересной и полезной информации до пользователя.

На рубеже XXI века одним из самых мощных и действенных контрагентов радиовещания стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Возникла необходимость расширения аудитории, что было сделано за счет эфирного вещания в сети Интернет. Он расширил возможности, упростил алгоритм действий по прослушиванию записей.

«^еЬ-радио», «версия радиостанции в Интернете», «станция радио в Интернете» - это уже не специальные термины, а хорошо известные адресату понятия [10]. Можно назвать несколько причин интереса и роста популярности Интернет-радио. Во-первых, с каждым годом сеть Интернет становится все больше, количество пользователей и точек доступа растет. Во-вторых, с ростом Интернета растет и его скорость. А с увеличением скорости, в сети растет популярность медиа ресурсов и с каждым днем их число увеличивается. В-третьих, преимущество интернет-радио заключается в том, что слушать его онлайн можно в любой точке мира.

Многочисленные функции аудио-трансляции правомерно сгруппировать следующим образом: 1) информационные: функция просвещения; 2) обеспечива-ющие социальное управление обществом: функция формирования личного мнения, воспитательная; 3) культурно-просветительские: функции эстетическая, развлечения - рекреативная. [2. С.218-221]

Для расширения репертуара биб-лиотечно-информационных услуг и повышения привлекательности образа вузовской библиотеки, Информационно-интеллектуальный центр - Научная библиотека Уральского государственного педагогического университета при грантовой поддержке некоммерческого фонда Михаила Прохорова запустила проект интернет-радио «Книжное эхо: книги и судьбы». В рамках проекта создаются радиопереда-

чи, посвященные знаменательным календарным датам и краеведческим событиям. В эфире звучат литературные произведения, к декламации которых привлекаются творчески активные студенты и сотрудники университета.

Цель радио-проекта - сделать чтение доступным и модным, а так же формирование в местном сообществе эффективного имиджа и престижа библиотеки как современного учреждения культуры и образования, расширение сферы библиотечной деятельности и библиотечных услуг, повышение активности читателей. Данный проект помогает читателям ориентироваться в потоке книжной информации.

Организуя интернет-радио, ИИЦ -Научная библиотека ставила перед собой ряд задач. Среди них - проведение радиопередач культурной, образовательной, краеведческой и литературоведческой направленности; информирование читателей о работе библиотеки посредством радиопередач (библионовости, анонсы мероприятий, обзоры литературы); повышение культурной активности студентов через привлечение их к участию в радиопередачах, радиовикторинах и конкурсах; воспитание молодежи в духе патриотизма с помощью радиопередач на краеведческие темы. Многие из поставленных задач успешно выполнены, другие - в планах и проектах, а некоторые - возникли спонтанно и заняли в этом ряду достойное место.

Аудиотрансляции по произведению литературы позволяет расширить представление о нем, переосмыслить содержание, ощутить себя участником происходящих событий. Аудиопроизведения должны оказывать содействие в становлении художественного вкуса, стимулировать к самостоятельному чтению печатной продукции, развитие способности восприятия и анализа информации на слух. [1]

Среди основных рубрик нашего радио «2015 - год Литературы», «Календарь удивленно листает страницы», «Дорога в Китай», «Музыка в эфире».

28

Книга - это неиссякаемый источник знаний, житейского опыта, мудрых мыслей. Великие поэты и писатели трудились, чтобы донести до нас свои мысли. Пусть говорят, что это было давно, времена меняются, но, читая классическую литературу, написанную столетия назад, мы узнаем на страницах книг себя и своих современников. Читая произведения современных авторов, окунаемся в современный мир, не только художественной литературы, но и фантастических произведений, что во все времена было интересно. В рубрике «2015 - год Литературы» студенты Института музыкального и художественного образования рассказывают о русских писателях и зачитывают наиболее интересные отрывки из их произведений. Среди них такие разноплановые писатели как Фонвизин и Бродский, Чехов и Ершов, Грибоедов и Сладков.

Авторское чтение литературных произведений определило новые формы восприятия литературы. Окружающие нас произведения литературы, «обретая голос», предстают как мир «оживших» персонажей. В этом смысле они всегда находятся в настоящем. [6. С.18] Социокультурный опыт автора литературного произведения, его мироощущение могут быть переданы слушателю через универсальный механизм аудиозаписи, который совпадает с методикой традиционного чтения. [7] Такие памятные даты как 23 февраля и 8 Марта отражены в рубрике «Календарь удивленно листает страницы». В этой рубрике сотрудники библиотеки рассказали об истории празднования Дня защитника Отечества, а мужчины нашего вуза прочитали очень красивые стихи, посвященные женщинам к их празднику.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни общества занимают вопросы освоения им культурной среды и проблемы, связанные с созданием и восприятием им культурных ценностей. Рубрика «Дорога в

Китай» возникла совместно с Отделом развития международных образовательных программ УрГПУ. Цель данной рубрики состояла в том, чтобы познакомить российских студентов, изучающих китайский язык и китайских студентов, изучающих русский язык с традициями, обычаями, культурой страны изучаемого языка. Мы благодарны сотрудникам, выпускникам и просто друзьям нашего вуза за возможность транслировать их песни на нашем радио в рубрике «Музыка в эфире».

Проект еще не использовал все свои возможности. Однако уже сейчас можно говорить о том, что перед нами одно из самых интересных интернет-начинаний, которые делают литературное пространство действительно общим и всепроникающим. А на подходе еще программы, посвященные двум замечательны датам - 70-летию Победы и юбилею УрГПУ.

Наряду со звучащими записями на странице радио на сайте библиотеки расположен подкаст - контент, который уже прозвучал на радио. Все материалы разбиты на рубрики. Это дополнительная возможность прослушать необходимые (или наиболее понравившиеся) передачи в любое удобное время и неограниченное количество раз, а также скачать. Интернет-радио позволяет выбирать передачи «по заказу» и не зависеть от эфирной сетки [12].

Нет необходимости доказывать, что при упадке культуры чтения сегодня у студентов происходит перераспределение знаний о литературе, провоцирующее глобализацию стереотипов «наивного читателя», по определению У. Эко. [8] Именно поэтому книга на радио - и гость желанный, и персонаж не скучный. Это еще недавно спорное утверждение сегодня не надо никому доказывать. В последнее время книга сознательно помещена в фокус медийного внимания.

Необходимо, чтобы аудиокультура стала объектом внимания системы образования, культурного сообщества, культурным смыслом, чтобы впоследствии стать

29

достоянием массового сознания. Как общество в целом, так и отдельные социальные группы транслируют овладевший массовым сознанием культурный смысл в раз-

ряд культурных ценностей, и тем самым обогатят коммуникативную культуру за счет актуализации аудиокультуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чукреева М.А. Аудиокнига как неотъемлемый элемент культурного наследия // Человек в мире культуры. - 2012. - №4. - С. 47-49

2. Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Очерки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. 331с.

3. Зубкова Н.Б. Информация в интернет-медиа: «расширение» человека // Человек в мире культуры. - 2012. - №2. - С. 68-71

4. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.

5. Круглый стол «Книга и чтение в жизни молодых россия: итоги года молодежи» // Информационный бюллетень РБА. - 2010. - №57. - С.69-73.

6. Василина Д. С. Современный тип трансляции культуры // Культура и образование: Сборник статей. Вып.14 / Под. Ред. В.Л. Бенина. - уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - С.16-19.

7. Суленева Н.В. Чтение как основа создания аудиокниги // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - №1(33). - С.22-24

8. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотики текста / У. Эко; пер. с англ. И ит. С.Д. Серебряного. - СПб.: Сипозиум, 2005. - 502с.

9. Гудова М.Ю. Культурная практика досугового чтения в современной информационной культуре // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С.374-376

10. Колодкин В. Радио в интернете // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -2004. - №1. - С. 103-110.

11. Карпенко И.И. Радиовещание в интернете: формы вещания, специфика профессиональной деятельности журналистов, новые направления развития // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - №1. - С. 150-158.

12. Нестерова Н.Г. Интернет-радио как новый тип медиа и основа новых дискурсивных практик // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №376. - С.20-24

13. Альтернативные площадки продвижения чтения: материал дискуссии // Университетская книга. - 2014. - №7-8. - С.71-75

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.