Научная статья на тему 'Интернет продажи перевозок'

Интернет продажи перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
925
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДАЖИ АВИАПЕРЕВОЗОК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ БРОНИРОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ УСЛУГИ / КРЕДИТНАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вороницына Галина Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы использования современных информационных технологий при продаже авиаперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET TRANSPORTATION SALES

The article deals with the use of sophisticated information technologies in air transportation sales.

Текст научной работы на тему «Интернет продажи перевозок»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 143

УДК 656.7.039.1/2:629,7

ИНТЕРНЕТ ПРОДАЖИ ПЕРЕВОЗОК

Г.С. ВОРОНИЦЫНА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье рассматриваются вопросы использования современных информационных технологий при продаже авиаперевозок.

Ключевые слова: продажи авиаперевозок, информационные технологии, электронное бронирование, Интернет услуги, кредитная карта.

Сердце «новой экономики» - это Интернет. Трэвел-сайты дают пассажирам доступ к расписаниям и тарифам и позволяют им осуществлять электронное бронирование. Хотя все четыре ГРС по-прежнему полагаются на традиционные агентства как на источник своих основных доходов, тем не менее каждая из них пытается перераспределить свои капиталы, диверсифицировать источники денежных поступлений и уменьшить зависимость от мелеющего канала реализации своих услуг.

Продажа авиационных услуг через Интернет стала основной заботой всех четырех ГРС. Каждая из них предоставляет своим агентствам возможность бронирования мест через Интернет и выполняет функции бронирования для нескольких интернетовских сайтов. Эти сайты принадлежат самым разным компаниям, поставщикам трэвел-услуг и самим компаниям ГРС.

В целом предлагаемые через Интернет услуги можно разделить на четыре типа.

Первый - это агентства, осуществляющие бронирование через Интернет. Дело в том, что каждая ГРС предлагает агентам интернет-доступ и программное обеспечение, необходимое для создания и поддержки собственного сайта, а также возможность пользоваться услугами данной ГРС через этот сайт. В первое время крупнейшие агентства оказывали именно такой тип услуг, но сегодня Интернет уравнял их в этой способности с мелкими и региональными агентствами.

Второй тип интернет-услуг - это прямая продажа ресурса мест самими перевозчиками. Побудительным мотивом тому служит экономическая эффективность. Сайты авиакомпаний, как правило, позволяют бронировать места только на рейсах данного перевозчика, а посему занимают гораздо меньшую долю рынка, нежели интернет-агентства. Интернет позволяет снизить расходы перевозчика по реализации своих услуг. Сайты авиакомпаний являются «первым поколением» трэвел-сайтов.

Третий тип - это онлайновые агентства, которые помимо авиабилетов предлагают бронирование отелей, аренду автомобилей и различные круизы. Однако эти сайты не являются самостоятельными - для осуществления функций бронирования они прибегают к услугам ГРС, а для выписки билетов, обслуживания клиентов и проводки бухгалтерских операций привлекают обыкновенные агентства. Такие онлайновые агентства представляют собой «второе поколение» трэвел-сайтов - они обеспечивают клиенту возможность выбора, но их возможности ограничены существующей архитектурой. В данный момент наметилась тенденция к оснащению пунктов продажи доступом в Интернет.

С недавнего времени появляются сайты, в которых задействованы другие бизнес-модели, например, принцип аукциона. Сайты такого типа, как правило, причисляют к сайтам «третьего поколения», поскольку они управляются клиентами. Ожидается появление и фьючерсных трэ-вел-сайтов.

И последний тип сайтов - это порталы (поисковики). Основной доход они получают от рекламы. Большинство порталов уже заключили эксклюзивные соглашения с онлайновыми агентствами и компаниями ГРС.

Традиционные методы оплаты, включая наличные деньги, банковские переводы, чеки, пластиковые карточки изобретены задолго до возникновения электронной коммерции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они не полностью соответствуют ее потребностям. Безусловно, при покупке обычного "физического" товара деньги можно взять с покупателя при доставке. Но если приобретается "цифровой" товар или информация, обязательно должен быть способ оплатить покупку прямо "на месте", то есть на сайте продавца. Вот почему в электронной коммерции чрезвычайно остро стоит вопрос разработки универсального способа оплаты покупок в Интернет, который бы позволил делать дешевые и безопасные платежи в режиме реального времени.

К способам оплаты покупок в Интернет, проводимым электронным путём, можно отнести следующие:

- оплата со счета мобильного телефона (m-commerce);

- оплата по картам предоплаты (скретч-картам);

- оплата электронными деньгами;

- оплата платежными картами.

Мобильная коммерция - это использование мобильных портативных устройств для общения, развлечения, получения и передачи информации, совершения транзакций через общественные и частные сети.

Сегодня на рынке появилась прекрасная возможность оплачивать услуги или товары различных компаний через мобильный телефон. Вы можете делать покупки в Интернет - магазинах, оплачивать коммунальные платежи и даже переводить деньги по банковским реквизитам. Вне зависимости от того, что и как Вы оплачиваете, процесс оплаты занимает всего 1-2 минуты, а сам платеж происходит практически мгновенно.

Некоторые мобильные компании предоставляют эту услугу бесплатно, как часть обычного пакета пользователя мобильного телефона. Деньги, которые будут использованы владельцем мобильного телефона для покупки товаров или услуг, могут быть сняты со счёта владельца телефона или со специальной карты, которую нужно сначала купить, а затем активировать со своего телефона.

Оплата услуги или товара происходит с помощью посылки секретного сообщения (SMS), включающего в себя цепочку информации типа номер счёта владельца телефона/сумма к оплате или кодовый номер товара или услуги/ номер счёта продавца.

В случае, если размер совершаемого платежа превышает остаток средств на текущей карте, необходимо активировать новую карту. При этом неиспользованные остатки денежных средств с предыдущих карт прибавляются к номиналу активированной карты.

Важно отметить, что для того, чтобы использовать эту функцию, телефон должен быть оснащён функцией WAP или некоторым собственным микробраузером. Мобильная коммерция делает пользователя еще более независимым, не привязанным к стационарным устройствам, предоставляя все вышеперечисленные возможности при наличии одного только мобильного телефона или карманного компьютера. Это очень важно для делового человека. Часто многое зависит от мгновенно принятого решения, и этому не должны препятствовать такие факторы, как невозможность быстрого оформления сделки или отсутствие доступа к информационным каналам.

Скретч-карты являются картами предоплаты поскольку, покупая их, вы делаете предоплату сервиса или товара, который собираетесь заказать. Своё название они получили от английского слова «scratch», что значит царапать. Именно наличие особенного защитного слоя, скрывающего буквенно-цифровой набор, является отличительной особенностью карт предоплаты. Очень важно отметить, что каждая карта предоплаты имеет свой уникальный серийный номер, который будет использоваться при оплате услуг.

Карты предоплаты выпускаются различными фирмами, бывают разного номинала и разного предназначения. Как правило, скретч-карта имеет ограниченный срок действия, который может варьироваться в зависимости от номинальной стоимости карты или других условий. Сама карта предоплаты представляет собой пластиковую карточку с размещённой на ней информацией относительно фирмы изготовителя, сферы её применения и срока её действия. Карты предоплаты получили достаточно широкое распространение. Они могут быть классифицированы по видам организации их функционирования, по уровню безопасности, а также по способу расчета.

Цифровую наличность можно представить себе как файлы-жетоны, заменяющие наличные деньги. Продавцы и покупатели могут свободно обмениваться этими "монетами" по сети, оплачивая ими товары и услуги. Для указанной цели участники системы устанавливают у себя на компьютерах особую программу - "электронный кошелек", который обеспечивает учет и передачу жетонов, а также проверку их подлинности. Цифровые деньги могут неограниченно долго обращаться в сети, но также могут в любое время быть обменены на настоящие деньги у организаторов системы или в банках, участвующих в ней.

Разновидностью электронных денег являются системы цифровых наличных, основанные на использовании технологии smart-card.

Современная смарт-карта - это маленький компьютер со своим процессором, памятью, программным обеспечением и системой ввода/вывода информации. В чипе такой карточки хранится не что иное, как электронные деньги в описанном выше смысле.

Пока смарт-карта употребляется как обычная дебетовая карта (называемая электронным кошельком), в которую вносятся записи о списании денег или просто информация о клиенте. Наличные цифровые деньги на базе смарт-карт не только могут обеспечить необходимый уровень конфиденциальности и анонимности, но и не требуют связи с центром для подтверждения оплаты в отличие от подобных систем на базе персонального компьютера. В связи с этим стоимость транзакции стремится к нулю, за исключением пополнения карты или обналичивания денег. Единственное неудобство состоит в том, что для перевода электронных денег с карточки на компьютер или обратно необходимо особое устройство для чтения карточек, ридер, присоединяемый к компьютеру.

Кредитная карта - именной платежно-расчетный документ в виде пластиковой карточки, выдаваемый банком своим вкладчикам для безналичной оплаты ими товаров и услуг в розничной торговой сети, снабженной компьютерными устройствами, передающими запрос на оплату товара в банк.

Кредитная карта удостоверяет наличие у ее владельца текущего счета в банке. В разных странах используются кредитные карточки американских кредитно-финансовых групп типа Visa, MasterCard, American Express и т.д.

Дебетовые карты могут использоваться при оплате товаров и услуг через Интернет в режиме он-лайн так же, как при получении наличных в банкомате: для совершения платежа клиент должен ввести номер карточки и PIN-код.

Поскольку использование классической кредитной карты для расчетов в Интернет является небезопасным, были разработаны виртуальные карты типа VISA E-c@rd и Virtual MasterCard, которые предназначены исключительно для расчетов в Интернет. VISA E-c@rd разработана по технологии международной платежной системы VISA Int. Virtual MasterCard разработана по технологии международной платежной системы MasterCard Int.

Выпуском подобных карт сегодня занимаются различные банки, своевременно оценив их преимущества и потенциал. VISA E-c@rd и Virtual MasterCard применяется исключительно для оплаты через Интернет товаров и услуг в электронных магазинах по всему миру, включая Россию, а также услуг операторов сотовой связи, провайдеров Интернета, туристических фирм и отелей.

Схема проведения платежей через Интернет выглядит следующим образом:

1. Покупатель на странице сайта авиакомпании выбирает товар или услугу, формирует «корзину» покупок и выбирает способ оплаты "кредитная карта".

2. Реквизиты карты (номер, имя владельца, дата окончания действия) передаются платежной системе Интернет для авторизации. При этом параметры кредитной карты могут вводиться как на сайте магазина (после этого они будут переданы на сервер платежной системы), так и непосредственно на сервере платежной системы. Для покупателя второй способ считается более безопасным, т.к. в этом случае снижается риск «утечки» сведений о карте.

3. Платежная система Интернет передает запрос на авторизацию в процессинговый центр платежной системы, который и производит авторизацию карты.

4. Результат авторизации передается платежной системе Интернет.

5. Продавец и Покупатель получают результат авторизации.

6. При положительном результате авторизации:

• авиакомпания оказывает услугу;

• процессинговый центр передает в расчетный банк сведения о совершенной транзакции. Деньги со счета покупателя в банке перечисляются через расчетный банк на счет авиакомпании.

Одной из основных проблем, связанных с платежами по кредитным картам, являются вопросы безопасности. Транзакция по кредитной карте через Интернет с точки зрения платежных систем сетей является "транзакцией без физического присутствия владельца", и как следствие того, повышается риск возможности перехвата личной и банковской информации во время транзакции.

INTERNET TRANSPORTATION SALES

Voronitcina G.S.

The article deals with the use of sophisticated information technologies in air transportation sales.

Сведения об авторе

Вороницына Галина Сергеевна, окончила МИЭИ (1974), кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - организация перевозок и коммерческая работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.